Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕМЕНТЫ ИСЛАМА В БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА

Работа №130327

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этнография, этнология и антропология

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................. 2
ГЛАВА I ИСЛАМ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ .................................................................. 4
ГЛАВА II ОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ........................................................................................... 15
ГЛАВА III СЕМЬЯ И БРАК ..................................................................................................................... 28
ГЛАВА IV МУСУЛЬМАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ .......................... 38
ГЛАВА V ЭЛЕМЕНТЫ ИСЛАМА В КУЛЬТУРЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОДЕЖДА, ПИЩА,
ЖИЛИЩЕ. ................................................................................................................................................. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................................................... 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: ............................................... 56

В последнее время вышло множество статей и научных трудов,
посвященных исламу в России. Особенный интерес вызывает ислам на
Северном Кавказе. Связанно это, как и с недавними военными действиями,
так и со сложностью данного региона в виде многоконфессиональности
этнической пестроты - черты столь характерные для данного региона.
Осложняется ситуация в регионе политической и экономической
нестабильностью. В регионе долгое время была высокая безработица, а
совсем недавно, оружие было в свободном доступе для большинства
населения. Ситуация всегда находится во взрывоопасном состоянии. Ислам
является преобладающей религией региона. В начале 1990-х годов религия
пережила процесс возрождения и усилила влияние практически на все сферы
жизни общества. Поэтому проблемы, равно как их решение, так или иначе,
связанны с исламом.
Сложный рельеф местности, труднодоступность некоторых районов
приводили к сохранению множества своеобразных традиций, характерных
для этой местности. Для горцев Кавказа характерно сочетание ислама и
местных традиций. Таким образом, ислам на территории Северного Кавказа
не является ортодоксальным. Длительный период исламизации,
растянувшийся на многие столетия, привел к тому, что население принимало
новые для себя исламские традиции, строго прицениваясь к ним, отсекая не
подходящее. В результате возникла некая синкретичная смесь, так часто
критикуема ваххабитами и другими сторонниками «чистого ислама».
Религиозные миссионеры в 1990-е годы развернули активную деятельность,
особенно в северо-восточной части Кавказа. Ваххабитские деятели особенно
рьяно выступали против представителей суфийского течения ислама.
Подобные действия вызвали волнения в этом неспокойном регионе,
перераставшие в вооруженные столкновения. В целом ваххабитам своих
результатов добиться не удалось. Причины отсутствия широкомасштабного
развития учения салафитов в регионе, также вызывает интерес.
Так как любая религия, несомненно, важнейшая составляющая жизни
верующего человека, потому как каноны, ритуалы, обычаи и установленные
религией взгляды на окружающий мир - все это и многое другое оказывает
влияние на формирование личности верующего человека, его морально-
нравственных принципов и многочисленных жизненных установок. Влияние
религии на человека достаточно велико, а значит, изучение вопросов,
связанных с религией, необходимы для понимания населения этого региона.
Целью исследования является выявление ислама в бытовой культуре
народов населяющих северо-восточный Кавказ. Задачей исследования было
изучение имеющейся литературы, сравнение различных источников,
выявление аспектов жизни народов, на которые оказал свое влияние ислам.
Предметом исследования является элементы ислама по существующим
публикациям. Объектом является народная культура на временном срезе.
В качестве источников были использованы ряд работ отечественных
авторов, написанных в разное время. Источником права, как шариатского так
и обычного (адаты) послужили такие работы как: «Закон и обычай на
Кавказе» М.М. Ковалевского, «Мусульмане Северного Кавказа: обычай,
право, насилие: Очерки по истории права Нагорного Дагестана» В.О.
Бобровникова. Неоценимым источником информации стали сборник серии
«Народы и культуры» - «Чеченцы», «Народы Дагестана», «Ингуши». Среди
источников информации по обрядности, особенно по погребальной, стоит
выделить работу П.Х. Акиевой. В качестве источников по общей истории
ислама были использованы «Ислам в Дагестане» Кисриева Э.Ф. и труд
Акаева В.Х. «Суфизм и Ваххабизм на Северном Кавказе».
Работа состоит из введения, пяти глав: Ислам на северо-восточном
Кавказе, Социальная организация, Семья и брак, Мусульманский компонент
в обрядах и праздниках, Элементы ислама в культуре жизнеобеспечения:
одежда, пища, жилище и заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы в мире, да и в России в частности, во многих
регионах, в том числе и на Северном Кавказе, фиксируется активный процесс
исламского возрождения. Отмечается также значительный рост влияния
ислама на обыденную жизнь народа. Причем в реализации проекта
мусульманского возрождения, участвуют разные стороны. С одной стороны
ваххабиты и другие идеологически им родственные организации, и
традиционные исламские институты с другой. В России, в частности на
северо-восточном Кавказе в этот процесс втянуты и официальное
духовенство и суфийские тарикаты с широко развитой системой вирдовых
братств. В Чечне и Ингушетии эти ордены представлены двумя суфийскими
орденами-тарикатами – накшбандийа, кадирийа, за преимуществом
последнего. В Дагестане помимо выше перечисленных, еще существует
шазилийа. Сегодня, роль суфийских братств в обществе, значительно
выросла, особенно в связи с активным противодействии исламскому
радикализму и другим экстремистским проявлениям, таким как, например, ваххабизм.
Спецификой ислама на всем Северном Кавказе, определяется
степенью сочетания его базовых принципов с местными традиционными
культурами. Этот симбиоз значительно и определяет образ и характер
ислама, его идеологию и существование на практике. Получивший
распространение в регионе суфизм не вступает в конфликт с местными
традициями. Более того, суфизм сыграл не маловажную роль в становлении
и развития ислама на северо-востоке Кавказа. Вряд ли это удалось, если на
месте суфизма оказались более радикальные по отношению течения в
исламе. Яркое тому подтверждение – пример с ваххабизмом, не получившим
одобрения у большинства населения. Именно сторонники суфизма приняли
активное участие в противостоянии с ваххабитами.
Ислам прочно вошел в культуру и быт народов северо-восточного
Кавказа, однако многие элементы из традиционной культуры сохранились и
существовали параллельно, не теряя свою значимость. Так было, к примеру,
в судопроизводстве, в брачно-семейных вопросах. В то время как в
похоронной обрядности ислам полностью вытеснил традиционные элементы.
Ислам оказал влияние на праздники, пищу, одежду, но воздействие на
жилище, не так значительно, и объясняется тем, что в этом случае во главе
угла стоят особенности ведения хозяйства и окружающий ландшафт.


1. Акаев В.Х. Суфизм и Ваххабизм на Северном Кавказе. М., 1999. 26 с.
2. Акаев В.Х. Вок Г.Б. Керимов М.М. Ислам в Чечне: традиции и
современность//ЧГУ, независимый ин-т гум. исследований, Чеченское
отделение фил. об-ва России. Серия «Общественная мысль». Выпуск 3.
Грозный, 2006. 72 с.
3. Акиева, П. Х. Рождение, свадьба, смерть. Историко-этнографические
архетипы ингушей СПб.: 2014 г. 292 с.
4. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный: Книга, 1991. 112 с.
5. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право,
насилие: Очерки по истории права Нагорного Дагестана. М.: Вост.
лит., 2002. 368 с.
6. Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики и
идентичности / Сборник статей; предисл., сост., подг. Текста и
коммент. Г.Ч. Гусейнов (факультет филологии НИУ ВШЭ). М.: Новое
литературное обозрение, 2014. 336 с.
7. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. 256 с.
8. Далгат Б.К. Первобытная религия Чеченцев. М.: Наука, 2004. 240 с.
9. Далгат У.Б. Героический эпос ингушей и чеченцев. М.: Наука. 1972. 469 с.
10.Ингуши / [Абадиев Б. В. и др.] ; отв. ред.: М. С.-Г. Албогачиева, А. М.
Мартазанов, А. Т. Соловьева ; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и
антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, М-во образования и науки
Рос. Федерации, Ингуш. гос. ун-т. Москва : Наука, 2013. 525 с.
11.Ислам в России и за его пределами: история и культура общества:
сборник материалов межрегиональной научной конференции,
посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного
деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. СПб.; Магас, 2011. 674 с.
12.Ислам на северном Кавказе: история и современность. Под редакцией
Текушева И. и Шевченко К. Прага, 2011. 119 с.
13.Кавказский этнографический сборник вып. IV. / Отв. ред. В.К.
Карданов. М.: Наука, 1969. 254 с.
14.Карпов Ю. К., Капустина Б. Л. Горцы после гор. Миграционные
процессы в Дагестане в XX—начале XXI века: их социальные и
этнокультурные последствия и перспективы. СПб.: Петербургское
Востоковедение, 2011. 448 с.
15.Карпов Ю. Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.
СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. 416 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ