Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Органы внутренних дел в механизме обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий

Работа №16587

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
656
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий как составная часть политико-правового статуса гражданина Российской Федерации
1.1. Понятие и структура конституционно-правового статуса гражданина
Российской Федерации 8
1.2. Понятие и содержание права граждан Российской Федерации на
проведение публичных мероприятий 21
1.3. Конституционные гарантии права граждан Российской Федерации на
проведение публичных мероприятий 25
Глава 2. Механизм обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий и участие органов внутренних дел в обеспечении данного права
2.1. Понятие и структура механизма обеспечения права граждан Российской
Федерации на проведение публичных мероприятий. Место органов внутренних дел в данном механизме 28
2.2. Специфика охраны общественного порядка и общественной
безопасности в условиях массовых мероприятий 33
2.3. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению
права граждан России на проведение публичных мероприятий 40
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 57


Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации, провозглашая идеи правового демократического государства, закрепила в ст. 31 возможность участия граждан в публичных мероприятиях как одну из форм реализации его политико-правового статуса.Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований - это неотъемлемый и основополагающий элемент правового статуса гражданина любого демократического государства. Публичные мероприятия могут рассматриваться в различных аспектах: как форма проявления политической активности граждан, способ выражения различных взглядов и позиций, как способ выдвижения требований по любым вопросам жизни населения страны. Обращая внимание общества на те или иные потребности населения, давая возможность высказаться по поводу них и всесторонне их обсудить, публичные мероприятия тем самым дают материал для предложений, вносимых в законодательное собрание; правительство получает возможность правильно судить о нуждах населения и, сообразно с этим, направлять свою деятельность в ту или иную сторону.
Реализация гражданами права на участие в публичных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях имеет большой потенциал для развития гражданского общества, обеспечения стабильности основ конституционного строя, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Участие в управлении делами государства обеспечивает включенность граждан в процесс принятия государственных решений, проявление политической активности при решении социально значимых вопросов. Стоит отметить, что российский народ активно реализует предоставленное ему политическое право на
проведение публичных мероприятий. Так, страну захлестнула волна митингов в поддержку выборов кандидатов в Государственную Думу Российской Федерации, прошедших 4 декабря 2011 г., а так же прошли массовые митинги на Болотной площади, площади им. Сахарова, Манежной площади г. Москвы и площадях большинства российских городов с целью поддержки кандидатов в Президенты Российской Федерации 4 марта 2012 г. и выражения протеста против нечестных выборов.
Однако на сегодняшний день механизм обеспечения и реализации права граждан на участие в публичных мероприятиях имеют ряд недостатков. Проблема нарушений права человека на проведение публичных мероприятий приобретает в Российской Федерации первостепенное значение. Эти нарушения ставят под угрозу демократические ценности гражданского общества в России.
Показательно в данном контексте высказывание Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Настоящая демократия не создается одномоментное... Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии, и они должны «вместить» возросшую общественную активность».
В этой связи обязательным условием проведения публичных мероприятий является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, осуществляемая органами внутренних дел. В современных условиях организация охраны общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел в период проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
Реализация правомочий органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий также имеет ряд проблем. Нередко проявляется неспособность отдельных сотрудников органов внутренних дел к конструктивному диалогу, нахождению взаимопонимания с участниками данных мероприятий, вследствие чего происходит вынужденное применение физической силы. В последнее время такие действия носят не только массовый, но и системный характер. В геометрической прогрессии растет число фактов жестокого обращения с участниками публичных мероприятий, незаконных задержаний. Существует ряд и других проблем в данной области, влияющих на обеспечение права граждан, на проведение публичных мероприятий.
В этой связи настоящее исследование, посвященное анализу проблем обеспечения права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий и определению места в механизме обеспечения данного права органов внутренних дел, ставящее своей целью разработку научно обоснованных теоретических положений и конкретных рекомендаций, комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий, а также нормативной правовой базы, регламентирующей порядок организации и проведения публичных мероприятий, представляется актуальным и практически значимым.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения органами внутренних дел права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий и реализации гражданами данного права.
Целью работы является исследование содержания деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
- выявить сущность конституционного права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий;
- проанализировать существующие гарантии обеспечения права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий с целью оценки их достаточности и эффективности;
- раскрыть содержание механизма обеспечения права граждан России на проведение публичных мероприятий в условиях современного развития Российской Федерации, определить место органов внутренних дел в данном механизме;
- проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие право граждан России на проведение публичных мероприятий, сформулировать соответствующие предложения по их совершенствованию;
- определить роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации; проанализировать эффективность и достаточность форм и методов, используемых органами внутренних дел при обеспечении права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий;
- выявить пути совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению права на проведение публичных мероприятий, а также внести предложения и рекомендации по оптимизации этой деятельности.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, иные нормативные правовые акты муниципальных образований, нормативные правовые акты МВД РФ и другие документы, относящиеся к предмету исследования.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы, такие как диалектический метод познания правовой действительности, а также метод системного анализа; научные методы познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, формально¬логический, нормативно-правовой анализ.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее - Уголовный Кодекс РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - «КоАП РФ») и другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, в которых по три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты данной дипломной работы дает сформулировать следующие выводы: Категория политика-правового статуса личности выступает как самая широкая, обобщающая, раскрывающая все стороны закрепленного в праве состояния личности и выражающая при помощи правовых средств ее отношения с государством и иными субъектами политической системы. Совокупность политических прав, свобод, обязанностей человека, принципов функционирования личности в политической системе, гражданского состояния личности, и гарантий осуществления прав и свобод образует политико-правовой статус личности.
Политико-правовой статус выступает подсистемой общего конституционного статуса гражданин российской Федерации.
Политические права и свободы необходимо рассматривать, как возможность человека участвовать в общественно-политической жизни страны и в управлении делами государства.
Данная возможность обеспечивает законом. Тем самым реализуется связь государства и гражданина. Политические права граждан составляют основу демократии, они являются ценностями граждан, на которые должна ориентироваться государственная власть. Выступая в качестве средства контроля над властью и оценочного критерия демократического режима, политические права и свободы являются неотъемлемыми атрибутами цивилизованного общества.
Граждане в современной российской деятельности все больше стали выражать свои взгляды, мнения, выдвигать различные требования средством участия в публичных мероприятиях, во многих случаях подобного рода акции связаны с проявлением массовых эмоций. Они находят свое выражение в пикетированиях, митингах, протеста, в иных формах. Озлобленность, недовольство различными сферами жизни (политической, экономической, социальной, культурной) порождает волну негатива. Но на данном этапе строительства гражданского общества российский народ уже готов высказать свой протест. Это ярко выразилось в ряде акций населения по различным поводам самые яркие примеры поводов в 2011 - 2012 г. - нарушения на выборах в Государственную Думу Российской Федерации 4 декабря 2011 г., на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 г.
Выработанные мировой практикой и установленные на уровне основного закона государства права, обязанности и гарантии человека и гражданина в политической сфере являются платформой для осуществления политика - правового статуса. Политическая сфера является той областью, где человек осознанно реализует свое творческое участие в управлении делами государства, в осуществлении государственной власти. С помощью активных, а в некоторых случаях и пассивных действий граждан реализуется гражданская инициатива, осуществляется защита прав и интересов всеми законными способами: от петиций и участия в публичных мероприятиях до обращения в суд.
В свою очередь государство гарантирует своим гражданам признание, соблюдение и защиту прав и свобод. Это одна из главных целей и ведущих направлений его деятельности. Прав на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований вытекает из свободы мысли и слова естественные, неотчуждаемые свободы.
Целью свободы собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований является обсуждение различных вопросов и проблем, касающихся, в том числе политики органов государственной власти, решений органов и должностных лиц местного самоуправления или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности, принудить органы государственной власти и местного самоуправления к принятию каких-либо решений, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Право на проведение публичных мероприятий является негативным правом. С одной стороны, гражданин стремится к реализации своих позитивных прав, а с другой, в случае возникновения какого-либо препятствия на пути реализации данных прав, он делает все необходимое для реализации негативных прав. Чтобы жить в атмосфере свободной реализации своих прав необходимо исполнять обязанности, и при этом учитывать права и интересы других субъектов отношений общество, государство.
При этом гражданин, если он является правоспособной и дееспособной личностью, ежедневно осознает, что в соответствии с законодательством он наделен правом, отстаивать свои интересы, которые зачастую в его глазах выступают его собственным благом. То есть человек понимает, что если что- то помешает ему в реализации своих прав, которые несут ему повседневные блага, он может воспользоваться правом для отстаивания своих интересов и нереализованных прав. Так зачастую гражданин, реализуя свое право на проведение публичных мероприятий всего лишь отстаивает свое нереализованное право на достойную жизнь, отдых, образование, лечение. Для конституционных правы граждан России на проведение публичных мероприятий общими гарантиями выступают уровень социально-экономического, духовно-культурного развития общества и государства.
К специальным юридическим средствам эффективной реализации права граждан России на публичные мероприятия следует отнести определение в законе порядка осуществления указанного права, средств и мер его защиты в случае нарушения возможность обжалования, обращения за защитой в суд, ответственности должностных лиц и граждан за ущемление данного права.
Юридические гарантии реализации права граждан России на проведение публичных мероприятий, направлены на обеспечение организационно-правовых средств правомерной реализации права граждан на проведение публичных мероприятий, и включают в себя: прежде всего,принципы использования данного права демократические начала; пределы использования рассматриваемого права, их конкретизацию в текущем законодательстве; определенный порядок использования гражданами России данного права (процессуальные формы реализации). Гарантии зашиты права граждан России на проведение публичных мероприятий действуют в случае нарушения данного права, возникновения препятствий на пути его использования. Данную группу правовых гарантий составляют институты защиты прав и свобод человека и гражданина. От уровня и качества гарантий зависит эффективность реализации права граждан России на проведение публичных мероприятий, успешное предотвращение или пресечение нарушений данного права, справедливое восстановление нарушенного права на собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования.
Под механизмом обеспечения права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий предлагается понимать процесс воплощения правовых предписаний через систему определенных органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел, органов местного самоуправления, общественных объединений и через используемые ими правовые средства, направленные на создание благоприятных условий для беспрепятственного пользования гражданами правом на проведение публичных мероприятий. В данном определении фигурируют следующие элементы механизма обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий: субъекты обеспечения (предоставленные определенными органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел, органами местного самоуправления, общественными объединениями), деятельность данных органов (формы и методы деятельности этих органов, с помощью которых воплощаются правовые предписании); правовые средства обеспечения (нормы и принципы права, а также тот инструментарий, владение которым позволяет реализовать права и свободы личности); и объект обеспечения право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий. Такого рода понимание, можно считать весьма емким, поскольку оно затрагивает самые разные стороны самого процесса обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий.
В определении понятия механизм обеспечении права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий мы выделяем органы внутренних дел как один из элементов данного механизма, так как органы внутренних дел принимают непосредственное участие в обеспечении рассматриваемого права.
Сама суть существования органов внутренних дел в нашем государстве обусловлена необходимостью обеспечения правопорядка, поэтому их роль в обеспечении права граждан на проведение публичных мероприятий очевидна и первостепенно важна. Без эффективной работы сотрудников органов внутренних дел по обеспечению правопорядка публичные мероприятия становятся неподконтрольными, таящими в себе массу скрытных опасностей. Более того, органы внутренних дел наряду с органами местного самоуправления и другими органами исполнительной власти являются одним из главных субъектов механизма обеспечения права на проведение публичных мероприятий.
Обеспечение эффективной охраны общественного порядка и безопасности при проведении публичных мероприятий - это непрерывный процесс постоянного совершенствования деятельности органов власти, всех должностных лиц, принимающих участие охране правопорядка при организации и проведении публичных мероприятий. Обеспечение охраны общественного порядка при организации и проведении публичных мероприятий осуществляется в три этапа: подготовительный,
исполнительной и заключительный.
Конфликт между организаторами публичных мероприятий и органов власти зачастую можно объяснить несовершенством законодательства в этой сфере и отсутствием четких правовых механизмов реализации гражданами своих конституционных прав. Так, в ходе анализа практики применения Федерального закона № 54 - ФЗ « О применении контрольно - кассовой техники» становится очевидной его недостаточная технологичность. В указанном законе отсутствует четкая формулировка исчерпывающих оснований запрета массового мероприятия. Более того, он включает в себя ряд неясных формулировок, допускающих фактический запрет со стороны уполномоченного органа власти на проведения публичного мероприятия с использованием для этого формальной процедуры согласования.
В сравнении с российским, западное законодательство формулирует к организаторам публичных мероприятий и к порядку проведения массовых собраний граждан более конкретные и более жесткие требования. В их числе значительный срок рассмотрения заявок в крупных городах Соединенные Штаты Америки, предоставленные местными властями право запрещать любые демонстрации Франции, запрет маскировать лицо во время проведения публичных мероприятий Федеративная Республика Германии, введение временных мораториев на проведение публичных мероприятий Великобритания.
Главная задача в вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий заключается в том, чтобы организаторы мирных публичных мероприятий проявляли готовность к конструктивному сотрудничеству с органами власти, а органы власти, в свою очередь, не злоупотребляли процедурой «согласования», иными словами, не применяли ее для превращения уведомительного порядка проведения публичных мероприятий в разрешительный.
Роль органов внутренних дел в механизме обеспечения права граждан России на проведение публичных мероприятий определяется кругом их полномочий, позволяющим им участвовать в обеспечении данного права. Раскрывается это роль в различных формах и методах деятельности органов внутренних дел по осуществлению данных им полномочий.
Выделяются правовые формы деятельности органов внутренних дел в работе по обеспечению права граждан России на проведение публичных мероприятий и не правовые, организационные. Любая из этих форм служит выражением существа всего процесса деятельности органов внутренних дел по обеспечению права граждан России на проведение публичных мероприятий. Вместе с тем граница между ними довольно неотчетлива, поскольку во многом они дополняют друг друга.
Вся система мер принуждения является непременным набором средств в деятельности органов внутренних дел, направленных на обеспечение безопасности и правопорядка при проведении публичных мероприятий. На сегодняшний день нам представляется маловероятным то обстоятельство, что органы внутренних дел в своей непосредственной деятельности могли бы достичь поставленных перед ними задач без применения института принуждения. И то, что законодатель в законе о полиции впервые регламентировал наличие института государственного принуждения в деятельности органов внутренних дел, говорит о самом пристальном внимании со стороны государства к деятельности органов внутренних дел, сопряженной с применением принуждения.
Органы внутренних дел обладают достаточно широким перечнем мер принуждения, и использование их, исходя из вышеуказанных критериев, позволит достичь цели и решить задачи, поставленные перед органами внутренних дел.
Однако, как бы ни были необходимы меры принуждения в деятельности органов внутренних дел, мы придерживаемся точки зрения, что наибольший эффект дает использование метода принуждения в качестве крайней меры, в дополнение к методу убеждения. Именно метод убеждения органы внутренних дел должны по возможности использовать при охране общественного порядка во время проведения шествий, митингов и демонстраций.
Метод убеждения, как наиболее гуманный и демократический, должен иметь приоритет при обеспечении конституционных прав граждан. И лишь в случае возникновения при проведении публичных мероприятий критических и опасных ситуаций, когда метод убеждения теряет свою эффективность
Последний из методов является публичное поощрение граждан сотрудниками органов внутренних дел в качестве еще одного метода деятельности органов внутренних дел по обеспечению права граждан Российской Федерации. Поощрение граждан активно и добровольно участвующих в охране общественного порядка при проведении собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. Пока же этот метод крайней редко используется органами внутренних дел. А возможности его применение весьма широкое.



1. Конституция Российской Федерации (принято всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Сборник законодательства РФ. 04.08.2014 г. №31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017 г.).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 -ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 28 марта 2017 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. I) ст. 4921.
5. Федерального закона «О полиции от 07.02.2011№ 3»
6. Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях от 30 декабря 2008 года (с изменениями и дополнениями от 01.07.2014).
2. Научная и учебная литература
1. Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т./ Отв. Ред. М.Н. Марченко. Т.1 Теория государства. - М., 2000. - 335. С.
2. Старосьцяк Е.Н. Правовые формы административной деятельности. М., 2009. 55 С.
3. Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997 -352 с.
4. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики: В 2 кн. 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Статут, 2004. - 829 с.
5. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статус,2000. - 251 с.
6. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации: учебник - М., 1996. - 315 с.
7. Атаманчук Г.В. Административное право. - М.: Академия государственной службы, 2004. - 301 с.
8. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. - М.: Издательство Норма, 2000. - 640 с.
9. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. - М.: Юрид. лит., 1975. - 192 с.
10. Глущенко П.П., Жильский Н.Н. Административное право. Краткий курс. - М. - 2011. - 272 с.
11. Головистикова А.Н. Административное право России в таблицах и схемах. Учебное пособие. - М.: Эксмо. 2006. - 320 с.
12. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М.,2001. - 163 с.
13. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Килясханов И. Административное право России. (Учебник). - М. 2012. - 759 с.
14. Кондратов Б. П. Общественная безопасность и административно¬правовые средства ее обеспечения. - М.: Щит-М, 1998. - 281 с.
15. Колонтаевский Ф.Е. Понятие и содержание организации охраны общественного порядка. - М., 2002. - 241 с.
16. Лончаков А.П. Административно - правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях: учеб. пособие. - Владивосток, 1996. - 125 с.
17. Манохин В. М. Российское административное право: учебник. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
18. Макарейко Н.В. Административное право. Краткий курс лекций. - М.,2014. - 116 с.
19. Новиков B.C. Правовые основы применения физической силы сотрудниками милиции. - М., 2006. - 115 с.
20. Нечевин Д.К. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении массовых. - М., 2001. - 245 с.
21. Попов Л.Л. Административное право. - 2 - е издание. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с.
22. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 128 с.
23. Серегин А.В. К вопросу о понятии общественного порядка в Советском общенародном государстве. М.: «Труды Высшей школы МООП РСФСР», 1963. - 246 с.
24. Стахов А.И. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 111 с.
25. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка - М.: Юрид. лит., 1971. - 134 с.
26. Хаманева Н.Ю. Административное право России: Курс лекций. М.: Проспект, 2008. - 704 с.
27. Четвериков В.С. Административное право: Учебное пособие. - М. 2014. - 142 с.
28. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. - М.: Проспект, 1999. - 200 с.
29. Безруков А.В: Конституционное право России. - М.: Юстицинформ. -2015. - С.26.
30. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учеб. Для бакалавров. - М.: Юрайт, 2015. - 26. С.
31. Витрук Н.В. Обшая теория правового положения личности М.: 2010. - 237. С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ