Введение 3
1. История изучения бурятской духовной культуры 7
2. Шаманизм в Бурятии: общие определения и краткая историческая справка 17
2.1. Шаманизм как культурно-исторический феномен 17
2.2. Шаманизм в Бурятии: основные моменты исторического развития 20
3. Современные реалии бурятского шаманизма 30
3.1. Общая характеристика современного бурятского шаманизма 31
3.2. Деятельность «Боо Мургэл» 38
3.3. Деятельность «Сахилгаан» 41
3.4. Деятельность «Хаан Тенгери» 43
Заключение 54
Список использованной литературы и источников 57
Перед Вами исследование, посвященное изучению бурятского шаманизма в его современном виде с обозрением исторических этапов развития этой формы религии. Шаманизм, как одна из самых архаических форм религиозного мировоззрения, является, на мой взгляд, также и одной из самых интересных сфер для наблюдения и научного изучения. Современный шаманизм, или неошаманизм, представляет собой специфическую форму являющегося результатом реконструкции религиозного синкретизма, особенности которого также полны интересных для анализа моментов.
Актуальность темы подтверждается, прежде всего, повсеместным ростом интереса к неошаманизму как к новому религиозному движению на фоне возникновения различных шаманских групп и объединений на территориях, культурно и исторически к этому предрасположенных.
К примеру, на территории самой Бурятии уже более десяти лет существует несколько официально зарегистрированных шаманских религиозных организаций, которые ведут активную просветительскую деятельность, общаются с представителями власти и средств массовой информации, проводят массовые молебны и ритуалы, выступают перед широкой аудиторией, издают книги и брошюры, оказывают услуги населению и многое другое. Все это многообразие проявлений современного шаманизма в Бурятии и других республиках Сибири не могло не проявиться в Петербурге или Москве, а также не могло не привлечь внимание множества интересующихся людей, как и из околорелигиозной среды, так и среди представителей научного сообщества.
Целью исследования является, в первую очередь детальное описание деятельности современных шаманских организаций, действующих на территории республики Бурятия, с последующим анализом их проявлений, а также описание исторических этапов развития шаманизма в Бурятии.
Задача исследования состоит в том, чтобы показать, как с течением времени архаический шаманизм превратился в современный реконструированный неошаманизм и каким образом этот современный шаманизм проявляет себя, как он перенимает опыт мировых религий для становления своей собственной конфессиональной базы.
Поэтапно выделить задачи исследования можно следующим образом:
1. Детальное описание обозримого хода научного изучения шаманизма на территории современной Бурятии, в ходе которого формируется представление о методологических предпосылках для настоящего исследования, а также становится понятен и очевиден предмет исследования.
2. Общее определение шаманизма как феномена, а также уточнение частных особенностей именно бурятского шаманизма.
3. Краткое описание становления шаманизма в ходе исторического развития региона от периода неолита и до настоящего времени в виде перечисления основных переломных моментов.
4. Детальное описание деятельности современных бурятских шаманских религиозных организаций, с более глубоким описанием деятельности местной религиозной шаманской организации «Хаан Тэнгэри».
Методология исследования представлена различными методами. Во- первых, это текстологический анализ письменных источников. Помимо базового анализа применяется также сравнительно-исторический, проблемно-понятийный, а также классификационный и системообразующий методы. Во-вторых, автор пользовалась антропологическими методами, прежде всего, методом интервью и включенного наблюдения.
Степень разработанности проблемы можно охарактеризовать как начальную, поскольку сравнительно небольшое количество исследований посвящено именно современному бурятскому шаманизму.
Ряд исследователей, таких как Т.М. Михайлов1 или Г.Р. Галданова2 проводили обширное изучение бурятского шаманизма в досоветский или вообще доламаистский периоды. Из авторов, пишущих о современном шаманизме можно особенно выделить В. М. Харитонову, как одну из выдающихся исследовательниц сибирского шаманизма и неошаманизма.3 Более подробное историографическое исследование источников приводится в первой главе данной работы, однако представленный анализ деятельности современных бурятских шаманских организаций и детальное их описание является новаторством.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые приводятся проанализированные и систематизированные материалы о деятельности современных шаманских организаций на территории Республики Бурятия с детальным описанием всех форм взаимодействия шаманской организации и социума, а также анализ предпосылок к формированию неошаманизма.
Практическая значимость работы заключается в том, что изложенный в ней материал может быть применен в дальнейшем и более углубленном изучении как истории, так и современных форм бурятского шаманизма. Материалы исследования могут быть применены для лекционных курсов по истории архаических верований, а также новых религиозных движений, для создания методико-теоретической базы при подготовке выставок, семинаров и прочих мероприятий культурно-образовательного характера.
Положения, выносимые на защиту данной работы можно свести к следующим пунктам:
1. Шаманизм как культурно-исторический феномен представляет собой особую форму религии, имеющей глубокое архаическое прошлое и интересно оформленное настоящее. Всегда в шаманизме особая роль отводилась посреднику между мирами, шаману. Шаман и его способность входить в измененные состояния сознания являются ключевыми моментами в шаманизме, а в бурятском шаманизме важное место занимает наличие шаманского дара (удха) и культ почитания предков.
2. Бурятский шаманизм - это продукт сложного процесса исторического развития культуры, который можно описать с помощью нескольких ключевых моментов. Основные переломные для развития бурятского шаманизма моменты, таким образом, это: переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему (2 тыс. до н.э.); знакомство с мировыми религиозными культурами (17 век); период советской власти; возрождение бурятского шаманизма в настоящее время.
3. Трансформация бурятского шаманизма в современной Бурятии служит ярким примером того, что древняя архаическая вера может стать испытавшим синкретические влияния новым религиозным движением. Шаманские религиозные организации, начавшие появляться в Бурятии в начале 90-х годов, служат тому доказательством.
4. Среди всех описанных в работе шаманских организаций наиболее интересным примером для рассмотрения является местное религиозное объединение шаманов «Хаан Тэнгэри». Это шаманское объединение демонстрирует особую форму приспособления неошаманизма к нуждам современного общества: строит храм, публикует заповеди шаманизма, открывает центры, выпускает телевизионные передачи и прочее.
5. Современный бурятский шаманизм является ярким примером неошаманизма, который разительно отличается от своего архаического предшественника, но при этом имеет весомый авторитет в среде верующих шаманистов и становится институционально оформленной конфессией со своими нормами, ритуалами, храмами и прочими составляющими.
Апробация работы была проведена на двух конференциях: студенческая конференция, посвященная 70-летию преподавания религиоведения на философском факультете/Институте философии СПбГУ (Санкт-Петербург, 2016 год); межвузовская научная конференция «Герценовские чтения 2016. Актуальные проблемы религиоведения» (Санкт-Петербург, 2016 год).
Структура работы включает в себя введение, заключение, три главы, разделенные на параграфы, а также список литературы и источников.
Вот таким удивительным образом мы совершили путешествие вглубь времени, узнав об архаической форме существования бурятского шаманизма и проследив этапы его развития и становления его догматической и ритуальной базы.
От периода позднего неолита и до второго тысячелетия до нашей эры шаманизм в Бурятии существовал только потенциально, став шаманизмом в полном смысле слова лишь после перехода к новому типу хозяйствования. Позднее, при присоединении Прибайкальских земель к Российской Империи, бурятский шаманизм познакомился с христианством в двух формах, православной и старообрядческой, а также с тибетским буддизмом. Испытав влияние мировых религий, бурятский шаманизм продолжил свой путь по дороге истории, развиваясь в синкретическом ключе и перенимая опыт пришлых конфессий. А позже, столкнувшись с политикой угнетения религиозности в Советском Союзе, бурятский шаманизм научился приспосабливаться и к таким ужасающим условиям, став способным выжить и в преображенном виде преподнести себя верующему в современное время.
Безусловно, общее определение шаманизма и описание фаз его исторического развития в Бурятии являлось не основной, но значительной задачей настоящего исследования. Однако, более важной целью было показать ту форму, в которой шаманизм существует в современной Бурятии.
Проследив то, как позиционируют себя современные бурятские шаманы, как они объединяются в религиозные организации и регистрируют их в Министерстве Юстиции Российской Федерации, как проводят просветительскую и другие формы деятельности, можно сделать ряд удивительных выводов.
Во-первых, современный бурятский шаманизм, а правильнее сказать «неошаманизм», является своего рода искусственной конструкцией, построенной на базе отдельно сохранившихся фрагментов шаманской традиции передачи знания от учителя к ученику, а также на основе этнографических и прочих научных работ. Настоящее исследование не ставило своей целью детальный анализ ритуально-догматической базы современного бурятского неошаманизма и ее сравнение с традиционным до-советским шаманизмом. Однако, некоторое представление об этой базе может быть сформировано уже на основе изложенного в работе материала.
Во-вторых, современный бурятский шаманизм активно перенимает опыт мировых религий и использует такие методы привлечения прихожан как распространение тематической литературы, проведение массовых ритуальных действий, строительство храмов, установление кодекса морально-этических правил для верующих, организация семинаров и, что самое главное, формирование официально зарегистрированных религиозных общин. Среди таких общин можно особо выделить «Боо Мургэл», «Сахилгаан» и «Хаан Тэнгэри», поскольку их деятельность проявляется настолько ярко и разнообразно, что на ее основе уже можно изучать современный шаманизм.
В-третьих, уже на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что современный шаманизм, несмотря на признание его настоящей и авторитетной религиозной традицией самими верующими шаманистами- бурятами, весьма отличается от своего архаического предшественника. В традиционном шаманизме шаман - это всегда практик-одиночка, не нуждающийся в членском билете шаманской организации и не состоящий в религиозной общине человек. Современный же шаман - это член шаманского социума, нуждающийся в помощи других шаманов и практикующих в лоне своего шаманского «ордена».
Таким образом, мы видим, что современный шаманизм удовлетворяет потребностям современного мира с его запросами и ритмом жизни. Современный бурятский шаман всегда доступен для любого нуждающегося, он имеет все необходимые посвящения и, что самое главное, состоит в шаманской организации, один авторитет которой уже может сказать многое и о самом шамане.
Безусловно, современный бурятский шаманизм превратился из традиционной архаической формы первобытной религии в новое религиозное движение, материальная и доктринальная база которого позволяет ему оформиться в самостоятельную конфессию. На наших глазах и прямо сейчас происходит превращение архаической экстатической религии в одну из официально признанных конфессий.
По крайней мере, на территории Республики Бурятия этот процесс происходит наиболее ярко. Изучать бурятский неошаманизм можно практически беспрерывно, углубляясь в различные аспекты современного шаманского мировоззрения и культа и сопоставляя разные его особенности с традиционным шаманизмом ушедших времен. В своих дальнейших работах я намерена глубже изучить эти и другие вопросы, касающиеся современного бурятского шаманизма, сопоставить его доктринальную базу с мировоззрением традиционного шаманизма, провести ряд других исследований в данной области.
Список источников:
1. Бурятские шаманы помолились за Байкал - Российская газета. URL: http://rg.ru/2015/08/26/reg-sibfo/shaman.html
2. Газета «Номер один». Шаманы раскрыли 12 заповедей. - URL: http://gazeta-n1.ru/archive/detail.php?ID=32811
3. График проведения тайлганов. URL: http://tengeri.ucoz.ru/index/0-5
4. Закрытие небесных врат. URL: http://fregat-vt.livejournal.com/652375.html
5. Из истории института монголоведения. URL: http://imbt.ru/?page id=155
6. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http: //unro .minjust.ru/NKOs.aspx
7. Иркипедия: шаманизм. URL: http://irkipedia.ru/content/shamanizm#new-simple-table-of-contents-7
8. Межрегиональные исследования в общественных науках. URL: http: //mion.isu.ru/ru/about/proj ect.html
9. Независимая газета «Новая Бурятия». URL: http://www.newbur.ru/articles/21648
10. Онлайн-конференция: Известный во всем мире шаман Валентин Хагдаев ответит на вопросы читателей ИА UlanMedia. URL: http: //ulanmedia.ru/chat/417
11. РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШАМАНОВ «ХААН ТЭНГЭРИ». URL: http://www.khaantengeri.ru/
12. Российское Общество Монголоведов. URL: http://www.mongoloved.ru/
Список литературы:
1. Dubois T. An introduction to shamanism. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - 317 p.
2. Hamer MJ. The Way of the Shaman. N.Y., 1980. См. также: Fridman Е. А. Sacred geography: shamanism in the Buddhist republics of Russia: Thesis / Brown Univ. 1998. - 180 p.
3. Stepanova N. L’invocatrice degli Dei/Storie di vita di una sciamana buriata. Xenia, 1998. - 200 p.
...