Круг вопросов и проблем, которые естественным образом возникают, если мы пытаемся говорить о визуальном опыте в целом, затрудняют концептуализацию указанной в заголовке темы. Определение визуального, сфера его применимости и адекватности необходимым образом детерминированы контекстом дисциплины, от лица которой и дается это определение. Трудность состоит в самой специфике функционирования визуального, тех прикладных аспектах, через которые и благодаря которым вообще имеет смысл говорить о практиках визуального и повседневности, медиа и образе. Провозглашенный Уильямом Митчеллом пикториальный поворот, а следом, диагностированный Готфридом Бёме, иконический поворот лишь усиливают разногласия между дисциплинами относительно того, что понимать под образом, определение которого непосредственно отсылает к визуальному. Поверхностный обзор представленных в академических кругах изысканий на темы образа и визуального, воображаемого и видения, говорит о богатстве коннотативных и конститутивных возможностей, однако здесь же полагается и своего рода ограниченность: очертания так и не приобретают четкость, мутные образования не дают определенности ни форме, ни содержанию, только пыль и туман. Но и попытки философии связать визуальные практики наукоемких, культурологических, социальных и искусствоведческих дисциплин наталкиваются на противодействие с их стороны, что большей частью связано с невозможностью учесть все оттенки и нюансы, с которыми сталкивается любая из научных областей, свести все к единой, универсальной структуре. То, что в итоге получается лишь конструкт, который далек от того, чтобы играть роль всеобъемлющей теории.
Столь обширное вводное слово ставит целью проиллюстрировать насколько, с одной стороны, непродуктивны, и, с другой стороны, несвоевременны на данный момент устремления охватить в изложении то, что не поддается концептуализации в своей совокупности, однако может быть осмыслено в своих частях. В заданном исследовании мы намерены остановиться на тех аспектах визуального опыта, которые находят свое выражение в фотографическом образе.
Актуальность. Сегодня окружающая среда человека изобилует образами, уже нет социального пространства вполне свободного от «картинок повседневности»: на улице и дома, в транспорте и магазинах, в кинотеатре и музеях, парках и спортивных площадках - рекламные щиты, общественные знаки и схемы движения нас ждут и примечают, обращают наше внимание. Реклама и технологии продвижения (PR) создают удобные и уютные места обитания и пастбища для потенциальных потребителей и клиентов, усыпляя и анестезируя скидками и фуд-кортами, представлениями и концертами, модными показами и дегустациями. Простые и безыскусные образы поступательно вторгаются в жизнь, незаметно размечают ее и регистрируют. Повседневность и повседневные практики, покинув границы квартир и домов, расположились в «местах общественного пользования», стали достоянием широкой публики. Виртуальная среда атомизирует новые паттерны видения, создает альтернативную реальность, континуум, в котором жизненный опыт и ориентации по иному интенсифицируются, проживаются и размещаются; цифровое пространство генерирует уникальные технологии персонального обустройства, которые уже не вписываются в старые парадигмальные (аналоговые) отношения, но нуждаются не только в осмыслении, но детерминации. Не в последнюю очередь наш интерес к проблематике выражает желание понять современные фотографические упражнения, включая практики в социальных сетях, популярность которых связана, в том числе, и с активно продвигаемыми здесь визуальными технологиями, набирающими обороты экономическими (пример: интернет-коммерция, big data) и политическими (пример: PR- аккаунты политиков в twitter, facebook, instagram) стратегиями.
Новизну исследования мы видим в том, что антропология фотография является пока мало изученной областью, а фотографические антропотехники, остаются пока в поле ведения терапевтической практики, где пространство применения фотографии ограничено ее целевыми установками.
Объектом нашего исследования является фотография, предметом исследования - фотографические антропотехники; то, как они функционируют и какими смыслами нагружается, а также то, как выстраиваются фотографические практики в зависимости от контекста деятельности и социального пространства выступает целью научной работы.
В соответствие с выше означенной целью, перед нами встают следующие задачи:
1. Проследить историю фотографии в антропологическом измерении, ее рождение и концептуализацию за период с 1839 г. до 30-х гг. XX века, поскольку именно в этом временном отрезке, по нашему мнению, складываются парадигмы вернакулярной фотографии, которые затем трансформируются, преобразовываются под воздействием социальных и техногенных сдвигов.
2. Рассмотреть фотографию в контексте различных практик: терапевтической, виртуальной, где отдельное место будет уделено концептуализации фотографии в исполнении Ролана Барта на примере его последнего произведения «Camera Lucida. Комментарий к фотографии».
3. Концептуализировать фотографические практики в терминах философии, внести критический элемент в позиционные структуры упражнений.
Гипотезу, таким образом, мы можем сформулировать так: фотография - антропологический факт, она есть неоспоримое свидетельство и алиби человеческого существования наряду с религией, искусством и кино. В каком-то смысле она по-новому выстраивает антропологию человека.
Итак, антропологическое измерение фотографических практик и философская концептуализация повседневной (вернакулярной) фотографии стали предметом нашего анализа. В данной работе мы ограничились только небольшой палитрой специфических особенностей и алгоритмических детерминант производства и конституирования индивидуальных антропопотехник. Многогранность и многоаспектность выбранной нами тематики служит своего рода извинением в невозможности полного и завершенного анализа, мы согласны с тем, что многое не попало в фокус нашего исследовательского интереса в силу, как институциональных ограничений, так и широты диапазона представленных в академических кругах материала, простора для интерпретаций и трактовок. Антропология фотография, за которую мы выступаем в данном сочинении, еще только начинает складываться, и в этом состоит как сложность в вербализации курса изыскания, так и несравненное достоинство такой попытки: непредвзято взглянуть на обычные предметы, посмотреть со стороны на, казалось бы, самые очевидные вещи и события, переосмыслить клишированные слова и мнения, придав им терминологическую определенность и осмысленность.
Философия фотография и антропология фотография, на наш взгляд, усиливают концептуальное взаимообращение, перетекание и взаимосвязь разнообразных фотографических практик, где «антропотехники» Петера Слотердайка, «техники себя» Мишеля Фуко, «тактики и стратегии» Мишеля де Серто не только лишь искусно выстроенные учения и теоретические конструкты, но действенные способы рефлексии над отношениями, связывающие людей друг с другом и с миром. Несмотря на то месиво и неразличимое ассорти образов, которое ежедневно и ежечасно генерируют средства массмедиа, способы самоконструирования и само(ре)презентации посредством аналоговых форм повседневной фотографии все еще обладают определенным очарованием, а интимные, скрытые от посторонних глаз, пространства обитания снимков добавляют им аромат домашнего уюта и вкус к традиционным формам инициации : «главная тайна фотографии скрывается именно там, где располагается обычная фотокарточка - в семейном фотоальбоме, например, или в сельском доме, где карточки висят под стеклом, засиженном мухами» . Приведенные слова Александра Секацкого как нельзя лучше иллюстрируют самобытный характер вернакулярного фото, на территории которого может развернуться герменевтика субъекта, свидетельствуя об уникальности его Dasein в мире. Но тайна фотографии еще не разгадана, она скрыта под завесой субституированных визуальных форм, в формировании и распространении которых немаловажную роль играет виртуальная среда.
Различие между аналоговой и дигитальной фотографией, которое мы обрисовали в данной работе, не располагается только лишь на поверхности, связывающей внешнюю морфологию объекта и внутренние установки субъекта, оно интенсифицируется на макроуровне и включает как местные социо-политические, так и действующие в мировом масштабе антропосоциогенные факторы. Фотография, так и иначе, включается в непрекращающуюся визуальную гонку, становится «кинематографичной» (фотоленты, фотопотоки, фотосерии, обильно представленные на страницах в социальных сетях и блогах). Фотография оказывается жертвой набирающей бег современной «мобилизации в масштабах всей планеты» . Однако, в ее инобытии, иноприродности, несвойственности и «несовременности» скрываются и потенциальные возможности для будущих трансформаций субъективности. Формируя и формулируя своеобразную оппозицию кинетике, мобильности и другим «кинематографическим» формам идентификации и мифологизации, фотография взывает к неспешной, вдумчивой и аккуратной работе сосредоточенного глаза.
1. Алкемейер Т. Стройные и упругие: политическая история
физической культуры [Электронный ресурс] // Логос. 2009. №6. С. 194-213. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/24/1212404601/Logos_2009_6_
Alkemejer.pdf (дата обращения: 02.03.2018).
2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 192 с.
3. Барт Р. Мифологии. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.
4. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте / сост., пер. с франц. и послесл. Сергея Зенкина. М.: Ad Marginem, Сталкер, 2002. 288 с.
5. Барт Р. Третий смысл. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 104 с.
6. Бахманн-Медик Д. Иконический поворот // Культурные повороты. Новые ориентиры. М.: НЛО, 2017. С. 394-443.
7. Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 168 с.
8. Берджер Дж. Фотография и ее предназначение: [эссе]. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 240 с.
9. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. 224 с.
10. Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии / пер. с франц. Б.М. Скуратова; послесловие А.Т. Бикбова. М.: Праксис, 2014. 456 с.
11. Вайзер Д., Сущность и техники фототерапии // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2010, №13(1). С.18-36.
12. Вайзер Д. Техники ФотоТерапии: исследование секретов личных фотографий и семейных альбомов. М.: Генезис, 2017. 424 с.
13. Гавришина О.В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». М.: Новое литературное обозрение, 2011. 192 с.
14. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 115-140.
15. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 171-202.
16. Гурьева М. М. Повседневная фотография как объект научного исследования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Серия «Философия». №3.Т.2 2009. С.153-161.
17. Де Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб.: Изд-во Европейского Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с.
18. Деникин А. А. Цифровая фотография и современное искусство: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Нестор-История, 2016. 224 с.
19. История фотографии с 1839 года до наших дней. Собрание Дома Джоржа Истмена / под ред. Т.И. Хлебнова, пер. с англ. Л. А. Борис. М.: АРТ- Родник, 2010. 766 с.
20. Кевац М.А. Фототерапия как инструмент психотерапии [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2015, № 3. С.117-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25613957& (дата обращения: 02.03.2018).
21. Крёбер А.Л. Стиль и цивилизации // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 225-270.
22. Кучеренко Б. Рождение малого формата // Советское фото. 1993. №7-8. С.36.
23. Левашов Л. Лекции по истории фотографии. М.: Тримедиа Контент, 2012. 482 с.
24. Лишаев С.А. Помнить фотографией. СПб.: Алетейя, 2012. 140 с.
25. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 21-186.
26. Маклюэн М. Фотография. Бордель-без-стен // Понимание медиа: внешнее расширение человека / пер. с англ. В. Николаева; закл.ст. М. Вавилова. 4-е изд. М.: Кучково поле, 2017. С. 213-229.
27. Новая история фотографии: пер. с. франц. / под ред. М. Фризо. СПб.: Machina, Андрей Наследников, 2008. 336 с.
28. Петровская Е. Теория образа. М.: Рос. Гос. Гум. ун-т, 2012. 288 с.
29. Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы / Авто- био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. №1 / Под ред. В. А. Подороги. М.: Логос, 2001. С.296-305.
30. Подорога В. А. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу «Светлой комнаты» Р. Барта / Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. №1 / Под ред. В. А. Подороги. М.: Логос, 2001. С.195-245.
31. Савчук В.В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун¬та, 2005. 256 с.
32. Секацкий А. К. Фотоаргумент в философии // А.К. Секацкий. Прикладная метафизика: [эссе]. СПб.: Амфора, 2005. С. 354-368.
33. Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 146 с.
34. Флюссер В. О проецировании [Электронный ресурс] // Хора. 2009. №. 3-4. С. 65-76 URL: http://www.jkhora.narod.ru/2009-34-03.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
35. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике. М.: Когито-Центр, 2006. 192 с.
36. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франсе 1981 - 1982 учебном году / пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. 677 с.
37. Фуко М. Минималистское «Я» [Электронный ресурс] // Философско-литературный журнал Логос. 2008. №.2. С. 123-134. URL: http://www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/04.pdf (дата обращения: 29.04.2018 г.)
38. Фуко М. О начале герменевтики себя [Электронный ресурс] // Философско-литературный журнал Логос. 2008. №.2. С. 65-95. URL: http://www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/03.pdf (дата обращения: 29.04.2018 г.).
39. Фуко М. Технологии себя [Электронный ресурс] // Философско-
литературный журнал Логос. 2008. №.2. С. 96-122. URL:
http://www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/04.pdf (дата обращения: 29.04.2018 г.)
40. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с пол. Н.В. Морозовой. 2-е изд. М.: Логос, 2010. 168 с.
41. Шугайло И. В. Фотография как техника «Заботы о себе» // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2009. №3(2). С. 146-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp7idM2913814 (дата обращения: 29.04.2018).
42. Якимович Е. А. Случайное и неслучайное. О развитии
фотоискусства. 1850-1920 [Электронный ресурс] // Собрание шедевров. 2010. №3. С. 114-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26128549 (дата
обращения: 01.03.2018).
43. Amerikaner M., Schauble P., Ziller R. Images: the use of photographs in personal counseling // Counselling psychology quarterly. 2000. Vol. 13(3). P. 68-73. DOI: org/10.1080/095150700300091884.
44. Batchen G. Forget me not: photography & remembrance. Amsterdam: New York: Van Gogh Museum; Princeton Architectural Press, 2004. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/reader.action?docID=338730 (дата обращения: 14.03.2018).
45. Batchen G. Vernacular photographies // Each wild idea: writing photography history. The mit press. Cambridge, London, 2001. P. 56-81. URL: http://bookre.org/reader?file=1206521 (дата обращения 01.03.2018).