Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСКУРСА И МЕДИАПРОСТРАНСТВА 7
1.1. Современное медиапространство 7
1.2. Социальное пространство 19
1.3. Дискурс-теория и критический дискурс-анализ Нормана Фэркло 27
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В ДИСКУРС-ГРУППАХ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ Twitter 50
2.1. Описание эмпирического объекта и обоснование кейса (триггер-события) исследования 50
2.2. Дискурс группы пользователей Twitter 63
2.3. Образ реального конфликта в отдельных дискурсах и пересечение дискурсов 70
Заключение 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Наше исследование посвящено политико-конфликтному дискурсу и процессу формирования в нем образа реального конфликта в среде современного медиапространства. В целом, дискурс представляет собой контекстно связанные между собой символические значения, которые существуют в языке. Как и язык, дискурсы постоянно в движении. Это движение придают носители дискурсов - люди. Благодаря коммуникации, субъекты вступают во взаимодействия и их дискурсы пересекаются между собой. Пересечение дискурсов может быть объяснено в стандартных коммуникативных теориях. Дискурсы могут бороться между собой за доминирование одного символического или конкретного значения над другим, либо же могут гармонично существовать в гомогенной среде, образуя группы дискурсов. Исследование использует в качестве площадки для анализа социальную сеть Twitter. Социальные сети очень удачно подходят для исследований социальных взаимодействий, а Twitter наиболее успешная и развитая социальная сеть на сегодняшний день. Также из-за своей специфики (краткости) она очень удобна для анализа и поиска нужной информации (поиск осуществляется, по ключевым словам, а также имеются многочисленные инструменты аналитики внутри самой социальной сети).
В качестве примера триггер-события, которое реактивирует механизмы дискурса, мы выбрали теракты в Брюсселе, которые произошли во вторник 22 марта 2016 года, в результате которых погибли более 30 человек. Ответственность за теракты взяло на себя Исламское Государство (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) (организация запрещена на территории России). Это событие является одним из целой череды страшных терактов в Европе и за ее пределами, которые осуществляются в рамках конфликта на Ближнем Востоке. С нашей точки зрения, это событие, в данном социальном контексте (на 2016 год) достаточно резонансно и затрагивает многие группы населения, с совершенно полярными взглядами, что делает его хорошо подходящим поводом для исследования.
Актуальность нашей работы состоит в том, чтобы на реальном примере дать представление о том, что истина зависит от интерпретации. Следовательно, чтобы быть независимым и менее манипулируемым, необходимо уметь находить полезную, актуальную информацию и защищаться от доминирующей точки зрения. И не с целью простого подросткового максимализма, а с целью того, чтобы остаться собой и сохранить независимое сознание. А сетевые коммуникации очень быстро стали частью нашей повседневной жизни. В потоке информации очень сложно запутаться, потерять ориентиры, и в этом ключе очень важна способность критического мышления.
Степень разработанности темы, и дискурса в частности достаточно высока. Например, дискурс-теория французских исследователей Лакло и Муфф, критический дискурс-анализ Нормана Фэркло и Мишель Фуко, который в своих работах одним из первых ввел в широкий оборот понятие дискурса. В процессе подбора теоретического материала, мы изучили множество примеров того, как теория дискурса применена на практике. Но порой, это был анализ СМИ периода активной предвыборной борьбы, которые призваны были сравнить риторику противоборствующих сторон.1 Еще дискурс-исследования применяются с целью аргументировать действия людей, которые борются за свои права. В этом, кстати, и была одна из идей создания критического дис- курс-анализа, как либерального инструмента аргументации своих прав и борьбы за них.2 3 4
В рамках нашей темы были рассмотрены работы социологов, которые посвящены объяснению сути коммуникаций и строению общества. В частности, нами применяется теория социальных полей и символического капитала Пьера Бурдье. Для описания медиапространства мы применили теории симулякров Жана Бодрийяра и драматургическую теорию Ирвинга Гоффмана. С их помощью мы провели связующую линию между классическими социологическими теориями и современными медиа.5 6 7 8 На кафедре конфликтологии СПбГУ вопросы конфликтов в сети в своих работах затрагивает Сунами Артем Николаевич.9 10
Цель исследования заключаются в том, каким образом формируется образ реального конфликта в дискурс-группах в среде медиапространства, которое по одной из своей функции, является посредником в распространении информации между реальным (или виртуальным) событием, и потребителем. Можно рассматривать дискурсы как интерпретативные среды, которые в силу своей специфики могут до неузнаваемости изменить изначальный смысл, и наделить событие своими символами и значениями, работая по аналогии с детской игрой в сломанный телефон.
Для достижений цели исследования, нам нужно решить следующие задачи:
• обозначить место и роль современного медиапространства в системе социального пространства.
• рассмотреть теорию дискурса.
• описать эмпирический объект и кейс (триггер-событие) исследования.
• провести исследование и выявить как образ конфликта формируется в дискурсивном измерении социальной сети Twitter.
Объектом в нашем исследовании выступает современное медиапространство, которое является универсальной средой для общения, интерпретаций и обмена информацией между людьми (дискурсами). Медиапространство является частью более общего понятия - информационного общества. Это общество характеризуется усилением роли сферы услуг и деятельности, связанной с информацией в социальном пространстве и широких социальных практиках.
Предмет исследования состоит в формировании образа реального конфликта в современном медиапространстве.
Методология исследования - системный анализ, структурно-функциональный анализ и метод критического дискурс-анализа Нормана Фэркло (далее КДА). Изначально КДА был разработан для борьбы с неравенством в обществе. Как инструмент обличения власть имущих и борьбой с идеологией. КДА показывает, как власть неравно или несправедливо распределена в обществе, относительно позиций социальных акторов. Метод, благодаря своему разработанному теоретическому и эмпирическому аппарату может быть использован для качественного изучения информационного пространства. Именно благодаря этому свойству, КДА был избран нами для проведения эмпирического исследования. Наряду с КДА используется структурно-функциональный анализ для описания широких понятий общества и медиа.
Научная новизна заключается в том, что во время исследования проблемы, нами не было найдено ни одной работы, которая бы совмещала в себе и критический дискурс-анализ, и современные цифровые социальные коммуникации. Считаем, что наша работа показывает на примере, как критический дискурс-анализ, да и другие аспекты теории дискурса могут быть применены к динамично меняющемуся миру социальных сетей.
Структура работы состоит из введения, двух глав с тремя параграфами в каждом, заключения и списка литературы.
По итогу можно обобщить, собрать и представить в единой форме ряд выводов, которые относятся к целям и задачам проведенного исследования. В процессе работы мы рассмотрели и изучили большое количество различного материала, который позволил нам заключить, что медиапростраснтво является универсальным медиатором различных сфер деятельности человека. Медиапространство и общество очень зависят друг от друга, потому что они диалектически связаны, существуя в так называемом медиасоциальном континууме.
Современное медиапространство - это пространство отношений всех медиасубъектов (агентов). К тому же, это не устойчивое состояние, а огромный комплекс ни на секунду не останавливающихся процессов - поток событий. Иначе говоря, оно имеет «процессуальный образ». Опираясь на концепцию Пьера Бурдье можно говорить, что медиапространство как часть социального пространства проецирует его образы в информационную среду, через процесс взаимодействия медиаструктур по поводу производства и потребления медиаконтента (который является воплощением различного символического капитала). Исходя из теории Бурдье, медиапространство можно представить, как особую часть социального пространства, которая «обладает способностью проецировать социальные конструкции с опорой на специфические, присущие только ему средства (печатные и электронные СМИ)». В этом многими исследователями «видится особая роль и исключительная значимость медиапространства в социальном мире».
Являясь продуктом социального пространства, медиапространство, образует с обществом континуум, повторяя особенности самого общества. Например, как и в социуме, распределение разного капитала, позиций и отношений очень неравное. Доступ к информации у различных людей не один и тот же. Кто-то лишен возможностей в силу своего положения, кто-то в силу невежества. Медиапространство, как и социальное пространство очень символично, как и капитал в нем, но этот капитал вполне реален по своей силе. Также оно мимикрирует общество, но делает это на качественно ином уровне - информационном. Многие категории социального пространства имеют свои аналоги в медиа, которые взаимодействуют по очень похожим принципам.
Медиапространство выступает в роли проекции реального пространства в среду коммуникации между людьми. Медиапространство это множество пересекающихся полей взаимодействий, в которых важную роль играет символический капитал агентов, с помощью которого они соревнуются друг с другом за гегемонию, которая выражается во власти. И собственно не особо важно, какая это власть - над публикой или государственная. Символический капитал воспроизводится и отстаивается посредством дискурса в различных социальных полях взаимодействия. Социальная практика (коммуникация между индивидами) является конституирующей и конструируемой дискурсом средой. Социальная практика и дискурс взаимозависимы, и влияют друг на друга диалектически. Как и само общество, дискурс постоянно меняется и преобразовывается. Дискурс связывает значения в языке посредством контекста, и закрепляет их, но не цементирует, давая им возможность меняться со временем под воздействием внешних факторов.
Современное медиапространство, в своей огромной полноте значений, его тесной связью с социальным пространством, в том числе является, также, средой формирования и функционирования дискурсов. Это пространство и дискурсы в нем пребывают в постоянном движении, по-своему реагируют на раздражители, в зависимости от специфики. В этом смысле можно сказать, что дискурс - это форма борьбы символического капитала своих носителей за ге- гемонные значения. Медиапространство 21 века, с его разветвленной сетью коммуникаций и сервисов открывает огромные возможности для того чтобы борьба дискурсов интенсифицировалась. Медиапространство как открытое динамично развивающееся образование, функционирующее в сложных условиях социального пространства, имеет множество векторов в пространственно-временном континууме. Важным вектором, на наш взгляд, является конвертация медиапространства в дискурс, при котором происходит слияние самой разной информации и возникновение специфических явлений, соотносимых с медиареальностью. Такой, например, как социальная сеть Twitter.
Мы увидели, что Twitter имеет очень глубокую интеграцию в человеческое общение. Примером этому служит драматургическая теория Ирвинга Г оффмана, которая очень хорошо изобразила нам взаимоотношения субъектов в Twitter. Будучи частью медиапространства, Twitter перенимает и перерабатывает в себе многие его функции, являясь идеальной средой для формирования групп дискурсов. Это обеспечивается скоростью и публичностью общения внутри Twitter. Платформы вроде Facebook похожи на множество кругов Эйлера, где люди общаются в своих тесных (и не очень) кругах близких и знакомых, и которые не так часто выходят за пределы своей «зоны комфорта». В Twitter же написать и ответить может совершенно любой человек, что рождает невероятную интенсификацию дискурсов, порой преобразуя причину обсуждения в совершенно другие формы.
Мы рассмотрели Twitter с точки зрения теории симулякров Жана Бод- рийяра и драматургической теории Ирвинга Г оффмана. Именно со стороны того, как люди презентуют себя в сети, и как они взаимодействуют на основе своих представлений. Также нами была проделана работа по выделению крупных дискурсов в контексте информационного потока события в Twitter. Мы использовали инструменты самой социальной сети для поисков семантически релевантных материалов. А произведя анализ этих самых материалов, мы пришли к выводу что дискурсы действительно выстраивают свою реальность. Формируют свой образ реальности и события. Нам кажется, что есть важная особенность, которую нельзя упускать. Она заключается в том, что конфликтный дискурс, в силу своей специфики очень сложно поддается изменениям. Вражда, ненависть, насилие, это такие сильные и глубокие чувства, что они не могут быть просто так уничтожены. Преодоление их, это долгий и сложный процесс. В среде социальных сетей, где полноценная дискуссия трудна, а то и невозможна, очень трудно выстроить конструктивный диалог, потому что очень много неизвестных переменных. Конфликтные дискурсы как бы законсервированы. Это вещь в себе. Они зациклены на повторение одного и того же, только в разных контекстах. Это можно назвать рекурсией ненависти.
Конфликтные дискурсы выступают своего рода готовыми клише, которые любой может взять, и через них посмотреть на проблему. Наше исследование призвано показать, что этот путь неконструктивен. Дело в том, что как мы уже отмечали, СМИ создают определенные гегемонные конструкты, которые затем практически в готовом виде уходят потребителю, и уже культивируются им. Для того, чтобы пошатнуть гегемонный дискурс нужна пропорциональная ему сила, в лице широких средств массовой информации, которые несут альтернативные конструкты дискурсов. Затем, в результате широкого общественного резонанса дискурсы уже способны разрушаться и пересобираться, обрастая новыми деталями. Иначе говоря, гегемонные дискурсы могут существовать, но они не должны быть вне конкуренции. Они постоянно должны подвергаться атакам плюральности, чтобы изменяться, или уступать место другим. Справиться с доминирующими дискурсами можно путем критического осознания действительности, которое можно воспитывать, анализируя различные дискурсы на уровне здравого смысла, рассматривая и сопоставляя их, в целом глубже подходя к вопросам.
Наше исследование показало, что в современном медиапространстве происходит сильная интенсификация дискурсов, особенно негативных, построенных на ненависти, насилии и нетерпимости. Благодаря КДА, мы смогли проанализировать дискурсы, которые реактивировались на почве брюссельских терактов. Но все-таки, почему мы не увидели позитива? Думаем, что этому есть ряд причин.
Во-первых, построить конфликт очень просто. Склонить человека к злобе, гораздо легче, чем к состраданию или радости. Об этом писал еще Г еорг Зиммель, в своем эссе «человек, как враг».1 Вообще любой конструкт, основанный на примитивных чувствах очень быстро растет в любой среде, потому что обращается к нашим низам, нашим инстинктам. Оперирует простыми категориями номинации и аргументациями. Создать и поддержать, например, либеральный научный дискурс гораздо сложнее, чем реактивировать в человеке ненависть и злобу. Можно предположить, что усложнение предмета широкого общественного дискурса, это результат развития общества. И наоборот, когда происходит деградация предмета, то это может означать некую потерянность.
Во-вторых, современное медиапространство, входя в структуру очень плотного медиасоциального континуума позволяет людям более лично переносить происходящее вокруг. То есть аудитория принимает символическое участие в событиях через третьи проявления: через телекамеры, через ленту новостей в Twitter. Люди так плотно окружены информацией, что невольно интегрируются в дискурс, и порой принимают его лично по умолчанию. Порой они используют стратегии аргументации, основанные не на приверженности идеям, а потому что статус транслируемых суждений носит официальный характер. Происходит активный процесс идентификации себя с абстрактным «мы», которое борется за некие идеалы, которые могут даже вообще не влиять на жизнь того, кто идентифицирует себя с «мы». Отношения государств, лидеров, люди воспринимают на уровне простых реалистичных конструкций, которые они получают из разных источников. Как уже было сказано, потребитель информации получает готовые клише, и сам ассоциируется со стороной конфликта.
В-третьих, информационные поводы, такие как теракты в Брюсселе, рождают всплеск в информационном поле, который из-за повышенного внимания выступает увеличительным стеклом, гипертрофируя смежные темы. Этот фокус искажает действительность, создавая интерпретации и симуляции. В связи с этим, строятся совершенно безумные причинно-следственные связи, которые мы можем увидеть, если обратим внимание на суть выделенных нами дискурсов. На первый взгляд, некоторые из них кажутся бредом, но в своей сути имеют очень четкую систему знаков и символов. Семантику которых, люди действительно используют для аргументации своих или цитируемых мыслей.
Беря во внимание всё вышесказанное, то этично ли со стороны российских чиновников, таких как, например, Владимир Жириновский, заявлять в прямом эфире в программе Владимира Соловьева о том, что России выгодны теракты в Брюсселе? О том, что: «пусть они там подыхают, а потом просят у нас помощи»? Этично ли Алексею Пушкову в своем Twitter цинично критиковать генсека НАТО, ставя ему в укор, что европейцы ищут врагов не там, когда у него буквально под окнами взрываются люди в метро? Этично ли на основе мелкого карикатурного журнала делать вывод обо всей французской нации? Этично ли транслировать по центральному телевидению конфликтные, деструктивные дискурсы? Можно предположить, что заступ за грань морали и этики в данных случаях это банальное невежество, или защитная реакция, которая рождается из страха. Точно также, как это было в Беслане. Когда чтобы преодолеть страх нужно было увидеть его самые ужасные стороны. Когнитивный способ преодоления конфликта. Когда наличие большей информации, дает понимание конфликта, и в дальнейшем его принятие.
Хотелось бы еще отметить, что выделенные нами дискурсы по форме очень абстрактны, и характеризуют только определенные течения, настроения и мнения в обществе. Наша работа носит постструктуралистский характер, и она не закрепляет суждения, а стремится показать, что вся система дискурсов динамична. Дискурсы, особенно конфликтные (как в нашем случае), очень импульсивны. Они яркие, как и эмоции к которым обращаются. Этим эмоциям нужна постоянная мобилизационная подпитка, и если этой подпитки не будет, то конфликтный дискурс постепенно рассеется, или перейдет в латентную фазу, согласно классической теории конфликта. Как это случилось, например, с дискурсом холодной войны, который спустя 25 стал носить уже качественно другой - исторический характер. Можно сделать вывод, что если конфликтный дискурс лишится широкой поддержки СМИ (хотя бы самых основных), то он постепенно исчезнет или затихнет в общем информационном поле. А соответственно и изменится в общественном мнении. Это, как уже было нами отмечено, можно сделать путем атак плюральности на гегемонный(е) дискурс(ы).
Нами было замечено, что конфликтные дискурсы проводят очень четкую номинацию субъектов. Используются маркеры, такие как «мы», «они», и другие подобные, которые призваны сепарировать отношения. Конфликтный дискурс организует людей согласно очень простым принципам, что достаточно эффективно в форс-мажорных обстоятельствах, когда идет вопрос о сохранении жизни или других важных ценностях. Но это отнюдь не сочетается с пассивным потреблением информации о событии, которое находится от человека на расстоянии многих тысяч километров, не представляя никакой угрозы, и никак не влияя на жизнь удаленных людей. Идет навешивание ярлыков через агрессивную номинацию. Тем самым абстрактный образ «их», «врага» и других начинает принимать очень четкие и однозначные характеристики, опираясь на которые, носители дискурса приводят его в движение, а иногда и в рекурсию, которая создает отмеченную нами характеристику конфликтного дискурса, как вещь в себе. По нашему мнению, именно четкая номинация субъектов, категоризация характеристик, радикализация и гиперболизация превращает дискурс в одновременно и подвижную систему (внутри себя), и в то же время придает ей закрытость, которая не позволяет дискурсу активно вступать в взаимодействия с другими смежными дискурсами. Наше исследование показало, что достаточно однородные дискурсы сосуществуют гармонично, лишь поддерживая друг друга. В такой среде очень сложно возникнуть дискурсу, работающему в противоход основному течению. Сложно, но он может возникнуть.
Медиасоциальный континуум дает нам великие возможности по обмену информацией, развитию себя, но он легко может поменять свою полярность на противоположную, и работать на разрушение: конструируя дискурсы, работающие с образами конфликта в свою пользу. Но было бы некорректно говорить, что это неправильно, или что это что-то противоестественное. Логично сказать, что это естественный порядок вещей, но не весь естественный порядок конструктивен. Мы уже отметили, что плюральность должна угрожать доминантному дискурсу, заставляя его меняться. Невежество - благодатная почва для низших инстинктов и эмоций, и чтобы остаться собой, думаем, необходимо учиться критически осмысливать происходящее вокруг. И не поддаваться на деструктивные конфликтные дискурсы, которые в своей сути призваны поставить нас на одну из сторон. На наш взгляд, сейчас, когда нас окружает очень много разнообразных мнений, фактов, лжи, нужно быть гибким, и не ставить принципы, идеи, выше человеческих жизней, как это делают представители рассмотренных нами дискурсов. Нами были сделаны выводы что силу таких мощных негативных дискурсов можно подавить только с использованием плюрализма, десакрализации и критического осмысления реальности в широком общественно-политическом контексте.
1. Андреева М. В. Современные СМИ: конспект лекций. М.: МГУП, 2011.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / - Перевод О. А. Печен- кина. - Тула, 2013. - 204 с.
3. Берестова Т. Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции) // Библиотековедение. 2004. №6. С. 43-51.
4. Больц Н. Обращение к русскому читателю // Азбука медиа. М., 2011. С. 3-4.
5. Бриггз А., Кобли П. Что нужно знать, прежде чем работать с этой книгой // Медиа. Введение: Учебник. М., 2005.
6. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко/Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. / — М.: Socio-Logos, 1993. — С. 159-177.
7. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — 288 с. — (Серия «Gallicinium»).
8. Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории. // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вах- штайна. - М.: Изд. «Территория будущего», 2006. - С. 7-42 с.
9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.
10. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 304 с.
11. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М.: Издательство АПК и НПРО, 2013. - 479 с.
12. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография / И. М. Дзялошинский. - М.: Издательство АПК и НПРО, 2013. - 479 с.
13. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 301 с.
14. Зиммель Г. Избранное, том второй. Человек как враг. С. 501.
15. Зубанова Л. Б. Современное медиапространство: подходы к пониманию и принципы интерпретации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - № 2 (14). - С.6-17.
...