Объект исследования - ООО «Центр Евроазиатского Гуманитарного Сотрудничества «ОДИН ПУТЬ» (г. Ростов-на-Дону).
Основной вид деятельности – деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО- МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕРВИСА 5
1.1 Социально-экономическая природа и феномен качества обслуживания клиентов сервисной организации…………………………………………………..5
1.2 Основные методы управления качеством обслуживания на предприятиях сервиса …17
1.3 Методика проведения анализа качества обслуживания на предприятии…….21
2 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЕМ КЛИЕНТОВ В ООО ЦЕАГС 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ООО ЦЕАГС 29
2.2 Механизм оценки управления качеством обслуживания в ООО ЦЕАГС 33
3 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СЕРВИСА В ООО ЦЕАГС 41
3.1 Мероприятия по улучшению качества обслуживания на предприятии сервиса в ООО ЦЕАГС 41
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий в ООО ЦЕАГС 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Любое предприятие основной целью своей деятельности ставит успешность и эффективность своей работы. Для коммерческого предприятия важно получение максимального размера прибыли, для некоммерческого – удовлетворение потребностей своих клиентов или другие социальные достижения.
В настоящее время менеджмент многих предприятий сервиса заявляет о важности удовлетворения и сохранения потребителей. Самая очевидная причина, заставляющая предприятия беспокоиться об удовлетворении потребителей, состоит в том, что от этого зависит, захотят ли потребители вновь оплатить ее услуги. Поэтому, организации сосредоточивают внимание на том, чтобы гарантировать клиентам удовлетворительный опыт обслуживания. Хотя, следует отметить, что это не всегда гарантирует лояльность пользователей: вероятность того, что клиенты останутся верны организации, зависит от уровня их удовлетворенности. Поэтому данная тема является актуальной и требует детального рассмотрения.
Анализ литературы по проблематике выпускной квалификационной работы показывает, что проблема изучения качества обслуживания предприятия сервиса в целом достаточно широко освещена в научной литературе.
Несмотря на многоплановое освещение актуальных проблем эффективности управления качеством обслуживания предприятия сервиса, данные вопросы являются во многом дискуссионными, что обусловлено существующим различием в методико-методологических подходах исследователей к их определению.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений совершенствования управления качеством обслуживания на предприятиях сервиса.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическая природа и феномен качества обслуживания клиентов сервисной организации;
- исследовать основные методы управления качеством обслуживания на предприятиях сервиса;
- изучить методику проведения анализа качества обслуживания на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО ЦЕАГС;
- оценить механизм управления качеством обслуживания;
- представить мероприятия по улучшению управления качество обслуживания на предприятии сервиса;
- оценить экономическую эффективность мероприятий.
Объект исследования– предприятие сервиса.
Предмет исследования – совершенствование управления качеством обслуживания предприятия сервиса.
Методологической базой исследования в выпускной квалификационной работе послужили такие методы познания, как метод анализа научно-методической литературы, сравнительного анализа, классификации, моделирования, исследования и обобщения.
Теоретической основой исследования в данной работе являются нормативно-правовые акты, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам качества обслуживания предприятия сервиса.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы и предложения, сделанные в процессе исследования, могут использоваться в дальнейшей деятельности предприятия ООО ЦЕАГС.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения списка использованных источников и приложений.
Высокое качество обслуживания важно, поскольку оно положительно влияет на удовлетворенность и лояльность клиентов. Высокое качество обслуживания помогает организациям удерживать текущих клиентов и привлекать новых. Кроме того, высокое качество обслуживания снижает затраты, связанные с привлечением новых клиентов. Важность качества невозможно переоценить. Его часто называют важнейшим фактором удовлетворенности клиентов. Концепция качества обслуживания необходима для понимания ожиданий постоянных клиентов и их восприятия поставщиков услуг. Поставщик услуг должен знать, чего хотят клиенты и как они могут это предоставить постоянным клиентам. Существует множество способов измерения параметров качества обслуживания, например, модель структурных уравнений. Одним из наиболее важных аспектов измерения качества обслуживания является определение разрыва между фактическими показателями и ожиданиями клиентов. Эти пробелы называются пробелами в качестве обслуживания.
Основной целью системы менеджмента качества в сфере услуг является разработка необходимых процессов для предоставления услуг, отвечающих требованиям клиентов, и повышения их удовлетворенности. Важность качества обслуживания и значимость системы менеджмента качества трудно переоценить. Управляя качеством услуг, компания развивает структуру поддержки для всего своего бизнеса. Управление высококачественным обслуживанием в форме СМК немедленно демонстрирует клиентам и потенциальным клиентам, что компания серьезно настроена на удовлетворение их потребностей, что является явным конкурентным преимуществом. Внедрение системы менеджмента качества в сфере услуг дает компании необходимые инструменты для улучшения своих процессов и повышения удовлетворенности клиентов.
Существуют различные способы оценки качества обслуживания в сервисном предприятии. В качестве основного критерия следует принимать удовлетворение требований потребителей. Необходимы признание и реализация системного подхода к управлению качеством как наиболее эффективному методу достижения целей и задач в области качества. При оказании услуг высокого качества следует использовать соответствующие средства труда. Необходимы непрерывное и систематическое обучение, специализированная профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров и постоянное повышение их квалификации в обеспечении качества и управлении им.
«ЦЕНТР ЕВРОАЗИАТСКОГО ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА «ОДИН ПУТЬ» создан для расширения сотрудничества в области образования сфере между КНР и Россией. Цель ООО ЦЕАГС – установление контактов и связей между школами КНР и России, колледжами и высшими учебными заведениями этих стран, организация новых партнерств «школа-вуз», «вуз-вуз» и т.п.
Компания ООО ЦЕАГС работает в городе Ростов-на-Дону, оказывает широкий спектр информационных и консультационных услуг в сфере обучения китайскому языку и сотрудничества в сфере образования между Россией и Китаем. В штате организации работают профессиональные квалифицированные специалисты. Компания работает на рынке уже несколько лет и зарекомендовала себя, как надежная компания, предоставляющая услуги высокого качества и способная решить любой вопрос. Был проведен анализ финансового состояния и результатов деятельности ООО ЦЕАГС. За последние три года наблюдается сокращение деятельности компании, которое выражается в падении показателей выручки и прибыли, в 2023 году был получен убыток. Активы компании полностью состоят из оборотных активов, основных фондов организация не имеет. Также организация не использует кредиты и займы для осуществления своей деятельности.
Анализ качества обслуживания в ООО ЦЕАГС показывает неэффективность действующей системы управления качеством, снижение отмечается по показателям доходов компании. Опрос удовлетворенности клиентов обслуживанием в ООО ЦЕАГС в целом показал, что большая половина клиентов довольна обслуживанием, но также были выявлены и проблемы, которые требуют разработки рекомендаций по их устранению.
Как показал опрос клиентов ООО ЦЕАГС, работа персонала организации в целом может быть оценена как хорошая, однако, 21% опрошенных дали ее деятельности оценку ниже среднего и средне. Как видно, для клиентов большое значение имеет уровень цен на услуги организации, а также удобное время занятий и квалифицированный персонал. Кроме того, клиенты ценят доброжелательную атмосферу. Многие клиенты в ближайшее время не планируют снова пользоваться подобными услугами, кроме того, многие клиенты хотели бы получить более широкий спектр услуг. Из недовольных качеством услуг - клиенты столкнулись с проблемами во взаимодействии с персоналом, а также хотели бы получить более широкий ассортимент услуг.
Анализируя телефонные разговоры специалистов, максимальные оценки получены за начальный этап переговоров специалиста с клиентом: быстрый ответ на звонок клиента, приветствие. Меньшие оценки получены за качество переговоров с клиентов, ответы на вопросы клиентов, наводящие вопросы для выявления потребностей клиентов. То есть, требуется работа со специалистами по повышению качества осуществления звонков.
Анализ работы сайта ООО ЦЕАГС показал, что максимальных оценок сайту ООО ЦЕАГС поставило только 8% пользователей. Среди основных недостатков приложения клиенты, как правило, выделяют «низкая информативность сайта», «плохая работа чата», «некомпетентность персонала», «плохая работа службы поддержки» и др.
Одной из причин неудовлетворенности потребителей услугами ООО ЦЕАГС является недостаточно широкий ассортимент услуг, предлагаемых организацией. В качестве рекомендации по улучшению качества обслуживания на предприятии ООО ЦЕАГС предлагается проведение детских праздников для расширения целевой аудитории и привлечения семей с детьми. Тематические мероприятия будут способствовать укреплению имиджа ООО ЦЕАГС, как организации, в которой есть услуги для всех возрастных категорий клиентов, куда можно прийти всей семьей и где дети могут весело провести время, узнать много нового и интересного, а родители в это время могут также получить различные образовательные, информационные и консультационные услуги.
С целью продвижения услуг ООО ЦЕАГС должна быть проведена работа по улучшению сайта организации, а также активизировать работу в социальных сетях. В настоящее время ООО ЦЕАГС имеет группу «ВКонтакте», но последняя запись в ней от 2021 года, количество подписчиков – 19. Социальные сети в настоящее время являются эффективным и легкодоступным инструментом для общения с целевой аудиторией, с помощью которого можно определить уровень удовлетворенности услугами своих клиентов, получать обратную связь.
Для улучшения качества обслуживания в ООО ЦЕАГС важно работать с персоналом. Разработка дифференцированной системы оценки компетенций в зависимости от занимаемой должности позволит повысить эффективность деятельности персонала ООО ЦЕАГС и, соответственно, качество обслуживания.
Современные методы мотивации персонала включают в себя элементы геймификации, поэтому можно предложить в качестве стимулирования трудовой активности сотрудников ООО ЦЕАГС проведение квестов, соревнований и т. д. Использование игры в качестве мотивации вызывает у сотрудников азарт стать первым, победить и получить вознаграждение. Данный метод эффективен, если перед компанией стоит цель повысить объем продаж за определенный период либо нарастить клиентскую базу.
Использование методики расчета показателей KPI позволит значительно повысить эффективность работы сотрудников сервисного предприятия. Необходим переход к такой системе управления, которая позволит обеспечить ответственность субъекта за результаты принимаемых решений. Это позволит сотрудникам сосредоточиться на выполнении приоритетных задач своей деятельности и наиболее рационально распределять ресурсы для их выполнения, что повысит эффективность деятельности организации ООО ЦЕАГС.
Прирост выручки от внедрения предложенных мероприятий составит 1627,5 тыс. руб., что позволяет сделать вывод об экономической эффективности предлагаемых мероприятий по повышению управления качества обслуживанием в ООО ЦЕАГС.
Таким образом, все предложенные рекомендации имеют положительную социально-экономическую эффективность, будут улучшать бизнес-процессы в компании ООО ЦЕАГС, следовательно, положительно отразятся на общей эффективности деятельности предприятия, качестве обслуживания, повышении уровня конкурентоспособности и способности работать как на внутреннем, так и на мировом рынке. Ожидается повышение мотивации персонала организации и, соответственно, повышение производительности труда, что положительно отразится на финансово-экономическом состоянии организации.
1. Бабокин, Г. И. Основы функционирования систем сервиса. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Г. И. Бабокин, А. А. Подколзин, Е. Б. Колесников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 423 с.
2. Баканов, Е. А. Управление услугами сферы культуры : учебное пособие для вузов / Е. А. Баканов, А. С. Тельманова, Н. М. Трусова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 202 с.
3. Барышникова, Н. А. Экономика организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 184 с.
4. Бенин, В. Л. Экономика социальной сферы : учебное пособие / В. Л. Бенин, Ю. Р. Лутфуллин, А. А. Попова. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 216 с.
5. Булякова, Р. Р. К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг / Р. Р. Булякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 68-70.
6. Василенко, Н. В. Экономика сферы услуг : учебник / Н.В. Василенко. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 439 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/996072. - ISBN 978-5-16-014659-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1981647 (дата обращения: 08.04.2024).
7. Ватолкина, Н. Ш. Управление качеством в сфере услуг в условиях цифровой трансформации экономики : монография / Н. Ш. Ватолкина. - Москва : МГТУ им. Баумана, 2019. - 180 с.
8. Восколович, Н. А. Экономика платных услуг : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 441 с.
9. Депутатова, Е. Ю. Методика оценки и факторы повышения качества обслуживания в розничной торговле : учебное пособие / Е. Ю. Депутатова, А. О. Зверева, С. Б. Ильяшенко. - 4-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. - 138 с.
10. Диянова, С. Н. Маркетинг сферы услуг : учебное пособие / С. Н. Диянова, А. Э. Штезель. - Москва : Магистр : Инфра-М, 2019. - 192 с.
11. Жабина, С. Б. Маркетинг продукции и услуг. Общественное питание : учебное пособие для вузов / С. Б. Жабина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 264 с.
12. Жильцова, О. Н. Связи с общественностью : учебное пособие для вузов / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 337 с.
13. Инновационный маркетинг : учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 474 с.
14. Каменева, С. Е. Организация коммерческой деятельности в сфере услуг : учебное пособие для вузов / С. Е. Каменева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 76 с.
15. Кобяк, М. В. Управление качеством гостиничного предприятия : учебник для вузов / М. В. Кобяк, С. С. Скобкин ; под редакцией С. С. Скобкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 502 с.
16. Колочева В.В. Управление качеством услуг: учебное пособие / В.В. Колочева. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018 – 99 с.
17. Курочкина, А. Ю. Управление качеством услуг : учебник и практикум для вузов / А. Ю. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 172 с.
18. Лебедев, А. Л. Экономика отрасли : практикум / А. Л. Лебедев. - Москва : Научный консультант, 2022. - 40 с.
19. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие для вузов / И. М. Лифиц. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 408 с.
20. Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник и практикум для вузов / И. М. Лифиц. — 15-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 462 с.
21. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 396 с.
22. Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.] ; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 379 с.
23. Новикова, М. А. Основы маркетинга сферы услуг : учебное пособие / М.А. Новикова. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 192 с.
24. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 1. Метрология : учебник для вузов / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 235 с.
25. Развитие сферы услуг на основе клиентоориентированного подхода : монография / В.В. Груздева, Г.В. Груздев, Ю.С. Клюева, В.В. Конова. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 172 с.
26. Роменская, А. В. Оценка влияния корпоративной культуры на качество услуг образовательного учреждения / А. В. Роменская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 317-320.
27. Салахова, В. Г. Управление качеством услуг в гостиничном бизнесе / В. Г. Салахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 263-265.
28. Салахова, В. Г. Роль и значение качества в гостиничном бизнесе / В. Г. Салахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 87-88.
29. Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 348 с.
30. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учебник для вузов / С. С. Скобкин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 212 с.
31. Суслова, Ю. Ю. Экономика предприятия: организационно-практические аспекты : учебник / Ю. Ю. Суслова, И. В. Петрученя, Е. В. Белоногова. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2023. - 208 с.
32. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 435 с.
33. Чуваткин, П. П. Управление персоналом гостиничных предприятий : учебник для вузов / П. П. Чуваткин, С. А. Горбатов ; под редакцией П. П. Чуваткина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 280 с.
34. Шмелева, Н. В. Экономика устойчивого развития : учебное пособие / Н. В. Шмелева. - Москва : Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2018. - 68 с.
35. Экономика предприятия (организации, фирмы) : учебник / О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко, С.Б. Баурина [и др.] ; под ред. О.В. Девяткина, А.В. Быстрова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 777 с.
36. Экономика предприятия : методические указания для самостоятельной работы студентов / сост. Н. А. Храмцова ; СибАДИ, Институт «Информационные системы, экономика и управление», Кафедра «Экономика, логистика и управление качеством». - Омск : СибАДИ, 2022. - 29 с.
37. Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 508 с.
38. Экономика предприятия : учебник для вузов / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда ; под редакцией Е. Н. Клочковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 370 с.
39. Экономика предприятия: практический курс : учебник и практикум для вузов / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 492 с.
40. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 344 с.
41. Всероссийская система данных о компаниях и бизнесе: [Электронный ресурс]. URL: https://zachestnyibiznes.ru/.