Введение 3
Глава 1. Особенности становления медиации в Германии 7
1.1. Исторический обзор развития медиации в Германии 7
1.2. Понятийный аппарат медиации, применяемый в Германии 11
1.3. Регулирование деятельности медиаторов с помощью института медиации 14
1.4. Европейские и международные акты по медиации, касающиеся Германии 19
Глава 2. Деятельность медиатора в Германии 24
2.1. Анализ закона о медиации в Германии 24
2.2. Регламентирование деятельности медиатора в Германии 38
Заключение 46
Список используемой литературы 51
Конфликт является неотъемлемой частью жизни человека. Конфликты происходят во всех сферах человеческой деятельности. Шанс возникновения конфликта остается всегда, вне зависимости от национальной принадлежности человека, вероисповедания и исповедуемых им моральных норм и особенностей общественной жизни.
Идея бесконфликтного мира показала свою несостоятельность. История доказывает, что бесконфликтное общество обречено на деградацию. Именно в конкуренции, соперничестве и борьбе, что подразумевает возможное конфликтное взаимодействие, и заложено эволюционное движение.
Находясь в конфликте, стороны работают над путями выхода из сложившейся ситуации, как правило, в свою пользу. В этом взаимодействии зачастую принимаются решения, двигающие не только отношения, но и производство на совершенно новый уровень.
Постоянно возникающие конфликты побуждают людей на поиск наиболее оптимальных решений для работы с конфликтом.
Многочисленные кровопролитные конфликты показывают, что отстаивание своих интересов без диалога с противоположной стороной могут привести к трагическим последствиям, включая фактическое уничтожение наций и государств. Односторонняя агрессивная политика, подразумевающая битву за интересы может провести к значительным затратам, потерям человеческих и материальных ресурсов.
Активное развитие переговорного процесса началось после окончания Второй Мировой войны. Медиация, или технология работы с конфликтом с участием третьего независимого лица (медиатора), начала свое развитие около 70 лет назад в Соединенных Штатах Америки. Практика медиации демонстрировала положительные результаты внутри страны и впоследствии начала развиваться и за пределами США.
Германия стала одной из первых стран в Европе, начавшей внедрение медиации в систему конфликторазрешения. На сегодняшний день медиация уверенно практикуется во многих странах мира. Существуют центры медиации, образовательные центры и институты, специализирующиеся на отдельных видах конфликтов.
Продвижение медиации часто обуславливается и заинтересованностью судов в снижении уровня нагрузки на систему судопроизводства. Судебное производство поддерживает технологии медиации. Это выражается в стремлении все большего числа судей направить стороны на медиацию до рассмотрения иска в суде.
Получение квалификации медиатора разнится в зависимости от страны, где медиация применяется. Специалистов разных стран объединяет успешное прохождение обучение медиации.
На практике различные российские законы и регламенты делают работу медиатора отличной от зарубежных коллег.
Большой интерес представляет Германия, где активно поддерживается развитие медиации в разных сферах. В каждом субъекте Германии существуют центры медиации, занимающиеся разрешением конфликтов в семье. В школах практикуется школьная медиация, специалисты по которой занимаются обучением учеников навыкам грамотной коммуникации и технологией разрешения конфликтов с наибольшей выгодой. Север Германии славится центром коммерческой медиации, который занимается разрешением споров в бизнесе и предпринимательской сфере, а также обучением будущих специалистов.
В России институт медиации появился позднее, нежели в Германии. Становление медиации могло бы происходить более интенсивно, поэтому анализ практики из схожей романо-германской правовой семьи будет актуальным материалом для анализа потенциальных возможностей продвижения медиации в нашей стране.
Цель исследования:
Целью данного исследования является результат анализа нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности медиатора в Германии.
В качестве задач необходимо:
1) Исследовать правовые источники;
2) Проанализировать определения, термины;
3) Изучить нормативно-правовые акты в системе Германии, касающиеся деятельности медиатора;
4) Выявить особенности в деятельности медиатора в Германии.
Объект и предмет исследования:
Объектом исследования является социальный институт медиации. Предметом исследования: регулирование деятельности медиатора в Германии.
Актуальность работы заключается в выявлении особенностей деятельности медиатора в Германии с целью анализа их преимуществ и недостатков для дальнейшей возможной работы с регламентом работы медиатора в России.
Работа имеет следующую структуру:
• Введение, где определяется актуальность работы, цели и задачи,
• Первой главы, где анализируется совместимость понятийного аппарата, применяющегося в Германии и РФ. Делается исторический обзор становления медиации в Германии. Правовое обеспечение медиации и ассимиляция института медиации, дается перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих медиацию на территории Германии и в Евросоюзе ,
• Второй главы, где исследуются особенности закона о медиации в Германии, анализируется регламентирование деятельности медиатора в Германии,
• Заключения, где анализируется проделанная работа с целями и задачами работы; обобщаются результаты, полученные в процессе работы.
• Список используемой литературы.
Автор использовал дляработы первичные материалы о медиации, полученные от специалистов Института медиации Гайдельберга в период ее стажировки в Гайдельбергском Университете, Германия.
Медиация является важным элементом в системе альтернативного разрешения споров. И Германия, и Россия принимают шаги по созданию данного социального института и последующему эффективному его функционированию, но у каждой из этих стран существует свой путь развития данной процедуры, хотя они близки по своему движению и направлению.
Проведение анализа нормативной правовой базы, служащей основой для осуществления профессиональной деятельности медиатора в Германии, которое являлось целью данного исследования, позволило прийти к следующим выводам: деятельность медиатора в Германии зависит от большого числа факторов. Она многоступенчата, поскольку регулируется посредством местного законодательства, кодекса организации, в которой медиатор состоит, Европейского Кодекса Поведения для Медиаторов, если им было принято решение соблюдать данные положения, федеральным законом и документами, регламентирующими медиативную деятельность на всей территории Европейского Союза.
Малоизвестная во второй половине двадцатого века процедура медиации была применена на территории Германии, в последствии она получила государственную поддержку в виде принятие соответствующего закона. Усилия Европейского Парламента и Совета Европы оказали большой вклад по утверждению и внедрению в странах, входящих в содружество, данной процедуры, поскольку немецкий закон стал воплощением положений Директивы о медиации от 21 мая 2008 г., которая отражает европейские правовые тенденции, на территории отдельной страны.
Германское законодательство о медиации предоставляет соответствующие определения основных терминов, такие как «медиация» и «медиатор»; четко прописывает, что является базовыми принципами медиации, какими правами и обязанностями обладают стороны и медиатор; определяет уровень распространения конфиденциальности; декларирует вопросы финансирования; большое внимание уделяется вопросам образования и повышения квалификации медиатора; законодатель заранее прописывает положения, по которым могут быть внесены изменения в закон и что может видоизменяться в дальнейшем. Закон охватывает множество положений, но при этом сохраняются пробелы, примером которых может послужить отсутствие стандартизированной модели обучения медиаторов.
В Германии становление медиации начиналось с практики, экспериментальных площадок, и после анализа накопленного материала происходило правовое регулирование со стороны государства. В Российской Федерации медиация долго не получала развитиябез правовой поддержки, и только после принятии закона в 2010 г., на данную практику стало обращаться внимание не только со стороны государства, но и общества.
Для развития медиации очень важен ресурс наличия организаций и их подразделений, в рамках которых медиаторы могут состоять в профессиональных сообществах и осуществлять свою деятельность. К сожалению, данный этап находится в стадии становления, хотя существуют ассоциации специалистов медиативной отрасли, но их не так много.
Эффективной точкой развития медиации можно выделить наличие в РФ государственной Программы подготовки профессиональных медиаторов, утвержденной Приказом Министерства науки и образования Российской Федерации (Минобрнауки) от 14 февраля 2011г. № 187, которая говорит о программах подготовки медиаторов и обязательным к ним требованиям, и о наличии центров по обучению1.
В качестве замечанийотносительносравнения немецкого и российского законодательств в отношении медиации, можно выделить следующее: и в Германии, и в России не закреплено право на обращение к медиатору в виде обязательной медиации. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ(АПК)от 24.07.2002 № 95-ФЗ, в ст. 138 говорится о разъяснении судьей сторонам право обращения к посреднику в целях урегулирования спора: "1. Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора"2. «В связи с принятием Закона о медиации в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ3 включено лишь уточнение, касающееся того, что в ходе подготовки суд принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации»4. Важно отметить, что для продвижения медиации и возможности её развития право на обращение к медиатору должно быть закреплено в других законах, например: таких как Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ (индивидуальные трудовые споры), а в Европе можно сослаться на рекомендации, описанные нами в первой главе.
Переходя к медиации в судах как в России, так и в Германии можно прийти к следующим заключениям: несмотря на то, что медиация является процедурой, основанной на добровольности, явка к медиатору может носить обязательный характер.
Важно отметить следующее: обсуждения о медиации идут на самом высоком уровне, и парламентарии обеих стран осознают важность примирительных процедур.
В Германии это было сделано Президентом Конституционного суда ФРГ еще в 1979, в России в 2011 г. с посланием о внедрении примирительных процедур выступил Президент Дмитрий Анатольевич Медведев5.
Таким образом, в результате анализа развития медиации в Германии и России можно прийти к следующим выводам:
• технология медиации в Германии и элементы построения социального института медиации былизаимствованы из Соединённых Штатов Америки
• в России, также как и во многих странах мира, в основе технологии взята модель классической медиации из США.
• перечень терминов медиации и их содержание, используемых в Германии является международным и, в основном, схож с Российским. Из-за политических и культурных различий между Россией и Германией разнообразие применяемых видов медиации (технологий) в Германии, превосходит российское. Примером "отсутствующих" видов медиации в России, является "общественная медиация" и "онлайн медиация".
• институт медиации, также как и в России, находится в стадии становления. В России он сформирован и функционирует как правовой институт.
• Германия, как страна -участница европейского содружества, применяет на своей территории не только собственное законодательство, но и европейское. Это привносит свои положительные результаты в виде базисных документов, которые немецкому законодателю остаётся лишь «воплотить в жизнь» в стране. Положительной стороной для практикующих медиаторов является Европейский Кодекс Поведения для Медиаторов. При желании они могут его использовать в своей профессиональной деятельности. Применяемые в Германии Рекомендации Комитета Министров Совета Европы подчёркивают такие нюансы, как этническая, культурная и религиозная принадлежность медиатора. Уточнение таких особенностей может способствовать более качественному проведению медиации и будет способствовать массовому развитию медиации. При этом сохраняются недостатки, такие как,незакреплённость основных требований к знаниям и навыкам профессионального медиатора.
При всех вышеперечисленных особенностях, достоинствах и недостатках развития медиации в каждой из рассматриваемых стран, в России и в Германии, сохраняется главная проблема медиации: слабая информированность населения о данной процедуре.
Новизна инновации, в виде медиации, требует времени и дополнительных усилий.
1. Аболонин В.О. Коммерческая медиация в России: особый вектор развития// Закон. 2012. № 3.С. 57-67.
2. Аболонин В.О. Судебная медиация : теория, практика, перспективы. -М., 2014.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/140b6b2114cc66e402 489dfc89c5c30a51e43189/ 17.05.2016 21:19
4. Бергманн В. Гражданское процессуальное уложение Германии .- М., 2006.
5. Карпенко А.Д., Меренкова Е.А. Современное состояние развития медиации в России// Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г.. -Санкт-Петербург. 2014. С.282-266.
6. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / отв. ред. С. К. Загайнова, В. В. Ярков. - М., 2012.
7. Конев Д.В. Признание и привидение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России: сравнительно-правовой анализ.-М., 2010.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-М. 2011.
9. Общая социология: учебник/ под ред. Фролова С.С.- М., 2010.
10. Развитие медиации в России: теория, практика, образование: сб. ст. / под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко.-М. 2012.
11. Социология: Учебник/ под ред. Лавриненко В.Н. -М., 2010.
12. Alexander N., Gootwald W., Trenczek T., Mediation in Germany: The Long and Winding Road. Germany.
13. Commercial mediation - a comparative review 2013, Linklaters.
14. Береснева Т. Минюст предлагает активно использовать медиацию в исполнительном судопроизводстве. От 17.02.2011 // http://pravo.ru/story/view/48670/48651/ (Дата обращения 11.05.2016 19:17).
15. Бирюков П.Н., Пронин А.В. Об институте медиации в Германии от 19 мая 2015 г. // http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5832 (Дата обращения 21.03.2016 17:50).
...