Введение 3
ГЛАВА 1. Гражданское общество и журналистика 8
1.1 Концепция гражданского общества Ю. Хабермаса 8
1.2 Журналистика как практика развития гражданских инициатив. .13
1.3 Журналистские формы и методы развития гражданских
инициатив 22
ГЛАВА 2. Местная телевизионная журналистика и развитие гражданского самосознания 33
2.1 Специфика деятельности местных СМИ 33
2.2 Местные телевизионные СМИ как субъект развития гражданских
инициатив 38
ГЛАВА 3. Гражданский потенциал местных информационных программ телеканалов «РЕН ТВ - Набережные Челны» и «Чаллы-ТВ - ТВЦ» 45
3.1 Общая характеристика исследования 45
3.2 Потенциал программ «Новости. Набережные Челны» («РЕН ТВ -
Набережные Челны») и «Новости» («Чаллы-ТВ - ТВЦ») в развитии гражданской активности 52
Заключение 62
Библиографический список
использованных источников и литературы 66
Приложение
На данном этапе бурного развития информационных технологий нет журналистики, которая бы удовлетворяла потребностям современного человека. Сегодня СМИ не реализуют тех социально-значимых функций, которые были заложены как первооснова их деятельности. В сознании мировой аудитории укоренилось мнение о том, что журналистики нет, есть пропаганда. Даже если журналистика имеет право на существование, то ее ядром выступает не факт, а мнение. В любом случае та журналистика, какую мы наблюдаем сегодня, не служит интересам людей.
Государственные СМИ являются политическим рупором власти, инструментом идеологического воздействия на население. Коммерческие издания ориентированы на получение финансовой прибыли, путем формирования у аудитории культуры потребления. Государственные и коммерческие издания тяготеют к манипулятивной журналистике, ставка на которую весьма опасна. Манипуляции СМИ разрушающе действуют как на человека, так и на общество в целом. Пример тому - информационные войны, которые способны привести к весьма негативным последствиям. В качестве альтернативы манипулятивной журналистике специалисты предлагают демократическую. Однако идея демократической журналистики оказалась утопичной, не способной противостоять мощи влияния государственных институтов и коммерческой логике рынка.
Есть необходимость развития журналистики, которая имела бы в своем арсенале инструменты для равноправного функционирования наряду с манипулятивной журналистикой. В качестве таковой немецкий социолог Ю. Хабермас предлагает журналистику социальной ответственности (гражданскую журналистику). Ее актором может быть не любой гражданин, как в случае демократической журналистики, а профессионалы. Модель журналистики, предложенная Ю. Хабермасом, реализуется посредством создания публичной сферы и последующего развития гражданских инициатив у аудитории. Она способна в полной мере удовлетворять социально-политические потребности человека. Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в изучении гражданской журналистики как альтернативы манипулятивной журналистике, с осознанием того, что наиболее успешно она реализуется местными СМИ.
Объект исследования - местные телевизионные СМИ как субъект развития гражданских инициатив.
В качестве предмета выступает реализация функции развития гражданских инициатив телевизионными выпусками программ «Новости. Набережные Челны» канала «РЕН ТВ - Набережные Челны» и «Новости» канала «Чаллы-ТВ - ТВЦ».
Цель - исследование потенциала местных телевизионных новостей в области развития гражданских инициатив.
Задачи:
1. Ознакомиться с концепцией гражданского общества Ю. Хабермаса.
2. Рассмотреть журналистику как социальную практику развития гражданского общества.
3. Изучить журналистские методы развития гражданских инициатив.
4. Рассмотреть местные телевизионные СМИ в качестве субъекта развития гражданских инициатив.
5. Разработать критерии оценки гражданского потенциала телевизионных материалов.
6. Оценить гражданский потенциал местных телевизионных информационных программ, которые транслируются на каналах «Чаллы- ТВ - ТВЦ» и «РЕН ТВ - Набережные Челны».
При изучении проблемы была использована литература следующих авторов: 1) при изучении гражданской функции журналистики —
Ю. Хабермаса; 2) при выявлении моделей манипулятивной и социально ответственной журналистики - работы С. Кары-Мурзы, И. Дзялошинского, Н. Лумана, А. Грабельникова, Я. Засурского и А. Демьяненко; 3) при изучении деятельности местных СМИ использованы статьи Ж. Солдатовой, М. Хучиева, Э. Кивель и А. Вертешина.
В ходе исследования, при написании теоретических глав (первой и второй) применялись методы анализа и синтеза, аналогии, индукции и дедукции, абстрагирования, системного и сравнительно-сопоставительного анализов. При проведении эмпирического исследования применялись методы: анализа и синтеза, системного анализа, гипотетико-дедуктивного метода, системного метода, контент-анализа - при разработке исследовательской документации и инструментария; наблюдения, описания, измерения, контент-анализа, сравнительно-сопоставительного метода - при сборе первичной информации; типологического анализа - при характеристике исследуемых СМИ; системного, сравнительно-сопоставительного, анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, контент-анализа - при рассмотрении результатов исследования.
Эмпирической базой исследования послужили материалы местных телевизионных информационных программ на каналах «Чаллы-ТВ - ТВЦ» и «РЕН ТВ - Набережные Челны», вышедшие в эфир в сентябре и октябре 2015 года. Всего было проанализировано 899 материалов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Местные СМИ потенциально являются эффективным инструментом развития гражданских инициатив. Это обуславливается их географической близостью к аудитории, осведомленностью о состоянии дел в регионе, непосредственным знанием проблем города (региона), создают публичные сферы с минимальным расстоянием между акторами (местная власть - местное общество).
2. Программа «Новости» на канале «Чаллы-ТВ - ТВЦ» декларирует себя как активный проводник гражданских инициатив, по сути же является манипулятором. Материалы этого местного СМИ не имеют гражданского потенциала. Журналистский коллектив не выступает от лица общества, не побуждает властные структуры к решению социальных проблем, не дает картину реальной обстановки в городе, практически не привлекает независимых экспертов к публичной дискуссии.
3. Программа «Новости. Набережные Челны» на канале «РЕН ТВ -
Набережные Челны» обладает невысоким гражданским потенциалом. Информационная повестка дня, предложенная редакцией
программы, актуализирует социальные проблемы города, республики, апеллирует к способности телезрителей к рационально-критическому мышлению, представляет общественное, сформулированное большой частью горожан, мнение.
4. Государственные СМИ хуже справляются с ролью развития гражданских инициатив, нежели коммерческие. Реализуя свою деятельность в интересах власти, они становятся инструментом воздействия на общество, подавляя рационально-критическое мышление публики. Это приводит к ущемлению населения в законных правах.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для усовершенствования местных новостных передач, для развития гражданского потенциала местного телевидения. Помимо этого, данная работа может послужить материалом для подготовки лекций и практических занятий со студентами-политологами, а также - студентами-журналистами.
Гражданское общество, согласно концепции Ю. Хабермаса, это сложный и уязвимый элемент социально-политической системы государства. Обязательным условием его существования является журналистика, выступающая опосредующей структурой между обществом и властью. Социальная значимость журналистики состоит в обеспечении публичной сферы — необходимого условия существования конструктивной и равноправной коммуникации между обществом и властью. Та или иная модель журналистики может либо способствовать, либо препятствовать плодотворной коммуникации, определять характер публичной сферы. Так, в случае доминирования манипулятивной журналистики образуется псевдопубличная сфера, способствующая стратегической коммуникации по схеме «субъект (власть) - объект (общество)». В результате власть получает возможность контролировать публичную коммуникацию, используя ее в своих целях и интересах. Это отрицательно сказывается на гражданском обществе, и в крайнем случае может привести к его уничтожению.
Альтернативой манипулятивной журналистике выступает гражданская журналистика, субъектами в которой являются профессиональные журналисты. Социально ответственные СМИ противостоят журналистике манипуляций. Они как непосредственный участник гражданского общества служат интересам наислабейшей стороны коммуникации — обществу. Эффективное существование гражданского общества реализуется посредством развития гражданских инициатив при помощи создания публичной сферы политизированного характера. Подобный характер публичной сферы гарантирует коммуникацию, в которой оба актора (и общество, и власть) одновременно выступают как в качестве объекта, так и в качестве субъекта. Взаимодействие общества и власти происходит по линии совместного рационально-критического анализа действительности.
Концепция журналистики, предложенная Ю. Хабермасом, предполагает развитие гражданских инициатив через организацию публичной сферы, способствующую развитию рационально-критического мышления аудитории. В арсенале граждански ориентированных СМИ есть журналистские методы развития рационально-критического мышления: метод соавторства журналистов и рядовых граждан, метод глобализации проблем, метод публичных дискуссий.
Мы считаем, что местные телевизионные СМИ являются наиболее эффективным субъектом развития гражданских инициатив, поскольку они доступны широким массам, близки к своей аудитории, учитывают потребности общества, существуют в той же социальной обстановке, что и аудитория и создают публичную сферу с минимальным расстоянием между акторами (местная власть - местное общество).
Мы предлагаем оценивать гражданский потенциал информационных продуктов местных СМИ по следующим критериям: декларируемая позиция канала, степень пересечения реальной и медийной повестки дня, характер освещения социально-политических событий, отбор фактов для информирования аудитории, чьи интересы (аудитории, властных структур) определяют информационную повестку дня, полнота информации, оперативность, тип изложения материала.
В результате исследования мы выяснили, что программа «Новости» телеканала «Чаллы-ТВ - ТВЦ», как и программа «Новости. Набережные Челны» телеканала «РЕН ТВ - Набережные Челны» выступают опосредующей структурой между обществом и властью. В материалах этих СМИ представлены оба потенциальных актора публичной сферы. Тем не менее, данные СМИ не организуют публичную сферу, способствующую эффективной коммуникации между властью и обществом, а гражданский потенциал их информационных программ невысок.
Несмотря на то, что телеканал «Чаллы-ТВ - ТВЦ» позиционирует себя как активного субъекта развития гражданских инициатив, его деятельность носит манипулятивный характер. Медийная повестка дня программы «Новости» существенно отличается от реальной повестки. Две трети (68 %) информационных поводов повестки дня этой программы составляют темы, предложенные властными структурами. Всего 9 % материалов созданы по самостоятельно поднятой журналистами теме. Это свидетельствует о том, что СМИ практически не актуализирует социально-значимые вопросы. В качестве героев и экспертов в сюжетах выступают в основном (ок. 46 %) представители власти, государственных учреждений. Мнение независимых экспертов представлено лишь в 1,5 % материалов. Как правило, журналисты предлагают аудитории развернутое информирование в рамках одной версии (77 % материалов), либо фрагментарную подачу информации (20,1 % материалов), версионное изложение с представлением позиций сторон встречается крайне редко (2,6 % материалов). Данные черты программы позволяют нам отнести ее к пропагандистским продуктам и констатировать псевдопубличный характер организуемой каналом коммуникационной сферы. Корреспонденты канала не являются «настоящими людьми» в понимании Ю.Хабермаса — гражданами, способными к рационально¬критическому мышлению, отстаивающими интересы гражданского общества и способствующими улучшению социальной системы. Новостная программа препятствует развитию рационально-критического мышления у аудитории, практически не оказывает городу помощи в решении социально значимых проблем, выступает индикатором политических действий власти. Журналистский продукт поступает на службу экономической и политической агитации, публичная сфера становится аполитичной.
Программа «Новости. Набережные Челны» канала «РЕН ТВ - Набережные Челны» все же имеет потенциал развития гражданских инициатив населения. Программа вовлекает в публичную сферу обычных горожан: порядка 58 % сюжетов содержат мнение челнинцев по
обсуждаемой проблеме (мнение представителей власти содержится в 33,2 % сюжетов). Служба новостей канала не пренебрегает темами, предложенными горожанами: 17,5 % телевизионного новостного эфира было отведено под темы, предложенные горожанами, при этом доля «официальных тем» в информационной повестке дня остается достаточно высокой - порядка 58 % материалов.
Исследование показало, что программа «Новости. Набережные Челны» способствует развитию рационально-критического мышления аудитории, что обеспечивается совокупностью факторов: качественными способами
аргументации новости, полнотой информации и оперативностью. Так, мнение независимых экспертов по проблеме содержится в 19,2 % материалов, 43 % новостей выполнены в жанре проблемного сюжета, версионное изложение проблемы с представлением позиций сторон содержится в 35,5 % материалов, фрагментарность подачи информации наблюдается лишь в 14 % случаев. В заслугу программе может быть поставлено и то, что 99 % сюжетов используют повествовательный тип изложения, исключающий пропагандистский характер сообщения информации.
Проанализировав новостные передачи государственного и коммерческого каналов, мы приходим к выводу, что гражданский потенциал государственных СМИ полностью зависит от целей и задач правительства, а также — политического режима в стране. Даже при самых благих целях правительства и демократическом режиме государственная журналистика будет препятствовать выстраиванию эффективной коммуникации между властью и обществом, поскольку данная коммуникация ограничивает полноту государственной власти. Следовательно, гражданский потенциал государственных СМИ всегда будет невысок. С этой точки зрения гражданский потенциал коммерческих СМИ выше, поскольку они, ориентируясь на потребности аудитории и конкурируя с государственными СМИ, создают материалы, востребованные аудиторией. Аудитория же заинтересована в расширении своей политической воли.
476 Новости. Набережные Челны [информационная телепрограмма] / Телекомпания «РЕН ТВ - Набережные Челны». - Набережные Челны. сентябрь 2015 - октябрь 2015. - Ежеднев.
477-899 Новости. [информационная телепрограмма] / Телерадиокомпания «Чаллы-ТВ». - Набережные Челны. сентябрь 2015 - октябрь 2015. -
Ежеднев.
900. АО «ТАТМЕДИА» [Электронный ресурс]: портал средств массовой
коммуникации Республики Татарстан 2013. Режим доступа:
http://tatmedia.ru/aotatmedia/ (дата обращения: 12.03.2016).
901. Доверяют ли россияне сообщениям СМИ о состоянии экономики
[Электронный ресурс]: независимая социологическая служба «Фонд
«Общественное мнение» 2003-2016. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i- internet/12608 (дата обращения 20.04.2016).
902. О миссии журналиста «донести до народа то, что творится в стране» [Электронный ресурс]: независимая социологическая служба «Фонд «Общественное мнение» 2003-2016. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i- internet/10941 (дата обращения 20.04.2016).
903. СМИ России в 2016 году. Анализ данных за 25 лет [Электронный
ресурс]: портал MediaDigger 2016. Режим доступа:
http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (дата
обращения 20.04.2016).
904. Телеканал «РЕН ТВ - Набережные Челны» [Электронный ресурс]:
Холдинг «СТВ-МЕДИА» 2009. Режим доступа: http://stv-
media.ru/rentv/about.php (дата обращения 20.04.2016).
ЛИТЕРАТУРА
905. Багиров Б. Б. Журналистика и политика / Б. Б. Багиров, М. М. Ковалева // Социологические исследования. - 2001, №8. С. 68-69.
906. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до
информационного общества / А. А. Грабельников. - М.: Гардарики, 2001. -
445 с.
907. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 528 с.
908. Дзялошинский И. М. Российские СМИ в избирательной компании: уроки эффективности / И. М. Дзялошинский. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 159 с.
909. Зайцев А. П. Публичная сфера как поле диалога государства и гражданского общества / А. П. Зайцев. - М. Вестник КГУ им. Некрасова. 2013 №1. 15с.
910. Засурский Я. Н. Средства массовой информации постсоветской России: учеб. пособие / Я. Н. Засурский. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 303с.
911. Демидов А. И. Политология: учебник для вузов / А. И. Демидов, В. М. Долгов, А. В. Малько. - М.: Гардарики, 2004. - 397 с.
912. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник / В. В. Ворошилов. - 3-е изд.
- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 447 с.
913. Вычуб Г. С. Проблематика периодической печати: учебное пособие / Г. С. Вычуб, Т. И. Фролова. - М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2008. - 112 с.
914. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 348с .
915. Ким М. Н. Новостная журналистика: учебник / М. Н. Ким. - СПб.: Изд- во Михайлова В. А., 2005. - 352 с.
916. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов / С. Г. Корконосенко - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
917. Корконосенко С. Г. Социология журналистики: учеб. пособие для студентов. / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.
918. Кравченко А. И. Социология: учебник для студентов вузов / А. И. Кравченко. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 382 с.
919. Луман. Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
920. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: Юристъ, 2006. - 541 с.
921. Никитина Е. С. Место и роль гражданского общества во внутриполитических конфликтах России: дис. д-ра полит. наук: 23.00.02 / Е. С. Никитина.- М., 2011. - 178 с.
922. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. В. Шкодина, С. Г. Вычуба, Т. И. Фроловой. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 316 с.
923. Федоркин Н. С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования // Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 2005. - №4 - 104 с .
924. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов / Л. Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2004. - 397 с.
925. Фомичева И. Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 335 с.
926. Фролов С. С. Социология: учебник / С. С. Фролов. - 5-е изд. доп. - М.: Гардарики, 2000. - 344 с.
927. Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее участие в общественном диалоге: учебник / Т. И. Фролова. - М.: Пульс, 2003. - 242 с.
928. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2001. - 287 с.
929. Демьяненко Н. И. [Электронный ресурс]: Использование
манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема / Н. И. Демьяненко. - М, 2012. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-manipulyativnyh-tehnologiy-v-smi- kak-realnaya-problema (дата обращения: 10.02.2016).
930. Вербилович О. Г. [Электронный ресурс]: Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал. Публичная сфера: теория, методология, кейс стадии / О. Г. Вербилович. - М, 2013 - 44 с. Режим доступа: https: //www.hse.ru/pubs/share/direct/demo document/112305577 (дата обращения: 10.02.2016).
931. Вертешин А. А. [Электронный ресурс]: Региональная журналистика:
Особенности взаимодействия с местной властью. / А. А. Вертешин. - М, 2012. Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/re gionalnaya-
zhurnalistika-osobennosti-vzaimodeystviya-s-mestnoy-vlastyu (дата обращения: 12.03.2016).
932. Иванова Е. А. [Электронный ресурс]: Публичная сфера. Заметки о
мотивации гражданских журналистов. Публичная сфера: теория,
методология, кейс стадии / Е. А. Иванова. - М, 2013. Режим доступа: https: //www.hse.ru/pubs/share/direct/demo document/112305577 (дата
обращения: 11.03.2016).
933. Кивель Э. Р. [Электронный ресурс]: Факторы трансформации
медиаполитической системы Республики Татарстан (2000-2011 гг.) / Э. Р. Кивель. - СПб, 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory- transformatsii-mediapoliticheskoy-sistemy-respubliki-tatarstan-2000-2011-gg (дата обращения: 12.03.2016).
934. Королько В. В. [Электронный ресурс]: Основы паблик рилейшнз / В. В.
Королько. - СПб, 2006 - 586 с. Режим доступа:
http://business.polbu.ru/korolko pr/ch85 v.html (дата обращения: 10.02.2016).
935. Солдатова Ж. Г. [Электронный ресурс]: Особенности развития региональных СМИ России / Ж. Г. Солдатова. - СПб, 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-regionalnyh-smi-rossii (дата обращения: 12.03.2016).
936. Тягунова Т. В. [Электронный ресурс]: Социоструктурная
трансформация публичной сферы Ю. Хабермаса (реферативный перевод). Публичная сфера: теория, методология, кейс стадии / Т. В. Тягунова. - М, 2013 - 59с. Режим доступа:
https: //www.hse.ru/pubs/share/direct/demo document/112305577 (дата обращения: 10.02.2016).
937. Хлебникова Н. В. [Электронный ресурс]: Гражданская журналистика: к истории становления термина. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова / Н. В. Хлебникова. - М, 2015 Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/896 (дата обращения: 15.02.2016).
938. Хучиев М. М. [Электронный ресурс]: Специфика функционирования регионального телевидения / М. М. Хучиев. - М, 2012. Режим доступа: https://cyberieninka.ru/article/n/spetsifika-funktsionirovamya-regionalnogo- televideniya-metodika-i-printsipy (дата обращения: 15.03.2016).