Гражданское образование в механизме развития культуры публичной политики в современной России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ 15
1.1. Теоретико-методологические основания публичной политики и ее
культурного измерения 15
1.2. Механизмы формирования и осуществления публичной политики (на
примере Швеции, Финляндии и России) 27
1.3. Ценностно-культурное взаимодействие государства и гражданского
общества в публичной сфере 47
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 61
2.1. Гражданская компетентность в современной России 61
2.2. Гражданское образование как культурно-просветительский компонент
публичной политики 74
2.3. Практики гражданского образования в контексте формирования российской
культуры публичной политики 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ 15
1.1. Теоретико-методологические основания публичной политики и ее
культурного измерения 15
1.2. Механизмы формирования и осуществления публичной политики (на
примере Швеции, Финляндии и России) 27
1.3. Ценностно-культурное взаимодействие государства и гражданского
общества в публичной сфере 47
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 61
2.1. Гражданская компетентность в современной России 61
2.2. Гражданское образование как культурно-просветительский компонент
публичной политики 74
2.3. Практики гражданского образования в контексте формирования российской
культуры публичной политики 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основой любого демократического государства является свободный гражданин, знающий свои права и обязанности и уважающий права и свободы других членов общества, обладающий устойчивым набором ценностных ориентаций, развитой политической культурой и необходимым уровнем гражданской компетентности. Демократическое правление не представляется возможным без осознанного, ответственного и активного участия в нем самих граждан. Компетенции, необходимые гражданину для успешной ориентации в пространстве публичной политики современного государства, равно как и определенные ценностные установки и ориентации приобретаются индивидом и формируются в его сознании в процессе его социализации и под воздействием целенаправленных образовательных и воспитательных практик. Очевидно, что главным элементом системы образования, отвечающим за формирование и развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики у населения страны, является гражданское образование.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена, с одной стороны, высоким темпом развития и трансформации всех сфер жизни общества, что, в свою очередь, диктует необходимость создания инструментов, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации, как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов, к быстро изменяющейся реальности; с другой стороны, задачей сохранения и укрепления существующей политической системы и основ конституционного строя государства, которая приобретает особое значение в контексте непрекращающихся информационных войн, распространения фейков, в том числе и о деятельности органов государственной власти и государственных структур, глобальных проблем (таких как пандемия COVID-19, терроризм, изменение климата, нехватка природных ресурсов) и локальных (безработица, сепаратизм, бедность населения), а также ряда других опасностей и угроз, с которыми продолжают сталкиваться современные государства.
Проведенный в рамках данного исследования анализ действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, научного и общественно-политического дискурса свидетельствует о том, что руководство страны осознает необходимость гражданско-патриотического и культурно-нравственного воспитания молодого поколения россиян, равно как и повышения уровня гражданской компетентности, правовой и политической грамотности и культуры граждан, с целью укрепления национального единства, формирования общегосударственной идентичности, осознанной гражданственности и ответственного отношения к роли гражданина у россиян, на основе ценностей и традиций многонационального народа России.
С точки зрения научной значимости, актуальность данной работы также обуславливается необходимостью раскрытия культурологического аспекта публичной политики, а также роли гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения демократических стран, которые не нашли должного освещения в научных трудах зарубежных и отечественных авторов.
Степень научной разработанности.
Концепция публичной политики нашла свое отражение в исследованиях многих зарубежных и отечественных ученых. Фундаментальные положения теории публичности были сформулированы Дж. Дьюи и Р. Козеллеком. Центральное значение для данного исследования имеют научные труды представителей коммуникативной теории Х. Арендт и Ю. Хабермаса, автора теории полей П. Бурдьё и его последователей, в частности, Н. А. Шматко. Научную ценность представляют работы современных российских исследователей М. Н. Кондрашиной, А. А. Косорукова, Ю. А. Красина, В. А. Михеева, в которых представлен как анализ уже существующих подходов к рассмотрению публичной политики, так и авторские интерпретации.
Проблеме политической культуры, ее влияния на политическое участие граждан и политическую систему в целом посвящены работы И. Г. Гердера, который ввел понятие «политическая культура» в научный дискурс, Г. Алмонда и С. Вербы, предложивших свой авторский подход к изучению политической культуры и разработавших ее классификацию на основании степени гражданского участия, а также отечественных исследователей А. В. Дуки, В. Г. Белоуса, О. В. Гаман-Голутвиной, Н. В. Карповой. Диссертационные исследования по данной теме были проведены М. Т. Суналлой, который посредством компетентностного подхода уточняет в своей работе содержание политической культуры и политического участия ; Ю. Г. Лебедевой, рассматривающей традицию как политический институт, а также исследующей традиции властвования в политической культуре России на рубеже XX — XXI вв. ; Н. А. Маминой, целью исследования которой являлось выявление особенностей воздействия комплексный содержательных и функциональных сторон политических традиций на механизмы функционирования политических систем; В. Г. Мостовой, осуществившей в рамках своего исследования комплексный анализ «особенностей и степени политико-культурной детерминации процессов становления и развития институтов местного самоуправления в современной России».
Мало изученной областью политической науки является культура публичной политики. В рамках данного направления исследований были опубликованы научные работы отечественных авторов, посвященные культуре публичности (Г. А. Меньшикова ) и необходимости повышения культуры публичной политики в России для укрепления и дальнейшего развития институтов публичной политики и демократии в целом (Л. И. Никовская и В. Н. Якимец).
Проблема гражданской компетентности разрабатывалась и анализировалась Р. А. Далем, описавшим портреты «хорошего» и «нормального» или «адекватного» гражданина; отечественными исследователями М. В. Емельяновой и М. А. Боровой, Т. Е. Шепелевой, И. В. Радиковым и И. Н. Трофимовой; а также нашла свое отражение в диссертационных исследованиях, в том числе авторства Ю. Е. Подлесной, в котором представлен анализ сущности, содержания и структуры гражданской компетентности, а также ее становления и формирования в современной России.
Вопросы реализации гражданского образования в современной России раскрываются в научных статьях А. Ю. Сунгурова , являющегося автором проекта государственной программы по развитию гражданского образования в России, Н. И. Элиасберг, разработавшей и реализовавшей на практике Петербургскую модель гражданско-правового образования, И. В. Радикова, исследовавшего проблемы формирования ответственной активной гражданской позиции, политологического и политического образования, и П. А. Баранова, рассматривающего гражданское образование в контексте культурно - исторического развития российского государства и общества.
Зарубежные практики публичной политики, гражданского образования и гражданского участия, в частности, в странах Северной Европы, отражены в исследованиях A. A. Allaste и K. Saari; J. Lofstrom, N. Merilainen, I. Pietila и J. Varsaluoma, T. Oinas, P. Orlowski, M. Riekkinen, S. N. Soroka и C. Wlezien .
Тема гражданского образования поднимается в рамках современных отечественных диссертационных исследований: Я. В. Зубовой было проведено исследование о правовом образовании в развитии правовой культуры гражданского общества в России ; Т. А. Гришина изучала становление гражданственности как фактор формирования политической культуры России ; Д. Б. Буянский исследовал проблему педагогических условий индивидуализации формирования гражданской компетенции у школьников через призму компетентностного подхода к гражданскому образованию .
Из анализа научных публикаций следует, что культурологический аспект публичной политики, а также роль гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения демократических стран на данный момент не нашли должного освещения в научных трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей, что указывает на научную новизну данного исследования.
Объект исследования - культура публичной политики.
Предмет исследования - гражданское образование как инструмент формирования и развития культуры публичной политики в современной России.
Цель исследования - выявить наиболее эффективные практики гражданского образования, направленные на развитие культуры публичной политики в современном российском обществе.
Целевая установка исследования реализуется посредством решения следующих основных задач:
1) определить теоретико-методологические основания публичной политики и ее культурного измерения;
2) выявить механизмы формирования и осуществления публичной политики (на примере Швеции, Финляндии и России);
3) установить сущностные характеристики ценностно-культурного взаимодействия государства и гражданского общества в публичной сфере;
4) дать оценку уровня гражданской компетентности в современной России;
5) раскрыть гражданское образование как культурно-просветительский компонент публичной политики;
6) зафиксировать существующие практики гражданского образования, способствующие формированию и развитию культуры публичной политики в России.
Теоретико-методологические подходы.
Теоретическую основу исследования составляют научные подходы и концепции, разработанные и предложенные зарубежными и отечественными исследователями, находящиеся в рамках тематики выпускной квалификационной работы: концепция публичной сферы (Р. Козеллек, Ю. Хабермас), как особой коммуникативной среды, где формируется общественное мнение, выполняющее функцию критики и контроля по отношению к государству, а также теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; концепции политической культуры (Г. Алмонд и С. Верба, Н. В. Карповой ) и культуры политики В. Г. Белоуса; исследования культуры публичности (Г. А. Меньшикова ) и культуры публичной политики в современной России (Л. И. Никовская и В. Н. Якимец ); компетентностный подход к гражданскому образованию (А. Ю. Сунгуров, Д. Б. Буянский, Е. В. Митина); подходы к изучению политического образования (В. А. Гуторов, И. В. Радиков ); положения о содержательных компонентах гражданской компетентности и способах ее формирования и развития (Р. Даль, И. В. Радиков, Ю. Е. Полесная, Т. Е. Шепелева ).
Поскольку в выпускной квалификационной работе рассматривается круг вопросов, находящихся на стыке политологии и педагогики, исследование опирается на несколько подходов: коммуникативный подход, в соответствии с которым рассматриваются все формы социально -политического взаимодействия в публичной сфере; компаративистский подход, в рамках которого производится сравнительный анализ механизмов осуществления публичной политики в России и зарубежных странах (Швеции и Финляндии), а также сопоставление содержания нормативно-правовых актов (федеральных государственных образовательных стандартов); компетентностный подход, позволяющий определить составные компоненты гражданской компетентности и исследовать различные нормативно-правовые акты (такие как федеральные законы, стратегии, концепции и проч.) на предмет их присутствия; социокультурный подход, посредством которого гражданское образование раскрывается как культурно-просветительский компонент публичной политики.
Основными методами исследования, применяемыми в выпускной квалификационной работе, являются сравнительный анализ, традиционный (классический качественный) анализ текстов и метод вторичного анализа статистических (социологических) данных.
Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в создании на основе систематизации и обобщения предыдущего научного знания подхода к определению и изучению культуры публичной политики; определении особенностей путей формирования и способов осуществления публичной политики в демократических государствах (на примере России, Швеции и Финляндии); уточнении роли и места гражданского общества в выработке и реализации культурной и образовательной политики в современной России; выявлении практик формирования и развития гражданской компетентности и культуры публичной политики у российских граждан.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и зафиксированные успешные практики реализации гражданского образования могут быть использованы при разработке и обновлении тех компонентов государственной культурной и образовательной политики, которые направлены на формирование и развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики россиян, а также для проведения дальнейших научных исследований и подготовки учебных материалов по данной и смежным темам.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях с международным участием:
- XI Международная молодежная научная конференция «Устойчивость политических систем в условиях глобальных вызовов современности» (доклад на тему: «Формирование культуры публичной политики посредством гражданского образования как способ поддержания устойчивости демократической политической системы»), 12 декабря 2020 г., Санкт-Петербург;
- XXVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2021» (доклад на тему: «Социальные медиа как коммуникативное пространство публичной политики»), апрель 2021 г., Москва;
- XII Международная молодежная научная конференция «Национальные государства в условиях глобальных вызовов: факторы устойчивости политических систем» (доклад на тему: «Значение ценностно-культурного взаимодействия государства и гражданского общества в публичной сфере для современных демократических политических систем»), 28 мая 2021 г., Санкт-Петербург;
- XХIХ Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2022» (доклад на тему: «Механизмы осуществления публичной политики в условиях цифровых трансформаций»), 19-21 апреля 2022 г., Москва;
Положения выпускной квалификационной работы были отражены в научной статье «К вопросу о формировании культуры публичной политики: роль гражданского образования», опубликованной в 2021 году в издании Nauka.me, включенном в Перечень РИНЦ.
Кроме того, вопросы формирования и осуществления публичной политики в современных демократических государствах, а также роль современных медиа и формируемой ими информационно-коммуникативной среды в осуществлении публичной политики были предметом научных дискуссий с участием автора данной работы во время включенного обучения в рамках академического обмена, проходившего в Университете Хельсинки в период с 13.01.2021 г. по 31.05.2021 г.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего 138 наименований, двух приложений. Общий объем работы - 130 страниц машинописного текста (с приложением — 182 страницы).
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена, с одной стороны, высоким темпом развития и трансформации всех сфер жизни общества, что, в свою очередь, диктует необходимость создания инструментов, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации, как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов, к быстро изменяющейся реальности; с другой стороны, задачей сохранения и укрепления существующей политической системы и основ конституционного строя государства, которая приобретает особое значение в контексте непрекращающихся информационных войн, распространения фейков, в том числе и о деятельности органов государственной власти и государственных структур, глобальных проблем (таких как пандемия COVID-19, терроризм, изменение климата, нехватка природных ресурсов) и локальных (безработица, сепаратизм, бедность населения), а также ряда других опасностей и угроз, с которыми продолжают сталкиваться современные государства.
Проведенный в рамках данного исследования анализ действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, научного и общественно-политического дискурса свидетельствует о том, что руководство страны осознает необходимость гражданско-патриотического и культурно-нравственного воспитания молодого поколения россиян, равно как и повышения уровня гражданской компетентности, правовой и политической грамотности и культуры граждан, с целью укрепления национального единства, формирования общегосударственной идентичности, осознанной гражданственности и ответственного отношения к роли гражданина у россиян, на основе ценностей и традиций многонационального народа России.
С точки зрения научной значимости, актуальность данной работы также обуславливается необходимостью раскрытия культурологического аспекта публичной политики, а также роли гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения демократических стран, которые не нашли должного освещения в научных трудах зарубежных и отечественных авторов.
Степень научной разработанности.
Концепция публичной политики нашла свое отражение в исследованиях многих зарубежных и отечественных ученых. Фундаментальные положения теории публичности были сформулированы Дж. Дьюи и Р. Козеллеком. Центральное значение для данного исследования имеют научные труды представителей коммуникативной теории Х. Арендт и Ю. Хабермаса, автора теории полей П. Бурдьё и его последователей, в частности, Н. А. Шматко. Научную ценность представляют работы современных российских исследователей М. Н. Кондрашиной, А. А. Косорукова, Ю. А. Красина, В. А. Михеева, в которых представлен как анализ уже существующих подходов к рассмотрению публичной политики, так и авторские интерпретации.
Проблеме политической культуры, ее влияния на политическое участие граждан и политическую систему в целом посвящены работы И. Г. Гердера, который ввел понятие «политическая культура» в научный дискурс, Г. Алмонда и С. Вербы, предложивших свой авторский подход к изучению политической культуры и разработавших ее классификацию на основании степени гражданского участия, а также отечественных исследователей А. В. Дуки, В. Г. Белоуса, О. В. Гаман-Голутвиной, Н. В. Карповой. Диссертационные исследования по данной теме были проведены М. Т. Суналлой, который посредством компетентностного подхода уточняет в своей работе содержание политической культуры и политического участия ; Ю. Г. Лебедевой, рассматривающей традицию как политический институт, а также исследующей традиции властвования в политической культуре России на рубеже XX — XXI вв. ; Н. А. Маминой, целью исследования которой являлось выявление особенностей воздействия комплексный содержательных и функциональных сторон политических традиций на механизмы функционирования политических систем; В. Г. Мостовой, осуществившей в рамках своего исследования комплексный анализ «особенностей и степени политико-культурной детерминации процессов становления и развития институтов местного самоуправления в современной России».
Мало изученной областью политической науки является культура публичной политики. В рамках данного направления исследований были опубликованы научные работы отечественных авторов, посвященные культуре публичности (Г. А. Меньшикова ) и необходимости повышения культуры публичной политики в России для укрепления и дальнейшего развития институтов публичной политики и демократии в целом (Л. И. Никовская и В. Н. Якимец).
Проблема гражданской компетентности разрабатывалась и анализировалась Р. А. Далем, описавшим портреты «хорошего» и «нормального» или «адекватного» гражданина; отечественными исследователями М. В. Емельяновой и М. А. Боровой, Т. Е. Шепелевой, И. В. Радиковым и И. Н. Трофимовой; а также нашла свое отражение в диссертационных исследованиях, в том числе авторства Ю. Е. Подлесной, в котором представлен анализ сущности, содержания и структуры гражданской компетентности, а также ее становления и формирования в современной России.
Вопросы реализации гражданского образования в современной России раскрываются в научных статьях А. Ю. Сунгурова , являющегося автором проекта государственной программы по развитию гражданского образования в России, Н. И. Элиасберг, разработавшей и реализовавшей на практике Петербургскую модель гражданско-правового образования, И. В. Радикова, исследовавшего проблемы формирования ответственной активной гражданской позиции, политологического и политического образования, и П. А. Баранова, рассматривающего гражданское образование в контексте культурно - исторического развития российского государства и общества.
Зарубежные практики публичной политики, гражданского образования и гражданского участия, в частности, в странах Северной Европы, отражены в исследованиях A. A. Allaste и K. Saari; J. Lofstrom, N. Merilainen, I. Pietila и J. Varsaluoma, T. Oinas, P. Orlowski, M. Riekkinen, S. N. Soroka и C. Wlezien .
Тема гражданского образования поднимается в рамках современных отечественных диссертационных исследований: Я. В. Зубовой было проведено исследование о правовом образовании в развитии правовой культуры гражданского общества в России ; Т. А. Гришина изучала становление гражданственности как фактор формирования политической культуры России ; Д. Б. Буянский исследовал проблему педагогических условий индивидуализации формирования гражданской компетенции у школьников через призму компетентностного подхода к гражданскому образованию .
Из анализа научных публикаций следует, что культурологический аспект публичной политики, а также роль гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения демократических стран на данный момент не нашли должного освещения в научных трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей, что указывает на научную новизну данного исследования.
Объект исследования - культура публичной политики.
Предмет исследования - гражданское образование как инструмент формирования и развития культуры публичной политики в современной России.
Цель исследования - выявить наиболее эффективные практики гражданского образования, направленные на развитие культуры публичной политики в современном российском обществе.
Целевая установка исследования реализуется посредством решения следующих основных задач:
1) определить теоретико-методологические основания публичной политики и ее культурного измерения;
2) выявить механизмы формирования и осуществления публичной политики (на примере Швеции, Финляндии и России);
3) установить сущностные характеристики ценностно-культурного взаимодействия государства и гражданского общества в публичной сфере;
4) дать оценку уровня гражданской компетентности в современной России;
5) раскрыть гражданское образование как культурно-просветительский компонент публичной политики;
6) зафиксировать существующие практики гражданского образования, способствующие формированию и развитию культуры публичной политики в России.
Теоретико-методологические подходы.
Теоретическую основу исследования составляют научные подходы и концепции, разработанные и предложенные зарубежными и отечественными исследователями, находящиеся в рамках тематики выпускной квалификационной работы: концепция публичной сферы (Р. Козеллек, Ю. Хабермас), как особой коммуникативной среды, где формируется общественное мнение, выполняющее функцию критики и контроля по отношению к государству, а также теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; концепции политической культуры (Г. Алмонд и С. Верба, Н. В. Карповой ) и культуры политики В. Г. Белоуса; исследования культуры публичности (Г. А. Меньшикова ) и культуры публичной политики в современной России (Л. И. Никовская и В. Н. Якимец ); компетентностный подход к гражданскому образованию (А. Ю. Сунгуров, Д. Б. Буянский, Е. В. Митина); подходы к изучению политического образования (В. А. Гуторов, И. В. Радиков ); положения о содержательных компонентах гражданской компетентности и способах ее формирования и развития (Р. Даль, И. В. Радиков, Ю. Е. Полесная, Т. Е. Шепелева ).
Поскольку в выпускной квалификационной работе рассматривается круг вопросов, находящихся на стыке политологии и педагогики, исследование опирается на несколько подходов: коммуникативный подход, в соответствии с которым рассматриваются все формы социально -политического взаимодействия в публичной сфере; компаративистский подход, в рамках которого производится сравнительный анализ механизмов осуществления публичной политики в России и зарубежных странах (Швеции и Финляндии), а также сопоставление содержания нормативно-правовых актов (федеральных государственных образовательных стандартов); компетентностный подход, позволяющий определить составные компоненты гражданской компетентности и исследовать различные нормативно-правовые акты (такие как федеральные законы, стратегии, концепции и проч.) на предмет их присутствия; социокультурный подход, посредством которого гражданское образование раскрывается как культурно-просветительский компонент публичной политики.
Основными методами исследования, применяемыми в выпускной квалификационной работе, являются сравнительный анализ, традиционный (классический качественный) анализ текстов и метод вторичного анализа статистических (социологических) данных.
Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в создании на основе систематизации и обобщения предыдущего научного знания подхода к определению и изучению культуры публичной политики; определении особенностей путей формирования и способов осуществления публичной политики в демократических государствах (на примере России, Швеции и Финляндии); уточнении роли и места гражданского общества в выработке и реализации культурной и образовательной политики в современной России; выявлении практик формирования и развития гражданской компетентности и культуры публичной политики у российских граждан.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и зафиксированные успешные практики реализации гражданского образования могут быть использованы при разработке и обновлении тех компонентов государственной культурной и образовательной политики, которые направлены на формирование и развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики россиян, а также для проведения дальнейших научных исследований и подготовки учебных материалов по данной и смежным темам.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях с международным участием:
- XI Международная молодежная научная конференция «Устойчивость политических систем в условиях глобальных вызовов современности» (доклад на тему: «Формирование культуры публичной политики посредством гражданского образования как способ поддержания устойчивости демократической политической системы»), 12 декабря 2020 г., Санкт-Петербург;
- XXVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2021» (доклад на тему: «Социальные медиа как коммуникативное пространство публичной политики»), апрель 2021 г., Москва;
- XII Международная молодежная научная конференция «Национальные государства в условиях глобальных вызовов: факторы устойчивости политических систем» (доклад на тему: «Значение ценностно-культурного взаимодействия государства и гражданского общества в публичной сфере для современных демократических политических систем»), 28 мая 2021 г., Санкт-Петербург;
- XХIХ Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2022» (доклад на тему: «Механизмы осуществления публичной политики в условиях цифровых трансформаций»), 19-21 апреля 2022 г., Москва;
Положения выпускной квалификационной работы были отражены в научной статье «К вопросу о формировании культуры публичной политики: роль гражданского образования», опубликованной в 2021 году в издании Nauka.me, включенном в Перечень РИНЦ.
Кроме того, вопросы формирования и осуществления публичной политики в современных демократических государствах, а также роль современных медиа и формируемой ими информационно-коммуникативной среды в осуществлении публичной политики были предметом научных дискуссий с участием автора данной работы во время включенного обучения в рамках академического обмена, проходившего в Университете Хельсинки в период с 13.01.2021 г. по 31.05.2021 г.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего 138 наименований, двух приложений. Общий объем работы - 130 страниц машинописного текста (с приложением — 182 страницы).
Культура публичной политики, представляющая собой совокупность определенных ориентаций и установок гражданина по отношению к сфере публичной политики, существующим в публичном пространстве социально-политическим институтам и осуществляемой в его рамках различными акторами деятельности, а также своей собственной роли как субъекта публичной политики, является одной из важных составляющих демократического политического режима. Задача ее формирования и развития стоит перед всеми современными демократическими государствами, в том числе перед Российской Федерацией, и имеет стратегическое значение.
В результате проведенного в рамках данного исследования сравнительного анализа механизмов формирования и осуществления публичной политики в России, Швеции и Финляндии было выявлено, что особенности национальной культуры публичной политики обуславливаются спецификой осуществления публичной политики и формирования пространства публичной политики в каждой конкретной стране. В свою очередь, сама публичная политика во многом детерминирована тем культурно-историческим контекстом, в котором она осуществляется. Смена власти и политического режима, приобретение независимости, войны и революции, экономический и культурный кризисы - все это и другие значимые общественно-политические события служили триггерами, запускавшими различные механизмы, направленные на расширение и обогащение сферы публичной политики, или же, напротив, на ее сужение и ограничение в каждой из рассмотренных нами стран. В частности, вследствие активного развития и широкого распространения IT-технологий, в том числе и в политической сфере, в большинстве стран мира произошло расширение пространства публичной политики за счет создания ее нового, виртуального измерения. Так, благодаря современным технологиям стала возможной реализация таких концепций, как e-Government, e-Democracy и e-Participation.
Реализация стратегической задачи по формированию и развитию культуры публичной политики возможна посредством эффективного использования такого инструмента как гражданское образование и воспитание. В контексте данного исследования гражданское образование рассматривалось как сложная система, интегрирующая в результате целенаправленной деятельности (урочной и внеурочной деятельности, а также неформальных образовательных практик) в сознание индивида те ценностные ориентации и знания (в области политики, права, экономики, истории, социологии и т.д.), которые свойственны определённому типу политического поведения, присущему конкретному типу общества и государственному устройству. Целью гражданского образования является формирование «потенциально активного гражданина, обладающего “резервом влиятельности”». Однако для достижения данной цели необходимо осуществлять формирование и развитие гражданской компетентности и политической культуры, а также непосредственно культуры публичной политики у населения.
Гражданская компетентность, понимаемая нами как способность гражданина на основе имеющихся у него знаний формировать свое авторитетное мнение о происходящих в его окружении (в обществе и государстве, частью которых он является) событиях и явлениях, принимать осознанные решения и проявлять активную гражданскую позицию, является одним из неотъемлемых условий для развития демократии и устойчивого и эффективного функционирования ее институтов.
В ходе исследования нами были проанализированы различные показатели и индикаторы, указывающие на степень развитости личностного, когнитивного и деятельностного компонентов гражданской компетентности россиян, среди которых: динамика результатов ЕГЭ по обществознанию; индекс информированности граждан о деятельности министров Российской Федерации, опубликованный ВЦИОМ в 2021 году; оценка осведомленности граждан о существующих национальных проектах; индекс информированности граждан о содержании Конституции Российской Федерации, опубликованный ВЦИОМ (оценка динамики показателей с 2009 г. по 2013 г.); анализ электоральной активности граждан (президентские выборы 2018 г., парламентские выборы 2021 г.); данные ВЦИОМ об интересе граждан к общественно-политической жизни за 2011 и 2021 годы. В результате проведенного анализа был сделан вывод о недостаточном уровне гражданской компетентности у российских граждан. Несмотря на существующую в стране обширную базу нормативно -правовых актов (федеральных законов, стратегий, концепций и проч.), призванных регулировать и задавать целевые установки образовательного и воспитательного процессов во всей их многогранности и многоаспектности, российское общество по-прежнему сталкивается с проблемами электоральной и гражданской активности населения, низким уровнем правовой грамотности и политической культуры россиян, недостаточной политической информированностью и осведомленностью граждан, а также с необходимостью улучшения навыков демократического участия в жизни общества и государства .
Тем не менее, очевидно, что руководство государства осознает необходимость повышения уровня гражданской компетентности и культуры публичной политики россиян, поскольку они представляют собой эффективный внутренний барьер, способный защитить общество от деструктивного воздействия различных внутри- и внешнеполитических субъектов, представляющих в эпоху «постправды» серьезную угрозу, в том числе, основам конституционного строя государства, а также предотвратить вырождение демократии в олигархию и тиранию.
Гражданское образование, направленное на предупреждение и преодоление этнонациональной, конфессиональной и социальной напряженности посредством формирования соответствующих паттернов поведения и социально-культурных установок у индивида, способно оказывать существенное позитивное влияние на обеспечение национальной безопасности страны. Формирующиеся в процессе гражданского образования ценности и ориентации, общий для всего населения социокультурный код, способствуют консолидации общества и сохранению единого культурного и политического пространства страны.
Исследование показало, что, несмотря на отсутствие целостной системы гражданского образования, в целом воспитательный процесс в Российской Федерации нацелен на формирование ответственных граждан, обладающих активной гражданской позицией, уважающих культуру и традиции всех народов, бережно относящихся и сохраняющих историко-культурное наследие России, готовых защищать интересы своей Родины, способных успешно ориентироваться в социально-политическом пространстве и принимающих осознанное участие в процессе принятия общественно значимых политических решений в сфере публичной политики. Таким образом, гражданское образование представляет собой культурно-просветительский компонент публичной политики России.
Ключевыми субъектами формирования и развития культуры публичной политики и гражданской компетентности у россиян в настоящее время являются учебные учреждения и, в первую очередь, школы. В результате проведенного в рамках данного исследования анализа федеральных государственных образовательных стандартов школьного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года было установлено, что российская система школьного образования действительно направлена на формирование и развитие гражданской компетентности и демократических ценностей у обучающихся, что можно проследить на всех трех этапах (1-4 классы; 5-9 классы; 10-11 классы). При этом наибольшее внимание очевидно уделяется личностному и когнитивному компонентам гражданской компетентности, в то время как формирование деятельностного компонента практически не осуществляется. Сильной стороной российского школьного образования, нашедшую свое отражение в ФГОС, является удовлетворение потребностей современного общества и государства: в контексте данного исследования речь, прежде всего, идет о таких направлениях образовательного процесса, как формирование навыка адаптации к динамично изменяющейся реальности и способности обучающегося противостоять различным негативным социальным явлениям (например, экстремистской идеологии, дискриминации по различным признакам, национализма и ксенофобии).
Исследование федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (в качестве объектов исследования были выбраны три направления подготовки бакалавров по специальностям из различных научных областей (02.03.01 Математика и компьютерные науки; 44.03.01 Педагогическое образование; 51.03.03 Социально-культурная деятельность), а также направление 41.03.04 Политология в качестве профильного для гражданского и политического образования) на предмет присутствия в них элементов гражданского образования, направленного на развитие культуры публичной политики у российских граждан, показало, что в действующей системе высшего образования в России отсутствует системный подход к гражданскому образованию, а дальнейшее развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики не является одной из целей образовательного процесса.
Однако содержание гражданского образования не ограничивается формальными практиками, способами и методами его осуществления. Формирование гражданской компетентности и политической культуры граждан также во много происходит посредством среды, в которой они находятся. Например, обучаясь в учебном учреждении с демократическим принципом управления, где успешно функционирует ученическое самоуправление и реализуется принцип соуправления, учащиеся имеют больше возможностей для социализации, саморазвития и самовыражения, проявления своей активной позиции, в частности, благодаря участию в различных социально значимых проектах и мероприятиях.
Большой вклад в развитие политической культуры населения вносят музей, театры, гражданское общество, органы государственной власти и их посредники, организующие конкурсы и мероприятия гражданско- патриотической направленности, а также различные акторы, существующие в медиа пространстве. Так, в Российской Федерации осуществляется ценностно - культурное взаимодействие государства и гражданского общества, построенное на основе сочетания партнерской («модель садовника») и патерналистской моделей: органы государственной власти активно поддерживают развитие институтов гражданского общества, таких как некоммерческие и общественные организации (в 2020 году государственную финансовую поддержку в размере 53,4 млрд рублей получили 6 025 СОНКО, в то время как в 2019 году 34,7 млрд рублей было распределено между 4 248 СОНКО), творческие объединения, с целью передачи им части своих функций и полномочий в рамках государственной культурной политики. Кроме того, государством признается необходимость экспертных советов и общественных обсуждений, посредством которых гражданами осуществляется контроль над законотворческим процессом и деятельностью исполнительных органов власти.
Учреждения культуры и искусства, в частности музеи, служат базой формирования исторической памяти общества и личности и способствуют развитию и распространению культурно-исторического знания среди населения. Историческая память, в свою очередь, представляет собой одну из базовых составляющих политической культуры населения страны. Крупные музеи, такие как Государственный Эрмитаж, благодаря их обширным возможностям, способны создавать специальную интерактивную среду, посредством которой люди с ограниченными возможностями могут также приобщаться к культурному и историческому наследию России, расширять свой кругозор, совершенствовать свои коммуникативные навыки и многое другое. Значительный вклад в политическое образование, в первую очередь, молодежи вносит Музей политической истории России, который предлагает вниманию своих посетителей не только различные выставки и экспозиции, но и тематические музейные и интерактивные занятия, например, на тему прав и обязанностей человека и гражданина, Конституции РФ, российского парламентаризма и многие другие. Таким образом, учреждения культуры, действительно, играют значимую роль в процессе формирования культуры публичной политики у российских граждан.
Одной из выявленных эффективных практик формирования гражданской компетентности и культуры публичной политики у российской молодежи является систематическое проведение различных конкурсов, олимпиад, форумов, проектов и иных мероприятий гражданско-патриотической направленности, организуемых НКО, общественными объединениями, фондами и другими организациями при поддержке государства. Благодаря участию в данных мероприятиях молодые люди не только проявляют свой творческий потенциал, развивают свои навыки и умения, расширяют свои знания о политике, истории, экономике, праве и т.д., но и приобщаются к культурно-историческому наследию, традициям и ценностям многонационального народа России, обогащают свой социальный капитал и даже вносят собственный вклад в развитие науки, образования, государства и общества в целом.
В эпоху всеобщей цифровизации и интернетизации все большее влияние на формирование общественного и индивидуального сознания, а значит и культуры публичной политики, приобретают социальные сети, а точнее блоги, освещающие социально-политическую тематику. Блоги могут выполнять различные политические функции, в том числе, осуществлять консолидацию и мобилизацию общества и его сегментов; создавать имидж политика, партии, социально-политического института и проч.; информировать и политически просвещать граждан, а также способствовать их политической социализации. Однако, важно помнить о том, что действия блогеров могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер по отношению к общественно-политическому устройству государства. Во времена «постправды» и особенно сегодня России крайне необходимо найти баланс между гарантией свободы слова, в том числе в онлайн-пространстве, и обеспечением информационной безопасности.
Подводя итог всей проделанной в рамках данного исследования работе, отметим, что существующая в настоящая время в России модель гражданского образования, интегрированная в общую систему образования и воспитания российских граждан, может быть усовершенствована по ряду направлений, для того чтобы стать еще более эффективным инструментом в механизме формирования и развития культуры публичной политики у населения страны. Во-первых, необходимо уделить больше внимания формированию деятельностного компонента гражданской компетентности уже на этапе школьного обучения: по возможности чаще использовать интерактивные формы обучения, предусматривающие гражданско-правовую и политическую тематику; наладить взаимодействие между образовательными учреждениями и социально-ориентированными НКО, общественными организациями, органами власти и их подшефными организациями (например, такими как Молодежные парламенты) с целью предоставления учащимся возможностей для получения навыков практического участия в социально-политической сфере. Во-вторых, важным компонентов системы высшего образования должно стать изучение дисциплин социо-гуманитирного цикла (например, политологических дисциплин), в том числе студентами не профильных направлений подготовки (то есть студентами-медиками, военными, инженерами и т.д.). В-третьих, формирование культуры публичной политики у российских граждан посредством гражданского образования должно основываться на присущих нашему многонациональному народу духовно-нравственных и культурных ценностях и традициях русской демократии. И, наконец, в-четвертых, необходимо создать целостную систему гражданского образования, основанную на принципах преемственности и взаимодополняемости, а также функционирующую на всех этапах образовательного процесса, продолжающегося на протяжении всей жизни человека.
В результате проведенного в рамках данного исследования сравнительного анализа механизмов формирования и осуществления публичной политики в России, Швеции и Финляндии было выявлено, что особенности национальной культуры публичной политики обуславливаются спецификой осуществления публичной политики и формирования пространства публичной политики в каждой конкретной стране. В свою очередь, сама публичная политика во многом детерминирована тем культурно-историческим контекстом, в котором она осуществляется. Смена власти и политического режима, приобретение независимости, войны и революции, экономический и культурный кризисы - все это и другие значимые общественно-политические события служили триггерами, запускавшими различные механизмы, направленные на расширение и обогащение сферы публичной политики, или же, напротив, на ее сужение и ограничение в каждой из рассмотренных нами стран. В частности, вследствие активного развития и широкого распространения IT-технологий, в том числе и в политической сфере, в большинстве стран мира произошло расширение пространства публичной политики за счет создания ее нового, виртуального измерения. Так, благодаря современным технологиям стала возможной реализация таких концепций, как e-Government, e-Democracy и e-Participation.
Реализация стратегической задачи по формированию и развитию культуры публичной политики возможна посредством эффективного использования такого инструмента как гражданское образование и воспитание. В контексте данного исследования гражданское образование рассматривалось как сложная система, интегрирующая в результате целенаправленной деятельности (урочной и внеурочной деятельности, а также неформальных образовательных практик) в сознание индивида те ценностные ориентации и знания (в области политики, права, экономики, истории, социологии и т.д.), которые свойственны определённому типу политического поведения, присущему конкретному типу общества и государственному устройству. Целью гражданского образования является формирование «потенциально активного гражданина, обладающего “резервом влиятельности”». Однако для достижения данной цели необходимо осуществлять формирование и развитие гражданской компетентности и политической культуры, а также непосредственно культуры публичной политики у населения.
Гражданская компетентность, понимаемая нами как способность гражданина на основе имеющихся у него знаний формировать свое авторитетное мнение о происходящих в его окружении (в обществе и государстве, частью которых он является) событиях и явлениях, принимать осознанные решения и проявлять активную гражданскую позицию, является одним из неотъемлемых условий для развития демократии и устойчивого и эффективного функционирования ее институтов.
В ходе исследования нами были проанализированы различные показатели и индикаторы, указывающие на степень развитости личностного, когнитивного и деятельностного компонентов гражданской компетентности россиян, среди которых: динамика результатов ЕГЭ по обществознанию; индекс информированности граждан о деятельности министров Российской Федерации, опубликованный ВЦИОМ в 2021 году; оценка осведомленности граждан о существующих национальных проектах; индекс информированности граждан о содержании Конституции Российской Федерации, опубликованный ВЦИОМ (оценка динамики показателей с 2009 г. по 2013 г.); анализ электоральной активности граждан (президентские выборы 2018 г., парламентские выборы 2021 г.); данные ВЦИОМ об интересе граждан к общественно-политической жизни за 2011 и 2021 годы. В результате проведенного анализа был сделан вывод о недостаточном уровне гражданской компетентности у российских граждан. Несмотря на существующую в стране обширную базу нормативно -правовых актов (федеральных законов, стратегий, концепций и проч.), призванных регулировать и задавать целевые установки образовательного и воспитательного процессов во всей их многогранности и многоаспектности, российское общество по-прежнему сталкивается с проблемами электоральной и гражданской активности населения, низким уровнем правовой грамотности и политической культуры россиян, недостаточной политической информированностью и осведомленностью граждан, а также с необходимостью улучшения навыков демократического участия в жизни общества и государства .
Тем не менее, очевидно, что руководство государства осознает необходимость повышения уровня гражданской компетентности и культуры публичной политики россиян, поскольку они представляют собой эффективный внутренний барьер, способный защитить общество от деструктивного воздействия различных внутри- и внешнеполитических субъектов, представляющих в эпоху «постправды» серьезную угрозу, в том числе, основам конституционного строя государства, а также предотвратить вырождение демократии в олигархию и тиранию.
Гражданское образование, направленное на предупреждение и преодоление этнонациональной, конфессиональной и социальной напряженности посредством формирования соответствующих паттернов поведения и социально-культурных установок у индивида, способно оказывать существенное позитивное влияние на обеспечение национальной безопасности страны. Формирующиеся в процессе гражданского образования ценности и ориентации, общий для всего населения социокультурный код, способствуют консолидации общества и сохранению единого культурного и политического пространства страны.
Исследование показало, что, несмотря на отсутствие целостной системы гражданского образования, в целом воспитательный процесс в Российской Федерации нацелен на формирование ответственных граждан, обладающих активной гражданской позицией, уважающих культуру и традиции всех народов, бережно относящихся и сохраняющих историко-культурное наследие России, готовых защищать интересы своей Родины, способных успешно ориентироваться в социально-политическом пространстве и принимающих осознанное участие в процессе принятия общественно значимых политических решений в сфере публичной политики. Таким образом, гражданское образование представляет собой культурно-просветительский компонент публичной политики России.
Ключевыми субъектами формирования и развития культуры публичной политики и гражданской компетентности у россиян в настоящее время являются учебные учреждения и, в первую очередь, школы. В результате проведенного в рамках данного исследования анализа федеральных государственных образовательных стандартов школьного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года было установлено, что российская система школьного образования действительно направлена на формирование и развитие гражданской компетентности и демократических ценностей у обучающихся, что можно проследить на всех трех этапах (1-4 классы; 5-9 классы; 10-11 классы). При этом наибольшее внимание очевидно уделяется личностному и когнитивному компонентам гражданской компетентности, в то время как формирование деятельностного компонента практически не осуществляется. Сильной стороной российского школьного образования, нашедшую свое отражение в ФГОС, является удовлетворение потребностей современного общества и государства: в контексте данного исследования речь, прежде всего, идет о таких направлениях образовательного процесса, как формирование навыка адаптации к динамично изменяющейся реальности и способности обучающегося противостоять различным негативным социальным явлениям (например, экстремистской идеологии, дискриминации по различным признакам, национализма и ксенофобии).
Исследование федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (в качестве объектов исследования были выбраны три направления подготовки бакалавров по специальностям из различных научных областей (02.03.01 Математика и компьютерные науки; 44.03.01 Педагогическое образование; 51.03.03 Социально-культурная деятельность), а также направление 41.03.04 Политология в качестве профильного для гражданского и политического образования) на предмет присутствия в них элементов гражданского образования, направленного на развитие культуры публичной политики у российских граждан, показало, что в действующей системе высшего образования в России отсутствует системный подход к гражданскому образованию, а дальнейшее развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики не является одной из целей образовательного процесса.
Однако содержание гражданского образования не ограничивается формальными практиками, способами и методами его осуществления. Формирование гражданской компетентности и политической культуры граждан также во много происходит посредством среды, в которой они находятся. Например, обучаясь в учебном учреждении с демократическим принципом управления, где успешно функционирует ученическое самоуправление и реализуется принцип соуправления, учащиеся имеют больше возможностей для социализации, саморазвития и самовыражения, проявления своей активной позиции, в частности, благодаря участию в различных социально значимых проектах и мероприятиях.
Большой вклад в развитие политической культуры населения вносят музей, театры, гражданское общество, органы государственной власти и их посредники, организующие конкурсы и мероприятия гражданско- патриотической направленности, а также различные акторы, существующие в медиа пространстве. Так, в Российской Федерации осуществляется ценностно - культурное взаимодействие государства и гражданского общества, построенное на основе сочетания партнерской («модель садовника») и патерналистской моделей: органы государственной власти активно поддерживают развитие институтов гражданского общества, таких как некоммерческие и общественные организации (в 2020 году государственную финансовую поддержку в размере 53,4 млрд рублей получили 6 025 СОНКО, в то время как в 2019 году 34,7 млрд рублей было распределено между 4 248 СОНКО), творческие объединения, с целью передачи им части своих функций и полномочий в рамках государственной культурной политики. Кроме того, государством признается необходимость экспертных советов и общественных обсуждений, посредством которых гражданами осуществляется контроль над законотворческим процессом и деятельностью исполнительных органов власти.
Учреждения культуры и искусства, в частности музеи, служат базой формирования исторической памяти общества и личности и способствуют развитию и распространению культурно-исторического знания среди населения. Историческая память, в свою очередь, представляет собой одну из базовых составляющих политической культуры населения страны. Крупные музеи, такие как Государственный Эрмитаж, благодаря их обширным возможностям, способны создавать специальную интерактивную среду, посредством которой люди с ограниченными возможностями могут также приобщаться к культурному и историческому наследию России, расширять свой кругозор, совершенствовать свои коммуникативные навыки и многое другое. Значительный вклад в политическое образование, в первую очередь, молодежи вносит Музей политической истории России, который предлагает вниманию своих посетителей не только различные выставки и экспозиции, но и тематические музейные и интерактивные занятия, например, на тему прав и обязанностей человека и гражданина, Конституции РФ, российского парламентаризма и многие другие. Таким образом, учреждения культуры, действительно, играют значимую роль в процессе формирования культуры публичной политики у российских граждан.
Одной из выявленных эффективных практик формирования гражданской компетентности и культуры публичной политики у российской молодежи является систематическое проведение различных конкурсов, олимпиад, форумов, проектов и иных мероприятий гражданско-патриотической направленности, организуемых НКО, общественными объединениями, фондами и другими организациями при поддержке государства. Благодаря участию в данных мероприятиях молодые люди не только проявляют свой творческий потенциал, развивают свои навыки и умения, расширяют свои знания о политике, истории, экономике, праве и т.д., но и приобщаются к культурно-историческому наследию, традициям и ценностям многонационального народа России, обогащают свой социальный капитал и даже вносят собственный вклад в развитие науки, образования, государства и общества в целом.
В эпоху всеобщей цифровизации и интернетизации все большее влияние на формирование общественного и индивидуального сознания, а значит и культуры публичной политики, приобретают социальные сети, а точнее блоги, освещающие социально-политическую тематику. Блоги могут выполнять различные политические функции, в том числе, осуществлять консолидацию и мобилизацию общества и его сегментов; создавать имидж политика, партии, социально-политического института и проч.; информировать и политически просвещать граждан, а также способствовать их политической социализации. Однако, важно помнить о том, что действия блогеров могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер по отношению к общественно-политическому устройству государства. Во времена «постправды» и особенно сегодня России крайне необходимо найти баланс между гарантией свободы слова, в том числе в онлайн-пространстве, и обеспечением информационной безопасности.
Подводя итог всей проделанной в рамках данного исследования работе, отметим, что существующая в настоящая время в России модель гражданского образования, интегрированная в общую систему образования и воспитания российских граждан, может быть усовершенствована по ряду направлений, для того чтобы стать еще более эффективным инструментом в механизме формирования и развития культуры публичной политики у населения страны. Во-первых, необходимо уделить больше внимания формированию деятельностного компонента гражданской компетентности уже на этапе школьного обучения: по возможности чаще использовать интерактивные формы обучения, предусматривающие гражданско-правовую и политическую тематику; наладить взаимодействие между образовательными учреждениями и социально-ориентированными НКО, общественными организациями, органами власти и их подшефными организациями (например, такими как Молодежные парламенты) с целью предоставления учащимся возможностей для получения навыков практического участия в социально-политической сфере. Во-вторых, важным компонентов системы высшего образования должно стать изучение дисциплин социо-гуманитирного цикла (например, политологических дисциплин), в том числе студентами не профильных направлений подготовки (то есть студентами-медиками, военными, инженерами и т.д.). В-третьих, формирование культуры публичной политики у российских граждан посредством гражданского образования должно основываться на присущих нашему многонациональному народу духовно-нравственных и культурных ценностях и традициях русской демократии. И, наконец, в-четвертых, необходимо создать целостную систему гражданского образования, основанную на принципах преемственности и взаимодополняемости, а также функционирующую на всех этапах образовательного процесса, продолжающегося на протяжении всей жизни человека.
Подобные работы
- Гражданское образование в механизме развития культуры публичной
политики в современной России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Историческая политика в современной России: акторы и механизмы формирования образа прошлого в публичном пространстве
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Интернет - активность как форма реализации публичной политики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 8500 р. Год сдачи: 2020 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 7150 р. Год сдачи: 2020 - Крупные корпорации в публичной политике современной России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В ONLINE-ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



