Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности консервации каменной плиты окуневской культуры III- II тыс. до н.э. из могильника Итколь II

Работа №127029

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

археология

Объем работы112
Год сдачи2021
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Петроглифы как памятники мирового культурного наследия 14
1.1 Основные виды петроглифов и методы их создания 14
1.2 Петроглифы в окуневской культуре 25
Глава 2. Проблемы консервации и реставрации петроглифов 36
2.1 Основные причины и виды деструкции камня 36
2.2 Методики консервации и реставрации каменных памятников с
петроглифами 47
Глава 3. Консервации каменной плиты окуневской культуры III - II тыс. до н.э. из могильника Итколь II 54
3.1 Натёки как форма повреждения каменной поверхности 54
3.2 Изучение натёчных образований на памятниках наскального искусства 63
3.3 Методики, применяемые при консервации и реставрации каменных
поверхностей с кальцитовыми натёками 69
3.4 Консервации каменной плиты окуневской культуры 75
Заключение 97
Список источников информации

Магистерская диссертация посвящена исследованию проблемы консервации петроглифов, в частности проблемы связанной с одной из форм повреждения камня - кальцитовыми натёками. Это немаловажная проблема, поскольку часто появляются различные иногда и противоположные взгляды на влияние кальцитовых натёков на наскальные рисунки и петроглифы. В основе работы лежит анализ и систематизация основной доступной информации по данной проблематике и определение влияния особенностей окружающей среды и человеческого вмешательства на памятники наскального искусства.
Актуальность данной работы заключается в разностороннем подходе к исследованию особенностей различных памятников наскального искусства, находящимся в пещерах, на скальных поверхностях и на каменных плитах. Проведенное исследование позволит точнее представить логику при составлении методик по консервации петроглифов на скальных поверхностях и обнаруженных при археологических раскопках.
В соответствии с темой диссертации выстроена логика изложения материала, определены объект и предмет исследования, обозначены цели и задачи.
Объект исследования: Петроглифы окуневской культуры III- II тыс. до н.э.
Предмет исследования: Каменная плита с кальцитовыми натёками окуневской культуры III- II тыс. до н.э. из могильника Итколь II.
Цель - консервация каменной плиты окуневской культуры III- II тыс. до н.э. из могильника Итколь II.
Задачи:
1. Рассмотреть способы создания петроглифов и их основные виды.
2. Рассмотреть основные виды петроглифов в окуневской культуре.
3. Изучить основных причин и видов деструкции камня с петроглифами.
4. Рассмотреть кальцитовые натёки как форму повреждения каменной поверхности.
5. Изучить методики консервации и реставрации каменных памятников с петроглифами.
6. Проанализировать различные методики консервации каменных памятников с петроглифами и с кальцитовыми натёками.
7. Описать особенности каменной плиты из могильника Итколь II.
8. Описать степень сохранности каменной плиты из могильника Итколь II
9. Описать особенности консервации каменной плиты из могильника Итколь II.
10. Провести консервацию каменной плиты из могильника Итколь II.
Метод исследования: аналитический метод, эмпирический метод.
Методика исследования: При написании диссертации использовался комплексный метод, включающий изучение библиографических и исторических источников, а также натурные исследования.
Научная новизна работы: Данная работа будет интересна тем исследователям и реставраторам, которые будут проводить консервационные и реставрационные работы на памятниках наскального искусства с петроглифами. В работе изучаются кальцитовые натёки с точки зрения их образования и рассматриваются различные методы и способы, которые применялись на наскальных памятниках. Некоторые их них апробированы на плите из могильника Итколь II и выявлен наилучший относительно безопасный способ очистки кальцитовых натёков с каменной поверхности.
Практическая значимость: материалы исследования направлены прежде всего на изучение различных подходов к консервации петроглифов и способах удаления кальцитовых натёков.
На момент проведения данного исследования накоплено большое количество разнообразных источников информации по наскальным изображениям окуневской культуры. Их анализу и интерпретации посвящена обширная научная литература. По изучению окуневской культуры было написано большое количество монографий, которые охватывают различные исторические разделы и проблемы, связанные с творчеством носителей древней культуры. Основная часть этих работ появилась при изучении Хакасско-Минусинской котловины. Например, диссертации О.В. Ковалёвой, Л. А. Соколовой, Л.В. Зоткиной и многих других не менее уважаемых исследователей археологов. Первоначально представители окуневской культуры рассматривались в рамках изучения афанасьевской культуры как её часть. Только в 1960-х годах XX века окуневская культура была выделена в качестве самостоятельной культуры Г. А. Максименковым. Именно работы Г.А. Максименкова дали начало дальнейшему изучению окуневской культуры. Связи афанасьевской и окуневской культур довольно сложные. Археологами было выявлено много комплексов, содержащих признаки как окуневского, так и афанасьевского происхождения. Л.А. Соколова в свой диссертации отмечала в некоторых местностях именно сосуществование окуневского и афанасьевского населения. Далее Я.А. Шер в книге «Петроглифы Средней и Центральной Азии.» уделил внимание Минусинской котловине. В этой книге подробно рассмотрены теоретические и методические проблемы изучения петроглифов. Эксперимент по классификации стилистических групп рисунков с помощью ЭВМ, изложенный в книге, является первой попыткой подобного анализа памятников первобытного искусства. На основании изменения стиля была сделана попытка определения хронологии петроглифов, описанная в данной работе. В книге рассматриваются некоторые вопросы семантики сюжетов наскальных рисунков.
Книга Э.Б. Вадецкой «Памятники окуневской культуры» , изданная в 1980 г. содержит информацию об известных на тот период памятниках Окуневской культуры. Можно сказать, что это один из первых больших трудов, посвящённых новому, ранее неизвестному историческому периоду эпохи энеолита, открытому в результате археологических раскопок в зоне Красноярского моря. Основным памятником, позволившим выделить культуру и охарактеризовать её основные черты, является могильник Черновая VIII. Материалы могильника позволили установить культурную принадлежность давно известных каменных стел, наскальных изображений и изваяний минусинских степей.
За время, прошедшее после написания этой книги, база источников пополнилась. Увеличилось количество известных памятников почти вдвое. За это время изваяния и стелы под воздействием природных и антропогенных факторов продолжали разрушаться или даже исчезать.
Книга «Изваяния и стелы окуневской культуры» Леонтьева Н.В., В.Ф Капелько и Ю.Н. Есина посвящена уже уникальным памятникам изобразительного искусства Южной Сибири, а именно каменным изваяниям и стелам, связанным окуневской культурой конца III- середины II тыс. до н.э. В этой книге авторы рассматривают проблемы датировки, методов анализа и интерпретации, семантики основных изображений на изваяниях и стелах Минусинской котловины. Данная книга дополняет и расширяет работу таких учёных как М.П. Грязнов, Е.Р. Шнейдер, Э.Б. Вадецкая и Г.А. Максименков.
В XXI веке исследователи начали обращать внимание на техники создания петроглифов. Различные экспериментальные способы изучения техник и инструментов применялись для изучения петроглифов с конца XIX в. - начала ХХ в. Большое внимание технологическому методу создания петроглифов уделяли Е.Ю. Гиря, М.А. Дэвлет, С.В. Киселев, Т. Мирсаатов, Д. Кабиров, А.К. Филиппов и многие другие исследователи. Основные работы по новому подходу к исследованию проводили Л.В. Зоткина и Е.Ю. Гиря , часто в соавторстве с Е. Г. Дэвлет и другими исследователями. Однако, как считают многие исследователи, начало применения трасологического метода было положено в 1930-х гг. С. А. Семеновым, основателем экспериментально - трасологической лаборатории ИИМК РАН, когда изучались различные методы копирования следов.
Достаточно большой и полный перечень археологических памятников, раскопки которых проводились на территории найденной плиты, до 1984 года, представлен в сводной работе Э.Б. Вадецкой «Археологические памятники в степях Среднего Енисея» 1986 года. Автор отмечает, что эта культура своеобразна из-за сочетания в ней хозяйственного уклада, обрядов и верований как древних неолитических охотников, так и скотоводов эпохи бронзы. Основным источником информации о каменной плите из могильника Итколь II стали статьи А.В. Полякова и его отчёт о проведении в 2016 году раскопок курганов №12, 21,25 и 44 могильника Итколь II в Ширинском районе Республики Хакасия. Курган 21, где была найдена плита, является ярким примером погребальных комплексов позднего (черновского) этапа окуневской культуры. На его площади изучено девять могил, из которых шесть было не потревожено. Однако инвентарь, содержавшийся в этих могилах, оказался немногочисленных. Автор считает, что к финалу окуневской культуры наблюдается тенденция к снижению количества, и даже полному исчезновению инвентаря из погребений.
К проблеме сохранения петроглифов в нашей стране усиленное внимание обратили уже ближе ко второй половине XX века. Основной работой, в которой описаны факторы разрушения и консервации петроглифов является книга Е.Г. Дэвлет «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование.» В ней описывается, что при исследовании причин разрушения памятников наскального искусства необходимо применять широкий комплексный подход, включающий по возможности изучение всех природных и антропогенных факторов, влияющих на их сохранность камня. Отдельно автор выделяет необходимость выявлять современные экологические воздействия, представляющие опасность для памятника, например, загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и другое, казалось бы, косвенное антропогенное воздействие на памятник наскального искусства и окружающую его среду. Необходимость междисциплинарных исследований очевидна и для того, чтобы разработать правильную стратегию и подобрать соответствующие меры воздействия.
Многих исследователей, занимающиеся разностороннем изучением писаниц Нижнего Притомья, занимала именно проблема дальнейшего сохранения этих уникальных памятников для будущих поколений. В исследованиях в разные годы принимали участие - И.В. Ковтун, Е.А. Миклашевич, Н.Л. Ребрикова, Р.В. Лобзова, Э.Н. Агеева, А.В. Кочанович. А. И. Мартынов, Г. С. Мартынова, Е. С. Баринова, И. Д. Русакова, О. С. Советова и другие исследователи. Так, впервые о повреждениях петроглифов у реки Томь говорится в повести «О победе на бесерманского Сибирского царя Кучука», который датирован И.В. Ковтун 1630 г. и упомянут в статье этого автора «Краткая история разрушений Томской писаницы». В своей статье автор приводит различные сведения по истории Томской писаницы. Цитаты, которые приводит автор, описывают виды повреждений, которые находили на писанице с момента её обнаружения. В XX веке появились первые серьёзные призывы по сохранению наскальных изображений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главной целью данного исследования является проведение консервационных работ на каменной плите окуневской культуры III- II тыс. до н.э. из могильника Итколь II. И главной особенностью это плиты стали кальцитовые натёки, которые образовались на ней в период её нахождения как части перекрытия могилы. Была рассмотрена природа процессов образования минеральных корок кальцита на поверхности камня, методы и подходы к их удалению и реставрации памятников, покрытых этими корками. Так в процессе работы на практике был апробированы различные методы подхода к расчистке кальцитовых натёков в процессе консервации конкретной каменной плиты с могильника Итколь II.
В теории были рассмотрены виды и способы создания петроглифов, а также выявлены основные причины и виды разрушения каменной поверхности с петроглифами. Это оправдано тем, что при первых попытках сохранения петроглифов исследователи уделяли большое значение только каменной поверхности, на которой имеются петроглифы, и мало уделяли внимания особенностям самих камней. Это касается прежде всего наскальных рисунков, находящихся в пещерах и на скальных поверхностях. В XXI веке многие исследователи пришли к выводу, что петроглифы напрямую зависят от камня, на котором они находятся, и первоначальной задачей стало именно сохранение в стабильном состоянии каменную породу. Но и каменная поверхность не обделена вниманием. Таким образом, при разработке программ, направленных на сохранение каждого конкретного памятника, следует обращать внимание на отличительные характеристики камня и отдельные особенности местоположения памятника, изменения условий окружающей среды и пр. Плита из могильника частично отличается условиями своего бытования. Пока плиты с петроглифами находятся в земле они также связаны с окружающей средой, но после их обнаружения чаще всего поступают в музей и условия их бытования меняется. В музеях поддерживают особый влажностно-климатический режим и решена основная причина повреждения - постоянный приток воды. Отсутствие постоянного притока воды, с различными минералами и микроорганизмами, растворёнными в ней, позволяют остановить процесс образования кальцитовых натёков. Поэтому в музеях можно часто встретить плиты с петроглифами в неизменённом состоянии с момента их обнаружения. В процессе рассмотрения различных методов по консервации памятников наскального искусства в общем доступе не нашлось примеров их применения на плитах с петроглифами, обнаруженных при археологических раскопках и в дальнейшем поступивших в музейное хранение. С одной стороны, такой подход аргументирован созданием в музеях подходящих условий для плит, где нет перепадов температуры и обилия водных потоков. Но с другой стороны, многие повреждения, в том числе и кальцитовые натёки, затрудняют проведение различных исследований по изучению петроглифов первобытных культур. Важной причиной для удаления кальцитового натёка с плиты из могильника Итколь II стало именно изменение цвета каменной поверхности и частичное сокрытие петроглифа, что делало его менее визуально различимым. Подобная причина является важной и для наскальных изображений в пещерах и на скалах, поскольку встречаются петроглифы, созданные процарапыванием, и имеют очень тонкую глубину. Слой натёка постепенно скрывает этот рисунок полностью.
В настоящее время главным принципом консервации петроглифов стало минимальное вмешательство в памятник. Важным моментом стало решение при выборе методов консервации петроглифов на скалах прежде всего ликвидировать или минимизировать причину, а не следствие. Профилактика разрушений должна выполнятся в рамках превентивной консервации с применением желательно косвенных мер защиты. Если требуется проведение мероприятий непосредственно на изобразительных поверхностях стоит использовать только обратимые материалы, которые со временем могут быть удалены.
Можно выделить одну из основных особенностей процесса консервации петроглифов - постепенность. Невозможно за один подход полностью решить возникающие проблемы, вне зависимости от их происхождения, на конкретных памятниках наскального искусства, в следствии исследователи выделяют необходимость постоянного мониторинга камня как поверхности с петроглифами, так и внутреннее состояние. Прежде всего постепенность актуальна для раскрытия найденных петроглифов от кальцитовых натёков. В истории есть достаточно примеров скоротечных решений.
Отдельно можно выделить влияние действий исследователей и реставраторов при изучении и реставрации наскальных изображений с кальцитовыми натёками. Конечно присутствие исследователей и реставраторов за небольшой период значительного влияния на микроклимат не оказывает, но огромно другое влияние. А именно необдуманные попытки сохранения памятника.



1. А.Е. Рогожинский. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. // Алматы: 2011. 342 с.
2. Агеева Э. Н. Консервация и реставрация скульптуры из камня: Учеб. пособие: Для спец. N 020900 - Искусствоведение, N 021000 - Музеология / Э.Н. Агеева; М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. гуманит. ун-т. Фак. истории искусства. Отд-ние реставрации, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. НИИ реставрации. - М.: РГГУ, 2003. - 81 с.
1. Агеева, Э. Н. Исследования и консервация памятников наскального искусства.
Современный подход / Э. Н. Агеева, А. В. Кочанович // Исследования в консервации культурного наследия: Материалы международной научно-практической
конференции, Москва, 12-14 октября 2004 года / Составители: О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. - Москва: Издательство "Индрик", 2005. - С. 15-19.
2. Алентьев, Ю. Ю. Виды карбонатных техногенных натечных образований / Ю. Ю. Алентьев // Актуальные проблемы геологии, геофизики и геоэкологии: Материалы XXIX молодежной научной школы-конференции, посвященной памяти члена- корреспондента АН СССР К.О. Кратца и академика РАН Ф.П. Митрофанова, Петрозаводск, 01-05 октября 2018 года. - Петрозаводск: Карельский научный центр Российской академии наук, 2018. - С. 12-16.
3. Алтынбекова, Э. К. Опыт консервации петроглифов в Казахстане / Э. К. Алтынбекова // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): Материалы международной научно¬практической конференции, Горно-Алтайск, 22-24 мая 2017 года. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2017. - С. 9-17.
3. Антонян А. С. Реставрация скульптуры из камня: методическиерекомендации / А.С. Антонян; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по культуре и кинематографии, Федер. гос. учреждение культуры "Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И.Э. Грабаря". - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: СканРус, 2006. - 99 с.
4. Благун, Ю. Ю. Рецепты изготовления красок на основе охры в наскальном искусстве (по экспериментальным данным) / Ю. Ю. Благун // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Археология, Новосибирск, 16-20 апреля 2016 года. - Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2016. - С. 7-8.
4. Булах А.Г., В.Г. Кривовичев, А.А. Золотарев Общая минералогия: учебник / А. Г. Булах. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
5. Булах, А.Г.; Власов, Д.Ю.; Золотарёв, А.А.; Маругин, В.М.; Морозов, М.В.; Савчёнок, А.И.; Фитцнер, Б.; Франк-Каменецкая, О.В.; Хейнрихе, К.; Щигорец, С.Б. / Экспертиза камня в памятниках архитектуры. Издательство "Наука", 2005. 175 стр.
6. Вадецкая Э. Б. Древние маски Енисея. — Красноярск; СПб.:Версо, 2009. — 188 с., [32] л. ил.
7. Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. // Л.: Наука. 1986. 180 с.
8. Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. - Ленинград: «Наука», 1980.
5. Волков П. В. Петроглиф "Белая Лошадь" в Минусинской котловине (атрибуция, эксперимент, дискуссия) / П. В. Волков, Е. С. Буравлева, Л. В. Лбова, Д. В. Кулешов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2019. - Т. 18. - № 7. - С. 57-73.
6. Волков П. В., Лбова Л. В., Рие М. Предварительные результаты экспериментально-трасологического исследования петроглифа Белая лошадь в Минусинской котловине // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск. Изд-во ИАЭТ СО РАН. 2018. Т. 24. С. 52-55.
7. Г.А. Максименков. Окуневская культура в Южной Сибири. // Новое в советской археологии. / МИА №130. М.: 1965. С. 168-174.
8. Г.А.Максимович,. Генетический ряд натечных отложений пещер (карбонатный спелеолитогенез) // Пещеры, вып.5(6). Пермь. - 1965.
9. Гвоздецкий Н.А. Карст. - М.: Мысль,1981. -214 с.
9. Гиря, Е. Ю. Некоторые результаты разработки методики изучения техники выполнения петроглифов пикетажем / Е. Ю. Гиря, Е. Г. Дэвлет // Уральский исторический вестник. - 2010. - № 1(26). - С. 107-118.
10. Головачев, И. В. Особенности формирования отложений карстовых пещер / И. В.
Головачев // Геология, география и глобальная энергия. - 2012. - № 1(44). - С. 177-188.
11. Григорье в Д. П. Применение сталактитов в качестве минералогических «отвесов», № 2, 1949, стр. 51-52
12. Григорьев Д. П. Минералогические отвесы и уровни. «Природа» № 3, 1948, стр. 47-49
13. Гусева, Н. В. Гидрохимический баланс системы озер Иткуль - Шира (Хакасия, Российская Федерация) / Н. В. Гусева, О. Г. Савичев // Сибирский экологический журнал. - 2016. - Т. 23. - № 5. - С. 718-728
14. Гусева, Н. В. Гидрохимический баланс системы озер Иткуль - Шира (Хакасия, Российская Федерация) / Н. В. Гусева, О. Г. Савичев // Сибирский экологический журнал. - 2016. - Т. 23. - № 5. - С. 718-728.
10. Древние культуры Юго-Восточной Европы и Западной Азии. Сборник к 90-летию со дня рождения и памяти Н.Я. Мерперта. М.: Институт археологии РАН, 2014. 392 с.
11. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. — М.: Научный мир, 2002. - 256 с.
15. Дэвлет Е.Г. Росписи на скалах: состав пигментов и цветовая палитра // Первобытная археология: Человек и искусство. - Новосибирск, 2002. - С.134-140.
12. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. - М.: Алетейа, 2005. - 472 с.
16. Дэвлет, Е. Г. О продолжении экспериментально-трасологического изучения петроглифов Евразии / Е. Г. Дэвлет, Е. Ю. Гиря // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда: Посвящяется 100-летней годовщине проведения XV Всероссийского археологического съездав г. Новгороде, Великий Новгород - Старая Русса, 24-29 октября 2011 года / Институт истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург; Институт археологии РАН, Москва; Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск. - Великий Новгород - Старая Русса: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории материальной культуры Российской академии наук, 2011. - С. 141-143.
17. Дэвлет, Е. Г. Состояние сохранности петроглифов Сикачи-Аляна: природное и антропогенное воздействие / Е. Г. Дэвлет, А. Р. Ласкин // Археология CIRCUM- PACIFIC: памяти Игоря Яковлевича Шевкомуда. - Владивосток: Тихоокеанское издательство "Рубеж", 2017. - С. 252-265.
18. Дэвлет, Е. Г. Факторы разрушения и проблемы сохранения нижнеамурских петроглифов / Е. Г. Дэвлет, А. Р. Ласкин, А. С. Пахунов // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2018. - № 2(60). - С. 25-43
19. Есин Ю. Н., Магай Ж., Руссельер Э., Вальтер Ф. Краска в наскальном искусстве окуневской культуры Минусинской котловины // РА. -2014. -№3. - С. 79-88.
13. Есин Ю.Н. Тайна богов древней степи. — Красноярск: Поликор, 2009. — 184 с.
20. Есин, Ю. Н. Петроглифы окуневской культуры на севере Хакасии / Ю. Н. Есин // Научное обозрение Саяно-Алтая. - 2016. - № 1(13). - С. 85-123.
21. Житенев, В. С. Использование кальцита на европейских палеолитических пещерных памятниках с настенными изображениями / В. С. Житенев // Вестник Пермского университета. История. - 2014. - № 1(24). - С. 109-117.
22. Заика А.Л., Лыкова О.А., Вдовин А.С. Музеефикация памятников древнего наскального искусства на северо-западе Минусинской котловины//Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 114-118.
23. Зоткина Л. В. Возможности фиксации петроглифов для трасологического изучения (к историографии вопроса) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 3: Археология и этнография. С. 16-26.
24. Зоткина Л. В. Экспериментальное изучение технологий в наскальном искусстве Минусинской котловины: виды пикетажа и инструментария / Л. В. Зоткина, А. С. Техтереков, В. М. Харевич, Х. Плиссон // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2014. - № 1(57). - С. 55-65.
25. Зоткина, Л. В. Трасологический анализ петроглифов Минусинского стиля на памятнике Оглахты VI (Хакасия) / Л. В. Зоткина, Е. А. Миклашевич // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2016. - Т. 15. - № 5. - С. 31-43.
14. Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (1) /Отв. ред. М.А.Дэвлет, сост. Г.Г.Король. - М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2017.
15. Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2) Памяти Е.Г.Дэвлет / Отв. ред. М.А.Дэвлет. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2019. - 384 с.
26. Кадебская, О. И. Процессы современного минералообразования в карбонатных пещерах Урала, связанные с различными микроклиматическими обстановками / О. И. Кадебская // Географический вестник. - 2016. - № 1(36). - С. 5-17.
27. Каздым, А. А. Петрографические и минералогические исследования в палеогеоэкологии / А. А. Каздым // Экология: синтез естественно-научного, технического и гуманитарного знания: материалы III Всероссийского научно - практического форума и I Школы интерэкоправа, Саратов, 10-13 октября 2012 года.
- Саратов: Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2012. - С. 37-46.
28. Каздым, А. А. Природные и техногенные образования кальцита - натеки и спелеоотемы: генезис, морфология, микростроение / А. А. Каздым // Минералогия техногенеза. - 2007. - Т. 8. - С. 269-287.
29. Каздым, А. А. Техногенные карбонатные новообразования на бетонных покрытиях моста через Р. Нерль (Ярославская область) / А. А. Каздым, А. А. Чижова, М. И. Астахов // Минералогия техногенеза. - 2005. - Т. 6. - С. 32-39.
30. Ковтун И.В. Хронология главной плоскости Тутальской писаницы // Учёные записки музея-заповедника "Томская Писаница". 2020. Вып. 11. С. 13-44
31. Ковтун, И. В. Краткая история разрушения Томской писаницы / И. В. Ковтун // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2013. - С. 257-259.
32. Ковтун, И. В. Луна в мифологии культур эпохи бронзы Северо-Западной Азии (III - нач. II тыс. до Н.Э.) / И. В. Ковтун // Теория и практика археологических исследований. - 2019. - № 3(27). - С. 66-101
33. Конончук К. Реставрационно-консервационные мероприятия на памятнике наскального искусства Томская писаница в конце 1980-х — 1990-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. - 2016. - № 4(92). - С. 258 - 261.
34. Конончук, К. В. Новые данные о реставрационно-строительных работах на
памятнике наскального искусства Томская писаница в конце 1960-х - середине 1970¬х гг / К. В. Конончук, А. Ф. Покровская // Бюллетень Института истории материальной культуры Российской Академии наук: Научный редактор Н.Ф. Соловьева. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное
учреждение науки Институт истории материальной культуры Российской академии наук, 2018. - С. 215-218.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ