Введение
ГЛАВА 1. Необходимость развития общественного экологического контроля.............5
1. 1. Понятие общественного экологического контроля
1.2. Правовые основы деятельности общественного экологического контроля
1. 3. Развитие экологического движения в России
ГЛАВА 2. Деятельность общественного экологического контроля, деятельность
организации по охране окружающей среды "Общественный экологический
контроль России"
2.1. Деятельность общественных экологических организаций России
2.1.1. Мероприятия проводимые общественными экологическими организациями
России
2.2. ООО «ОЭКР»
2. 3. Рейдовые проверки 2016 года
2.3.1 Василеостровский район
2.3.2. Невский район
Глава 3. Тенденции и перспективы развития Общественного экологического
контроля в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Российская Федерация, как и любое другое государство, ежедневно сталкивается с
проблемами, касающимися негативного изменения ее природного фонда.
Экологическая ситуация с каждым годом ухудшается не только в России, но и во всем
мире.
Общественный экологический контроль в России начал зарождаться еще в советские
времена, но в тот период экологическое движение не имело отношения к органам
государственной власти. Однако за последние десятилетия ситуация изменилась, на
законном уровне действуют множество природоохранных организаций. Именно
благодаря экологическому контролю обеспечивается принуждение соответствующих
субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.
Общественный экологический контроль осуществляется не только гражданами, но и
трудовыми коллективами, общественными организациями. Его главной целью является
проверить должным ли образом осуществляется выполнение требований
природоохранного законодательства предприятиями, организациями, ведомствами и
т.д. Порядок проведения данных проверок описан и регулируется Законом «Об охране
окружающей среды».
Статья 42 Конституции Российской Федерации (принята 12.12.1993, с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-
ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) гласит о
том, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и
достоверную информацию о ее состоянии, а так же на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким
образом, общественный экологический контроль помогает реализовывать право
каждого гражданина на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации,
рейдовые общественные проверки охватывают больший процент предприятий, что
помогает своевременно выявлять и предотвращать нарушения экологического
законодательства.
Данная работа особенно актуальна в последние десятилетия, когда производственная
деятельность наносит непоправимый ущерб экологическому состоянию нашей4
планеты. В Российской Федерации экологическая безопасность и качество
окружающей среды – одна из приоритетных задач в развитии Государства.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ деятельности и
последующая оценка перспектив развития Общественного экологического контроля
Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие общественного экологического контроля и необходимость его
развития в России
2. Проанализировать деятельность общественных экологических организаций по
охране окружающей среды, а также работу ООО «ОЭКР»
3. Оценить тенденции и перспективы развития Общественного экологического
контроля в Российской Федерации.
Несмотря на то, что в последнее время принимаются различного уровня
природоохранные стратегии, появляются законодательные инициативы в области
экологической политики на федеральном и региональном уровнях, без кардинального
изменения природоохранного законодательства и гармонизации его с международными
нормами и стандартами, надеяться на улучшение экологической ситуации не приходится.
Основными организационно-правовыми проблемами неизменно являются:
• Преимущество экономических интересов перед необходимостью охраны
природы и здоровья населения;
• Недостаточное финансирование природоохранных мероприятий;
• Сокрытие или несвоевременное предоставление информации об экологически
значимой деятельности предприятий и организаций, включая аварийные ситуации;
Согласно результатам работы, можно выделить несколько проблем, препятствующих
эффективному развитию общественного экологического контроля: малое количество
желающих участвовать в общественном экологическом контроле на безвозмездной
основе, отсутствие каких-либо гарантий безопасности при осуществлении
общественного экологического контроля, отсутствие документов, регламентирующих
то, как должен проводиться общественный экологический контроль, а так же
сокращение финансовой помощи данной области от государства, так как она
является оппозиционной по отношению к нему. Но несмотря на это, государству важна
помощь неправительственных организаций для обеспечения исполнения федеральных
законов на такой большой территории как у Российской Федерации.
Для того чтобы осуществить право любого гражданина нашей страны на
благоприятную окружающую среду, необходимо:
• развитие экологического просвещения среди школьников и студентов;
• принятие ФЗ «Об общественном экологическом контроле», который бы наделил
граждан и НКО полноценными полномочиями общественного экологического
контроля и обязал бы учитывать мнение заинтересованной общественности при
реализации проектных решений;
• внесение изменений ГКРФ, в соответствии с которыми экологические34
общественные организации могут предъявлять иски в суд в защиту
экологических интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, подведя итог изложенному выше, общественный контроль –
необходимый инструмент для реализации права на благоприятную окружающую среду,
обеспечения рационального природопользования и охраны природных ресурсов.
Деятельность общественных структур по предотвращению нарушений
законодательства стимулирует надлежащее исполнение всеми хозяйствующими
субъектами требований природоресурсного и природоохранного законодательства. То
есть, активная позиция общественности – это существенный вклад в дело укрепления и
поддержания экологического правопорядка в стране.
Так как целью работы стояла оценка перспектив развития общественного
экологического контроля в Российской Федерации, стоит подытожить вышесказанное –
развитие ОЭК в РФ будет развиваться в будущем все активнее и активнее. Учитывая
нынешние тенденции роста активности граждан в данной сфере, а также то, что в
данный момент окружающая среда лишь ухудшает свое качество, можно
предполагать о дальнейшем усилении тенденции активизации населения. При
должной поддержке института законотворчества и органов власти, у общественного
экологического контроля в РФ есть прекрасные перспективы стать эффективным
рабочим инструментом в охране, как окружающей среды, так и здоровья населения
1. Бельдеева Л.Н. «Экологический мониторинг: учебное пособие» Алтайский
государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, 2000 г.
2. Боголюбов С.А. «Экологическое право: учебник» 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011 г. С. 138-157.
3. Веселов А.К. «Общественный экологический контроль в России: правовое
регулирование и практика» г. Москва. 2005 г. С. 212.
Федеральные законы и иные нормативные документы:
1. ФЗ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
2. ФЗ №52 от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
3. Фз №74 от 3.06.2006 г Водный кодекс Российской Федерации
4. ФЗ №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»
5. ФЗ №174 от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»
6. Фз №190 от 29.12.2004 Градостроительный кодекс Российской Федерации
7. ФЗ №212 от 04.07.2014 «Об основах общественного контроля в РФ»
8. Конституция РФ
Статьи в журналах:
1. Трифонова Г.А. Чувашенко И.А. «Развитие экологического движения в России» //
«Политика и Политические науки» - 2014 -№3.
Ресурсы сети интернет:
URL 1: http://www.oekr.ru - сайт Общественного Экологического Контроля России
URL 2: http://voadm.spb.ru/o-rajone - Официальный сайт Администрации
Василеостровского района Санкт-Петербурга
URL 3: yandex.ru/maps – Яндекс.Карты
URL 4:
https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3Ae57ca910c27d0d9c962ca4e3b1bda1287907bc6d36
3982efe9e143792fc1d76dd6&source=constructorLink – интерактивная карта с объектами
проверки Василеостровского района
URL 5:
https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A41a14c142866ce2199601ddc085c8f44aa67619d
399f90e37b3de33b8bdf461e&source=constructorLink – интерактивная карта с объектами
проверки Невского района №1
URL 6:
https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A82b13988b382f33f7118ba3b0419c66cd51d16a6
58c6b50a7941e76b7372652d&source=constructorLink - интерактивная карта с объектами
проверки Невского района №2
URL 7:
https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A8c16dbc9fe2cbf8886e70551e8077cc4e4c40cd4a
7a264cadb283d51872733f9&source=constructorLink - интерактивная карта с объектами
проверки Невского района №3
URL 8: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невский_район - онлайн энциклопедия
URL 9: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx - информационный портал Министерства
юстиции
URL 10: http://bellona.ru/ - сайт международного экологической организации