АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК ЧАСТЬ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ США ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ С КОНЦА XX ВЕКА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ AMERICAN DREAM AS A PART OF THE FOREIGN CULTURAL POLICY OF THE USA TOWARDS RUSSIA FROM THE END OF THE XX CENTURY TO THE PRESENT TIME
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОЦЕССЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8
1.1 ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 8
1.2 ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ США С 50 ГГ. ХХ В 17
2 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВО ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКЕ США 26
2.1 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ 26
2.2 ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 36
3 ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ В РОССИИ 48
3.1 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД США 48
3.2 СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ В РОССИИ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ПРОЦЕССЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8
1.1 ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 8
1.2 ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ США С 50 ГГ. ХХ В 17
2 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВО ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКЕ США 26
2.1 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ 26
2.2 ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 36
3 ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ В РОССИИ 48
3.1 АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД США 48
3.2 СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ В РОССИИ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность
В современном мире, где происходят процессы интеграции и глобализации, все острее встает вопрос о том, останутся ли национальные культуры в том виде, в котором мы их
привыкли видеть. Слияние культур и их подавление более сильной все ярче можно наблюдать на примерах стран Европы, бывшего СНГ, России. Доминирующей культурой на данный момент можно назвать американскую. Политическая позиция США как мирового гегемона способствует проникновению интересов американцев не только в национальные
экономики и политические процессы, но и распространению собственных культурных ценностей и традиций в рамках публичной и культурной дипломатии. Одним из ключевых понятий в американской культуре является «американская мечта». Это многогранный термин,
включающий в себя множество значений и ассоциативных рядов, составляющих основу
американского стиля жизни. Как и любое культурное явление «американская мечта» эволюционирует, развивается, обрастает новыми значениями в соответствии с требованиями
времени. Являясь частью национального бренда США, культурные коды, входящие в это
понятие, распространяются на другие страны. Технологии брендинга только недавно
начали рассматриваться в контексте публичной дипломатии, поэтому многие вопросы в области формирования, распространения и использования этих технологий остаются неизученными
Объект исследования: Внешняя культурная политика США с конца XX в. по настоящее время.
Предмет исследования: Способы трансляции американской мечты в России с конца
XX в. по настоящее время.
Целью исследования является определение места «американской мечты» во внешней культурной политике США, направленной на российское общество, с конца XX в. по
настоящее время.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть изменения, произошедшие в процессах межкультурной коммуникации в связи с процессами глобализации;
2. Проанализировать изменения, произошедшие в культуре США в XX веке;
3. Проследить эволюцию культурных кодов «американской мечты» с начала XX века
по настоящее время;4
4. Проанализировать развитие внешней культурной политики США с начала XX
века по настоящее время;
5. Установить способы использования «американской мечты» в рамках национального бренда США.
Для исследования данного феномена автором работы были избраны хронологические рамки с конца XX века (1985 год) по настоящее время (2016 год). Такой выбор обусловлен тем, что в 1985 году в России начинается Перестройка, которая открывает «железный занавес» и иностранная культура получает возможность полноценного входа на российский рынок. 2016 же год является последним годом президентства Барака Обамы.
Источниковую базу данного исследования составляют документы Государственного
департамента США; отчеты и рейтинги по оценке национальных брендов Brand Finance;
рейтинги популярности кино-, ТВ- и музыкальной продукции США в России, транскрипты
речей политиков, научные статьи, монографии на русском и иностранных языках, диссертации, учебно-методические комплекты по английскому языку.
В рамках работы были применены следующие методы:
1. комплексный подход в исследовании феномена американской мечты с целью извлечения культурных кодов, входящих в понятие, и определения его места и способов
трансляции в рамках внешней культурной политики США;
2. элементы семиотического анализа и классификация выделенных культурных кодов с целью определения способов их отражения в массовой культуре;
3. синтез полученных результатов для выявления способов распространения «американской мечты» и национального бренда США в России.
Историография работ по исследованию публичной дипломатии насчитывает в себе
несколько направлений, в которых работают ученые. Один из классических и распространенных подходов к рассмотрению публичной дипломатии США – это рассмотрение ее через концепцию «мягкой силы» Дж. Ная1.
Особое место среди работ занимают работы по изучению американской внешней
культурной политики как части пропагандистского аппарата2. Что для иностранных работ,
1 См. например, Цатурян, С.А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии / С.А.
Цатурян // США и Канада: политика, экономика, культура. - 2010. №8 (488). – С. 105 - 115; Atkinson, C. Does
Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006 / C. Atkinson // Foreign
Policy Analysis. Vol. 6. - 2010. No 1. – P. 1-22.
2 Валюженич, А. В. Внешнеполитическая пропаганда США. Историко-политический очерк/ Валюженич,
А.В. - М.: Международные отношения, 1973. – 218 с.; Матвеев В. М. Роль университетов в дипломатической
деятельности империализма США (60-е гг.): автореф. дис … канд. ист. н. Москва., 1971. 24 с.;5
что для отечественных авторов характерно рассмотрение как примера американской пропаганды противостояния СССР и США в годы холодной войны. Об этом написан огромный
массив различных работ, как до распада советского союза, так и после. Сейчас интерес к
написанию подобных исследований проявляется по причине того, что многие документы
тех лет рассекретили, и они стали доступны для научного мира, что позволяет авторам переосмыслить многие позиции и идеи того времени3.
Также публичную дипломатию принято рассматривать в рамках межкультурной
коммуникации4 и в рамках международных культурных связей5.
Существует множество исследований о публичной дипломатии в разных регионах.
В связи с современной политической обстановкой для американских авторов наиболее популярным регионом для изучения становится Ближний восток6, российские авторы чаще
склоняются к изучению влияния США на постсоветском пространстве и в Европе7.
В современном мире, где происходят процессы интеграции и глобализации, все острее встает вопрос о том, останутся ли национальные культуры в том виде, в котором мы их
привыкли видеть. Слияние культур и их подавление более сильной все ярче можно наблюдать на примерах стран Европы, бывшего СНГ, России. Доминирующей культурой на данный момент можно назвать американскую. Политическая позиция США как мирового гегемона способствует проникновению интересов американцев не только в национальные
экономики и политические процессы, но и распространению собственных культурных ценностей и традиций в рамках публичной и культурной дипломатии. Одним из ключевых понятий в американской культуре является «американская мечта». Это многогранный термин,
включающий в себя множество значений и ассоциативных рядов, составляющих основу
американского стиля жизни. Как и любое культурное явление «американская мечта» эволюционирует, развивается, обрастает новыми значениями в соответствии с требованиями
времени. Являясь частью национального бренда США, культурные коды, входящие в это
понятие, распространяются на другие страны. Технологии брендинга только недавно
начали рассматриваться в контексте публичной дипломатии, поэтому многие вопросы в области формирования, распространения и использования этих технологий остаются неизученными
Объект исследования: Внешняя культурная политика США с конца XX в. по настоящее время.
Предмет исследования: Способы трансляции американской мечты в России с конца
XX в. по настоящее время.
Целью исследования является определение места «американской мечты» во внешней культурной политике США, направленной на российское общество, с конца XX в. по
настоящее время.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть изменения, произошедшие в процессах межкультурной коммуникации в связи с процессами глобализации;
2. Проанализировать изменения, произошедшие в культуре США в XX веке;
3. Проследить эволюцию культурных кодов «американской мечты» с начала XX века
по настоящее время;4
4. Проанализировать развитие внешней культурной политики США с начала XX
века по настоящее время;
5. Установить способы использования «американской мечты» в рамках национального бренда США.
Для исследования данного феномена автором работы были избраны хронологические рамки с конца XX века (1985 год) по настоящее время (2016 год). Такой выбор обусловлен тем, что в 1985 году в России начинается Перестройка, которая открывает «железный занавес» и иностранная культура получает возможность полноценного входа на российский рынок. 2016 же год является последним годом президентства Барака Обамы.
Источниковую базу данного исследования составляют документы Государственного
департамента США; отчеты и рейтинги по оценке национальных брендов Brand Finance;
рейтинги популярности кино-, ТВ- и музыкальной продукции США в России, транскрипты
речей политиков, научные статьи, монографии на русском и иностранных языках, диссертации, учебно-методические комплекты по английскому языку.
В рамках работы были применены следующие методы:
1. комплексный подход в исследовании феномена американской мечты с целью извлечения культурных кодов, входящих в понятие, и определения его места и способов
трансляции в рамках внешней культурной политики США;
2. элементы семиотического анализа и классификация выделенных культурных кодов с целью определения способов их отражения в массовой культуре;
3. синтез полученных результатов для выявления способов распространения «американской мечты» и национального бренда США в России.
Историография работ по исследованию публичной дипломатии насчитывает в себе
несколько направлений, в которых работают ученые. Один из классических и распространенных подходов к рассмотрению публичной дипломатии США – это рассмотрение ее через концепцию «мягкой силы» Дж. Ная1.
Особое место среди работ занимают работы по изучению американской внешней
культурной политики как части пропагандистского аппарата2. Что для иностранных работ,
1 См. например, Цатурян, С.А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии / С.А.
Цатурян // США и Канада: политика, экономика, культура. - 2010. №8 (488). – С. 105 - 115; Atkinson, C. Does
Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006 / C. Atkinson // Foreign
Policy Analysis. Vol. 6. - 2010. No 1. – P. 1-22.
2 Валюженич, А. В. Внешнеполитическая пропаганда США. Историко-политический очерк/ Валюженич,
А.В. - М.: Международные отношения, 1973. – 218 с.; Матвеев В. М. Роль университетов в дипломатической
деятельности империализма США (60-е гг.): автореф. дис … канд. ист. н. Москва., 1971. 24 с.;5
что для отечественных авторов характерно рассмотрение как примера американской пропаганды противостояния СССР и США в годы холодной войны. Об этом написан огромный
массив различных работ, как до распада советского союза, так и после. Сейчас интерес к
написанию подобных исследований проявляется по причине того, что многие документы
тех лет рассекретили, и они стали доступны для научного мира, что позволяет авторам переосмыслить многие позиции и идеи того времени3.
Также публичную дипломатию принято рассматривать в рамках межкультурной
коммуникации4 и в рамках международных культурных связей5.
Существует множество исследований о публичной дипломатии в разных регионах.
В связи с современной политической обстановкой для американских авторов наиболее популярным регионом для изучения становится Ближний восток6, российские авторы чаще
склоняются к изучению влияния США на постсоветском пространстве и в Европе7.
Процессы глобализации приводят к тому, что в современном мире все сильнее стираются культурные границы. Применив при рассмотрении культурной глобализации акторно-сетевую и системную теории, мы выделили участников культурной сети, способы их
взаимовлияния и определили возможность культурной сети разрастаться и сужаться.
Взаимодействие национальных культур происходит теперь не только на уровне межгосударственном, но и на уровне личном. Формирование массовой культуры привело современные нам процессы культурного обмена на уровень вкуса и личных предпочтений.
Зачастую выбор американской культуры лежит не в плоскости формируемого и навязываемого извне, не в плоскости манипулятивных маркетинг технологий, но в пространстве эстетики, моды, тренда, восприятия и переноса внешнего мира и его культурных ценностей
на себя. При этом добровольное принятие и интерес к национальной идентичности другой
страны мотивируется распространением и широким освещением ее культурной жизни на
территории других стран посредством медиа, бизнес и Интернет-каналов. Культура, сумевшая сформировать криптоидеологию, и проникнуть на уровень вкуса наделяется способностью к самовоспроизведению и распространению не только через государственные, но и
через коммерческие каналы.
Современная, изменившаяся с 50-х гг. XX в., культура Соединенных штатов, представляющая собой эстетическое многоголосье ноубрау, как нельзя лучше вписывается в новый глобализированный мир. Безусловно распространению американской культуры способствуют и политические силы, но большую все же роль играют массовая культура, в особенности, кино, сериалы, музыка, мода и бренды.
Большинство культурных кодов и концепций, транслируемых и заменяемых понятием американский образ жизни были собраны в идее «американской мечты», которая всегда присутствовала в официальной американской пропаганде.
Соответствуя требованиям времени, Американская мечта трансформировалась, во
многом теряя свое морализаторское начало, становясь идеей о материальном успехе и преуспевании. Вместе с мечтой трансформировались и герои, которые в ней отображались. Все
это привело к тому, что в массовой культуре сформировался свой образ, способ отражения
концепта «американской мечты». И так как зарубежные страны имели возможность прикоснуться к этой идее только через каналы массового искусства, их восприятие окончательно отклонилось от понимания мечты как некоего идеала или морального компаса нации70
в сторону идеи о богатстве и процветании.
Причиной переноса распространения культурных ценностей из сферы государственной пропаганды в сферу массовой культуры и масс-маркета стало изменение вектора публичной дипломатии США после окончания Холодной войны. Государственные программы
теперь формировались, чтобы влиять на политические и экономические элиты страны, а не
на общую массу граждан. Рычаги культурного воздействия больше не были единственным
доступным способом формирования американской повестки в российском обществе, поэтому им стало уделяться намного меньше внимания, чем, например, во времена Холодной
войны. С началом же 2000х основной вектор интереса публичной дипломатии США сместился на Ближний Восток и другие страны бывшего СССР. Понимая, что в России формируется не дружественный режим, американские политики переключили свое внимание на
страны, в которых не было такого отторжения американских ценностей. Именно поэтому
начиная с Перестройки и до настоящего времени основным каналом американской культурной экспансии на пространстве Российской Федерации можно считать средства массовой культуры и бизнес структуры.
взаимовлияния и определили возможность культурной сети разрастаться и сужаться.
Взаимодействие национальных культур происходит теперь не только на уровне межгосударственном, но и на уровне личном. Формирование массовой культуры привело современные нам процессы культурного обмена на уровень вкуса и личных предпочтений.
Зачастую выбор американской культуры лежит не в плоскости формируемого и навязываемого извне, не в плоскости манипулятивных маркетинг технологий, но в пространстве эстетики, моды, тренда, восприятия и переноса внешнего мира и его культурных ценностей
на себя. При этом добровольное принятие и интерес к национальной идентичности другой
страны мотивируется распространением и широким освещением ее культурной жизни на
территории других стран посредством медиа, бизнес и Интернет-каналов. Культура, сумевшая сформировать криптоидеологию, и проникнуть на уровень вкуса наделяется способностью к самовоспроизведению и распространению не только через государственные, но и
через коммерческие каналы.
Современная, изменившаяся с 50-х гг. XX в., культура Соединенных штатов, представляющая собой эстетическое многоголосье ноубрау, как нельзя лучше вписывается в новый глобализированный мир. Безусловно распространению американской культуры способствуют и политические силы, но большую все же роль играют массовая культура, в особенности, кино, сериалы, музыка, мода и бренды.
Большинство культурных кодов и концепций, транслируемых и заменяемых понятием американский образ жизни были собраны в идее «американской мечты», которая всегда присутствовала в официальной американской пропаганде.
Соответствуя требованиям времени, Американская мечта трансформировалась, во
многом теряя свое морализаторское начало, становясь идеей о материальном успехе и преуспевании. Вместе с мечтой трансформировались и герои, которые в ней отображались. Все
это привело к тому, что в массовой культуре сформировался свой образ, способ отражения
концепта «американской мечты». И так как зарубежные страны имели возможность прикоснуться к этой идее только через каналы массового искусства, их восприятие окончательно отклонилось от понимания мечты как некоего идеала или морального компаса нации70
в сторону идеи о богатстве и процветании.
Причиной переноса распространения культурных ценностей из сферы государственной пропаганды в сферу массовой культуры и масс-маркета стало изменение вектора публичной дипломатии США после окончания Холодной войны. Государственные программы
теперь формировались, чтобы влиять на политические и экономические элиты страны, а не
на общую массу граждан. Рычаги культурного воздействия больше не были единственным
доступным способом формирования американской повестки в российском обществе, поэтому им стало уделяться намного меньше внимания, чем, например, во времена Холодной
войны. С началом же 2000х основной вектор интереса публичной дипломатии США сместился на Ближний Восток и другие страны бывшего СССР. Понимая, что в России формируется не дружественный режим, американские политики переключили свое внимание на
страны, в которых не было такого отторжения американских ценностей. Именно поэтому
начиная с Перестройки и до настоящего времени основным каналом американской культурной экспансии на пространстве Российской Федерации можно считать средства массовой культуры и бизнес структуры.



