Субъекты права недропользования на континентальном шельфе
|
Введение
Глава 1. Ограничения субъектного состава пользователей недр континентального шельфа
2.1. Раздел 1. Предпосылки установления ограничений.
2.2. Раздел 2. Анализ установленных ограничений
Глава 2. Регулирование доступа иностранных инвесторов на континентальный шельф
3.1. Раздел 1. Анализ зарубежного регулирования ……………..........20
3.2. Раздел 2. Анализ российского законодательства..………………25
Глава 3. Участие иностранных инвесторов в разработке недр континентального шельфа Российской Федерации.…………………….32
4.1. Раздел 1. Операторское (сервисное) соглашение по законодательству Российской Федерации
4.2. Раздел 2. Защита интересов иностранных инвесторов
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Ограничения субъектного состава пользователей недр континентального шельфа
2.1. Раздел 1. Предпосылки установления ограничений.
2.2. Раздел 2. Анализ установленных ограничений
Глава 2. Регулирование доступа иностранных инвесторов на континентальный шельф
3.1. Раздел 1. Анализ зарубежного регулирования ……………..........20
3.2. Раздел 2. Анализ российского законодательства..………………25
Глава 3. Участие иностранных инвесторов в разработке недр континентального шельфа Российской Федерации.…………………….32
4.1. Раздел 1. Операторское (сервисное) соглашение по законодательству Российской Федерации
4.2. Раздел 2. Защита интересов иностранных инвесторов
Заключение
Список использованной литературы
Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на суше предопределяет переориентацию поиска, разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф Российской Федерации. Проблематика, связанная с определением форм частноправового сотрудничества на территории континентального шельфа, является особенно актуальной для Российской Федерации, ввиду того что в указанных районах находятся стратегические запасы углеводородов. Особенный интерес представляют районы, располагающиеся в Арктической зоне, ввиду низкого уровня их разведанности и изученности. На арктический шельф приходится 62 трлн куб. м газа, что составляет около трети всех перспективных и прогнозируемых объемов природного (свободного) газа в России; перспективные ресурсы нефти составляют около 13 млрд т (90 млрд баррелей) или 7,3 % от текущих доказанных мировых запасов нефти . Исходя из данных показателей, можно с уверенностью утверждать, что территория континентального шельфа содержит в себе существенный социально-экономический потенциал, имеющий стратегическое значение для развития государства.
Однако разведка и добыча полезных ископаемых в указанных районах обладает определённой спецификой, в частности неблагоприятным геолого-географическим размещением большинства месторождений и перспективных районов, значительно повышающим затраты на их изучение и освоение, слабой развитостью инфраструктуры, обеспечивающей добычу и транспортировку ресурсов недр. Как следствие, добыча полезных ископаемых на указанных территориях характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, низкой геологической изученностью, высокими рисками вложения инвестиций .
Вместе с тем заинтересованность Российской Федерации в изучении и освоении просторов континентального шельфа прослеживается в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969, и ряде иных актов, предусматривающих долгосрочные задачи по расширению минерально-сырьевой базы путем геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе . Следовательно, в перспективе Российская Федерация планирует уделять существенное внимание социально-экономическому развитию регионов континентального шельфа.
Однако реализация указанной заинтересованности представляется достаточно затруднительной исключительно силами и средствами российских компаний. Разведка и освоение континентального шельфа предполагает привлечение наиболее современных средств научно-технического прогресса и существенного объема инвестиций, а значит и иностранных инвесторов .
Вместе с тем привлечение зарубежных лидеров нефтедобывающей и газодобывающей отраслей должно учитывать особую ценность природных объектов континентального шельфа, выражающуюся в недопустимости неэффективного и расточительного использования природных ресурсов.
Исходя из вышеизложенных социально-экономических проблем и задач в сфере природопользования на континентальном шельфе Российской Федерации, в рамках настоящей работы предполагается исследовать проблематику, связанную с рассмотрением субъектного состава лиц, допущенных к освоению недр континентального шельфа. Осознавая ограничения к субъектному составу недропользователей, предусмотренные частью 3 статьи 9 Закона о недрах, автором в рамках указанной проблематики будет сделан акцент на рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением эффективного доступа иностранных инвесторов на шельф, которые stricto sensu не являются субъектами права недропользвоания на континентальном шельфе Российской Федерации.
В рамках поставленной проблемы будут освещены следующие вопросы:
– предпосылки установления ограничений к субъектному составу недропользователей континентального шельфа;
– анализ действующих ограничений к субъектному составу недропользователей континентального шельфа;
– сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и ряда государств, регламентирующих доступ иностранных капиталов на континентальный шельф;
– рассмотрение договорных конструкций участия иностранных инвесторов в разведке и разработке недр континентального шельфа Российской Федерации;
– анализ интересов иностранных инвесторов в условиях санкционного режима.
Целью настоящего исследования является анализ необходимости внесения изменений в действующую нормативную правовую базу, касающуюся регулирования круга пользователей недр континентального шельфа и осуществления совместных с иностранными инвесторами проектов по освоению недр континентального шельфа Российской Федерации.
Однако разведка и добыча полезных ископаемых в указанных районах обладает определённой спецификой, в частности неблагоприятным геолого-географическим размещением большинства месторождений и перспективных районов, значительно повышающим затраты на их изучение и освоение, слабой развитостью инфраструктуры, обеспечивающей добычу и транспортировку ресурсов недр. Как следствие, добыча полезных ископаемых на указанных территориях характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, низкой геологической изученностью, высокими рисками вложения инвестиций .
Вместе с тем заинтересованность Российской Федерации в изучении и освоении просторов континентального шельфа прослеживается в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969, и ряде иных актов, предусматривающих долгосрочные задачи по расширению минерально-сырьевой базы путем геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе . Следовательно, в перспективе Российская Федерация планирует уделять существенное внимание социально-экономическому развитию регионов континентального шельфа.
Однако реализация указанной заинтересованности представляется достаточно затруднительной исключительно силами и средствами российских компаний. Разведка и освоение континентального шельфа предполагает привлечение наиболее современных средств научно-технического прогресса и существенного объема инвестиций, а значит и иностранных инвесторов .
Вместе с тем привлечение зарубежных лидеров нефтедобывающей и газодобывающей отраслей должно учитывать особую ценность природных объектов континентального шельфа, выражающуюся в недопустимости неэффективного и расточительного использования природных ресурсов.
Исходя из вышеизложенных социально-экономических проблем и задач в сфере природопользования на континентальном шельфе Российской Федерации, в рамках настоящей работы предполагается исследовать проблематику, связанную с рассмотрением субъектного состава лиц, допущенных к освоению недр континентального шельфа. Осознавая ограничения к субъектному составу недропользователей, предусмотренные частью 3 статьи 9 Закона о недрах, автором в рамках указанной проблематики будет сделан акцент на рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением эффективного доступа иностранных инвесторов на шельф, которые stricto sensu не являются субъектами права недропользвоания на континентальном шельфе Российской Федерации.
В рамках поставленной проблемы будут освещены следующие вопросы:
– предпосылки установления ограничений к субъектному составу недропользователей континентального шельфа;
– анализ действующих ограничений к субъектному составу недропользователей континентального шельфа;
– сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и ряда государств, регламентирующих доступ иностранных капиталов на континентальный шельф;
– рассмотрение договорных конструкций участия иностранных инвесторов в разведке и разработке недр континентального шельфа Российской Федерации;
– анализ интересов иностранных инвесторов в условиях санкционного режима.
Целью настоящего исследования является анализ необходимости внесения изменений в действующую нормативную правовую базу, касающуюся регулирования круга пользователей недр континентального шельфа и осуществления совместных с иностранными инвесторами проектов по освоению недр континентального шельфа Российской Федерации.
Одной из основных задач государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации является расширение ресурсной базы Арктической зоны, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах и других видах стратегического сырья .
Недра как объект отношений собственности, по крайней мере на среднесрочную перспективу, имеют публичное значение, обусловленное также тем, что горная промышленность России является базовой отраслью, которая формирует промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и сырьевую безопасность .
Во исполнение норм международного права государство, осознавая перспективность и важность развития региона Арктики, установило нормативные правила геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе.
В целях достижения вышеуказанных задач государство предоставляет участки недр континентального шельфа для геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов и иных видов пользования недрами.
С 2008 года российской законодатель ввел существенные требования к кругу пользователей недр континентального шельфа со ссылкой на необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом был существенно сужен круг субъектов, имеющий право претендовать на предоставление участков недр континентального шельфа. Фактически такими субъектами стали только две государственные компании.
Однако выбранный законодателем подход подвергся критике. Анализ экономической эффективности государственных корпораций, их управленческий потенциал и состояние промышленных сфер, способных обеспечить техническое освоение шельфа, а также отсутствие опыта у российских компаний по глобальным проектам морской нефтедобычи, свидетельствуют о необходимости оценки возникающих правовых рисков в связи с установлением требований к кругу субъектов пользования недрами континентального шельфа .Помимо этого, отмечалось, что государственные компании, которые соответствуют установленным критериям, не заинтересованы в активизации работ по изучению и последующему освоению дорогих ресурсов недр континентального шельфа . Кроме того, поиск и эффективное освоение шельфовых месторождений в Арктике невозможны без использования и трансфера зарубежного технологического и организационно-экономического опыта и знаний .
Именно по этим причинам 9 апреля 2019 года министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин сообщил, что в настоящее время обсуждается идея снятия запрета на доступ частных компаний к шельфу Арктики. Кроме того, поддерживается идея допуска к разработке российской части арктического шельфа иностранными компаниями. Однако, отмечается что среди частных компаний отсутствует интерес к проектам по освоению недр континентального шельфа.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что специфические требования законодательства о недрах по отношению к пользователям недр континентального шельфа не препятствуют иностранным компаниям участвовать в разработке недр арктического континентального шельфа Российской Федерации. Более того, законодатель, предусматривая публично-правовые обязанности оператора, подтверждает допустимость участия иностранных инвесторов в освоении континентального шельфа.
С точки зрения частноправового инструментария также отсутствуют препятствия для участия национальных и иностранных капиталов в совместных проектах на арктическом шельфе. Стороны вправе заключить любые соглашения, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Отмечается, что крупные иностранные лидеры заинтересованы в сотрудничестве с нашими компаниями. Однако такая заинтересованность может быть реализована исключительно в совместных проектах со стабильным и сильным партнером .
Подобная стабильность может быть достигнута посредством создания благоприятного инвестиционного климата. Государство должно стимулировать приток иностранных капиталовложений в арктический сектор. Иностранные инвестиции не только могут благотворно сказаться на социально-экономическом состоянии государства и региона, но и способствовать развитию местной инфраструктуры, созданию рабочих мест, повышению профессионального уровня работников нефтегазовой отрасли.
Так, например, в Бразилии инвесторы в 2010 году очень высоко оценили перспективы развития роста государственной компании, что позволило посредством вторичного размещения акций предприятия привлечь сумму, эквивалентную 2240 млрд рублей. Эта сумма в пять раз превысила прямые иностранные инвестиции в экономику России за 2010 год, составившие 441 млрд рублей .
Более того, как отмечалось в самом начале работы, освоение континентального шельфа непосредственно сопряжено с высоким уровнем технологического развития и профессионализма работников. Следовательно, добыча полезных ископаемых в суровых климатических условиях возможна исключительно с использованием наиболее инновационных и передовых технологий. Добыча нефти и газа, в частности в арктической зоне, не может быть больше ассоциирована с отраслью, которая тормозит научно-технический прогресс.
Однако, учитывая особую ценность природных объектов, особенно ресурсов недр континентального шельфа, нельзя допускать необдуманный доступ иностранных инвесторов на континентальный шельф. Участие в осуществлении деятельности по освоению недр континентального шельфа иных, чем контролируемых государством компаний, должно преследовать цель эффективного пополнения государственного бюджета и рационального природопользования. Допуск иностранных инвесторов на континентальный шельф должен имплицитно предусматривать такой механизм, который позволит достигнуть экономически не менее существенного результата, чем осуществление природопользования государственными компаниями.
Резюмируя необходимо ответить, что ограничения, содержащиеся в статье 9 Закона о недрах существенно сужают круг потенциальных пользователей недр (владельцев лицензии). Однако такие ограничения не препятствуют фактическому осуществлению деятельности частными и иностранными компаниями. Вместе с тем отсутствие препятствий не означает создание эффективного механизма недропользования на континентальном шельфе. Необходимо создание режима, который будет стимулировать поток иностранных инвестиций на континентальный шельф, что в свою очередь будет благоприятно сказывать на социально-экономическом состоянии государства.
Недра как объект отношений собственности, по крайней мере на среднесрочную перспективу, имеют публичное значение, обусловленное также тем, что горная промышленность России является базовой отраслью, которая формирует промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и сырьевую безопасность .
Во исполнение норм международного права государство, осознавая перспективность и важность развития региона Арктики, установило нормативные правила геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе.
В целях достижения вышеуказанных задач государство предоставляет участки недр континентального шельфа для геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов и иных видов пользования недрами.
С 2008 года российской законодатель ввел существенные требования к кругу пользователей недр континентального шельфа со ссылкой на необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом был существенно сужен круг субъектов, имеющий право претендовать на предоставление участков недр континентального шельфа. Фактически такими субъектами стали только две государственные компании.
Однако выбранный законодателем подход подвергся критике. Анализ экономической эффективности государственных корпораций, их управленческий потенциал и состояние промышленных сфер, способных обеспечить техническое освоение шельфа, а также отсутствие опыта у российских компаний по глобальным проектам морской нефтедобычи, свидетельствуют о необходимости оценки возникающих правовых рисков в связи с установлением требований к кругу субъектов пользования недрами континентального шельфа .Помимо этого, отмечалось, что государственные компании, которые соответствуют установленным критериям, не заинтересованы в активизации работ по изучению и последующему освоению дорогих ресурсов недр континентального шельфа . Кроме того, поиск и эффективное освоение шельфовых месторождений в Арктике невозможны без использования и трансфера зарубежного технологического и организационно-экономического опыта и знаний .
Именно по этим причинам 9 апреля 2019 года министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин сообщил, что в настоящее время обсуждается идея снятия запрета на доступ частных компаний к шельфу Арктики. Кроме того, поддерживается идея допуска к разработке российской части арктического шельфа иностранными компаниями. Однако, отмечается что среди частных компаний отсутствует интерес к проектам по освоению недр континентального шельфа.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что специфические требования законодательства о недрах по отношению к пользователям недр континентального шельфа не препятствуют иностранным компаниям участвовать в разработке недр арктического континентального шельфа Российской Федерации. Более того, законодатель, предусматривая публично-правовые обязанности оператора, подтверждает допустимость участия иностранных инвесторов в освоении континентального шельфа.
С точки зрения частноправового инструментария также отсутствуют препятствия для участия национальных и иностранных капиталов в совместных проектах на арктическом шельфе. Стороны вправе заключить любые соглашения, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Отмечается, что крупные иностранные лидеры заинтересованы в сотрудничестве с нашими компаниями. Однако такая заинтересованность может быть реализована исключительно в совместных проектах со стабильным и сильным партнером .
Подобная стабильность может быть достигнута посредством создания благоприятного инвестиционного климата. Государство должно стимулировать приток иностранных капиталовложений в арктический сектор. Иностранные инвестиции не только могут благотворно сказаться на социально-экономическом состоянии государства и региона, но и способствовать развитию местной инфраструктуры, созданию рабочих мест, повышению профессионального уровня работников нефтегазовой отрасли.
Так, например, в Бразилии инвесторы в 2010 году очень высоко оценили перспективы развития роста государственной компании, что позволило посредством вторичного размещения акций предприятия привлечь сумму, эквивалентную 2240 млрд рублей. Эта сумма в пять раз превысила прямые иностранные инвестиции в экономику России за 2010 год, составившие 441 млрд рублей .
Более того, как отмечалось в самом начале работы, освоение континентального шельфа непосредственно сопряжено с высоким уровнем технологического развития и профессионализма работников. Следовательно, добыча полезных ископаемых в суровых климатических условиях возможна исключительно с использованием наиболее инновационных и передовых технологий. Добыча нефти и газа, в частности в арктической зоне, не может быть больше ассоциирована с отраслью, которая тормозит научно-технический прогресс.
Однако, учитывая особую ценность природных объектов, особенно ресурсов недр континентального шельфа, нельзя допускать необдуманный доступ иностранных инвесторов на континентальный шельф. Участие в осуществлении деятельности по освоению недр континентального шельфа иных, чем контролируемых государством компаний, должно преследовать цель эффективного пополнения государственного бюджета и рационального природопользования. Допуск иностранных инвесторов на континентальный шельф должен имплицитно предусматривать такой механизм, который позволит достигнуть экономически не менее существенного результата, чем осуществление природопользования государственными компаниями.
Резюмируя необходимо ответить, что ограничения, содержащиеся в статье 9 Закона о недрах существенно сужают круг потенциальных пользователей недр (владельцев лицензии). Однако такие ограничения не препятствуют фактическому осуществлению деятельности частными и иностранными компаниями. Вместе с тем отсутствие препятствий не означает создание эффективного механизма недропользования на континентальном шельфе. Необходимо создание режима, который будет стимулировать поток иностранных инвестиций на континентальный шельф, что в свою очередь будет благоприятно сказывать на социально-экономическом состоянии государства.
Подобные работы
- Ограничения права доступа к участкам недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Правовой режим охраны недр и континентального шельфа
Контрольные работы, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2023 - Лицензионно-договорный режим недропользования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Предоставление земельных участков для целей недропользования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Влияние системы лицензирования и налогообложения в
нефтегазодобывающей отрасли на развитие национальной экономики:
опыт Норвегии и России
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование предмета совместного ведения РФ и субъектш РФ в сфере государственного регулирования отношений
недропользования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Государственное управление в сфере недропользования
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023



