Проблемы доказывания в спорах об определении цены продажи имущества при реализации предпринимателями преимущественного права на приобретение арендуемого имущества
Введение 3
Глава 1. Обязательность сделки 5
Глава 2. Разрешение споров при наличии более одной оценки 10
Глава 3. Субъекты спора на стороне ответчика 16
Глава 4. Изменение правого значения отчета оценщика в зависимости от действий сторон 19
Глава 5. Содержание отчета оценщика 29
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложение А 43
В настоящий момент в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты МСП, арендующие государственное или муниципальное имущество, могут воспользоваться в срок до 1 июля 2018 г. преимущественным правом его выкупа. При этом предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ условия выкупа привязаны к сроку нахождения имущества в аренде.
Наделение субъектов МСП преимущественным правом выкупа имеет целью создание условий для вовлечения в полноценный хозяйственный оборот государственного или муниципального имущества, не используемого для реализации установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По данным Росреестра, общее количество договоров, заключенных в рамках Федерального закона N 159-ФЗ, по состоянию на конец 2016 года составило 50 304 единицы. При этом наибольшее количество сделок приходится в отношении муниципального имущества. Согласно данным за 2016 год общее количество договоров купли-продажи имущества составило 4224 единицы, из которых 1139 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из государственной собственности субъектов Российской Федерации (27% общего числа заключенных договоров), 2977 договоров купли-продажи имущества, отчуждаемого из собственности муниципальных образований (70,4% общего числа заключенных договоров), 108 договоров купли-продажи приходятся на объекты недвижимости, продавцами которых являются государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие (2,6% общего числа заключенных договоров).
При этом в законе не установлены и не систематизированы принципы, на основе которых должно реализовываться государственное имущество, что вызывает ряд вопросов как в практике применения федерального закона, так и интересно с точки зрения реализации в законодательстве концепции преимущественного права, свойственного гражданско-правовым отношениям.
Отдельного внимания заслуживает также и вопрос оценки государственного имущества (в частности, какие льготы и преференции необходимо учитывать при составлении отчета, сколько отчетов может быть, как их опровергать, правовое значение отчета оценщика и т.д.), а также сама процедура, установленная в законе.
В работе освещены отдельные проблемы, возникающие при реализации государственного имущества. В частности, проанализирована конструкция преимущественного права, проанализирован сам механизм действия 159-ФЗ. Было произведено сравнение механизмов, использованных в 159-ФЗ, с правовыми механизмами гражданского права, а также отмечен ряд неточностей и противоречий в самом законе.
Выводы сводятся к следующим: существенных проблем в судебной практике, связанных с реализацией отдельных институтов преимущественного права, не выявлено. В основном суды обращают внимание на злоупотребления со стороны государства в лице арендодателей, связанные с нежеланием государства реализовывать отдельные объекты недвижимости.
Все споры, связанные со стоимостью имущества, определённого на основании отчета оценщика, сводятся к тому, что в судебном процессе назначается экспертиза, на основе которой суд определяет итоговую цену договора.
Основная сложность связана с защитой нарушенного преимущественного права, так как механизм, предусмотренный ч. 2 ст. 6 159- ФЗ, не позволяет внести в договор, по которому переводятся права и обязанности, изменения, имеющий льготный для МС1111 характер, что представляется не соответствующим смыслу 159-ФЗ, однако споры, связанные с необходимостью внесения подобных изменений в заключаемые контракты не возникают.
1. Федеральный Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС).
2. Информационное письмо № 92 Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 мая 2005 года № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» (СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС).
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС).
4. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 451 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-53400327-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434246 (дата обращения: 05.05.2021).
5. Основы учения о преимущественных правах Автор В.А. Белов "Вестник МГУ. Серия Право", 2001, N 6 С. 31-58.
6. Чупрунов И.С. К вопросу о конструкции преимущественного права покупки доли (акций) // Вестник гражданского права. 2020. N 4. С. 94 - 219.
7. Письмо Минэкономразвития РФ от 11.07.2011 N Д06-3372 (СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС).
8. Федотов А.Г. Натуральные обязательства // Вестник гражданского права. 2010. N 1. С. 115 - 116;
9. Леонова Л.Ю. Преимущественные права в гражданском праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6
10. Кузнецов А.А. Пределы автономии воли в корпоративном праве: краткий очерк. М.: Статут, 2017. С. 85 - 86
11. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный) / Под ред. В.В. Залесского. М.: Контракт; Инфра-М, 1998 (СПС "КонсультантПлюс") (п. 3 комментария к ст. 21; автор комментария - Е.А. Суханов).
12. Постановление 10-го ААС от 13 сентября 2018 г. N 10АП-11348/2018 (СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС).
13. Определение СКЭС ВС РФ от 4 июня 2020 г. N 306-ЭС19-22343 (СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС).
14. Емелькина И.А. Система ограниченных вещных прав на земельный участок : монография, «Волтерс Клувер» 2011.
15. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 295.
...