Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нефтяная политика США на современном этапе: проблемы и перспективы сотрудничества с ОПЕК

Работа №128158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы135
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Конец «золотого века»: США и ОПЕК в преддверии нефтяного кризиса 1973 г. 14
1.1 Послевоенный нефтяной порядок и гегемония «Семи сестер» 14
1.2 Нефть и геополитика Ближнего Востока во второй половине XX в 19
1.3 Создание ОПЕК и первое нефтяное эмбарго: от разобщенности к сотрудничеству 27
1.4 Первый нефтяной шок и «взлет» ОПЕК 33
Глава 2. Новая энергетическая политика и выстраивнаие новых взаимоотношений между США и ОПЕК (1973-1991 гг.) 43
2.1 Последствия «нефтяного эмбарго» 43
2.2 Реакция на курс: новая энергетическая политика 50
2.3 Третий нефтяной шок. Конец доминирования ОПЕК 57
2.4 Начало новой эры в отношениях США с ОПЕК 71
Глава 3. Новая эпоха нефти, 1991-2020 гг. 77
3.1 1990-е годы: нефть теряет влияние 77
3.2 Начало нового века 81
3.3 США и ОПЕК перед вызовом 2020 года 92
3.4 Сценарии развития отношений США и ОПЕК в краткосрочной перспективе 96
Заключение 105
Список аббревиатур 111
Список источников и литературы 112
Приложения 124

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. В современном мире, в связи с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке, а также началом в 2020 г. кризиса, который не имеет аналогов в мировой истории, на повестку дня вновь встает проблема энергетической безопасности, а зависимость стран от нефти продолжает находиться на высоком уровне. Основной целью политики каждого государства является поддержание и рост благосостояния населения. Добиться этого возможно за счет гарантирования определенного уровня безопасности жизни и собственности людей, что, в свою очередь, способна обеспечить стабильная экономика. Однако ни одна экономика не может обойтись без энергетических ресурсов, от которых зависит функционирование ее секторов, поэтому проблемы в энергетической сфере ведут к разрушительным последствиям для экономической системы любого государства. Одним из таких ключевых ресурсов является нефть. До тех пор пока нет альтернативного источника энергии, способного полностью ее заменить, нефть будет по-прежнему оказывать серьезное воздействие на мировую экономику. Значительные колебания ее цены могут либо ускорить экономический рост, либо, напротив, привести к инфляции и экономическому спаду. Именно поэтому вопросы, связанные с нефтью, являются одними из наиболее дискуссионных, а нефть — единственным товаром, который уже многие десятилетия не перестает привлекать мировое внимание.
По мнению Дэниела Ергина, признанного эксперта в области энергетики, международной политики и экономики, история нефти разворачивалась на фоне трех основных факторов:
1) Подъем и развитие капитализма и современного бизнеса. Нефть представляет собой самый крупный и распространенный бизнес в мире, величайшую из индустрий, которые возникли в последние десятилетия XIX в.;
2) Значение нефти как сырьевого товара, играющего ключевую роль в формировании национальных стратегий и международной политики и власти;
3) Превращение сегодняшнего мира в «углеводородное общество». В ХХ в. нефть и природный газ вытеснили уголь как основной источник энергии индустриального мира, а сегодняшняя цивилизация уже настолько зависит от нефти, что рухнет, если нефть в скважинах всего мира внезапно закончится1.
История нефти берет начало со второй половины XIX в., но именно в ХХ в. она приобрела особе значение и стремительно наращивала свое влияние. Нефть не теряет значение и сегодня, по-прежнему являясь ключевым энергоресурсом, а крупнейшими нефтедобывающими регионами остаются Ближний и Средний Восток. Борьба за богатство и власть, в течение десятилетий сопутствовавшая нефтедобыче, еще долгое время будет катализатором глобального противостояния, потрясающим мировую экономику. В большой степени это касается Соединенных Штатов, нефтяная политика которых на протяжении многих десятилетий оказывалась в приоритете и находилась в тесной взаимосвязи с американскими интересами в самом богатом нефтью Ближневосточном регионе, влияя на выстраивание их взаимоотношений с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Нефтяная политика представляет собой сферу деятельности государства в международных отношениях по защите и отстаиванию национальных интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением нефти и нефтепродуктов2. Как правило, внешняя нефтяная политика импортирующих государств сконцентрирована на том, чтобы ограничить свое участие в иностранных нефтяных делах, обеспечивать и поддерживать международную обстановку, которая создавала бы для частных предприятий условия безопасности и прибыльности. Именно поэтому в 1920-е гг., Соединенные Штаты обратились к крупным нефтяным компаниям, чтобы обеспечить национальный интерес к иностранным источникам нефти. Опора на такие компании усиливала влияние нефтяной промышленности и облегчала контроль над мировой нефтяной экономикой со стороны наиболее влиятельных частных интересов3.
В то время как нефтяной рынок непосредственно влияет на экономику, нефтяная политика является геополитическим фактором, и поэтому может быть использована в качестве инструмента влияния на другие страны. Ее применение возможно по ряду направлений: например, как реакция на нежелательное международное поведение или его предотвращение, а также как средство обеспечения равновесия и стабильности на нестабильном в других отношениях рынке. Решения о необходимости введения режима энергосбережения, охране окружающей среды и защите стратегических ресурсов также могут повлиять на спрос и предложение нефти в стране. Ввиду того, что Соединенные Штаты играют неоднозначную роль на мировом нефтяном рынке, они неизбежно должны взаимодействовать с другими крупными игроками нефтяного мира.
Изучение нефтяной политики США представляет особый интерес в свете проблем глобальной энергетики. Во многом особенности экономического развития США в XX в. можно связать с тем, что стране удалось вписаться в энергетическую парадигму, основанную на потреблении углеводородов. Соединенные Штаты стали «пионерами» масштабной нефтедобычи, нефтепереработки и серийного выпуска автомобилей, что обусловило развитие не только американской экономики, но и американского образа жизни, который в определенной степени послужил образцовой моделью для других стран4.
Хронологические рамки исследования затрагивают период с 1945 г. до настоящего времени. После окончания Второй мировой войны нефть стала ключевым источником энергии и впоследствии становилась все более значимой в жизни человечества. Именно тогда США стали превращаться в страну не только с самым большим внутренним потреблением нефти, но и в крупнейшего импортера, так как внутренних мощностей государства для удовлетворения возрастающего спроса было недостаточно. В связи с этим пришлось прибегать к иностранным источникам нефти. Акцент был сделан на странах Ближнего Востока, где активно развивали свою деятельность крупнейшие транснациональные корпорации, также именуемые «Семь сестер». Они проводили выгодную для себя политику, получали огромное прибыли, в то время как интересы стран-производителей не учитывались. Это усложнялось геополитической обстановкой в Ближневосточном регионе и проводимой там политикой Соединенных Штатов. Указанные политические и экономические факторы вызывали стремительно нарастающее недовольство стран-экспортеров нефти, которые в целях отстаивания своих интересов создали Организацию экспортеров нефти (ОПЕК). В связи с тем, что исследование фокусируется на нефтяной политике США в контексте взаимоотношений с ОПЕК, ключевой отправной точкой анализа отношений, как и в большинстве работ, посвящённых данной теме, должны быть нефтяные шоки5. Однако, как было показано выше, автору видится необходимым подчеркнуть значимость нефти как ключевого источника энергии после Второй мировой войны, прежде чем сосредоточиться на дальнейших событиях, которые представляют особую значимость для исследования, в частности Нефтяной кризис 1973 г., и рассмотреть их с точки зрения внутренней политики США, геополитической ситуации на Ближнем Востоке, международных отношений и меняющейся глобальной экономики.
В течение всего анализируемого периода мы можем наблюдать кардинальные изменения, наблюдавшиеся в нефтяной отрасли. В течение 70-х гг. ХХ в. ОПЕК набирала политический вес, оказывая давление на транснациональные корпорации, а также использовала собственные средства - «нефтяное оружие» - в противостоянии с Западом6. Однако к середине 1980-х гг. влияние ОПЕК постепенно ослабело, как из-за политических причин, связанных с разногласиями внутри самой организации, так и вследствие экономических факторов, вынуждающих стран-экспортеров переходить к рыночной системе ценообразования на нефть. Меняющаяся реальность не могла не отразиться на нефтяной политике США, которые, тем временем, выстраивали более тесные отношения с отдельными членами организации7. С приходом в Соединенные Штаты «сланцевой революции» в начале XXI в. взаимоотношения с ОПЕК стали более антагонистичными, так как у страны появился большой потенциал для расширения внутренних разработок и увеличения объемов внутренней добычи. Однако вызовы 2020 г., с которыми столкнулся весь мир, поставили США и ОПЕК в новые условия, требующие сплоченности для выработки скоординированных решений во избежание разрушительных последствий как для американской экономики, так и стран-экспортеров.
Для исследования данной темы автором была поставлена следующая цель: проследив развитие взаимоотношений Соединенных Штатов с ОПЕК на фоне геополитической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, определить основные направления нефтяной политики США в контексте сотрудничества со странами- экспортерами нефти.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Отразить значимость нефти после Второй мировой войны;
2. Рассмотреть гегемонию крупных транснациональных корпораций в нефтяной отрасли;
3. Выявить основные корни противоречий между Ближневосточным регионом и проводимой там политикой США во взаимосвязи с нефтяным бизнесом;
4. Рассмотреть историю создания ОПЕК;
5. Показать динамику изменения центробежных сил, оказывающих влияние на нефтяной рынок;
6. Исследовать наиболее значимые события на Ближнем Востоке, одновременно прослеживая трансформацию взаимоотношений США и ОПЕК в условиях меняющейся геополитической обстановки в ближневосточном регионе;
7. Изучить современную концепцию нефтяной политики США и потенциал взаимодействия США с ОПЕК.
Предметом настоящего исследования выступает внешняя политика США.
Объектом настоящего исследования является нефтяная политика США и их отношения с ОПЕК.
Методологическая основа исследования: При изучении ключевых событий в Ближневосточном регионе в середине ХХ в. в совокупности с нефтяной политикой мы использовали исторический метод, с помощью которого удалось проследить влияние политических и экономических факторов на выстраивание отношений США со странами- экспортерами. В целом, можно отметить, что исторический метод внес значительный вклад в написание большей части настоящего исследования, так как оно охватывает большой период, а изучение двусторонних отношений начинается с момента их зарождения, поэтому привлечение исторических событий неизбежно.
Кроме того, значимую роль сыграл сравнительный метод, применение которого позволило провести сравнение американской нефтяной политики на разных этапах с учетом изменяющейся геополитической обстановки и проследить тенденции в трансформации отношений США и ОПЕК до современного состояния. При осуществлении анализа данных (показателей потребления, импорта и экспорта нефти) с целью подкрепления высказываний автора использовался аналитический метод.
Мы также применили метод прогнозирования при рассмотрении возможных изменений на нефтяном рынке на основе существующих тенденций в нефтяной отрасли и описании развития отношений США и ОПЕК.
Новизна работы заключается в том, что автор детально рассмотрел нефтяную политику США и их отношения с ОПЕК, начиная с истоков образования организации вплоть до апреля 2020 г. В работе отражены новейшие тенденции в нефтяной отрасли, а также текущие события, которые не могут не оказать значительное влияние на дальнейшую нефтяную политику США и, вероятно, станут поворотной вехой в истории их отношений с ОПЕК. Настоящее исследование охватывает весь период истории взаимоотношений США и ОПЕК. Автор рассмотрел ситуации, в которых развивались нефтяные кризисы, проследил динамику власти в нефтяной отрасли, отражающейся на американской нефтяной политике и ее связях со странами-экспортерами, а также проанализировал обстоятельства, сложившиеся в результате кризиса 2020 г. и дал прогнозы касательно дальнейшего развития событий. Следует особо подчеркнуть, что в силу специфики подхода к выбранному объекту исследования и вследствие рассмотрения событий, происходящих непосредственно на наших глазах, тема недостаточно освещена в современной отечественной историографии. Поэтому для реализации поставленной цели был осуществлён анализ источников, наибольшую важность из которых представляют дипломатические документы и отдельные материалы, подготовленные Исследовательской службой Конгресса США и отражающие взаимоотношения между США и странами- членами ОПЕК8; статистические данные Управления энергетической информации Соединенных Штатов Америки9, «Би-Пи»10 (транснациональной нефтегазовой компании) и ОПЕК11, содержащие информацию по изменению нефтяных цен, а также динамику добычи и потребления нефти во всех странах; отчеты по анализу нефтяной отрасли, проведенные Международным энергетическим агенством12.
Помимо этого была проанализирована общая и специальная литература, посвящённая различным этапам в развитии нефтяной отрасли и нефтяной политики США. Центральное место в исследовании занимает монография Дэниела Ергина «Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть», в которой он подробно раскрывает сложные взаимоотношения между мировой нефтяной индустрией и международной политикой13. Особую важность для прослеживания истории нефти как аспекта внешней политики США представляют работы С. Рэндалла «Внешняя нефтяная политика США, 1945-1949»14, Д. Пэйнтера «Нефть и Американский век», «План Маршала и нефть»15 и Э. Сэмпсона «Семь сестер : Великие нефтяные компании и мир, который они сформировали»16. Авторы изучили создание картеля транснациональных нефтяных компаний, получившего название «Семь сестер», и в своих работах фокусируются на построении «послевоенного нефтяного порядка», зависящего от государственно-частного партнерства между правительством США и частными нефтяными компаниями. К. Дитрих в своей монографии «Нефтяная революция: антиколониальные элиты, суверенные права и экономическая культура деколонизации»17 рассматривает ОПЕК как средство экономического освобождения глобального Юга. Исследуя подъем и последующее падение организации, он утверждает, что внутренние различия и индивидуальные интересы членов группы мешали ей действовать сообща.
Особый интерес представляют работы Ф. Венна18 и С. Шнайдера19, изучавших отношения между США и ОПЕК, сосредоточившись на нефтяных шоках 1970-х гг., последствиях энергетического кризиса и нефтяного эмбарго 1973 г., и событиях, которые занимали важное место в истории десятилетия. Нефтяные шоки также рассматриваются в коллективной монографии «Нефтяной шок: кризис 1973 года и его экономическое наследие», выпущенном в 2016 г. под редакцией Э. Бини, Г. Гаравини и Ф. Ромеро, занимавшихся исследованием ранней истории ОПЕК и ее постепенного поглощения мировой нефтяной промышленностью20. Дж. Дармштадтер и Х. Лансберг уделили внимание экономической составляющей, рассмотрели общемировые события в области энергетики, и в частности в нефтяной сфере, которые сделали крупнейших стран- потребителей нефти восприимчивыми к давлению предложения и цен, начавшемуся в конце 1973 г.21.
Основные экономические вопросы с некоторым учетом политического контекста отражены в исследованиях Я. Скита22, Ф. Парра23 и М. Аделмана24, Д. Гейтла25, Р Мабро26. Для прослеживания взаимосвязи ближневосточной политики США и нефтяной политики, ключевую роль сыграли труды Л. Дугласа27, Т. Крейга28, Дж. Ситино29, У. Коля30, С. Бромли31.
В отечественной историографии также можно выделить несколько работ, представляющих исключительную важность для настоящего исследования. Особого внимания заслуживает работа Л.М. Зоновой32 1987 г., в которой автор подробно рассматривает эволюцию энергетической политики США, ее сущность и основные цели. Р Боронов33 делает больший акцент на нефтяном бизнесе США в регионах Ближнего и Среднего Востока и взаимодействии страны с нефтяными монополиями.
Литературы, посвященной современным отношениям США с ОПЕК, не так много, однако можно выделить работы C. Йетива34 и Р. МакНолли35. В современных исследованиях ключевое внимание уделяется дефициту нефти и риску достижения предельного уровня ее потребления.
Значимую базу нашей работы составили научные статьи отечественных и зарубежных авторов. В частности, отметим труды С. Иссалия36, Е.В. Хахалкиной37, А.С. Иванушкина38, К.А. Белоусовой39, в которых детально рассматриваются корни противоречий между арабскими странами и западным миром, ставших предпосылками энергетического кризиса 1973 г.. Раскрытию сути Нефтяного кризиса 1973 г., первых этапов «триумфа» стран-экспортеров нефти, а также отражению роли США в урегулировании кризиса и их стремлении сохранить свою гегемонию в Западном Альянсе способствовали статьи Д. Пэйнтера40 и А.С. Дребушевского41. Для определения важных аспектов международного сотрудничества стран по налаживанию отношений с ОПЕК и в вопросах энергетики использовались статьи Т. Хэннинга42, К.В. Трачука43 и О.Н. Скороходовой44.
Кроме того, хотелось бы также выделить авторефераты диссертаций К.А. Белоусовой45 и А.С. Дербенева46, которые позволили детально проследить развитие отношений между США и странами Ближневосточного региона. Д.А. Удалов47 посвятил свою диссертацию вопросам энергетики в США, подробно рассмотрев значимость энергетических ресурсов для Соединенных Штатов и их влияние на внешнеэкономическую стратегию страны. Отметим также диссертацию M. Барр48, отражающую попытки США решить энергетическую проблему на международном уровне за счет выстраивания единой, скоординированной политики стран-импортеров по отношению к странам-экспортерам.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка аббревиатур, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе мы рассмотрели нефтяную политику Соединенных Штатов в контексте отношений с ОПЕК, развитие которых мы проследили с момента образования организации в 1960 г. до сегодняшних дней и постарались ответить на ряд вопросов, поставленных нами в начале исследования.
В самом начале работы мы определили значимость нефти после Второй мировой войны. Выяснилось, что нефть вытеснила уголь и была необходима всему миру для послевоенного восстановления. США уже не обладали достаточными мощностями, чтобы поддерживать не только собственную энергетическую стабильность, но и поставлять нефть в другие страны. Именно тогда Соединенные Штаты были вынуждены прибегнуть к поиску дополнительных иностранных источников нефти, которые находились в странах третьего мира.
Исследование показало, что после 1945 г. ключевым приоритетом внешней политики США стало обеспечение постоянного доступа к иностранным запасам, особенно Персидского залива. Контроль над нефтью не только играл центральную роль в военной мощи и экономическом процветании Соединенных Штатов, но и наделял их рычагами влияния, позволяя удовлетворять энергетические потребности своей страны, поддерживать восстановление экономики Западной Европы и защищать интересы американских нефтяных компаний.
При рассмотрении истоков конфронтации между арабскими странами и США, возникшей в середине ХХ в., выявилось, что корни противоречий имели экономический и политический аспект:
• Экономическая причина связана с нефтяным бизнесом, который был определённым препятствием для поддержания дружественных отношений. Нефтяная политика США на Ближнем Востоке зависела от гегемонии «Семи сестер» — крупнейших транснациональных корпораций, которые активно развивали свою деятельность в Ближневосточном регионе. Они занимали доминирующее положение в нефтяном мире, проводили выгодную для себя политику и получали огромные прибыли, в то время как интересы стран производителей, на территории которых нефтяные компании имели концессии на нефтедобычу, не учитывались.
• Другая причина имела политический контекст и была связана с геополитической обстановкой на Ближнем и Среднем Востоке — регионах с крупными нефтедобывающими государствами, где многие страны имели свои стратегические интересы, вследствие чего пытались проводить выгодную для себя политику. Факт того, что во второй половине ХХ в. мир стал чрезвычайно зависим от ближневосточной нефти, объясняет, почему Соединенные Штаты и другие западные страны не могли остаться в стороне, когда разразился арабо-израильский конфликт.
В настоящей работе мы показали, что сложившаяся ситуация гегемонии «Семи сестер», а также активное вмешательство США во внутренние дела Ближневосточного региона вызвали стремительно нараставшее недовольство стран-экспортеров нефти, что стало причиной создания в 1960 г. Организации стран-экспортеров нефти. Организация постепенно наращивала свое влияние, оказывая давление на транснациональные корпорации, а также пустила в ход собственные средства в противостоянии с Западом, вызывая ответную реакцию США.
Рассмотрев динамику изменения центробежных сил, оказывающих влияние на нефтяной рынок, мы доказали, что образование ОПЕК послужило причиной кардинальных перемен, перевернувших всю мировую нефтяную промышленность. Если в первое десятилетие 1960-х гг. ОПЕК не удавалось оказывать сильное давление на нефтяной бизнес, а нефтяные компании все еще обладали большой властью, то к 1970-м гг. ситуация изменилась, и ключевую роль на нефтяном рынке стали играть страны-экспортеры. Поворотным моментом стал Нефтяной кризис 1973 г., ознаменовавший конец «Золотого века нефти». На место «Семи сестер» пришли члены ОПЕК, не только пережившие кризис, но и вышедшие из него новой политической силой, постепенно набиравшей свою мощь. К концу 1970-х гг. транснациональные компании были вытеснены национальными нефтяными компаниями, которые стали контролировать большую часть мировых поставок нефти. Однако на протяжении 1980-х гг. главенствующее положение ОПЕК ослабевало. Это было связано как с политическим причинами — разногласиями между членами ОПЕК и политической враждой внутри организации, так и с экономическими — ослаблением роли регулируемых цен по сравнению с рыночными. Выживание ОПЕК зависело от способности группы фактически действовать как официальный картель, которым она ранее никогда не была, однако попытки организации сохранить свое влияние провалились. В 1986-1988 гг. экспортёры нефти стали переходить к рыночной системе ценообразования, что открыло новую главу в истории формирования цен на нефть.
В настоящем исследовании мы установили, что с момента образования ОПЕК американкам нефтяная политика попала в зависимость от политики стран-экспортеров и тех изменений, которые они могут вызывать на нефтяном рынке. В данном случае можно выделить два периода:
1. В период доминирования ОПЕК первоочередной задачей США было выстраивание новых взаимоотношений с Ближневосточным регионом. На протяжении 1970-х гг. американская нефтяная политика в большей степени, чем когда либо имела прямую связь с внешней политикой США на Ближнем и Среднем Востоке. Именно тогда стране пришлось столкнуться с двумя «нефтяными шоками», которые были реакцией мирового рынка нефти на вмешательство США в дела Ближневосточного региона. Первый нефтяной шок возник после решения стран-экспортеров ввести нефтяное эмбарго или «нефтяное оружие» против стран, поддерживавших Израиль в арабо-израильском конфликте. Оно послужило причиной Нефтяного кризиса 1973 г., занимающего ключевое положение в истории нефтяной политики. Именно он стал причиной того, что на повестку дня была впервые поставлена проблема энергетической безопасности, для решения которой странам Запада во главе с США пришлось сплотиться и начать совместно перестраивать мировую экономику, зависевшую от нефти. Одним из своеобразных последствий скачка цен в 1973 г. стало появление новой сферы экономической деятельности — прогнозирования цен на нефть, но ключевое событие связано с появлением «новой энергетической политики», нацеленной на сокращение потребления энергии, разработки альтернативных источников и увеличение поставок нефти из других стран. Второй нефтяной шок был связан с вмешательством США в революцию в Иране 1978-1979 гг., которая разрушила поддерживаемый США порядок региональной безопасности, основанный на политике «двух столпов» в лице Ирана и Саудовской Аравии — двух крупных нефтяных производителей-членов ОПЕК.
2. Второй период начался после перехода к рыночной системе ценообразования, когда ОПЕК окончательно утратила свою власть над нефтяными ценами, а значит и прежние рычаги влияния на нефтяной рынок. Соединенные Штаты больше предпочитали проводить глобальную нефтяную политику на двусторонней основе, обычно в прямых переговорах с Саудовской Аравией, которая укрепила свое первенство в организации после войны в Персидском заливе, а также стала ключевым союзником в борьбе с терроризмом после теракта 11 сентября 2001 г. Важным событием в истории нефтяной политики США, наступившим в данный период, стала «сланцевая революция», с приходом которой внутренняя добыча Соединенных Штатов стремительно увеличивалась и появилась надежда на то, что «сланцевый бум», связанный с появлением технологии гидроразрыва пласта, может способствовать наступлению эры «энергетической независимости» США. Это не могло не отразиться на взаимоотношениях со странами-экспортерами. Возвращение Соединенными Штатами лидерских позиций в производстве энергии создало новые, несколько более антагонистические отношения с ОПЕК, члены которой стали предпринимать активные действия в целях оказания давления на американских производителей. Тем не менее, американское «энергетическое доминирование» не означало, что Соединенные Штаты могут отступить от глобального сотрудничества. Это связано с тем, что мировые цены на нефть устанавливаются рыночным путем, а значит, любые колебания мировой экономики будут иметь негативные последствия и в нефтяной отрасли, а устранить их можно лишь совместными усилиями крупных игроков на нефтяном рынке. Недавние события, связанные с нефтяными атаками в Саудовской Аравии, в очередной раз показали, что Соединенные Штаты по-прежнему глубоко связаны с мировыми энергетическими рынками, а национальные нефтяные компании стран-производителей все еще сохраняют свою власть. США более устойчивы к потрясениям, а их энергетические ресурсы находится в большей безопасности, когда они взаимодействуют с миром. Особенно ярко это проявляется в условиях нынешнего кризиса 2020 г., которые не имеет аналогов в мировой истории.
При рассмотрении потенциала взаимодействия Соединенных Штатов с ОПЕК, выяснилось, что допустимы два сценария развития событий:
1. Первый сценарий вытекает из крайне невыгодных условий, в которых оказались обе стороны в результате кризиса 2020 г. Исследование показало, что низкие цены на нефть принесут значительные убытки странам-экспортерам, так как крупномасштабная добыча и экспорт нефти и газа обеспечивают жизненно важные доходы для финансирования их национальных бюджетов; США также пострадают от потрясений в нефтяной отрасли в связи с тем, что являются крупнейшим производителем и потребителем сырой нефти и нефтепродуктов и нетто-импортером данного энергоресурса. Кроме того, «ценовая война» между Россией и Саудовской Аравией весны 2020 г. продемонстрировала уязвимость нефтяного комплекса США. На наш взгляд, тесное сотрудничество необходимо, потому что Соединенные Штаты и ОПЕК являются крупными игроками на нефтяном рынке, которые обладают серьезными рычагами влияния.
2. Второй сценарий связан с потенциалом нефтяных мощностей США, который можно рассмотреть с двух сторон. В настоящей работе мы показали, что, с одной стороны, сланцевая революция принесла большие надежды на увеличение внутреннего производства Соединённых Штатов. Она может позволить американским властям проводить более настойчивую политику и, как следствие, предвещать разрыв отношений между США и ОПЕК. Мы уже можем наблюдать, как с приходом к власти Д. Трампа целью американской нефтяной политики становится полная энергетическая независимость от ближневосточной нефти, а президент открыто обвиняет «монополию» ОПЕК в манипулировании нефтяными рынками. С другой стороны, растущее значение добычи нефти в США, скорее всего, будет способствовать сближению американских властей с членами ОПЕК по вопросам политики в области изменения климата, поскольку администрация Д. Трампа свернула регулирование ископаемого топлива и вышла из глобальных обязательств по сокращению выбросов углерода.
При рассмотрении тенденций в нефтяной отрасли, которые предвидятся после кризиса 2020 г., мы спрогнозировали, что устойчивый период низких цен на нефть повлияет на перспективы перехода к экологически чистой энергетике. В результате текущего кризиса некоторые опасения отрасли по поводу будущего внезапно перенеслись в настоящее, и это может ускорить некоторые структурные изменения в мировом потреблении нефти, а резкое сокращение инвестиций в производственные мощности скажется на среднесрочных перспективах поставок нефти. В ближайшие месяцы весь мир будет продолжать внимательно следить за развитием событий, чтобы оценить последствия для энергетической безопасности и устойчивости. Это может стать причиной для расширения сотрудничества США и ОПЕК, так как данные вопросы имеют высокую важность для обеих сторон.
Исследование показало, что минимизация выбросов от основных нефтяных и газовых операций должна стать первоочередной задачей для всех игроков. Однако в большей степени это касается таких крупных нефтедобывающих стран как США и члены ОПЕК, которые должны принимать активное и, что не менее важно, совместное участие в решении данной проблемы, ведь только таким образом можно достичь результата. Независимо от того, по какому пути будет развиваться мир, климатические последствия станут более заметными и серьезными в ближайшие годы. Эти решения не могут быть найдены в рамках сегодняшней нефтегазовой парадигмы.
Таким образом, в данном исследовании автор отслеживает рост значимости нефти после окончания Второй мировой войны, рост влияния Ближнего Востока как геополитически значимого региона; изучает формирование ОПЕК, ключевые события в нестабильном Ближневосточном регионе в их взаимосвязи с нефтяной политикой США и складывающимися взаимоотношениями стран-экспортёров с Западом; показывает трансформацию отношений между США и ОПЕК с течением времени, а также текущую ситуацию очередного мирового кризиса, осложненного пандемией коронавируса. Настоящая работа охватывает весь период двусторонних отношений и не имеет аналогов отечественной историографии.


1. American Enterprise Institute for Public Policy Research. U.S. Interests in the Middle East. Washington, 1968. 132p.
2. American Petroleum Institute. API CEO NOPEC letter. 2018, August 22 // URL: https:// www.api.org/news-policy-and-issues/letters-or-comments/2018/09/13/api-ceo-nopec-opp- ltr-8-22-2018
3. Automotive Fuel Economy Program. Annual update calendar year 2000 // URL: https:// one.nhtsa.gov/cars/rules/CAFE/FuelEconUpdates/2000/index.html
4. BP Statistical Review of World Energy, 68th edition, 2019. 62 p.
5. BP Statistical Review of World Energy, 2018. Oil: Proved Reserve // URL: https:// knoema.com/infographics/usgdfhg/bp-statistical-review-of-world-energy-2018
6. BP Statistical Review of World Energy. 2015, June // URL: https://csis- prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy files/files/attachments/ 150611 BP%20Statistical%20Review.pdf
7. Bush G.H.W. September 11, 1990: Address Before a Joint Session of Congress // National Archives // URL: https://millercenter.org/the-presidency/presidential-speeches/ september-11-1990-address-joint-session-congress
8. Carter J. Kansas City, Missouri Remarks at the Annual Convention of the National Association of Counties. 1979, July 16. The American Presidency Project // URL: https:// www.presidency.ucsb.edu/documents/address-the-nation-energy-and-national-goals-the- malaise-speech
9. CEIC. United States Oil Consumption // URL: https://www.ceicdata.com/en/indicator/united- states/oil-consumption
10. Congressional Budget Office. The Economic and Budgetary Effects of Producing Oil and Natural Gas From Shale. 2014, December.
11. Congressional Research Service. Oil Fields as Military Objectives: A Feasibility Study // Committee Print Prepared for the House Committee on International Relations. 1975, August 21 // URL: https://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/Petroleum/fields.htm
12. Congressional Research Service. The World Oil Market and U.S. Policy: Background and Select Issues for Congress. R45493. 2019, April 23. 24 p.
13. DeGolyer, MacNaughton. Twentieth-Century Petroleum Statistics 2005. 127 p.
14. Difiglio С. Oil, Economic Growth, and Strategic Petroleum Stocks. Energy Strategy Reviews 5. 2014. P 48-58.
15. Elass J., Jaffe A.M. The History of U.S. Relations with OPEC: Lessons to Policymakers. Energy forum of the James A. Baker III Institute for Public Policy. Rice University. 2010, September. 73 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ