Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к формированию понятия «образ музея» .. 10
1.1. Историческая динамика образа музея как формы трансляции культурного
опыта 10
1.2 Роль издательской деятельности музея в формировании образа музея .... 17
Глава 2. Печатные издания как визуальные средства формирования образа музея 27
2.1. Музейная афиша: становление и развитие 27
2.2 Особенности печатных изданий научно-технического музея 36
Глава 3. Выставка музейных афиш как отражение образа музея 44
3.1 Практические рекомендации к построению выставки музейных афиш ... 44
3.2. Концепция выставки музейных афиш 53
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение
Актуальность исследования. Интерес к истории и современному состоянию издательской деятельности музея, к осмыслению роли изданий в формировании музейного образа, а также отсутствие научных трудов по истории становления и развития музейной афиши определили обращение к теме исследования. Понятие образа музея в научной литературе однозначно не определено. Универсальный список элементов музейного образа составить невозможно, поскольку он изменяется вслед за развитием музейной теории и практик, а также зависит от условий конкретного музея.
Круг составляющих образа музея определяет выбранная теоретическая точка отсчёта. Опираясь на теорию коммуникации, можно говорить о том, что музейный образ состоит из множества потоков передачи информации, главными элементами которого становятся: музейный сотрудник,
экспозиция, музейный предмет и посетитель. Развитие экспозиционной деятельности музея и появление образного метода построения экспозиции привело к тому, что под образом музея стал пониматься как художественный образ экспозиции в целом, список элементов дополнился: личностью куратора, научно-вспомогательными материалами, музейным дизайном. Изменения экономического порядка конца XX - начала XXI, появление музейного маркетинга вновь изменили статус и составляющие образа музея: он дополнился рекламно-издательской деятельностью музея.
В рамках исследования, музейный образ определяется через издательскую деятельность музея, в частности, посредством печатных изданий - визуальных средств, способствующих формированию образа музея. Исследование музейной афиши позволяет затронуть ряд смежных проблем функционирования музея, среди которых можно выделить: музейный дизайн, дизайн идентичности музея; увеличение форм музейной деятельности, музейный маркетинг, рекламно-издательская деятельность музея.
Издательская деятельность музея осуществляется параллельно основным направлениям музейной деятельности. Публикации результатов научной деятельности музея, совместные издательские проекты, годовые отчеты, каталоги, буклеты, открытки, афиши, являясь периодическими материалами, представляют собой результат деятельности музейных сотрудников и художников, и формируют образ музея в зависимости от круга затрагиваемых вопросов и круга потенциальных читателей.
К визуальным средствам музея можно отнести широкий набор элементов, включающий любые проявления музейной деятельности от экспозиции до музейного сайта. Поле исследования в данном случае ограничено музейными печатными изданиями, в частности музейной афишей.
Музейная афиша представляет научный интерес как результат сотрудничества музейного сотрудника и художника. Выполняя свою основную функцию объявления, рекламирует выставку или музейную экспозицию и подчиняется музейной миссии. Важным является анализ музейной афиши в качестве художественного объекта. Объявляя о музейной экспозиции в городском пространстве, афиша одновременно раскрывает художественный образ экспозиции и соответствует визуальной системе городского пространства. Таким образом, музейная афиша может рассматриваться в качестве элемента музейного образа с позиции визуальной и семантической составляющих.
Актуальность работы подтверждает опыт создания различных музейных проектов, посвященных музейной афише. В их числе: каталог Политехнического музея «100 плакатов из коллекции Политехнического музея «Музея науки и техники мира» 2005 года, проведение Международного конкурса музейного плаката, посвященного Санкт- Петербургскому музею хлеба в рамках Петербургской биеннале музейного дизайна 2014, проект Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника «Музейная жизнь в афишах» с 2014 года, выставка Художественного музея Амоса Андерсона «Amos Forever 50 Years Of Exhibitions Through Posters» 13.11.15-8.02.16.
В ходе выявления, описания и анализа основных составляющих образа музея, были раскрыты базовые принципы музейной коммуникации, определены особенности образно-сюжетного построения экспозиции, особенности музейного маркетинга.
Общие для музеев характеристики позволили сформулировано обобщающее определение образа музея. Под образом музея в данном исследовании понимается специфическая форма реальности, создаваемая музеем, согласно его миссии, и проявляющаяся посредством взаимодействия музейного посетителя и музея, а также, распространяющаяся за пределы музея посредством музейной печатной продукции и воспоминаний посетителей и интенций посетителей.
В качестве визуальных средств музея были рассмотрены печатные музейные издания. Являясь результатом всех основных направлений музейной деятельности, печатные издания образуют набор продуктов различного формата: сборники научных трудов, монографии, сборники статей и конференций, годовые отчеты, каталоги коллекций и выставок, издания для детей, буклеты, открытки и афиши. В рамках исследования, их роль в формировании образа музея разделена в зависимости от круга потенциальных читателей, круга затрагиваемых вопросов и по частоте выхода новой продукции. Также выделены три культурно¬семантических уровня восприятия музейного образа (профессиональный, «заинтересованный», рекламный).
В ходе доказательства правомерности употребления термина «музейная афиша» был проведен анализ существующих понятий: афиша и плакат по трем позициям (хронологии упоминаний в научной литературе, художественной составляющей и периоду действия). Был исследован отечественный опыт зарождения музейной афиши; по подобию выставочной афиши выявлены её основные характеристики. К музейной специфики отнесены следующие свойства афиши: содержание справочной информации о музее, изображение музейного предмета, стилистическое единство с музейной экспозицией и окружающим городским пространством.
Анализ печатных изданий научно-технических музеев был выполнен согласно четырем стадиям эволюции научно -технических музеев (выделенных Кеннетом Хадсоном). В результате аналитического соотношения выявленных признаков и приоритетов развития научно-технических музеев, были сформулированы следующие особенности печатных изданий музеев науки и техники:
• научная ценность;
• иллюстрация механизмов работы предметов техники;
• пространство для экспериментальных идей;
• включение образа человека.
В ходе разработки практических рекомендация для построения выставки музейных афиш, был проведен анализ существующей практики рассмотрения музейной афиши в качестве музейного предмета. В числе практических рекомендаций можно выделить следующие:
• ориентация на индивидуальное посещение;
• использование логики открытых фондов;
• раскрытие информационного потенциала путем отказа от хронологического или тематического деления;
• выпуск каталога в изображениями афиш для детального ознакомления;
• размещение афиш на сайте музея.
В качестве практического результата исследования разработана концепция выставки музейных афиш для Центрального музея связи имени А.С. Попова «Жизнь музея сквозь образы музейных афиш». Концепция создана на основе количественных данных анализа музейных афиш; содержит такие разделы, как: цель выставки, задачи, идейное содержание, принцип отбора предметов экспонирования, метод построения экспозиции, потенциальный посетитель, свойства музейной афиши как музейного предмета, вид этикеток, группировка афиш, подходящее помещение для выставки, навигация, пояснительный текст.
Резюмируя выводы, можно утверждать о большом эвристическом потенциале исследования музейной афиши. На примере музейной афиши научно-технического музея было показано, каким образом через обращение к печатным изданиям можно проанализировать роль музейной афиши в формировании музейного образа. Полученные результаты являются основанием для включения музейной афиши в научный дискурс.
1. 100 плакатов из коллекции Политехнического музея «Музеи науки и техники мира»: альбом / сост. Л.М. Кожина. - М., 2005. - 125 с.
2. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции.//Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989. - С. 35-49.
3. Бабурина Н.И. Россия XX века. История страны в плакате: Альбом - М., 1993. - 256 с.
4. Бабурина Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. - Л., 1988. - 192 с.
5. Бархатова Е. Рождение русской художественной афиши//Наше
наследие. - М., 1993. - N 27. - С. 97-100.
6. Бонами З.А. Музей и проблема трансляции музейно-исторических кодов//Музей и образование. - М., 1989. - С. 24-28.
7. Борисова Н.А., Васильева Т.С., Фролова О.В. Экспозиция «Радиовещание» в Центральном музее связи имени А.С. Попова//Музеи связи: популяризация науки и техники. - СПб, 2013 - С. 189-195.
8. Боровский Д.А. Плакат модерна. На материале музейных собраний//Музей 10. Художественные собрания СССР: Сборник статей. - М.,
1989. - С. 116-126.
9. Бурганова М. Общество создает музей - музей создает общество//Третьяковская галерея. - 2007. - №1. - С. 66-69.
10. Бутиков Г.П. Маркетинг в музее//Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: сб. науч. тр. - СПб, 1995. - С. 3-7.
11. Веселящийся Петербург: Афиши, меню, приглашения. Конец XIX - начало XX в.: альбом, Гос. Рус. Музей. - СПб, 1994. - 48 с.
12. Вильгельм и Анна Павловна. Королевская роскошь Нидерландского двора: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. - СПб, 2013. - 292 с.
13. Глинтерник Э.М. Реклама в России XVIII - первой половины XX века. - СПб, 2007. - 360 с.
14. Гнедовский М. Б., Дукельский Ю. В. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования//Музейное дело: музей - культура - общество: сб. науч. тр. - М., 1992. - С.16-18.
15. Гравировальная палата Академии наук XVIII века: Сборник
документов / Сост. М.А. Алексеева. - Л., 1985. - 293 с.
16. Григорян Г.Г. Размышления о музейном деле в Старом доме на Новой площади: публ. и выступления (1988-2005 гг.). - М., 2005. - 319 с.
17. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. - СПб, 2004. - 408 с.
18. Гусева О. Концепция брендинга//Рекламные идеи YES! - 1998. - № 3. - С.6-13.
19. Дукельский В.Ю. От музейной организации к музейной фирме//Музеи. Маркетинг. Менеджмент/Сб. ст. - М., 2002. - 210 с.
20. Жекова Т.П. Популяризация научных основ и принципов действия объектов техники как одна из особенностей экспозиции в научно-техническом музее//Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее. - М., 2000. - С. 34-36.
21. Жуков В.В. Плакат: антология Ленинградского-Санкт-Петербургского плаката: 1967-2007, - СПб, 2010. - 428 с.
22. Зеленков Б. Театральная реклама. Афиша и плакат.//Зрелища. - М., 1924. - С.17-22.
23. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества.// Полис. - 1997. - №4. - С. 18-28.
24. К.С. Международная выставка афиш//Живописное обозрение. 1897. - №51. - С.908-909.
25. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой: новые реальности современного брэндинга. - М., 2002. - 210 с.
26. Каранлыкова Л.Л. Приоритет маркетинговой политики - в практике российских музеев//Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. - СПб, 1996. - С.15-19.
27. Колесникова Д.А. Что такое визуальная экология?//Экологическая эстетика: проблемы и границы. - СПб, - 2014. - С. 157-165.
28. Комлев Ю.Э. Музейная коммуникация и управление
коммуникационной деятельностью музея//Вестник Челябинской
государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 22-26.
29. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. - М., 1987. - 208 с.
30. Кузнецов А.М. Рекламно-издательская деятельность отечественных военных музеев в период с 1918 по 1991 г.//Вестник Военного университета. - 2008. - №4. - С.150-159.