Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма 12-14 летних
школьников 7
1.2 Понятие «физические качества» и периоды активного их развития 13
1.3 Характеристика специальных упражнений для развития физических качеств у учащихся 12-14 лет 24
Глава 2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 36
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 37
3.1 Обоснование программы, направленной на развитие физических
качеств 37
3.2 Анализ и оценка результатов исследования 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Актуальность исследования. С каждым годом растет численность детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, у девочек зачастую наблюдаются дефицит массы тела, головные боли, у мальчиков ожирение, гипертония, плоскостопие, язвенная болезнь желудка, у обоих полов нарушение осанки, нарушение зрения, страдает опорно-двигательный аппарат. Отмечается рост тенденции к дисгармоничному физическому развитию учащихся, который непосредственно связан с отсутствием должной двигательной активности. Курс, взятый сегодня образовательными учреждениями на усложнение программ, является причиной длительного провождения времени за учебными заданиями, ведёт к утомлению, сокращению двигательной активности и соответственно к торможению развития физических качеств школьников.
В бакалаврской работе рассмотрены основные факторы, влияющие на темпы развития скоростно-силовых качеств лыжника и уровень его спортивных достижений. Учитывая, что лыжный спорт относится к категории тяжелых видов, требовательных к уровню физического развития, в настоящее время существует необходимость проявить максимум исследовательского энтузиазма, профессионализма, и новаторства в решении проблемы динамичного развития скоростно-силовых качеств лыжника-гонщика.
В настоящее время рост конкуренции в спортивных рядах является стимулирующим рычагом поиска резервов в подготовке будущих чемпионов.
На основании вышесказанного, тема исследования приобрела статус актуальной, необходимо активно работать в направлении эффективного решения данной проблемы последнего десятилетия.
Теоретическую базу исследования составили работы ряда авторов, среди которых Р.И. Айзман, С.А. Есаков, Д.А. Ключников, Н.Ф. Лысова В.В. Немцова, И.М. Прищепа, Е.П. Якимович, рассмотревших
физиологические особенности развития детей, строения, функционирования
систем организма; научные труды авторов Б.А. Ашмарина, А.Г. Баталовой, В.П. Губы, В.С. Зациорского, В.С. Кузнецова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, В.Г. Никитушкин, В.Н. Платонова, Т.И. Раменской, Н.А. Филин, В.П. Фомин, Ж.К. Холодова, раскрывающих понятие «физические качества», вопросы взаимосвязи физических качеств и физических способностей, возрастные периоды наиболее успешные для развития, совершенствования физических качеств у детей и современные результативные средства, методы их развития [1], [2], [5], [6], [8], [11], [13]-[19], [24], [25], [27].
Объект исследования: процесс развития физических качеств у школьников, активно занимающихся лыжным спортом.
Предмет исследования: влияние специального комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых качеств у учащихся, занимающихся лыжным спортом.
Цель исследования: выявить эффективность комплекса специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у школьников 12-14 лет.
Задачи исследования:
- изучить анатомо-физиологические особенности организма 12-14 летних школьников, периоды активного развития физических качеств;
- определить степень развития скоростно-силовых качеств исследуемых школьников;
- подготовить специальные упражнения, способствующие динамичному развитию скоростно-силовых качеств у школьников 12-14 лет;
- промониторить динамику развития скоростно-силовых качеств школьников в результате систематических занятий лыжным спортом.
Гипотеза исследования: предполагалось, что активные занятия учащихся 12-14 лет лыжными гонками с применением комплекса специальных упражнений будут способствовать интенсивному развитию их скоростно-силовых качеств.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- метод математической статистики.
Экспериментальная база исследования: МБОУДО «Центр Гранит» г. Тольятти.
Новизна работы: результаты исследования явились основательной аргументацией эффективности применённого комплекса специальных упражнений для повышения уровня развития физических качеств у учащихся 12-14 лет.
Практическая значимость: материалы исследования можно применять в тренировочном процессе юных спортсменов в ДЮСШОР, на уроках физической культуры в общеобразовательных школах.
Структура бакалаврской работы представлена следующими составляющими: введением, тремя главами, заключением, рисунками, таблицами, списком используемой литературы. Текст работы изложен на 47 страницах.
В заключении опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:
- в результате изучения литературных источников было установлено, что возрастной период с 12-14 лет характеризуется как переходный, сопровождающийся глубокой перестройкой всего организма.
В этот период присутствует диспропорциональность размера сердца по отношению к диаметру кровеносных сосудов. Новый виток в ускорении роста позвоночного столба отмечается у девочек к 12-13 годам, у мальчиков к 13-14 годам. Рост позвоночника, как утверждают Д.А. Ключников, В.В. Немцова, Е.П. Якимович, замедляется к началу пубертатного периода [27]. У девочек бурное развитие скоростно-силовых качеств происходит с 9-13 лет, у мальчиков в 12-13 лет наблюдаются высокие темпы роста скоростно¬силовых качеств в прыжках, в 13-14 лет в метаниях.
- проведённое на начальном этапе исследования тестирование учащихся, занимающихся лыжными гонками, показало отсутствие достоверной разницы в развитии интересующих нас физических качеств силы и быстроты, состав групп был подобран равнозначно;
- для достижения цели исследования подобраны специальные упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков;
- благодаря систематическим занятиям лыжными гонками и применению экспериментальной методики выявлена в большей степени хорошая динамика развития силы и быстроты у юных лыжников-гонщиков экспериментальной группы, меньшая динамика - у контрольной группы. Установлен прирост показателя скоростно¬силовых качеств юных лыжников-гонщиков.
В тесте «Отжимание» прирост показателя экспериментальной группы составил 22,8%, контрольной группы - 5,9%; в тесте «Бег 30 м» в экспериментальной группе - 13,6%, в контрольной - 6,7%; в тесте «Метание набивного мяча (150 г)» в экспериментальной группе - 22,7%, в контрольной группе - 7,9%; в тесте «Подтягивание на высокой перекладине» в экспериментальной группе - 48%, в
контрольной группе - 22,4%; в тесте «Прыжок в длину с места» в экспериментальной группе - 5,9%, в контрольной группе прирост показателя составил 2%.
Таким образом, все положительные сдвиги в показателях скоростно-силовой подготовки юных лыжников-гонщиков экспериментальной группы свидетельствуют об эффективности применённой методики скоростно-силовой подготовки.
1. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф., Завьялова Я.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2020. 403 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания:
учебник. М. : Просвещение, 1990. 287 с.
3. Бисеров В.В., Тарбеева Н.М., Брехова Л.Л. Силовая подготовка студентов отделения лыжных гонок: учебно-метод. пособие [Электронный ресурс]. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. URL: https://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=106780 (дата обращения: 07.09.2023).
4. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Воронеж: ВГУ, 2008. 103 с.
5. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: учебник. М. : Спорт, 2020. 624 с.
6. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология. Ижевск: УдГУ, 2010. 196 с.
7. Железнова Н.Е. Физические качества человека: их характеристика и методика развития [Электронный ресурс] // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. №12. 2020. С.86-89. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44473482_49875924.pdf (дата
обращения: 07.07.2023).
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. 4-е изд. М.: Спорт, 2020. 200 с.
9. Ковалев А.С. Особенности физической подготовки к лыжным
гонкам [Электронный ресурс] // Молодой учёный. №3 (293). Январь 2020. С. 122-124. URL: https://moluch.ru/archive/293/66444/ (дата обращения
25.07.2023).
10. Коробченко А.И., Лыженкова Р.С. Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков: учеб. пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2014. 60 с.
11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М. : Советский спорт, 2010. 464 с.
12. Мануйлов С.И., Крайник В.Л. Развитие быстроты движений и максимальной скорости бега юных спортсменов. Барнаул: АлтГПУ, 2020. 74 с.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. 4¬е изд. М. : Спорт, 2021. 520 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания
15. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: : учебник. 6 - е изд., испр. и. доп. М.: Спорт, 2019. 342 с.
...
Всего источников 27