Введение. 2
Глава I. Теоретические аспекты организации работы по набору персонала. 5
§1.1. Рекрутмент как элемент кадрового менеджмента. 5
§1.2. Направления, тенденции и технологические этапы рекрутмента. 9
§1.3. Методические подходы в рекрутменте. 15
Глава II. Информационное обеспечение в рекрутинговых компаниях 19
§2.1. Области использования информационных технологий в
рекрутменте. 19
§2.2. Специфика использования баз данных в деятельности рекрутинговых
компаний. 25
§2.3. Виды информационного обеспечения в рекрутинговых компаниях. 28
Глава III. Совершенствование системы набора персонала с целью
повышения эффективности деятельности рекрутингового агентства «Статус».42
§3.1. Анализ существующих информационных систем в рекрутинговых
компаниях. 44
§3.2. Анализ процесса рекрутмента в рекрутинговом агентстве «Статус».53
§3.3. Основные мероприятия и рекомендации по оптимизации процесса
рекрутмента в агентстве «Статус». 53
Заключение. 56
Список использованной литературы. 58
Приложение 1.,2. Сравнительный анализ мобильных приложений работных
сайтов. 60
В каждой компании есть три краеугольных камня - капитал,
оборудование и человеческие ресурсы. Если первые два служат опорой для
построения бизнеса, то последний является критическим фактором его
дальнейшего развития. Даже в условиях кризисной экономики страны
проблема правильного подбора персонала сохраняет свою актуальность -
руководителям организаций необходимо с дополнительной ответственностью
подходить к формированию трудового коллектива, а усиленная конкуренция
за высококвалифицированных специалистов требует серьезного и
профессионального подхода к решению этой задачи. За последние годы
рекрутинг из малоизвестного и чужого явления в глазах российских
работодателей развился в эффективный инструмент для бизнеса, повсеместно
используемый их владельцами и позволяющий им значительно повысить
вероятность на успех. Ускоряющийся технологический прогресс
способствовал внедрению в рекрутинг новых эффективных методов поиска и
обработки информации, позволяющих значительно повысить качество работы
рекрутеров, а многолетняя успешная работа крупных российских
рекрутинговых агентств способствовала повышению уровня доверия
потенциальных клиентов.
Технологическая особенность рекрутмента заключается в том, что его
основу составляют информационные потоки, от эффективности которых
зависит успех бизнеса. Инновации в сфере информационных технологий, как
правило, находят свое отражение и на рынке рекрутмента. Например, с
распространением Интернета у рекрутеров появились новые инструменты в
виде работных сайтов, а с ростом рынка смартфонов и планшетов – в виде
мобильных приложений. Сам процесс поиска и подбора персонала и анализа
полученной информации уже нельзя представить без использования
электронных ресурсов. Возникает потребность в комплексных научно-
практических разработках, освещающих многочисленные аспекты управления
развитием рекрутинговых услуг.
Целью данной работы является обоснование научно-методических положений и практических рекомендаций для решения задач по совершенствованию процесса оказания рекрутинговых услуг и формированию механизма повышения качества услуг рекрутинговых компаний.
- изучение теоретических основ исследования рынка рекрутинга;
- рассмотрение видов, целей, задач и технологических этапов
рекрутмента, операционализация связанных понятий;
- рассмотрение видов, функций и особенностей информационного
обеспечения рекрутинговых компаний, сравнительный анализ и оценка их эффективности;
- рассмотрение рекрутинга как сферы экономической деятельности в
России и других странах;
- изучение и анализ методов отбора и подбора персонала;
- изучение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по
поиску и подбору персонала и литературы на данную тему;
- изучение видов информационного обеспечения рекрутинговых
компаний, их особенностей и функций;
- разработка мероприятий по оптимизации информационного
обеспечения рекрутинговых компаний.
Объектом исследования выступает деятельность рекрутинговых
компаний в Российской Федерации на примере рекрутингового агентства «Статус».
Предметом исследования служит информационное обеспечение,
используемое рекрутинговыми компаниями при выполнении своей
профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическую базу исследования составили изучение и
обобщение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам
кадрового менеджмента и отбора персонала на предприятии, а также
нормативно-правовых актов, действующих на территории РФ.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
разработанный метод / рекомендации могут послужить механизмом
повышения эффективности и оптимизации деятельности рекрутинговых
компаний, повышения качества и скорости услуг, связанных с подбором персонала.
Нормативно-правовая база исследования выполнена в соответствии с
действующим законодательством РФ по проблеме кадрового мененджмента
на предприятии - Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом
Российской Федерации, а также Профессиональным стандартом "Специалист
по подбору персонала (рекрутер)".
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав,
заключения, приложений и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены сущность, особенности развития и
теоретические основы исследования рынка рекрутмента как социально-
экономической отрасли, даны основные определения связанных понятий и принципов.
Во второй главе рассматриваются виды информационного обеспечения в
рекрутинговых компаниях и их особенностей.
Третья и заключительная глава посвящена определению мероприятий по
оптимизации технологий рекрутинга на примере рекрутингового агентства «Статус».
Современный этап развития российской экономики характеризуется
возрастающей необходимостью в профессиональном подборе кадров.
Персонал используется успешными компаниями как серьезный
стратегический актив, от которого напрямую зависит успех бизнеса.
Работодатели инвестируют крупные суммы в человеческие ресурсы:
подбор, наем, оценку, обучение, мотивирование и стимулирование
персонала. В целях повышения эффективности поиска и подбора персонала
возникает необходимость в услугах специалистов, способных качественно
построить этот процесс.
Однако в условиях экономического кризиса в стране все больше
организаций, стремясь урезать свои расходы, отказываются от услуг
рекрутинговых компаний в пользу более экономичных способов подбора
персонала. По результатам исследования Magram Market Research, за
последние два года наблюдается падение спроса на услуги рекрутинговых
компаний на 20%. Встает вопрос даже не расширения, а простого сохранения
доли рекрутмента на рынке труда. Гипотеза данного исследования
заключалась в том, что, используя нераскрытые возможности
информационного обеспечения и его приспособления к нуждам компаний,
можно значительно повысить эффективность деятельности рекрутинговых компаний.
Рассмотрев теоретические основы исследования рынка рекрутмента и
проанализировав существующие программные решения в этой области, мы
составили рейтинг наиболее функциональных программных продуктов.
Полученная информация может помочь при выборе информационной
системы, однако не гарантирует соответствия требованиям конкретных
рекрутинговых компаний. В качестве решения был предложен план создания
новой информационной системы, обладающей гибкостью и возможностью
подстраиваться под различные требования. В качестве объекта было выбрано
рекрутинговое агентство «Статус», проанализированы основные проблемы,
включая проблемы, связанные с информационным обеспечением, и
составлен список практических рекомендаций. Следование этому списку
имеет потенциал не только решить большинство актуальных проблем,
указанных сотрудниками и пользователями услуг этого агентства, но и
повысить эффективность его работы.
1. Профессиональный стандарт Специалист по подбору персонала
(рекрутер), 2015.
2. Проект Российского стандарта услуги «Рекрутмент» по инициативе
НК РЧК, 2014 г., http://hrdevelopment.ru/
3. Баскина Т.В. Техники успешного рекрутмента. М.: Альпина Бизнес
Букс, 2008.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по
кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001.
5. Долженкова Ю.В. Рекрутмент: направления и тенденции. М.:
Кадровик, 2010.
6. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм
персонала. Учебное пособие/тПод ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство
«Экзамен», 2002
7. Кибанов А.Я. Дуракова И.Б. Управление персоналом организации:
актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. – М.: КноРус, 2009
8. Рощин, А.В. Услуги по подбору персонала в России. М.: Агентство
США по международному развитию, 1996.
9. DeCenzo D.A., Robbins S.P. Fundamentals of Human Resource
Management. New Delhi: Wiley India 2005.
10. Flippo, E.B. Principles of Personnel Management. New York: McGraw-
Hill Book Co., 1980.
11. Werther W.B., Davis K. Human resources and personnel management.
McGraw-Hill, 1989.
12. Yoder D. Personnel Management and Industrial Relations. New Delhi:
Prentice-Hall, 1972.
13. Андреева Л.А. Структурно-функциональная организация кадровых
агентств в Ульяновской области// Экономические науки. 2011
14. Арзамасцев С.С. Анализ деятельности рекрутинговых компаний по
подбору кадров для организаций. Автореферат на соис . ученой степени
кандидата экономических наук.- М., 2010
15. Несмеева А.Ф. Как работать с кадровым агентством. Семь правил и
уловок для успешного бизнеса. // Коннект. Мир связи, 2004.
...