Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные медиа как инструмент публичной политики (на примере гражданских инициатив в современной России)

Работа №128153

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования публичной политики 12
1.1 Феномен публичной политики: проблема теоретического осмысления 12
1.2 Сетевой подход к анализу публичной политики 21
Глава 2 Анализ социальных медиа в публичной политике 30
2.1 Понятие, функции и специфика функционирования социальных медиа в публичной политике 30
2.2 Социальные медиа как поле взаимодействия государства и гражданского общества: интерактивные механизмы 38
Глава 3 Измерение эффективности социальных медиа в публичной политике: формирование гражданских инициатив в РФ 49
3.1 Анализ интерактивных механизмов и технологий социальных медиа на примере гражданской инициативы «Baikal Save» 49
3.2 Технологии и критерии эффективности социальных медиа в публичной политике 65
Заключение 78
Список использованных источников 84
Приложения 95

Актуальность исследования. Развитие интернет-технологий в современном коммуникативном пространстве - новый этап модернизации информационного общества. Совершенствование электронных ресурсов, а также цифровизация всех сфер жизнедеятельности позволяет по-новому взглянуть на публичное пространство. Информирование граждан о том или ином событии происходит весьма оперативно, создаются новые и гибкие каналы взаимодействия общества и государства.
Средства массовой информации как один из основных и традиционных каналов коммуникации демонстрируют постепенную тенденцию на снижение своей главенствующей роли - телевидение, радио и газеты уходят на второй план. Знаменитая теория сетевого общества М. Кастельса подтверждает данное высказывание. Исследователь пришел к выводу о том, что именно Интернет становится своего рода каркасом повседневной жизни все большего числа людей. Он является основой их информирования, работы и технологическим компонентом функционирования политики 1. Согласно социологическим опросам Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), с января по август 2019 года уровень опрошенных, которые каждый день смотрят ТВ, упал с 67 до 52%, а процент тех, кто пользуется социальными сетями и блогами для просмотра информационных сообщений возрос с 17 до 26%1 2.
Отмечая существенную роль и гибкость коммуникационных интернет- каналов публичной политики, граждане могут тем или иным способом оказывать влияние на органы государственной власти при решении проблем общественно-политического характера. С помощью такого механизма как социальные медиа люди способны обмениваться полученной информацией, комментировать её, а также публиковать и распространять свою, донося ту или иную позицию не только до общественности, но и до органов государственной власти.
Таким образом, социальные медиа представляют собой совокупность коммуникативных инструментов современного интернет-пространства, с помощью которого участники данного пространства способны получать, создавать и интегрировать необходимую информацию с целью формирования определённой повестки дня и общественного мнения; влиять на гражданскую позицию участников и органы государственной власти3.
Социальные медиа - это способ интегрированной коммуникаций между обществом и органами власти, открывающий доступ к публичному пространству многим политическим субъектам. Поэтому представляется возможным утверждать, что социальные медиа становятся необходимым условием функционирования публичной политики.
Актуальность темы исследования заключается в широком распространении интернет-коммуникаций, в том числе и социальных медиа; в возрастании роли влияния социальных сетей на публичную политику для решения социально-политических проблем современности .
Степень научной разработанности:
Феномены «публичная политика», «публичное пространство» и «публичная сфера» - неразрывно связанные между собой категории, играющие ключевую роль в развитии современной политической науки. Теоретические аспекты понятий «публичная сфера» и «публичная политика» можно отметить в исследованиях таких зарубежных и отечественных учёных как Ю. Хабермас, Х. Арендт, Д. Марш и "М. Смит, Д. Аллен, Дж. Дьюи, Н.Т. Товмасян4. Работы Дж. Андерсон, Г. Алмонда, Л.В. Сморгунова, Н.Ю. Беляевой, Т.А. Алексеевой, С.А. Гадышева, Е.С. Бабосовой5 позволили концептуализировать понятие «публичная политика» не только на общетеоретическом уровне, но и интегрировать феномен в российскую современную действительность.
Сетевой подход к анализу публичной политики также является актуальным в исследуемом вопросе, т.к. именно наличие большого количества сетей в публичном пространстве способствует более детальному и гибкому изучению взаимосвязей между государством и обществом. К данному вопросу обращались ряд отечественных и зарубежных ученых: Э.Х. Клайн, Дж. Ф. Коппенян, Ч. Колиба, Дж. Мик, А. Зиа, А.И. Соловьев, Е.В. Морозова, И. В. Мирошниченко, А. С. Шерстобитов, Л.В. Сморгунов, Т.В. Миллер, М.М. Гасанова6.
Теории интернет-коммуникаций и информационного общества являются основой для исследования современных способов политической коммуникации в современном сетевом пространстве. Необходимо выделить несколько работ, являющиеся отправной точкой анализа: М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Бэлл и М. Маклюэн7. Развитие концепции «интернет-коммуникаций» имеет первостепенное значение в исследовании социальных медиа в контексте публичного пространства, что отражено непосредственно в работах Д.П. Гавры, С. А. Лоури, В.П. Кашкина8 и других.
Концепты понятия «социальные медиа» зафиксированы в монографиях и статьях следующих российских и зарубежных ученых: В.Е. Хецелиус, А.Г. Асташкин, М.Г. Бреслер, Ш.С. Сулейманова, Б. Солис, Д. Брикенридж, А. Белл, С. Прелл9. Работы в области анализа социальных медиа как инструмента публичной политики можно отметить в работах С. В. Володенкова, Е.В. Ефановой и Д.В. Мельниченко10.
Проблематика развития концепции социальных сетей и изучение их влияния на публичное пространство представлена в зарубежных и отечественных работах А.М. Каплана, М. Ханлейна, С.П. Боргатти, М.Г. Эверетта, Д.С. Джонсона, Ю.А. Александровой, А.А. Старцева, Н.В. Гришанина, М.Ю. Павлютенковой11.
Феномен гражданских инициатив в социальных медиа и публичном пространстве отмечается в исследованиях и российских ученых: А.В. Курочкин, А.А. Никифоров, Балуев Д.Г., Каминченко Д.И., Ю.Б. Киняшева, М.А. Кокоулина, А.С. Перелозова12.
Гипотеза. Социальные медиа в современной публичной политике (в том числе и социальные сети) задают новые тренды функционирования в связке «общество-государство». В отличии от традиционных СМИ, социальные медиа являются интерактивной площадкой, где возможно применение коммуникативных интеракций при взаимодействии с органами государственной власти. При помощи подобных механизмов доступно эффективное содействие - организация нового формата создания и распространения информации.
Объект исследования - социальные медиа в системе современного общественно-политического пространства.
Предмет исследования - особенности функционирования социальной сети Instagram в публичном пространстве на примере гражданского проекта «Baikal Save».
Цель - исследование эффективности социальных медиа (социальной сети Instagram) в условиях формирования современной публичной политики на примере общественного движения «Baikal Save».
Задачи:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы в исследовании феномена публичной политики в исторической и современной перспективе;
2. Раскрыть специфику сетевого подхода к интерпретации публичной политики;
3. Исследовать теоретический аппарат понятия «социальные медиа», основные функции и специфику в контексте их функционирования в публичной политике;
4. Проанализировать интерактивные механизмы и технологии социальных медиа в сфере публичного на примере социальной сети Instagram;
5. Определить особенности функционирования и роль социальных медиа (на примере социальной сети Instagram) в активизации гражданской инициативы «Baikal Save»
6. Раскрыть критерии эффективности работы социальных медиа в контексте исследуемой гражданской инициативы.
Эмпирическая база исследования. Результаты социологических опросов исследовательских центров и статистические данные: ВЦИОМ, ФОМ и Росстат.
Материалы конференций и доклады по исследованию феномена «социальные медиа», их функционирования в публичной политике и применение интерактивных механизмов и технологий в современном политическом процессе.
Тексты публикаций в социальной сети Instagram: публичная страница гражданской инициативы «Baikal Save».
Теоретико-методологические основы исследования:
Концепция governance (Р. Роудс) - приобретающий популярность подход к исследованию публичной политики. Автор представляет совершенно иной способ государственного управления , в котором власть становится совокупностью межогранизационных сетей.
Основу исследования работы составил сетевой подход, используемый не только в контексте политических исследований, но и как самостоятельная концепция (Я.Л. Морэно, А. Рэдклифф-Браун). На этом фоне выделяется работа отечественных исследователей, акцентирующих внимание на развитии сетевой публичной политики и её влияние на интернет-пространство (Л.В. Сморгунов, И.В. Мирошниченко).
Теории информационного общества (М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Белл и др.), где масс-медиа являются инструментом влияния на органы государственной власти и публичную политику в целом.
Теория коммуникативных революций (М. Маклюэн, дополнено А. Мирошниченко - «концепция смерти газет»), где автором выделяется четыре переломных момента в коммуникативной истории человечества - от возникновения человеческой речи до начала эпохи «глобальной деревни». Социальные медиа станут пятым (переломным) моментом, вытеснив традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и др.).
Методология. Выделенные комплексные методы позволяют проанализировать концепт социальных медиа в сфере публичной политики как сложно структурированную систему, выявить факторы, определяющие его специфику, провести анализ развития и применения технологий сетевого поля в публичной политике.
Среди основных (общих) методов выделяются структурно-функциональный, институциональный и междисциплинарный подходы. Первый метод позволяет определить социальные медиа как инструмент публичной политики, исследовав структуру и функционал. Второй метод ориентирован на исследование развития моральных и нормативных устоев общества и государства под влиянием внешних факторов. Третий компонент - позволяет избавиться от одностороннего исследования (политологического). Это необходимо для того, чтобы восполнить методологический аппарат принципиально новыми парадигмами и методами сбора информации.
Специальные методы исследования: сетевой и case-study.
Сетевой метод исследования позволяет интерпретировать сетевой принцип организации (социальные медиа) таким образом, что акторы публичного пространства подвергаются исследованию отношений между объектами. Такой подход позволяет интерпретировать поведение субъектов, фиксировать результаты общественно-политических действий в социальных медиа. Метод case-study направлен на исследование конкретных общественно­политических кейсов (ситуаций, конфликтов). С его помощью возможно выделение основных участников, проводить исследование возникновения конфликтной ситуации и т.д.
Методы сбора данных: контент-анализ и интент-анализ.
Применяя данные инструменты, был произведен анализ текстов и публикаций в социальных медиа (социальных сетях) в течение определенного периода времени.
Сделаны основные выводы на основании изучения содержания текста о состояниях и свойствах исследуемой проблематики/конкретного кейса. Были выбраны единицы анализа (ключевые слова, термины, информационное сообщение), создана категориальная схема, кодировка и анализ текста.
Интент-анализ позволил выделить скрытые посылы, раскрыть смысл и направленность текстов.
По итогам исследования составлены таблица и график, в которых наглядно фиксируются, во-первых, частота использования слов и выражений, объединенные в одну категорию. На основе таблицы был составлен график, в котором чётко демонстрируется динамика интенциональной направленности исследуемого контента.
Научная новизна исследования магистерской диссертации:
1. Феномен «социальные медиа» включает в свой понятийный аппарат различные подходы к исследованию. Дано авторское определение и уточнение понятия «социальные медиа»;
2. Выделены новые интерактивные механизмы в контексте социальных медиа. Они позволяют выстраивать эффективный диалог власти и общества в рамках публичной политики с помощью современных средств коммуникаций посредством сети Интернет;
3. Проведен анализ новых гражданских инициатив, интегрированных в социальные медиа, на основе выделенных современных интерактивных механизмов;
4. Продемонстрированы и применены критерии эффективности социальных медиа в публичной политике (на примере гражданских инициатив).
Апробация результатов исследования:
1. Статья на тему: «Проблема теоретического осмысления феномена «социальные медиа» в политической науке »13. В ней представлено исследование, направленное на концептуализацию понятия «социальные» медиа и конкретизацию его места в современной политической науке. Выделена одна из особенностей социальных медиа - использование в качестве инструмента в публичной политике для влияния на органы государственной власти.
2. Участие XIII Международной научно-практической конференции (2020 год) в г. Пенза: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Доклад на тему: «Критерии эффективности социальных медиа в публичной политике». При формировании гражданских инициатив в Интернете встаёт вопрос: каковы успехи их реализации на площадке социальных медиа? Поэтому были раскрыты и проанализированы критерии эффективности социальных медиа в публичной политике, которые всецело могут охарактеризовать эффективное исполнение той или иной гражданской инициативы14.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Влияние социальных медиа как инструмента публичной сетевой политики доказывает свою эффективность, функционируя в информационном пространстве. Пользуясь механизмами социальных сетей возможно не только создание гражданских инициатив, но и обеспечение их продвижения на государственный уровень, привлекая конкретные интерактивные механизмы. Современная публичная политика учитывает особые технологические изменения, направленные на развитие цифровой культуры, подстраиваясь под интересы общества и государства.
В современном представлении публичная политика предстает сквозь призму сетевого подхода. Согласно ему, публичная политика формирует новую культуру политического и гражданского участия, создаёт необходимые механизмы функционирования гражданского общества и органов государственной власти. Это необходимо для эффективного взаимодействия в онлайн- и в оффлайн-пространстве (например, с помощью социальных медиа как прямого механизма и инструментального).
Социальные медиа (применяя социальную сеть Instagram) способствуют реализации эффективной коммуникаций между гражданами и органами власти, где первым открывают доступ к публичному пространству, обеспечивают условия для участия граждан в политическом процессе и реализуют общественный интерес. Социальные медиа - один из важных инструментов функционирования публичной политики , изучение которого актуально.
Гражданская инициатива «Baikal Save» показала позитивную сторону работы социальных медиа в исследуемом контексте.
Во-первых, с помощью контент-анализа и интент-анализа удалось проанализировать особенности привлечения аудитории и интенциональную направленность развития инициативы: публикация постов, активность в социальной сети и способы мобилизации граждан. С помощью выделенных методов удалось выстроить исследование, направленное на демонстрацию формирования повестки дня с помощью социальных медиа, применяя необходимые интерактивные механизмы.
Социальные медиа не намерены делить нишу с традиционными СМИ, смещая последних на вторые позиции. В современном медийном пространстве общество и государство применяют множество механизмов для формирования повестки дня, используют технологии сбора подписей и создания петиций, краудсорсинга и т.д. Если перечисленные платформы не обретают на первом этапе какую-либо юридическую силу и не доходят до органов государственной власти, то общественность способна направить такие технологии в инструментальное русло и призвать другие каналы коммуникации (например, средства массовой информации).
Проблема строительства завода на Байкале вызвала общественный резонанс и задала повестку дня СМИ. Появившись сначала на региональных, а затем и федеральных каналах, инициатива включила в свой информационный арсенал множество рычагов давления на органы власти.
Во-вторых, стоит обратить внимание и на характер каналов коммуникации, имеющих механизмы косвенного влияния. Такие инструменты более эффективны, но имеют более длительный период обратной связи.
Критерии эффективности социальных медиа в публичной политике раскрыли основные способы влияния на органы власти и помогли проследить путь развития медиатизации: от создания сетевых ресурсов до конечной цели - организация отношений с органами государственной власти.
На примере гражданской инициативы «Baikal Save» удалось применить данные показатели и выставить общую оценку. Согласно проведенному анализу, критерии отразили высокую эффективность социальных сетей в контексте публичной политики.
Критерий количество активных сетевых ресурсов показал информационную наполненность гражданской инициативы «Baikal Save» «живыми» каналами коммуникации. Механизм необходим для получения достаточного количества площадок с целью интеракций с общественностью и концентрации вокруг себя заинтересованной целевой аудитории. При выборе сетевых ресурсов для продвижения следует опираться на доступность использования интерактивных механизмов и популярность среди других социальных медиа, исходя из изначальной цели инициативы. Социальная сеть Instagram как взятый пример активного сетевого канала доказала свою эффективность, представив руководителям проекта необходимые интерактивные механизмы для продвижения и смогла продемонстрировать актуальные инструменты сбора информации (создание постов, использование комментариев, хэштегов и т.д.).
Но нельзя говорить об Instagram как о единственной работоспособной площадке. Необходимо использовать несколько каналов социальных медиа для успешного продвижения инициативы. Instagram в данном случае - это один из примеров применения цифрового инструмента влияния на органы государственной власти в рамках публичной политики.
При создании любой гражданской инициативы организаторы проекта стараются всевозможными способами обеспечить огласку среди пользователей Интернета. Важно не только привлечь аудиторию к освещению вопроса, но и предоставить больше интерактивных площадок для продвижения инициативы. Существуют разные каналы коммуникации - ВКонтакте, Instagram, Live Journal и др. Создание одной платформы в социальных медиа недостаточно для успешного продвижения гражданской инициативы. Учитывая предпочтения пользователей и особенности интерфейса, необходимо активно расширять интерактивные каналы.
Реакция органов власти является конечной целью для большинства инициатив. Многие общественные движения, созданные в социальных медиа, сосредоточены на решении особого рода проблем, сфокусированных на внутриполитических и внешнеполитических механизмах. Например, в деле «Baikal Save» руководители проекта призывали не только на законодательном уровне защитить озеро Байкал. Они рекомендовали побудить региональные и федеральные органы власти разобраться с деятельностью бизнеса ООО «Аквасиб» на территории постройки и проверить работу самого органа, который выдал разрешение на строительство - это Рабочая группа по инвестициям на базе Представительства Правительства региона при Правительстве РФ в Москве под руководством Губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Вскоре бывший Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Минприроды проверить завод на соответствие экологическим стандартам. На региональном уровне губернатор Иркутской области поручил профильным ведомствам проверить законность деятельности ООО «Аквасиб» на Байкале.
Последний критерий - результат деятельности гражданских инициатив - отражает в себе закономерность итоговой работы гражданской инициативы. Любой общественный проект должен получить обратную связь от органов власти, где последние в результате должны принять необходимое решение.
Но нельзя полагаться на отмеченные критерии полностью. Выделим несколько особенностей, положительно и отрицательно влияющих на функционирование социальных медиа в контексте публичной политики .
Во-первых, это инновационный характер коммуникации с широкими слоями населения, продиктованный современной информационной революцией современного цифрового пространства. Для многих пользователей социальные медиа (как и Интернет в целом) - это технологически новая и доступная площадка для выражения своего собственного мнения и продвижения личностных инициатив. Такой механизм является привлекательным в виду своей простоты в использовании и оперативной коммуникации с пользователями по всему миру.
Во-вторых, централизованный характер распространения инициативы, чётко поставленная цель и развернутая кампания в социальных сетях. Проблема масштабная, но не имеет множество локализованных каналов влияния, что упрощает восприятие общественности и очерчивает суть проблемы. Когда инициатива имеет конкретную проблематику - в своем арсенале она может использовать действенные каналы влияния на общество и государство.
Противоположный предыдущему алгоритму распространения инициативы - стихийный характер возникновения инициатив. Такие движения чаще всего носят краткосрочный характер, не имея единого интегрирующего канала коммуникации - общественность может создавать множество страниц в социальных медиа, тем самым продвигая инициативу. Но многие пользователи сети остаются в онлайн-пространстве и не выходят за его рамки.
Одна из проблем - отсутствие институционализированности социальных медиа. С одной стороны, органы власти пока не способны или не настроены рационально использовать все формально закрепленные механизмы и инструменты социальных медиа для влияния на общество и налаживания коммуникаций. С другой - неинституционализированные каналы коммуникации могут эффективно применяться пользователями, пока данную нишу не займут органы власти.
Сопутствующая проблема - общество иногда не способно увидеть эффективность «отклика» органов власти на возникшую ситуацию. Как решение и рекомендация - создание специальных юридически закрепленных механизмов для властвующих структур, нацеленных на реализацию привлечения политических элит к обязательному использованию интернет- коммуникаций в связях с общественностью. Например, создание страницы политика в социальной сети для принятия электронных жалоб в онлайн - формате и не только.
Результат гражданской инициативы Baikal Save. Бывший Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Минприроды проверить компанию ООО «Аквасиб» на соответствие строительства завода высоким экологическим стандартам. По результатам проверки оно было приостановлено. Региональные органы власти обратили внимание на проблему после активных действий Прокуратуры Иркутской области и инициировании проблемы в социальных сетях. Эти составляющие отражают рассогласованность действий федеральных и региональных органов власти, что затрудняет разрешение проблем не только в онлайн-пространстве, но и на уровне принятия политико-административных решений. Игнорирование областными органами власти проблемы строительства завода на Байкале вынуждает руководителей инициативы продвигать «Baikal Save» на федеральный уровень с целью обеспечить проекту наибольшую огласку и заручиться поддержкой высших эшелонов власти. Такие действия усложняют каналы коммуникации в социальных медиа: они вынуждают использовать более сложные механизмы взаимодействия - привлечение большего числа пользователей и лидеров мнений, выход в оффлайн-пространство и т.д.
Необходимо и дальше продолжать развивать активные инструменты взаимодействия с органами государственной власти посредством использования социальных медиа. В контексте информационной эпохи и совершенствования различных подходов к исследованию публичной политики социальные медиа уже сейчас способны бороться со СМИ за информационную нишу влияния не только на общество, но и на органы государственной власти.


Учебные пособия
1. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
2. Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие (Public Policy: Instituitions, Digitalization, Development) / под ред. Л.В.Сморгунова. — М.: Аспект Пресс, 2018. — 349 с.
3. Сетевой анализ публичной политики: Учебник /Под ред. Л. В. Сморгунова. — М.: РГ-Принт, 2013.
Монографии
4. Андерсон Дж. Публичная политика: Введение // Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. — СПб.: Алетейя, 2008.
5. Арендт X. Vita Activia или о деятельной жизни. — СПб., 2000.
6. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности — М.: Центр исследований постиндустриального общества. 2007.
7. Гавра Д. П. Основы теории коммуникаций. — СПб.: Питер, 2011.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
9. Кашкин В. П. Введение в теорию коммуникации. — М.: ACT, 2013.
10. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: «Канон-Пресс», 2003.
11. Сети в публичной политике. Политическая наука. Ежегодник-2014 / Отв. ред. А. И. Соловьев. — М.: РОССПЭН, 2014.
12. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ACT, 2004. — 784 с.
13. Фуко М. Интеллектуалы и власть. — М.: Праксис, 2006. — 186 с.
14. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook /пер. с нем. Н. Фрейман. — СПб.: Питер, 2011.
Научные статьи
15. Абраменко, А.В., Подшибякина, Т.А. Сетевая структура «Governance» как способ симметричной политической коммуникации / А.В. Абраменко, Т.А. Подшибякина // Южно-российский журнал социальных наук. — 2014. — №4. — С. 75-87.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ