Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК ЧАСТЬ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ США ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ С КОНЦА XX ВЕКА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ AMERICAN DREAM AS A PART OF THE FOREIGN CULTURAL POLICY OF THE USA TOWARDS RUSSIA FROM THE END OF THE XX CENTURY TO THE PRESENT TIME

Работа №130221

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОЦЕССЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8
1.1 ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 8
1.2 ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ США С 50 ГГ. ХХ В 17
2 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВО ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКЕ США 26
2.1 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ 26
2.2 ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 36
3 ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ В РОССИИ 48
3.1 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД США 48
3.2 СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ В РОССИИ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 72
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность
В современном мире, где происходят процессы интеграции и глобализации, все острее встает вопрос о том, останутся ли национальные культуры в том виде, в котором мы их
привыкли видеть. Слияние культур и их подавление более сильной все ярче можно наблюдать на примерах стран Европы, бывшего СНГ, России. Доминирующей культурой на данный момент можно назвать американскую. Политическая позиция США как мирового гегемона способствует проникновению интересов американцев не только в национальные
экономики и политические процессы, но и распространению собственных культурных ценностей и традиций в рамках публичной и культурной дипломатии. Одним из ключевых понятий в американской культуре является «американская мечта». Это многогранный термин,
включающий в себя множество значений и ассоциативных рядов, составляющих основу
американского стиля жизни. Как и любое культурное явление «американская мечта» эволюционирует, развивается, обрастает новыми значениями в соответствии с требованиями
времени. Являясь частью национального бренда США, культурные коды, входящие в это
понятие, распространяются на другие страны. Технологии брендинга только недавно
начали рассматриваться в контексте публичной дипломатии, поэтому многие вопросы в области формирования, распространения и использования этих технологий остаются неизученными
Объект исследования: Внешняя культурная политика США с конца XX в. по настоящее время.
Предмет исследования: Способы трансляции американской мечты в России с конца
XX в. по настоящее время.
Целью исследования является определение места «американской мечты» во внешней культурной политике США, направленной на российское общество, с конца XX в. по
настоящее время.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть изменения, произошедшие в процессах межкультурной коммуникации в связи с процессами глобализации;
2. Проанализировать изменения, произошедшие в культуре США в XX веке;
3. Проследить эволюцию культурных кодов «американской мечты» с начала XX века
по настоящее время;4
4. Проанализировать развитие внешней культурной политики США с начала XX
века по настоящее время;
5. Установить способы использования «американской мечты» в рамках национального бренда США.
Для исследования данного феномена автором работы были избраны хронологические рамки с конца XX века (1985 год) по настоящее время (2016 год). Такой выбор обусловлен тем, что в 1985 году в России начинается Перестройка, которая открывает «железный занавес» и иностранная культура получает возможность полноценного входа на российский рынок. 2016 же год является последним годом президентства Барака Обамы.
Источниковую базу данного исследования составляют документы Государственного
департамента США; отчеты и рейтинги по оценке национальных брендов Brand Finance;
рейтинги популярности кино-, ТВ- и музыкальной продукции США в России, транскрипты
речей политиков, научные статьи, монографии на русском и иностранных языках, диссертации, учебно-методические комплекты по английскому языку.
В рамках работы были применены следующие методы:
1. комплексный подход в исследовании феномена американской мечты с целью извлечения культурных кодов, входящих в понятие, и определения его места и способов
трансляции в рамках внешней культурной политики США;
2. элементы семиотического анализа и классификация выделенных культурных кодов с целью определения способов их отражения в массовой культуре;
3. синтез полученных результатов для выявления способов распространения «американской мечты» и национального бренда США в России.
Историография работ по исследованию публичной дипломатии насчитывает в себе
несколько направлений, в которых работают ученые. Один из классических и распространенных подходов к рассмотрению публичной дипломатии США – это рассмотрение ее через концепцию «мягкой силы» Дж. Ная1.
Особое место среди работ занимают работы по изучению американской внешней
культурной политики как части пропагандистского аппарата2. Что для иностранных работ,
1 См. например, Цатурян, С.А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии / С.А.
Цатурян // США и Канада: политика, экономика, культура. - 2010. №8 (488). – С. 105 - 115; Atkinson, C. Does
Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006 / C. Atkinson // Foreign
Policy Analysis. Vol. 6. - 2010. No 1. – P. 1-22.
2 Валюженич, А. В. Внешнеполитическая пропаганда США. Историко-политический очерк/ Валюженич,
А.В. - М.: Международные отношения, 1973. – 218 с.; Матвеев В. М. Роль университетов в дипломатической
деятельности империализма США (60-е гг.): автореф. дис … канд. ист. н. Москва., 1971. 24 с.;5
что для отечественных авторов характерно рассмотрение как примера американской пропаганды противостояния СССР и США в годы холодной войны. Об этом написан огромный
массив различных работ, как до распада советского союза, так и после. Сейчас интерес к
написанию подобных исследований проявляется по причине того, что многие документы
тех лет рассекретили, и они стали доступны для научного мира, что позволяет авторам переосмыслить многие позиции и идеи того времени3.
Также публичную дипломатию принято рассматривать в рамках межкультурной
коммуникации4 и в рамках международных культурных связей5.
Существует множество исследований о публичной дипломатии в разных регионах.
В связи с современной политической обстановкой для американских авторов наиболее популярным регионом для изучения становится Ближний восток6, российские авторы чаще
склоняются к изучению влияния США на постсоветском пространстве и в Европе7.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процессы глобализации приводят к тому, что в современном мире все сильнее стираются культурные границы. Применив при рассмотрении культурной глобализации акторно-сетевую и системную теории, мы выделили участников культурной сети, способы их
взаимовлияния и определили возможность культурной сети разрастаться и сужаться.
Взаимодействие национальных культур происходит теперь не только на уровне межгосударственном, но и на уровне личном. Формирование массовой культуры привело современные нам процессы культурного обмена на уровень вкуса и личных предпочтений.
Зачастую выбор американской культуры лежит не в плоскости формируемого и навязываемого извне, не в плоскости манипулятивных маркетинг технологий, но в пространстве эстетики, моды, тренда, восприятия и переноса внешнего мира и его культурных ценностей
на себя. При этом добровольное принятие и интерес к национальной идентичности другой
страны мотивируется распространением и широким освещением ее культурной жизни на
территории других стран посредством медиа, бизнес и Интернет-каналов. Культура, сумевшая сформировать криптоидеологию, и проникнуть на уровень вкуса наделяется способностью к самовоспроизведению и распространению не только через государственные, но и
через коммерческие каналы.
Современная, изменившаяся с 50-х гг. XX в., культура Соединенных штатов, представляющая собой эстетическое многоголосье ноубрау, как нельзя лучше вписывается в новый глобализированный мир. Безусловно распространению американской культуры способствуют и политические силы, но большую все же роль играют массовая культура, в особенности, кино, сериалы, музыка, мода и бренды.
Большинство культурных кодов и концепций, транслируемых и заменяемых понятием американский образ жизни были собраны в идее «американской мечты», которая всегда присутствовала в официальной американской пропаганде.
Соответствуя требованиям времени, Американская мечта трансформировалась, во
многом теряя свое морализаторское начало, становясь идеей о материальном успехе и преуспевании. Вместе с мечтой трансформировались и герои, которые в ней отображались. Все
это привело к тому, что в массовой культуре сформировался свой образ, способ отражения
концепта «американской мечты». И так как зарубежные страны имели возможность прикоснуться к этой идее только через каналы массового искусства, их восприятие окончательно отклонилось от понимания мечты как некоего идеала или морального компаса нации70
в сторону идеи о богатстве и процветании.
Причиной переноса распространения культурных ценностей из сферы государственной пропаганды в сферу массовой культуры и масс-маркета стало изменение вектора публичной дипломатии США после окончания Холодной войны. Государственные программы
теперь формировались, чтобы влиять на политические и экономические элиты страны, а не
на общую массу граждан. Рычаги культурного воздействия больше не были единственным
доступным способом формирования американской повестки в российском обществе, поэтому им стало уделяться намного меньше внимания, чем, например, во времена Холодной
войны. С началом же 2000х основной вектор интереса публичной дипломатии США сместился на Ближний Восток и другие страны бывшего СССР. Понимая, что в России формируется не дружественный режим, американские политики переключили свое внимание на
страны, в которых не было такого отторжения американских ценностей. Именно поэтому
начиная с Перестройки и до настоящего времени основным каналом американской культурной экспансии на пространстве Российской Федерации можно считать средства массовой культуры и бизнес структуры.


Монографии
1. Гоббс, Т. О гражданине (1642). Избранные произведения в 2 т. Т. II / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1964. - 731 с.;
2. Adams, J.T. The Epic of America / J.T. Adams - B.: Little, Brown and Co, 1931. - 433 p.;
3. Obama, B. The audacity of hope: thoughts on reclaiming the American dream / B. Obama - NY.: Crown, 2006. - 375 p.
Транскрипции речей
4. Clinton, H. R. American “Smart Power”: Diplomacy and Development Are the Van-guard, May 04, 2009/ Clinton, H.R. URL: https://www.highbeam.com/doc/1G1-255058825.html (дата обращения: 21.05.2017);
5. Clinton H.R. Smart Power, July 15,2009/ Clinton, H.R. URL: http://www.state.gov/sec- retary/20092013clinton/rm/2009a/july/126991.htm (дата обращения: 15.02.2015);
6. Trump, D. Transcript: Donald Trump’s Victory Speech, November 09, 2016/ Trump, D. URL: https://www.nytimes.com/2016/11/10/us/politics/trump-speech-transcript.html?r=0 (дата обращения: 21.05.2017).
Документы
7. Конституция США. Билль о правах. Поправка 1 // Конституция США - 1787/ URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения 21.05.2017);
8. Стратегия национальной безопасности США // Белый дом, Вашингтон. - 2010/ URL: http://constitutions.ru/?p=5602 (дата обращения: 21.05.2017);
9. A Report to the National Security Council - NSC 68, April 12, 1950 // President's Sec-retary's File, Truman Papers. - 1950/ URL: https://www.trumanlibrary.org/whistlestop/study col- lections/coldwar/documents/pdf/10-1.pdf (дата обращения: 21.05.2017);
10. Brand Finance. Nation brands 100. The Brand Finance report on the 100 most valuable
Nation Brands, November 2011/ URL: http://brandfinance.com/images/up-
load/bfnb 100 2011 web sp.pdf (дата обращения: 21.05.2017);
11. Brand Finance. Nation brands. The annual report on nation brands, December 2013/ URL: http://brandfinance.com/images/upload/brand finance nation brands 2013.pdf (дата об-ращения: 21.05.2017);
12. Brand Finance. Nation brands. The annual report on nation brands, December 2014/
URL: http://brandfinance.com/images/upload/brand finance nation brands report 2014 fi¬
nal edition.pdf (дата обращения: 21.05.2017);
13. Brand Finance. Nation brands 2015. The annual report on the world’s most valuable
nation brands, October 2015/ URL: http://brandfinance.com/images/upload/na-
tion brands 2015 for print.pdf (дата обращения: 21.05.2017);
14. Brand Finance. Nation brands 2016. The annual report on the world’s most valuable
nation brands, October 2016/ URL: http://brandfinance.com/images/upload/na-
tion brands 2016 report.pdf (дата обращения: 21.05.2017);
15. Comprehensive Annual Report on Public Diplomacy and International Broadcasting. U.S. Advisory Commission on Public Diplomacy / United States Department of State. U.S. Advi-sory commission on Public Diplomacy, 2014. Edited by K. Brown, C. Hensman. - Wash. D.C., 2014. - 258 p.;
16. Executive Order 10477-Authorizing the Director of the United States Information Agency to exercise certain authority available by law to the Secretary of State and the Director of the Foreign Operations Administration // Executive orders. National Archives/ URL: https://www.archives.gov/federal-register/codification/executive-order/10477.html (дата обра-щения: 21.05.2017);
17. FY 2002 U.S. Assistance to Eurasia // U.S. Department of State. Bureau of Eurasian Affairs report/ URL: https://www.state.gov/p/eur/rls/rpt/c10251.htm (дата обращения: 21.05.2017);
18. H.R. 4490. To Enhance the Missions, Objectives, and Effectiveness of United States International Communications, and for Other Purposes. 113th Congress, 2nd Sess., 2014 // House Committee on Foreign Relations. - 2015/ URL: https://www.congress.gov/bill/113th-con- gress/house-bill/4490/text (дата обращения 21.05.2017);
19. National Security Strategy/ President of the United states, 2015 - Wash. D.C., 2015 - 35 p.;
20. Reorganization plan no. 8 of 1953 // U.S. Government Publishing Office/ URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-67/pdf/STATUTE-67-Pg642.pdf (дата обащения: 21.05.2017);
21. S.1725. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs Appropria-tions Act, 2016 // Placed on Senate Legislative Calendar under General Orders. Calendar No. 144 - 2015. 326 p.;
22. U.S. Information Agency (RG 306) // Records of the U.S. Information Agency (RG 306)/ URL:https://www.archives.gov/research/foreign-policy/related-records/rg-306.html (дата обращения: 21.05.2017).
Рейтинги
23. Лучшие фильмы Америки 80х-90х/ URL: https://my-hit.org/selection/1236/ (дата обращения 21.05.2017);
24. Лучшие фильмы 90-х. URL: https://russia.tv/article/show/article id/5259/ (accessed 15.05.17);
25. Мы все смотрели это: 60 культовых американских сериалов 80-90-х/ URL: https://afisha.mail.ru/series/selection/483 mi vse smotreli eto 60 kultovih amerikanskih seria lov 80 90 h/ (дата обращения 21.05.2017);
26. 00-е, Rap клипы. Рейтинг Муз-ТВ/ URL: http://muz-
tv.ru/play/?eid=4&s=votes sum&gid=6 (дата обращения 21.05.2017);
27. 20 лучших фильмов (1990-е)/ URL: https://www.kinopoisk.ru/top/year/1990/ (дата обращения 21.05.2017);
28. 90-е, Pop клипы. Рейтинг Муз-ТВ/ URL: http://muz-
tv.ru/play/?eid=3&s=votes sum&gid=2 (дата обращения 21.05.2017);
29. 90-е, Rock клипы. Рейтинг Муз-ТВ/ URL: http://muz-tv.ru/play/?eid=3&gid=3 (дата обращения 21.05.2017).
Литература
Монографии на русском языке (в том числе переводы):
30. Аакер, Д. Создание сильных брендов/ Аакер, Д. - М.: Издательский дом Гребен-никова, 2008. - 440 с.;
31. Багиев, Г. Л. Маркетинг/ Багиев, Г.Л. - М.: ОАО «Издательство Экономика», 2008. - 736 с.;
32. Большаков, В.П. Теория культуры: учебное пособие. Под ред. Большакова В.П. и Иконниковой С.Н./ Большаков, В.П. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.;
33. Гилен, П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, поли¬тика и постфордизм/ Гилен, П. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 288 с.;
34. Голенпольский, Т.Г. Шестаков В.П. Американская мечта и американская дей-ствительность/ Голенпольский, Т.Г. Шестаков В.П. - М.: Искусство, 1981. - 259 с.;
35. Грушевицкая, Т.Г. Попков В.Д. Садохин А.П. Основы межкультурной коммуни¬кации: Учебник для вузов Под ред. А.П. Садохина/ Грушевицкая, Т.Г. Попков В.Д. Садохин А.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.;
36. Деррида, Ж. Маркс и сыновья/ Деррида, Ж. - М.: Логос-Альтера, 2006. - 104 с.;
37. Домнин, В. Н. Брендинг: новые технологии в России/ Домнин В.Н. - СПб.: Питер, 2004. - 250 с.;
38. Кертман, Л.Е. История культуры стран Европы и Америки, 1870-1917/Кертман, Л.Е. - М.: Высшая школа, 1987. - 304 с.;
39. Ключников, Ю. В. Сабанин А. В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, ч. 2/ Ключников, Ю.В. Сабанин А.В. - М.: Литиздат НКИД, 1926. - 472 с.;
40. Котлер, Ф. Основы маркетинга 9-ое изд., пер. с англ/ Котлер, Ф. - М.: Прогресс, 2003. - 1200 с.;
41. Латур, Б. Нового времени не было: Эссе по симметричной антропологии (1991)/ Латур, Б. - СПб.: Изд-во Европейского университета, 2006. - 290 с.;
42. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека/ Маклюэн, М. - М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. - 464 с.;
43. Малиновский, Б. Научная теория культуры/ Малиновский, Б. - М.: ОГИ, 2005. - 184 с.;
44. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа/ Перелыгина, Е.Б. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.;
45. Рансьер, Ж. Разделяя чувственное/ Рансьер, Ж. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2007. - 264 с.;
46. Сатоу, Э. Руководство по дипломатической практике/ Сатоу, Э. - М.: Госполит- издат, 1947. - 496 с.;
47. Сибрук, Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры/ Сибрук Дж. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 240 с.;
48. Токвиль (де), А. Демократия в Америке: Пер. с франц. Предисл. Гарольда Дж. Ласки/ Токвиль (де), А. - М.: Прогресс, 1992. - 554 с.;
49. Шумович, А. Смешать, но не взбалтывать. Рецепты организации мероприятий/ Шумович, А. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ