ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ . 8
1.1 Архитектура в древнейших письменных источниках 8
1.2 Свод норм строительства «Као гун цзи» и идеальная столица 12
1.3 Минтан как воплощение космологических представлений 20
ГЛАВА 2. СТРОИТЕЛЬСТВО В РАННИХ КИТАЙСКИХ ИМПЕРИЯХ 26
2.1 Развитие архитектурной мысли 26
2.2 Ханьское градостроительство 29
2.3 Ханьский и северовэйский Минтаны 31
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИ СУЙ И ТАН .. 36
3.1 Танские компендиумы 36
3.2 Официальный свод норм строительства Тан 38
3.3 Минтан императрицы У Цзэтянь 41
ГЛАВА 4. АРХИТЕКТУРНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИ СУН 45
4.1 Неофициальный свод правил строительства «Му цзин» 45
4.2 «Инцзао фаши» - официальные нормы и правила строительства 50
4.3 Практическое применение «Инцзао фаши» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Идеальная столица по «Као гун цзи» и план Чанъани эпохи
Хань 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена истории развития китайской теории и практики строительства в аспекте проблем культурной семантики местной архитектуры. Речь идет о влиянии на них различных идеологических форм, начиная с архаико-религиозного осмысления строительства и включая так называемые натурфилософские идеи и концепты.
Актуальность темы работы изучение архитектуры является насущно необходимым условием для более глубинного понимания философско- мировоззренческие доминант древней и классической культуры Китая и механизма их воздействия на различные сферы жизнедеятельности китайского общества, в данном случае на строительство, являющиеся полноценным представителем, как материальной культуры, так и духовного опыта различных исторических эпох. Кроме того, изучение археологических материалов по строительству и «архитектурных трактатов» позволяет выявить важную информацию для восстановления и реставрации архитектурных памятников прошлого.
Степень разработанности темы: в настоящее время архитектуре Китая уделяется все больше внимания - как ее материально-прикладному, так и идейно-культурному аспекту. Одними из первых, кто поднял вопрос архитектуры Китая как особого феномена национальной культуры, были китайский ученый и архитектор Лян Сычэн (^Ш$, 1901-1972 гг.) и его супруга Линь Хуэйинь ( # Ж 0 , 1904-1955 гг.), почитаемые как
основоположники истории китайской архитектуры в качестве особого дисциплинарного направления гуманитарной науки, которое также оказало существенное влияние и на соответствующие Западные исследования . Среди последователей Лян Сычэна наиболее авторитетны Лю Дуньчжэнь (Ж1^^, 1897-1968 гг.), Ли Юньхэ (^^Ж, 1930-1989 гг.), Ван Шижэнь (£) , Лоу Цинси (ШЖЖ) .
В отечественной науке первые работы по истории китайской архитектуры появились в 1930-х гг., и в 1950-60-х гг. возникли такие авторитетные сочинения, как монография Е. А. Ащепкова (1907-1983) и раздел «Архитектура Китая» (во «Всеобщей истории архитектуры») О. Н. Глухаревой (1897-1983) . Эти работы познакомили отечественных специалистов и широкую читательскую аудиторию с основными прикладными особенностями (техники строительства, конструктивные параметры, типы строений и ансамблей) китайской архитектуры, но нельзя не признать, что они во многом носят описательный характер, абстрагируясь от вопросов семантики и философии строительства.
Определенный перелом в осмыслении истоков и семантики китайского строительства наметился в заключительной трети прошлого века, когда отечественные исследователи обратились к проблемам генезиса и древнейших этапов развития китайского строительства. Во многих отношениях пионерскими исследованиями стали работы С. Кучеры и С. А. Комиссарова .
Сегодня в отечественной науке имеется целая серия публикаций различного формата, посвященных истории китайской архитектуры и «философии строительства». Это, во-первых, монографии и диссертации . Во-вторых, это главы в коллективных монографиях, особенно значимыми представляются глава «Феномен Минтана» А. А. Манучаровой из книги «Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая» и глава «Архитектурно-инженерное искусство» М. Е. Кравцовой из III тома книжной серии «Истории Китая с древнейших времен до начала XXI века» . В-третьих, это публикации в научных сборниках, среди них статьи М. Е. Кравцовой и М. Ю. Шевченко . Академически значимы также статьи из многотомного словарно-энциклопедического издания «Духовная культура Китая», в первую очередь, томов 5 и 6 . Очерки истории китайской архитектуры присутствуют также в учебных пособиях «История культуры Китая» и «История искусства Китая» .
Перечисленные публикации послужили основными русскоязычными источниками для написания предлагаемой работы.
Основными источниками на английском языке послужили исследования Фэн Цзижэня и Го Цинхуа по истории архитектурной теории, в частности, сунского трактата «Инцзао фаши» (подробно о нем см. в основном корпусе этой работы), исследования Хуан Минцзуна по истории и идейно-культурным основаниям святилища Минтан , а также монографии Нэнси Стейнхардт и Виктора Сюна в области градостроительства.
Рассмотренные в работе тексты и примеры практического воплощения прописанных строительных норм далеко не являются исчерпывающими. Однако очевидно, что сложившиеся еще до нашей эры воззрения на строительство проистекали из универсальных для китайского общества религиозных, космологических и натурфилософских представлений того времени. Такие воззрения распространялись, в первую очередь, на столицу, дворец правителя и святилище и находили свое отражение в архитектонике такого типа построек и ансамблей.
Изначально строительство было неотъемлемой частью комплекса верований, и со временем наметилось его обособление в отдельную, самостоятельную область знания, а также произошло постепенное его осмысление как непосредственно практической деятельности. Однако, несмотря на это, архитектура не утеряла своего натурфилософского «наполнения» и оставалась богато семиотически насыщенной и в имперском Китае, что подтверждается и раскопками, и письменными свидетельствами.
Именно трактаты, в которых прописаны нормы строительства и зодчества, позволяют понять основные мировоззренческие доминанты китайского общества и причины крайней устойчивости традиции, проследить развитие инженерно-архитектурных и идеологических принципов.
Археологические же находки и их сравнение с идеальными представление об архитектуре позволяют реконструировать действительные, не теоретические, архаико-религиозные и натурфилософские осмысления строительства и восстановить идеи и концепты.
Иными словами, очевидно, что архитектурный материал (как литературный, так и археологический) крайне ценен при восстановлении верований и, следовательно, течения жизни людей того времени. Также он позволяет реконструировать сохранившиеся до наших дней памятники, будь то деревянное зодчество или градостроение.
1. Азаренко Ю.А., Комиссаров С.А., Хачатурян О.А. Периодизация Истории традиционной архитектуры Китая / Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2009. Т. 8, вып. 4: Востоковедение. 139-143 с.
2. АщепковЕ.А. Архитектура Китая: очерки. М.: Госстройиздат, 1959. 367 с.
3. Ван Шижэнь. Структура Зала света Минтан города Пинчэн династии Северная Вэй // Архитектура Китая: два взгляда / Пер. Е.А. Даниловой, М.Ю. Шевченко, Н.А. Носова. Москва: Нестор-История, 2013. С. 13-35.
4. Варенов А.В., Комиссаров С.А. Паньлунчэн — археологический памятник и культура эпохи развитой бронзы на Средней Янцзы // Синологи мира к юбилею Станислава Кучеры. Собрание трудов / Колл. авторов. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. С. 109-118.
5. Всеобщая история архитектуры: в 12 Т. / Гл. ред. Н.В. Баранов: Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в. / Отв. ред. А.М. Прибыткова. М.: Стройиздат, 1971 г. 643 с.
6. Дмитриев С.В. Древнекитайский город в период Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э.): дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Москва, 2005. 336 с.
7. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 Т. + доп. том / Гл. ред. М.Л. Титаренко: Т. 3: Литература, язык и письменность. М.: Вост. лит., 2008. 855 с.
8. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 Т. + доп. том / Гл. ред. М.Л. Титаренко: Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М.: Вост. лит., 2009. 1087 с.
9. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 Т. + доп. том. / Гл. ред. М.Л. Титаренко: Т. 6 (дополнительный): искусство. М.: Вост. лит., 2010. 1031 с.
10. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / Гл. ред. С.Л. Тихвинский: Т. II: Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н.э. - III в. н.э.) / Отв. ред. Л.С. Переломов. М.: Наука-Восточная литература, 2013. 687 с.
11. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / Гл. ред. С.Л. Тихвинский: Т. III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907) / Отв. ред. И.Ф. Попова, М.Е. Кравцова. М.: Наука-Восточная литература, 2014. 991 с.
12. Комиссаров С.А. Археология Западного Чжоу - 1024-770 гг. до н.э. (по материалам исследований 70-х гг.) // Древние культуры Китая: палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985. С. 86-111.
13. Комиссаров С.А. Кулагин А.А., Кривошеина Н.А. Очерки истории китайской архитектуры. Учебное пособие. Новосибирск, 2007. 139 с.
14. Конфуциева летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени») / Пер. и примеч. Н.И. Монастырева. Исслед. Д.В. Диопика и А.М. Карапетьянца. М.: «Восточная литература» РАН, 1999. 351 с.