Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции в России и Китае

Работа №128600

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология рынка

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной стратификации потребителей услуг 6
1.1. Социальная стратификация: основы теории 6
1.2. Электронная коммерция как социально-экономическое явление 20
Глава 2. Анализ социальной стратификации потребителей услуг электронной коммерции в России и Китае 31
2.1. Социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции в России 31
2.2. Социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции в Китае 42
2.3. Сравнительный анализ социальной стратификации потребителей услуг электронной коммерции в России и Китае 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа эмпирического социологического исследования 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Гайд интервью с пользователями услугами розничной электронной коммерции (покупателями интернет-магазинов) в России и в Китае 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Интервью с российским респондентом 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Интервью с китайским респондентом 70

Актуальность темы. Современные социально-экономические системы в настоящее время бурно переживают процессы цифровизации, которые затрагивают все новые и новые стороны жизни общества. Одним из относительно новых явлений социально-экономической жизни, порожденным процессами цифровизации всех сторон общественной жизни, стало появление и все более широкое распространение электронной коммерции. На сегодняшний день практически все развитые и развивающиеся страны мира имеют дело с интернет-продажами и интернет- покупками. Создаются крупные интернет-магазины, ведущие свою коммерческую деятельность как в отдельно взятой стране, так и по всему миру. Однако это новое для сферы торговли явление несет в себе не только удобство и относительную простоту для тех, кто освоил технологию интернет-торговли, но и разного рода проблемы, включая различного рода риски. Одновременно электронная коммерция, несмотря на свое широкое распространение, вовлекла в свою сферу далеко не все слои и группы населения, лишь некоторые из которых оказываются эпизодически или постоянно покупателями интернет-магазинов. В настоящее время каждый интернет-магазин стремится сформировать более-менее устойчивую социальную группу своих покупателей, а для этого нужно определить какие группы населения будут в большей степени ориентированы на покупку товаров при помощи интернета. В этой связи тема выпускной квалификационной работы представляется весьма актуальной.
Степень разработанности темы. Проблематика и теоретические основы теории социальной стратификации были заложены классиками социологической науки К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом и др. В современной литературе применительно к современной ситуации в современных обществах проблемы социальной стратификации исследовали такие авторы, как В.А. Ядов, С.А. Батуренко, В.П. Коломиец, С.А. Баталова и др.
Исследованием электронной коммерции как социально­экономического явления занимались такие российские авторы, как И.Д. Бекмурзаев, О.Н. Горбунова, В.А. Грабаурев, Д. Еймор, О.А. Кобелев и др., а также китайские авторы Хуан Цзюньхан, Цинь Линлян, Чжан Яоли и др.
Анализ особенностей социальной стратификации потребителей услуг розничной электронной коммерции в России имеется в работах таких авторов, как С.А. Баталова, О.Е. Бочарова, Ю.И. Горбунова, Е.Ю. Депутатова, В.П. Коломиец и др., а также китайских авторов Ли Янг, Цзян Цзин, Ю Хайфэн, Цзян Цяньфан и др.
Исследование социальной природы потребления услуг розничной электронной коммерции в Китае имеется в работах таких авторов, как Дэн Цяньфэй, Ли Лулу, Лю Чангген, Чжан Лэй, Хан Лэй, Сунь Хао, Цинь Линлян и др.
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение социальных групп в структуре российского и китайского обществ, которые являются постоянными клиентами услуг электронной коммерции.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Выделить основные положения теории стратификации, релевантные для выделения социальных групп потребителей услуг электронной коммерции;
2. Дать характеристику электронной коммерции как социально-экономическому явлению;
3. Проанализировать социальную стратификацию потребителей услуг электронной коммерции в России
4. Проанализировать социальную стратификацию потребителей услуг электронной коммерции в Китае
5. Сравнить социальную стратификацию потребителей услуг электронной коммерции в России и Китае
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является социальная структура российского и китайского обществ.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является определение тех социальных групп в структуре российского и китайского обществ, представители которых являются постоянными потребителями услуг электронной коммерции.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды западных, российских и китайских социологов, посвященных анализу природы социальной стратификации в обществе. В работе были использованы такие положения теории социальной стратификации, которые позволяли выделить те социальные группы, которые являются постоянными потребителями услуг электронной коммерции.
Теоретико-методологическую основу работы составили также исследования природы электронной коммерции в социологической и экономической науках. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как методы анализа и синтеза, комплексного анализа, сравнительного анализа, статистического анализа, а также социологические методы анализа, такие, как анализ документов, интервьюирование.
Информационную базу исследования составили данные официальной статистики (Бюро статистики Китайской Народной Республики по Китаю и Росстата по России), данные вторичного анализа результатов уже проведенных социально-экономических и социологических исследованиях сферы электронной коммерции в России и в Китае, а также результаты проведенного автором собственного самостоятельного эмпирического социологического исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два и три параграфа соответственно, заключения, списка используемых источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе определены основные социальные группы в России и в Китае, представители которых являются потребителями услуг розничной электронной торговли.
Определены основные положения стратификационной теории в социологии, релевантные для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе. Так, были выделены основные социальные характеристики, которые являются основанием для выделения социальных групп, вовлеченных в потребление услуг розничной электронной коммерции в России и в Китае.
Была дана характеристика розничной электронной коммерции как одного из видов коммерции, проанализирована динамика развития этого вида коммерции, а также ее преимущества и недостатки по сравнению с розничной торговлей обычного формата. Был сделан вывод о том, что сфера розничной электронной коммерции является весьма динамичным сектором экономики подавляющего большинства стран, в том числе России и Китая.
Была проанализирована социальная стратификация потребителей услуг розничной электронной коммерции в России. Были выделены основные социальные группы в России, которые вовлечены в пользование услугами розничной электронной коммерции. Был составлен социальный портрет российского потребителя услуг розничной электронной коммерции. Это представители среднего класса. Было выявлено, что и мужчины, и женщины в одинаковой степени пользуются соответствующими услугами, и это пользование происходит в основном в основном в молодых и зрелых возрастах. Дети и пожилые люди пользуются услугами электронной коммерции опосредованно - через усилия молодых и зрелых членов их семей.
Была проанализирована социальная стратификация потребителей услуг электронной коммерции в Китае. Было выявлено, что в Китае наблюдается самая быстрая динамика роста масштабов розничной электронной коммерции в мире. Однако этот быстрый рост вызывает множество проблем в этой сфере, таких, например, как некачественное оказание соответствующих услуг. Было выявлено, что в сферу электронной коммерции вовлечены как представители среднего класса, так и некоторые социальные группы, имеющие положение выше среднего. Был составлен социальный портрет китайского потребителя услуг розничной электронной торговли, выделены основные социальные группы, которые активно пользуются услугами розничной электронной коммерции.
Был проведен сравнительный анализ российской и китайской социальной стратификации потребителей услуг электронной коммерции. Были найдены как общие черты этих стратификаций, так и отличия.
В целом цель выпускной квалификационной работы достигнута, а задачи нашли свое решение в соответствующих частях работы.


1. Баталова С.А. Особенности покупательского поведения представителей различных классов // Социальная политика и социология. 2014. Т.2. № 4(105). С.261-271.
2. Батуренко С.А. Социологическая теория социальной стратификации и трансформационные процессы в современной России // Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова. Серия 18: Социология и политология. 2016. № 3. С.92-108.
3. Бекмурзаев И.Д., Хожмурадова С.Д. Электронная коммерция и электронный маркетинг // Социально-экономические и финансовые аспекты развития Российской Федерации и ее регионов в современных условиях. Грозный: Чеченский государственный университет, 2020. С. 188-193
4. Бочарова О.Е. Потребление как механизм социальной стратификации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008. № 1. С.99-104.
5. Вебер М. Сословия и классы //Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2003. № 4. С. 132-149.
6. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности [Текст]: учебное пособие / В.В. Галкин. - Р.-на-Д.: Феникс, 2004. - 283 с.
7. Горбунова О.Н., Горбунова Ю.И. Проблемы и перспективы развития электронной торговли в России // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т.11. № 8. С 23-28.
8. Грабауров В.А. Электронный бизнес: учебное пособие / В.А. Грабауров. Минск: БГЭУ, 2007. 211 с.
9. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Формирование потребительской лояльности в интернете // Экономические системы. 2018. Т.11. № 1(40). С.86-94.
10. Еймор Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Уильямс», 2004.
11. Карев Я.А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование / Я.А. Карев. - М.: Статут, 2006. - 420 с.
12. Кобелев О.А., Резго Г.Я. Электронная коммерция: учебное пособие / ред. Пирогова С.В. - М.: Изд. Дом «Социальные отношения». Издательство «Перспектива», 2003.
13. Коломиец В.П. Легитимация социальной стратификации средствами рекламы // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 1998. № 1. С.60-72.
14. Лихтенштейн В.Е., Мардахаев В.И. Электронная торговля и оптимизационные компьютерные технологии // Прикладная информатика, № 3, 2006, с. 14 - 22.
15. Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации // Вестник РЭА. 2008. № 5. С. 80-84.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ