Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ТРОИЦКОЙ ГРУППЫ МОХЭ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ 2003-2017 ГОДОВ

Работа №76584

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

археология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОПИСАНИЕ ТРОИЦКОЙ ГРУППЫ МОХЭ 12
1.1 Географическая локализация 12
1.2 Отличительные черты троицких мохэ 15
2 ОСОБЕННОСТИ ДОМОСТРОЕНИЯ И БЫТА ТРОИЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ 22
2.1. Жилищные традиции 22
2.2. Керамическое производство 29
2.3. Хозяйственная деятельность троицкой группы мохэ 42
3 ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ТРОИЦКОЙ ГРУППЫ МОХЭСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ 48
3.1. Могилы погребальных памятников троицких мохэ 48
3.2. Способы захоронения 51
3.2.1 Первичные захоронения 53
3.2.2 Вторичные захоронения 58
3.3. Внутримогильные конструкции 62
3.4. Погребальный инвентарь 70
3.4.1 Категории погребального инвентаря 72
3.4.2 Особенности погребального инвентаря троицких мохэ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Эпоха раннего средневековья на территории Дальнего Востока представляет собой важную веху в развитии региона. Примерно с IV в. н.э. на данной территории распространяются мохэские племена, известные по письменным китайским источникам. В «Суй шу» (гл. 81) говорится о семи крупных племенах, включая сумо мохэ, идентифицируемых с троицкой группой.
Впервые к археологическому материалу термин «мохэский» применил японский исследователь Тории Рюдзо в 1920-е годы в работе «Записки об исследованиях в Северо-Восточной Азии». Он дал это название предметам из могильника, разрушенного в 1913 г. при строительстве железнодорожного моста через Амур вблизи г. Хабаровска. В середине 50-х годов А.П. Окладников использовал термин «мохэский» для характеристики верхнего слоя поселения Осиновка (Приморский край) .
Накапливающийся материал позволил увидеть различия в керамическом комплексе культуры. Изучение и систематизация мохэской керамики позволили О.В. Дьяковой выделить среди мохэских памятников несколько групп: найфельдскую, троицкую, благославеннинскую, михайловскую и гладковскую, которые исследователь различала по составу категорий лепной посуды, форме, орнаменту и технике ее изготовления. Основной причиной различия керамики она видела в происхождении мохэских племен, т.е. в территории миграции.
Изучение трудов сибирских и дальневосточных исследователей (Е.И. Деревянко, В.Е. Медведева, О.В. Дьяковой, Э.В. Шавкунова, Ю.М. Васильева, М.В. Воробьева, Б.С. Сапунова, Д.П. Болотина) показало, что, несмотря на поступательный процесс в изучении мохэской археологической культуры, отдельные ее аспекты такие, как этническая принадлежность, остаются дискуссионными.
Временные рамки, обозначенные в теме работы, выбраны неслучайно. С 2003 года на территории Амурской области начинает свою работу ОГУК «Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области», основной задачей которого становится мониторинг состояния объектов культурного наследия, а также выявление и охрана новых памятников. За период существования Центра выявлено и поставлено на учет более 1000 памятников, соотносимых с мохэской археологической культурой. Ежегодно проводимые мониторинг и паспортизация памятников археологии позволяет избежать разрушения памятника и своевременно провести охранные мероприятия. В период с 2004-2005 гг. на территории области проходят международные экспедиции на памятниках троицкой группы мохэ.
Накопленный материал позволяет нам конкретизировать отдельные аспекты в истории развития троицкой группы мохэской археологической культуры.
Вследствие вышеизложенного, представляется актуальным:
- составить целостное представление о троицкой группе мохэской археологической культуры с учетом работ 2003-2017 гг.;
- конкретизировать элементы этнической истории;
- а также ввести новый материал в научный оборот.
Объектом исследования является троицкая группа мохэской археологической культуры в контексте развития Дальневосточного региона в период VIII-XIII вв. н.э.
Предметом исследования является рассмотрение дискуссионных вопросов в истории развития троицких мохэ, таких как:
- проблема этнокультурной интерпретации;
- аргументация земледелия на памятниках в Приамурье в VIII-IX в.;
- специфика погребального обряда, конструктивные особенности внутримогильных конструкций.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки работы определены в пределах IV-V - XIII вв. н.э. по наиболее ранним и поздним объектам, содержащим археологический материал, характерный для троицкой группы мохэ.
Географические рамки исследования включают юг Дальнего Востока России, охватывающие, в административном плане, Амурскую область.
Целью исследования является реконструкция жизни и быта троицкой группы мохэ.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить отличительные черты троицкой группы мохэской археологической культуры;
2. рассмотреть и дополнить классификацию жилищных комплексов на территории Амурской области;
3. реконструировать интерьер древнего жилища;
4. выявить особенности формовки керамических сосудов и орнаментальные традиции;
5. проанализировать и реконструировать основные составляющие погребального обряда;
6. провести сравнительный анализ внутримогильных конструкций на основе новых полученных данных.
Методологической основой исследования стали методы классификации и типологии, метод археологического описания, сравнительно-исторический метод.
Источниковая база исследования.
Археологические источники.
В качестве археологических источников в работе использованы материалы с памятников мохэской археологической культуры. В круг памятников входят такие, как: Октябрьское, грунтовый могильник-1 (коллекция состоит из 765 единиц хранения), Войково, стоянка-1 (3129 единицы хранения), Усть-Ивановка, грунтовый могильник-1 (412 единиц хранения).
Кроме того использованы полевые дневники, научные отчеты и фотоматериалы из архива ГАУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области».
Письменные источники.
Отождествление исследователями троицкой группы мохэской археологической культуры с сумо мохэ позволяет привлекать данные из письменных источников. В качестве сравнительных материалов были использованы сведения о мохэ из переводов китайских династийных средневековых летописей.
Наиболее значимой является работа русского синолога Н.Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Опубликованные переводы охватывают период со II в до н.э. до середины IX в до н.э.
Как продолжение этой работы следует отметить Н.В. Кюнера и его «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока». В работе содержаться в основном сведения о политических и военных контактах мохэ.
Информация о погребальном обряде мохэ или их предков содержатся в таких хрониках, как «Суй шу», «Бэй ши», «Цзиньтан шу», «Цзинь шу».
Хроника «Суй шу» содержит 85 глав. Это сочинение написано при Таиской династии, а ее автором был Вэй Чжэн (580-643 гг.).
Династийная хроника «Бэй ши» описывает события периода с 386 по 618 г. Работа состоит из 100 глав. Автором этого произведения был Ли Яньшоу.
Хроника «Цзю Тан шу», или «Старая Тайская история», содержит 200 глав. Среди авторов - историк Лю Сюй (887-946). Свою работу он окончил в 941-945 гг.
Историография. В ходе интенсивных археологических исследований, проводившихся на территории Дальнего Востока в 60-80-е годы XX столетия А.П. Окладниковым, А.П. Деревянко, Е.И. Деревянко, Б.С. Сапуновым, В.Е. Медведевым, Ю.М. Васильевым, С.П. Нестеровым и другими исследователями, мы можем восстановить фрагменты исторического процесса, протекавшего в Дальневосточном регионе с начала нашей эры и до XIII века. Немаловажная роль в изучении данного периода отводится письменным источникам, которые отразили важнейшие события 1-начала II тысячелетия новой эры.
Выделение мохэской археологической культуры на Дальнем Востоке связано с именем А.П. Окладникова. Именно он дал характеристику определенным археологическим памятникам как мохэским. Среди отдельных признаков, характерных для всех мохэ, основным стала керамика - «слабопрофилированные сосуды, украшенные по венчику налепными валиками».
Изучение и систематизация мохэской керамики позволили О.В. Дьяковой выделить среди мохэских памятников несколько групп: найфельдскую, троицкую, благославеннинскую, михайловскую и гладковскую, которые она различала по составу категорий лепной посуды, форме, орнаменту и технике ее изготовления. Основной причиной различия керамических комплексов она видела в составе того аборигенного населения, на территорию которого мигрировали мохэские племена, то есть в их происхождении. Дополнительными факторами могли служить хронологические различия исследованных памятников, и, в некоторых случаях, географическая удаленность их друг от друга. Со временем дальнейшее изучение разных типов памятников мохэской археологической культуры позволило выявить критерии всех ее групп.
Несколько иная точка зрения на троицких мохэ у Ю.М. Васильева. В своей работе он трактовал культуру троицких мохэ как начальный вариант покровской культуры (чжурчжэньской).
Отдельной строкой следует сказать о краниологических исследованиях носителей культуры.
В.П. Алексеев на основе комплекса морфологических особенностей характеризовал троицких мохэ как континентальных сибирских монголоидов. В пределах сибирских монголоидов он отнес троицких мохэ к носителям комплекса морфологических признаков байкальской группы популяций, т.е. тунгусо-маньчжурским народам Амура, эвенов, эвенков и отдельных палеоазиатских народов, например юкагиров. Также, он предположил, что ближе всего троицкие мохэ были к ульчам и нанайцам .
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней была сделана попытка комплексного анализа культурных традиций троицкой группы мохэской археологической культуры с привлечением исследований последних лет за период с 2003 г по настоящее время.
Апробация исследования. Основные результаты исследования были представлены на научных конференциях:
1. Российская (с международным участием) археолого¬этнографическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Тема доклада «Усть-Ивановский могильник - особенности погребального обряда» (г. Сургут, 17-21 апреля 2017 г.);
2. Российская (с международным участием) археолого¬этнографическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Тема доклада «Интерьер мохэского жилища на территории Западного Приамурья (по итогам работ в Амурской области в 2013¬2015 гг.)» (г. Омск, 25-27 апреля 2018 г.). По итогам конференции доклад отмечен дипломом III степени на секции «Средневековье и Новое время»;
Кроме того, результаты исследования изложены в научных статьях, включенных в РИНЦ:
1. Волков Д.П., Нестеров С.П., Болотин Д.П., Коваленко С.В., Савченко Т.П., Крючко Е.И., Мамуль Я.М., Кулигина С.Е., Шульмин Р.А. Спасательные археологические раскопки Усть-Ивановского могильника в Амурской области // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ПАЭТ СО РАН, 2016. - Т. XXII. С. 555-558.
2. Сергушева Е.А., Коваленко С.В., Савченко Т.П., Крючко Е.И., Гридасова И.В. Земледелие у носителей мохэской археологической культуры Западного Приамурья: результаты применения археоботанического подхода. // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. - Иркутск, ИГУ, 2017. Вып. 6. - С. 311-319.
Автор выпускной квалификационной работы является непосредственным участником археологических экспедиций, проходивших на памятниках троицкой группы мохэской археологической культуры в период с 2014 по 2017 гг.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и иллюстративного приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, дается краткий историографический обзор и апробация результатов исследования.
В первой главе рассматривается этнокультурная принадлежность троицкой группы мохэской археологической культуры с ее отличительными чертами и территорией распространения, что и составляет основные подпункты главы.
Вторая глава, посвященная особенностям быта, раскрывает такие вопросы, как специфика жилищных комплексов и хозяйственная деятельность населения.
Третья глава освещает особенности погребального обряда рассматриваемой культуры. В подпунктах главы раскрываются такие вопросы, как: могилы троицких мохэ, способы захоронения, специфика погребального инвентаря.
В заключении подводятся основные итоги всего исследования, приводится дополненная модель совершения погребального обряда.
Список литературы и источников состоит из 58 пунктов, включая монографии и отдельные статьи, посвященные данной проблематике.
Иллюстративное приложение включает 7 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Троицкая группа мохэ является пришлой для Западного Приамурья. Являясь результатом слияния двух групп населения (пришлого - сумо мохэ и аборигенного - бэй шуй (носители михайловской культуры)), сформировалась особая группа мохэского населения, получившая название троицкой. На основе проведенного исследования, следует выделить следующие характерные черты троицкой группы мохэской археологической культуры.
Во-первых, территориальная обособленность. Географический ареал памятников троицкого типа охватывает нижнее и среднее течение реки Зеи, нижнее течение реки Амур, а также устье реки Копии, южные, центральные и северные районы Приморья.
Во-вторых, особенности домостроения. Все раскопанные жилищные комплексы можно разделить на две группы: жилища без рамы-основы и каркасно-столбовые конструкции. Выбор типа возводимой постройки вероятно зависел от почв и долговременности взводимого сооружения.
Стоит отметить, что весь периметр жилищ, независимо от их типа, имел чёткую функциональную дифференциацию с выделением крупных рабочих зон, а также зоной отдыха, представленной полками-нарами.
В-третьих, керамическое производство. Одним из критериев выделения троицких мохэ в отдельную группу послужила керамика. Изучение керамического материала показало наличие двух категорий посуды: лепных сосудов, изготовленных без применения круга и станковой посуды, сделанной на гончарном круге.
Массовыми в гончарной технологии были рецепты формовочных масс с песком, а также одновременно с песком и органикой. Как проявление затухающей традиции присутствует рецепт «глина + песок + шамот».
Для троицкой керамики характерно, что все они в процессе формовки покрывались ложнотекстильными оттисками, которые в большинстве случаев мастера потом уничтожали, заменяя новым орнаментом.
Кроме того, очевидными стали изменения, происходившие с типично мохэскими сосудами. Причем изменения развивались в двух направлениях:
а) постепенное исчезновение налепного валика под венчиком у баночных сосудов и параллельная трансформация венчика; иными словами, началось изменение формы основного для данной культуры сосуда;
б) попытка приспособить типично мохэский сосуд к новой круговой технике лепки керамики, т.е. это была наиболее прогрессивная линия развития, которая могла бы стать следующей ступенью его эволюции. Однако широкого распространения эта техника не получила.
Хозяйственная деятельность троицкого населения крайне разнообразна. На данном этапе изучения можно говорить о существовании узкой специализации. Такие случайные находки, как тигель, скребок еще раз это подтверждает.
Доминирующую роль в производящем хозяйстве отводится животноводству, о чем свидетельствует большое количество костных останков свиньи и лошади.
Роль растениеводство на ранних памятниках троицкой группы мохэ определить затруднительно. Небольшое количество обнаруженных карбонизированных останков, а также их плохая сохранность не позволяют говорить о значительной роли в экономике. Производство продуктов растениеводство происходило в большей степени для удовлетворения собственных нужд в растительной пище.
В некоторых могилах троицкой группы мохэской археологической культуры присутствовали деревянные внутримогильные сооружения. Конструктивные традиции внутримогильных сооружений на разных памятниках несколько разнятся. В большинстве случаев представители троицкой группы использовали дерево как часть практической составляющей погребального обряда. Самым распространенным вариантом является использование рамы, части которой в некоторых случаях скреплялись коваными гвоздями. Отличается лишь установка деревянных плах при устройстве конструкции. Данный факт, вероятнее всего, зависел от почвы, в которых производились захоронения: в суглинистых почвах плахи устанавливались вертикально, в песчаных - укладывались на ребро.
Анализ составляющих погребального обряда показал наличие определенной закономерности. Основные этапы можно представить следующим образом:
1. После смерти человека его тело помещалось на открытом воздухе до полного разложения мягких тканей и скелетирования останков. В иных случаях тело человека сразу предали земле без каких-либо дополнительных соблюдений обрядности.
2. Создание погребального комплекса, который представлял собой котлован под могилу. В некоторых случаях в котловане возводился деревянный каркас из узких, плоских плах-досок, стенки которого простилались листами бересты. Конструктивные особенности внутримогильного сооружения разнились в зависимости от местности проживания.
3. Затем в могилу складывали собранные и уцелевшие кости человека, после чего могила поджигалась и какое то время находилась в открытом горении. Продолжительность горения была незначительной, что не приводило к полному сгоранию деревянного каркаса.
4. Создание поминальных тризн, представленные керамическими сосудами с пробитым дном (чаще всего в северной части могилы).


1. Бичурин, Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена [Электрон, ресурс].// АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. - Том II. - Москва, 1950 - 656 с. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm
2. Волков, Д. П. Отчет по проведению спасательных археологических раскопок на памятнике Октябрьское, грунтовый могильник-
I по договору субподряда№ 16581-01-41/05-14/1 от 06 июня 2014 г. Открытый лист№ 1109 от 29.07.2014 года/Волков Д. П. - Благовещенск, 2014 г. - 145 с.
3. Волков, Д. П. Отчет по проведению спасательных археологических полевых работ на объекте археологического наследия Усть- Ивановка (грунтовый могильник-1) в рамках реализации государственного контракта от 06 июня 2016 г. № 2613-01-41/05-16. Открытый лист №1053 от 08 июля 2016 / Волков Д. П. - Благовещенск, 2016 г. - 328 с.
4. Кюнер, Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока / Н. В. Кюнер. - Москва, 1961. - 351 с.
Литература
5. Алексеев, В. П. Материалы по краниологии мохэ II Палеоантропология Сибири. - М., 1980. - С. 106-130.
6. Алкин, С. В. Мохэ II Малая энциклопедия Забайкалья: Археология [Электрон, ресурс]. - Новосибирск: Наука, 2011. - С. 212-216-Режим доступа: http: //encycl. chita. ru/encycl/concepts.
7. Алкин, С. В. Биритуализм в погребальном обряде троицких мохэ.
II Труды IV (XX) Всероссийского съезда в Казани. - Казань, 2014. - Том II - С. 272-275.
8. Алкин, С. В., Фэн Эньсюэ. Совместные российско-китайские исследования Троицкого могильника в Амурской области в 2004 году. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2006. - Т. 5. Вып. 4. - С. 132-134.
9. Алкин, С. В., Чикишева, Т. А., Губина, М. А., Куликов, И. В. Археология, антропология и палеогенетика Троицкого могильника (культура мохэ): первые результаты комплексного анализа.// Проблемы биологической и культурной адаптации человеческих популяций [Электрон, ресурс]: [сборник статей международной научной конференции (Санкт-Петербург, 8¬13 октября 2007 г.)]. - Санкт-Петербург: Наука, 2008. - С. 202-207. - Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/05/978-5-02-025271-4.
10. Ахметов, В. В. Погребальный обряд мохэских племен (по материалам раскопок Троицкого могильника в 2004 г.) II Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды IV Международной научно¬практической конференции студентов, аспирантов, и молодых ученых. - Томск: ТПУ, 2005. - С. 9-12.
11. Ахметов, В. В. Погребальный обряд троицких мохэ (по материалам раскопок 2004-2005 гг.) II Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: Материалы XLVI регион. (II Всерос.) археолог.-этнограф. конф, студентов и молодых ученых. - Красноярск, 2006. - Т. II. - С. 5-7.
12. Болдин, В. И. Результаты разведки ранних средневековых памятников Амурской области II Традиционная культура востока Азии. - Благовещенск, 1999. - Вып. 2. - С. 15-18.
13. Болотин, Д. П., Сапунов, Б. С., Сапунов, И. Б., Коробий, Е. Б. Новый средневековый могильник на Среднем Амуре II Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы VII Годовой итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. - 1999.-Т. V.-С. 275-282.
14. Болотин, Д. П. Мохэские традиции в Западном Приамурье // Традиционная культура востока Азии. Сборник статей. Вып. 6. Под ред. А.П. Забияко. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2010. - С.156-164.
15. Болотин, Д. П. Этнокультурная ситуация на Верхнем Амуре в эпоху позднего средневековья (XIII-XVII вв.): автореферат диссертации канд. истор. наук / Болотин Д. П. - Новосибирск, 1995. - 17 с.
16. Болотин, Д. П., Литовченко, Г. П. Археологические исследования на территории Благовещенского района Амурской области. // Амурский краевед. - Благовещенск, 1992. -№ 2. - С. 20-25.
17. Болотин, Д. П., Сапунов, Б. С, Нестеров, С. П., Сапунов, И. Б. Результаты исследований городища и могильников у с. Прядчино Амурской области // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: институт археологии и этнографии СО РАН, 1998. - С. 201-206.
18. Васильев, С. К. Фаунистические остатки из Троицкого могильники // Материалы и исследования Российско-Корейской экспедиции в западном Приамурье. - Тэджон, 2008. - С.179-182.
19. Васильев, Ю. М. Погребальный обряд покровской культуры (IX - XIII вв.н.э.)/ Ю. М. Васильев. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - 372 с.
20. Волков, Д. П. Археологические раскопки памятника Октябрьское, грунтовый могильник-1 в Амурской области.// Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества: материалы VI международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ, 16-18 мая 2016 г.). - Благовещенск, 2016. - Выпуск 6 - С. 29-33.
21. Волков, Д. П., Нестеров, С. П., Болотин, Д. П., Коваленко, С. В., Савченко, Т. П., Крючко, Е. И., Мамуль, Я. М., Кулигина, С. Е., Шульмин, Р. А. спасательные археологические раскопки Усть-Ивановского могильника в Амурской области II Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 2016. - Т. XXII. - С. 555-558.
22. Волков, Д. П., Черемкин, И. М., Черемкин, М. И. Фаунистические останки с Усть-Ивановского могильника. // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VII международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ, 22-23 мая 2017 г.). - Благовещенск, 2017. - Выпуск 7. - С. 66-68.
23. Деревянко, А. П., Ким Бон Гон, Нестеров С. П., Чой Мэн Сик, Хон Хён У, Алкин С. В., Субботина А. Л., Ю Ын Сик. Материалы и исследования российско-Корейской археологической экспедиции в Западном Приамурье. - Тэджон: Изд-во Института культурного наследия, 2008, - Вып. I, часть 1: раскопки раннесредневекового Троицкого могильника в 2007 г. - 218 с.
24. Деревянко, А. П., Ким Ён Вон, Нестеров С. П., Юн Кван джин, Ли Гю Хун, Хан Джи Сон, Л. Н. Мыльникова, Я. Ю. Лоскутова, О. А. Шеломихин, Пак Джон Сон, Ли Кён ха. Материалы и исследования Российско-Корейской археологической экспедиции в Западном Приамурье. - Тэджон: Издательство Государственного исследовательского Института культурного наследия, 2010.
- Вып. III: раскопки раннесредневекового поселения Осиновое Озеро в 2009 году. - 317 с.
25. Деревянко, Е. И. Культ коня у мохэ // Традиционные верования и быт у народов Сибири. - Новосибирск, 1987. - С.92-97.
26. Деревянко, Е. И. Мохэские памятники Среднего Амура / Е. И. Деревянко. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1975. -250 с.
27. Деревянко, Е. И. Племена Приамурья I тыс. н. э.: очерки этнической истории и культуры / Е. И. Деревянко. - Новосибирск: Наука, 1981.
- 333 с.
28. Деревянко, Е. И. Троицкий могильник / отв. ред. В. Е. Медведев - Новосибирск: Наука, 1977. -224 с.
29. Дьякова, О. В. Раннесредневековая керамика Дальнего Востока СССР как исторический источник / О. В. Дьякова. - М., 1984 - 203 с.
30. Дьякова, О. В. Мохэские памятники Приморья / О. В. Дьякова. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - 316 с.
31. Дьякова, О. В. Происхождение, формирование и развитие средневековых культур Дальнего Востока (по материалам керамического производства) / О. В. Дьякова. - Владивосток, 1993. - 206 с.
32. Жуков, М. Е. Погребальный обряд троицкого типа мохэской археологической культуры // Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты: материалы LVIII Рос. (с междунар. участием) археол.-этногр. конф, студентов, аспирантов и молодых ученых (Омск, 25-27 апреля 2018 г.). - Омск: Издатель-Полиграфист, 2018. - С. 157-159.
33. История Амурской области с древнейших времен до начала XX века / Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. - Благовещенск: АмГУ [и др.], 2008. - 424 с.
34. Корчагин, А. П. Свинья и кабан в обрядовой практике тунгусо-маньчжурских народов Приамурья в средневековье. // Археология, этнология и антропология АТР. Междисциплинарный аспект: материалы докладов LIII региональной (IX Всероссийской с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 24¬30 марта2013 г, Владивосток/ [отв. ред.: Н.Н. Крадин, Ф.Е. Джимов; ред.к ол.: А.Н. Попов, А.А. Крупянко, Б.В. Лазин, Д.Г. Кудряшов]. - Владивосток: Издательский дом Дальневост, федерал, ун-та, 2013. - С. 240-241.
35. Крючко, Е. И. Интерьер мохэского жилища на территории Западного Приамурья (по итогам работ в Амурской области в 2013-2015
36. Крючко, Е. И. Усть-Ивановский могильник - особенности погребального обряда. // Современные проблемы изучения древних и традиционных культур народов Евразии: мат-лы LVII Рос. (с междунар. участием) археол.-этногр. конф, студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Сургут, 17-21 апреля 2017 г. / отв. ред. А.В. Кениг. - Сургут; Новосибирск: Изд-во ПАЭТ СО РАН, 2017. - С. 221-222.
37. Кулигина, С. Е. Первичные захоронения Усть-Ивановского могильника// Современные проблемы изучения древних и традиционных культур народов Евразии: мат-лы LVII Рос. (с междунар. участием) археол.- этногр. конф, студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Сургут, 17-21 апреля 2017 г. / отв. ред. А.В. Кениг. - Сургут; Новосибирск: Изд-во ПАЭТ СО РАН, 2017.-С. 223-224.
38. Кушнарев, Н. Е. Технологическое исследование археологического текстиля Усть-Ивановского могильника.// L Урало-поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых (УПАСК, 1-4 февраля 2018 г., Самара): Материалы Всероссийской (с международным участием) конференции/ Отв. ред. С.Э. Зубов. - Самара: Самарский университет, 2018. - С. 338-342.
39. Кушнарев, Н. Е. Тюрский элемент в материалах памятника Усть- Ивановка, грунтовый могильник-1. II Современные проблемы изучения древних и традиционных культур народов Евразии: мат-лы LVII Рос. (с междунар. участием) археол.-этногр. конф, студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Сургут, 17-21 апреля 2017 г. / отв. ред. А.В. Кениг. - Сургут; Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. - С. 225-227.
40. Ларичев, В. Е. Народы Дальнего Востока в древности и средние века и их роль в культурной и политической истории Восточной Азии // Дальний Восток и соседние территории в средние века. - Новосибирск, 1980. - С. 8-39
41. Медведев, В. Е. Корсаковский могильник: хронология и материалы / В. Е. Медведев. - Новосибирск: Наука, 1991. - 174 с.
42. Медведев, В. Е. Культура амурских чжурчжэней. Конец X-XI в. (по материалам грунтовых могильников) / В. Е. Медведев. - Новосибирск: Наука, 1977. -224 с.
43. Мыльникова, Л. Н., Нестеров, С. П. Раннесредневековый керамический комплекс поселения Осиновое озеро в Западном Приамурье // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2011. - Том 10. Выпуск 5. - С. 197-211.
44. Мыльникова, Л. Н., Деревянко, Е. И, Алкин, С. В., Нестеров, С. П. Физико-химическое исследование керамики Троицкого могильника // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Годовой сессии ПАЭТ СО РАН 2008 г. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2008 г. - T.XIV. - С. 224-228.
45. Древности Бурей / С. П. Нестеров, А. В. Гребенщиков, С. В. Алкин и др. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. - 352 с.
46. Нестеров, С. П. Динамика жилищного строительства в Западном Приамурье в I тыс. н.э. // Дальневосточно-сибирские древности: сборник научных трудов, посвященных 70-летию со дня рождения В.Е. Медведева. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2012. - С. 174-182.
47. Нестеров, С. П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья / С. П. Нестеров. - Новосибирск: Наука, 1990. - 141 с.
48. Нестеров, С. П. Взаимоотношения этнических групп населения Западного Приамурья во второй половине I тысячелетия // Приоткрывая завесу тысячелетий: к 80-летию Жанны Васильевны Андреевой. -Владивосток, 2010. - С. 273-280.
49. Нестеров, С. П. Конструкция большого мохэского жилища из Западного Приамурья // Гуманитарные науки в Сибири. - 2015. - Т. 22, №2. - С. 69-74.
50. Нестеров, С. П. Народы Приамурья в эпоху раннего средневековья / С. П. Нестеров. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 1998. - 184 с.
51. Нестеров, С. П., Алкин, С. В. Раннесредневековый могильник Чалиба на р.2-я Сунгари // Традиционная культура Востока Азии. - Благовещенск: Издательство АмГУ, 1999. - Вып. 2. - С.153-176.
52. Окладников, А. П. Далекое прошлое Приморья / А. П. Окладников. -Владивосток, 1959. -291 с.
53. Сергушева, Е. А., Коваленко, С. В., Савченко, Т. П., Крючко, Е. И., Гридасова, И. В. Земледелие у носителей мохэской археологической культуры Западного Приамурья: результаты применения археоботанического подхода. // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2017. - Вып. 6. - С. 311-319.
54. Сергушева, Е. А., Рябогина, Н. Е., Гольева, А. А., Лящевская, М. С. Поиск следов древнего земледелия на археологических памятниках Приморья и Приамурья методами археоботаники: результаты и перспективы. // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2015. - Вып. 4. - С. 183-192.
55. Сергушева, Е. А., Рябогина, Н. Е., Лящевская, М. С., Гольева, А. А. Аргументация земледелия на археологических памятниках Приамурья и Приморья: результаты применения палеоботанических методик. // Вестник Томского государственного университета. - 2016 г. - №402. - С. 99-108.
56. Смирнов, Ю. А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения: исследование, тексты, слова / Ю. А. Смирнов. - М.: Вост, лит., 1997.-279 с.
57. Стоякин, М. А. Комплекс вооружения троицких мохэ (по материалам раскопок Троицкого могильника в 2004-2005 гг.) // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: Материалы XLVI регион. (II Всерос.) археолог.-этнограф. конф, студентов и молодых ученых. - Красноярск, 2006. - Т. II. - С. 65-68.
58. Шавкунов, Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье / Э. В. Шавкунов. - Ленинград: Изд-во «Наука», 1968. - 166 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ