Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Работа №31406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мыслительных операций у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений и изучения геометрического материала
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий
исследования 11
1.2. Характеристика возрастных особенностей детей старшего
дошкольного возраста 22
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Экспериментальные исследования комплекса заданий геометрического содержания для детей старшей группы
2.1. Методические аспекты изучения геометрического материала в старшей
группе ДОУ 48
2.2. Диагностика уровня сформированности мыслительных операций у детей
старшего дошкольного возраста 58
2.3. Описание формирующей стадии эксперимента процесса формирования и
развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста при изучении геометрического материала 67
2.4. Анализ результатов диагностики уровня развития мыслительных
операций у дошкольников в процессе изучения геометрического материала
на контрольном этапе 80
Выводы по 2 главе 85
Заключение 87
Список литературы 90
Приложения 97



Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития мышления. Развитое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность [7, с.17].
Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка [35, с.319].
На современном этапе развития российской системы образования наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение задач социальной адаптации во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольной образовательной организации способствует личностному развитию детей. Очевидно, что одним из критериев качества социальной адаптации старших дошкольников может служить сформированность их мыслительной деятельности [17, с.44].
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование и развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности [24, с.37].
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе [23, с. 39].
Жизнь с каждым годом все более высокие требования предъявляет к человеку и, особенно - к детям: растет неуклонно объем знаний, которые им нужны для приобретения опыта. Педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний не представляло механический характер, а было осмысленным, чтобы интеллект ребёнка динамично эволюционизировался. Вот из чего и вытекает злободневность данного вопроса о формировании мыслительных операций, которое приобретается в детском возрасте и на протяжении всей последующей жизни человека растёт, увеличивается, пополняется. И это очень важно - обладать высоким уровнем сформированных мыслительных операций, что помогает в жизни самому человеку, а также выводит его к принятию решения - эффективно и деятельно оказывать содействие всем окружающим, обществу и даже государству. И в осуществлении этой существенной задачи человеку может помочь его высокий уровень сформированных мыслительных операций.
Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Актуальность данной темы также заключается в том, что развитие мыслительных операций активно происходит именно в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития данных психических функций.
Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, Г. И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов детей в процессе изучения элементарной математики. Недостаточное внимание уделяется формированию и развитию мыслительных операций, развитию креативных способностей, связей математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом. Признавая неоценимое значение выполненных исследований в области педагогики и психологии, следует отметить недостаточную теоретическую разработанность в них проблемы развития мыслительных процессов и операций [23, с. 39].
Развитие мыслительных процессов и операций, мыслительной активности и, особенно, творческого мышления, изучалось таким учеными, (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин и пр.), считающими эти операции важнейшими факторами, которые обусловливают всестороннее развитие личности. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, Л.С.Георгиева, А.М.Леушиной,А.И.Маркушевич, Е.В.Проскура, Д.Б.Эльконина и др.) исследуются возможности детей дошкольного возраста в области усвоении новых математических понятий, проводится разработка новых методов обучения, формирующих у дошкольников понятий о множестве и числе, ознакамливающих их с величинами и измерением, пространственными отношениями, временными представлениями и т.д [27].
Изучение состояния развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации города Казани позволило выявить целый ряд нерешенных вопросов.
Педагоги не знали, как можно с помощью геометрического материала развивать мыслительные операции у дошкольников. Отсутствовал комплекс игр, включающий геометрический материал, способствующий развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Исследование мнений родителей по вопросам развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации убедило в необходимости проведения этой работы с детьми.
Возникает противоречие между необходимостью развития мыслительных операций у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей комплекса игр, включающий геометрический материал в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.
Из данного противоречия возникает проблема исследования: каким образом построить систему педагогической работы по развитию мыслительных операций старших дошкольников на основе использования комплекса игр, включающий геометрический материал в процессе формирования элементарных математических представлений.
На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено:
Цель работы - разработать и апробировать комплекс игр для старших дошкольников с использованием геометрического материала, способствующих развитию мыслительных операций у дошкольников.
Объект исследования - процесс развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе изучения геометрического материала.
Предмет исследования - геометрический материал как средства формирования и развития мыслительных операций у старших дошкольников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- дать общую характеристику содержания ключевых понятий исследования;
- дать характеристику возрастных особенностей детей 5 - 6 лет;
- изучить и проанализировать передовой педагогический опыт по развитию мыслительных операций у старших дошкольников;
- определить содержание процесса формирования мыслительных операций старших дошкольников;
- диагностировать уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать комплекс игр геометрического содержания, способствующих развитию мыслительных операций у детей;
- экспериментально проверить эффективность изучения геометрического материала на формирование и развитие мыслительных операций у дошкольников.
Гипотеза исследования: разработанный нами комплекс игр, включающий геометрический материал будет способствовать повышению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников.
Методологическую основы исследования составляют: о психическом развитии ребенка (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Зопорожец, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, В.Штерн); о теории мыслительной деятельности (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Ж.Пиаже, М.А.Холодная, Н.И.Чуприкова)
Теоретической основой исследования являются: положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.); результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников (З.А. Михайлова, Л. М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая и др.); принципы подхода к развитию мыслительных операций дошкольников через включение детей в игровую деятельность (как ведущего вида деятельности дошкольников) при решении ими задач умственного характера (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова и др.) [13, 17, 47, 54].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого
педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных учреждений; изучение и анализ методических пособий, детской художественной литературы.
Из числа эмпирических методов использовались: педагогическое наблюдение. Ведущим методом нашего исследования был педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: старшие группы одной из дошкольного образовательного учреждения города Казани. Исследованием были охвачено 50 детей в возрасте от 5 до 5,5 лет.
Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап (январь-сентябрь 2017 года) представлял изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы. Определялись исходные позиции исследования, методологические и теоретические аспекты проблемы, уточнялись предмет, гипотеза, обосновывались основные цели и задачи исследовательской работы.
Второй этап (сентябрь 2017 г.) был посвящен разработке и проведению экспериментальной работы, направленной на формирование и развития мыслительных операций в процессе изучения геометрического материала.
Третий этап (октябрь-апрель 2017-2018 г.) стал формирующим в эксперименте, реализовано содержание экспериментальной работы
Четвертый этап (апрель 2018 г.) — контрольный в проводимом эксперименте: осуществлялось осмысление целесообразности изучения геометрического материала для формирования и развития мыслительных операций у дошкольников; уточнялись отдельные теоретические положения, выводы; оформлялись полученные результаты и материалы исследования.
Новизна нашего исследования носит субъективный характер, т.е. мы впервые изучили особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость нашей работы заключается в следующем: нами разработан комплекс игр, содержащий геометрический материал, способствующий развитию мыслительных операций у старших дошкольников, комплекс апробирован на практике и может быть предложен в качестве практического материала по данной теме воспитателям детских садов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе раскрываются ключевые понятия исследования, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, дается анализ передового педагогического опыта по теме исследования. Во второй главе описывается констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Работа представлена на 108 страницах компьютерного текста. Иллюстрирована 4 таблицами, 2 рисунками. Список литературы включает 68 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Научная литература изучена достаточно глубоко и в полном объеме по исследуемой проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы: мышление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте процессу развития мышления детей необходимо уделять особое внимание, так как именно в этом возрасте ребенок постепенно переходит к новой ведущей деятельности - учебной. В литературе мышление трактуется по-разному. Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение в игре
В данной исследовательской работе мы раскрыли вопрос о роли изучения геометрического материала в развитии мыслительных операций старших дошкольников. Анализ специальной литературы показал довольно широкую освещенность проблемы развития мыслительных операций в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях.
Мышление представляет собой наиболее обобщенную и опосредованную форму психического отражения, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. У детей дошкольного возраста отмечается интенсивное развитие мышления. Дошкольники приобретают ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научаются проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение своих наблюдений, т. е. осуществлять простейшие умственные операции.
Мыслительные операции - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование - в специальной литературе получили название логических приемов мышления. Организуя специальную развивающую работу над формированием и развитием логических приемов мышления, человек отмечает, как значительно повышается результативность данного процесса, и это происходит даже независимо от исходного уровня развития дошкольника.
Анализ педагогических исследований предоставил возможность для определения не только важности и значимости изучения геометрического материала в развитии мыслительных операций дошкольника, но и способствовал обнаружению недостаточной разработанности педагогических условий их развития.
Проведя констатирующий этап диагностики, мы уяснили, что общее развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста расположено на среднем уровне.
Эмпирической базой исследования выступали 25 дошкольников в одной из дошкольного образовательного учреждения города Казани, дети старшей группы.
Методики, которые мы взяли для исследования: методика «Что здесь лишнее»; методика Н.А. Бернштейна «Последовательность событий»; Методика «Классификация».
Разрабатывая комплекс упражнений и дидактических игр, который смог бы поспособствовать повышению уровня развитие мыслительных операций, мы опирались на опыт передовых педагогов.
Исследование позволило установить динамику развития мыслительных операций у старших дошкольников. У детей, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены значительно высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, соотносить части и целое, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного; научились выделять признаки объектов, представленных в речевой форме. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации), об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно
экспериментального исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что изучение геометрического материала будут способствовать развитию мыслительных операций у старших дошкольников.
Обобщая результаты работы по изучения геометрического материала, мы пришли к выводу о том, что уровень мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста стал высоким, увеличившись с 12% до 64%.
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, связанные с поиском педагогических условий для развития мыслительных операций, для осуществления дифференцированного подхода в развитии дошкольников, с поиском педагогического механизма, с изучением особенностей становления логического мышления в переходный период от дошкольного к школьному возрасту.



1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 - ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2013 г.)
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 0-13 Москва: Проспект, 2014. - 160 с.
5. Письмо Минобразования РФ от 23 сентября 2002 г. N 03-51-142ин/23- 03 «О новых актуальных программах по дошкольному образованию»
6. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации
7. Абдрашитов, Б.М. Учитесь мыслить нестандартно/ Б.М. Абдрашитов, В.Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004. - 128 с.
8. Авдулова Т. П. Моральное развитие ребенка раннего и младшего дошкольного возраста // Прикладная психология. - 2004. - № 6.
9. Авдулова Т. П. Психологические особенности нравственного развития ребенка // Психология обучения. - 2007. - № 5.
10. Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход. - М.: Академия, 2009.
11. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека /А.Г. Асмолов. - М.: Академия, Смысл.2007. - 528 с.
12. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика: курс лекций. /Т.М. Бабунова - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 162 с.
13. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
14. Белошистая, А.В. Готовимся к математике [Текст]: методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет /А.В. Белошистая. - М.: Ювента, 2006.
15. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет [Текст]: конспекты занятий /А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2004.
16. Белошистая, А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6-7 лет [Текст] /А.В. Белошистая. - М.: Айрис- Дидактика, 2007.
17. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2007. с.
18. Вахрушева Л. Н. Выявление математических способностей у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск №
27. - ART 75361. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75361.htm. - ISSN 2304-120X.
19. Веракса, Н.Е. Программа от рождения до школы - М.: Мозаика-синтез,2014. - 368 с.
20. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика Синтез, 2006.
21. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2010.
22. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Т. Д. Марцинковская и др.; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
23. Воронина, Л. В., Карпова, М. В., Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения// Педагогическое образование в России. - 2017. №4, с. 37-43
24. Воронина Л. В. Формирование и развитие у дошкольников логических приемов мышления // Организация работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении : сб. ст. и тезисов. В 2-х ч. - Екатеринбург, 2008. - Ч.2. - С. 242-253.
25. Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
26. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: АСТ, 2011.
27. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. - М.: Союз, 2006.
28. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. - М.:Директ-Медиа, 2014.
29. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2007. - 336 с.
30. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. 5-е изд. - М.: КДУ, 2011.
31. Гасанова Д.И. Игровые технологии в формировании саногенного мышления у детей старшего дошкольного возраста//Известия Дагестанского государственного педагогического университета Психолого-педагогические науки. - 2010, - с. 71-77
32. Гетманова А. Д. Логика : учебник для педагогических учебных заведений. - М. : ИКФ Омега-Л ;Высшая школа, 2002. - 416 с
33. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. М.:ТЦ Сфера, 2009. 4122с.
34. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования [Электронный ресурс] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
О. В. Солнцева и др. - Режим доступа: http: //www.firo .ru/wpcontent/uploads/2014/02/Child.pdf.
35. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
36. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 510 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
37. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. - М.: Эксмо, 2009.
38. Ермакова Е. С. Проблема развития мыслительных средств у детей//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. -2012. - с. 55-65
39. Ефанова, З. А. Развитие мышление. - Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.
40. Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в детстве // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 47-55.
41. Комардина, Т. В., Чигина О. А., Торопынина Г. В. Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста// Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - 2016, с. 84-86
42. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.:Просвещение, 1980.—352 с, ил.
43. Кусова, М. Л., Воронина Л. В. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте // Ученые записки ЗабГУ. Сер. : Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2016. - Т. 11. - № 6. - С. 130-137.
44. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. / Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р.»: Прометей; Москва; - 2013, - 65 с.
45. Магомедханова У.Ш. Влияние формирования обобщения на общий уровень умственного развития старших дошкольников //Известия ДГПУ, №1, - 2008, С.27-30
46. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник — Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
47. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. - СПб.: Питер, 2008. - 220 с.
48. Михалева С.Г., Стожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности [Электронный ресурс]: монография / М. Ю. Стожарова,
С. Г. Михалёва. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 128 с.
49. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение,1985. —272 с, ил.
50. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
51.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, МГППУ, 2010.
52.Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. — Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2018. — 390 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
53. Открытия. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Электронный ресурс] / под ред. Е. Г. Юдиной. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Programma_ Otkritie_2.pdf.
54. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Казанский федеральный университет. - Казань,2013. - 203 с.
55. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. - СПб.: Речь,2010.
56. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 с.
57. Психология развития. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Академия,2008.
58. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
59. Смоленцева, А. А., Суворова, О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - Детство - пресс. - 2010.
60. Стожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности [Электронный ресурс]: монография / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалёва. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 128 с.
61. Торохова, Г.Н. Математическое развитие как условие активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.//Вестник Вятского государственного университета. - 2011, с. 66-70
62. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / В. И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 256 с.
63. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. М.: Академия, 2012.
64. Философская энциклопедия: в 4 т. Т.2. - М.: Мысль, 2001
65. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 2009. - 303 с.
66. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития : учеб. пособие /
Н.И. Фрейлах. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. — (Среднее профессиональное
образование).
67. Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка: Учебное пособие /Ред. - сост. Г. В. Бурменская. - М.: Московский психолого - социальный институт, 2005.
68.Черенкова, Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. - М., 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ