Процессуальные полномочия прокурора при производстве дознания
|
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 8
1.1. Сущность и значение дознания в системе уголовного судопроизводства 8
1.2. Органы дознания и их полномочия в уголовном судопроизводстве 16
Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЙ 23
2.1 Понятие и содержание процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания 23
2.2 Особенности реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания в сокращенной форме 34
Глава 3. ПРАВООБЕСПЕЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ПРОКУРОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЯ 41
3.1 Роль и значение процессуальной деятельности прокурора для обеспечения прав и законных интересов участников дознания 41
3.2 Проблемы эффективности рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих прокурору при производстве дознания 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 8
1.1. Сущность и значение дознания в системе уголовного судопроизводства 8
1.2. Органы дознания и их полномочия в уголовном судопроизводстве 16
Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЙ 23
2.1 Понятие и содержание процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания 23
2.2 Особенности реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания в сокращенной форме 34
Глава 3. ПРАВООБЕСПЕЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ПРОКУРОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЯ 41
3.1 Роль и значение процессуальной деятельности прокурора для обеспечения прав и законных интересов участников дознания 41
3.2 Проблемы эффективности рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих прокурору при производстве дознания 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осуществления контроля за органами дознания в целях обеспечения законности и справедливости их действий. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования, применение на практике которой значительно упрощает процедуру предварительного расследования и снижает нагрузку на следователя.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы также обусловлена высокой значимостью предварительного расследования преступлений. В уголовном процессе предварительное расследование играет важнейшую роль и представляет собой определенного рода реакцию правоохранительных органов на поступившее сообщение о совершении преступления. На этапе предварительного расследования правоохранительными органами осуществляется сбор фактов и доказательств в целях определения предполагаемого преступника, установления факта и порядка совершения преступления. От того, насколько эффективно организована система предварительного расследования преступления, зависит исход данного дела.
Немаловажную роль играет прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве. Одной из задач деятельности прокуратуры является осуществление надзора, который предусматривает соблюдение законности исполнения ряда обязательств, направлен на устранение и предупреждение правонарушений и принципа законности. В ходе осуществления предварительного расследования крайне важным является соблюдение законности и справедливости.
Прокурорский надзор за органами дознания призван соблюдать нормы Конституции РФ и действующего законодательства на территории РФ, предусматривает контроль за деятельностью уполномоченных органов, исключает факт злоупотребления должностными полномочиями, борется с одной из основных проблемы современного общества – с коррупцией.
От эффективности осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования (в том числе органов дознания) зависит уровень раскрытия преступлений, состояние преступности в стране в целом, уровень социально-экономического развития страны. Чем ниже в стране преступность, тем более благоприятные социально-экономические условия для развития страны в целом.
Итак, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования призван обеспечить соблюдение исполнения законности, повысить эффективность функционирования правоохранительных органов в части совершения предварительного расследования, исключить злоупотребление полномочиями должностных лиц. Все это свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы.
Актуальность темы исследования также обусловлена наличием проблем деятельности органов дознания в уголовном процессе. Остается нерешенным вопрос распределения полномочий между органами дознания. Законодательство не закрепляет полный перечень органов дознания, что вызывает проблемы в части осуществления полномочий. Имеются также терминологические проблемы и проблемы организационно-методического характера. Статистика доказывает, что число преступлений небольшой и средней тяжести в общем числе преступлений, значительно возросло за последние годы, что еще раз свидетельствует о необходимости развития и совершенствования института дознания и порядка реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания.
Изучение темы выпускной квалификационной работы позволит усовершенствовать порядок реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания, определить актуальные проблемы и наметить пути их решения.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за деятельностью органов дознания.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью, а также деятельностью прокурора по надзору за органами, осуществляющими дознание.
Целью диссертационного исследования является выработка теоретической модели процессуальных полномочий прокурора, их реализации при надзоре за органами дознания в условиях сложившейся криминогенной обстановки, а также в подготовке рекомендаций по повышению эффективности работы органов прокуратуры и дознания в борьбе с преступностью.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. изучить понятие, сущность и значение дознания как формы предварительного расследования, опираясь на исследования правоведов в области предварительного расследования, а также норм права в целом;
2. охарактеризовать органы дознания и определить их роль;
3. изучить понятие и содержание процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания;
4. проанализировать особенности реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания в сокращенной форме;
5. определить роль и значение процессуальной деятельности прокурора для обеспечения прав и законных интересов участников дознания;
6. на основании изученного практического и теоретического материал, законодательных актов выделить проблемы эффективности рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих прокурору при производстве дознания.
Степень научной разработанности темы магистерской диссертации. В научной литературе существуют противоречивые точки зрения на цели, методы, способы, применяемые правовые средства осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания. Следовательно, в работе будут исследоваться наиболее оптимальные пути решения указанных проблем.
Вопросы истории становления и развития прокурорского надзора, включая аспекты прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования широко представлены в работах С.Н. Бабаева, Б.В. Макеева, Д.О. Серова и ряда других авторов.
Среди современных исследователей можно выделить следующих – К.И. Амирбекова, Г.Г. Анисимова, А.Н. Артамонова, А.О. Бекетова, А.Б. Соловьева, А.Г. Халиулина и другие.
Методология исследования. Для написания работы были использованы методы анализа, сравнения, синтеза, наблюдения, описания, метод экспертной оценки и другие. Совокупность данных методов позволяет полноценно раскрыть темы курсовой работы.
Теоретическую базу исследования составляют диссертации, авторефераты, монографии, научные статьи, учебные пособия и иные материалы, посвященные, как общим вопросам прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, так и частным, касающихся процессуальных полномочий прокурора в данной сфере.
Нормативную базу исследования составляют законодательные акты РФ, регулирующие порядок реализации дознания и осуществления процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания, в частности: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты.
Эмпирической базой исследования стали материалы судебной практики по данному вопросу.
Научная новизна исследования заключается в получении нового теоретического знания, позволяющего повысить качество прокурорского надзора за органами дознания, а также наметить пути совершенствования процессуальных полномочий прокурора в рассматриваемой сфере. Научная новизна работы заключается в определении направлений совершенствования норм УПК РФ в части регулирования полномочий прокурора при производстве дознания.
Теоретическая и практическая значимость магистерской диссертации обоснована высокой значимостью в современном государстве развития и внедрения мер противодействия коррупции, формирования положительного имиджа сотрудников правоохранительных органов, обеспечения законности в ходе осуществления предварительного расследования и повышения раскрываемости преступлений.
Предполагаемые результаты исследования. В результате выполненного исследования установлено, что нормы УПК РФ, раскрывающие регулирование участие прокурора при производстве дознания нуждаются в совершенствования. Требуется классифицировать полномочия прокурора при производстве дознания на группы. Порядок подачи жалобы также имеет недостатки. В нормах УПК РФ необходимо закрепить срок рассмотрения жалобы, более детально определить состав участников. Особого внимания требуют случаи, когда дознавателем с обвинительным постановлением направлено дело, по которому участникам процесса отказано в удовлетворении ходатайств, предусмотренных ч. 6 ст. 226.7 УПК (о производстве дополнительных действий, направленных на восполнение пробелов в доказательствах, на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнения и т. п.).
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы также обусловлена высокой значимостью предварительного расследования преступлений. В уголовном процессе предварительное расследование играет важнейшую роль и представляет собой определенного рода реакцию правоохранительных органов на поступившее сообщение о совершении преступления. На этапе предварительного расследования правоохранительными органами осуществляется сбор фактов и доказательств в целях определения предполагаемого преступника, установления факта и порядка совершения преступления. От того, насколько эффективно организована система предварительного расследования преступления, зависит исход данного дела.
Немаловажную роль играет прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве. Одной из задач деятельности прокуратуры является осуществление надзора, который предусматривает соблюдение законности исполнения ряда обязательств, направлен на устранение и предупреждение правонарушений и принципа законности. В ходе осуществления предварительного расследования крайне важным является соблюдение законности и справедливости.
Прокурорский надзор за органами дознания призван соблюдать нормы Конституции РФ и действующего законодательства на территории РФ, предусматривает контроль за деятельностью уполномоченных органов, исключает факт злоупотребления должностными полномочиями, борется с одной из основных проблемы современного общества – с коррупцией.
От эффективности осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования (в том числе органов дознания) зависит уровень раскрытия преступлений, состояние преступности в стране в целом, уровень социально-экономического развития страны. Чем ниже в стране преступность, тем более благоприятные социально-экономические условия для развития страны в целом.
Итак, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования призван обеспечить соблюдение исполнения законности, повысить эффективность функционирования правоохранительных органов в части совершения предварительного расследования, исключить злоупотребление полномочиями должностных лиц. Все это свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы.
Актуальность темы исследования также обусловлена наличием проблем деятельности органов дознания в уголовном процессе. Остается нерешенным вопрос распределения полномочий между органами дознания. Законодательство не закрепляет полный перечень органов дознания, что вызывает проблемы в части осуществления полномочий. Имеются также терминологические проблемы и проблемы организационно-методического характера. Статистика доказывает, что число преступлений небольшой и средней тяжести в общем числе преступлений, значительно возросло за последние годы, что еще раз свидетельствует о необходимости развития и совершенствования института дознания и порядка реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания.
Изучение темы выпускной квалификационной работы позволит усовершенствовать порядок реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания, определить актуальные проблемы и наметить пути их решения.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за деятельностью органов дознания.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью, а также деятельностью прокурора по надзору за органами, осуществляющими дознание.
Целью диссертационного исследования является выработка теоретической модели процессуальных полномочий прокурора, их реализации при надзоре за органами дознания в условиях сложившейся криминогенной обстановки, а также в подготовке рекомендаций по повышению эффективности работы органов прокуратуры и дознания в борьбе с преступностью.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. изучить понятие, сущность и значение дознания как формы предварительного расследования, опираясь на исследования правоведов в области предварительного расследования, а также норм права в целом;
2. охарактеризовать органы дознания и определить их роль;
3. изучить понятие и содержание процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания;
4. проанализировать особенности реализации процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания в сокращенной форме;
5. определить роль и значение процессуальной деятельности прокурора для обеспечения прав и законных интересов участников дознания;
6. на основании изученного практического и теоретического материал, законодательных актов выделить проблемы эффективности рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих прокурору при производстве дознания.
Степень научной разработанности темы магистерской диссертации. В научной литературе существуют противоречивые точки зрения на цели, методы, способы, применяемые правовые средства осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания. Следовательно, в работе будут исследоваться наиболее оптимальные пути решения указанных проблем.
Вопросы истории становления и развития прокурорского надзора, включая аспекты прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования широко представлены в работах С.Н. Бабаева, Б.В. Макеева, Д.О. Серова и ряда других авторов.
Среди современных исследователей можно выделить следующих – К.И. Амирбекова, Г.Г. Анисимова, А.Н. Артамонова, А.О. Бекетова, А.Б. Соловьева, А.Г. Халиулина и другие.
Методология исследования. Для написания работы были использованы методы анализа, сравнения, синтеза, наблюдения, описания, метод экспертной оценки и другие. Совокупность данных методов позволяет полноценно раскрыть темы курсовой работы.
Теоретическую базу исследования составляют диссертации, авторефераты, монографии, научные статьи, учебные пособия и иные материалы, посвященные, как общим вопросам прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, так и частным, касающихся процессуальных полномочий прокурора в данной сфере.
Нормативную базу исследования составляют законодательные акты РФ, регулирующие порядок реализации дознания и осуществления процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания, в частности: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты.
Эмпирической базой исследования стали материалы судебной практики по данному вопросу.
Научная новизна исследования заключается в получении нового теоретического знания, позволяющего повысить качество прокурорского надзора за органами дознания, а также наметить пути совершенствования процессуальных полномочий прокурора в рассматриваемой сфере. Научная новизна работы заключается в определении направлений совершенствования норм УПК РФ в части регулирования полномочий прокурора при производстве дознания.
Теоретическая и практическая значимость магистерской диссертации обоснована высокой значимостью в современном государстве развития и внедрения мер противодействия коррупции, формирования положительного имиджа сотрудников правоохранительных органов, обеспечения законности в ходе осуществления предварительного расследования и повышения раскрываемости преступлений.
Предполагаемые результаты исследования. В результате выполненного исследования установлено, что нормы УПК РФ, раскрывающие регулирование участие прокурора при производстве дознания нуждаются в совершенствования. Требуется классифицировать полномочия прокурора при производстве дознания на группы. Порядок подачи жалобы также имеет недостатки. В нормах УПК РФ необходимо закрепить срок рассмотрения жалобы, более детально определить состав участников. Особого внимания требуют случаи, когда дознавателем с обвинительным постановлением направлено дело, по которому участникам процесса отказано в удовлетворении ходатайств, предусмотренных ч. 6 ст. 226.7 УПК (о производстве дополнительных действий, направленных на восполнение пробелов в доказательствах, на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнения и т. п.).
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
В результате выполнения диссертации достигнута цель и решены поставленные задачи. Нормами УПК РФ определено две формы предварительного расследования преступлений. Дознание представляет собой такую форму предварительного расследования, которая применяется в отношении преступлений небольшой и средней тяжести, максимальный срок лишения по которым не превышает трех лет. Основное предназначение дознания сводится к тому, чтобы упростить порядок расследования отдельных преступлений, оптимизировать рабочую нагрузку следователя. Дознание призвано облегчить работу следователя, сократить сроки предварительного расследования. В качестве рекомендации следует упомянуть необходимость совершенствования определения, представленного в нормах УПК РФ в силу того, что оно не отображает сущность и не раскрывает особенности дознания как формы предварительного расследования. Необходимость сделать акцент на сроках и на категориях дел, к которым возможно применение дознания как формы предварительного расследования.
По результатам изучения понятия «органы дознания» и анализа их полномочий можно прийти к выводу о необходимости внесения соответствующих изменений в УПК РФ. Целесообразно внести изменения в п. 24 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «органы дознания – государственные органы, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание, а также иные, предусмотренные настоящим Кодексом процессуальные полномочия». Одной из приоритетных задач на сегодняшний день должно стать решение терминологической проблемы. Понятия, представленные в УПК РФ, должны в полном объеме отображать сущность дознания и органов дознания. Требуется уточнить и конкретизировать состав органов дознания. Органы дознания представляют собой не только органы, полномочия которых сводятся к осуществлению предварительного расследования, они наделены также и иными полномочиями.
По результатам изучения дознания в уголовном производстве следует сделать вывод о том, что данный институт требует совершенствования и развития правового регулирования. Дознание представляет собой форму предварительного расследования. Понятие содержится в УПК РФ. Однако изучение понятия, представленного в УПК РФ и сформулированного разными правоведами, позволяет сделать вывод о необходимости формулировки более полного понятия «дознание». Определение должно отображать сущность дознания и его отличительные признаки по сравнению с предварительным следствием, определение должно указывать к каким категория дел применима данная форма предварительного расследования. Терминологическая проблема выражается не только в несовершенстве термина «дознания», но и проявляется в неточности формулировки термина «органы дознания». Это влечет за собой снижение качества предварительного расследования преступлений. Необходимо в настоящий момент представить более полную формулировку термина «дознание», «органы дознания», конкретизировать перечень органов дознания.
Направлениями деятельности прокурора выступают сферы общественных отношений, в которых его участие реализуется через возложенные государством функции и полномочия. В процессе изучения обозначенного вопроса, обращаем внимание на сущность процессуального руководства расследованием преступлений. Здесь, следует отметить, что оно предполагает наличие по отношению к руководимым субъектам властных полномочий, надзор же за соблюдением законов по отношению к поднадзорным субъектам подразумевает их отсутствие. Осуществляя высший надзор за законностью в стране, прокурор при обнаружении фактов несоблюдения закона принимают меры по устранению выявленных нарушений, но сами незаконные акты не отменяют. По мнению отдельных ученых процессуальное руководство предварительным расследованием является институциональной основой современного досудебного уголовного судопроизводства. При этом, всегда необходимо учитывать, что расследование уголовного дела носит многоаспектный характер. Вместе с тем, как справедливо отмечается в специальной литературе, вопрос о роли прокурора на досудебном производстве, его функциях и полномочиях, о необходимости и возможностях осуществления им процессуального руководстве расследованием преступлений, продолжает оставаться наиболее дискуссионным.
В ходе выполнения работы также уделено существенное внимание вопросам регулирования сокращенной формы дознания. Подводя итог рассмотрению вопроса о сокращенной форме дознания и полномочиях прокурора при его производстве, можно сделать следующие выводы: 1) прокурору принадлежит особая роль в повышении эффективности процессуальной деятельности при сокращенной форме дознания, с учетом соблюдения режима разумных сроков и сохранения уровня гарантий прав личности; 2) при взаимоотношении дознавателя с прокурором следует учитывать, что для дознавателя закон не предусматривает такой основы правового положения, как процессуальная самостоятельность; 3) помимо ст. 37 УПК РФ надзорные полномочия прокурора при сокращенной форме дознания закреплены в главе 32.1 УПК РФ, законодательная регламентация и практика применения которых требует совершенствования.
Исследование места прокурора в системе процессуального руководства производством дознания позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере. При этом необходимо отметить, что совершенствование должно проводиться последовательно и с учетом усиления именно руководящей составляющей в прокурорской деятельности.
В результате изучения процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания можно признать, что нормы УПК РФ в недостаточной степени регулируют данный вопрос. Исследование полномочий, понятийного аппарата, терминологии, спорных вопросов и проблем рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих в прокуратуру при производстве дознания позволяет убедиться в том, что многие аспекты раскрыты в нормах УПК РФ поверхности. Если более детально анализировать полномочия прокурора, то УПК РФ не раскрывает, что именно следует понимать под иными полномочиями, а также не классифицирует на группы полномочия прокурора, усложняя тем самым процесс их применения на практике. Порядок подачи жалобы также несовершенен. В данной области также не разграничивается состав участников.
Многие исследователи приходят к мнению о том, что достаточно скупая регламентация действий по обжалованию в УПК РФ, а также , недостаточно четкое «разведение» прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля в досудебном производстве оставляют достаточный простор для злоупотребления правом обжалования и требуют внимания законодателя в разрешении существующих проблем. В качестве рекомендации также следует обратить внимание на вопросы регулирования срока рассмотрения жалоб.
По результатам изучения понятия «органы дознания» и анализа их полномочий можно прийти к выводу о необходимости внесения соответствующих изменений в УПК РФ. Целесообразно внести изменения в п. 24 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «органы дознания – государственные органы, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание, а также иные, предусмотренные настоящим Кодексом процессуальные полномочия». Одной из приоритетных задач на сегодняшний день должно стать решение терминологической проблемы. Понятия, представленные в УПК РФ, должны в полном объеме отображать сущность дознания и органов дознания. Требуется уточнить и конкретизировать состав органов дознания. Органы дознания представляют собой не только органы, полномочия которых сводятся к осуществлению предварительного расследования, они наделены также и иными полномочиями.
По результатам изучения дознания в уголовном производстве следует сделать вывод о том, что данный институт требует совершенствования и развития правового регулирования. Дознание представляет собой форму предварительного расследования. Понятие содержится в УПК РФ. Однако изучение понятия, представленного в УПК РФ и сформулированного разными правоведами, позволяет сделать вывод о необходимости формулировки более полного понятия «дознание». Определение должно отображать сущность дознания и его отличительные признаки по сравнению с предварительным следствием, определение должно указывать к каким категория дел применима данная форма предварительного расследования. Терминологическая проблема выражается не только в несовершенстве термина «дознания», но и проявляется в неточности формулировки термина «органы дознания». Это влечет за собой снижение качества предварительного расследования преступлений. Необходимо в настоящий момент представить более полную формулировку термина «дознание», «органы дознания», конкретизировать перечень органов дознания.
Направлениями деятельности прокурора выступают сферы общественных отношений, в которых его участие реализуется через возложенные государством функции и полномочия. В процессе изучения обозначенного вопроса, обращаем внимание на сущность процессуального руководства расследованием преступлений. Здесь, следует отметить, что оно предполагает наличие по отношению к руководимым субъектам властных полномочий, надзор же за соблюдением законов по отношению к поднадзорным субъектам подразумевает их отсутствие. Осуществляя высший надзор за законностью в стране, прокурор при обнаружении фактов несоблюдения закона принимают меры по устранению выявленных нарушений, но сами незаконные акты не отменяют. По мнению отдельных ученых процессуальное руководство предварительным расследованием является институциональной основой современного досудебного уголовного судопроизводства. При этом, всегда необходимо учитывать, что расследование уголовного дела носит многоаспектный характер. Вместе с тем, как справедливо отмечается в специальной литературе, вопрос о роли прокурора на досудебном производстве, его функциях и полномочиях, о необходимости и возможностях осуществления им процессуального руководстве расследованием преступлений, продолжает оставаться наиболее дискуссионным.
В ходе выполнения работы также уделено существенное внимание вопросам регулирования сокращенной формы дознания. Подводя итог рассмотрению вопроса о сокращенной форме дознания и полномочиях прокурора при его производстве, можно сделать следующие выводы: 1) прокурору принадлежит особая роль в повышении эффективности процессуальной деятельности при сокращенной форме дознания, с учетом соблюдения режима разумных сроков и сохранения уровня гарантий прав личности; 2) при взаимоотношении дознавателя с прокурором следует учитывать, что для дознавателя закон не предусматривает такой основы правового положения, как процессуальная самостоятельность; 3) помимо ст. 37 УПК РФ надзорные полномочия прокурора при сокращенной форме дознания закреплены в главе 32.1 УПК РФ, законодательная регламентация и практика применения которых требует совершенствования.
Исследование места прокурора в системе процессуального руководства производством дознания позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере. При этом необходимо отметить, что совершенствование должно проводиться последовательно и с учетом усиления именно руководящей составляющей в прокурорской деятельности.
В результате изучения процессуальных полномочий прокурора при производстве дознания можно признать, что нормы УПК РФ в недостаточной степени регулируют данный вопрос. Исследование полномочий, понятийного аппарата, терминологии, спорных вопросов и проблем рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих в прокуратуру при производстве дознания позволяет убедиться в том, что многие аспекты раскрыты в нормах УПК РФ поверхности. Если более детально анализировать полномочия прокурора, то УПК РФ не раскрывает, что именно следует понимать под иными полномочиями, а также не классифицирует на группы полномочия прокурора, усложняя тем самым процесс их применения на практике. Порядок подачи жалобы также несовершенен. В данной области также не разграничивается состав участников.
Многие исследователи приходят к мнению о том, что достаточно скупая регламентация действий по обжалованию в УПК РФ, а также , недостаточно четкое «разведение» прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля в досудебном производстве оставляют достаточный простор для злоупотребления правом обжалования и требуют внимания законодателя в разрешении существующих проблем. В качестве рекомендации также следует обратить внимание на вопросы регулирования срока рассмотрения жалоб.
Подобные работы
- Обеспечение законности дознания в сокращенной форме средствами прокурорского надзора
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Сокращенное дознание: проблемы и пути его разрешения (по материалам следственно-судебной практики РТ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Актуальные проблемы доказывания при производстве дознания в сокращенной форме
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные проблемы доказывания при производстве
дознания в сокращенной форме
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за органами дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Роль прокурора в системе процессуального руководства за деятельностью органа дознания при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Дознание как форма предварительного расследования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018



