Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвопрагматические средства создания речевых ситуаций конфликтного общения в пьесах современных драматургов

Работа №108957

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОГЕННОГО ТЕКСТА В АСПЕКТЕ ЛИНГВОПРАГМАТИКИ 11
1.1 Речевая агрессия как явление современного общества 11
1.2 Конфликтогенный потенциал слова 22
1.3 Языковые и прагматические факторы, нарушающие эффективное общение 26
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТОГЕНЫ В ПЬЕСАХ СОВРЕМЕННЫХ ДРАМАТУРГОВ 44
2.1 Специфика конфликта в современной драме 44
2.2 Лингвопрагматические средства создания речевых конфликтов в пьесах современных драматургов: лексика, речевые стратегии и тактики 49
2.3 Практическое значение изучения пьес в аспекте речевых актов 78
2.4 Художественный текст и возможности современной лингвистической экспертизы 81
Выводы по второй главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 99

Особый интерес к проблемам лингвокриминалистики и юрислингвистики в настоящее время обусловлен изменениями, происходящими в обществе, и появлением новых языковых явлений, требующих особых познаний в области соприкосновения языка и права. На данный момент мы можем наблюдать необходимость повсеместной гуманизации всех сфер человеческой деятельности, которая должна повлечь за собой становление мировоззрения, в котором преобладают общечеловеческие ценности. Личность, воспитание уважения к личности необходимо вынести на первый план. Такая установка делает приоритетным вопрос межличностного общения как главного средства взаимодействия между людьми.
Главной причиной нарушения гармоничного взаимодействия в обществе является конфликт - противостояние, противодействие. Конфликт проявляет себя в противоборстве сторон, которые сознательно действуют в ущерб друг другу.
Конфликт как естественное явление может носить положительные и отрицательные стороны. Негативные последствия конфликтов знакомы каждому - в межличностном общении они могут привести к расторжению отношений, а в более серьезной форме стать причиной моральных и физических травм. При верном решении конфликта между сторонами могут возникнуть новые соглашения, что несомненно имеет положительный характер. Конфликт является основой всякого художественного произведения, более всего это относится к такому роду литературы как драма.
В связи с известными историческими и политическими событиями, произошедшими в начале 90-х годов XX века, на данный момент ученые отмечают кризис общественного сознания, который находит свое отражение прежде всего в языке. В век развития высоких технологий, когда обострение межличностных и межнациональных конфликтов может привести к непоправимым результатам, наиважнейшую роль играет умение гармонично взаимодействовать и договариваться. Решение конфликтов является очень непростой задачей. Этой проблемой занимается целый ряд научных дисциплин, потому как конфликт может возникнут в любой сфере человеческой деятельности. Первой в этом ряду стоит конфликтология, которая занимается разного рода конфликтами, поисками причин их возникновения и способов их разрешения. Проблема конфликта занимает умы политологов, философов, социологов, юристов, а также лингвистов.
Особый интерес представляют речевые конфликты. Ведь именно в речи заложены основные компоненты, способные повлиять на развитие человека и, в тоже время, являющиеся главным индикатором состояния общества. Всегда путь предупреждения любой проблемы легче, чем путь ее устранения. В связи с этим возникает необходимость изучения речевых конфликтов и конфликтных ситуаций с целью распознавания их на ранних этапах.
В.С. Третьякова в своей статье «Конфликт как феномен языка и речи» делает вывод, что «знание сценариев конфликтного типа взаимодействия и соответствующих речевых жанров обеспечивает предсказуемость речевого поведения в подобных ситуациях общения и имеет объяснительную силу для распознавания потенциально конфликтных ситуаций, ситуаций риска и собственно конфликтных ситуаций, а также прогноза и моделирования коммуникантами как самой ситуации, так и своего поведения в ней». Конечно, невозможно проработать все речевые конфликты и предугадать все конфликтные ситуации общения, но разбор и типизация таких ситуаций и факторов на примерах, может дать возможность угадывать примерный ход развития речевого конфликта и вовремя принять верные меры для его погашения.
Изучение средств создания речевых конфликтов - актуальное направление в лингвопрагматике, обусловленное запросами современного общества и развитием науки.
Художественный текст имеет высокую степень воздействия на адресата. Одним из факторов его эффективного воздействия является употребление экспрессивных приемов, обладающих в свою очередь конфликтогенным потенциалом. Тексты пьес, ожившие на театральной сцене, отличаются особой силой воздействия.
В данной работе нами будут рассмотрены современные пьесы с точки зрения лингвопрагматики, выявлены языковые и прагматические средства создания конфликтных ситуаций и конфликтных речевых актов. В пьесах, как известно, преобладают диалогическая или монологическая формы, что связано со спецификой драматических произведений, предназначенных для постановки на сцене. Эта особенность требует от драматурга особенного внимания к репликам персонажей, чья речь должна соответствовать современному этапу развития общества и отражать процессы, происходящие в языке в данный момент времени. Это условие обеспечивает актуальность пьесы и эмоциональный отклик со стороны зрителя. Автор подвергает тщательному отбору речевые конструкции и ситуации их применения. Таким образом, драма, как особый род литературы, способна показать жизнь в ее реальном воплощении. Особенно это заметно в пьесах современных авторов, чьи пьесы затрагивают острые социальные проблемы и, часто, полны натурализма и экспрессии. Это связано с особенным этапом развития драмы, который включает в себя такие направления и течения как «новая новая драма», документальный театр, социальный театр.
Исследователи отмечают, что современная драма претерпевает кардинальные изменения на всех уровнях. Отличительной чертой нынешних драматургов является склонность к эпатажу, использование языковых и неязыковых средств для создания «шокирующего» эффекта. В числе таких средств можно отметить нецензурную и обсценную лексику, показ острых речевых конфликтов, через употребление героями конфликтных речевых стратегий и тактик. Употребление подобных языковых средств приводит к тому, что пьесы «наполняются» острыми речевыми конфликтами, которые, в том числе, могут привести ко всевозможным ситуациям конфликтного общения. Так, на постановке молодого тольяттинского режиссера по пьесе современного драматурга, возник конфликт, связанный именно с употреблением героями спектакля обсценной лексики. Зрители разделились на сторонников вольного использования неприличных выражений, аргументируя их художественным замыслом, и на тех, кто был категорически против, по этическим соображениям. Конфликт был перенесен далее в социальную сеть, где развернулся уже в более конкретных и резких высказываниях «за и против».
Таким образом, пьесы современных драматургов дают возможность выявить особенность построения речевых конфликтов с точки зрения лингвопрагматики, исследовать, как разворачивается конфликтные речевые акты и какое воздействие оказывает один персонаж на другого, выявить структуру конфликтного общения и типизировать его средства. Разбор пьес современных драматургов позволит рассмотреть «замершие» речевые конфликты и понять, как распознать их на раннем этапе и, возможно, избежать или нейтрализовать их в ситуациях реального общения.
Целью исследования является выявление и анализ лингвопрагматических средств создания ситуаций конфликтного общения в текстах современных драматургов.
Нами поставлены следующие задачи исследования:
1. Анализ основных лингвопрагматических средств, используемых драматургами для создания конфликтной ситуации в пьесе.
2. Выявление конфликтогенной лексики в речи персонажей, особенностей использования «ты-Вы» форм, обращений, негативно оценочной лексики.
3. Определение наиболее частотных стратегий и тактик конфликтного общения.
4. Выявление практической значимости пьес современных драматургов в аспекте теории речевых актов.
5. Рассмотрение проблемы юридизации художественных текстов.
Объектом исследования являются тексты современных драматургов В. Сигарева, Ю. Клавдиева, Н. Коляды, И. Андреева, Д. Данилова.
Предметом исследования являются лингвопрагматические средства создания речевых ситуаций конфликтного общения в текстах современных драматургов.
Методологическая база исследования основывается на работах таких ученых как Н.Д. Голев, Н.И. Формановская, Т.В. Журчева, К.Ф. Седова, М.И. Громова, В.С. Третьякова и др. В исследования используются методы контекстуального и ситуативного анализа, описательно-аналитический метод, приемы интерпретации текста.
Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием научных разработок по изучению современной драматургии с точки зрения лингвоконфликтологии и лингвопрагматики. На данный момент перед лингвистами стоит нелегкая задача, которая заключается в создании «полной непротиворечивой теории успешной дискурсивной гармонии/дисгармонии, а также, описание стратегий и тактик такого рода в границах русских традиций общения и коммуникативных норм данной лингвокультурной общности» [Третьякова, 2003, с. 3]. Наше исследование предполагает вклад в разработку методики по выявлению прагматических и языковых факторов возникновения конфликтного общения в рамках русской культуры.
Материалом исследования послужили тексты современных драматургов: В. Сигарева «Пластили», «Волчок», Ю. Клавдиева «Пойдем, нас ждет машина», Н. Коляды «В Москву, разгонять тоску! (Провинциалки)», И. Андреева «Боюсь стать Колей», Д. Данилова «Человек из Подольска».
Теоретическая значимость. Исследование расширяет актуальные понятия в лингвистике относительно конфликтных текстов, конфликтогенности языковых средств. Современная драматургия рассматривается как экспериментальный материал для изучения речевых конфликтов с точки зрения лингвопрагматики и лингвоконфликтологии.
Практическое применение работы возможно в ходе практических занятий по лингвокриминалистике, лингвоконфликтологии и теории речевых актов. Также результаты исследования могут быть использованы в ходе обучения школьников в театральных кружках, где необходимо разъяснение сути конфликта для лучшего понимания диалога. Исследование может быть интересно начинающим драматургам для создания конфликтных ситуаций и диалогов в своих произведениях.
Апробация работы. Результаты исследований представлялись на научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки ТГУ» в 2017 и 2018 годах, а также на круглом столе по научной проблеме «Конфликт и его роль в жизни общества» в 2017 году. Основные положения работы вошли в публикацию двух научных статей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Драма, как особый род литературы, способна показать жизнь как художественную реальность: речевое поведение героев типизируется автором, часто являясь речевой моделью конфликтного общения, отражением наиболее частотных конструкций речевых актов оскорбления, угрозы, насмешки и т.д.
2. Лингвопрагматический анализ пьес современных драматургов позволит рассмотреть «замершие» речевые конфликты и понять, как распознать их на раннем этапе и, возможно, избежать или нейтрализовать их в реальной жизни, в реальном общении.
3. Наиболее интересными современными драмами для изучения типизированных конфликтных ситуаций являются пьесы В. Сигарева, Ю. Клавдиева, Н. Коляды.
4. Отражая в своих произведениях реалии современности, драматурги фиксируют речь, звучащую вокруг них, воспроизводя при этом языковые средства, наиболее употребительные в обществе: в речь персонажей проникают просторечные формы, сленгизмы, вульгаризмы, ненормативная лексика, используются речевые стратегии и тактики конфликтного общения.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении работы обосновывается выбор темы, актуальность исследования, обозначается предмет, объект, цели, задачи, методологическая база исследования, его практическая и теоретическая значимость, определяются положения, выносимые на защиту и структура работы.
В первой главе «Конфликтогенный текст в аспекте лингвопрагматики» нами рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся причин возникновения речевой агрессии, ее виды и способы ее проявления. В первом параграфе мы рассматриваем агрессию и агрессивное поведение, анализируем причины возникновение этого явления, даем определение термину речевая агрессия. Во втором параграфе мы рассматриваем конфликтогенность языка и речи, раскрываем понятие конфликта, вводим термин «инвектива». В третьем параграфе мы раскрывает понятие коммуникативной неудачи и речевого конфликта, рассматриваем языковые и прагматические факторы, приводящие к возникновению речевых конфликтов.
Во второй главе «Речевые ситуации конфликтного общения в пьесах современных драматургов» мы рассматриваем тексты современных драматургов в аспекте лингвопрагматики и лингвоконфликтологии. В первом параграфе мы выявляем специфику современного театра и современной драматургии. Во втором параграфе нами производится разбор фрагментов из пьес современных драматургов и выявление лингвистических и прагматических средств создания конфликтных ситуаций. В третьем параграфе мы рассматриваем практическую значимость анализа пьес с точки зрения лингвопрагматики и лингвоконфликтологии. В последнем параграфе мы рассматриваем вопрос о возможности проведения лингвистической судебной экспертизы по отношению к художественным текстам.
В заключении описаны выводы, полученные нами в ходе исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Знание сценариев конфликтного типа взаимодействия обеспечивает предсказуемость речевого поведения, способствует распознаванию потенциально конфликтных ситуаций. Аналитический разбор и типизация таких ситуаций позволяет прогнозировать возможный ход развития речевого конфликта и планировать меры для его погашения.
Исследуя и описывая драматические тексты, несущие в себе конфликтогенный потенциал, считаем важным использование термина «вербальная агрессия», под которой мы понимаем высказывание, которое направлено на нанесение собеседнику «эмоционального удара» с целью вызвать у него мгновенную негативную реакцию.
Среди проявлений речевой агрессии наибольшим конфликтным потенциалом обладают оскорбление, грубое требование, грубый отказ, угроза, едкая насмешка, враждебное замечание, клевета, призыв к экстремистской деятельности и другие речевые действия, направленные на причинение ущерба адресанту. Высоким конфликтогенным потенциалом обладают оценочные слова и выражения, ненормативная лексика, экспрессивная, негативно окрашенная лексика, многозначные слова, неразвернутые в контексте омонимы, слова, неизвестные собеседнику.
Установлено, что к грамматическим факторам конфликтного коммуникативного акта можно отнести местоимения второго лица (ты-/Вы- формы), глагольные формы второго лица (выбор которых имеет под собой этикетное основание), императивы совершенного вида, частицы, вводные слова (дискурсивные единицы), а также жаргонизмы, сленг, и другие слова, вынесенные за норму литературного языка и несущие в себе экспрессию.
Проанализировав фрагменты пьес современных драматургов «Пластилин», «Волчок», «Боюсь стать Колей», «В Москву - разгонять тоску! (Провинциалки)», «Пойдем, нас ждет машина...» мы выявили, что данные языковые единицы понижают стиль общения и способны привести к понижению самооценки как адресанта и адресата; они являются конфликтогенами, на основе которых разворачивается речевой конфликт в драматическом диалоге.
Есть и другие прагматические факторы способные повлиять на ход коммуникативного акта: социальный статус (возраст, пол и т.д.); задачи и цели коммуникантов; условия общения, место, время и другие параметры; распределение социальных ролей между коммуникантами.
Герои пьес используют различные тактики конфликтного общения: отсыл с применением обсценной лексики; грубое требование, возмущение (неодобрительную оценку), насмешку, колкость, упрек, обвинение, демонстрацию обиды, угрозу, оскорбление, обвинение, упрек.
Авторы современных пьес подвергают тщательному отбору речевые конструкции и ситуации их применения. Таким образом, драма, как особый род литературы, способна показать жизнь в ее реальном воплощении. Особенно это заметно в произведениях В. Сигарева и Ю. Клавдиева, чьи пьесы затрагивают острые социальные проблемы и, часто, полны натурализма и экспрессии.
Отличительной чертой современных драматургов является склонность к эпатажу, использование языковых и неязыковых средств для создания «шокирующего» эффекта («новая новая драма», документальный театр, социальный театр).
Отражая в своих произведениях факты реального мира, драматурги воспроизводят речь, звучащую вокруг них, фиксируя при этом все языковые средства, наиболее употребительные в обществе. В речь персонажей проникают просторечные формы, сленгизмы, вульгаризмы, ненормативная лексика. Это художественное изображение того мира ужаса, который может наступить, если общество не обратит внимание на острые социальные проблемы, среди которых безответственность родителей, невнимание учителей к проблемам школьников, безразличие и агрессия окружающих, распространение пагубных привычек. «Болезни» современного общества находят свое отражение в языке в речевой агрессии, которая неизбежно приводит к речевым конфликтам. Анализируя диалоги в подобных пьесах, лингвисты способны «вытащить на свет» все самые острые и нерешаемые речевые конфликты, рассмотреть их, детально разобрать, показать наиболее опасные сценарии разворачивания речевых конфликтов и наиболее характерные лингвопрагматические средства создания речевых ситуаций конфликтного общения.
Выявленные лингвопрагматические факторы, создающие конфликтные речевые ситуации, помогут лучше понять природу реальных речевых конфликтов, происходящих в современном обществе.


1. Андреев И. Боюсь стать Колей [Электронный ресурс] - режим доступа: https://moc.media/media/files/805aa55e92c011e5b8059c8e99086854- Andreev_Boj us .pdf
2. Апресян, В. Ю. Имплицитная агрессия в языке [Электронный ресурс] - http://os.x-pdf.ru/20jazykoznanie/388304-1 -implicitnaya-agressiya-yazike 1 - apresyan-institut-russkogo-yazika-vin.php
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
4. Баучиева З.Б. Речевая агрессия и пути ее преодоления // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. [Электронный ресурс] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20740 (дата обращения: 12.12.2017)
5. Болотян И.М., Лавлинский С.П. Конфликт драматический. / И.М. Болотян, С.П. Лавлинский // Новый Филологический Вестник № 2(17) Москва - 2011. - С. 114-118.
6. Бринёв К.И. Теоретическая лингвистика и судебная экспертиза: монография / К.И. Бринёв; под редакцией Н.Д. Голева. - Барнаул : АлтГПА, 2009. - 252с.
7. Вежбицкая А. Язык. Культура. М., 1996.
8. Викулова Л.Г. Основы теории коммуникации: практикум / Л.Г. Викулова, А.И. Шарунов. - М.: АСТ Москва: Восток Запад, 2008. - 316с.
9. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. / М.,1968. Т. 1. - 305с.
10. Голев Н. Д. Юридизация естественного языка как лингвистическая проблема / Юрислингвистика-2, Барнаул, 2000. - С. 8-40 [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/golev- 00.htm (дата обращения 12.12.2017)
11. Голев, Н.Д. Речевой жанр ссоры, конфликтные сценарии (на примере рассказов Шукшина). [Электронный ресурс] - режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/v86.html
12. Голев, Н.Д. Речевой конфликт в аспекте множественности интерпретации речевых произведений: Сайт «Сибирская ассоциация лингвистов-экспертов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://siberiaexpert.com/publ/rechevoj_konflikt_v_aspekte_mnozhestvennos ti_i nterpretacii_rechevykh_proizvedenij_na_materiale_russkikh_igrovykh_tekst ov/3- 1-0-211 (дата обращения 15.09.2017)
13. Гончарова-Грабовская С.Я. Актуальные проблемы русской драматургии конца XX — начала XXI в.: учеб. пос. —Комедия в русской драматургии конца ХХ- начала ХХ|| века- М.: Флинта/наука, 2006. С. 3 - 53
14. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика / Под общ. ред. Е.В.Падучевой. М., 1985. С. 217-237.
15. Грайс, П., Лич, Дж. Основные принципы речевой коммуникации [Электронный ресурс] / П. Грайс, Дж. Лич. - Режим доступа: http://studopedia.ru/1_82801_printsipi-germana-pola-graysa-i- dzhordzhalicha.html. (Дата обращения 4.03.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ