Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИКО-КОНФЛИКТНЫЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Работа №132385

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСКУРСА И МЕДИАПРОСТРАНСТВА 7
1.1. Современное медиапространство 7
1.2. Социальное пространство 19
1.3. Дискурс-теория и критический дискурс-анализ Нормана Фэркло 27
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В ДИСКУРС-ГРУППАХ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ Twitter 50
2.1. Описание эмпирического объекта и обоснование кейса (триггер-события) исследования 50
2.2. Дискурс группы пользователей Twitter 63
2.3. Образ реального конфликта в отдельных дискурсах и пересечение дискурсов 70
Заключение 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85

Наше исследование посвящено политико-конфликтному дискурсу и процессу формирования в нем образа реального конфликта в среде современ­ного медиапространства. В целом, дискурс представляет собой контекстно связанные между собой символические значения, которые существуют в языке. Как и язык, дискурсы постоянно в движении. Это движение придают носители дискурсов - люди. Благодаря коммуникации, субъекты вступают во взаимодействия и их дискурсы пересекаются между собой. Пересечение дис­курсов может быть объяснено в стандартных коммуникативных теориях. Дис­курсы могут бороться между собой за доминирование одного символического или конкретного значения над другим, либо же могут гармонично существо­вать в гомогенной среде, образуя группы дискурсов. Исследование использует в качестве площадки для анализа социальную сеть Twitter. Социальные сети очень удачно подходят для исследований социальных взаимодействий, а Twitter наиболее успешная и развитая социальная сеть на сегодняшний день. Также из-за своей специфики (краткости) она очень удобна для анализа и по­иска нужной информации (поиск осуществляется, по ключевым словам, а также имеются многочисленные инструменты аналитики внутри самой соци­альной сети).
В качестве примера триггер-события, которое реактивирует механизмы дискурса, мы выбрали теракты в Брюсселе, которые произошли во вторник 22 марта 2016 года, в результате которых погибли более 30 человек. Ответствен­ность за теракты взяло на себя Исламское Государство (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) (организация запрещена на территории России). Это событие является одним из целой череды страшных терактов в Европе и за ее пределами, которые осу­ществляются в рамках конфликта на Ближнем Востоке. С нашей точки зрения, это событие, в данном социальном контексте (на 2016 год) достаточно резо­нансно и затрагивает многие группы населения, с совершенно полярными взглядами, что делает его хорошо подходящим поводом для исследования.
Актуальность нашей работы состоит в том, чтобы на реальном примере дать представление о том, что истина зависит от интерпретации. Следова­тельно, чтобы быть независимым и менее манипулируемым, необходимо уметь находить полезную, актуальную информацию и защищаться от домини­рующей точки зрения. И не с целью простого подросткового максимализма, а с целью того, чтобы остаться собой и сохранить независимое сознание. А се­тевые коммуникации очень быстро стали частью нашей повседневной жизни. В потоке информации очень сложно запутаться, потерять ориентиры, и в этом ключе очень важна способность критического мышления.
Степень разработанности темы, и дискурса в частности достаточно вы­сока. Например, дискурс-теория французских исследователей Лакло и Муфф, критический дискурс-анализ Нормана Фэркло и Мишель Фуко, который в своих работах одним из первых ввел в широкий оборот понятие дискурса. В процессе подбора теоретического материала, мы изучили множество приме­ров того, как теория дискурса применена на практике. Но порой, это был ана­лиз СМИ периода активной предвыборной борьбы, которые призваны были сравнить риторику противоборствующих сторон.1 Еще дискурс-исследования применяются с целью аргументировать действия людей, которые борются за свои права. В этом, кстати, и была одна из идей создания критического дис- курс-анализа, как либерального инструмента аргументации своих прав и борьбы за них.2 3 4
В рамках нашей темы были рассмотрены работы социологов, которые посвящены объяснению сути коммуникаций и строению общества. В частно­сти, нами применяется теория социальных полей и символического капитала Пьера Бурдье. Для описания медиапространства мы применили теории симу­лякров Жана Бодрийяра и драматургическую теорию Ирвинга Гоффмана. С их помощью мы провели связующую линию между классическими социологиче­скими теориями и современными медиа.5 6 7 8 На кафедре конфликтологии СПбГУ вопросы конфликтов в сети в своих работах затрагивает Сунами Артем Николаевич.9 10
Цель исследования заключаются в том, каким образом формируется образ реального конфликта в дискурс-группах в среде медиапространства, которое по одной из своей функции, является посредником в распространении информации между реальным (или виртуальным) событием, и потребителем. Можно рассматривать дискурсы как интерпретативные среды, которые в силу своей специфики могут до неузнаваемости изменить изначальный смысл, и наделить событие своими символами и значениями, работая по аналогии с дет­ской игрой в сломанный телефон.
Для достижений цели исследования, нам нужно решить следующие за­дачи:
• обозначить место и роль современного медиапространства в системе социального пространства.
• рассмотреть теорию дискурса.
• описать эмпирический объект и кейс (триггер-событие) исследования.
• провести исследование и выявить как образ конфликта формируется в дискурсивном измерении социальной сети Twitter.
Объектом в нашем исследовании выступает современное медиапро­странство, которое является универсальной средой для общения, интерпрета­ций и обмена информацией между людьми (дискурсами). Медиапространство является частью более общего понятия - информационного общества. Это об­щество характеризуется усилением роли сферы услуг и деятельности, связан­ной с информацией в социальном пространстве и широких социальных прак­тиках.
Предмет исследования состоит в формировании образа реального кон­фликта в современном медиапространстве.
Методология исследования - системный анализ, структурно-функцио­нальный анализ и метод критического дискурс-анализа Нормана Фэркло (да­лее КДА). Изначально КДА был разработан для борьбы с неравенством в об­ществе. Как инструмент обличения власть имущих и борьбой с идеологией. КДА показывает, как власть неравно или несправедливо распределена в обще­стве, относительно позиций социальных акторов. Метод, благодаря своему разработанному теоретическому и эмпирическому аппарату может быть ис­пользован для качественного изучения информационного пространства. Именно благодаря этому свойству, КДА был избран нами для проведения эм­пирического исследования. Наряду с КДА используется структурно-функцио­нальный анализ для описания широких понятий общества и медиа.
Научная новизна заключается в том, что во время исследования про­блемы, нами не было найдено ни одной работы, которая бы совмещала в себе и критический дискурс-анализ, и современные цифровые социальные комму­никации. Считаем, что наша работа показывает на примере, как критический дискурс-анализ, да и другие аспекты теории дискурса могут быть применены к динамично меняющемуся миру социальных сетей.
Структура работы состоит из введения, двух глав с тремя параграфами в каждом, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогу можно обобщить, собрать и представить в единой форме ряд выводов, которые относятся к целям и задачам проведенного исследования. В процессе работы мы рассмотрели и изучили большое количество различного материала, который позволил нам заключить, что медиапростраснтво является универсальным медиатором различных сфер деятельности человека. Медиа­пространство и общество очень зависят друг от друга, потому что они диалек­тически связаны, существуя в так называемом медиасоциальном континууме.
Современное медиапространство - это пространство отношений всех ме­диасубъектов (агентов). К тому же, это не устойчивое состояние, а огромный комплекс ни на секунду не останавливающихся процессов - поток событий. Иначе говоря, оно имеет «процессуальный образ». Опираясь на концепцию Пьера Бурдье можно говорить, что медиапространство как часть социального пространства проецирует его образы в информационную среду, через процесс взаимодействия медиаструктур по поводу производства и потребления медиа­контента (который является воплощением различного символического капи­тала). Исходя из теории Бурдье, медиапространство можно представить, как особую часть социального пространства, которая «обладает способностью проецировать социальные конструкции с опорой на специфические, присущие только ему средства (печатные и электронные СМИ)». В этом многими иссле­дователями «видится особая роль и исключительная значимость медиапро­странства в социальном мире».
Являясь продуктом социального пространства, медиапространство, об­разует с обществом континуум, повторяя особенности самого общества. Например, как и в социуме, распределение разного капитала, позиций и отно­шений очень неравное. Доступ к информации у различных людей не один и тот же. Кто-то лишен возможностей в силу своего положения, кто-то в силу невежества. Медиапространство, как и социальное пространство очень симво­лично, как и капитал в нем, но этот капитал вполне реален по своей силе. Также оно мимикрирует общество, но делает это на качественно ином уровне - информационном. Многие категории социального пространства имеют свои аналоги в медиа, которые взаимодействуют по очень похожим принципам.
Медиапространство выступает в роли проекции реального пространства в среду коммуникации между людьми. Медиапространство это множество пе­ресекающихся полей взаимодействий, в которых важную роль играет симво­лический капитал агентов, с помощью которого они соревнуются друг с дру­гом за гегемонию, которая выражается во власти. И собственно не особо важно, какая это власть - над публикой или государственная. Символический капитал воспроизводится и отстаивается посредством дискурса в различных социальных полях взаимодействия. Социальная практика (коммуникация между индивидами) является конституирующей и конструируемой дискурсом средой. Социальная практика и дискурс взаимозависимы, и влияют друг на друга диалектически. Как и само общество, дискурс постоянно меняется и пре­образовывается. Дискурс связывает значения в языке посредством контекста, и закрепляет их, но не цементирует, давая им возможность меняться со време­нем под воздействием внешних факторов.
Современное медиапространство, в своей огромной полноте значений, его тесной связью с социальным пространством, в том числе является, также, средой формирования и функционирования дискурсов. Это пространство и дискурсы в нем пребывают в постоянном движении, по-своему реагируют на раздражители, в зависимости от специфики. В этом смысле можно сказать, что дискурс - это форма борьбы символического капитала своих носителей за ге- гемонные значения. Медиапространство 21 века, с его разветвленной сетью коммуникаций и сервисов открывает огромные возможности для того чтобы борьба дискурсов интенсифицировалась. Медиапространство как открытое динамично развивающееся образование, функционирующее в сложных усло­виях социального пространства, имеет множество векторов в простран­ственно-временном континууме. Важным вектором, на наш взгляд, является конвертация медиапространства в дискурс, при котором происходит слияние самой разной информации и возникновение специфических явлений, соотно­симых с медиареальностью. Такой, например, как социальная сеть Twitter.
Мы увидели, что Twitter имеет очень глубокую интеграцию в человече­ское общение. Примером этому служит драматургическая теория Ирвинга Г оффмана, которая очень хорошо изобразила нам взаимоотношения субъектов в Twitter. Будучи частью медиапространства, Twitter перенимает и перераба­тывает в себе многие его функции, являясь идеальной средой для формирова­ния групп дискурсов. Это обеспечивается скоростью и публичностью общения внутри Twitter. Платформы вроде Facebook похожи на множество кругов Эй­лера, где люди общаются в своих тесных (и не очень) кругах близких и знако­мых, и которые не так часто выходят за пределы своей «зоны комфорта». В Twitter же написать и ответить может совершенно любой человек, что рождает невероятную интенсификацию дискурсов, порой преобразуя причину обсуж­дения в совершенно другие формы.
Мы рассмотрели Twitter с точки зрения теории симулякров Жана Бод- рийяра и драматургической теории Ирвинга Г оффмана. Именно со стороны того, как люди презентуют себя в сети, и как они взаимодействуют на основе своих представлений. Также нами была проделана работа по выделению круп­ных дискурсов в контексте информационного потока события в Twitter. Мы использовали инструменты самой социальной сети для поисков семантически релевантных материалов. А произведя анализ этих самых материалов, мы при­шли к выводу что дискурсы действительно выстраивают свою реальность. Формируют свой образ реальности и события. Нам кажется, что есть важная особенность, которую нельзя упускать. Она заключается в том, что конфликт­ный дискурс, в силу своей специфики очень сложно поддается изменениям. Вражда, ненависть, насилие, это такие сильные и глубокие чувства, что они не могут быть просто так уничтожены. Преодоление их, это долгий и сложный процесс. В среде социальных сетей, где полноценная дискуссия трудна, а то и невозможна, очень трудно выстроить конструктивный диалог, потому что очень много неизвестных переменных. Конфликтные дискурсы как бы закон­сервированы. Это вещь в себе. Они зациклены на повторение одного и того же, только в разных контекстах. Это можно назвать рекурсией ненависти.
Конфликтные дискурсы выступают своего рода готовыми клише, кото­рые любой может взять, и через них посмотреть на проблему. Наше исследо­вание призвано показать, что этот путь неконструктивен. Дело в том, что как мы уже отмечали, СМИ создают определенные гегемонные конструкты, кото­рые затем практически в готовом виде уходят потребителю, и уже культиви­руются им. Для того, чтобы пошатнуть гегемонный дискурс нужна пропорци­ональная ему сила, в лице широких средств массовой информации, которые несут альтернативные конструкты дискурсов. Затем, в результате широкого общественного резонанса дискурсы уже способны разрушаться и пересоби­раться, обрастая новыми деталями. Иначе говоря, гегемонные дискурсы могут существовать, но они не должны быть вне конкуренции. Они постоянно должны подвергаться атакам плюральности, чтобы изменяться, или уступать место другим. Справиться с доминирующими дискурсами можно путем кри­тического осознания действительности, которое можно воспитывать, анализи­руя различные дискурсы на уровне здравого смысла, рассматривая и сопостав­ляя их, в целом глубже подходя к вопросам.
Наше исследование показало, что в современном медиапространстве происходит сильная интенсификация дискурсов, особенно негативных, по­строенных на ненависти, насилии и нетерпимости. Благодаря КДА, мы смогли проанализировать дискурсы, которые реактивировались на почве брюссель­ских терактов. Но все-таки, почему мы не увидели позитива? Думаем, что этому есть ряд причин.
Во-первых, построить конфликт очень просто. Склонить человека к злобе, гораздо легче, чем к состраданию или радости. Об этом писал еще Г еорг Зиммель, в своем эссе «человек, как враг».1 Вообще любой конструкт, осно­ванный на примитивных чувствах очень быстро растет в любой среде, потому что обращается к нашим низам, нашим инстинктам. Оперирует простыми ка­тегориями номинации и аргументациями. Создать и поддержать, например, либеральный научный дискурс гораздо сложнее, чем реактивировать в чело­веке ненависть и злобу. Можно предположить, что усложнение предмета ши­рокого общественного дискурса, это результат развития общества. И наобо­рот, когда происходит деградация предмета, то это может означать некую по­терянность.
Во-вторых, современное медиапространство, входя в структуру очень плотного медиасоциального континуума позволяет людям более лично пере­носить происходящее вокруг. То есть аудитория принимает символическое участие в событиях через третьи проявления: через телекамеры, через ленту новостей в Twitter. Люди так плотно окружены информацией, что невольно интегрируются в дискурс, и порой принимают его лично по умолчанию. Порой они используют стратегии аргументации, основанные не на приверженности идеям, а потому что статус транслируемых суждений носит официальный ха­рактер. Происходит активный процесс идентификации себя с абстрактным «мы», которое борется за некие идеалы, которые могут даже вообще не влиять на жизнь того, кто идентифицирует себя с «мы». Отношения государств, ли­деров, люди воспринимают на уровне простых реалистичных конструкций, которые они получают из разных источников. Как уже было сказано, потреби­тель информации получает готовые клише, и сам ассоциируется со стороной конфликта.
В-третьих, информационные поводы, такие как теракты в Брюсселе, рождают всплеск в информационном поле, который из-за повышенного вни­мания выступает увеличительным стеклом, гипертрофируя смежные темы. Этот фокус искажает действительность, создавая интерпретации и симуляции. В связи с этим, строятся совершенно безумные причинно-следственные связи, которые мы можем увидеть, если обратим внимание на суть выделенных нами дискурсов. На первый взгляд, некоторые из них кажутся бредом, но в своей сути имеют очень четкую систему знаков и символов. Семантику которых, люди действительно используют для аргументации своих или цитируемых мыслей.
Беря во внимание всё вышесказанное, то этично ли со стороны россий­ских чиновников, таких как, например, Владимир Жириновский, заявлять в прямом эфире в программе Владимира Соловьева о том, что России выгодны теракты в Брюсселе? О том, что: «пусть они там подыхают, а потом просят у нас помощи»? Этично ли Алексею Пушкову в своем Twitter цинично критико­вать генсека НАТО, ставя ему в укор, что европейцы ищут врагов не там, когда у него буквально под окнами взрываются люди в метро? Этично ли на основе мелкого карикатурного журнала делать вывод обо всей французской нации? Этично ли транслировать по центральному телевидению конфликтные, де­структивные дискурсы? Можно предположить, что заступ за грань морали и этики в данных случаях это банальное невежество, или защитная реакция, ко­торая рождается из страха. Точно также, как это было в Беслане. Когда чтобы преодолеть страх нужно было увидеть его самые ужасные стороны. Когнитив­ный способ преодоления конфликта. Когда наличие большей информации, дает понимание конфликта, и в дальнейшем его принятие.
Хотелось бы еще отметить, что выделенные нами дискурсы по форме очень абстрактны, и характеризуют только определенные течения, настроения и мнения в обществе. Наша работа носит постструктуралистский характер, и она не закрепляет суждения, а стремится показать, что вся система дискурсов динамична. Дискурсы, особенно конфликтные (как в нашем случае), очень им­пульсивны. Они яркие, как и эмоции к которым обращаются. Этим эмоциям нужна постоянная мобилизационная подпитка, и если этой подпитки не будет, то конфликтный дискурс постепенно рассеется, или перейдет в латентную фазу, согласно классической теории конфликта. Как это случилось, например, с дискурсом холодной войны, который спустя 25 стал носить уже качественно другой - исторический характер. Можно сделать вывод, что если конфликтный дискурс лишится широкой поддержки СМИ (хотя бы самых основных), то он постепенно исчезнет или затихнет в общем информационном поле. А соответ­ственно и изменится в общественном мнении. Это, как уже было нами отме­чено, можно сделать путем атак плюральности на гегемонный(е) дискурс(ы).
Нами было замечено, что конфликтные дискурсы проводят очень чет­кую номинацию субъектов. Используются маркеры, такие как «мы», «они», и другие подобные, которые призваны сепарировать отношения. Конфликтный дискурс организует людей согласно очень простым принципам, что доста­точно эффективно в форс-мажорных обстоятельствах, когда идет вопрос о со­хранении жизни или других важных ценностях. Но это отнюдь не сочетается с пассивным потреблением информации о событии, которое находится от че­ловека на расстоянии многих тысяч километров, не представляя никакой угрозы, и никак не влияя на жизнь удаленных людей. Идет навешивание яр­лыков через агрессивную номинацию. Тем самым абстрактный образ «их», «врага» и других начинает принимать очень четкие и однозначные характери­стики, опираясь на которые, носители дискурса приводят его в движение, а иногда и в рекурсию, которая создает отмеченную нами характеристику кон­фликтного дискурса, как вещь в себе. По нашему мнению, именно четкая но­минация субъектов, категоризация характеристик, радикализация и гипербо­лизация превращает дискурс в одновременно и подвижную систему (внутри себя), и в то же время придает ей закрытость, которая не позволяет дискурсу активно вступать в взаимодействия с другими смежными дискурсами. Наше исследование показало, что достаточно однородные дискурсы сосуществуют гармонично, лишь поддерживая друг друга. В такой среде очень сложно воз­никнуть дискурсу, работающему в противоход основному течению. Сложно, но он может возникнуть.
Медиасоциальный континуум дает нам великие возможности по обмену информацией, развитию себя, но он легко может поменять свою полярность на противоположную, и работать на разрушение: конструируя дискурсы, ра­ботающие с образами конфликта в свою пользу. Но было бы некорректно го­ворить, что это неправильно, или что это что-то противоестественное. Логично сказать, что это естественный порядок вещей, но не весь естественный поря­док конструктивен. Мы уже отметили, что плюральность должна угрожать до­минантному дискурсу, заставляя его меняться. Невежество - благодатная почва для низших инстинктов и эмоций, и чтобы остаться собой, думаем, необ­ходимо учиться критически осмысливать происходящее вокруг. И не подда­ваться на деструктивные конфликтные дискурсы, которые в своей сути при­званы поставить нас на одну из сторон. На наш взгляд, сейчас, когда нас окру­жает очень много разнообразных мнений, фактов, лжи, нужно быть гибким, и не ставить принципы, идеи, выше человеческих жизней, как это делают пред­ставители рассмотренных нами дискурсов. Нами были сделаны выводы что силу таких мощных негативных дискурсов можно подавить только с исполь­зованием плюрализма, десакрализации и критического осмысления реально­сти в широком общественно-политическом контексте.


1. Андреева М. В. Современные СМИ: конспект лекций. М.: МГУП, 2011.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / - Перевод О. А. Печен- кина. - Тула, 2013. - 204 с.
3. Берестова Т. Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции) // Библиотековедение. 2004. №6. С. 43-51.
4. Больц Н. Обращение к русскому читателю // Азбука медиа. М., 2011. С. 3-4.
5. Бриггз А., Кобли П. Что нужно знать, прежде чем работать с этой книгой // Медиа. Введение: Учебник. М., 2005.
6. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко/Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. / — М.: Socio-Logos, 1993. — С. 159-177.
7. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социо­логии; СПб.: Алетейя, 2007. — 288 с. — (Серия «Gallicinium»).
8. Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в соци­альной теории. // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вах- штайна. - М.: Изд. «Территория будущего», 2006. - С. 7-42 с.
9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Ака­демический проект, 2003. - 528 с.
10. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 304 с.
11. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М.: Издательство АПК и НПРО, 2013. - 479 с.
12. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография / И. М. Дзялошинский. - М.: Издательство АПК и НПРО, 2013. - 479 с.
13. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии инфор­мационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 301 с.
14. Зиммель Г. Избранное, том второй. Человек как враг. С. 501.
15. Зубанова Л. Б. Современное медиапространство: подходы к пониманию и принципы интерпретации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - № 2 (14). - С.6-17.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ