Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданское образование в механизме развития культуры публичной политики в современной России

Работа №127966

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы189
Год сдачи2022
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ 15
1.1. Теоретико-методологические основания публичной политики и ее
культурного измерения 15
1.2. Механизмы формирования и осуществления публичной политики (на
примере Швеции, Финляндии и России) 27
1.3. Ценностно-культурное взаимодействие государства и гражданского
общества в публичной сфере 47
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 61
2.1. Гражданская компетентность в современной России 61
2.2. Гражданское образование как культурно-просветительский компонент
публичной политики 74
2.3. Практики гражданского образования в контексте формирования российской
культуры публичной политики 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ

Основой любого демократического государства является свободный гражданин, знающий свои права и обязанности и уважающий права и свободы других членов общества, обладающий устойчивым набором ценностных ориентаций, развитой политической культурой и необходимым уровнем гражданской компетентности. Демократическое правление не представляется возможным без осознанного, ответственного и активного участия в нем самих граждан. Компетенции, необходимые гражданину для успешной ориентации в пространстве публичной политики современного государства, равно как и определенные ценностные установки и ориентации приобретаются индивидом и формируются в его сознании в процессе его социализации и под воздействием целенаправленных образовательных и воспитательных практик. Очевидно, что главным элементом системы образования, отвечающим за формирование и развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики у населения страны, является гражданское образование.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена, с одной стороны, высоким темпом развития и трансформации всех сфер жизни общества, что, в свою очередь, диктует необходимость создания инструментов, позволяющих ускорить и упростить процесс адаптации, как каждого конкретного индивида, так и социально-политических институтов, к быстро изменяющейся реальности; с другой стороны, задачей сохранения и укрепления существующей политической системы и основ конституционного строя государства, которая приобретает особое значение в контексте непрекращающихся информационных войн, распространения фейков, в том числе и о деятельности органов государственной власти и государственных структур, глобальных проблем (таких как пандемия COVID-19, терроризм, изменение климата, нехватка природных ресурсов) и локальных (безработица, сепаратизм, бедность населения), а также ряда других опасностей и угроз, с которыми продолжают сталкиваться современные государства.
Проведенный в рамках данного исследования анализ действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, научного и общественно-политического дискурса свидетельствует о том, что руководство страны осознает необходимость гражданско-патриотического и культурно-нравственного воспитания молодого поколения россиян, равно как и повышения уровня гражданской компетентности, правовой и политической грамотности и культуры граждан, с целью укрепления национального единства, формирования общегосударственной идентичности, осознанной гражданственности и ответственного отношения к роли гражданина у россиян, на основе ценностей и традиций многонационального народа России.
С точки зрения научной значимости, актуальность данной работы также обуславливается необходимостью раскрытия культурологического аспекта публичной политики, а также роли гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения демократических стран, которые не нашли должного освещения в научных трудах зарубежных и отечественных авторов.
Степень научной разработанности.
Концепция публичной политики нашла свое отражение в исследованиях многих зарубежных и отечественных ученых. Фундаментальные положения теории публичности были сформулированы Дж. Дьюи и Р. Козеллеком. Центральное значение для данного исследования имеют научные труды представителей коммуникативной теории Х. Арендт и Ю. Хабермаса, автора теории полей П. Бурдьё и его последователей, в частности, Н. А. Шматко. Научную ценность представляют работы современных российских исследователей М. Н. Кондрашиной, А. А. Косорукова, Ю. А. Красина, В. А. Михеева, в которых представлен как анализ уже существующих подходов к рассмотрению публичной политики, так и авторские интерпретации.
Проблеме политической культуры, ее влияния на политическое участие граждан и политическую систему в целом посвящены работы И. Г. Гердера, который ввел понятие «политическая культура» в научный дискурс, Г. Алмонда и С. Вербы, предложивших свой авторский подход к изучению политической культуры и разработавших ее классификацию на основании степени гражданского участия, а также отечественных исследователей А. В. Дуки, В. Г. Белоуса, О. В. Гаман-Голутвиной, Н. В. Карповой. Диссертационные исследования по данной теме были проведены М. Т. Суналлой, который посредством компетентностного подхода уточняет в своей работе содержание политической культуры и политического участия ; Ю. Г. Лебедевой, рассматривающей традицию как политический институт, а также исследующей традиции властвования в политической культуре России на рубеже XX — XXI вв. ; Н. А. Маминой, целью исследования которой являлось выявление особенностей воздействия комплексный содержательных и функциональных сторон политических традиций на механизмы функционирования политических систем; В. Г. Мостовой, осуществившей в рамках своего исследования комплексный анализ «особенностей и степени политико-культурной детерминации процессов становления и развития институтов местного самоуправления в современной России».
Мало изученной областью политической науки является культура публичной политики. В рамках данного направления исследований были опубликованы научные работы отечественных авторов, посвященные культуре публичности (Г. А. Меньшикова ) и необходимости повышения культуры публичной политики в России для укрепления и дальнейшего развития институтов публичной политики и демократии в целом (Л. И. Никовская и В. Н. Якимец).
Проблема гражданской компетентности разрабатывалась и анализировалась Р. А. Далем, описавшим портреты «хорошего» и «нормального» или «адекватного» гражданина; отечественными исследователями М. В. Емельяновой и М. А. Боровой, Т. Е. Шепелевой, И. В. Радиковым и И. Н. Трофимовой; а также нашла свое отражение в диссертационных исследованиях, в том числе авторства Ю. Е. Подлесной, в котором представлен анализ сущности, содержания и структуры гражданской компетентности, а также ее становления и формирования в современной России.
Вопросы реализации гражданского образования в современной России раскрываются в научных статьях А. Ю. Сунгурова , являющегося автором проекта государственной программы по развитию гражданского образования в России, Н. И. Элиасберг, разработавшей и реализовавшей на практике Петербургскую модель гражданско-правового образования, И. В. Радикова, исследовавшего проблемы формирования ответственной активной гражданской позиции, политологического и политического образования, и П. А. Баранова, рассматривающего гражданское образование в контексте культурно - исторического развития российского государства и общества.
Зарубежные практики публичной политики, гражданского образования и гражданского участия, в частности, в странах Северной Европы, отражены в исследованиях A. A. Allaste и K. Saari; J. Lofstrom, N. Merilainen, I. Pietila и J. Varsaluoma, T. Oinas, P. Orlowski, M. Riekkinen, S. N. Soroka и C. Wlezien .
Тема гражданского образования поднимается в рамках современных отечественных диссертационных исследований: Я. В. Зубовой было проведено исследование о правовом образовании в развитии правовой культуры гражданского общества в России ; Т. А. Гришина изучала становление гражданственности как фактор формирования политической культуры России ; Д. Б. Буянский исследовал проблему педагогических условий индивидуализации формирования гражданской компетенции у школьников через призму компетентностного подхода к гражданскому образованию .
Из анализа научных публикаций следует, что культурологический аспект публичной политики, а также роль гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения демократических стран на данный момент не нашли должного освещения в научных трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей, что указывает на научную новизну данного исследования.
Объект исследования - культура публичной политики.
Предмет исследования - гражданское образование как инструмент формирования и развития культуры публичной политики в современной России.
Цель исследования - выявить наиболее эффективные практики гражданского образования, направленные на развитие культуры публичной политики в современном российском обществе.
Целевая установка исследования реализуется посредством решения следующих основных задач:
1) определить теоретико-методологические основания публичной политики и ее культурного измерения;
2) выявить механизмы формирования и осуществления публичной политики (на примере Швеции, Финляндии и России);
3) установить сущностные характеристики ценностно-культурного взаимодействия государства и гражданского общества в публичной сфере;
4) дать оценку уровня гражданской компетентности в современной России;
5) раскрыть гражданское образование как культурно-просветительский компонент публичной политики;
6) зафиксировать существующие практики гражданского образования, способствующие формированию и развитию культуры публичной политики в России.
Теоретико-методологические подходы.
Теоретическую основу исследования составляют научные подходы и концепции, разработанные и предложенные зарубежными и отечественными исследователями, находящиеся в рамках тематики выпускной квалификационной работы: концепция публичной сферы (Р. Козеллек, Ю. Хабермас), как особой коммуникативной среды, где формируется общественное мнение, выполняющее функцию критики и контроля по отношению к государству, а также теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; концепции политической культуры (Г. Алмонд и С. Верба, Н. В. Карповой ) и культуры политики В. Г. Белоуса; исследования культуры публичности (Г. А. Меньшикова ) и культуры публичной политики в современной России (Л. И. Никовская и В. Н. Якимец ); компетентностный подход к гражданскому образованию (А. Ю. Сунгуров, Д. Б. Буянский, Е. В. Митина); подходы к изучению политического образования (В. А. Гуторов, И. В. Радиков ); положения о содержательных компонентах гражданской компетентности и способах ее формирования и развития (Р. Даль, И. В. Радиков, Ю. Е. Полесная, Т. Е. Шепелева ).
Поскольку в выпускной квалификационной работе рассматривается круг вопросов, находящихся на стыке политологии и педагогики, исследование опирается на несколько подходов: коммуникативный подход, в соответствии с которым рассматриваются все формы социально -политического взаимодействия в публичной сфере; компаративистский подход, в рамках которого производится сравнительный анализ механизмов осуществления публичной политики в России и зарубежных странах (Швеции и Финляндии), а также сопоставление содержания нормативно-правовых актов (федеральных государственных образовательных стандартов); компетентностный подход, позволяющий определить составные компоненты гражданской компетентности и исследовать различные нормативно-правовые акты (такие как федеральные законы, стратегии, концепции и проч.) на предмет их присутствия; социокультурный подход, посредством которого гражданское образование раскрывается как культурно-просветительский компонент публичной политики.
Основными методами исследования, применяемыми в выпускной квалификационной работе, являются сравнительный анализ, традиционный (классический качественный) анализ текстов и метод вторичного анализа статистических (социологических) данных.
Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в создании на основе систематизации и обобщения предыдущего научного знания подхода к определению и изучению культуры публичной политики; определении особенностей путей формирования и способов осуществления публичной политики в демократических государствах (на примере России, Швеции и Финляндии); уточнении роли и места гражданского общества в выработке и реализации культурной и образовательной политики в современной России; выявлении практик формирования и развития гражданской компетентности и культуры публичной политики у российских граждан.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и зафиксированные успешные практики реализации гражданского образования могут быть использованы при разработке и обновлении тех компонентов государственной культурной и образовательной политики, которые направлены на формирование и развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики россиян, а также для проведения дальнейших научных исследований и подготовки учебных материалов по данной и смежным темам.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях с международным участием:
- XI Международная молодежная научная конференция «Устойчивость политических систем в условиях глобальных вызовов современности» (доклад на тему: «Формирование культуры публичной политики посредством гражданского образования как способ поддержания устойчивости демократической политической системы»), 12 декабря 2020 г., Санкт-Петербург;
- XXVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2021» (доклад на тему: «Социальные медиа как коммуникативное пространство публичной политики»), апрель 2021 г., Москва;
- XII Международная молодежная научная конференция «Национальные государства в условиях глобальных вызовов: факторы устойчивости политических систем» (доклад на тему: «Значение ценностно-культурного взаимодействия государства и гражданского общества в публичной сфере для современных демократических политических систем»), 28 мая 2021 г., Санкт-Петербург;
- XХIХ Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2022» (доклад на тему: «Механизмы осуществления публичной политики в условиях цифровых трансформаций»), 19-21 апреля 2022 г., Москва;
Положения выпускной квалификационной работы были отражены в научной статье «К вопросу о формировании культуры публичной политики: роль гражданского образования», опубликованной в 2021 году в издании Nauka.me, включенном в Перечень РИНЦ.
Кроме того, вопросы формирования и осуществления публичной политики в современных демократических государствах, а также роль современных медиа и формируемой ими информационно-коммуникативной среды в осуществлении публичной политики были предметом научных дискуссий с участием автора данной работы во время включенного обучения в рамках академического обмена, проходившего в Университете Хельсинки в период с 13.01.2021 г. по 31.05.2021 г.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего 138 наименований, двух приложений. Общий объем работы - 130 страниц машинописного текста (с приложением — 182 страницы).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культура публичной политики, представляющая собой совокупность определенных ориентаций и установок гражданина по отношению к сфере публичной политики, существующим в публичном пространстве социально-политическим институтам и осуществляемой в его рамках различными акторами деятельности, а также своей собственной роли как субъекта публичной политики, является одной из важных составляющих демократического политического режима. Задача ее формирования и развития стоит перед всеми современными демократическими государствами, в том числе перед Российской Федерацией, и имеет стратегическое значение.
В результате проведенного в рамках данного исследования сравнительного анализа механизмов формирования и осуществления публичной политики в России, Швеции и Финляндии было выявлено, что особенности национальной культуры публичной политики обуславливаются спецификой осуществления публичной политики и формирования пространства публичной политики в каждой конкретной стране. В свою очередь, сама публичная политика во многом детерминирована тем культурно-историческим контекстом, в котором она осуществляется. Смена власти и политического режима, приобретение независимости, войны и революции, экономический и культурный кризисы - все это и другие значимые общественно-политические события служили триггерами, запускавшими различные механизмы, направленные на расширение и обогащение сферы публичной политики, или же, напротив, на ее сужение и ограничение в каждой из рассмотренных нами стран. В частности, вследствие активного развития и широкого распространения IT-технологий, в том числе и в политической сфере, в большинстве стран мира произошло расширение пространства публичной политики за счет создания ее нового, виртуального измерения. Так, благодаря современным технологиям стала возможной реализация таких концепций, как e-Government, e-Democracy и e-Participation.
Реализация стратегической задачи по формированию и развитию культуры публичной политики возможна посредством эффективного использования такого инструмента как гражданское образование и воспитание. В контексте данного исследования гражданское образование рассматривалось как сложная система, интегрирующая в результате целенаправленной деятельности (урочной и внеурочной деятельности, а также неформальных образовательных практик) в сознание индивида те ценностные ориентации и знания (в области политики, права, экономики, истории, социологии и т.д.), которые свойственны определённому типу политического поведения, присущему конкретному типу общества и государственному устройству. Целью гражданского образования является формирование «потенциально активного гражданина, обладающего “резервом влиятельности”». Однако для достижения данной цели необходимо осуществлять формирование и развитие гражданской компетентности и политической культуры, а также непосредственно культуры публичной политики у населения.
Гражданская компетентность, понимаемая нами как способность гражданина на основе имеющихся у него знаний формировать свое авторитетное мнение о происходящих в его окружении (в обществе и государстве, частью которых он является) событиях и явлениях, принимать осознанные решения и проявлять активную гражданскую позицию, является одним из неотъемлемых условий для развития демократии и устойчивого и эффективного функционирования ее институтов.
В ходе исследования нами были проанализированы различные показатели и индикаторы, указывающие на степень развитости личностного, когнитивного и деятельностного компонентов гражданской компетентности россиян, среди которых: динамика результатов ЕГЭ по обществознанию; индекс информированности граждан о деятельности министров Российской Федерации, опубликованный ВЦИОМ в 2021 году; оценка осведомленности граждан о существующих национальных проектах; индекс информированности граждан о содержании Конституции Российской Федерации, опубликованный ВЦИОМ (оценка динамики показателей с 2009 г. по 2013 г.); анализ электоральной активности граждан (президентские выборы 2018 г., парламентские выборы 2021 г.); данные ВЦИОМ об интересе граждан к общественно-политической жизни за 2011 и 2021 годы. В результате проведенного анализа был сделан вывод о недостаточном уровне гражданской компетентности у российских граждан. Несмотря на существующую в стране обширную базу нормативно -правовых актов (федеральных законов, стратегий, концепций и проч.), призванных регулировать и задавать целевые установки образовательного и воспитательного процессов во всей их многогранности и многоаспектности, российское общество по-прежнему сталкивается с проблемами электоральной и гражданской активности населения, низким уровнем правовой грамотности и политической культуры россиян, недостаточной политической информированностью и осведомленностью граждан, а также с необходимостью улучшения навыков демократического участия в жизни общества и государства .
Тем не менее, очевидно, что руководство государства осознает необходимость повышения уровня гражданской компетентности и культуры публичной политики россиян, поскольку они представляют собой эффективный внутренний барьер, способный защитить общество от деструктивного воздействия различных внутри- и внешнеполитических субъектов, представляющих в эпоху «постправды» серьезную угрозу, в том числе, основам конституционного строя государства, а также предотвратить вырождение демократии в олигархию и тиранию.
Гражданское образование, направленное на предупреждение и преодоление этнонациональной, конфессиональной и социальной напряженности посредством формирования соответствующих паттернов поведения и социально-культурных установок у индивида, способно оказывать существенное позитивное влияние на обеспечение национальной безопасности страны. Формирующиеся в процессе гражданского образования ценности и ориентации, общий для всего населения социокультурный код, способствуют консолидации общества и сохранению единого культурного и политического пространства страны.
Исследование показало, что, несмотря на отсутствие целостной системы гражданского образования, в целом воспитательный процесс в Российской Федерации нацелен на формирование ответственных граждан, обладающих активной гражданской позицией, уважающих культуру и традиции всех народов, бережно относящихся и сохраняющих историко-культурное наследие России, готовых защищать интересы своей Родины, способных успешно ориентироваться в социально-политическом пространстве и принимающих осознанное участие в процессе принятия общественно значимых политических решений в сфере публичной политики. Таким образом, гражданское образование представляет собой культурно-просветительский компонент публичной политики России.
Ключевыми субъектами формирования и развития культуры публичной политики и гражданской компетентности у россиян в настоящее время являются учебные учреждения и, в первую очередь, школы. В результате проведенного в рамках данного исследования анализа федеральных государственных образовательных стандартов школьного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года было установлено, что российская система школьного образования действительно направлена на формирование и развитие гражданской компетентности и демократических ценностей у обучающихся, что можно проследить на всех трех этапах (1-4 классы; 5-9 классы; 10-11 классы). При этом наибольшее внимание очевидно уделяется личностному и когнитивному компонентам гражданской компетентности, в то время как формирование деятельностного компонента практически не осуществляется. Сильной стороной российского школьного образования, нашедшую свое отражение в ФГОС, является удовлетворение потребностей современного общества и государства: в контексте данного исследования речь, прежде всего, идет о таких направлениях образовательного процесса, как формирование навыка адаптации к динамично изменяющейся реальности и способности обучающегося противостоять различным негативным социальным явлениям (например, экстремистской идеологии, дискриминации по различным признакам, национализма и ксенофобии).
Исследование федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (в качестве объектов исследования были выбраны три направления подготовки бакалавров по специальностям из различных научных областей (02.03.01 Математика и компьютерные науки; 44.03.01 Педагогическое образование; 51.03.03 Социально-культурная деятельность), а также направление 41.03.04 Политология в качестве профильного для гражданского и политического образования) на предмет присутствия в них элементов гражданского образования, направленного на развитие культуры публичной политики у российских граждан, показало, что в действующей системе высшего образования в России отсутствует системный подход к гражданскому образованию, а дальнейшее развитие гражданской компетентности и культуры публичной политики не является одной из целей образовательного процесса.
Однако содержание гражданского образования не ограничивается формальными практиками, способами и методами его осуществления. Формирование гражданской компетентности и политической культуры граждан также во много происходит посредством среды, в которой они находятся. Например, обучаясь в учебном учреждении с демократическим принципом управления, где успешно функционирует ученическое самоуправление и реализуется принцип соуправления, учащиеся имеют больше возможностей для социализации, саморазвития и самовыражения, проявления своей активной позиции, в частности, благодаря участию в различных социально значимых проектах и мероприятиях.
Большой вклад в развитие политической культуры населения вносят музей, театры, гражданское общество, органы государственной власти и их посредники, организующие конкурсы и мероприятия гражданско- патриотической направленности, а также различные акторы, существующие в медиа пространстве. Так, в Российской Федерации осуществляется ценностно - культурное взаимодействие государства и гражданского общества, построенное на основе сочетания партнерской («модель садовника») и патерналистской моделей: органы государственной власти активно поддерживают развитие институтов гражданского общества, таких как некоммерческие и общественные организации (в 2020 году государственную финансовую поддержку в размере 53,4 млрд рублей получили 6 025 СОНКО, в то время как в 2019 году 34,7 млрд рублей было распределено между 4 248 СОНКО), творческие объединения, с целью передачи им части своих функций и полномочий в рамках государственной культурной политики. Кроме того, государством признается необходимость экспертных советов и общественных обсуждений, посредством которых гражданами осуществляется контроль над законотворческим процессом и деятельностью исполнительных органов власти.
Учреждения культуры и искусства, в частности музеи, служат базой формирования исторической памяти общества и личности и способствуют развитию и распространению культурно-исторического знания среди населения. Историческая память, в свою очередь, представляет собой одну из базовых составляющих политической культуры населения страны. Крупные музеи, такие как Государственный Эрмитаж, благодаря их обширным возможностям, способны создавать специальную интерактивную среду, посредством которой люди с ограниченными возможностями могут также приобщаться к культурному и историческому наследию России, расширять свой кругозор, совершенствовать свои коммуникативные навыки и многое другое. Значительный вклад в политическое образование, в первую очередь, молодежи вносит Музей политической истории России, который предлагает вниманию своих посетителей не только различные выставки и экспозиции, но и тематические музейные и интерактивные занятия, например, на тему прав и обязанностей человека и гражданина, Конституции РФ, российского парламентаризма и многие другие. Таким образом, учреждения культуры, действительно, играют значимую роль в процессе формирования культуры публичной политики у российских граждан.
Одной из выявленных эффективных практик формирования гражданской компетентности и культуры публичной политики у российской молодежи является систематическое проведение различных конкурсов, олимпиад, форумов, проектов и иных мероприятий гражданско-патриотической направленности, организуемых НКО, общественными объединениями, фондами и другими организациями при поддержке государства. Благодаря участию в данных мероприятиях молодые люди не только проявляют свой творческий потенциал, развивают свои навыки и умения, расширяют свои знания о политике, истории, экономике, праве и т.д., но и приобщаются к культурно-историческому наследию, традициям и ценностям многонационального народа России, обогащают свой социальный капитал и даже вносят собственный вклад в развитие науки, образования, государства и общества в целом.
В эпоху всеобщей цифровизации и интернетизации все большее влияние на формирование общественного и индивидуального сознания, а значит и культуры публичной политики, приобретают социальные сети, а точнее блоги, освещающие социально-политическую тематику. Блоги могут выполнять различные политические функции, в том числе, осуществлять консолидацию и мобилизацию общества и его сегментов; создавать имидж политика, партии, социально-политического института и проч.; информировать и политически просвещать граждан, а также способствовать их политической социализации. Однако, важно помнить о том, что действия блогеров могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер по отношению к общественно-политическому устройству государства. Во времена «постправды» и особенно сегодня России крайне необходимо найти баланс между гарантией свободы слова, в том числе в онлайн-пространстве, и обеспечением информационной безопасности.
Подводя итог всей проделанной в рамках данного исследования работе, отметим, что существующая в настоящая время в России модель гражданского образования, интегрированная в общую систему образования и воспитания российских граждан, может быть усовершенствована по ряду направлений, для того чтобы стать еще более эффективным инструментом в механизме формирования и развития культуры публичной политики у населения страны. Во-первых, необходимо уделить больше внимания формированию деятельностного компонента гражданской компетентности уже на этапе школьного обучения: по возможности чаще использовать интерактивные формы обучения, предусматривающие гражданско-правовую и политическую тематику; наладить взаимодействие между образовательными учреждениями и социально-ориентированными НКО, общественными организациями, органами власти и их подшефными организациями (например, такими как Молодежные парламенты) с целью предоставления учащимся возможностей для получения навыков практического участия в социально-политической сфере. Во-вторых, важным компонентов системы высшего образования должно стать изучение дисциплин социо-гуманитирного цикла (например, политологических дисциплин), в том числе студентами не профильных направлений подготовки (то есть студентами-медиками, военными, инженерами и т.д.). В-третьих, формирование культуры публичной политики у российских граждан посредством гражданского образования должно основываться на присущих нашему многонациональному народу духовно-нравственных и культурных ценностях и традициях русской демократии. И, наконец, в-четвертых, необходимо создать целостную систему гражданского образования, основанную на принципах преемственности и взаимодополняемости, а также функционирующую на всех этапах образовательного процесса, продолжающегося на протяжении всей жизни человека.



1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля.2020 г.].
2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях [федер. закон: принят Гос. Думой 4 июня 2004 г.]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 48103/.
3. Об образовании в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос.
Думой 21 декабря 2012 г.: ред. от 30 декабря 2021 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 01 марта 2022 г.] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 мая 2002 г..: по состоянию на 2 июля 2021 г.]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 37119/.
5. Об утверждении Основ государственной культурной политики [указ
Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г.]. - Режим доступа:
http ://rprk.ru/2016OsnGosKultPol.pdf.
6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [утв. Президентом РФ № Пр-1168 от 28 апреля 2011 г.]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902288529.
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [распоряжение Правительства РФ № 326 -р от 29 февраля 2016 г.]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 г.]. - Режим доступа:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.: ред. от 11 декабря 2020 г.]. - Режим доступа:https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/.
10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.: ред. от 11 декабря 2020 г.]. - Режим доступа:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/.
11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17 мая 2012 г.: ред. от 11 декабря 2020 г.]. - Режим доступа:https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки образования [приказ Минобрнауки РФ № 807 от 23 августа 2017 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-02-03-01-matematika-i-
kompyuternye-nauki-807/.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология [приказ Минобрнауки РФ № 814 от 23 августа 2017 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа:https://fgos.ru/fgos/fgos-41-03-04-politologiya-814/.
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [приказ Минобрнауки РФ № 121 от
27 февраля 2018 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа:
https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/.
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность [приказ Минобрнауки РФ № 1179 от 6 декабря 2017 г.: ред. от 8 февраля 2021 г.]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-51-03-03-socialno-kulturnaya-deyatelnost-1179/.
16. О Концепции повышения правовой культуры избирателей в Российской
Федерации на 2022 - 2024 годы [постановление ЦИК России № 74/629-8 от 15 декабря 2021 г.]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 404951/c513d1004616f0ea82b9c6e4e1cd3ce95b3ac34c/.
17.Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [проект указа Президента РФ; подготовлен Министерством культуры РФ по состоянию на 21 января 2022]. - Режим доступа:
https://regulation.gov.ru/projects#npa=123967.
18. Стратегия развития деятельности музеев в Российской Федерации на
период до 2030 года [одобрена Общим собранием Союза музеев России 14 ноября 2018 г.]. - Режим доступа:
http://www.souzmuseum.ru/index.php?option=com content&view=article&id=22197: strate giya-razvitiya-deyatelnosti-muzeev-v-rossijskoj -federatsii-na-period-do-2030-goda&catid=10589&Itemid=176.
19. Конституция Швеции (Королевства Швеция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://legalns.com/download/books/cons/sweden.pdf.
20.Закон «Об общественных собраниях» [от 1999 г.: с правками 2001 г.]. - Режим доступа:http://rudocs.exdat.com/docs/index-359069.html?page=2.
21. Закон об общественном правопорядке (швед. Ordningslag) [принят 16 декабря 1993 г.]. - Режим доступа:https://www.riksdagen. se/sv/ dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/ordningslag-19931617 sfs-1993-1617.
22.Закон СССР от 12 июня 1990 г. N 1552-I «О печати и других средствах массовой информации» (прекратил действие) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://base.garant.ru/6321206/.
23.Об образовании [закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г., № 3266-1.: ред. от 12 ноября 2012 г.]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888/.
24.О производстве выборов гласных Городских Дум и об участковых городских управлениях, 15 апреля 1917 года // Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Вып. 1.27 февраля - 5 мая 1917 г. Составлен Отделением Свода Законов Государственной Канцелярии. Петроград, 1917. - С. 163-170.
Книги и периодические печатные издания
25. Арендт Х. VitaActivia!, или О деятельности жизни / Х Арендт; перевод с англ. - СПб.: Алтейя, 2000. - 437 с.
26. Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
27. Бурдье П. Социология политики / П. Бурдье: перевод с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
28. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер. - М.: Наука, 1977. - 703 с.
29. Гуторов В. А. Политическое образование, демократизация и роль
университетов в современной России / В. А. Гуторов // Политика и образование: Альманах по философии образования, эвристике,
методологии и методике преподавания социо-гумантитарных дисциплин. - СПб.: Методические записки, 2008. - 340 с.
30. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи: перевод с англ. - М.: Педагогика - Пресс, 2000. - 384 с.
31. Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи: перевод с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Косиловой. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 160 с.
32. Коэн Дж. Л. Гражданское общество и политическая теория / Дж. Л. Коэн, Э. Арато; перевод с англ. / общ. ред. И. И. Мюрберг. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 784 с.
33. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества / Ю. Хабермас; перевод с нем. В. В. Иванова. - М.: Издательство «Весь Мир», 2016. - 344 с.
34. Ярская-Смирнова Е. Р. Публичная сфера: теория, методология, кейс стади: коллектив. моногр. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова // Библиотека «Журнала исследований социальной политики». - М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. - 360 с.
35. Anderson, J. E. Public policymaking: An introduction / J. E. Anderson // Boston: Houghton Mifflin Company, 2003. - pp. 1 - 34.
36. Dahl R. A. On Democracy / R. A. Dahl. - New Haven, London: Yale University Press, 2000. - 217 p.
37. Huntington S. P. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century / S. P. Huntington. - Norman: University of Oklahoma Press, 1991. - 366 p.
38. Koselleck R. Kritik und Krise - Eine Studie zur Pathogenese der Burgerlichen Welt / R. Koselleck. - Frankfurt/Main, 1973. - 247 s.
Источники на электронных носителях
39. Алмонд Г. А. Гражданская культура (Подход к изучению политической культуры) (I) [Электронный ресурс] / Г. А. Алмонд, С. Верба // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). - № 2(57), 2010. - С. 122-144. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 22628377 30022256.pdf.
40. Баранов Н. А. Политическая культура России: традиции и современность
[Электронный ресурс] / Н. А. Баранов // Труды Санкт-петербургского государственного института культуры. - Т. 208, 2015. - С. 203-213. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/politicheskaya-kultura-rossii-
traditsii-i-sovremennost.
41. Баранов П. А. Феномен гражданского образования: феномен и
перспективы [Электронный ресурс] / П. А. Баранов // Гражданское образование — педагогический, социальный и культурный феномен: Монография. - СПб.: Изд-во «Союз», 2006. - С. 4-8. - Режим доступа: https:ZZwww.ifap.ru/libraryZbook074.pdf.
42. Баранова Т. В. Публичная политика: подходы к определению и основные
составляющие российской публичной политики [Электронный ресурс] / Т. В. Баранова. - 6 с. - Режим доступа:http:ZZjournal.mrsu.ruZwp-
contentZuploadsZ2021Z05Zbaranova t v statya ogarev.pdf.
43. Белоус В. Г. Политическая культура или культура политики?
(полемические заметки на хрестоматийную тему) / В. Г. Белоус // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - Т. 17. - № 2, 2021. - С. 118-134. - DOI 10.21638Zspbu23.2021.201. - Режим доступа:
https:ZZwww.elibrary.ruZdownloadZelibrary 46550971 83660256.pdf.
44. Блюм А. В. ГЛАВЛИТ [Электронный ресурс] / А. В. Блюм // Энциклопедия
Всемирная история. - Режим доступа:
https:ZZw.histrf.ruZarticlesZarticleZshowZglavlit.
45. Буянский Д. Б. Индивидуализация процесса формирования гражданской
компетентности у учащихся средней школы: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.01. [Электронный ресурс] / Д. Б. Буянский. - Калининград, 2013. - 25 с. - Режим доступа:
https:ZZwww.dissercat.comZcontentZindividualizatsiya-protsessa-formirovaniya-grazhdanskoi-kompetentnosti-u-uchashchikhsya-sred.
46. Всероссийский просветительский проект «Моя страна - моя Россия» // О
конкурсе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.moyastrana.ru/o-nas/.
47. Второй Всероссийский конкурс национальных видеороликов «МЫ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://xn--j1aaefeoho1e.xn--p1ai/#about.
48. Выборы и голосование в Финляндии [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https ://www.infofinland.fi/ru/ information-about-finland/finnish-
society/elections-in-finland.
49. Выборы-2018: результаты голосования и явка [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
https://www.rbc.ru/politics/18/03/2018/5aa652d49a79470accef8c29.
50. ВЦИОМ: 12 декабря - День Конституции Российской Федерации. Вы
лично знакомы с содержанием Конституции, основными ее положениями или нет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://wciom.ru/fileadmin/user upload/table/table 3264.html.
51. ВЦИОМ: Конституция РФ: наши права и свободы [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/konstitucziya-rf-nashi-prava-i-svobody.
52. ВЦИОМ: Следите ли Вы за деятельностью следующих министров российского правительства или нет? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://wciom.ru/fileadmin/user upload/table/table 2631.html.
53. ВЦИОМ: Социальная и политическая активность россиян: мониторинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-i-politicheskaja-aktivnost-rossijan-monitoring.
54. ВЦИОМ: Юлия Грязнова: «Проект становится национальным, когда в него вовлечены обычные люди» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://ok.wciom.ru/ interview/julija- grjaznova-proekt-stanovitsja-nacionalnym-kogda-v-nego-vovlecheny-obychnye-ljudi.
55. Гаман-Голутвина О. В. Развитие категории "политическая культура" в
общественно-политической мысли [Электронный ресурс] / О. В. Гаман-Голутвина // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - Т. 1. - № 2, 2005. - С. 38-49. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 12867444 78960854.pdf.
56. Григорьева Н. А. Гражданское образование в России: история и современность. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Н. А. Григорьева, И. Л. Яцукова. - М.: Мир науки, 2020. - 133 с. - Режим доступа:https://izd-mn.com/PDF/04MNNPU20.pdf.
57. Даль Р. А. Проблемы гражданской компетентности [Электронный ресурс] / Р. А. Даль // Антологии. Пределы власти. - Режим доступа: http://old.russ.ru/antolog/predely/1/dem2-3.htm.
58. Данилов В.П. Падение советского общества: коллапс, институциональный
кризис или термидорианский переворот? [Электронный ресурс] / В. П. Данилов // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год: Материалы международного симпозиума (15-16 января 1999 г.). - М., 1999. - С. 11-28. - Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/860/685/1219/003Danilov.pdf.
59. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2020 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/6e0b95bace2f3e90da56ef04545e5f35ZDoklad 2021.pdf.
60. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за
2021 год [Электронный ресурс]. - М., Общественная палата Российской Федерации, 2021. - Режим доступа:
https://files.oprf.ru/storage/documents/doklad-oprf2021.pdf.
61. Дука А. В. Политическая культура - поиски теоретических оснований [Электронный ресурс] / А. В. Дука // ПОЛИТЭКС. - №1, 2006. - С. 7-30. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-kultura-poiski-teoreticheskih-osnovaniy.
62. Единый портал государственных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.gosuslugi.ru/
63. Женское избирательное право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://ru.knowledgr.com/00127248/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE.
64. Журавлев В. П. Избирательная система и выборы в РСФСР в 1918-1936 гг. /В. П. Журавлев, В. В. Фортунатов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https ://www.rcoit.ru/lib/history/1918-1990/17041/.
65. Иванова В. А. Вечевая демократия в древнерусских государствах как историческая основа современной российской демократии [Электронный ресурс] / В. А. Иванова, Н. В. Павлов // Эпомен. - № 25, 2019. - С. 127-133. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=37298902&.
66. Избирательная система Швеции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.informationsverige. se/ru/omsverige/att-paverka-i-sverige/det-svenska-valsystemet/.
67. Ирхин Ю. В. Повышение роли блогосферы в публичной политике
[Электронный ресурс] / Ю. В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. - №1, 2016. - С. 75-89. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-roli-blogosfery-v-publichnoy-politike.
68. Исследование ООН: Электронное правительство 2018. Применение
электронного правительства для формирования устойчивого и гибкого общества [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2018. - 299 с. - Режим доступа:
https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-Government%20 Survey%202018%20Russian.pdf.
69. Исследование ООН: Электронное правительство 2020. Цифровое
правительство в десятилетии действий по достижению устойчивого развития [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2020. - 362 с. - Режим доступа:
https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20-%20Russian.pdf.
70. История парламентских выборов в России в цифрах и фактах
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://tass.ru/info/12406525?utm source=google.com&utm medium=organic&utm campaign=google.com&utm referrer=google.com.
71. Кесарийский П. О славянах и антах [Электронный ресурс] / П.
Кесарийский // Хрестоматия по истории СССР. Том I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. - М., 1951. - Режим доступа: http://cito-
web.yspu.org/link1/metod/met135/node3.html.
72. Когда все получили право голоса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finland.fi/ru/zhizn-i-obshhestvo/kogda-vse-poluchili-pravo-golosa/.
73. Кондрашина М. Н. Публичная политика как поле: к вопросу методологии
исследования [Электронный ресурс] / М. Н. Кондрашина // Философия, социология, политология, 2009. - С. 45-48. - Режим доступа:
https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/327/image/327-045.pdf.
74. Конкурс фоторабот «Дети России-2022» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://concours.nazaccent.ru/foto2022/.
75. Косов Г.В., Паслер О.В. Модели взаимодействия гражданского общества и государства в глобальной общественно -политической системе [Электронный ресурс] / Г. В. Косов, О. В. Паслер. - Режим доступа: https://inlnk.ru/yONwNo.
76. КПО «Пушкинский проект» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/pushkinproject.
77. Кукушкин Ю. С. Традиции общинной демократии в формировании и
деятельности сельских советов в 1920-е гг. [Электронный ресурс] / Ю.С. Кукушкин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - № 4, 2012. - С. 70-79. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18206938.
78. Лагутин О. В. Ценностные ориентации российской молодежи в моделях взаимодействия государства и гражданского общества [Электронный режим] / О. В. Лагутин // Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ. - Vol.
23. - №. 1, 2021. - С.107-117. - Режим доступа:
https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/25714/19045.
79. Липунова Л. В. Роль и место земских соборов в политической истории
страны [Электронный ресурс] / Л. В. Липунова, П. Д. Шевченко // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство, 2019. - С. 178-180. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37216560.
80. Меньшикова Г. А. Культура публичности как маркер демократичности современного общества и государства [Электронный ресурс] / Г. А. Меньшикова // ТРУДЫ СПБГИК, 2015. - С. 246-257. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-publichnosti-kak-marker-demokratichnosti-sovremennogo-obschestva-i-gosudarstva.
81. Митина Е. В. Формирование гражданской компетентности учащихся в
современной школе [Электронный ресурс] / Е. В. Митина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - № 7, 2010. - С. 178-184. - Режим доступа:
https ://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole.
82. Михеев В. А. Социальное партнерство и пути совершенствования публичной политики [Электронный ресурс] / В. А. Михеев // Власть, 2005. - Режим доступа:http://www.transpress.ru/vlast/0507/13.html.
83. Мы выбираем - нас выбирают. Ролевая игра // Музей политической истории России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.polithistory.ru/children/view.php?id=340.
84. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен [Электронный ресурс] / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. - №4, 2011. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen.
85. Некоммерческое партнёрство Культурно-просветительское общество
«Пушкинский проект» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pproject.ru/.
86. «Неизвестная Россия» - Молодежный конкурс профессиональной журналистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.peroru.ru/.
87. Нуотио К. Права человека и основные свободы на примере Конституции Финляндии [Электронный ресурс] / К. Нуотио, // Теоретическая и прикладная юриспруденция. - №2, 2020. - С. 6-17. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-cheloveka-i-osnovnye-svobody-na-primere-konstitutsii-finlyandii.
88.Оберг М. Завтра Швеция и Финляндия празднуют 250 лет свободы печати [Электронный ресурс] / М. Оберг, К. Микельссон // Советская Белоруссия № 232 (25114), 2016. - Режим доступа:
https://www.sb.by/articles/informatsiya-dlya-vsekh-i-kazhdogo.html.
89. Общероссийская молодежная общественная организация «МИР» / Герои для молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://xn—-ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=projects&id=72.
90. Общероссийская молодежная общественная организация «МИР» / Дружба народов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https ://xn—ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=projects&id=69.
91. Общероссийская молодежная общественная организация «МИР» / Идеология МИРа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://xn—-ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=ideology. 
92. Общероссийская молодежная общественная организация «МИР» / Наука и техника [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https:// xn—ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=projects&id=68.
93. Общероссийская молодежная общественная организация «МИР» / Первые в космосе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://xn—ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=projects&id=70.
94. Общероссийская молодежная общественная организация «МИР» / Уроки МИРа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://xn—ptbkbv6d.xn--p1ai/?part=naps&id=20.
95.Общественный совет. Задачи и функции / Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://culture.gov.ru/about/advisory authorities/obshchestvennyy sovet/tasks-functions/.
96. Общественный совет при Минкультуры России разработал предложения по внесению поправок в Конституцию РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://culture.gov.ru/press/news/obshchestvennyy sovet pri minkultury rossii razrabotal predlozheniya po vneseniyu popravok v konstit/.
97. Подлесная Ю. Е. Гражданская компетентность в современном обществе:
политологические аспекты формирования и развития: автореф. дис.... канд. полит. наук: 23.00.02. [Электронный ресурс] / Ю. Е. Подлесная, 2006. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/grazhdanskaya-
kompetentnost-v-sovremennom-obshchestve-politologicheskie-aspekty-formirovaniy/read.
98. Подписан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» [Электронный ресурс] // Президентская библиотека имени Б. Н. Елцина. - Режим доступа:https://www.prlib.ru/history/619674.
99. Праздник для детей с нарушениями слуха «В гости к Петру Великому» https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2022/news 97 22/?lng=ru.

100. Пять партий и высокая явка. ЦИК подвел первые итоги выборов в
Госдуму [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://tass.ru/politika/12458271.
101. Радиков И. В. Государственность и гражданство как базовые концепты российского политического образования [Электронный ресурс] / И. В. Радиков // Политика и Общество. - № 10, 2015 - С. 1345-1352. - Режим доступа:http://nbpublish.com/library get pdf.php?id=34792.
102. Радиков И. В. Демократическая гражданственность как антитеза
политической и социальной пассивности граждан: трудности и проблемы создания эффективной модели ее формирования в России [Электронный ресурс] / И. В. Радиков // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсггэта 1мя Янк1 Купалы. Серыя 1. Псторыя i археалоыя. ФГласофГя. ПалггалоПя. - № 2, 2013. - С. 138-144. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary 26081970 34584329.pdf.
103. Радиков И. В. Проблемы формирования политической
компетентности и демократических политических навыков граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] / И. В. Радиков // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы III-й международной научной конференции : в 2 т., Санкт- Петербург, 2020. - С. 395-402. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary 44691158 50892159.pdf.
104. Радиков И. В. Три десятилетия преподавания политологии в России:
чему учит опыт введения новой дисциплины? [Электронный ресурс] / И. В. Радиков // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, Санкт-
Петербург, 2019. - С. 399-410. - Режим доступа:
https ://www.elibrary.ru/download/elibrary 41770619 52552468.pdf.
105. Развитие демократии / 1918-1921 годы: Прорыв демократии —
всеобщее и равное избирательное право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.informationsverige.se/ru/omsverige/att-paverka-i-
sverige/demokratins-utveckling/.
106. Российская общественная инициатива [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.roi.ru/.
107. Российские школьники сдали ЕГЭ по обществознанию в среднем на 56 баллов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://u.to/bFQTHA.
108. Сайпулаева Т. Ю. Содержание и технология гражданского
образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и Республики Дагестан с полиэтническим составом обучающихся: автореферат дис... канд. пед. Наук: 13.00.01. [Электронный ресурс] / Т. Ю. Сайпулаева. - Москва, 2003. - Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-tekhnologiya-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-obshcheobrazovatelnykh-uchrezhdeniya.
109. Словарь лингвистических терминов Жеребило [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://gufo.me/search?term=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F.
110. Словарь лингвистических терминов Жеребило [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://gufo.me/search?term=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1 %82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1 %81 %D1%82%D1%8C.
111. Средние баллы ЕГЭ 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ctege.info/ege-2019/srednie-ballyi-ege-2019.html.
112. Сунгуров А. Ю. Аналитическая справка к проекту государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» [Электронный ресурс] / А. Ю. Сунгуров. - СПб., 2005. - Режим доступа:http://civilg8.ru/priority/education/4530.php.
113. Сунгуров А. Ю. Модели взаимодействия структур гражданского
общества и органов власти: российский опыт [Электронный ресурс] / А. Ю. Сунгуров // Электронная библиотека «Гражданское общество», 2009. - 11 с. - Режим доступа:
https://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov modeli.pdf.
114. Сунгуров А. Ю. Публичная политика как поле взаимодействия и как
процесс принятия решений [Электронный ресурс] / А. Ю. Сунгуров // Электронная библиотека «Гражданское общество». - 15 с. - Режим
доступа:https://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov publ pol kak.pdf.
115. Твой бюджет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://tvoybudget. spb.ru/.
116. Титова Л. Г. Влияние ценностных ориентаций, политических
идеологий, символов и норм на политическое поведение индивидов в контексте политической культуры [Электронный ресурс] / Л. Г. Титова, Щ. И. Карпухин, О. А. Нестерчук // PolitBook. - №4, 2015. - С. 99-109. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsennostnyh-orientatsiy-
politicheskih-ideologiy-simvolov-i-norm-na-politicheskoe-povedenie-individov-v-kontekste.
117. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11624.
118. Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=24550.
119. Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/search?term=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1 %82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D1%82%D1%8C.
120. Трофимов С. Ю. Формирование политической культуры студентов - будущих педагогов в образовательной деятельности: автореф. дис....канд. пед. наук : 13.00.01. [Электронный ресурс] / С. Ю. Трофимов,
2007. - 21 с. - Режим доступа:
https://dissovet.udsu.ru/doc/dissertations/000095-synopsis-
%D0%A2%D 1%80%D0%BE%D1 %84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%A1.%D0%AE.2007-05-07.pdf.
121. Утверждён первый цензурный устав в России [Электронный ресурс] // Президентская библиотека имени Б. Н. Елцина. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/619401.
122. Утверждён Устав о цензуре 1826 г. («Чугунный») [Электронный ресурс] // Президентская библиотека имени Б. Н. Елцина. - Режим доступа: https ://www.prlib.ru/history/619332.
123. Человек имеет право, но при этом он обязан.Интерактивное занятие // Музей политической истории России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.polithistory.ru/children/view.php?id=338.
124. Чулкова Р. Г. Формирование гражданской компетентности
учащегося как актуальная задача современной школы [Электронный ресурс] / Р. Г. Чулкова // Современные проблемы науки и образования. - № 2, 2014 - Режим доступа: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=12381.
125. Шепелева Т. Е. О содержательных компонентах гражданской
компетентности учащейся молодежи учреждений среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Е. Шепелева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - №8, 2011. - 9 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-soderzhatelnyh-
komponentah-grazhdanskoy-kompetentnosti-uchascheysya-molodezhi-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo.
126. Шматко Н. А. Феномен публичной политики [Электронный ресурс] / Н. А. Шматко // Дискуссии. Полемика, 2001. - С. 106-112. - Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/data/902/662/1216/017Shmatko.pdf.
127. Demokratia.fi[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.demokratia.fi/.
128. Die Bundeszentrale fur politische Bildung [Электронный ресурс] / Die bpb. - Режим доступа:https://www.bpb.de/die-bpb/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ