Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ В ГЕРМАНИИ

Работа №130806

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление и формирование мусульманской общины Германии 15
1.1. История появления и формирования мусульманской общины в Германии 15
1.1.1. Появление первых мусульман в Германии 15
1.1.2. Массовая миграция в Германию с начала 1960-х гг 21
1.2. Трансформация и характеристика мусульманской общины Германии 29
1.2.1. Численность мусульманской общины в Германии 29
1.2.2. Этнический состав мусульманской общины Германии 30
1.2.3. Особенности расселения мусульман Германии 34
Глава 2. Особенности развития и институционализации мусульманской общины Германии 39
2.1. Религиозные и общественно-политические организации мусульман в Германии 39
2.2. Основные мечети Германии и их особенности 54
2.3. Отношение немецкого общества к мусульманам Германии на современном этапе 64
Заключение 73
Список использованной литературы 78
Приложение 1 89
Приложение 2 91
Приложение 3 92

Современный мир характеризуется процессами глобализации и интеграции, что способствует взаимопроникновению экономик, культур, религий и широкому распространению изначально локальных ценностей. Ислам - это самая молодая мировая религия (появилась в начале VII в.), однако уже по числу приверженцев занимает второе место в мире после христианской общины. В 2015 г. насчитывалось 1,8 млрд мусульман по всему миру (24,1%), при этом, согласно прогнозам, к 2060 г. это число вырастет до почти 3 млрд и будет составлять более 31% мирового населения, превзойдя по количеству христианскую общину 1 . В полусотне стран мусульмане составляют большинство населения, и среди них такие густонаселенные страны, как Индонезия и Индия. Таким образом, мусульмане уже составляют значительную часть мирового сообщества, при этом ареал их расселения постоянно увеличивается.
Феномен массового распространения ислама, а также массовой миграции мусульман в связи с различными геополитическими и экономическими процессами во второй половине XX в. привел к возникновению во многих европейских государствах многочисленных мусульманских диаспор. Такая экономически развитая страна как Г ермания не является исключением - если в 1920 г. численность мусульманского населения страны составляло менее 1 тыс. человек (0,01% населения), то в 1971 г. увеличилось до 1,15 млн (1,5%), а к 2016 гг. стало составлять около 5 млн (около 6% населения) 2.
Германия (Федеративная Республика Германия) - страна в центральной Европе площадью 357 тыс. км2, граничащая с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами. Это крупнейшая экономика Европы и страна, которая является важным участником экономических, политических и культурных отношений всего региона и мира. Это вторая по численности населения страна Европы (после России) - на ее территории проживает более 81 млн человек 3 . Непосредственный участник двух разрушительных мировых войн XX в., она смогла восстановить свою промышленность и благосостояние и теперь считается одной из самых благополучных стран в мире c ВВП на душу населения, превышающим 50 тыс. долл.4 Федеративная Республика Германия - это светское государство, статья 4 Конституции которого гарантирует «свободу вероисповедания, совести и свободу провозглашения религиозных и мировоззренческих взглядов», а также «беспрепятственное отправление религиозных обрядов»5.
Актуальность темы. Германия - одна из самых популярных среди беженцев стран, так как это государство с одним из наиболее высоких уровней социальных гарантий лицам, имеющим статус беженца или получившего политическое убежище. Беженцы имеют право на получение временного жилья, социального пособия (395 евро), бесплатного обучения в государственных образовательных учреждениях, на трудоустройство и государственную медицинскую страховку. Более того, руководство Германии на протяжении многих лет придерживается курса открытости страны для принятия новых мигрантов 6 . В связи с этим, поток мигрантов из неблагополучных и охваченных войной стран, среди которых большее количество составляют мусульмане, в последние годы не только не прекращается, но и постепенно растет. При этом, даже если поток иммиграции в страну прекратится, доля мусульманского населения продолжит увеличиваться, так как коренное население Германии характеризуется старением населения и одновременно низким уровнем рождаемости.
Увеличение численности мусульманского населения в стране не может не нести за собой определенные последствия. Нежелание мигрантов адаптироваться и европеизироваться, знакомиться с немецкой культурой и учить немецкий язык, крайне низкий уровень образования мигрантов, возможная конкуренция на рынке труда, увеличение количества беспорядков и актов агрессии мигрировавшей молодежи, не стремящейся соблюдать местные законы, рост экстремистских акций и сообществ приверженцев радикальных взглядов, а также возможное изменение этнической и культурной структуры общества, размывание исторической идентичности немецкого народа - все это вызывает опасения у коренного населения Г ермании. Подобное отношение немецкого населения к мигрантам формирует общее неприятие ислама в обществе и нередко переносится на мусульман страны в целом, даже на тех, кто имеет глубокие исторические корни на немецкой земле.
В самом начале, когда в 1960-х гг. власти Германии заключали соглашения о привлечении работников из мусульманских стран, они и не предполагали, что поток мигрантов станет настолько массовым и неконтролируемым. Таким образом, в условиях этнической и конфессиональной напряженности в стране все большую важность приобретает вопрос о возможных направлениях взаимодействия коренного населения Германии с мусульманской общиной страны, так как предпринятые ранее попытки правительства интегрировать мусульман в общество практически не принесли результатов. Таким образом, Германия является одной из стран Европейского Союза, где проблема мусульманских мигрантов стоит наиболее остро.
В этой связи оказывается чрезвычайно актуальным исследование процесса становления и формирования мусульманской общины в Германии, анализ прогнозов ее развития в будущем, а также рассмотрение имеющихся форм взаимодействия мусульманского населения с остальным населением страны (организации и др.).
Цель работы - охарактеризовать процесс и особенности формирования и развития мусульманской общины в Германии, а также анализ условий и факторов, которые определили ее развитие.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. рассмотреть основные предпосылки и исторические условия возникновения и формирования мусульманской общины на территории современной Германии;
2. выявить этапы миграции мусульман в Германию в XX и XXI вв.;
3. рассмотреть и охарактеризовать этнический и конфессиональный состав мусульманской общины Германии;
4. исследовать процесс институционализации мусульманской общины, то есть охарактеризовать процесс возникновения мусульманских организаций, их развитие и деятельность, а также процесс появления мечетей на территории Германии и их особенности;
5. охарактеризовать отношение немецкого общества к мусульманам, проживающим не территории Германии.
Стоит отметить, что в данной работе мы сознательно не касались такого важного вопроса, как интеграция мусульман в немецкое общество и остановились только на вышеперечисленных проблемах. Таким образом, наше исследование имеет достаточно узкую направленность, что объясняется желанием рассмотреть более глубоко и детально именно процесс формирования и институционализации общины.
Хронологические рамки исследования. Основная часть работы охватывает период с середины XX в. по настоящее время. Начальный рубеж хронологических рамок объясняется окончанием Второй мировой войны и послевоенным развитием экономики Германии, с чем связан этап массового притока работников-мигрантов в страну. При этом в работе также рассматривается более ранний период, что связано с вопросами, относящимися к истории возникновения общины на территории современной Германии. Это позволило нам проанализировать причины и выделить этапы формирования мусульманской общины Германии.
Объект исследования - мусульманская община Германии.
Предмет исследования - процесс формирования и развития мусульманской общины Германии.
Методы исследования. В ходе работы применялись следующие методы:
1. Историко-генетический метод использовался при анализе процесса появления и развития мусульманской общины на территории Германии в разные исторические периоды.
2. Историко-динамический метод позволил изучить закономерности развития общины с течением времени, выделить определенные этапы ее формирования.
3. Описательный метод использовался при характеристике общины, а также при рассмотрении деятельности мусульманских организаций и мечетей.
4. Статистический метод применялся при сборе и анализе данных о количестве мусульман, а также организаций и мечетей в Германии.
5. Системный метод применялся при обработке и группировке разнообразной информации из источников и литературы различной направленности, что позволило в итоге составить целостную картину о формировании мусульманской общины Германии.
Степень изученности темы. Увеличение роли и значимости ислама в глобальных геополитических процессах, возрастающее влияние мусульманских общин на политические и социальные процессы разных стран привлекают внимание многих исследователей. Развитие мусульманской общины в Германии, в частности, также оказывается среди научных интересов российских и зарубежных ученых, а также специализированных центров, которые занимаются вопросами демографии и миграции.
Среди русскоязычных исследователей, изучавших историю и процессы формирования мусульманской общины в Германии, можно выделить архимандрита Августина (Никитина), О.О. Матсона, Д. Мухетдинова и С. Бородая, А.А. Сатарова; О. Бибикову О., О. Четверикову, которые рассматривали процессы институционализации общины и ее особенности; А.В. Михалеву, Ю. Нетесову, Т.Н. Петухову, которые писали о проблемах интеграции мусульман в немецкое общество и отношение немцев к ним. Известных нам иностранных исследователей этой темы гораздо больше - К. Розенау-Уильямс, М. Роэ, Х. Кеттани, Н. Форотан, М. Эннаджи, К. Хафез, А. Аль-Шахи и Р. Лоулесс, Дж. Клаусен, М. Пекер исследовали идентичность и стиль жизни мигрировавших в Германию мусульман, взаимодействие и процесс их интеграции в немецкое общество; С. Аллиеви, Д.С. Ступ изучали именно институциональную сторону развития общины - строительство мечетей и процесс появления мусульманских организаций.
Также стоит упомянуть авторов аналитических статей русскоязычных и англоязычных информационных и новостных сайтов - The Guardian, РСМД, Euro-islam.info, The Local, IslamRF и т.д. Авторы - А. Камкин, В. Войников, С. Косяков С. Ромашенко, Е. Андерсон и другие - поднимают широкий круг проблем - от исторических предпосылок формирования мусульманской общины до нынешней общественной и политической ситуации в стране.
Таким образом, имеется множество работ, так или иначе посвященных рассмотрению интересующего нас вопроса, однако многие из них ограничиваются использованием литературы на родном либо на родном и одном иностранном языке; в нашем же исследовании мы попытались наиболее полно отобразить процесс формирования мусульманской общины, привлекая для этого литературу и источники на нескольких иностранных языках - арабском, турецком, немецком, английском и русском.
Анализ литературы. Литературу, которую мы использовали в нашем исследовании, можно распределить по нескольким тематическим группам. Первую важную группу составляют работы, предоставляющие нам необходимые статистические данные, что позволяет проследить процесс увеличения общины, а также ее этнический и конфессиональный состав. Так, можно выделить доклады немецких официальных органов и учреждений (Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев (BAMF), Бундестага и др.) и американских исследовательских центров. Например, исследование «Muslim Life in Germany» («Жизнь мусульман в Германии») (2009)7, выпущенное Федеральным ведомством по вопросам мигрантов и беженцев Германии, содержит информацию об этническом составе мигрантов, их социальном положении, а также описание основных аспектов и проблем интеграции мусульман в немецкое общество. В обширном исследовании американского «Открытого общества» «Muslims in the EU» («Мусульмане в ЕС») (2007)8 комплексно анализируется положение мусульман в разных странах Европы. В отчете затрагиваются вопросы демографии, расселения, образования, социальной защиты, здравоохранения, особенности национальной политики Германии в отношении мусульман. Также особенно стоит отметить деятельность Исследовательского центра Пью, который изучает направление мусульманской миграции, процесс увеличения мусульманской общины в мире, Европе и в Германии, в частности, приводит статистические данные о конфессиональном составе, количественные прогнозы в будущем, анализирует отношение немцев к мусульманам- мигрантам и мн. др.9
Другую группу составляют работы, посвященные рассмотрению феномена мусульманства в Европе в целом. Например, в своем учебном пособии «Ислам в Европе» (2016)10 российский мусульманский религиозный, общественный и политический деятель Д. Мухетдинов и научный сотрудник Центра исламских исследований Московского исламского института С. Бородай затрагивают такие темы, как история развития мусульманской общины, демографическая ситуация, условия жизни и социальное положение, участие в политической сфере и общественная деятельность мусульман в Германии.
Еще одна значимая монография - российского арабиста-исламоведа О. Бибиковой «Иммигранты из мусульманских стран в Европе: этноконфессиальный и социокультурный аспекты» (2015)11. Работа освещает положение мусульманских иммигрантов в ряде европейских стран, в том числе в Германии. Исследователь подчеркивает трудности адаптации иммигрантов в западном обществе, их стремление сохранять свои религиозные и этнические ценности. В случае Германии автор подробно рассматривает интеграционную политику, имеющиеся мусульманские организации, а также особенности мусульманской общины страны.
Также особого внимания заслуживает сборник работ под редакцией марокканского лингвиста и политолога М. Эннаджи «New horizons of Muslim Diaspora in North America and Europe» («Новые горизонты мусульманской диаспоры в Северной Америке и Европе») (2014)12. В нем рассматриваются различные аспекты жизни и деятельности мусульманских общин в странах Северной Америки и Европы. Поднимаются темы интеграции, этнической принадлежности и культурного разнообразия мусульманских диаспор. Наряду с этим исследуются аспекты дискриминации, исламофобии и гендерные проблемы (в частности, женский вопрос).
Вторая группа исследований - работы, посвященные особенностям и проблемам развития мусульманской общины именно в Германии. Так, проблему интеграции и идентификации мусульманского населения в Германии затрагивает статья немецкого социолога Н. Форотан «Identity and (Muslim) integration in Germany» («Идентичность и (мусульманская) интеграция в Германии») (2013)13. В данной работе исследователь анализирует условия и особенности экономической, культурной и социальной интеграции мусульман в немецкое общество. Рассматривается специфика национальной идентификации немцев, политика немецкого государства в области миграции, а также основные проблемы, связанные с процессом интеграции мусульман в Германии. Исследователем также намечаются основные пути решения данных проблем.
Стоит выделить работу доктора наук К. Розенау-Уильямс «Organizing Muslims and Integrating Islam in Germany: New Developments in the 21st Century» («Мусульманские организации и интеграция мусульман в Германии: 12 13 новые тенденции в XXI в.») (2012)14, которая впечатляет охватом изучаемых проблем - истории появления мусульман в Германии, анализом создания и функционирования мусульманских организаций на территории страны, тех проблем, с которыми они сталкиваются в XXI в. Особое внимание уделяется трем основным исламским зонтичным организациям Германии (DITIB, IGMG, ZMD) и их взаимоотношениям с другими немецкими исламскими институтами, также рассматриваются проблемы интеграции и отношения немцев к мусульманам.
Отдельного внимания также заслуживает сравнительное исследование политолога, социолога и исламоведа М. Пекера «Muslim Citizenship in Liberal Democracies» («Мусульманские граждане в либеральных демократиях») (2016)15. В его работе на основе 30 интервью анализируется участие мусульман в общественной и политической жизни Германии и Австралии, типы и особенности и последствия этого участия, личный опыт и мотивы отдельных людей.
Исследование профессора права М. Роэ «Islam in Germany» («Ислам в Германии») (2014) 16 , помимо прочего, рассказывает о мусульманском образовании в Германии, межрелигиозном диалоге и правовых аспектах, связанных с жизнью мусульман в стране. В данную группу также стоит включить статьи, посвященные рассмотрению отдельных аспектов мусульманства в Германии. Среди них - статьи А.А. Сатарова, Т.Н. Петуховой, О. Четвериковой, О.О. Матсона и других17.
Отдельно стоит выделить работы, в которых рассматривается проблема строительства мечетей в Германии. Религиозным мусульманским сооружениям в Европе в целом и в Германии в частности посвящена книга под редакцией итальянского социолога С. Аллиеви «Mosques in Europe. Why a solution has become a problem» («Мечети в Европе. Почему решение стало проблемой») (2010) 18 . В ней рассматриваются проблемы, дискуссии и конфликты, связанные со строительством мечетей в различных европейских странах; анализируется отношение немусульманского населения к мечетям, то, как регулируется их строительство на государственном уровне и то, какую роль мечети играют в конструировании образа ислама в сознании людей. Эта тема также затрагивается в статье Д. К. Ступа «Mosque Debates in Germany: Between Democratic Participation and Social Exclusion» («Споры о строительстве мечетей в Германии. Между демократическим участием и социальной изоляцией») (2012) 19 . На примере Германии критически анализируются дискуссии, связанные со строительством мечетей в Германии. По замечанию исследователя, эти дебаты имеют противоречивые последствия: с одной стороны, они развивают антимусульманский дискурс и открыто демонстрируют предвзятость по отношению к мусульманскому сообществу (особенно со стороны правых популистских партий), с другой стороны, позволяют мусульманской общине принять участие в политическом дискурсе.
Еще одна группа значимых для нашего исследования источников информации - непосредственно сайты немецких мусульманских организаций и мечетей, которые мы анализировали с целью получения сведений об истории возникновения, развития и деятельности этих учреждений. Информация о большинстве из них имеется только на немецком языке, поэтому впервые публикуется на русском языке в нашей работе20.
Таким образом, можно утверждать, что в европейском исламоведении проблема формирования и развития мусульманской общины в Германии изучена достаточно полно. На русском языке также имеются работы, однако основная их часть представляет собой статьи, которые охватывают малую часть проблематики и часто не предоставляют информации, собранной на немецком и других (кроме английского) языках. Мы попытались, по мере наших сил, восполнить этот пробел, привлекая литературу и источники на турецком, арабском и немецком языках. Анализ иноязычных источников помог подкрепить наш теоретический материал актуальными статистическими данными, сделав нашу работу более достоверной в научном плане. Можно предположить, что наша работа станет важным вкладом в изучение жизни мусульман Германии в русскоязычной науке.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена рассмотрению исторических предпосылок, процесса появления и развития мусульманской общины на территории современной Германии, а также проанализированы ее количественный, конфессиональный состав и особенности расселения. Во второй главе описан процесс и особенности институционализации мусульманской общины - появление организаций и мечетей, а также отношение немецкого общества к мусульманам на современном этапе. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Германия - это страна с одной из самых многочисленных мусульманских общин в Европе (около 6% населения).
Контакты мусульман с немецкими княжествами начались еще в VIII в., в начальный период распространения ислама на территории Аравийского полуострова, однако до XVI в. мусульмане практически не попадали на территорию современной Германии. Первые мусульмане, которые обосновались там, были военнопленными, захваченными жителями немецких княжеств в результате военных столкновений с Османской империей. Таким образом, первые места для совершения молитвы и первая мечеть появились для этого контингента мусульман. С XIX в. с установлением дипломатических отношений с Османской империей, на территории Германии оказывались и мусульмане-студенты, и ученые, и торговцы. В результате Первой и Второй мировых войн в Германии оказалось значительное количество военнопленных-мусульман, и с этого времени начинается первоначальная институционализация мусульманской общины - появляются первые общества, общины, образовательные учреждения. Мощным импульсом к формированию общины стало заключение трудовых соглашений с Турцией, Марокко, Тунисом, Югославией в 1960-х гг., в результате чего на территорию Западной Германии хлынули потоки трудовых мигрантов. В связи с определенными факторами, основную их часть составляли турки, которые и внесли существенный вклад в развитие общины в Германии, в формирование практически отсутствующей инфраструктуры для мусульман в этой стране. Следующие периоды истории характеризуются прибытием как работников- мигрантов и их семей, так и беженцев, которых привлекали безопасность страны и гарантируемое социальное обеспечение.
Можно выделить несколько этапов формирования мусульманской общины в Германии:
1. Появление первых мусульман в результате военного взаимодействия Германии и соседних государств с мусульманским населением (XVII - сер. XX вв.);
2. Привлечение рабочей силы из других государств, значительную часть которых составили мусульмане (1960-1980-е гг.);
3. Неконтролируемый приток беженцев из арабских, африканских и балканских стран в результате неблагополучной политической обстановки в этих регионах (1980-е - 2010-е гг.).
4. Поток легальных и нелегальных иммигрантов из Сирии, Ливии и Ирака, африканских стран, который активизировался в результате беспорядков и военных действий на территории Ближнего Востока (2010-е гг. — настоящее время).
Таким образом, основной этап складывания мусульманской общины в Германии приходится на вторую половину XX в. Отличительной особенностью ее формирования является тот факт, что, в отличие от Франции и Великобритании, Германия не была связана колониальным прошлым со странами миграции, а только экономическими отношениями. За вторую половину XX в. в Германии сложилась многонациональная и поликонфессиональная община - с выходцами из Ближнего Востока, Юго-Восточной Европы, Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, однако основную ее часть формируют турки (более 60%). Среди конфессий (под конфессией мы понимаем определённое направление или ответвление в пределах одной религии), представленных в Германии - сунниты, шииты, алавиты, ахмадиты, суфии и др. Еще одна особенность формирования общины — расселение мусульман в землях и городах, в которых развита промышленность и имеется больше рабочих мест в сферах низкоквалифицированного труда - в землях Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария, Гессен, в Берлине, Гамбурге и др.
С расширением общины в Германии все больше возрастала необходимость обеспечения религиозных нужд мусульман, в связи с чем активизировался процесс ее институционализации, то есть создания организаций и строительства мечетей, способные удовлетворить религиозные, социальные и культурные потребности живущих в Германии мусульман.
Среди особенностей процесса появления мусульманских организаций можно выделить:
• отсутствие института, объединяющего все мусульманские организации и мечети на федеральном уровне;
• зонтичные структуры организаций;
• подавляющее большинство организаций - турецкие;
• первоначальное формирование организаций по этническому или конфессиональному принципу, затем появление многонациональных и многокультурные, а также ориентированных на определенную аудиторию обществ;
• отсутствие статуса публично-правовой корпорации (в отличие от большинства христианских церквей и еврейских общин), поэтому финансирование производится за счет пожертвований и поступлений извне страны;
• многогранность разделяемых взглядов (от традиционалистского до максимально либерального и др.).
Среди особенностей процесса появления мечетей в Германии можно выделить:
• территориальное расположение мечетей, связанное с территориальным расселением мусульман (в районах с развитой промышленностью и экономическими связями, в промышленных зонах и на окраинах городов, где по большей части проживали мигрировавшие работники-мусульмане);
• принадлежность большинства мечетей и молитвенных домов каким-либо мусульманским организациям или общинам;
• финансирование за счет пожертвований и взносов членов общин;
• осуществление функции образовательного и культурного центра;
• открытость общественности (проведение экскурсий, дней открытых дверей и т.д.);
• превращение во все более заметный элемент городской среды;
• появление учреждений, на которые оказали влияние либеральные ценности немецкого общества (придерживающиеся либерального направления ислама, а также построенные в стиле, сочетающем в себе особенности как исламского, так и европейского стиля архитектуры).
При этом публичность и открытость мечетей, желание репрезентативного, показательного строительства мусульманских учреждений, стремление иметь равные с другими религиозными общинами права говорит о том, что мусульмане все больше позиционируют себя неотъемлемым элементом немецкого общества.
Также общей особенностью современного этапа развития мусульманской общины является увеличение количества либеральных мусульман, которые заинтересованы не только выполнении религиозных предписаний, но в своем духовном развитии. Такие мусульмане открыты к обсуждению исламских религиозных догм, общению с группами лиц, контакт с которыми традиционно не приветствуется в исламе (люди нетрадиционной сексуальной ориентации, атеисты и др.), более прогрессивно трактуют установки Корана и сунны. Представители либеральных мусульман наряду с остальными принимали участие в Немецкой исламской конференции. При этом их количество хоть и растет, но по-прежнему несравнимо с приверженцами традиционных устоев. Более того, они часто подвергаются критике и нападкам со стороны традиционалистов и обычных мусульман Германии.
Сами же мусульмане в целом нередко оказываются под огнем критики и агрессии часто недоброжелательно настроенного немецкого общества. Такая реакция, впрочем, связана с действиями некоторых мигрантов, особенно молодого возраста, которые не следуют общепринятым нормам поведения в стране и способствуют формированию негативного восприятия ислама, которое часто оказывается не совсем правильным.
Подводя итоги, можно отметить, что Германия по-прежнему является привлекательной для мигрантов страной, а немецкая экономика нуждается в массовой неквалифицированной трудовой силе, поток которой обеспечивает миграция. При этом у правительства Германии так и не сложилось конкретной линии поведения по отношению к мигрантам, и попытки многих интеграционных программ провалились. Однако мусульмане являются неотъемлемым элементом немецкого общества, поэтому выстраивание взаимодействия с ними является одной из насущных проблем, стоящем как перед правительством Германии, так и перед немецким обществом в целом.


1. Архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Германии. СПб: Восточный институт, 2015. 478 с.
2. Бибикова О. Иммигранты из мусульманских стран в Европе: этноконфессиональный и социокультурный аспекты. СПб: Институт востоковедения РАН, 2015. 376 с.
3. Гилязов И.А. «Священная война - джихад» как инструмент военно-политической стратегии Германии в годы Первой мировой войны // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения: сб. статей. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. С. 310-321.
4. Матсон О.О. Формирование отношений мусульманской диаспоры и титульного этноса Германии в 20-21 вв. // Вестник Брянского государственного университета. 2016. №2. С. 75-77.
5. Матсон О.О. Исламофобия в немецком обществе // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №2. С. 176-178.
6. Михалева А.В. Исламская конференция в Германии: новые способы решения старых проблем // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2009. Вып. 9. С. 354-376.
7. Мухетдинов Д., Бородай С. Ислам в Европе. М.: Медина, 2016. 240 с.
8. Нетесова Ю. Политика стран Европы и радикализация мусульманских общин // Космополис. 2008. №3 (22). С. 104-124.
9. Нечитайло Д.А. Ислам в Германии // Ближний Восток и современность. 2007. №31. С. 91-115.
10. Ночвина Б.А. От мультикультурализма к исламофобии?: проблемы интеграции мусульманских общин в ФРГ // Juvenis scientia. 2017. №2. С. 56-58.
11. Петухова Т.Н. Проблемы межэтнической толерантности. Правовое регулирование межэтнических отношений в Германии // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2011. №2. С. 36-40.
12. Пономаренко А.В. «Исламский фактор» в миграционных процессах в Западной Европе на примере Великобритании, Германии и Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. 2012. №3. С. 49-61.
13. Сатаров А.А. История мусульман в Германии: от появления до наших дней // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №1-1 (55). С. 190-192.
14. Соболев В.Г., Суворов М.Н. Ислам на Западе: учебное пособие. СПб.: Президентская библиотека, 2016. 239 с.
15. Цвиклински С. Из истории татарской прессы и книгоиздательской деятельности татар в Германии (XX - начало XXI вв.) // Tatarica. 2013. №1. С. 172-181.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ