Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевая агрессия в художественном тексте (на материале современной русской драматургии)

Работа №126108

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы133
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Речевая агрессия как объект изучения 10
§ 1.1. Вопросы терминологизации 10
§ 1.2. Средства выражения речевой агрессии 25
§ 1.3. Речевая агрессия и языковая личность 37
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Речевая агрессия в художественном тексте 46
§ 2.1. Агрессогенная лексика в драматическом тексте 46
§ 2.1.1. Неполноценность разного рода 48
§ 2.1.2. Предосудительная деятельность 59
§ 2.1.3. Физиология «материально-телесного низа» 63
§ 2.1.4. Зоосемантическая метафора 65
§ 2.1.5. Оппозиция «свой - чужой» 70
§ 2.2. Жанровые аспекты речевой агрессии в драме 77
§ 2.2.1. Оскорбление 77
§ 2.2.2. Угроза 81
§ 2.2.3. Высмеивание 85
§ 2.2.4. Грубое волеизъявление 87
§ 2.2.5. Враждебная оценка 92
§ 2.3. Специфика агрессивного текста в драме 95
§ 2.3.1. Побочный текст 96
§ 2.3.2. Драматический конфликт 100
Выводы по главе 2 104
Заключение 107
Литература 111
Книги 111
Авторефераты диссертаций 113
Статьи 116
Словари 123
Тексты 125
Приложение. Список пьес, использованных при анализе 127

Современная коммуникация может быть описана словами В. Г. Костомарова, которыми учёный обрисовал «языковой вкус» постсоветской России: «Для общения людей, для использования русского языка сейчас характерна установка нынешних дней на свободу, сопрягаемую у нас со стихийным потаканием, с разгулом своей воли (что хочу, то и ворочу), с небрежностью, раскованностью и забвением того, что без подчинения она есть хаос» (Костомаров, 1999, 59). Эти суждения, опубликованные в 1999 году, оказываются справедливы и двадцать лет спустя.
Феномен агрессии вообще (физической, психологической, вербальной) активно и продуктивно исследуется в различных областях знания: в философии, культурологии, психологии, социологии, политологии, педагогике. Не обходит стороной это явление и лингвистика, которую интересует в первую очередь языковое (речевое, вербальное) проявление агрессии - то есть специфические способы её выражения средствами языка и речи.
Речевая агрессия является конфликтогенным речевым поведением, в основе которого лежит негативное воздействие на адресата, и генерируется триадой враждебности, включающей гнев, отвращение и презрение.
Актуальность изучения речевой агрессии в современном драматическом тексте видится в следующем.
Во-первых, речевая агрессия часто связывается с неблагоприятной социокультурной ситуацией в обществе. Художественный текст позволяет автору отразить стереотипные модели поведения и эмоциональный опыт своего времени, изобразив личность, находящуюся в критической ситуации переломной эпохи. Нельзя не согласиться со словами В. Славкина, полагающего, что авторам современных драматических текстов «можно верить, по их произведениям историки и социологи смогут изучать людей и настроения начала XXI века...» (цит. по Черняк, 2009, 104).
Во-вторых, конфликт, являясь основой драматического произведения, а также установка на понимание мира как изначально дисгармоничного позволяют драматургу использовать речевую агрессию как средство речевой выразительности для реалистичного изображения общества, в котором агрессия естественна, а коммуникация отражает в том числе грубость и жестокость человеческих нравов. В связи с этим в драматургическом тексте агрессия может выступать также как элемент поэтики, участвующий в развёртывании драматургического текста.
Наконец, необходимость изучения современной литературы не только лингвистикой, но средствами филологического знания вообще диктуется особенностями самого материала исследования: «пространство современной литературы очень пёстрое и потому, что сегодняшнюю литературу творят люди разных поколений: и те, кто существовал в недрах советской литературы, и те, кто работал в андеграунде литературы, и те, кто начал писать совсем недавно. У представителей этих поколений принципиально различное отношение к слову, к его функционированию в тексте» (Черняк, 2009, 6).
Объектом исследования в настоящей работе выступает феномен речевой агрессии в современной художественной литературе, а предметом - лексическое и жанровое воплощение феномена агрессии в текстах современной русской драматургии.
В качестве рабочей гипотезы принимается предположение о том, что в художественном тексте речевая агрессия может быть значимым изобразительным средством - способом характеристики действующего лица с точки зрения его речевой индивидуальности, параметром коммуникативного портрета личности.
Язык драматургии находится на пересечении художественной и разговорной речи, поэтому речевая агрессия в ней может отражать особенности и реальных речевых конфликтов, и их воплощение в художественной литературе, например, быть элементом развития сценического действия.
Таким образом, цель исследования - выявление специфики речевой агрессии в драматическом тексте.
В задачи, продиктованные целью работы, входит:
• обзор теоретических работ, посвящённых явлению речевой агрессии, средствам её выражения и жанровой организации;
• анализ функционирования речевой агрессии и выявление её особенностей в драматическом художественном тексте на уровне лексики и в жанровом аспекте;
• выявление связи родовых признаков драмы (побочного текста и драматического конфликта) с речевой агрессией.
Материал исследования составляют тексты русской драматургии последних лет - художественные тексты, до настоящего времени не привлекавшие внимание исследователей-лингвистов в аспекте речевой агрессии. Хронологические рамки исследования охватывают 2018, 2019 и 2020 годы. Фонд контекстов, подвергнутых анализу, составляют три крупных издательских проекта:
• журнал «Современная драматургия», продолжающий традицию «толстых» литературных журналов;
• сборники «Лучшие пьесы» Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица», отражающие актуальные тенденции в драме благодаря отбору текстов в рамках премии;
• сборники пьес «Современная подростковая драма», направленные в первую очередь на читателя-подростка.
В работе сделан акцент не на индивидуальном стиле конкретных авторов, а на функционировании в тексте речевой агрессии. Как показывает исследование, такой подход оказывается продуктивным: речевая агрессия - это органичная часть художественного мира русского драматурга, ей есть место практически в любой сфере общения, которая изображается в драматическом тексте.
Итоговый репертуар пьес, включённых в анализ, приведён в Приложении. Количественно это 140 текстов (2018 год - 38 пьес, 2019 год - 51 пьеса, 2020 год - 51 пьеса), из которых были извлечены 860 контекстов (2018 год - 305 контекстов, 2019 год - 294 контекста, 2020 год - 261 контекст), содержащих маркеры речевой агрессии.
В финальный список контекстов не включены те фрагменты, которые содержат матерную лексику. Аргументы в пользу этого решения приведены в § 1.2. Кроме того, следует отметить, что контексты представляют собой диалоги и полилоги, поэтому количество элементов анализа (агрессогенных лексем и жанровых единиц) даже превышает число обнаруженных контекстов.
Остановимся теперь на методологической основе исследования. Генеральная совокупность единиц анализа, то есть все объекты, относительно которых делаются выводы, - это все контексты, содержащие ситуации речевой агрессии. Единицы анализа определяются методом сплошной качественной и количественной выборки: сначала определяется, что подлежит отбору для анализа, а затем проводятся количественные подсчёты.
Под контекстом как единицей анализа понимается фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы. Другими словами, контекст - это фрагмент текста минус определяемая единица (ЛЭС, 1998, 238-329). Имеет значение обращение к микроконтекстам - минимальному окружению единицы, в котором она, включаясь в общий смысл фрагмента, реализует своё значение плюс дополнительные смыслы в виде ассоциаций и коннотаций, а также к макроконтексту, позволяющему установить функцию единицы в тексте в целом.
Основные методы изучения материала включают:
• описательный метод (для иллюстрации явления речевой агрессии в художественном тексте);
• метод лексико-семантического компонентного анализа (для выявления маркеров речевой агрессии);
• метод контекстуального анализа (для учёта контекстуальных смыслов, возникающих в ситуациях речевой агрессии).
Теоретическую базу исследования составляют работы
• о современном русском языке и современной социокультурной ситуации (Караулов, 1987; Козырев, Черняк, 2012; Костомаров, 1999; Кронгауз, 2009; Левонтина, 2015; 2016);
• о явлении агрессии (Ениколопов, Кузнецова, Чудова, 2014; Изард, 1980; Лоренц, 2009; Сапольски, 2019);
• о речевой агрессии (Агрессия в языке и речи, 2004; Воронцова, 2006а; Жельвис, 2001; Комалова, 2020; Петрова, Рацибурская, 2011; Речевая агрессия как свойство информационного пространства, 2011; Черкасова, 2011; Щербинина, 2001; 2008; 2021), а также аналитический обзор исследований в области речевой агрессии, выполненный Л. Р. Комаловой (Комалова, 2015);
• о драме, её поэтике и языке (Голованева, 2011; Макрова, 2011; Николина, 2009; Пави, 1991; Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий, 2008; Хализев, 1986; Черняк, 2009).
Необходимо отметить, что речевая агрессия современной наукой изучается чаще на материале средств массовой информации, политического дискурса и языка интернета, а художественный текст редко становится предметом пристального внимания. Кроме того, исследователи оставляют в стороне именно такой литературный род, как драма, хотя именно она «начинает биться головой о стену новой социальности» (Липовецкий, 2005).
Таким образом, научная новизна исследования заключается в лингвистическом анализе феномена речевой агрессии на материале современной русской драматургии с целью выявления специфики агрессии в художественном тексте, в том числе с учётом особенностей драматического текста, например, так называемого побочного текста (комментарии к репликам героев, указание на их движения, жесты, мимику, интонации - ремарки), реплик «в сторону», вынесения наружу внутренней речи действующего лица.
Поводом для обращения к этой стороне драматического текста являются и уже отмеченные исследователями черты современной драмы: отказ от динамичного сюжета, внимание к жизни маргинальных социальных слоёв, к контркультуре, а как следствие - к жаргону и языку улицы и тюрьмы. То есть материал для пьес - это низовой быт современного мироустройства, в котором правят «дураки и дурдом». При этом отсутствие классической цельности пьесы заменяется переносом смысловой тяжести на язык (Николина, 2009, 293-294).
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении параметров классификации лексических и коммуникативных средств выражения речевой агрессии - агрессогенных маркеров и жанров.
Практическая значимость исследования видится в том, что рассматриваемые в работе средства выражения речевой агрессии могут служить материалом к словарю инвентаря агрессивных речевых актов.
Подобные лексикографические издания уже существуют: в настоящее время опубликованы два выпуска тематического толкового словаря «Вербальная структура коммуникативного акта агрессии» (Потапова, Комалова, 2015; 2017). В них включены лексические единицы семантического поля «Агрессия», отражающие разнообразные компоненты конфликтной коммуникации, как то: агрессор, жертва, агрессивное поведение, виды агрессии, деструктивные и конструктивные последствия агрессии, инструменты агрессии, динамика развития состояния агрессии (Потапова, Комалова, 2015, 2).
Материалом для этих изданий послужили данные разноаспектных словарей русского языка. Настоящее исследование позволяет дополнить эти данные материалом драматургических текстов, отражающих живой язык настоящего времени.
Наконец, исследованный материал и предложенные классификации ситуаций речевой агрессии могут дополнить учебные филологические курсы риторики, стилистики и культуры речи.
Апробация работы, в том числе обсуждение теоретической базы, материала исследования и методов его анализа, проведена в рамках семинаров во время обучения в аспирантуре Санкт-Петербургского государственного университета в период с 2018-го по 2021 год.
Результаты исследования были также представлены в виде докладов на следующих международных конференциях:
• Летняя школа «Язык и медиа» Международного научного проекта «Агрессия и аргументация: конфликтный дискурс и его языковое разрешение», кафедра русского языка РГПУ им. А. И. Герцена, отдел славистики факультета языкознания, литературоведения и культурологии Дрезденского технического университета (2019);
• XXI Международная конференция молодых филологов, Институт гуманитарных наук Таллинского университета (2020);
• Международная конференция молодых филологов, отделение славянских языков и литератур Тартуского университета (2021).
Структура работы определяется её целью, задачами и характером языкового материала. Текст исследования состоит из Введения, Главы 1, в которой рассматриваются теоретические основания исследования, Главы 2, в которой уточняется предмет исследования и анализируется собранный материал, Выводов, сопровождающих каждую главу, Заключения, списка использованной Литературы, а также Приложения, содержащего список пьес, отобранных для анализа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на то, что зачастую главной чертой современного театра называют «фантастическое разнообразие»: «театром является вообще всё, что себя таковым определяет» (Вилисов, 2020, 10), необходимо отметить, что в языковом отношении современная драматургия наследует традициям драмы предыдущих эпох.
В ходе любого конфликта, в том числе и драматического, одна сторона активно совершает речевые действия, которые могут проявляться в форме речевой агрессии. Другая сторона определённым образом реагирует на это, предпринимая ответные речевые действия.
На материале пьес современной русской драматургии был продемонстрирован лавинообразный характер перебранок, возникающих внутри семейного, соседского, дружеского, профессионального круга. Коммуникация действующих лиц в драме оказывается пространством, предельно наполненным всем спектром жанров речевой агрессии, включающим оскорбления и угрозы, грубые требования и запреты, упрёки и обвинения.
Ссоры в драме развиваются по сходному сценарию, в котором за взаимными оскорблениями начинают прослеживаться нравственные ориентиры героев, не позволяющие выстраивать эффективную и лишённую агрессии коммуникацию. Конфликтная коммуникация возникает практически в любой сфере общения, будь то соседский или дружеский разговор, разговор матери и дочери, разговор на бытовую тему или беседа о возвышенных материях вроде любви и ненависти.
Речевая агрессия, таким образом, отражает ментально-ценностное состояние участников бытового конфликта, помогая драматургу изобразить реалистичный моральный облик действующих лиц, не готовых к здоровым и мирным отношениям, а также выразить в художественных образах стереотипные модели общения и эмоциональный дух своего времени.
Агрессия, как показывает настоящее исследование, тесно связана, во-первых, со сферой быта и маргинальной атмосферой, а во-вторых, часто бывает неразрывна с агрессией физической. Речевая агрессия в современной драме действительно оказывается значимым изобразительным средством, а все её частные разновидности представлены маркерами речевой агрессии и распределяются по системе жанров.
К наиболее частотным средствам выражения речевой агрессии относятся указание адресату на неполноценность разного рода, обвинение его в предосудительной деятельности, использование лексем, связанных с «материально-телесным низом», а также зоосемантическая метафора.
Компонентный и контекстуальный анализ отобранных единиц позволил определить не только распространённые средства выражения речевой агрессии, но и речевые жанры, которые оформляют агрессивное высказывание, причём к наиболее распространённым из них относятся грубое волеизъявление, враждебная оценка и оскорбление.
Отдельно следует отметить, что ведущим принципом в конфликтном общении выступает ярко выраженная оппозиция «свой - чужой», позволяющая дегуманизировать оппонента и приписать ему черты, свойственные маргинальным группам и находящиеся на отрицательной части шкалы человеческих ценностей.
Количественные данные позволили сделать выводы о распространённости явления речевой агрессии в современной русской драме, а также об актуальности пластов лексики, оформляющих агрессивное высказывание, и агрессогенных речевых жанров.
Речевая агрессия в результате действительно оказывается сильным средством выразительности, которое используется автором с целью создания реалистичной художественной действительности, в которой агрессия естественна, а коммуникация отражает в том числе грубость и жестокость человеческих нравов.
В проанализированных текстах речевая агрессия часто представлена в ситуациях развития драматического конфликта и является элементом развития сценического действия. Предельно агрессивная коммуникация помогает изобразить противоречия в жизненных позициях действующих лиц и их мир - языковое и ментальное пространство, полное непонимания и враждебности.
Собранный материал и полученные результаты анализа дополняют представления о речевой агрессии образом русскоязычной языковой личности, для которой характерны агрессивные коммуникативные тактики. Таким образом, в ходе исследования подтвердилась гипотеза о речевой агрессии как параметре коммуникативного портрета личности, то есть способе характеристики действующего лица в аспекте его речевой индивидуальности.
Новизна настоящего исследования определяется обращением к недостаточно изученной сфере бытования речевой агрессии - художественному тексту, а также намеченными чертами речевого портрета участников агрессивной коммуникации, проявляющих негативное отношение практически к любым сферам действительности с помощью изощрённых средств выражения речевой агрессии.
Материал исследования позволяет в перспективе расширить лексикографические представления о речевой агрессии, дополнив существующие издания живым материалом актуальной эпохи, изучить распределение лексики по шкале инвективности, а также может быть использован лингвистами-экспертами как часть базы инвективного фонда русского языка.
Театр позволяет включить определённую оптику восприятия мира. Вот как об этом говорит П. Брук: «Нет сомнения, что театр занимает в жизни особое, ему одному принадлежащее место. Он как увеличительное стекло и одновременно как уменьшительная линза. Это маленький мир» (цит. по Энрикеш, 2018, 75). Настоящее исследование дополняет коллективный портрет русской языковой личности штрихами её агрессивной ипостаси и, подобно театру, высвечивает те черты, которые отражают дух нашего времени.


1. Агрессия в языке и речи / Под ред. И. А. Шаронова. М.: РГГУ, 2004. 288 с.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
3. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Издательство Московского университета, 1988. 121 с.
4. Богданов В. В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты. Л.: ЛГУ, 1990. 88 с.
5. Васильев А. Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления М.: Флинта : Наука, 2003. 224 с.
6. Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. 679 с.
7. Вилисов В. Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили. М.: АСТ, 2020. 317 с.
8. Голованева М. А. Коммуникативно-когнитивное пространство драмы (на материале русских пьес 1980-2000 годов). Астрахань: Астраханский университет, 2011. 254 с.
9. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 493 с.
10. Жельвис В. И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с.
11. Жельвис В. И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. Ярославль: ЯрГУ, 1990. 157 с.
12. Задонский Т., святитель. Сокровище духовное, от мира собираемое. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2000. 642 с.
13. Изард К. Эмоции человека. М.: Издательство МГУ, 1980. 464 с.
14. КарауловЮ. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010, 264 с.
15. Клушина Н. И. Образ врага о военной риторике в мирное время // Русская речь. 2006. № 5. С. 79-87.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ