Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Новые практики потребления услуг общественного городского транспорта

Работа №128444

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология рынка

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социологические основания исследования потребления услуг общественного транспорта в условиях шеринговой экономики 8
1.1. Социология потребления: тип и виды потребительских практик в современном обществе 8
1.2. Общество услуг: понятие, виды и особенности потребления услуг в российском обществе 18
1.3. Шеринговая экономика как новая модель потребления услуг общественного транспорта 29
Глава 2. Анализ экономико-социологической модели рынка каршеринга в Санкт-Петербурге 40
2.1 Описание рынка каршеринга в Санкт-Петербурге 40
2.2. Социологический анализ рынка каршеринга в Санкт-Петербурге 51
2.3 Экспертная оценка рынка каршеринга в Санкт-Петербурге 67
Заключение 72
Список литературы 76
Приложения 82

Сегодня роль общественного транспорта в развитии региональной и муниципальной экономики достаточно высока. В городских агломерациях все виды экономической деятельности требуют надежной, современной, доступной и безопасной перевозки пассажиров, которые, в свою очередь, являются трудовыми ресурсами. В больших населённых пунктах нередко рабочие места находятся на значительном расстоянии от места проживания трудовых ресурсов. Отсутствие рационально организованного общественного транспорта влечет ограничение доступа людей к возможностям получения дохода, образования, рынков услуг, и, следовательно, в значительной мере лишает их шансов принимать соответствующее участие в жизни общества. Социальная значимость общественного транспорта в городе заключается в обеспечении широкого доступа к социальным, образовательным и медицинским учреждениям, а также в повышении мобильности детей, инвалидов и пожилых граждан.
В Российской Федерации развитие общественного транспорта характеризуется многочисленными проблемами, связанными с недостаточно высоким уровнем развития пассажирского транспорта, его мобильностью и доступностью. Во многом эти проблемы определяются высоким износом транспортных средств, слабой дорожно-транспортной инфраструктурой, убыточностью муниципального транспорта и отсутствием научно-обоснованного транспортного планирования в городских условиях. Также стоит отметить рост нагрузки на городскую инфраструктуру: при планировании и строительстве дорог отсутствовало такое количество транспорта и людей, которое наблюдается сегодня.
Там, где нет соответствующих услуг общественного транспорта, проблемы мобильности преимущественно решаются с помощью введения новых практик потребления услуг общественного городского транспорта, таких как маршрутные такси и каршеринг, в ином случае людям приходится преодолевать большие расстояния пешком.
На современном этапе пристальное внимание необходимо уделить такой системной технологии как каршеринг. Каршеринг - это совместное пользование автомобилем или краткосрочная аренда. Данная услуга предназначается для тех клиентов, которые не планируют приобретать личный автомобиль или брать в аренду автомобиль на длительное время, а рассматривают аренду на несколько часов. В случае пользования каршерингом клиент должен оплачивать только время использования автомобиля, то есть расчетная сумма будет зависеть от того, какой период времени автомобиль находился в аренде и какой километраж он проехал. Каждый автомобиль имеет свой моторесурс, по истечении которого он сдаётся на утилизацию и взамен приобретается новое транспортное средство. Новые автомобили оборудуют современными низкотоксичными агрегатами, которые меньше загрязняют атмосферу. Сегодня автомобили оснащены высокотехнологичными и современными системами безопасности пассажиров и водителей. В случае использования каршеринга водитель получает экономичный и безопасный автомобиль, который обслужен и проверен компанией.
Использование каршеринга способно облегчить транспортную загруженность на дорогах агломераций, что, в свою очередь, способствует улучшению экологической ситуации в городе и сокращению времени прибытия на рабочее место. Также стоит отметить, что использование каршеринга экономичнее использования такси, и, наконец, во время пиковой загруженности городского общественного транспорта пользование услугой каршеринга позволяет быстро и комфортабельно добраться до места назначения.
Теоретические и методологические основы исследования сферы услуг, к которой относится деятельность городского общественного транспорта, изложены в трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как: Белл Д., Блэкуэлл Р., Кенэ Ф., Котлер Ф., Лавлок К., Миронова И. В., Николайчук Н. Е., Песоцкая Е. В., Сосунова Л. А., Хаирова С. М., Хаксевер К., Хилл Н., Чернова Д. В., Шеховцов Р. В., Шоул Дж.
Проблемы и перспективы развития услуг городского общественного транспорта, оценки качества обслуживания пассажиров на городских маршрутах рассматривались в работах таких российских ученых, как: Кузнецова В. В., Макарова Ю. Н., Мальчевский А. А., Шатракова А. Ю., Герами В. Д., Жукова И. А., Корнеева Н. В., Нестерова А. А., Поначугина В. А., Семенова О. С., Тойменцева И. А. и других.
Однако в работах зарубежных и отечественных ученых не были в полной мере рассмотрены такие вопросы, как формирование городской транспортной среды, определение системы показателей качества предоставляемых услуг и внедрение новых практик потребления услуг общественного городского транспорта. Таким образом, все вышеперечисленное определило актуальность темы нашего исследования, его объекта и предмета, целей и задач, а также теоретических и методологических основ.
На сегодняшний день каршеринг как социальное благо среди социологических исследований рассмотрено недостаточно. Научное исследование, проведенное в рамках дипломной работы, внесет определенный вклад в дальнейшее исследование новых практик потребления общественного городского транспорта.
Объектом исследования является каршеринг как новый вид городского транспорта.
Предмет исследования - рассмотрение новой практики потребления услуг общественного городского транспорта в Санкт-Петербурге, в качестве которой выступает каршеринг.
Цель исследования: исследование возможностей каршеринга как современного вида общественного транспорта в Санкт-Петербурге.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие «социология потребления»;
2. изучить понятие и виды термина «общество услуг»;
3. исследовать понятие «шеринговая экономика»;
4. описать рынок каршеринга в Санкт-Петербурге;
5. дать экспертную оценку возможностей рынка каршеринга в Санкт- Петербурге.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются такие общенаучные методы исследования, как системный анализ, анализ и синтез, методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения. Для получения эмпирических данных применялись такие методы конкретных социологических исследований, как анкетирование, метод экспертных оценок, анализ статистических данных, визуальный анализ.
Информационную основу исследования составили данные государственной статистики Российской Федерации, материалы финансово-экономических изданий, информационной сети Интернет, научных семинаров и конференций, аналитические обзоры и отчеты, официальные документы компаний, предоставляющих услуги каршеринга, а также материалы научных исследований, представленные в виде статей и диссертаций, и данные маркетинговых исследований.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. описан рынок каршеринга в Санкт-Петербурге как альтернативный вид общественного транспорта;
2. предоставлена экспертная оценка рынка каршеринга в Санкт- Петербурге;
3. с позиции социологии каршеринг рассматривается как вид общественного транспорта;
4. раскрыты возможности включения каршеринга в социальную транспортную инфраструктуру города.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные результаты дают представление о рынке каршеринга в Санкт-Петербурге и позволяют оценивать каршеринг как новую практику потребления услуг общественного городского транспорта.
Структура и объём работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Количество используемых источников - 52, в том числе и на иностранном языке. Объём исследования: страниц 90, таблиц 1 и рисунков 10.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Использование каршеринга снижает транспортную загруженность на дорогах агломераций, что, в свою очередь, благоприятствует улучшению экологической ситуации в городе, сокращению времени прибытия на рабочее место. Также пользование каршерингом экономичнее, нежели пользование службами и агрегаторами такси, и, наконец, во время пиковой загруженности городского общественного транспорта использование каршеринга позволяет быстро и комфортабельно добраться до места назначения.
Для достижения цели исследования по теме выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировано понятие «социология потребления»;
2. изучены понятие и виды термина «общество услуг»;
3. исследовано понятие «шеринговая экономика»;
4. описан рынок каршеринга в Санкт-Петербурге;
5. предоставлена экспертная оценка возможностей рынка каршеринга в Санкт-Петербурге.
В ходе решения поставленных задач был сделан ряд выводов, основными из которых являются следующие:
Сфера услуг является составной часть хозяйственного комплекса общества, участвующей в общей системе экономических отношений и подчиняющейся общим экономическим законам, которые действуют в данном обществе1.
Российская сфера услуг имеет ярко выраженные особенности, что объясняется спецификой исторического развития экономики и своеобразными чертами переходной экономики на рубеже XX-XXI веков2.
Во время исследования основных статистических показателей развития услуг в России за последнее время представляется возможным сделать вывод о том, что общая численность работников, занятых в сфере оказания услуг, непрерывно растет. Вместе с тем стоит отметить, что это не означает включения отечественной сферы услуг в мировые процессы, связанные с «сервизацией» экономики. В большей степени такой рост свидетельствует о кризисе сферы материального производства и связан с перераспределением работников из производственной сферы в сферу сервиса.
Экономика совместного потребления - экономическая модель, часто определяемая как одноранговая деятельность по приобретению, предоставлению совместного доступа к товарам и услугам. Этот термин введен для нового способа распределения товаров и услуг - способа, который отличается от традиционной модели корпораций, нанимающих сотрудников и продающих товары потребителям.
Сегодня можно наблюдать, как бурно развивается шеринговая экономика через сферу общественного транспорта, а именно через систему каршеринга в крупных городах. Об этом говорит мировая тенденция вложения капитала в этот рынок со стороны компаний из различных сфер бизнеса - лизинговых и транспортных.
Как и в любой новой отрасли, каршеринг в настоящее время сталкивается с серьезными препятствиями для роста. Эти барьеры возникают из четырех основных источников: клиенты, транспортная инфраструктура, государственное регулирование и бизнес.
Одна из целей услуг каршеринга - решение потенциальных владельцев автомобилей отказаться от идеи владения транспортным средством. В то время как каршеринг позволяет людям получить доступ к автомобилю без оформления собственности, большинство людей до сих пор считают его лишь вторым вариантом решения вопроса мобильности.
С каждым годом число личных транспортных средств во всех городах мира растет в геометрической прогрессии. Пробки влияют не только на личные автомобили, но и на все другие транспортные средства, в том числе и на автомобили услуг каршеринга. Для операторов каршеринга пробки создают трудности в планировании и управлении автопарком, так как пользователи не могут вовремя вернуть автомобиль на стоянку. Чтобы сгладить это неравновесие, операторы перегруженных городов часто используют объемный автомобильный парк, тем самым обеспечивая пользователей автомобилем даже в период плотного движения в городе. Конечно же, это приводит к перерасходу и простаиванию автомобилей в межпиковый период. Кроме того, пробки создают трудности планирования своих расходов у клиентов.
Отличительной чертой каршеринга от обычного проката автомобилей является преобладание клиентской базы, состоящей из частных арендаторов. На 2020 год в Санкт-Петербурге закрепилось 7 конкурентоспособных каршеринговых компаний (см. таблицу 1, Приложение 1).
В Санкт-Петербурге операторы по краткосрочной аренде автомобилей предоставляют клиенту достаточно большой выбор марок и моделей машин различных габаритов и характеристик, в том числе и категории премиум. Однако, несмотря на наличие большого автопарка каршеринга в городе, автомобилей все равно не хватает, поэтому с уверенностью можно сказать, что каршеринг в Санкт-Петербурге востребован и продолжит активно развиваться.
Возможности, которые представляются сервисами, функционирующими в настоящий момент в данном сегменте, позволяют говорить о том, что разрастание каршеринга как финансового элемента городской инфраструктуры неизбежно. Более того, поскольку мы считаем каршеринг, в первую очередь, методом рационального использования транспортных средств, то соответственно можем утверждать и то, что он является одним из способов разрешения экологической проблемы не только отдельно взятого города, но и всей страны.
Таким образом, в ходе решения поставленных задач была достигнута цель выпускной квалификационной работы, а именно изучение новых практик потребления услуг общественного городского транспорта.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве материала для лекционных занятий или в качестве информационного источника для студентов.


1. Адактилос А.Д, Чаус М.С., Молдован А.А. Шеринговая экономика // Economics. 2018. №4 (36). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sheringovaya- ekonomika (дата обращения: 11.03.2020)
2. Аналитический материал на портале Tadviser [Электронный ресурс] // URL: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения:18.04.2020)
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр - М.: Республика; Культурная революция, 2016. - С.4
4. Будущее российского инновационного бизнеса: тенденции постцифровой эпохи: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 250
5. Виданов Н.В. Маркетинг и маркетинговые исследования / Н.В. Виданов // Маркетинг. - 2015. - № 4 (52). - С. 10
6. Воронович Б.А. О потреблении и его роли в развитии практики // Философские науки. - 2015. - № 4. С. 5-10
7. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Тамбов. Изд-во Тамб. гос. техн. унт., 2014. С. 28
8. Глобализация и институциональная модернизация экономики России: теория и практика: монография / под общ. ред. В.В. Бондаренко, Е.М. Щербакова, Н.В. Колгановой, Т.В. Харитоновой. - М.: Прометей, 2019. - С. 656
9. Гоголина. Е.С. Оценка текущего состояния и проблем развития Российского автобизнеса в 2018-2019 гг. / Научные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: Сборник научных трудов. - М.: Экон-Информ, 2019. - С. 102-107
10. Головецкий Н.Я., Гребеник В.В. Фундаментальные основы экономики совместного потребления // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. №4 (23). С. 5-10
11. Городской каршеринг: плюсы и минусы операторов // [Электронный ресурс] // URL: https://shacaring.ru/plyusy-i-minusy-karsheringa/ (дата обращения: 10.03.2020)
12. Донченко Е.А. Потребление и развитие личности (социально-психологический анализ). - М., 2017. - С. 54-59
13. Егорова Н.Ю. Менеджмент в домашнем хозяйстве / Н.Ю. Егорова, С. Д. Резник, В. А. Бобров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016. - С. 461
14. Жидкова, М.А. Анализ и перспективы развития мобильных сервисов на рынке таксомоторных перевозок / М.А. Жидкова // Автотранспортное предприятие. - 2016. № 3. - С. 3-6
15. Жукова К.И. Развитие сервисного сектора экономики как определяющего элемента постиндустриального общества // Вестник ВГТУ. 2012. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-servisnogo-sektora- ekonomiki-kak-opredelyayuschego-elementa-postindustrialnogo-obschestva-1 (дата обращения: 16.03.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ