Введение
Глава 1. Ограничения субъектного состава пользователей недр континентального шельфа
2.1. Раздел 1. Предпосылки установления ограничений.
2.2. Раздел 2. Анализ установленных ограничений
Глава 2. Регулирование доступа иностранных инвесторов на континентальный шельф
3.1. Раздел 1. Анализ зарубежного регулирования ……………..........20
3.2. Раздел 2. Анализ российского законодательства..………………25
Глава 3. Участие иностранных инвесторов в разработке недр континентального шельфа Российской Федерации.…………………….32
4.1. Раздел 1. Операторское (сервисное) соглашение по законодательству Российской Федерации
4.2. Раздел 2. Защита интересов иностранных инвесторов
Заключение
Список использованной литературы
Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на суше предопределяет переориентацию поиска, разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф Российской Федерации. Проблематика, связанная с определением форм частноправового сотрудничества на территории континентального шельфа, является особенно актуальной для Российской Федерации, ввиду того что в указанных районах находятся стратегические запасы углеводородов. Особенный интерес представляют районы, располагающиеся в Арктической зоне, ввиду низкого уровня их разведанности и изученности. На арктический шельф приходится 62 трлн куб. м газа, что составляет около трети всех перспективных и прогнозируемых объемов природного (свободного) газа в России; перспективные ресурсы нефти составляют около 13 млрд т (90 млрд баррелей) или 7,3 % от текущих доказанных мировых запасов нефти . Исходя из данных показателей, можно с уверенностью утверждать, что территория континентального шельфа содержит в себе существенный социально-экономический потенциал, имеющий стратегическое значение для развития государства.
Однако разведка и добыча полезных ископаемых в указанных районах обладает определённой спецификой, в частности неблагоприятным геолого-географическим размещением большинства месторождений и перспективных районов, значительно повышающим затраты на их изучение и освоение, слабой развитостью инфраструктуры, обеспечивающей добычу и транспортировку ресурсов недр. Как следствие, добыча полезных ископаемых на указанных территориях характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, низкой геологической изученностью, высокими рисками вложения инвестиций .
Вместе с тем заинтересованность Российской Федерации в изучении и освоении просторов континентального шельфа прослеживается в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969, и ряде иных актов, предусматривающих долгосрочные задачи по расширению минерально-сырьевой базы путем геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе . Следовательно, в перспективе Российская Федерация планирует уделять существенное внимание социально-экономическому развитию регионов континентального шельфа.
Однако реализация указанной заинтересованности представляется достаточно затруднительной исключительно силами и средствами российских компаний. Разведка и освоение континентального шельфа предполагает привлечение наиболее современных средств научно-технического прогресса и существенного объема инвестиций, а значит и иностранных инвесторов .
Вместе с тем привлечение зарубежных лидеров нефтедобывающей и газодобывающей отраслей должно учитывать особую ценность природных объектов континентального шельфа, выражающуюся в недопустимости неэффективного и расточительного использования природных ресурсов.
Исходя из вышеизложенных социально-экономических проблем и задач в сфере природопользования на континентальном шельфе Российской Федерации, в рамках настоящей работы предполагается исследовать проблематику, связанную с рассмотрением субъектного состава лиц, допущенных к освоению недр континентального шельфа. Осознавая ограничения к субъектному составу недропользователей, предусмотренные частью 3 статьи 9 Закона о недрах, автором в рамках указанной проблематики будет сделан акцент на рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением эффективного доступа иностранных инвесторов на шельф, которые stricto sensu не являются субъектами права недропользвоания на континентальном шельфе Российской Федерации.
В рамках поставленной проблемы будут освещены следующие вопросы:
– предпосылки установления ограничений к субъектному составу недропользователей континентального шельфа;
– анализ действующих ограничений к субъектному составу недропользователей континентального шельфа;
– сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и ряда государств, регламентирующих доступ иностранных капиталов на континентальный шельф;
– рассмотрение договорных конструкций участия иностранных инвесторов в разведке и разработке недр континентального шельфа Российской Федерации;
– анализ интересов иностранных инвесторов в условиях санкционного режима.
Целью настоящего исследования является анализ необходимости внесения изменений в действующую нормативную правовую базу, касающуюся регулирования круга пользователей недр континентального шельфа и осуществления совместных с иностранными инвесторами проектов по освоению недр континентального шельфа Российской Федерации.
Одной из основных задач государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации является расширение ресурсной базы Арктической зоны, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах и других видах стратегического сырья .
Недра как объект отношений собственности, по крайней мере на среднесрочную перспективу, имеют публичное значение, обусловленное также тем, что горная промышленность России является базовой отраслью, которая формирует промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и сырьевую безопасность .
Во исполнение норм международного права государство, осознавая перспективность и важность развития региона Арктики, установило нормативные правила геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе.
В целях достижения вышеуказанных задач государство предоставляет участки недр континентального шельфа для геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов и иных видов пользования недрами.
С 2008 года российской законодатель ввел существенные требования к кругу пользователей недр континентального шельфа со ссылкой на необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом был существенно сужен круг субъектов, имеющий право претендовать на предоставление участков недр континентального шельфа. Фактически такими субъектами стали только две государственные компании.
Однако выбранный законодателем подход подвергся критике. Анализ экономической эффективности государственных корпораций, их управленческий потенциал и состояние промышленных сфер, способных обеспечить техническое освоение шельфа, а также отсутствие опыта у российских компаний по глобальным проектам морской нефтедобычи, свидетельствуют о необходимости оценки возникающих правовых рисков в связи с установлением требований к кругу субъектов пользования недрами континентального шельфа .Помимо этого, отмечалось, что государственные компании, которые соответствуют установленным критериям, не заинтересованы в активизации работ по изучению и последующему освоению дорогих ресурсов недр континентального шельфа . Кроме того, поиск и эффективное освоение шельфовых месторождений в Арктике невозможны без использования и трансфера зарубежного технологического и организационно-экономического опыта и знаний .
Именно по этим причинам 9 апреля 2019 года министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин сообщил, что в настоящее время обсуждается идея снятия запрета на доступ частных компаний к шельфу Арктики. Кроме того, поддерживается идея допуска к разработке российской части арктического шельфа иностранными компаниями. Однако, отмечается что среди частных компаний отсутствует интерес к проектам по освоению недр континентального шельфа.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что специфические требования законодательства о недрах по отношению к пользователям недр континентального шельфа не препятствуют иностранным компаниям участвовать в разработке недр арктического континентального шельфа Российской Федерации. Более того, законодатель, предусматривая публично-правовые обязанности оператора, подтверждает допустимость участия иностранных инвесторов в освоении континентального шельфа.
С точки зрения частноправового инструментария также отсутствуют препятствия для участия национальных и иностранных капиталов в совместных проектах на арктическом шельфе. Стороны вправе заключить любые соглашения, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Отмечается, что крупные иностранные лидеры заинтересованы в сотрудничестве с нашими компаниями. Однако такая заинтересованность может быть реализована исключительно в совместных проектах со стабильным и сильным партнером .
Подобная стабильность может быть достигнута посредством создания благоприятного инвестиционного климата. Государство должно стимулировать приток иностранных капиталовложений в арктический сектор. Иностранные инвестиции не только могут благотворно сказаться на социально-экономическом состоянии государства и региона, но и способствовать развитию местной инфраструктуры, созданию рабочих мест, повышению профессионального уровня работников нефтегазовой отрасли.
Так, например, в Бразилии инвесторы в 2010 году очень высоко оценили перспективы развития роста государственной компании, что позволило посредством вторичного размещения акций предприятия привлечь сумму, эквивалентную 2240 млрд рублей. Эта сумма в пять раз превысила прямые иностранные инвестиции в экономику России за 2010 год, составившие 441 млрд рублей .
Более того, как отмечалось в самом начале работы, освоение континентального шельфа непосредственно сопряжено с высоким уровнем технологического развития и профессионализма работников. Следовательно, добыча полезных ископаемых в суровых климатических условиях возможна исключительно с использованием наиболее инновационных и передовых технологий. Добыча нефти и газа, в частности в арктической зоне, не может быть больше ассоциирована с отраслью, которая тормозит научно-технический прогресс.
Однако, учитывая особую ценность природных объектов, особенно ресурсов недр континентального шельфа, нельзя допускать необдуманный доступ иностранных инвесторов на континентальный шельф. Участие в осуществлении деятельности по освоению недр континентального шельфа иных, чем контролируемых государством компаний, должно преследовать цель эффективного пополнения государственного бюджета и рационального природопользования. Допуск иностранных инвесторов на континентальный шельф должен имплицитно предусматривать такой механизм, который позволит достигнуть экономически не менее существенного результата, чем осуществление природопользования государственными компаниями.
Резюмируя необходимо ответить, что ограничения, содержащиеся в статье 9 Закона о недрах существенно сужают круг потенциальных пользователей недр (владельцев лицензии). Однако такие ограничения не препятствуют фактическому осуществлению деятельности частными и иностранными компаниями. Вместе с тем отсутствие препятствий не означает создание эффективного механизма недропользования на континентальном шельфе. Необходимо создание режима, который будет стимулировать поток иностранных инвестиций на континентальный шельф, что в свою очередь будет благоприятно сказывать на социально-экономическом состоянии государства.
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. – 1997. – No 48. – С. 5493;
2. Регламент Совета ЕС N 833/2014 от 31 июля 2014 г. об ограничительных мерах ввиду действий России по дестабилизации ситуации в Украине.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Часть первая // Рос. газ. 2018. 22 дек. С. 25;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть первая // Рос. газ. 2018. 18 дек. С. 35;
4. О недрах [Электронный ресурс] : Закон от 21 февраля 1992 г. No 2395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1992. No 13. Ст. 1546. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
5. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса [Электронный ресурс] :Фед. закон от 21 июля 2011 г. No 256-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. No 8. Ст. 1987. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
6. О континентальном шельфе Российской Федерации [Электронный ресурс] :Фед. закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. No 8. Ст. 1987. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
7. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства [Электронный ресурс] :фед. закон Российской Федерации от 29 апреля 2008 N 57-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. No 5. Ст. 1395. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
8. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] : утв. Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008 г. (Пр - 1969)Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. No 2. Ст. 1969. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. План деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2016 - 2021 годы [Электронный ресурс] : Минприроды России 12.04.2017 N 0096/10 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. No 49. Ст. 7069. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
10. Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 № 4 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. No 3. Ст. 745. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;Морская доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ 26.07.2015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. No 35. Ст. 4532. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
11. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ 08.02.2013 N Пр-232// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. No 25. Ст. 4182. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
12. Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах" // URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/106573.html;
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств:
1. Кодекс Федерального Регулирования США;
2. Закон Бразилии № 9.478 от 06.08.1997;
3. Закон Канады 1985 года о углеводородных полезных ископаемых;
4. Закон Норвегии от 29 ноября 1996 года № 72 о нефтяной деятельности;
5. Закон США о затапливаемых землях 1953 г., 43 U.S.C.;
6. MTD Equity Sdn. Bhd. and MTD Chile S.A. v. Republic of Chile, ICSID Case No. ARB/01/7, Award of May 25, 2004 п. п. 63, 125, 133, 156-157.
Специальная литература:
1. Агафонов В.Б. Правовое регулирование недропользования в районах Крайнего Севера и на континентальном шельфе северных акваторий Российской Федерации // Российская Арктика - территория права: альманах / Т.Я. Хабриева, Д.Н. Кобылкин, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИЗиСП; Салехард: Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Юриспруденция, 2014;
2. Андреев В.К., Андреева Л.В., Арсланов К.М. // Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017;
3. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В., Актуальные проблемы финансового права: монография / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016;
4. Базалева Р. В, Пименова Н. А. Зарубежная и российская нормативная база освоения месторождений Арктики // URL: https://docplayer.ru/59344528-Zarubezhnaya-i-rossiyskaya-normativnaya-baza-osvoeniya-mestorozhdeniy-arktiki.html;
5. Бакаев В.В., Зуев А.Г., Киржиманов М.Г., Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2012 / и др. М.: МАКС Пресс, 2013;
6. Баранов, Н.С. Освоение шельфовых месторождения России. Экономическое стимулирование. Фискальное регулирование / Н.С. Баранов. – М.: Недра, 2014;
7. Бардин А. А.Кувшинов Е. С. Правовое регулирование инвестиционного сотрудничества между российскими и иностранными компаниями при реализации проектов по разработке недр Российской Федерации: монография – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015;
8. Будникова Ю.Е. Некоторые аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере использования природных ресурсов // Предпринимательское право. 2016. N 4;
9. Гаврилина Е. А. Правовое регулирование доступа к освоению шельфовых месторождений нефти и газа по законодательству Канады // Международное публичное и частное право. 2018. N 3;
10. Гудков И., Мизулин Н. «Санкционная война» ЕС и России в свете права ВТО // Право ВТО. 2014. № 2;
11. Дудиков М.В., Понятие и виды мер правового обеспечения публичных интересов при недропользовании // Lex russica", 2016, N 5;
12. Егоров С.А., Международное право: Учебник // Статут, 2015;
13. Еремин Н.А., Кондратюк А.Т., Еремин А.Н. Ресурсная база нефти и газа арктического шельфа России // Институт проблем нефти и газа РАН, 2014. Т. 1. No 1., С.6;
14. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современное состояние и перспективы совершенствования законодательства в сфере предоставления права пользования участками недр и охраны окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2018, (6);
15. Йебсен Я. П, Кокин В.Н. Регулирование добычи углеводородов на континентальном шельфе Норвегии // URL: www.lawtek.ru/analytics/48/
regulirovaniye_dobychi_uglevodorodov_na_kontinentalnom_shelfe_norvegii#top (дата обращения: 12.03.2019);
16. Кокин В.Н., Недропользование: теоретико-правовой анализ // М.: ООО "Нестор Академик Паблишерз", 2005;
17. Кондратенко Н. С. Экономическая стратегия разработки нефтегазовых ресурсов российского шельфа в современных условиях: дис. д-ра эк. Наук, Российский университет дружбы народов, 2018;
18. Котухов С.А., Соболева Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010;
19. Кузнецова В.А. Административно-правовой режим участков недр, содержащих стратегические и дефицитные виды полезных ископаемых: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011;
20. Лукин Ю.Ф., Великий передел Арктики / Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010;
21. Мазков Е.Ю. Правовое регулирование геологического изучения и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008;
22. Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. Полярное право: монография / под ред. А.С. Скаридова. М.: Юстиция, 2017;
23. Морозова Л.А. Теория государства и права. // М., 2010;
24. Никишин В.В. О суверенных правах Российской Федерации на природные ресурсы // Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход. М., 2015;
25. Павленко В. И., Селюков Ю. Г. Регулирование сферы недропользования в приарктических странах (США, Канаде. Норвегии) // Арктика: экология и экономика. 2013. № 3;
26. Перчик А.И. П 27. Горное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ», 2002;
27. Петрушин М. Влияние Федерального закона № 57-ФЗ на процессы консолидации нефтяной отрасли в России // Нефть, Газ и Право. №5. 2013;
28. Пилясов, А.Н., Потенциал российской Арктики для международного сотрудничества: доклад No 17/2015 / [А.Н. Пилясов (рук.), А.В. Котов]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецк- нига, 2015;
29. Тимофеев, И. Н.; Морозов, В. А., Санкции против России: итоги 2018 г. и взгляд в 2019 г. No43/2018 / [И. Н. Тимофеев, В. А. Морозов; гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2018;
30. Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д., Зарубежный опыт освоения углеводородных ресурсов Арктического континентального шельфа // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. Т. 13. No 1. С. 79–89.