Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы формирования стратегии продвижения регионов России на внешнеполитическом уровне

Работа №125062

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы территориального брендинга 13
1.1. Понятие брендинга территории, его цели и задачи 13
1.2. Этапы брендинга территории 19
1.3. Стратегия продвижения региона на внешнеполитическом уровне как часть территориального брендинга 23
Глава 2. Проблемы формирования стратегии продвижения регионов на внешнеполитическом уровне и ее внедрения на примере субъектов Российской Федерации 31
2.1. Бренд Республики Татарстан 31
2.2. Бренд Республики Башкортостан 46
2.3. Бренд Челябинской области 56
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 73
Приложение 85

Актуальность темы. Благодаря процессу глобализации и стремительному развитию технологий, сегодня конкуренция распространяется далеко за пределы организаций и их продукции. Она затрагивает целые страны и, безусловно, регионы и города, которые вынуждены в условиях свободного рынка конкурировать друг с другом за одних и тех же людей-потребителей (местных жителей, туристов, инвесторов) и внимание средств массовой информации. Поэтому перед субъектами Российской Федерации остро стоит вопрос проведения эффективной региональной политики, направленной на привлечение потока туристов, зарубежных партнеров и их инвестиций, увеличение объемов экспорта и продвижение товаров местного производства на международных рынках. Внешние связи регионов, которые не противоречат национальным интересам страны, становятся фактором успешного развития государства в целом и повышения узнаваемости территорий, входящих в его состав. Гипотезу о том, что сотрудничество регионов с зарубежными странами может способствовать продвижению национальных интересов России на международной арене подтверждают слова министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, который на пресс-конференции по итогам 2018 года подчеркнул, что «в реализации внешнеполитического курса России большую роль играют регионы», которые «все больше и больше обрастают внешними связями»1.
Однако для успешного позиционирования на международной арене, что необходимо для привлечения потенциальных партнеров, требуется демонстрация привлекательности территории в плане ее инновационной развитости, благоприятного инвестиционного климата, комфортных условий для проживания, отдыха, исследований и производства. Именно поэтому разработка бренда субъектов Российской Федерации - процесс, набирающий популярность в нашей стране последние 10-15 лет (концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства была утверждена в январе 2008 года2) - сегодня особенно актуален.
Ввиду того, что координация международных и внешнеэкономических связей находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ3, российские регионы являются активными участниками международных отношений, заключая договоры с правительствами других стран и используя практику побратимских отношений для укрепления межкультурного сотрудничества. Этот факт обусловливает важность формирования положительного бренда территории для успешного регионального внешнеполитического курса и ее позиционирования за рубежом. Иными словами, в современных условиях высокой экономической и политической конкуренции регионы Российской Федерации нуждаются в формировании бренда территории, который выделял бы ее в выгодном свете на фоне других территориальных единиц и отражал бы ее экономический, производственный, научный и рекреационный потенциал. Однако далеко не всем субъектам РФ удается сформировать собственный бренд и стратегию продвижения на внешнеполитическом уровне.
Степень научной разработанности проблемы. По мере развития территориального брендинга и его практической реализации академические работы по данной теме публикуются преимущественно западными странами. Объектом таких исследований становится понятие «территориального брендинга», которое ввиду относительно недавнего появления имеет дискуссионный характер. Среди подобных работ можно выделить труды таких выдающихся маркетологов и экономистов, как Филипп Котлер4, Саймон Анхольт5, Филипп Дойль6, Кейт Динни7 и др.
Актуальность территориального брендинга также обусловлена наличием периодических изданий, посвященных данной теме, на страницах которых и разворачивается дискуссия относительно понятия и критериев оценки эффективности бренда территорий. Речь идет о таких англоязычных журналах, как: «Place Branding and Public Diplomacy»8, который служит дискуссионной площадкой для ученых, специалистов и экспертов в области маркетинга и брендинга, а также представителей деловой и управленческой сфер стремительно развивающейся практики брендинга мест; «Journal of Place Management and Development»9, объединяющий последние междисциплинарные исследования в области территориального маркетинга и брендинга; и «Journal of Town and City Management»10, в котором публикуются статьи на тему экономического развития городов, сити-менеджмента и практики формирования и внедрения бренда городов.
Относительно недавнее появление территориального брендинга в практике российских регионов служит причиной недостаточной изученности данного явления. Большинство отечественных работ используют определения и методы территориального брендинга, представленные их зарубежными коллегами, а также акцентируют внимание преимущественно на экономическом аспекте брендинга мест. В этой связи можно выделить работы Д. В. Визгалова, Т. Н. Тураниной, А. А. Иванова11. Рассмотрению и анализу практики брендинга российских регионов посвящены работы доктора экономических наук ВГУ О. Н. Беленова12, министра промышленности Республики Дагестан Ю. Д. Умавова13.
Объектом исследования является политика субъектов Российской Федерации в области территориального брендинга.
Предмет исследования - проблема формирования стратегий продвижения регионов на внешнеполитическом уровне .
Целью данного исследования является определение проблем формирования стратегии продвижения регионов Российской Федерации на внешнеполитическом уровне.
Данная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
Во-первых, изучить основные теоретические компоненты брендинга территорий.
Во-вторых, определить этапы разработки бренда региона .
В-третьих, проанализировать сущность стратегии продвижения регионов.
В-четвертых, рассмотреть три кейса продвижения регионов на межрегиональном и международном пространстве и выделить возможные проблемы, с которыми сталкиваются регионы РФ при внешнем позиционировании и формировании стратегии продвижения.
Методы исследования. В процессе написания данной работы использовались такие методы исследования, как сравнительный анализ зарубежной и российской литературы в области маркетинга и брендинга территорий. В частности, были проанализированы понятия «бренд», «брендинг» и «территориальный брендинг», предложенные западными и отечественными специалистами, и на их основании выведена дефиниция «брендинг региона». Также был использован метод анализа источников по представленной теме: проанализированы брендинговые концепции, а также стратегии социально-экономического развития выбранных нами регионов для выявления тенденций и проблем практики территориального брендинга в России; и метод обобщения изложенных фактов.
В качестве теоретической основы исследования был использован подход американского маркетолога Ф. Котлера к построению бренда места, а также концепция конкурентной идентичности С. Анхольта для анализа конкурентных преимуществ выбранных регионов и их потенциала для продвижения на международной арене.
Научная новизна исследования. Тема территориального брендинга является относительно новой и недостаточно изученной в российской научной литературе, что служит причиной отсутствия большого количества работ, посвященных данному направлению. В основном объектом работ отечественных маркетологов и специалистов по связям с общественностью становится феномен бренда городов, а бренд регионов РФ упускается из виду. В данной работе представлен анализ опыта территориального брендинга российских регионов и представлена попытка определить комплекс проблем, сдерживающих разработку и утверждение официальных документов, которые служат основой для успешного создания целостного образа территории и ее продвижения на международной арене.
Для этого нами были рассмотрены кейсы территориального брендинга, а вместе с тем и продвижения территорий на внешнеполитической арене трех субъектов Российской Федерации: Республики Татарстан, Республики
Башкортостан и Челябинской области. Анализ практики Татарстана имеет важное значение для понимания общей картины территориального брендинга в России: в Республике ведется активная политика по созданию и формированию бренда региона на протяжении более шести лет. Выбор Башкортостана и Челябинской области обусловлен географической близостью регионов к первому кейсу, что означает, что все три рассматриваемых региона обладают схожими климатическими и географическими условиями, а также ресурсным потенциалом (три субъекта относятся к группе эффективных регионов, которые наиболее полно используют свои ресурсы14), а, значит, и конкурентными преимуществами, которые служат основой для формирования бренда. На основании практик указанных регионов и анализа существующих в субъектах документов продвижения региональных брендов мы определили схожие тенденции и факторы (проблемы), затрудняющие продвижение брендов регионов на межрегиональной и международной аренах.
Анализ использованных источников
Тема, цель и задачи данного исследования определили выбор источников для анализа представленной проблемы, которые можно условно разделить на три группы. Первая группа включает в себя федеральные и региональные документы официального характера. Источниковую базу исследования составляют брендинговые концепции15 и Стратегии социально-экономического развития регионов16, в соответствии с которыми происходит продвижение территории на межрегиональном и международном уровнях.
Вторая группа источников включает в себя доклады17 региональных учреждений об итогах развития региона за указанный период, анализ которых позволяет оценить эффективность действий субъектов РФ в процессе их брендинга, а значит, и повышения узнаваемости их территорий за пределами региональных границ.
Третью группу составляют статистические бюллетени18 и рейтинги19, содержащие статистические данные, на основании которых можно сделать вывод о количестве населения региона, его национальном составе, торговых отношениях субъектов РФ с западными партнерами, степени их инновационного развития и инвестиционной привлекательности.
Анализ использованной литературы
Литература, относящаяся к теме данного исследования, представлена на английском и русском языках. Англоязычная литература представлена работами С. Анхольта20, в которых автор представляет свою модель шестиугольника, позволяющую оценить конкурентные преимущества территории, рассматривает сущность территориального брендинга и выводит его понятие; Ф. Котлера21 и К. Динни22, которые пишут о процессе продвижения территорий и факторах, влияющих на его успех, на примере зарубежных стран, а также Ф. Дойля23 и С. Кумбера24, представляющих свой взгляд на терминологию брендинга и эффективные способы формирования бренда.
Русскоязычная литература представлена работами Д. В. Визгалова25, посвященными маркетингу городов и рассмотрению их маркетинговых стратегий, А. А. Иванова и М. О. Макашева26, научными статьями Н. И. Решетько, Е. Ю. Баженовой, И. Н. Шафранской, Ю. Д. Умавова27, в которых представлено рассмотрение сущности, содержания и характеристик брендинга, в том числе и территориального, представлена терминология, предложенная западными специалистами, а также концептуальные подходы к формированию бренда территории. Практику конструирования территориального брендинга в регионах России рассматривают Ю. А. Баженова, Т. А. Худякова, Н. А. Туранина, Г. И. Макарова28, которые в большей степени анализируют разработку и продвижение брендов субъектов РФ с туристической точки зрения.
Значительную часть использованной литературы составляют публикации новостных агентств и электронных периодических изданий. Активное использование в работе материалов средств массовой информации обусловлено самой темой исследования, поскольку именно публикации СМИ позволяют определить начало разработки бренда того или иного региона, его развитие и мнение целевых аудиторий. В рамках исследования были использованы материалы верифицированных новостных агентств и периодических изданий29: РИА Новости, Коммерсантъ, Аргументы и факты, Travel Russian News, а также региональных сетевых СМИ30: Татар-информ, Республика Татарстан, Татмедиа, Златоустовское телевидение, Губерния и Обл. ТВ (Первый областной).
Теоретическая значимость данной работы обусловлена недостаточной изученностью темы территориального брендинга относительно российских регионов в целом со стороны отечественных маркетологов и специалистов в сфере брендинга, а также отсутствием понимания значимости формирования бренда региона для его дальнейшего продвижения не только на региональном, но и на международном уровне со стороны представителей региональных органов местного самоуправления.
Практическое значение выводов, сделанных в работе, заключается в возможности применения отдельных положений исследования в процессе разработки бренда того или иного субъекта Российской Федерации. А учет выявленных недостатков и пробелов в существующих брендах рассмотренных в исследовании регионов позволит избежать подобных ошибок в будущем для успешного продвижения территории на внешнеполитической арене.
Краткое обоснование структуры работы
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена теоретической базе территориального брендинга - основе для продвижения регионов на внешнеполитическом уровне. В разделе также отражена дискуссионность основных понятий, рассмотрены этапы построения бренда территорий и сущность брендинговой стратегии. Во второй главе рассматриваются кейсы территориального брендинга трех российских регионов: Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Челябинской области; проанализированы потенциал регионов в плане их продвижения за рубежом, практика формирования бренда регионов и их внешнее позиционирование; выявлены проблемы, с которыми сталкиваются регионы в процессе территориального брендинга, а вместе с тем и их продвижения на международной арене.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс территориального брендинга становится неотъемлемой частью развития российских регионов, которые в условиях глобализации и свободного рынка вынуждены конкурировать друг с другом. Так, экономически развитым субъектам РФ, обладающим широкой сетью международных связей, как правило, в торгово-экономической, научно-технической и культурных сферах, необходимо разрабатывать свой бренд, который выгодно отличает его от конкурентов и позволяет привлекать больше иностранных партнеров и их инвестиций.
Однако на практике большинство регионов сталкиваются с проблемой разработки и внедрения бренда ввиду отсутствия в области территориального брендинга общепринятого понятийного аппарата и методов оценки эффективности брендинговой кампании. Ситуацию осложняет и тот факт, что разработке бренда предшествует масштабная работа, в процессе которой необходимо провести объективный анализ условий, в которых развивается регион, выявить слабые стороны, существующие угрозы и потенциальные возможности для развития, что зачастую упускается из виду отечественными разработчиками.
Основным инструментом продвижения региона на межрегиональном и международном пространстве является брендинговая стратегия, в которой на основании проделанного анализа (аудита), закрепляются основные компоненты бренда (нейминг, посыл, концепция, платформа, позиционирование), механизмы и каналы продвижения, а также ответственность за исполнение положений стратегии за региональными государственными учреждениями и представителями заинтересованных частных компаний. Важен и тот факт, что подобный стратегический документ должен разрабатываться специально для каждого региона ввиду уникальности каждой территории.
Однако практика территориального брендинга в России показывает, что зачастую стратегия продвижения регионов на международном уровне отсутствует в качестве отдельного документа и является частью стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. Так, на основании анализа практики территориального брендинга в Республике Татарстан (которая является активным участником международных отношений и предпринимала несколько попыток создания бренда), а также близлежащих регионов - Республики Башкортостан и Челябинской области - обладающих схожим потенциалом для развития регионального бренда, нами были выявлены основные тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются субъекты РФ в процессе продвижения территорий за рубежом, а также формирования и внедрения бренда, который способствует этой цели.
Основная проблема заключается в недостаточной разработанности явления территориального брендинга отечественными специалистами. По этой причине практика продвижения российских регионов на международной арене находится на стадии «зарождения». Это подтверждает факт отсутствия у регионов отдельного стратегического документа, закрепляющего перечень мер по продвижению территории на межрегиональном пространстве и за рубежом, а также отсутствие данных мер в документах существующих в регионах брендов.
Рассмотренные в работе кейсы регионов демонстрируют, что несмотря на присутствие в разработанных туристических брендах «Visit Tatarstan» и «Терра Башкирия» международного аспекта, в брендинговых документах (в данном случае - в брендбуках) отсутствуют меры по реализации брендинговой кампании и ее продвижения за рубежом. И если в Стратегии социально-экономического развития Татарстана обозначено дополнительное внешнее позиционирование территории в качестве конкурентоспособного субъекта РФ на глобальном рынке, то в стратегическом документе Башкортостана подобные положения отсутствуют. В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области, напротив, закреплено внешнее позиционирование региона в качестве места для развития бизнеса, а также уделено большое внимание развитию и укреплению связей с зарубежными государствами и участию в интеграционных объединениях, однако разработанного бренда региона до сих пор нет.
Данное наблюдение демонстрирует разрозненность опыта территориального брендинга в регионах Российской Федерации, которые имеют схожий брендинговый ресурс.
Положительным примером, доказывающим значимость формирования бренда для увеличения конкурентоспособности территории и ее продвижения за рубежом является опыт территориального брендинга Австралии - страны, которая и так имела положительный образ на международном пространстве до разработки национального бренда, однако отличалась удаленным географическим положением и, как следствие, малой посещаемостью целевыми аудиториями. Бренд «Australia Unlimited» был представлен общественности в 2013 году после четырех лет разработки и проведения как внутренних, так и внешних исследований, презентован на крупных международных мероприятиях. Стоит отметить, что бренд активно развивается и сегодня при поддержке государства (несмотря на сменяемость власти, что демонстрирует преемственность), бизнес- структур и общественности.
Еще одной проблемой территориального брендинга и продвижения регионов на внешнеполитической сфере является недостаточная инициативность регионального правительства в вопросе создания бренда региона, повышения привлекательности территории на межрегиональном уровне и за рубежом, а также непоследовательность политики сменяемых руководителей субъектов РФ в сфере брендинга.
На основании анализа кейсов брендинга представленных регионов, по нашему мнению, для успешного продвижения и позиционирования российских субъектов на международной арене прежде всего необходимо создание цельного бренда региона, разработанного в прозрачных условиях при непосредственном участии местных жителей и заинтересованных лиц (представителей туриндустрии и бизнес-сферы) с учетом анализа условий, в которых развивается регион, а также формирование брендинговой стратегии, в которой закреплялись бы основные компоненты бренда, механизмы продвижения бренда за рубежом, а также обязательства по реализации стратегии за непосредственными участниками. Лишь комплексный подход к формированию бренда, гибкая политика реализации, заинтересованность регионального правительства и скоординированные действия местной власти, частных компаний и общественности могут способствовать созданию бренда региона и его продвижению на внешнеполитической арене.


Источники
Документы, принятые на федеральном и региональном уровне
1. Закон Республики Татарстан Об утверждении Стратегии социально - экономического развития республики Татарстан до 2030 года от 17 июня 2015 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - 2015. URL: http://docs.cntd.ru/document/428570021 (дата обращения: 18.04.2020).
2. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации [официальный сайт] URL: http ://constitution. garant.ru/region/cons_tatar/chapter/1cafb24d049dcd1e7707a22 d98e9858f/ (дата обращения: 05.05.2020).
3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации [официальный сайт] URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm (дата обращения: 26.03.2020).
4. Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт, URL: http:// old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/brends/doc201001 081527 (дата обращения: 28.03.2020).
5. Об утверждении концепции имиджевой политики Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы от 11 октября 2011 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/445032941 (дата обращения: 30.04.2020).
6. Об утверждении плана продвижения регионального бренда «Продукт Башкортостана» в России и за рубежом в 2019 году [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - 2019. URL: http://docs.cntd.ru/document/553377708 (дата обращения: 06.05.2020).
7. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области № 1748 от 31 января 2019 года «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - 2019. URL: http://docs.cntd.ru/document/553133071 (дата обращения: 12.05.2020).
8. Постановление кабинета министров Республики Татарстан № 1004 от 19 декабря 2014 года «О концепции имиджевого образа (бренда) «историко - культурное наследие Республики Татарстан» (бренд «Наследие Татарстана»)» (с изменениями на: 30.04.2015) [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-технической документации. - 2015. URL: http://docs.cntd.ru/document/430573999 (дата обращения: 06.05.2020).
9. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 года № 447 «Об утверждении Положения об Агентстве по территориальному развитию Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/463511346 (дата обращения: 07.05.2020).
10. Распоряжение Правительства Челябинской области № 1055 -рп от 30 декабря 2019 года «О плане мероприятий по реализации Стратегии социально - экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - 2019. URL: http://docs.cntd.ru/document/570712033 (дата обращения: 12.05.2020).
11. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года / Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан. Уфа, 2018. - 170 с.
Аналитические доклады и итоговые отчеты
1. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998 - 2018 гг. [Электронный ресурс] // Росстат. - 2018. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/VRP98-18.xlsx (дата обращения: 25.04.2020).
2. Внешнеторговый оборот: комплексный информационно-аналитический доклад 2020 // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. ТатарстанСтат, 2020. №1. - 1 с.
3. Внешние связи Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Официальный Татарстан [официальный сайт]. URL: https://tatarstan.ru/about/vs.htm (дата обращения: 05.05.2020)
4. Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ: комплексный информационно-аналитический доклад 2020 // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. ТатарстанСтат, 2020. №1. - 1 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ