Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ АЛТАЯ

Работа №90849
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметархеология
Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость1550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение ............................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. РЕСТАВРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ ................ 13
1.1. История развития реставрационной деятельности в Российской
Федерации........................................................................................................... 13
1.2. Современное состояние реставрационной деятельности в Российской
Федерации........................................................................................................... 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ ДРЕВНИХ ПРЕДМЕТОВ ИЗ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ ................................................................................... 37
2.1. Факторы разрушения древних предметов из цветных металлов. ............. 37
2.2. Методы консервации и реставрации предметов из цветных металлов. ... 44
ГЛАВА 3. ОПЫТ КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИЗ
ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ АЛТАЯ
............................................................................................................................. 58
3.1. Опыт реставрации и консервации предметов из цветного металла в
музеях Алтайского края. .................................................................................... 58
3.2. Опыт консервации и реставрации предметов из археологических
памятников Алтайского края в реставрационных центрах Российской
Федерации........................................................................................................... 63
Заключение ......................................................................................................... 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .................................................. 73
Перечень используемых сокращений: .............................................................. 84
Приложение ........................................................................................................ 86

Актуальность. Археологические предметы разнообразны, каждый
объект имеет свои особенности: материал, культурную принадлежность,
временные рамки, способ изготовления. Главная задача археологов,
реставраторов, музейных работников и других специалистов – предотвратить
разрушение археологических находок и зафиксировать все их особенности.
Археологические памятники несут в себе ценные сведения о прошлом опыте
человечества. Поэтому очень важно сохранять археологические коллекции.
В работе рассматриваются такие способы сохранения археологического
объекта как – консервация и реставрация.
В литературе существует проблема в определении понятия
«консервация» и «реставрация». Это связано с тем, что практические
действия по консервации иногда совпадают с реставрацией, реконструкцией
и ремонтом, поэтому понятия «реставрация» и «консервация» между собой
не разграничиваются.
В Российском законодательстве данные понятия трактуются
следующим образом:
Консервация объекта культурного наследия - научно-
исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы,
в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта
культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые
в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия
без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта
культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного
наследия.
Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские,
изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях
4
выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта
культурного наследия. 1
Здесь мы видим, что определения «консервации» и «реставрации» не
имеют четкой границы. И та, и другая деятельность имеет похожий смысл –
сохранение культурного наследия.
В словаре музейных терминов, авторами которого являются
заслуженный работник культуры РФ, музеолог и культуролог, кандидат
исторических наук М. Е. Каулен (РИК), кандидат исторических наук А. А.
Сундиева (РИК) и др., дается определение:
Реставрация – комплекс научно обоснованных проектных разработок и
практических мероприятий, обеспечивающих сохранение историко-
культурного или природного объекта и выявление его общественной
ценности.
Консервация – комплекс мер, обеспечивающих длительную
сохранность историко-культурных и природных объектов путем
стабилизации их физического состояния и создания долговременной защиты
от неблагоприятных воздействий окружающей среды. К. является одним из
важнейших этапов реставрации, а также наиболее строгим и щадящим из
реставрационных методов2.
В данном случае, в научной литературе рассматриваемые понятия
имеют более четкую трактовку по сравнению с юридическим документом.
Но, в словаре музейных терминов в понятии «консервация» говорится о том,
что консервация - «является одним из важнейших этапов реставрации», с чем
не все реставраторы и музейные работники согласны. Некоторые определяют
консервацию как отдельный вид работы по сохранению, а не этап
1 Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ Дата обращения: 25.10.2018 г.
2 Словарь актуальных музейных терминов [Электронный ресурс] // Музей. – 2009. – №5. Режим доступа:
http://museum.by/files/slovar.pdf Дата обращения: 25.10.2018 г.
5
реставрационной деятельности. 3 В целом, наука о консервации возникшая в
конце XIX века, стала результатом осмысления реставрационной практики и
получила научное обоснование после продолжительного эмпирического
периода. 4 На сегодняшний день взгляды кардинально изменились и
«консервация» имеет более широкие рамки. Например, такие операции, как
техническое обслуживание или ремонт, тоже определяются порой как
консервация. Определенно, консервацией занимается также реставратор, но
кроме него могут совершать консервационные действия и другие деятели
культуры и науки.
В нашей стране граница между понятиями «консервация» и
«реставрация» определяется лишь методической направленностью. Если в
действиях реставратора главенствует момент сохранения, то есть
предотвращения от дальнейших разрушений, то это называется
консервацией. Если главенствует момент восстановления, то есть
восполнение утраченных элементов предмета, раскрытие наслоений, то это
называется реставрацией. Таким образом, специалисты РФ в
реставрационной деятельности наиболее чаще принимают точку зрения
термина «консервация», которая распространяется в научной литературе. В
дальнейшем именно на это понятие будем опираться.
Как уже отмечалось выше, археологические предметы могут быть
выполнены из разных материалов: камень, кость, керамика, металл, кожа и
т.д. Для каждого материала существуют свои методы сохранения,
реставрации, консервации. Процесс сохранения металлов является одним из
самых сложных и долговременных. Особенность металлических изделий
заключается в том, что металл имеет химические и физические свойства,
которые разрушают его. При этом нужно обязательно проводить работы по
сохранению древнего предмета. Несмотря на то, что реставрация и
3 Фармаковский, М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций / М.В. Фармаковский. – М.: Красный печатник,
1947. – С. 6.
4 Буравлев, И.Ю. Некоторые аспекты реставрационно-консервационной практики / И.Ю. Буравлев // Вестник
Дальневосточного отделения Российской акабемии наук. – Владивосток: Центральная научная библиотека
Дальневосточного отделения РАН, 2012. – С. 94–104.
6
консервация древних металлов требует особых знаний в области химии,
физики и специальных навыков, иногда необходимо проводить работы по
сохранению предметов и археологам, и музеологам, т.к. реставраторы, как
правило, редко имеются в музеях. В ином случае металлические предметы
разрушаются без возможности восстановления. Сложность сохранения
металлических изделий заключается в различных факторах: большое
количество металлов и сплавов, разнообразие причин и видов разрушений
предметов, способы изготовления: ковка, литье и др., декоративная отделка и
другие особенности артефактов. Однако существуют различные способы
реставрации и консервации древних предметов из металлов, с которыми
может справиться любой музейный сотрудник при необходимости.
Алтайский край богат историко-культурным наследием, в том числе и
археологическими памятниками. В фондах музеев Алтайского края
находится большое количество древних металлических изделий из цветных
металлов, но в силу того, что нет специалистов в области реставрации и
консервации, оборудования и помещений, археологические коллекции, в том
числе и цветные металлы, подвергаются разрушению. Данный фактор
приводит к тому, что ценная историческая информация и древние памятники
разрушаются безвозвратно, т.к. археологические металлические предметы
очень уязвимы. Значимость реставрации и консервации археологических
предметов заключается в сохранении важных сведений о прошлом.
Цель работы – обобщение опыта сохранения археологических
предметов из цветного металла из археологических памятников Алтая.
Задачи:
1. Рассмотреть историю развития реставрации в России;
2. Дать характеристику современного состояния реставрационной
деятельности в Российской Федерации;
3. Выявить особенности реставрации и консервации древних
предметов из цветных металлов;
7
4. Определить факторы разрушения древних предметов из цветных
металлов;
5. Рассмотреть опыт реставрации и консервации предметов из
цветных металлов в Алтайском крае;
6. Определить проблемы сохранения археологических предметов из
цветного металла в регионе.
Объект исследования – реставрация и консервация.
Предмет исследования – реставрация и консервация предметов из
цветного металла из археологических памятников Алтая.
Хронологические рамки. С XVIII века до настоящего времени.
Территориальные рамки исследовательской работы включают в себя
Российскую Федерацию. История развития реставрационной и
консервационной деятельности, а также современное состояние необходимо
было рассмотреть на всей территории РФ. Опыт консервации и реставрации
предметов из цветного металла был рассмотрен на территории Алтайского
края.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


69
Для изучения опыта реставрации и консервации предметов из цветного
металла из археологических памятников Алтая потребовалось решить ряд
задач. Рассматривая историю развития реставрации и современное состояние
реставрационной деятельности в Российской Федерации, можно сказать, что
развитие было динамичным, что объясняется различными экономическими,
политическими и социальными проблемами в стране. Происходил долгий
процесс, начиная с XVIII века, когда реставрация базировалась на
поновительских способах, и, заканчивая современностью, когда реставрация
приобрела развитую теоретическую и практическую базу и признание в
обществе данного метода сохранения культурного наследия как одного из
самых востребованных. В настоящее время об этом говорит наличие учебных
заведений для подготовки реставраторов, проведение научных конференций,
реставрационные центры и лаборатории, не маловажным фактором является
то, что в вопросах развития сохранения культурного наследия большую роль
играет государство. Однако имеются и пробелы, это касается
законодательства.
В задачи также входило определить факторы разрушения древних
предметов из цветных металлов. При исследовании данного вопроса было
определено, что, во-первых существует несколько видов окислов: патина и
коррозия, которые в свою очередь обладают определенными свойствами:
патина – защищает металл, коррозия – разрушает. Были рассмотрены степени
разрушения металла и классификации коррозии. Выяснилось, что факторы
разнообразны. В их числе: особенности самого предмета (металл и сплав,
способ изготовления, особенности рельефа и др.), условия, в которых
находился артефакт (почва, вода, атмосфера, музейная комната), степень разрушения. Подробно была рассмотрена почвенная коррозия, так как в
основном именно этот вид коррозии влияет на разрушение археологического
металла. Для работы с металлом нужно знать их свойства, куда входит:
масса, удельный вес, плотность, температура плавления, взаимодействие с
окружающей средой и другими металлами. Данный раздел показал, что для
реставрации предметов из цветного металла нужно владеть обширной
информацией, кроме того уметь определять вид разрушения и степень
необходимо не только реставратору, но и археологам и музейным
работникам.
Следующая задача была связана с методами консервации и
реставрации, где мы убедились, что реставрация и консервация древнего
металла – это необходимая процедура для дальнейшего сохранения. Чем
хуже состояние артефакта, тем сложнее его восстановить. Нежелательно
откладывать работы по сохранению, так как древний металл быстро
разрушается. Мы увидели, что процесс реставрации длительный и
трудоемкий, состоящий из несколько этапов: макроскопический или
микроскопический осмотры; определение металла или сплава; определение
сохранности предмета; очистка от загрязнений; избавление от коррозии;
стабилизация предмета. Самый сложный этап – избавление от коррозии.
Специалистами разработано несколько способов снятия коррозии, все
способы требуют глубоких знаний в области химии и физики. Таким
образом, можно сказать, что реставрация имеет сложный процесс и
выполнять реставрационные работы необходимо только специалисту
реставратору. Что касается консервации, то этот процесс сохранения проще.
Было рассмотрено несколько способов, которые могут совершить любые
специалисты: музейные работники, археологи и т.д.
Следующая задача заключалась в рассмотрении опыта реставрации и
консервации предметов из цветных металлов в Алтайском крае. При
решении данной задачи был рассмотрен ряд музеев, где хранятся
археологические коллекции: Музей археологии и этнографии Алтая, АГКМ,ГМИЛИКА, Историко-краеведческий музей АлтГПУ; Музей «Город», Музей
истории развития горного производства им. А. Демидова г. Змеиногорска
Змеиногорского района Алтайского края, Бийский краеведческий музей им.
В.В. Бианки. В процессе исследования мы выяснили, что во всех музеях
имеется значительное собрание археологических предметов. Единственный
музей, который иногда имеет возможность отреставрировать тот или иной
предмет - Музей археологии и этнографии Алтая. Алтайские археологи
имеют и другой опыт сохранения археологических предметов – это передача
археологических предметов реставрационным центрам и ведущим музеям
РФ для реставрации и дальнейшего хранения. Так сотрудничали специалисты
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул) и
Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург) при раскопках курганного
памятника «Бугры» и осуществлялись раскопки совместными экспедициями
ООО «Клио ИФ», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г.
Барнаул) и Музеем-институтом семьи Рерихов (г. Санкт-Петербург)
грунтового могильника Чумыш-Перекат. Практика показала, что такой
способ является наиболее успешным для сохранения археологических
предметов, найденных в регионе, где нет возможности реставрировать
предметы.
Заключительной задачей исследования было определение проблем
сохранения археологических предметов из цветного металла в регионе.
Рассмотрев опыт реставрации предметов из цветного металла в регионе,
можно сделать вывод, что работы по сохранению и восстановлению
музейных предметов, в том числе и с артефактами из металла проводятся
крайне редко. Причина заключается преимущественно в том, что регион
удален от западной части России, где развитие реставрационной
деятельности на высоком уровне. Данная причина блокирует все
возможности для преодоления проблем сохранения музейных ценностей. Это
связано с несколькими факторами: отсутствие реставрационных мастерских
и лабораторий, отсутствие специалистов-реставраторов; отсутствие финансирования. Таким образом, предметы из цветного металла из
археологических памятников Алтайского края имеют единичные случаи
реставрации. Такая ситуация приводит к разрушению важных сведений о
прошлом.


ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной
документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники
истории и культуры. Общие требования» [Электронный ресурс] // АО
«Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200104243 Дата
обращения: 23.01.2019 г.
2. ГОСТ Р 555653-2013 «Порядок организации и проведения работ по
сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной
живописи. Общие требования» [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200105512 Дата обращения: 23.01.2019
г.
3. ГОСТ Р 555935-2013 «Состав и порядок разработки научно-
проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов
культурного наследия – произведения ландшафтной архитектуры и садово-
паркового искусства» [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200108092 Дата обращения: 23.01.2019 г.
4. ГОСТ Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов
культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования »
[Электронный ресурс] // АО «Кодекс». Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200114182 Дата обращения: 23.01.2019 г.
5. ГОСТ Р 56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного
наследия. Основные положения» [Электронный ресурс] // АО «Кодекс».
Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200114721 Дата обращения:
23.01.2019 г.
74
6. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре», с внесенными
поправками от 1.12.2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт
компании «Консультант плюс» Режим доступа:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ Дата обращения:
23.01.2019 г.
7. Кодекс профессиональный этики реставраторов от 7.10.2015 г.
[Электронный ресурс] // Россия. Наследияе. Режим доступа:
http://russianasledie.ru/publications/documents/kodeks-professionalnoy-etikirestavratorov-rossii/ Дата обращения: 23.01.2019 г.
8. Министерство культуры Российской Федерации Официальный сайт
[Электронный ресурс] // Положение о Министерстве культуры Российской
Федерации. Режим доступа: http://mkrf.ru/ministerstvo/ Дата обращения:
13.01.2019 г.
9. Министерство культуры Российской Федерации Официальный сайт
[Электронный ресурс] // Положение о Министерстве культуры Российской
Федерации. Режим доступа: http://mkrf.ru/ministerstvo/ Дата обращения:
13.01.2019 г.
10. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ //
Официальный сайт компании «Консультант плюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ Дата обращения:
23.01.2019 г.
11. Положение о Музейном фонде Российской Федерации (утв.
постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. N 179)
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант плюс».
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17931/
Дата обращения: 23.01.2019 г.
12. Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 «О
лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного
75
наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант плюс».
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128747/
Дата обращения: 23.01.2019 г.
13. Приказ Об утверждении «Инструкции по учету и хранению
музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» от 17
июля 1985 года N 290. [Электронный ресурс] // Профессиональные
справочные системы «Техэксперт». Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/9049691 Дата обращения: 13.05.2019 г.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ