Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №132158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности понятийного аппарата и теория исследования политики природоохранного законотворчества 10
1.1 Особенности понятий «система», «природоохранное законотворчество», «Арктическая зона Российской Федерации» 10
1.2 Теория исследования политики природоохранного законотворчества 17
Глава 2. Процесс формирования экологического законотворчества в Российской Федерации и арктическое направление 27
2.1 Органы государственной власти РФ и природоохранная деятельность 27
2.2 Процесс формирования региональной Экологической модели в Межпарламентской Ассамблее СНГ 37
Глава 3. Природоохранный законотворческий процесс в Арктике 43
3.1 Особенность формирования природоохранного законотворчества в Арктике 43
3.3 Механизмы формирования экологической политики в отношении Российской Арктики 50
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Список аббревиатур и сокращений 76
Приложения 78


Актуальность темы исследования. Сегодня Арктика представляет собой динамично развивающийся регион, входящий в сферу интересов множества стран, не только непосредственно арктических, но и находящихся в отдалении от этого региона, её роль в глобальной политике и экономике неукоснительно растет. Именно обширные запасы природных ресурсов являются причиной заинтересованности, сотрудничества, а иногда и противостояния многих государств. Сегодня в этом регионе сосредоточено от 25 до 30% общемировых запасов минерально-сырьевых ресурсов . Помимо энергоресурсов, в Арктике находятся многочисленные месторождения рудных полезных ископаемых. Нельзя игнорировать и тот факт, что через территорию Арктики проходит кратчайший морской путь между Атлантическим и Тихим океанами посредством Северного морского пути у берегов России, либо северо-западного прохода у берегов Канады. Однако наряду с этим Арктика является хрупкой экосистемой, подверженной негативному антропогенному воздействию. Многие ученые выражают опасения перерастания региональных проблем Арктики в глобальные, что может повлечь за собой необратимые последствия. Этот регион мира, сохранившийся до наших дней практически в первозданном виде, является ареалом обитания уникальных видов животных и растений, которые человечество имеет все шансы утратить. Арктика – это уникальный природный комплекс Земли, остро нуждающийся в сохранении.
Россия, как страна, обладающая самым обширной территорией в арктическом регионе и являющаяся, без преувеличения, ведущим участником Арктического Совета, должна проводить эффективную экологическую политику в данном регионе. Однако следует понимать, что для того, чтобы экологическая политика была эффективной, должна быть создана законодательно закрепленная система исполнения и контроля за исполнением соответствующих норм. В Российской Федерации, в соответствии с указом президента, 2017 год объявлен годом экологии . Безусловно, создание благоприятной экологической обстановки и устранение последствий халатного отношения к окружающей среде в предшествующий период истории нашей страны - это длительный процесс, который не должен ограничиваться рамками одного года, но именно поднятие этой проблемы на государственном уровне, привлечение внимания к острой экологической ситуации в нашей стране, информирование масс о необходимости изменения этой ситуации, создание комплекса мероприятий по осуществлению экологической безопасности, выделение бюджетных средств на проведение этих мероприятий и привлечение финансирования со стороны предприятий, наносящих наибольший вред экологии (таких как нефтяные, металлургические, горнодобывающие и др.)– это уже большой шаг на пути к созданию наилучшей экологической обстановки в нашей стране. В связи с этим, данное исследование представляется особенно актуальным.
Для России Арктика – стратегически важный регион, что подтверждает Т. М. Красовская, приводя некоторые статистические данные: «К северным регионам России относится 67% ее площади. Россия занимает половину всех территорий северных районов суши земного шара. На этой территории проживает около 10 млн. человек, что составляет 80% приполярного населения Земли. На её долю приходится почти 80% запасов всех полезных ископаемых. Значение Севера в экономике России трудно переоценить: он дает до 60% валютных поступлений. Перечисляемые регионом в федеральный бюджет финансовые средства существенно превышают объем обратного денежного потока. Север производит пятую часть национального дохода страны, в то время как проживает там лишь 8% населения России. Циркумполярное пространство Земли, в которой Арктика России занимает центральное место, является ключевым районом устойчивого развития всей планетарной геосистемы» .
Вместе с тем, в российской Арктике множатся экологические проблемы. Наиболее ярко среди них выделяется накопленный экологический ущерб, возникший в результате хозяйственной деятельности предприятий в прошлый период развития нашей страны. Так, одной из крупнейших проблем является ртутное загрязнение арктических территорий. Кроме того, Арктическая зона Российской Федерации остро нуждается в очистке земель, загрязненных нефтепродуктами, ликвидации свалок бочковой тары с остатками горюче-смазочных материалов, очистке акваторий от брошенных и затонувших плавательных средств. Остро стоит проблема обращения с отходами производства и потребления, несмотря на предпринимаемые властями меры, наблюдается увеличение количества отходов, усложнение их состава и возрастание количества экологически опасных компонентов. Нельзя не отметить возрастающую угрозу загрязнения морских вод по причине роста геологоразведочных работ и работ по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе, а также ввиду увеличения объемов транспортировки грузов по Северному морскому пути. Предпринимаются меры по обеспечению экологической безопасности в арктических водах – создаются специализированных подразделения и базы, проводятся учения соответствующих служб, а также расширяется международное сотрудничество в этом направлении. Однако учеными констатируется отсутствие одного из важнейших условий в деле обеспечения экологической безопасности - развитой нормативно-правовой базы, которая устанавливала бы экологические требования, в особенности для безопасной разработки месторождений углеводородов, с учетом хрупкости арктических экосистем .
Исходя из этого, политико-правовое пространство в АЗРФ зависит от эффективной законотворческой деятельности в условиях активной экономической деятельности и инвестирования проектов крупными частными компаниями.
Объектом исследования является формирование системы природоохранного законотворчества Российской Федерации в целом.
Предмет исследования - процесс формирования системы экологического законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI века и до настоящего времени, однако, согласно задачам исследования, будет затронут и более ранний период.
Цель исследования: определение механизмов формирования природоохранной системы законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации, которые могли бы оказать существенное влияние на становление международной природоохранной системы в Арктике.
Реализация поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Раскрыть основные понятия, используемые в рамках дипломной работы;
2. Истолковать теорию исследования политики природоохранного законотворчества;
3. Исследовать деятельность органов государственной власти РФ в экологической сфере;
4. Проанализировать процесс формирования региональной Экологической модели в Межпарламентской Ассамблее СНГ;
5. Изучить особенности формирования природоохранного законотворчества в Арктике;
6. Определить черты экологической политики в российской Арктике.
Методологические основы и методы исследования
Изучение основ природоохранного законотворчества и процесса формирования природоохранных норм основан на мирополитическом подходе, разработанным Н.К. Харлампьевой . Мирополитический метод исследования международного взаимодействия в Арктике включает в себя три основных направления: изучение принципов глобальной политики; положений формирования конкретного региона, представляющих собой правовую основу; практики международного сотрудничества. Данный подход позволил выявить уровни анализа и взаимопересекающиеся положения основ регионального природоохранного законотворчества. Кроме того, были использованы общенаучные методы, такие как: метод описания, который позволил систематизировать институты экологического законотворчества, касающиеся АЗРФ, а также деятельность Комиссии Госдумы, Совета Федерации, исполнительных органов власти в области природоохранной деятельности; сравнительный метод помог изучить механизмы формирования моделей экологической политики в МПА СНГ, Арктике и российской Арктике.
Источниковая база исследования довольно обширна. Следует отметить, что до настоящего времени не принят единый федеральный закон, регулирующий состав, границы, статус, а самое главное – систему управления Арктической зоной РФ на федеральном уровне. Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Штыров Вячеслав Анатольевич отметил, что к арктическому законодательству относится более 500 нормативно-правовых актов, среди которых более 50 сохраняет свою силу ещё с советских времён . Не принят к тому же и единый федеральный законодательный акт, объединяющий все имеющиеся отраслевые нормативно-правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в регионе российской Арктики. Итак, к источниковедческой базе относятся следующие документы:
1. Федеральные законы, благодаря которым удалось изучить направления экологической политики России, а также компетенцию органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
2. Указы Президента РФ, которые помогли определить стратегию и государственную политику РФ по защите окружающей среды в России в целом и в АЗРФ в частности;
3. Постановления Правительства РФ, раскрывающие экологические доктрины и концепции РФ, а также вносящие ясность в полномочия этого государственного органа в области охраны окружающей среды;
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ», благодаря которому удалось выявить специализированный орган, деятельность которого направлена на защиту окружающей среды;
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой содержатся основополагающие статьи о значении защиты окружающей среды во внутригосударственной политике РФ;
6. К вопросам уточнения терминов правовых отношений относятся: Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения», а также многие уже указанные выше нормативно-правовые акты;
7. Государственные доклады Министерства природы РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» и Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике», которые предоставили основополагающую информацию и помогли выявить современное состояние окружающей среды России и арктического экологического законотворчества;
8. Международные договоры, которые указывают на стремление арктических государств к сотрудничеству в области охраны окружающей среды: «Соглашение о сохранении белых медведей» 1973 г.,«Киркенесская декларация» 1993 г. об учреждении Совета Баренцева/ Евроарктического региона, «Илулиссатская декларация» 2008 г.;
9. «Модельный экологический кодекс для стран-участниц Содружества Независимых Государств», а также «Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников СНГ» помогли в определении направлений экологической политики стран-участниц данной региональной организации;
10. Стенограммы с пленарных заседаний Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ на тему развития Арктической зоны РФ, а также стенограмма выступлений на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» (29-30 марта 2017 г., Архангельск).
Указанный перечень источников помогает сформировать представление о роли, отведенной природоохранной деятельности, основных принципах и направлениях деятельности как в Российской Федерации в целом, так и в Арктической зоне РФ в частности во внутренней политике государства. А также провести анализ при помощи данных, предоставляющих информацию об успешности реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов и сделать вывод о состоятельности и комплексности природоохранного регулирования в Российской Федерации.
Степень изученности темы
В дипломной работе были изучены исследования многих ученых, которые можно условно подразделить на следующие группы:
• Проблеме выделения Арктической зоны РФ и включения территорий в ее состав посвящены работы М. А. Жукова, В. И. Кузнецова, А. И.Чистобаева иП. Ю. Малинина;
• Теоретические обоснования изучаемой темы наиболее полно раскрываются в работах Н. К. Харлампьевой. Кроме того, некоторые основополагающие теоретические положения содержатся в работах М. Л. Лагутиной, Т. П. Лебедевой и М. М. Лебедевой;
• Проблемам государственного управления в области охраны окружающей среды посвящены работы Т. Я. Хабриевой, С. А. Боголюбова, С. Н. Русина, Н. И.Хлудневой и А. И. Розенцвайга;
• Темезаконотворчества и сотрудничества в рамках Содружества независимых Государств посвящены работы Д. В. Доленко, В. А. Густова, Е. Л. Моревой. Кроме того, большую практическую значимость имеет издаваемый Межпарламентской Ассамблеей СНГ «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», а именно издания представляющие собой стенограмму невского международного экологического конгресса;
• Описание процесса формирования природоохранного законотворчества в Арктике освещается в трудах Т. И. Кондратьева, В. И. Павленко, А. Л. Демчук, Д. О. Сивакова, А. А. Соловьянова, А. К. Дорониной;
• Проблеме арктического экологического законодательства посвящены работы Д. О. Сивакова, Н. И. Хлудневой, С. А. Боголюбова и Л. В. Пушкаревой.
Наименее исследованными являются процессы формирования региональной экологической модели в СНГ и становления природоохранного законотворчества в Арктике.
Научная новизна
1. Определено применение мирополитического подхода международного сотрудничества к формированию природоохранной системы законотворчества в российской Арктике;
2. Проанализирована имеющаяся в Российской Федерации нормативно-правовая база в сфере экологии с точки зрения ее комплексности и эффективности;
3. Изучена экологическая модель стран-участниц СНГ, как потенциально применимая в будущем к региону Арктики;
4. Выявлены особенности и механизмы формирования природоохранного законотворчества в Арктике и в Арктической зоне РФ.
Структура работы
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованных источников и литературы, состоящего из 103 наименований, а также 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы автор пришел к следующему выводу: формирование природоохранной системы законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации – динамично развивающийся процесс. В наше время наблюдается повышенный интерес к региону Арктики в первую очередь со стороны российского правительства, причина этому – огромный ресурсный потенциал этого региона. Экспертами Российского Совета по Международным Делам отмечается, что «В Арктической зоне добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98% платиноидов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по разным оценкам, превышает30 трлн долл., причем две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей» .
В. В. Барбин, посол по особым поручениям Министерства Иностранных Дел РФ, занимающийся вопросами Арктики и являющийся старшим должностным лицом России в Арктическом Совете, указал на то, что «будущее России неразрывно связано с Арктикой, освоением ее потенциала. Сегодня этот регион дает более 15% ВВП и свыше 20% экспорта России. В ближайшем будущем этот вклад будет еще более весомым» , так как хозяйственная и другие виды деятельности в российском секторе Арктики будут набирать обороты. В то же время всеми заинтересованными в этом сторонами осознается, что процесс экономического освоения и развития этих первобытных полярных территорий должен эффективно сочетаться с действиями по охране окружающей среды, так как Арктика — это, «во-первых, регион экосистемного баланса Земли, и во-вторых, — регион био-, энергоресурсного резерва человечества» .
В первой главе дипломной работы были раскрыты основные теоретические положения. Во-первых, были даны определения основополагающим для работы терминам:
• Под системой в данной работе понимается совокупность таких компонентов, как институты, деятельность законодательных органов, а также правительственных и неправительственных структур с целью осуществления процесса принятия решений. В совокупности объекты данной системы обладают правом принимать властно-распорядительные решения на уровне всего государства, в то время как в отдельности – лишь в рамках одного элемента системы;
• Применительно к данному исследованию понятие «природоохранное законотворчество» в области наднационального управления, определяется как деятельность по продвижению природоохранных концепций региональных организаций и специальных учреждений ООН в том числе;
• Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть территории Арктики, в которую входят полностью или частично территории некоторых субъектов РФ, а также прилегающие к ним земли, острова, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ .
Во-вторых, механизм формирования системы природоохранного законотворчества в российской Арктике был изучен при помощи мирополитического подхода, сочетающего в себе исследование влияния характеристик глобальной политики, правовых положений региона и международного сотрудничества. Применение данного подхода к региону Арктики, обеспечивает учет интересов всех акторов, что обуславливает предотвращение возникновения конфликтов в регионе и решение существующих проблем.
Во второй главе было рассмотрена деятельность органов государственной власти РФ в природоохранной сфере и сделан вывод о ее неэффективности по причине существования слабых сторон российского экологического законодательства, что, в свою очередь, негативно влияет на правоприменительную деятельность. Кроме того, была рассмотрена Экологическая модель государств-участников СНГ и сделано заключение о возможности использования этого опыта Арктическим советом для создания эффективного механизма защиты окружающей среды Арктики на международном уровне. Россия в этом процессе может играть потенциально ключевую роль, как государство, обладающее значительным влиянием в Арктическом совете.
В третьей главе была выявлена особенность формирования природоохранного законотворчества в регионе Арктики, заключающаяся в том, что арктическими странами должен инициироваться процесс гармонизации экологических законодательств, в связи с тем, что в выработке единого нормативно-правового акта по регулированию природоохранной деятельности в этом регионе они, на сегодняшний день, не видят необходимости. Также в данной главе было определено, что эффективная система экологического законотворчества в Арктической зоне Российской Федерации должна формироваться на трех уровнях:
1. Усовершенствование природоохранного законодательства арктического региона. Первым шагом на пути к этой цели является выявления масштаба декларируемой всеми учеными и исследователями уникальности Арктики. В зависимости от результата такого исследования необходимо принимать решение о форме природоохранного арктического законодательства: будет ли оно иметь вид единого головного законодательного акта или пакета таких актов;
2. Создание региональной экологической модели в Арктике по примеру уже существующей подобной модели в пространстве СНГ. В деятельности в рамках такой модели должны принимать участие, в первую очередь, арктические государства, а также территориально удаленные от Арктики (неарктические) государства, заинтересованные в деятельности внутри этого региона, общественные организации, транснациональные корпорации, широкая международная общественность. Главной целью создания экологической модели является создание механизма обмена опытом, технологиями и выстраивание общей системы действий по сохранению окружающей среды Арктики, ведь достижение этой цели возможно только при слаженности действий всех акторов;
3. Модернизация законотворческой, а затем и правоприментительной деятельности в субъектах АЗРФ. Именно благодаря созданию комплексного и эффективного законодательства в субъектах Арктической зоны РФ, с учетом индивидуальных экологических проблем, а также модернизации деятельности природоохранных структур и институтов, можно добиться качественной деятельности по сохранению экосистем Арктики. Кроме того, государство должно способствовать развитию сотрудничества, в том числе экологического, между арктическими регионами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что эти механизмы могли бы оказать существенное влияние на становление международной природоохранной системы в Арктике.
Стратегическая значимость региона Арктики в экономическом развитии России неоспорима, однако необходимо помнить о том, что «Российская Арктика – это не только огромная территория, но и российские граждане. В Арктической зоне живут и работают около 1 млн. человек, в том числе 150 тысяч представителей 17 коренных малочисленных народов» . Именно поэтому наряду с увеличением темпов хозяйственного освоения Арктики, должна совершенствоваться экологическая политика России в этом регионе.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). – М. – Издательство «Омега-Л», 2017. – 64 с.
2. Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации» // СЗРФ. – 1997. № 51. – Ст. 5712.
3. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» // СЗРФ. – 2002. № 2. – Ст. 133.
4. Федеральный закон № 232-ФЗ от 18 декабря 2006 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2006. № 52 Части I-III. – Ст. 5498.
5. Федеральный закон № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. – 1995. № 12. – Ст. 1024.
6. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. – 1998. № 26. – Ст. 3009.
7. Федеральный закон № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. – 1999. № 18. – Ст. 2222.
8. Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 г. «Земельный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2001. № 44. – Ст. 4147.
9. Федеральный закон № 74-ФЗ от 3 июня 2006 г. «Водный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. №47. – Ст. 4472.
10. Федеральный закон № 200-ФЗ от 4 декабря 2006 г. «Лесной кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2006. № 50. – Ст.5278.
11. Федеральный закон № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» // СЗ РФ. – 1995. № 17. – Ст. 1462.
12. Федеральный закон № 2395-ФЗ от 21 февраля 1992 г. (ред. от 03.07.2016) «О недрах» // СЗ РФ. – 2016. № 27. – Ст. 4212.
13. Федеральный закон № 191-ФЗ от 17.12.1998 «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. № 51. – Ст.6273.
14. Федеральный закон № 187-ФЗ от 30.11.1995 «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. № 49. – Ст. 4694.
15. Проект Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Статья 2. URL: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=50614 (дата обращения: 08.05.2017)
16. Указ Президента Российской Федерации № 7 от 05.01.2016 г. «О проведении в Российской Федерации года экологии» // СЗ РФ. – 2016. № 2 Часть 1. – Ст. 321. С. 936.
17. Указ Президента Российской Федерации № 296 от 02.05.2014 г. «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2014. № 18 Часть 1. – Ст. 2136.
18. Указ Президента РФ № 636 от 21.05.2012 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. – 22 мая 2012. № 5787 (114).
19. Указ президента РФ № 236 от 2 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // СЗ РФ. – 1994. № 6. – Ст. 436.
20. Указ президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. – 1996. № 15. – Ст. 1572.
21. Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О климатической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2009. № 51. – Ст. 6305.
22. Указ Президента РФ № 612 от 08.09.2014 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2014. № 37. – Ст. 4934.
23. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 г. Пр-1969) // Российская газета. – 27 марта 2009. № 4877.
24. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2423-р от 18 декабря 2012 г. «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) // СЗРФ. – 2012. № 52. – Ст. 7561.
25. Распоряжение Правительства РФ № 1225-р от 31 августа 2002 г. «Об экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. № 36. – Ст. 3510.
26. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. – 2008. № 47. – Ст. 5489.
27. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. (утв. правительством РФ от 31 января 2013 г.) URL: http://government.ru/media/files/QTqv2SI5qYEuu2zOHkOAwguydbKD9Ckf.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
28. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (с изменениями и дополнениями), глава 4, ст. 20. URL: http://www.gosduma.net/about/regulations/ (дата обращения: 29.04.2017).
29. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа. – 2016. – 639 с.
30. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике. Ежегодный доклад (2015 год) и аналитический обзор (2010-2015 годы) / Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / А. И. Анощенков [и др.]; под ред. В. М. Грузинова. – М.: Издательский отдел Управления делами Аппарата Совета Федерации. – 598 с.
31. Стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» СТО БР ИББС-1.0-2014 (принят и введен в действие Распоряжением Банка России от 17.05.2014 N Р-399) – М., 2014. С. 7. URL: https://www.cbr.ru/credit/Gubzi_docs/st-10-14.pdf (дата обращения: 22.04.17).
32. Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1978. С. 563 - 565.
33. Киркенесская декларация 1993 г. об учреждении Совета Баренцева/ Евроарктического региона, URL: http://government.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
34. Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников Содружества Независимых Государств. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102163617 (дата обращения: 26.04.17).
35. Модельный экологический кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть) URL: http://iacis.ru/upload/iblock/230/197.pdf (дата обращения 22.04.17).
36. Модельный экологический кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (особенная часть) URL: http://iacis.ru/upload/iblock/120/215.pdf (дата обращения 22.04.17).
37. Заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации на тему «О проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» (25 апреля 2016 г., Москва) URL: http://council.gov.ru/media/files/5u8NhfBkAj82B4cB1JxlvMhkydQWjbNT.pdf (дата обращения 07.04.2017).
38. Совместное заседание президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики (20 ноября 2015 г.) URL: http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=228299 (дата обращения: 20.04.2017).
39. Стенограмма выступлений на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» (29-30 марта 2017 г., Архангельск) http://kremlin.ru/events/president/news/54149 (дата обращения: 11.04.2017).
40. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев [и др.]; под ред. Л. Ф. Ильичева. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. – 840 с.
41. Экологическая энциклопедия: В 6 т. Т. 2. Г-И. / ред. В. И. Данилов-Данилян, К. С. Лосев. – М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»», 2009. – 448 с.
42. Арктика в фокусе современной геополитики / Институт региональных проблем. – М., 2015. – 56 с.
43. Барабанов, О. Н. Голицын, В. А Терещенко, В. В. Глобальное управление /О. Н. Барабанов, В. А Голицын, В. В. Терещенко. – М.: МГИМО-Университет, 2006. – 256 с.
44. Барбин, В. В. О политике России в Арктике / В. В. Барбин // Арктические ведомости. – 2016. № 4 (19). - С.34-37.
45. Боголюбов С. А. Институты экологического права / С. А. Боголюбов [и др.]; под ред. С. А. Боголюбова. - М.: Изд-во «Эксмо», 2010. – 477 с.
46. Боголюбов, С. А. Концепция развития экологического (природоохранного) законодательства / С. А. Боголюбов, Н. В, Кичигин, Н. И. Хлуднева // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. - М.: Эксмо, 2010. – 732 с.
47. Боголюбов, С. А. Особенности природопользования и охраны окружающей среды на российском севере / С. А. Боголюбов // Российская Арктика – территория права: альманах / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (М.), Салехард: администрация Ямало-Ненецкого автономного округа; под ред. Т.Я. Хабриевой [и др.]. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014. – 280 с. – С. 203 – 215.
48. Боголюбов, С. А. Экологизация законодательства, государства и общественной жизни / С. А. Боголюбов // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва 23-24 мая 2013 г.) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ред. Ю. А. Тихомиров. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 382 с. - С. 33-38.
49. Васильева, М. И. Право и государственная экологическая политика: вопросы соотношения / М. И. Васильева // Правовое обеспечение национальных интересов: материалы Международной научно-практической конференции (25-26 октября 2005 г., Москва) / Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ред. Т. Я. Хабриева. - М., 2005. - С. 198-207.
50. Вестник Межпарламентской Ассамблеи 2013, № 4 (69). Под ред. Х. З. Бакенов [и др.]. – СПб.: Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, 2013. – 283 с.
51. Волович, В. Ф. Государственное управление в области охраны окружающей среды Российской Федерации (административно-правовой аспект) / В. Ф. Волович // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. - Томск.: Издат-во: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2006. – 184 с. - С. 34-40.
52. Густов, В. А. Россия — СНГ: не забывая прошлого, думать о будущем / В. А. Густов // Свободная мысль. – 2011. № 5 (1624). - С. 5-22.
53. Демчук, А. Л. Канада: государственная политика в области устойчивого природопользования. Рациональное природопользование: международные программы, российский и зарубежный опыт / А. Л. Демчук, В. И. Соколов // Рациональное природопользование: международные программы, российский и зарубежный опыт / Институт географии РАН, Московский центр РГО; ред. А. С. Некрич. - М.: Общество с ограниченной ответственностью Товарищество научных изданий КМК, 2010. – 412 с. – С. 251-265.
54. Доленко, Д. В. Россия и СНГ: интересы, цели политики и проблемы взаимоотношений / Д. В. Доленко // Вестник мордовского университета. – 2010. № 3. - С. 55-59.
55. Доронина, А. К. Международно-правовая защита окружающей среды Арктики: актуальные задачи и перспективы / А. К. Доронина // Экологическое право. – 2016. № 1. – С. 28-34.
56. Жуков, М. А. Методологические и методические проблемы выделения Арктической зоны Российской Федерации / М. А. Жуков // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. – 2014. № 1(2). – С. 4-20.
57. Кондратьева, Т. И. Стратегия устойчивого природопользования в Соединенных Штатах Америки / Т. И. Кондратьева, И. Н. Рубанов // Рациональное природопользование: международные программы, российский и зарубежный опыт / Институт географии РАН, Московский центр РГО; ред. А. С. Некрич. - М.: Общество с ограниченной ответственностью Товарищество научных изданий КМК, 2010. – 412 с. – С. 228-251.
58. Красовская, Т. М. Международные программы по переходу к устойчивому развитию в Российской Арктике / Т. М. Красовская // Рациональное природопользование: международные программы, российский и зарубежный опыт / Институт географии РАН, Московский центр РГО; ред. А. С. Некрич. - М.: Общество с ограниченной ответственностью Товарищество научных изданий КМК, 2010. – 412 с.
59. Кузнецов, В. И. Административно-правовой режим Арктической зоны / В. И. Кузнецов // Журнал российского права. – 2015. № 11. – С. 130-141.
60. Лагутина, М. Л. Мировая политика как инструмент управления новой системой международных отношений / М. Л. Лагутина // Вестник международных организаций. - 2011. №1 (32). - С. 29-40.
61. Лебедева, М. М. Мировая политика в XXI веке: акторы, процессы, проблемы / М. М. Лебедева. - М.: МГИМО, 2009. – 142 с.
62. Лебедева, Т. П. Каким быть глобальному управлению? / Т. П. Лебедева // Вестник московского университета. Серия 21, Управление (государство и общество). – 2006. № 1. - С. 14-32.
63. Мантаева, Э. И. К вопросу о региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности (на материалах Республики Калмыкия) / Э. И. Мантаева, И. В. Слободчикова, С. Н. Андреева // Научная мысль Кавказа. - 2013. № 3. - С. 78-81.
64. Мартинелли А. Рынки, правительства, сообщества и глобальное управление. / А. Мартинелли // Социологические исследования. – 2003. № 1. - С. 16-28.
65. Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013 / А.В. Загорский, А.И. Глубоков, Е.Н. Хмелева; под ред. И.С. Иванова; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: Спецкнига, 2013. – 56 с.
66. Морева, Е. Л. Кризис и политика экологической интеграции в ЕС и СНГ / Е. Л. Морева // Актуальные проблемы Европы. – 2014. № 1. – С. 77-111.
67. Павленко, В. И. Регулирование сферы недропользования в приарктических странах (США, Канада, Норвегия) / В. И. Павленко, Ю. Г. Селюков // Арктика: экология и экономика. - 2013. № 3 (11). - С. 50-57.
68. Потенциал российской Арктики для международного сотрудничества: доклад № 17/2015 / А.Н. Пилясов, А.В. Котов; под ред. И.С. Иванова; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 120 с.
69. Пушкарева, Л. В. Совершенствование методов управления природопользованием и охраны окружающей среды регионов крайнего севера / Л. В. Пушкарева // Российская Арктика – территория права: альманах. Выпуск II. Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты / Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М., Салехард; ред. В. П. Емельянцев [и др.]. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 392 с. – С. 309-317.
70. Рогожина, Н. Г. Серьезность экологических проблем в России / Н. Г. Рогожина // Север – Юг – Россия 2013. Ежегодник / под ред. А.Г. Володин [и др.]. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 186 с. - С. 153-155.
71. Розенцвайг, А. И. Развитие экологической политики в Российской Федерации на современном этапе / А. И. Розенцвайг // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва 23-24 мая 2013 г.) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ред. Ю. А. Тихомиров. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 382с. - С. 99-102.
72. Русин С. Н. Роль государства в обеспечении экологического правопорядка / С. Н. Русин // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва 23-24 мая 2013 г.) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ред. Ю. А. Тихомиров. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 382 с. - С. 155-158.
73. Селин, В.С. Васильев В.В. Взаимодействие глобальных, национальных и региональных экономических интересов в освоении Севера и Арктики/ Селин В. С., Васильев В. В. – Апатиты: Кольский науч. центр РАН, 2010. – 191 с.
74. Сиваков, Д. О. О существенных различиях в системе правовой охраны полярной природы приарктических государств / О. Д. Сиваков // Российская Арктика – территория права: альманах. Выпуск II. Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты / Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М., Салехард; ред. В. П. Емельянцев [и др.]. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 392 с. - С.354-358.
75. Сиваков, Д. О. Хозяйственная деятельность в полярных условиях: экологические риски и задачи правового регулирования / О. Д. Сиваков // Российская Арктика – территория права: альманах / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (М.), Салехард: администрация Ямало-Ненецкого автономного округа; под ред. Т.Я. Хабриевой [и др.]. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014. – 280 с. – С. 216-226.
76. Соловьянов, А. А. О сохранении природной среды Арктической зоны Российской Федерации / А. А. Соловьянов // Арктика: экология и экономика. – 2011. № 1. - С. 94-103.
77. Хабриева, Т. Я. Право и экология: Цели и механизмы взаимодействия / Т. Я. Хабриева // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (23-24 мая 2013 г., Москва) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ред. Ю. А. Тихомиров. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 382 с. - С. 27 – 32.
78. Харлампьева, Н. К. Методология исследования международного сотрудничества по защите и охране морской среды: опыт региона Балтийского моря для северных морей / Н. К. Харлампьева // Балтийский регион. – 2011. № 1(7). - С. 15-23.
79. Харлампьева, Н. К. Интегративный процесс в управленческих инициативах вокруг региона Арктики / Н. К. Харлампьева // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. № 5. - С. 114-120.
80. Харлампьева, Н. К. Особенности формирования международной природоохранной политики Арктического региона / Н. К. Харлампьева // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2013. № 4 (130). - С. 97-100.
81. Харлампьева, Н. К. Региональные международные организации на Севере и в Артике (история создания и деятельности 80-90 гг. XX века): дисс….канд.истор.наук. – СПбГУ, 2001. 177 с.
82. Харлампьева, Н. К. Транснациональная модель арктического управления в XXI веке / Н. К. Харлампьева, М. Л. Лагутина //Арктика и Север. – 2011. №3. - С. 1-20.
83. Харлампьева, Н.К. Формирование транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе / Н. К. Харлампьева // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: международные отношения. – 2007. № 1. – С. 28-35.
84. Харлампьева, Н. К. Эволюция понятия «Арктика» / Н. К. Харлампьева // Наука и образование. – 2014. № 3. – С. 5-8.
85. Харючи, С. Н. Право в Арктике – право на будущее / С. Н. Харючи // Российская Арктика – территория права: альманах. Выпуск II. Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты / Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М., Салехард; ред. В. П. Емельянцев [и др.]. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 392 с. С. 185-189.
86. Хлуднева, Н. И. Перспективы развития правовой охраны арктических экосистем / Н. И. Хлуднева// Журнал российского права. – 2015. № 11. - С. 114-122.
87. Хлуднева, Н. И. Эффективность правового регулирования охраны окружающей среды / Н. И. Хлуднева // Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: монография / под ред. Ю. А. Тихомирова [и др.]. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. – 336 с. - С. 174-193.
88. Чистобаев, А. И. Арктическая зона Российской Федерации как особый объект государственного управления / А. И. Чистобаев, П. Ю. Малинин // Региональные исследования. – 2016. №2 (52). - 122-128 с.
89. Шапаров, А. Е. Геополитическая ситуация в Арктике: режим негативной безопасности / А. Е. Шарапов, Н. И. Чувашова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2015. № 6. - С. 109-118.
90. Ilulissat Declaration, Arctic Ocean Conference, Greenland, 27-29 May 2008 URL: http://www.oceanlaw.org/downloads/arctic/Ilulissat_Declaration.pdf(датаобращения: 15.04.17).
91. Arctic business forum. Yearbook 2016 / ed. by TimoRautajoki. – Finland: Lapland Chamber of Commerce, 2016. – 198 p.
92. Keohane, R. O. Nye, J. S. (J.). Transnational and World Politics/ R. O. Keohane, J. S. (J.) Nye // Cambridge, Ma: Harvard University Press, 1972. P. IX – XXIX (перевод И. Шилобреевой).
93. Koivurova, Timo. Why do we need multilateral environmental agreements to protect the Arctic environment? / TimoKoivurova // The Arctic Herald. - 2013. № 4 (8). - P. 122-127.
94. Vinogradov S. V. Ecological Security in the Arctic: A Regional Approach // From Coexistence to Cooperation: International Law and Organization in the Post-Cold War Era. / ed.: E. McWhinney, D. Ross, G. Tunkin, V. Vereshchetin. - Dordrecht: MartinusNijhoff, 1991. - P. 155-166.
95. Официальный сайт Арктического совета. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us (дата обращения: 22.04.17).
96. Официальный сайт сети Глобального договора в России. URL: http://www.globalcompact.ru/index/o-globalnom-dogovore.html (дата обращения: 20.04.17).
97. Официальный сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ). URL: http://www.raipon.info/about/ (дата обращения: 05.05.17).
98. Официальный сайт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. URL: http://www.izak.ru/institute/about/osnovnye-napravleniya.php (дата обращения: 30.04.17).
99. Официальный сайт международного форума «Арктика: настоящее и будущее» URL: http://www.forumarctic.com/conf2016/about/index.php (дата обращения: 05.05.17).
100. Официальный сайт «Полярная инициатива» https://russianpolar.ru (дата обращения: 05.05.17).
101. Официальный сайт публичного акционерного общества «Российские сети» http://www.rosseti.ru/press/news/?ELEMENT_ID=28609&sphrase_id=268641 (дата обращения: 05.05.17).
102. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ. URL: http://www.council.gov.ru/structure/committees/ (дата обращения: 29.04.2017)
103. Официальный сайт Северного форума http://www.northernforum.org/ru/the-nf-ru/about-the-northern-forum/mission-ru (дата обращения: 05.05.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ