ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 7
1.1. Понятие имиджа 7
1.2. Основные характеристики и структура имиджа бизнес-субъекта в
сфере общественного питания 11
1.3. Технологии формирования имиджа бизнес-субъекта 16
1.4. PR-тренды в продвижении современного бизнес-субъекта 26
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА «COFFEESHOP COMPANY» В
САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СРЕДСТВАМИ PR 32
2.1. Системная характеристика «CoffeeShop Company» 32
2.2. Анализ PR-технологий, применяемых для формирования имиджа
«CoffeeShop Company» в Санкт-Петербурге 42
2.3. Рекомендации по усовершенствованию PR-технологий для
формирования имиджа «CoffeeShop Company» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
В XXI веке, как и в предшествующие столетия, организации общественного питания стремились превзойти своих конкурентов, разрабатывая уникальные торговые предложения, создавая неповторимый стиль или образ. На сегодняшний день, предприятиям в этом помогает развитие технологий, накопление научных знаний в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью, совершенствование коммуникативных стратегий, внедрение новых инструментов взаимодействия со стейкхолдерами.
Рассматриваемый в данной работе рынок услуг общественного питания всегда находится в неустойчивом положении. Влияние внешних факторов, например, экономического кризиса в стране, а также постоянное появление новых конкурентоспособных организаций с более интересными предложениями обосновывают необходимость в планомерной и системной PR-деятельности компании, активном использовании PR-технологий для формирования имиджевых и репутационных ресурсов. Хотя далеко не все компании, играющие на данном рынке, уделяют достаточное внимание имиджевым аспектам своей деятельности.
Сегодня наблюдается обилие видов предприятий сферы общественного питания: рестораны, бары, кофейни, фаст-фуды и столовые, стрит-фуды и т.д. Кофейня - одна из наиболее привлекательных концепций во многих европейских странах, ставшая неотъемлемой частью современной инфраструктуры городов. Именно в случае с кофейнями имиджевый аспект приобретает особое значение. Ю. Хабермас в свое время писал о том, что формирование особой буржуазной публичности происходило в европейских кофейнях, а в киноиндустрии уже давно происходит популяризация образа кофейни, как места встречи друзей.
Формат кофейни можно считать одним из самых «нестрогих» ресторанных форматов по причине огромного разнообразия предлагаемых концепций. Особенностью российского рынка является расширенное меню: помимо стандартных для формата кофеен десертов и кондитерских изделий, отечественные кофейни предлагают завтраки и бизнес-ланчи. Для успешной работы на рынке для специалистов по PR отдельных компаний, необходимо обладать глубокими знаниями рыночных условий и механизмов, в том числе, уметь применять соответствующие инструменты для воздействия на складывающуюся ситуацию.
Рынок кофеен сегодня в России переживает этап взрывного развития, число кофеен достигает трех тысяч. В Санкт-Петербурге он далек от насыщения (насыщен только на три четверти). Примерно 30% приходится на сетевые проекты, каким является выбранная в качестве эмпирического объекта исследования «CoffeeShop Company».
Актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами. На сегодняшний день «CoffeeShop Company» занимает второе место на рынке кофеен, что является лучшим моментом для экспансии. Целевые группы общественности не являются экспертами в области качества кофе, поэтому бренду необходимо с помощью PR-технологий усиливать имидж, благодаря которому превосходство над конкурентами станет очевидным.
Цель данной дипломной работы состоит в изучении PR-технологий формирования имиджа компании «CoffeeShop Company» в Санкт-Петербурге и выработке рекомендаций по их усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
1. В рамках разработки понятийного аппарата выпускной квалификационной работы изучить существующие в литературе подходы к определению категории «имидж».
2. Описать особенности имиджа бизнес-субъекта в сфере общественного питания, определить его структуру.
3. Рассмотреть традиционные и современные PR-технологии формирования имиджа, описанные в литературе;
4. Изучить PR-тренды в продвижении бизнес-субъекта в современных условиях;
5. Проанализировать PR-технологии, применяемые для формирования текущего имиджа «CoffeeShop Company» в Санкт-Петербурге;
6. Сформулировать рекомендации по совершенствованию PR- технологий для формирования имиджа предприятия.
Предметом рассмотрения в дипломной работе являются PR-технологии формирования имиджа CoffeeShop Company в Санкт-Петербурге. Объектом исследования являются PR-технологии, формирующие имидж компании в сфере общественного питания.
Практическое значение заключается в возможности последующего использования результатов исследования при разработке стратегических направлений маркетинговой и PR-деятельности сети кофеен «CoffeeShop Company» в Санкт-Петербурге.
Эмпирической базой исследования являются публикации в средствах массовой информации, материалы, размещенные в социальных сетях (Вконтакте и Instagram), результаты интервьюирования и анкетирования.
Сбор информации проходил посредством мониторинга медиа за период 20.04.2016-20.04.2017 г., неформализованного анализа документов, личного интервью и анкетирования.
В качестве теоретической базы выпускной квалификационной работы были использованы научные труды, посвященные корпоративному имиджу таких ученых как А.Ю. Панасюк, М.В. Томилова, Б. Джи, А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатовой и других. Особенности организации коммуникаций в сфере общественного питания описаны в соответствии с трудами таких авторов, как Хмырова С.В., Баканкина Е.М. и др. Современные PR-технологии и трендовые инструменты взаимодействия с группами общественности изучались с опорой на труды Е.В. Быковой, Ю.В. Тарановой, Т. Хисамова и т.д.
На сегодняшний день среди исследователей не сложилось единого взгляда на определение понятия «имидж». В работах, посвященных структуре имиджа организации, главными составляющими называют имидж товара, услуги и сотрудников.
PR-трендами в продвижении современного бизнес-субъекта особенно выделяют такой феномен как геймификация, а также онлайн продвижение в социальных медиа.
Таким образом, выбранная тема представляется значимой, и с теоретической, и с практической точки зрения - результаты исследования и рекомендации, подготовленные в ходе написания дипломной работы, могут быть применены компанией «CoffeeShop Company» в реализации имиджевых коммуникаций.
Работа включает в себя введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение. В конце работы представлен список использованной литературы, а также приложение, включающее в себя материалы и данные, использованные на различных этапах работы.
Создание собственной компании невозможно без материального капитала: помещения, сотрудники, статьи доходов и расходов. Но невозможно строить бизнес, опираясь исключительно на это материальное. В современном мире большое значение имеет именно нематериальная составляющая: имидж, репутация и образ. Для создания успешного и работающего имиджа необходимо базироваться на роде деятельности компании, ее позиции на рынке, ее отличии от конкурентов. Именно в совокупности эти три составляющие смогут обеспечить специалистов по PR достаточной информацией, необходимой для формирования соответствующего имиджа, образа в глазах своей целевой аудитории.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование, в ходе которого были выявлены PR-технологии формирования имиджа CoffeeShop Company.
Были выполнены все поставленные задачи в ходе исследования:
• Описаны особенности имиджа бизнес-субъекта в сфере общественного питания, определена структура имиджа и технологии его формирования.
• Выявленные PR-тренды в продвижении бизнес-субъекта помогли понять, что CoffeeShop Company слабо их использует.
• Благодаря проведенному опросу потребителей, удалось определить конкурентов и популярные социальные сети, ими стали Вконтакте и Instagram.
• Проанализированы PR-технологии, применяемые для формирования текущего имиджа «CoffeeShop Company». С помощью проведенного контент-анализа СМИ выяснилось, что у «CoffeeShop Company» недостаточно информационных поводов, за счет которых происходил бы прирост паблицитного капитала, из него, в свою очередь, формирование позитивного имиджа CSC. Анализ социальных сетей выявил вовлеченность аудитории, а также показал, что социальные медиа являются основным каналом трансляции имиджа компании.
• Итогом работы стал составленный комплекс рекомендаций по усовершенствованию PR-технологий для формирования положительного имиджа компании. В его основу легли предложения по созданию мероприятий и улучшению контента в социальных медиа.
1. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект.
[Электронный ресурс], URL:
http://www.bizeducation.ru/library/marketing/4p/promo/pr/pr_aleshina.htm. (Дата обращения: 22.11.2016).
2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ГНОМ-ПРЕСС, 1997. - 256 с.
3. Амуржуев О.В. Словарь делового человека. - М.: Экономика,1992. - 236 с.
4. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 337 с.
5. Баканкова Е.М. Реализация ценностно-ориентированного подхода в управлении имиджем предприятия сферы услуг г. Тольятти Диссертационная работа. - Тольятти, ПГУС, 2013. - 169 с.
6. Блэк С. Введение в Паблик Рилейшнз. - Ростов-на-Дону.: "Феникс", 1998. - 320 с.
7. Борц Г.Н. Справочник предпринимателя. - Новочеркасск: ВААБ, 1992. -130 с.
8. Бочаров М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. - М.: Наука, 2000. - 230 с.
9. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Пресса, 1996. - 214 с.
10. «Буше», [Электронный ресурс] URL: http://bushe.ru
11. Быкова Е.В., Таранова Ю.В. Геймификация как PR-тренд в бизнес коммуникации (на примере мобильного приложения PokemonGo). // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. - СПб., 2016. - 55-62с.
12. Варламова Т.П. Большая экономическая энциклопедия: более 7000 экон. терминов и понятий. - М.: ЭКСМО, 2007. - 814 с.
13. Вконтакте, [Электронный ресурс] URL: https://vk.com
14. Галумов Э.А. Основы PR. - М.: Летопись XXI, 2004. - 408 с.
15. Голубков Е.П. Предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. - №2. - С. 106-124.
16. Горчакова Р. Р. Особенности формирования корпоративного имиджа //
Известия высших учебных заведении/ Поволжский регион.
Общественные науки. - 2012. - No 2 (22). - С. 185-192.
17. Даниленко Л. В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций //
Маркетинг и маркетинговые исследования. - [Электронный ресурс], URL: http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/all_image.html (Дата
обращения 04.01.2017). ^
18. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение/ Пер. с англ. А. Вихровой. - СПб.: Питер, 2000. — 224 с.
19. Ермаков А. Маркетинг и PR в 2017 году: основные тренды с оценками перспектив // Контур - [Электронный ресурс], URL: https://kontur.ru/articles/4615. (Дата обращения: 2.12.2016).
20. Игнатьев В.С. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2000. - 312 с.
21. Келлер К. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом: Пер. с англ. / Кевин Лейн Келлер. - 2-е изд. - М.: Вильямс, 2005. - 704 с.
22. Королев Ф. Раскрутка Инстаграм // PROMOTIGER.RU: продвижение
сайтов самостоятельно. [Электронный ресурс], URL:
http://promotiger.ru/prodvizhenie-i-raskrutka/raskrutka-i-prodvizhenie-sajta- v-instagram.html(дата обращения 3.04.2017).
23. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. [Электронный ресурс], URL:http://htbiblio.yolasite.com/resources/12.11.15/Kotler_kratkiy_2007.p df. (Дата обращения: 25.10.2016).
24. «Кофе Хауз», [Электронный ресурс] URL: http://www.coffeehouse.ru
25. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
26. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. - М.: Ось-89, 1996. - 173 с.
27. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2007. - 287 с.
28. «МакКафе», [Электронный ресурс] URL: https://mcdonalds.ru/mccafe
29. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 266 с.
30. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия. - Киев: Ваклер, 2002. - 574 с.
31. Почепцов, Г.Г. Имидж фирмы. - М.: Рефл-бук, 1999. - 287 с.
32. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2007. - 495 с.
33. Рожков И.Л. Бренды и имиджи. - М.: РИП холдинг, 2006. - 256 с.
34. Сироткина И. В. Построение целостного имиджа компании / И. В. Сироткина // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2008. - №1.
- С. 34-41. p
35. Титов С.А. Стратегия формирования и методы оценки имиджа предпринимательской структуры. - СПб.: Изд-во рИ1ГЖЭ1<ОН, 2004.
- 160 с. [sEpj
36. Томилова М. В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и
за рубежом. - 1998 г. - №1 - [Электронный ресурс], URL:
http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-1/05.shtml(Дата обращения: )
37. Ульяновский А.В. Корпоративный имидж.: технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса. - М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
38. Федько В.П. Маркетинг. vРостов-н/Д: Феникс, 2002. - 480 с.
39. Хисамов Т. 5 трендов в PR, которые будут важны в 2016 году // Sostav.
ru. [Электронный ресурс], URL: http://www.sostav.ru/publication/5-
trendov-v-pr-kotorye-budut-vazhny-v-2016-godu-20482.html
40. Хмырова С. В. Ресторанный маркетинг: уч. пособие для студентов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 255 с.
41. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2004. - 496 с.
42. «Шоколадница», [Электронный ресурс] URL:
http:// shoko.ru/moskva/menu/kofe/
43. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. [Электронный ресурс], URL:http ://www. lib.ru/PSIHO/JUNG/memdreamrefs .txt_Ascii.txt. (Дата обращения: 20.10.2016).
44. ByuBrand Inform, [Электронный ресурс] URL: http://www.buybrand.ru
45. Coffeeshop Company, [Электронный ресурс] URL:
http://www.coffeeshopcompany.ru
46. Instagram, [Электронный ресурс] URL: https://www.instagram.com
47. Popkin H. Farm Ville invades the real world // NBC News. [Электронный
ресурс], URL:
http://www.nbcnews.com/id/37451547/ns/technology_and_science- tech_and_gadgets/#.WO-QdzIqg0. (Дата обращения: 2.12.2016.)
48. Popsters - статистика и аналитика контента сообществ, [Электронный ресурс] URL: https://popsters.ru
49. Pressfeed — Блог, [Электронный ресурс] URL:
https://blog.pressfeed.ru/jeff-trends/
50. «Starbucks», [Электронный ресурс] URL: http://www.starbucks.ru