Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российский федерализм и его роль в решении проблем современного государства

Работа №137128

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
1.1 Многообразие подходов к исследованию сущности и функций федерализма
1.2 Эволюция федерализма в русской политико-правовой традиции
18
1.3 Предпосылки формирования современной модели федерализма в России
30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ36
2.1 «Политический торг» между федеральными и региональными органами
36
власти
2.2 Роль партийной системы в федеративной модели России
44
2.3 Влияние этнического многообразия на построение федеративных отношений в России
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Масштабные федеративные преобразования в сфере государственного
строительства, проводимые в России с 90-х гг., имеют огромное значение для
сохранения и укрепления целостности государства, а также обеспечения его
безопасности, как с точки зрения внутреннего устройства, так и в рамках
международных отношений. Более того, определение главных направлений
совершенствования федерализма играет важную роль в процессе организации
поля публичной политики на федеральном и региональном уровне, и, что не
менее существенно, способствует совершенствованию формы
государственного устройства России.
В научном мире нет единой точки зрения относительно роли федерализма
в решении проблем современного государства. Для большинства
многонациональных государств федерализм, как форма государственного
устройства, представляет собой естественную составляющую устойчивого
развития, основанного на требованиях демократической и правовой системы.
Именно федерализм, с одной стороны, направлен на укрепление
государственного единства, а с другой - на сохранение национальной
идентичности, культуры наций и этносов, которые формируют современное
государство. В связи с этим, представляется актуальным изучение мирового
опыта развития федерализма для комплексного анализа проблем, которые
связаны с совершенствованием и развитием российского федерализма.
Развитие федерализма в России имеет свою уникальную традицию. Уже
на заре своего образования Древняя Русь представляла собой попытку
интеграции различных этносов в форме конфедерации. Однако начиная с
Московского царства, Россия отличалась сильной централизацией
государственной власти, а превратившись в империю при Петре I, жесткой
национальной политикой. Для большевиков федерализм уже представлял собой
способ умиротворения национальных окраин, что сформировало одну из4
главных проблем российского федерализма. В начале 1990-х гг. лозунги
развития федерализма стали прикрытием стихийной децентрализации,
получившей название «парад суверенитетов», и чуть не привели к распаду
России. Эти кардинальные изменения, которые произошли в XX веке в
общественно-политическом строе России, напрямую повлияли на развитие
федеративных отношений, а также оставили много нерешенных проблем. Они
привели к формированию в стране особой модели федерализма. Таким образом,
актуальным видится рассмотрение специфики этапов становления федерализма
в России, что позволит раскрыть перспективу его совершенствования.
Основные политико-правовые параметры федерации в России закреплены
в Главе 1 Конституции РФ «Основы Конституционного строя» и Главе 3
«Федеративное устройство» и согласуются с теорией и практикой
федерализма.1 Однако, несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает
Россию федеративным государством, стоит отметить, что в данный момент она
находится на стадии трансформации, как в политико-экономическом плане, так
и с точки зрения государственного устройства. Российской Федерации присущи
черты переходного периода, в котором есть как элементы автократии и
унитаризма, доставшиеся от прежней советской системы, так и тенденции
демократизации и децентрализации, которые стали итогом институционального
строительства 90-х годов. Это означает, что в российском политическом
пространстве федерализм существует лишь как конституционная форма,
которая требует своего наполнения в виде эффективной, реально действующей
модели государственного устройства.
Опыт зарубежных федераций и история советского федеративного
(союзного) государства показывают, что формальное закрепление
федеративных принципов не является гарантом эффективного
функционирования государства. Важным также является контекст (социально-политический, исторический и т.д.) становления и развития федерации.
Проблемный характер развития федеративной государственности России
1
Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М., 2011. С.4.5
определяется тем, что на ее развитие и становление оказывает влияние
неразвитость и пассивность гражданского общества. В связи с этим, в
государственном строительстве сегодня доминирует традиционный стиль
осуществления политической власти, инициирующей реформы «сверху».
На современном этапе развития остается нерешенным вопрос о
значимости федерализма как востребованного и действенного ресурса
политики ее субъектами федеративного и регионального уровня, а также
политическими партиями в ходе формирования стратегии и тактики
политической борьбы, и, особенно, в ходе выработки и осуществления
национальной политики. Учитывая, что Российская Федерация является
многонациональным государством, то степень корреляции федеративных
принципов и этнического многообразия вызывает существенный
исследовательский интерес. Происходит это в первую очередь потому, что
принципы федерализма детерминируют изменения в структуре публичной
власти в этнических регионах, способствуют формированию региональной
идентичности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, приведенный выше теоретический материал о сущности,
структуре и основах федеративной государственности подтверждает тезис о
многогранности понятия «федерализм». Детальный разбор содержания базовых
концепций федерализма, который был проведен в первой главе данной
выпускной квалификационной работы, позволяет проследить различия между
ними: дуалистический федерализм (содержит идею двух уровней власти,
обладающих автономией и суверенитетом, при реализации принципа
невмешательства в компетенцию друг друга), кооперативный федерализм
(характеризуется появлением иерархии между уровнями власти, где
общенациональный уровень выглядит сильнее в результате оказания помощи
отсталым регионам, а также усилением взаимодействия между центром и
регионами), конкурентный или новый федерализм (где происходит
возвращение федеральным центром доли полномочий субъектам федерации для
создания ситуация конкурентной борьбы, преференции от которой
положительно влияют на развитие всей федерации), теория прав штатов
(отстаивающая идею суверенитета штатов и право выхода из созданного союза,
если федеральный центр выйдет в свой деятельности за рамки делегированных
ему полномочий), органический федерализм (характеризуется еще более тесной
зависимостью между федеральными структурами и составляющими федерацию
единицами). Данное многообразие подходов подтверждает вывод, что не
существует единой концепции построения федеративной государственности,
подходящей любому многосоставному государству, а федеративные
отношения, которые складываются между федеральным центром и его
составными частями, уникальны.
Безусловно, Россия прошла долгий путь, прежде чем пришла к
федеративному государственному устройству. Зарождение протофедеративных
отношений можно наблюдать уже в период становления Древней Руси, когда61
идет процесс собирание различных земель вокруг Киева. Однако начало XI в.
ознаменовалось развитием центробежных сил, которые в итоге привели к
междоусобице в государстве. С приходом монголо-татар и борьбы за
независимость исторический путь России был предопределен в рамках
развития централизованного унитарного государства, центром которого стала
Москва. Дальше идет процесс собирания земель уже вокруг Москвы, в
границах которой появляются свои политические центры. При Иване Грозном
Россия начинает осуществлять активную завоевательную политику, в
результате чего складывается централизованное государство, с элементами
самостоятельности отдельных народов. При Петре Великом проводится
губернская реформа, которая представляется большим прорывом в системе
регионального управления. Однако власть концентрируется в руках
Императора. При Александре I, который славился своими либеральными
идеями, национальные окраины получают автономию (например, Финляндия,
Польша, Северный Кавказ и Туркестан).


Абдулатипов Р.Г. Федералогия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
2. Алехнович С.О. Федерализм: концепт и практика российского проекта. –
Монография / С.О.Алехнович - М.: РОССПЭН, 2012. – 328 с.
3. Болтенкова Л.Ф. Проблемы совершенствования федерализма в условиях
правового государства. // Правовое государство и государственное устройство:
поиск оптимума. – Монография. - М., РАГС. - 2010. – 217 с.
4. Васильченко В.А. Современный российский федерализм и попытка
политизации этничности. // Межнациональные, межкультурные и
межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления
единства. Сборник статей / Под ред. Т.В.Коваленко. – Краснодар, 2015. – 284 с.
5. Гайдук В.В. Институт федерализма: вопросы теории. Монография. – М.:
«Nota Вепс», 2008. – 256 с.
6. Гоптарева И.Б. Политический анализ концепции федерализма:
монография. – Оренбург: “Южный Урал”, 2002. – 240 с.
7. Добрынин Н.М. Федерализм: Историко-методологические аспекты. -
Новосибирск: Наука, 2005. – 368 с.
8. Захаров А.А. «Спящий институт»: Федерализм в современной России и
мире / Пред. Камерона Росса. – М.: Новое литер. обозрение, 2012. - 144 с.
9. Захаров А.А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском
федерализме. - М.: Московская школа полит. исследований. 2008. – 144 с.
10. Иванов В.В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в
России в 2000-2008 годах. - М.: Территория будущего, 2008. – 280 с.
11. Кремянская Е.А. Теория и практика федерализма: сравнительно-правовое
исследование: монография. / Е.А. Кремянская. - М.: МГИМО-Университет,
2015. – 146 с.66
12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика
государственного регулирования территориального развития. - М.: Книжный
дом «ЛИБРОКОМ», 2016. – 370 с.
13. Смирнягин Л.В., Бусыгина И.М. Российский федерализм. М.: МГИМО –
Университет, 2010. – 75 с.
14. Стародубцев А.В. Платить нельзя проигрывать: региональная политика и
федерализм в современной России. / А.В.Стародубцев. - СПб.: Издательство
Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. – 196 с.
15. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений /
Р.Ф.Туровский. - М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2006. – 400 с.
16. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный
опыт. – Казань.: Казанский университет, 1998. – 335 с.
17. Хакимов Р.С. Федерализм в России: монография. / Р.С.Хакимов. – Казань,
2001. – 352 с.
18. Elazar D. Exploring Federalism. – 1987. – 352 pp.
19. Riker W.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. - Boston, Toronto.
1969. – 169 pp.
20. Vincent O. The Meaning of American Federalism: Constituting a SelfGoverning Society. San Francisco: Institute for Contemporary Studies Press, 1991. –
299 pp.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ