Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Работа №60494

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Правовой аспект трансграничных связей приграничных регионов
1.1. Российская нормативно-правовая база приграничного сотрудничества
регионов 15
1.2. Нормативно-правовая база приграничного сотрудничества европейских
регионов 20
ГЛАВА 2. Практика реализации совместных региональных проектов Россией и Европейским союзом
2.1. Двустороннее трансграничное сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с регионами Финляндии и Эстонии 27
2.2. Участие Санкт-Петербурга и Ленинградской области в программах приграничного
сотрудничества 38
ГЛАВА 3. Региональный компонент в рамках деятельности «Северного
измерения» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58


Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации в силу своего географического положения является уникальной площадкой для практики трансграничных региональных контактов с сопредельными европейскими территориями.
В этом контексте ключевыми субъектами их реализации выступают Санкт-Петербург и Ленинградская область. Осуществление политического, экономического и культурного диалога с регионами Севера Европы отвечает не только потребностям развития приграничных территорий, но и является неотъемлемой составляющей функции по обеспечению внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом, обозначенной в Стратегии Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Внешние связи регионов значительно расширяют возможности регионов, позволяют им эффективней решать стоящие перед ними экономические и социальные проблемы. Трансграничные контакты регионов служат дополнительными каналами сотрудничества с соседними странами, посредством которых можно решить задачи, не нашедшие решения на межгосударственном уровне. В свою очередь регионы получают возможность эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны государственной границы.
В условиях меняющейся геополитической ситуации, международной экономической и политической нестабильности особую актуальность приобретает качественное наполнение существующего регионального сотрудничества. Не менее актуальным является реальная оценка влияния существующих форм межрегионального взаимодействия как на позиционирование Северо-Западного федерального округа в Североевропейском регионе, так и в целом на влияние политического климата между
Россией и ЕС на приграничное сотрудничество.
Объектом исследования квалификационной работы выступает трансграничного регионального сотрудничества на северо-западе России и в северных регионах Европы.
Предметом исследования является трансграничное региональное сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными европейскими территориями.
Цель работы заключается в выявлении ключевых аспектов и характеристик современного состояния трансграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте российско-европейского диалога.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать нормативно-правовую базу приграничного и трансграничного сотрудничества в России и Европе;
• дать оценку двусторонним контактам и международной проектной деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными регионами Финляндии и Эстонии;
• определить основные успехи и проблемы практической деятельности «Северного измерения».
Для целей данного исследования был выбран временной отрезок с 2007 г., который условно можно поделить на два периода. Так, первый период 2007-2013 гг. совпадает с действием программы Европейской Политики Соседства (ранее - Европейского инструмента соседства и партнерства) и служит отправной точкой для анализа показателей характера взаимодействия приграничных регионов. Анализ контактов в последующие годы, а также доступной информация по программам, стартовавшим с 2014 г. дает возможность выявить степень влияния внешних факторов на региональное развитие рассматриваемой территории. Выявление предпосылок и общих тенденций взаимодействия сторон требует обращения к более ранним периодам сотрудничества, тогда как построение гипотез относительно дальнейшего развития требует анализа современного состояния взаимоотношений.
Значимость регионального сотрудничества Северо-Запада России с европейскими государствами в области экономики, экологии, образования, культуры и т. д. находит отражение в трудах специалистов по этим проблемам. Ряд исследователей акцентирует внимание на проблематике развития российских приграничных территорий под влиянием интеграционных процессов. Однако необходимо отметить, что исследователи, как правило, фиксируют внимание на каком-то определённом аспекте сотрудничества или на общих теоретико-методологических подходах к приграничному региональному сотрудничеству. Специальных работ, в которых анализируется корреляция региональной компоненты в контексте существующего политического дискурсу между Россией и ЕС нет. Также крайне ограничено количество публикаций, охватывающих приоритетные направления трансграничного взаимодействия Санкт-Петербурга и Ленинградской области с европейскими регионами.
В силу вышесказанного уникальность для данной работы представляет монография Н. Ю. Маркушиной и Н.К. Харлампьевой,1 в которой авторами дается анализ потенциала субъектов Северо-Западного федерального округа для участия в различных формах сотрудничества, в частности в совместной инициативе России и ЕС «Северное измерение». Кроме того, особое внимание авторы уделяют роли и месту Санкт-Петербурга во внешних связях с прибалтийскими, скандинавскими и арктическими государствами.
Субъектам Северо-Западного федерального округа посвящена работа В. П. Гутника и А.П. Клемешева, в которой главный акцент сделан на экономической стороне регионального взаимодействия, а также монография М. В. Ноженко, Е. В. Белокуровой, в которой освещается проблема становления региональных политических сообществ. Речь непосредственно о внешних связях Санкт-Петербурга идет в статьях К. К. Худолей и Д. А. Ланко, Н. Ю. Маркушиной.
Научному осмыслению проблем внешнеэкономических связей регионов России посвящена монография А.Г. Гранберга. В данной работе рассмотрены вопросы моделирования экономик регионов, государственного регулирования регионального развития и межрегионального экономического сотрудничества.
Анализ сущности трансграничного сотрудничества, в том числе в формате «треугольников роста» и движении «городов-близнецов», проведен в работах как зарубежных авторов, так и таких российских исследователей как С.Л. Романова, В. Колидовски, Т. В. Зоновой, И.М. Граника, А. С. Гражданкина и др. В вышеперечисленных трудах нашли отражение последние тенденции, состояние и перспективы трансграничного взаимодействия.
Не без внимания со стороны исследователей осталась деятельность «Северного измерения» и место данной политики в системе внешних связей субъектов Северо-Западного федерального округа РФ. В большинстве работ на данную тематику основной акцент делается не на реальных достижениях, а больше на эволюции данной политики и несоответствии ее потенциала ожиданиям.
Вышеперечисленными авторами в той или иной степени отражены последние тенденции, состояние и перспективы трансграничного взаимодействия. Хотя вопрос реализации Санкт-Петербургом и Ленинградской областью приграничных контактов с европейскими сопредельными территориями и оценки влияния внешних факторов на формы трансграничного сотрудничества остается обойденным вниманием.
Экономический аспект также преобладает в статьях таких авторов как А.В. Вовенда и В.А. Плотников, В.Н. Кошелев, Н.М. Межевич, С.Л. Ткаченко, Ю.Н. Баженов и О.В. Подшувейт. Если в вышеперечисленных работах региональные структуры рассматриваются в контексте экономической устойчивости и социально-экономического развития, то И.В. Карпенко трансграничное сотрудничество исследует в рамках государственной политики, в качестве инструмента внешнеполитической деятельности государства.
Правовой аспект трансграничного сотрудничества регионов, играющий важную роль в обеспечении взаимодействия российских регионов с партнерами из сопредельных государств, рассматривается в работах следующих российских авторов - И.Р. Насырова, Т. Титовой, В. В. Климанова, Л.Б. Вардомского, Л.Н. Снежановой, Н. Ю. Бородавкиной.
Теоретическая часть трансграничного сотрудничества нашла отражение также в трудах российских авторов, а именно в монографии Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова, В.А. Дергачева и С.И. Дмитриевой. Так, первая монография посвящена анализу проблем приграничной безопасности через призму теорий международных отношений. В работах В.А. Дергачева речь идет о целостных территориальных общностях, обладающих схожими социокультурными чертами на макрорегиональном, страноведческом и субрегиональном уровнях. Особое внимание уделяется процессам региональной трансформации на европейском континенте. Работа С.И. Дмитриевой посвящена созданию и функционированию границ, различным аспектам трансграничного взаимодействия, особенностей российского приграничья и существования трансграничных регионов.
Среди работ общего характера особое место занимает монография Г.О. Ярового и Е.В. Белокуровой, которая содержит полное описание политических институтов Европейского Союза, региональной политики ЕС, роли регионов и трансграничного сотрудничества в ЕС.
Роль и место России во внешнеполитической стратегии Европейского Союза и его стран членов до и после Украинского конфликта проанализирована в монографии под редакцией Н. А. Арбатовой. В данном труде особое внимание уделено факторам, оказавшим существенное влияние на эволюцию отношений РФ и Евросоюза в последние десятилетия, в том числе специфике двусторонних отношений Северных стран с Россией.
Полезной в плане изучения внешних связей регионов Российской Федерации является монография В.Л. Толстых, в которой автор раскрывает потенциальные возможности международного участия регионов РФ в заключении договоров, соглашений, в деятельности международных организаций, открытий представительств за рубежом.
Стоит отметить также работу коллектива авторов, в которой отражен ряд тенденций развития Северо-Западного федерального округа с точки зрения трансграничного сотрудничества, а также проблем, возникающих у приграничных территорий.
Кроме того, к базовым работам, в которых заложен понятийный аппарат, рассматриваются общие понятия и особенности современной системы международных отношений, региональные проблемы необходимо отнести учебные издания И.Н. Барыгина, И.Р. Насырова, А.В. Торкунова и П.А. Цыганкова.
Обзор степени научной разработанности вопроса позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на наличие большого количества работ по различным аспектам международного сотрудничества регионов, они носят, в основном, теоретический характер, исследуя общеполитический контекст и возникающие зависимости без привязки к Северо-Западному федеральному округу, либо исследуют конкретные примеры и отдельные составляющие международного сотрудничества регионов.
В работах российских и зарубежных авторов находят отражение общие тенденции деятельности в рамках регионального диалога России и ЕС, вопросы правового обеспечения деятельности приграничных регионов, общая проблематика трансграничного сотрудничества. Большое внимание уделяется формированию Балтийского региона как такового с участием российского Северо-Запада, месту в нем Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Однако малоизученным остается вопрос участия субъектов Северо-Западного федерального округа в текущих форматах взаимодействиях в условиях конфронтационного характера отношений по линии Россия - ЕС, особенно это касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так как основной массив работ в этом направлении сосредоточен на Республике Карелия или Калининградской области.
Источниковую базу данной квалификационной работы составили международно-правовые документы, регламентирующие приграничное и трансграничное сотрудничество, российское законодательство, регламентирующее внешнеэкономические связи субъектов РФ, включая государственную концепцию, программные документы ЕС, а также отчеты о реализации проектов по программам в рамках Европейского Политики Соседства и Партнерств «Северного измерения».
В частности, в работе анализируются положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей и Дополнительные Протоколы к ней (№1, №2, №3 ) - основные документы, в которых представлены принципы межрегионального сотрудничества в Европе. Кроме того, важным источником служит Регламент ЕС №1082/2006 о Европейских объединениях по территориальному сотрудничеству, который предусматривается возможность создания структур приграничного, межгосударственного и/или межрегионального сотрудничества, именуемых «европейскими объединениями территориального сотрудничества» (ЕОТС).
Официальные документы Российской Федерации представлены законами РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Из законов РФ были использованы Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральный Закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», Федеральный Закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный Закон от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А также Федеральные Законы о ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве и дополнительных протоколов к ней, обозначающие поддержание и следование положениям, установленным Мадридской конвенцией и протоколами, со стороны России.
В данной работе также были использованы следующие подзаконные нормативно-правовые акты: Указ Президента РФ от 13 мая 2000г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральных округах», Указ Президента Российской Федерации от 12.03.1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации, Постановление Правительства России о порядке осуществления регионами связей с органами государственной власти иностранных государств, регистрации соглашений регионов об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
Основой для анализа двусторонних контактов и международной проектной деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области послужили отчеты о ходе международного сотрудничества, а также документы программ в рамках Европейской Политики Соседства (ранее - Европейского Инструмента Сотрудничества и Партнерства) «Юго-Восточная Финляндия - Россия» на 2007-2013 гг., «Эстония-Латвия-Россия» на 2007-2013 гг., «Юго-Восточная Финляндия - Россия» на 2014-2020 гг., «Эстония - Россия» на 2014-2020 гг., и Партнерств «Северного Измерения».
Другим важным видом источников являются интернет ресурсы, в том числе, официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где размещена подробная информация о регионе и архив информационных сообщений. Дополнительная информация о деятельности данных субъектов размещена на сайтах комитетов и официальных порталах муниципалитетов Ленинградской области.
Так, в данной работе была использована информация, размещенная на сайтах Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и Комитета по внешним связям Ленинградской области, а также Комитет по социальной защите населения Ленинградской области; Официальные порталы муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, муниципального образования города Светогорск, муниципального образования Кингисеппского муниципального района.
Главными информационными сайтами, новостные сообщения которых использовались в работе, являются Российская Газета и Балтийское информационное агентство, Новостное агентство Sputnik Эстония, Информационное агентство Regnum и другие.
В определении роли российских регионов во внешнеполитической деятельности страны и задач федеральной власти по регулированию и поддержке региональных международных и внешнеэкономических связей большое значение имеют публикации и разъяснения представителей МИД России, размещенные на официальном сайте организации.
Исследование основывается на междисциплинарном подходе с применением общенаучных, социологических, исторических и компаративных методов. Так, при анализе нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества используется метод качественного анализа документов. По средствам компаративного метода проводится сопоставление российского и зарубежного нормотворческого опыта, а также исследование полномочий регионов в осуществлении трансграничных связей. Метод кейсов (case study) был взят за основу при выявлении форм участия Санкт-Петербурга и Ленинградской области в трансграничном сотрудничестве с регионами Финляндии и Эстонии.
Научная новизна работы заключается в том, что в процессе анализа трансграничного регионального сотрудничества определен вектор дальнейшего развития российской и европейской нормативно-правовой базы в области приграничного регионального сотрудничества, выявлены приоритетные направления двусторонних контактов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соседними регионами, а также дана оценка международной проектной деятельности в рамках программ Европейской Политики Соседства и проектов Партнерств «Северного измерения» в контексте диалога России и Европейского Союза.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе анализируется правовой аспект трансграничного сотрудничества. Во второй и третьей главах дана оценка практической деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области по установлению межрегиональных контактов с соседними государствами-членами ЕС, участию субъектов в проектной деятельности и определяются успехи и проблемы данных форматов сотрудничества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленная работа посвящена анализу регионального взаимодействия в формате двухстороннего и программного сотрудничества российских и европейских сопредельных территорий. Практика реализации трансграничных контактов рассмотрена на примере приграничных субъектов Северо-Западного федерального округа, в частности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и сопредельных регионов Финляндии и Эстонии.
Существует множество подходов к сущности трансграничного сотрудничества. В свою очередь, Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей дает следующее определение трансграничному сотрудничеству. Так, данным взаимодействием является «любая совместная акция по укреплению и поощрению добрососедских отношений между территориально-административными единицами или властями в рамках юрисдикции двух и более участников». Именно это определение взято за основу при рассмотрении вопросов, связанных с трансграничным сотрудничеством.
Анализ практики реализации внешних связей с европейскими регионами приобретает особенную актуальность при изучении международного взаимодействия субъектов Северо-Западного федерального округа. Так, данная территория занимает уникальное геополитическое положение, обладает значительным потенциалом для установления внешних связей с приграничными европейскими государствами, и выполняет особую роль в развитии региональных интеграционных процессов между Россией и ЕС. Составляющие его субъекты федерации, в частности Санкт-Петербург и Ленинградская область, со своей стороны участвуют в трансграничном сотрудничестве.
Принимая во внимание интеграционный потенциал Северо-Запада России, важным представляется правовое обеспечение региональной кооперации, которое должно являться основой для налаживания взаимовыгодных контактов. На данный момент существует очевидная слабость в развитии российского законодательства в сфере регулирования внешних связей регионов, и отсутствие законов, регламентирующих создание и функционирование форм организации трансграничной кооперации. В силу вышесказанного РФ идет по пути постепенной унификации существующего законодательства, разработанного Советом Европы и ЕС.
Текущее состояние нормативно-правовой базы, касающееся основ правового режима международных связей и внешнеэкономических отношений субъектов РФ, позволяет прийти к выводу о том, что хотя произошедшая концентрация властных полномочий в руках федерального центра, перераспределение полномочий между уровнями и ветвями власти, а также возросшее административное регулирование международной деятельности регионов прямо не ограничивает трансграничные контакты российских регионов, но нужно отметить, что это непосредственно сказывается на сотрудничестве, в том числе, создает дополнительные препятствия на пути реализации совместных приграничных инициатив.
Отдельно стоит отметить, что в российском законодательстве также не предусмотрены какие-либо преференции для трансграничных регионов, а действие федеральных законов, существенных для трансграничного сотрудничества, распространяется на все субъекты РФ в равной степени. Таким образом, перспективы развития трансграничного сотрудничества с участием российских регионов во многом зависят от позиции органов государственной власти в вопросах, связанных с перераспределением полномочий центрального, регионального и местного уровней и выработкой и проведением обоснованной региональной политики, отвечающей современным тенденциям регионального развития.
Комплексный анализ региональных процессов на указанной территории позволяет говорить о том, что они представляют собой многомерное явление, которое не поддается строгому объяснению и не может развивать изолированно от отношений, которые складываются между Россией и ЕС на мировой арене. Учет российских реалий дает основание говорить о том, что взаимодействие региональных акторов в одной сфере может не иметь последствий в другой, даже смежной, сфере, если не будет подкреплено политическими мероприятиями и институциональными основаниями для ее дальнейшего продвижения.
Касаемо практической стороны сотрудничества России и Европейского Союза на региональном уровне, то необходимо констатировать тот факт, что на современном этапе невозможно представить дальнейшее развитие международной региональной активности субъектов Северо-Западного федерального округа, в частности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, без ориентации на сотрудничество с европейскими государствами, в данном случае с Финляндией и Эстонией.
Анализ трансграничных контактов субъектов Российской Федерации и европейских регионов на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области с приграничными регионами Финляндии и Эстонии позволил выделить основные механизмы реализации контактов, которые представлены, с одной стороны, двусторонним социально-экономическим сотрудничеством, с другой - проектной деятельностью.
Так, было установлено, что особым прагматизмом отличается российско-финский региональный диалог, для которого характерна нацеленность на выстраивание долгосрочного сотрудничества, решение практических, функциональных проблем. В свою очередь проектная деятельность сфокусирована, главным образом, на реализации программ Европейской политики соседства и деятельности Партнерств «Северного измерения». Проведенный анализ показал, что нельзя пренебрегать добавочной стоимостью региональной компоненты во взаимоотношениях Россия - ЕС в условиях политической неопределенности.
Проводя компаративный анализ регионального сотрудничества субъектов Северо-Западного федерального округа с эстонскими и финляндскими сопредельными территориями было установлено, что львиная доля проектов, реализуемых на приграничной российско-эстонской территории, осуществляется за счет европейской финансовой поддержки, а именно в рамках программы «Эстония - Латвия - Россия» на период 2007-2013 гг. и «Эстония - Россия» на период 2014-2020 гг., и имеет широкую направленность. Тогда как двусторонние региональные контакты не отличаются особой интенсивностью, совместная работа ведется лишь в сфере туризма и культурного сотрудничества.
Все это позволяет говорить о существовании мощного двигателя в виде внешнего финансирования для осуществления трансграничного взаимодействия между Санкт- Петербургом, Ленинградской областью и приграничными регионами Эстонии. То есть в данном случае программы ЕПС берут на себя далеко не добавочную функцию, а играют основную роль в обеспечении и продвижении совместных трансграничных проектов, восполняет собой отсутствие местной инициативы. Нынешняя политическая ситуация не позволяет готовить о том, что отношения с ЕС в целом и по линии взаимодействия российско-эстонских регионов в частности пойдут по восходящей линии.
Совершенно иная ситуация прослеживается во взаимодействии с регионами Финляндии. Так, трансграничное сотрудничество с сопредельными финскими территориями является прагматичным и результативным, строится на двусторонних и частных контактах, побратимских связях городов, проектах программ ЕПС, также имеются совместные органы координации сотрудничества. На основе этого можно сделать заключение о реальной заинтересованности сторон, которая к тому же подкреплена
экономической выгодой от сотрудничества, в продолжении двустороннего взаимодействия.
Подводя итог вышесказанному, стоит резюмировать, что Североевропейские страны, в частности Финляндия и Эстония, в контексте негативных событий последних лет, в целом придерживаются линии Европейского союза в отношениях с Россией. Однако, региональный срез производит впечатление о двойственности их подхода и стремлении придерживаться лояльного отношения во взаимодействиях на двусторонней основе.
Хотелось бы подчеркнуть, что сотрудничество на региональном уровне может быть вписано в преобладающий ныне негативный политический дискурс только при условии максимального удаления от политической риторики. В этом отношении смещение акцента с межправительственного уровня сотрудничества на межрегиональный представляется наиболее целесообразным для создания прочной базы для регионального сотрудничества России и ЕС. Участие субъектов Северо-Западного федерального округа в региональных инициативах, таких как программы ЕПС 2014-2020 гг., проекты Партнерств «Северного Измерения» являются положительными примерами такого деполитизированного взаимовыгодного сотрудничества с партнерами из стран ЕС.
Дальнейшее развитие российско-европейского регионального сотрудничества, расширение проектных портфелей программ ЕПС, активизация практической деятельности в рамках «Северного измерения», укрепление экономических, экологических, культурных и иных связей является важным источником обеспечения экономического роста приграничных регионов Северо-Западного федерального округа. Разработка новых и совершенствование текущих механизмов взаимодействия сторон видится актуальной темой для дальнейших исследований.
Резюмируя вышесказанное, стоит акцентировать внимание на том, что развитие трансграничного сотрудничества, укрепление экономических, экологических, культурных и иных связей приграничными регионами Северо-Западного федерального округа является актуальной темой для дальнейших исследований. Задача эффективного использования потенциала соседства стоит как перед Россией в целом, так и перед ее субъектами, в частности.
Для успешной реализации данной задачи Российской Федерации не достаточно участвовать в программах ЕПС и проектах Партнерств «Северного измерения», инициированных ЕС. Необходимо формирование целенаправленной стратегии трансграничного сотрудничества, а также развитие федерального законодательства.
Теоретически слабое обоснование современных форм взаимодействия регионов на российско-европейской границе создает необходимость в разработке теории трансграничной регионализации, ориентированной на модернизацию региональной политики и практическое использование наиболее перспективных форм сотрудничества.



1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Ст. 71. - URL: www. docs.kodeks . ru/document/9004937
2) Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. №196-р // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - URL: http://sngcom.ru/key-issues/cross-border-cooperation/concept.html
3) Постановление от 1 февраля 2000 г. №91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» // Консультант Плюс. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=LAW:n=25983:
4) Постановление от 14 декабря 1999 г. №1390 «О порядке регистрации соглашений
об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс.
- URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=LAW:n=25274
5) Постановление от 24 июля 2000 г. №552 (ред. от 08.04.2011) «Об утверждении
Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 112885/
6) Постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2009 г. N 393 о долгосрочной целевой программе «Реализация государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2011-2013 годы» // Целевые программы // Комитет по внешним связям Ленинградской области. - URL: http://inter.lenobl.ru/programm/aim
7) Распоряжение Президента РФ от 28.02.2012 №76-рп «О подписании Протокола № 3
к Европейской Рамочной Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС), от 16 ноября 2009 г.». - URL:
http : //graph. document . kremlin . ru/page. aspx?1602866
8) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой от 13 апреля 2012 года. - URL: http://docs.pravo.ru/document/view/25507442/25206467/
9) Указ Президента Российской Федерации от 12.03.1996 г. № 375 «О
координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». - URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102040070
10) Указ Президента РФ от 13 мая 2000г. №849 «О полномочном представителе
Президента Российской Федерации в федеральных округах». - URL: www.rg . ru/2000/05/14/okruga-dok- site- doc.html
11) Федеральный закон от 16.11.2011 N 315-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал» // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121768/
12) Федеральный закон от 22 июля 2002 г. №91-ФЗ «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей». - URL: http://base.garant.ru/12127505/
13) Федеральный закон Российской Федерации от 7 октября 2008 г. №168-ФЗ «О ратификации Протокола №2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося межтерриториального сотрудничества». -URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx? 977397
14) Федеральный закон Российской Федерации от 7 октября 2008 г. №169-ФЗ «О ратификации Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей». - URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?977400
15) Федеральный Закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» №4-ФЗ от 4 января 1999 г. - URL: www. docs.kodeks . ru/document/901723799
16) Федеральный закон РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» №119-ФЗ от 24 июня 1999 г.(с изм. и доп. от 20 мая 2002г.). - URL: www.rg.ru/oficia/doc/federal zak/52-fz . shtm
17) Федеральный Закон РФ от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». - URL: http : //nalog . consultant . ru/doc8043
18) Федеральный Закон РФ от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». - URL: www.rg.ru/1995/07/21/mejdunarodnye-dogovory-dok.html
19) Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - URL: www.rg . ru/2003/10/08/zakonsamoumrav.html
Международные правовые акты
1) Additional Protocol to the European Outline Convention on Transfrontier Co-operation
between Territorial Communities or Authorities. - URL:
http://conventions.coe.int/Treaty/en/Treaties/Html/159.htm
2) European Charter of Local Self-Government. - URL: http://conventions.coe.int/treaty/en/treaties/html/122.htm
3) European Outline Convention on Transfrontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities. - URL: http://conventions.coe.int/Treaty/en/Treaties/Html/106.htm
4) Protocol No. 2 to the European Outline Convention on Transfrontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities concerning interterritorial co-operation. - URL: http://conventions.coe.int/Treaty/en/Treaties/Html/169.htm
5) Protocol No. 3 to the European Outline Convention on Transfrontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities concerning Euroregional Co-operation Groupings (ECGs). - URL: http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/206.htm
6) Regulation (EC) No 1082/2006 of the European Parliament and of the Council of 5 July
2006 on a European grouping of territorial cooperation (EGTC) // Official Journal of European Union. - URL:
http://ec.europa.eu/regional policy/sources/docoffic/official/regulation/pdf/2007/gect/ce 1082(2
6) en.pdf
Официальные отчеты и программные документы
1) Estonia - Latvia - Russia: Cross-Border Cooperation Programme within European Neighbourhood and Partnership Instrument 2007-2013. - URL:
http://www.estlatrus.eu/uploaded files/Publications/Ares(2012)551210%20%20COM %20Decision%20C 2012 2664 modify%20CBC%20EE-LV-RU JOP %20Annex 1 Revised.pdf
2) Estonia-Russia Programme // CBC 2014-2020 // South-East Finland - Russia ENPI CBC
2007-2013. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/cbc_20142020/estoniarussia_programme
3) Joint Operational Programme of the Estonia-Russia Cross-Border Cooperation
Programme 2014-2020. - URL: http://www.estoniarussia.eu/wp-
content/uploads/2016/03/Estonia Russia CBC JOP FINAL 16012017.pdf
4) Northern Dimension Environmental Partnership. - URL: https://ndep.org
5) Northern Dimension Partnership in Public health and Social well-being. - URL:
http://www.ndphs.org/?about ndphs
6) South-East Finland - Russia ENPI CBC Programme 2007-2013 // Programme Document. -URL: http://www.southeastfinrusnpi.fi/wp-content/uploads/sites/2/2013/10/SE-FI- RU-ENPI-Programme-document-19.12.2008-and-Addendum-3.12.2010-and-17 12 2010en.pdf.
7) Transeuropean co-operation between territorial authorities. New challenges and future steps to improve cooperation // Association of European Border Regions. - Final vision. - October. - 2001.
8) Внешнеэкономическая деятельность Санкт - Петербурга в январе - июне 2017 года. // Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербургское Государственное Унитарное Предприятие «Санкт-Петербургский Информационно-Аналитический Центр». - URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/documents/2017/10/31/%D0%90%D0%A1%20%D0%92 %D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B5%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD %D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE %D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F %D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%20% D0%B2%20%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B5-%D0%B8%D1%8E
%D0%BD%D0%B5%202017%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf
9) Европейская региональная политика: источник вдохновения для стран, которые не
входят в ЕС? // Европейский Союз. Региональная политика. - URL:
http://ec.europa.eu/regional policy/sources/docgener/presenta/international/external ru.pdf
10) Отчет Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга о ходе реализации в 2012
году соглашений Правительства Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей // Комитет по внешним
связям Санкт-Петербурга. - URL: http://www.kvs.spb.ru/userfiles/2013/Soglasheniya.pdf
11) Приграничное сотрудничество: Санкт-Петербург, Ленинградская область — ЮгоВосточная Финляндия. От Программы Соседства к Программе Инструмента Европейского
Соседства и Партнерства // Объединенный Технический секретариат Программы Соседства «Юго-Восточная Финляндия - Россия». - СПб - 2008. - URL:
http://inter.lenobl.ru/Document/1347427101.pdf
12) Программы приграничного сотрудничества «Россия - Юго-Восточная Финляндия 2014-2020». // South-East Finland - Russia CBC Programme. - URL: http : //www . sefrcbc. fi/wp-
content/uploads/sites/6/2016/12/South-East-Finland-Russia-CBC-2014-2020-JOP RU.pdf
13) Рамочный документ по политике «Северного измерения» 24 ноября 2006 года. -
URL: http://kremlin.ru/ supplement/3736/print
Информационные сообщения
1) «The rivers and fish - our common interest» (RIFI) // Проекты муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области» на стадии практической реализации // Официальны портал муниципального образования «Выборгский район»
Ленинградской области. - URL: http://www.vbglenobl.ru/sotrudnichestvo/v-stadii-realizatsii
2) 12 мая состоится международная акция «Чистый берег». // Официальный сайт
Администрации Ленинградской области. - URL:
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/news/134029/
3) 2003г. Санкт-Петербург // Российско-финляндский культурный форум. - URL: http://kultforum.natm.ru/tree2.html?id=42
4) ARIEE // Международные контакты и проекты // Муниципальное образование
Кингисеппский муниципальный район. - URL:
http : //www.kingisepplo.ru/contacts/ARIEE.htm
5) Association of European Border Regions. - URL: http://www.aebr.eu/en/index.php
6) Awareness Rising and Investments in Energy Efficiency: J5hvi and Kingisepp //
Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1674:
7) Baltic ICT Platform // Projects.//Estonia Latvia Russia. -
URL:http://www.estlatrus.eu/eng/proj ects/1639
8) Complex reconstruction border crossing points in Ivangorod and in Narva // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1677
9) Cooperation between the Finnish Ministry of the Environment and the Committee for Nature use, Environmental protection and Ecological safety of the City of St. Petersburg, Work plan for 2012 // Environmental Cooperation between Finish cities and St. Petersburg. - URL: http://www.stp-fi-envco.net/index.php/specf:documents
10) Cross Border E-archive // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/proj ects/1646
11) Development of historical riverside protection area in Narva/Estonia and Ivangorod/Russia II stage // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/proj ects/1631
12) Development of unique Narva-Ivangorod fortresses ensemble as a single cultural and tourist object // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/proj ects/1681
13) Eco-friendly disposal of hazardous medical waste in the cross border region // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1670
14) Establishment of environment in V5ru (EE), Sigulda (LV), St. Petersburg (RU) for development of tourism // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL:http://www.estlatrus.eu/eng/proj ects/1637
15) Exchange of cross-border experience to enhance the quality of special education //
Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1633
16) Exploring the history of narrow gauge railway // Projects // Estonia Latvia Russia. -
URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1643
17) Financing // Programme // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/programme/about the programme/financing
18) Memorial park Sorvali («Мемориальный парк Сорвали - наше общее культурное наследие») // Официальный портал муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. - URL: http://www.vbglenobl.ru/sotrudnichestvo/realizovannye- proekty
19) Nokian Tyres в 2017 году вложит 55 млн евро в завод во Всеволожске. //
Аналитическое агентство Автостат. - URL: https://www.autostat.ru/news/31798/
20) Objective and Priorities // Programme // Estonia Latvia Russia. - URL:
http://www.estlatrus.eu/eng/programme/about the programme/objective amp priorities
21) Promoting nature education as efficient mean of awareness raising // Projects // Estonia
Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1645
22) Reduction of social consequences of an HIV spread in Estonia and Leningradskaya oblast
of Russia // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1650
23) Status as of: 13/4/2014 // Protocol No. 3 to the European Outline Convention on
Transfrontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities concerning Euroregional Co-operation Groupings (ECGs) CETS No.: 206 // Council of Europe. - URL: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/ChercheSig.asp? NT=206&CM=3&DF=13/04/2014&CL=ENG
24) Supporting the local self-government development to improve the quality of life in rural
areas // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1659
25) Unique Estonian-Russian fortresses ensemble development as a single tourist product.
Stage II // Projects // Estonia Latvia Russia. - URL: http://www.estlatrus.eu/eng/projects/1654
26) XVIII Российско-Финляндский культурный форум с 21 сентября по 23 сентября 2017 г., г. Санкт-Петербург, Россия // Российско-финляндский форум культуры. - URL: https://kultforum.ru/forums/2017/index.html
27) В Петербурге обсудили перспективы сотрудничества с Эстонией в сфере экологии и транспорта // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - URL: http://gov.spb.ru/press/governor/28146/
28) В Петербурге озвучены инициативы в продолжение международного проекта «Год Финского залива-2014»// Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/news/61152/
29) В Санкт-Петербурге прошел семинар по программе приграничного сотрудничества «Россия-Эстония 2014-2020». // Официальный портал Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. - URL: http://www.vbglenobl.ru/news/v-sankt-
peterburge-proshel-seminar-po-programme-prigranichnogo-sotrudnichestva-rossiya-estoniya
30) Губернатор встретился с президентом Финляндии // Официальный сайт
Администрации Ленинградской области. - URL: http://www.lenobl.ru/news?id=19191
31) Губернатор встретился с президентом Финляндии // Официальный сайт
Администрации Ленинградской области. - URL: http://www.lenobl.ru/news?id=19191
32) Информация о сотрудничестве Ленинградской области с Финляндией // Комитет по
внешним связям Ленинградской области. - URL: http://inter.lenobl.ru/about/mprog/sotr2/fin
33) Ленинградская область - ключевой регион для Финляндии // Официальный сайт
Администрации Ленинградской области. - URL: http://www.lenobl.ru/news19187.html
34) Ленинградская область - ключевой регион для Финляндии // Официальный сайт
Администрации Ленинградской области. - URL: http://www.lenobl.ru/news19187.html
35) Международное партнерство в социальной сфере // Сотрудничество с
Финляндией // Комитет по социальной защите населения Ленинградской области. - URL: http://social.lenobl.ru/about/busines/forein
36) Международное партнерство в социальной сфере // Сотрудничество с
Финляндией // Комитет по социальной защите населения Ленинградской области. - URL: http://social.lenobl.ru/about/busines/forein
37) Международное сотрудничество // Официальный портал Администрации Санкт-
Петербурга. - URL: http://old.gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg vasileostr/world
38) Миликан Т. Финляндия обеспокоена российскими санкциями. // Электронное
периодическое издание «Московский Комсомолец». - URL:
http://www.mk.ru/economics/2014/08/15/finlyandiya-obespokoena-rossiyskimi-sankciyami.html
39) Новые темы для партнерства с Эстонией // Официальный сайт Администрации
Ленинградской области. -URL: http://www.lenobl.ru/news18948.html
40) Новые темы для партнерства с Эстонией // Официальный сайт Администрации Ленинградской области. - URL: http://www.lenobl.ru/news18948.html
41) О еврорегионах // Россия в процессе общеевропейского и евроатлантического сотрудничества // Министерство иностранных дел Российской федерации. - URL: http://www.mid.ru/ns-
dos.nsf/45682f63b9f5b253432569e7004278c8/356f323fae4091d1c32575c800474ae0
42) От крепости к крепости // Музейное агентство Ленинградской области. - URL:
http://www.lomuza.spb.ru/node/129
43) Побратимские связи муниципальных образований Ленинградской области и Финляндии // Комитет по внешним связям Ленинградской области. - URL: http://inter.lenobl.ru/about/mprog/sotr2/fin
44) Полтавченко: Товарооборот между Петербургом и Эстонией в прошлом году вырос в 2 раза // Балтийское информационное агентство. - 16.01.2013. - URL: http://www.baltinfo.ru/2013/01/16/Gubernator-Peterburga-vstretilsya-s-rukovoditelyami- kontrolnykh-organov-Rossji-i -Estonii -330275
45) Приграничное сотрудничество: Санкт-Петербург, Ленинградская область — Юго
Восточная Финляндия. Проекты муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области» // Официальный портал муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. - URL:
http://www.vbglenobl.ru/sotrudnichestvo/v-stadii-realizatsii
46) Российско-финский научно-исследовательский проект «Активизация ресурсов семей с детьми» // Сотрудничество с Финляндией // Комитет по социальной защите
населения Ленинградской области. - URL: http://social.lenobl.ru/about/busines/forein
47) Российско-финский научно-исследовательский проект «Активизация ресурсов
семей с детьми» //Сотрудничество с Финляндией // Комитет по социальной защите
населения Ленинградской области. - URL: http://social.lenobl.ru/about/busines/forein
48) Санкт-Петербург. Сотрудничество Санкт-Петербурга с Финляндской Республикой //
Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. - URL: http://old.gov.spb.ru/press/visit/2002/260502
49) Светогорск - Иматра // Муниципальное образование город Светогорск. - URL: http://svetogorsk.spb.ru/twintown
50) Соглашения // Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. - URL: http://www.kvs.spb.ru/soglasheniya761
51) Сотрудничество Санкт-Петербурга с зарубежными городами и регионами // Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. - URL: http://www.kvs.spb.ru/sotrudnichestvo sankt-
peterburga s zarubezhnimi gorodami i regionami19
52) Список соглашений Правительства Ленинградской области // Комитет по внешним связям Ленинградской области. - URL: http://inter.lenobl.ru/programm/mprog/sogl
53) Финляндия намерена предпринять меры для выправления товарооборота с Россией// Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/20160413
54) Финская компания Uponor открыла производство пластиковых труб в Ленобласти.// Интернет-газета NEVA TODAY. - URL: https://neva.today/news/finskaya-kompaniya-uponor- otkryla-proizvodstvo-plastikovyh-trub-v-lenoblasti-118027/
55) Финский производитель красок Teknos построит предприятие в индустриальном парке «Марьино»// Газета «Деловой Петербург». - URL: https://www.dp.rU/a/2012/09/13/Finskij proizvoditel kra
56) Финский производитель красок Tikkurila покупает участок для строительства
завода под Петербургом. В новое предприятие компания инвестирует 35 млн евро. // Газета «Деловой Петербург». - URL:
https://www.dp.rU/a/2017/06/19/Tikkurila dobavit kraski
57) Ценный опыт. // Официальный сайт Администрации Ленинградской области. - URL: http://www.lenobl.ru/news/?id=25592
58) Эстония ждет русский бизнес. // Общенациональный еженедельный деловой журнал «Эксперт ONLINE». - URL: http://expert.ru/northwest/2014/08/estoniya-zhdet-russkij- biznes/
59) Эстония и Россия договорились сотрудничать в сфере транспорта. //
Информационное агентство Eurasia Daily. - URL:
https://eadaily.com/ru/news/2017/12/20/estoniya-i-rossiya-dogovorilis-sotrudnichat-v-sfere- transporta
60) Эстонская Mootor Grupp намерена управлять автовокзалом в Мурино. //
Петербургская интернет-газета Фонтанка.ру. - URL:
https://www.fontanka.ru/2016/07/01/163/
61) Эстонская компания откроет в России завод по переработке аккумуляторов. //
Новостное агентство Sputnik Эстония. - URL: https://ru.sputnik-
news.ee/news/20160722/2802584.html
Литература
1) Duda-Daianu Dana-Codru^a, Costea Simona Regional Policy of European Union and the importance of euroregions. - URL: http://fse.tibiscus.ro/anale/Lucrari2009/035.%20Duda- Daianu.%20Costea.pdf
2) Gulf of Finland. Spatial Vision // Division report 2007. - URL: http://www.gof2014.fi/ru/
3) Haas E.B. The uniting of Europe. Political, social, and economic forces 1950-1957. - Stanford, 1968.
4) Hasan M. A. Conseptual Framework for Growth Triangles // The Pakistan Development Review. - Winter, 1999. - URL: http://www.pide.org.pk/pdf/PDR/1999/Volume4/805-822.pdf
5) James S. Inducing co-operation: can euroregions function as bridges between complex boundaries? - URL: http://www.indepsocres.spb.ru/scott_e.htm
6) Kivikarie U. A Growth Triangle as an Application of the Northern Dimension Policy in the Baltic Sea Region. - Policy Paper // Russian-European Centre for Economic Policy. - May, 2001. - URL: - URL: http://www.recep.ru/phase4/en/pp/kivikarie.pdf
7) Lindberg L. N. The Political Dynamics of European Economic Integration. - Stanford, 1963.
8) Vade M. Cross-border and inter-regional cooperation on external borders of the European Union. - September. - 1997. - URL: http://www.aebr.eu/files/publications/vademecum.en.pdf
9) Анищенко А.Г., Сергунин А.А. «Города-близнецы»: новая форма приграничного сотрудничества в Балтийском регионе? // Балтийский регион. - 2012. - №1(11). - С. 27-38.
10) Артеменко С.В. Еврорегиональное сотрудничество: специфика и тенденции развития // Сб. науч. тр. географ. ф-та Брестского ун-та: Серия «География». - 1998. - № 1. - С. 10-14.
11) Баженов Ю.Н., Подшувейт О.В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия // Балтийский регион. - 2012. - №1(11). - С. 70-81.
12) Барыгин И. Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов. - СПб., 2009.
13) Болотникова Е. Г., Межевич Н.М. Политика «Северного измерения»: современное состояние и перспективы развития. // Балтийский регион. - 2010. - №4(6). - С. 115-126.
14) Бородавкина Н. Ю. Регулирование международных и внешнеэкономических связей
на региональном уровне // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2009. - №3. - С. 40-50. - URL:
http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/d47/smvpradwsqwkqhuipwqlmt%20ow.rg._40-50.pdf
15) Буданова И.А. Еврорегионы как акторы мировой политики // Акторы современной мировой политики: локальные действия - глобальные последствия / под ред. М. М. Лебедевой // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях // Материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. - М., 2007. - Т. 1. - С. 43-54.
16) Бусыгина И.М., Верещагина Е.Л. Европейские организации межрегионального
сотрудничества: лоббирование интересов через институты ЕС. - URL:
http ://www.intresint. spb .ru/attachments/225 vestnik 11-13 busigina-vereschagina .pdf
17) Бусыгина И.М., Филиппов М. Г. «Северное измерение»: стратегии участников // Балтийский регион. - 2009. - № 1. - С. 55-63.
18) Вардомский Л. Б. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России // Евразийская экономическая интеграция. - 2008. - №1. - С. 90-108.
19) Вертухина М.В. Модель еврорегионов как способ повышения эффективности развития международных связей приграничных субъектов Российской Федерации // Материалы VIII Международной научно-практической конференции под общ. ред. Т.С. Болховиной. - Брянск: изд-во Брянского филиала РАНХиГС, 2012.
20) Вовенда А. В. Перспективные направления развития сотрудничества между Россией и ЕС в рамках политики «Северного измерения» и его влияние на развитие Северо-Западного региона РФ // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 1. Вып. 1. Современная внешняя политика России в глобальном и европейском измерении. - СПб, 2010. - С. 30-37.
21) Вовенда А. В., Плотников В. А. Еврорегионы как фактор успешной международной
интеграции в современных условиях // Балтийский регион. - 2011. - №4. - С. 60-68.
22) Гражданкин А.С. Еврорегионы и их роль в интеграционных процессах. - URL:
http://izd.pskgu.ru/projects/pgu/storage/prj/prj_12/prj_12_02.pdf
23) Гранберг А.Г. Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ: Учеб. Пособие. - М., 2001.
24) Граник И.М. Еврорегионы как эффективная форма регионального сотрудничества // Региональная экономическая политика: Тезисы международной конференции. - Гродно, 1999.
25) Гутник В.П., Клемешев А.П. Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского Союза. - Калининград. - 2006.
26) Давидов Д. М., Чекалина Т. Н. Трансграничное сотрудничество как инструмент регионального брендинга в Балтийском регионе // Балтийский регион. - 2009. - №2. - С. 57-64.
27) Дергачев В.А. Регионалистика. - Издательский проект профессора Дергачева, 2008. - URL: http://dergachev.ru/book-7/index.html
28) Дергачев В.А., Вардомский, Л.Б. Регионоведение. - М.: Юнити-Дана, 2004.
29) Дмитриева С.И. Лимология: учебное пособие. Воронежский государственный
университет. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского
государственного университета, 2008.
30) Довбыш Е. Г. Участие городов в интеграционных процессах ЕС. // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - №1. - С. 93-102.
31) Европейское сотрудничество - фактор стратегического развития Северо-запада России / Жук В.А., Ложко В.В., Межевич Н.М. и др. - СПб., 2006.
32) Зарецкая М.С., Лукьянов Е.В., Ходько С.Т. Политика «Северного измерения»: институты, программы и проекты. Значение для Северо-Запада Российской Федерации. СПб, 2011. URL: http://investa. spb.ru/i rus/msg i/96/northern dimension.pdf
33) Зверев Ю. М. «Особые» социально-экономические регионы: концептуальный подход и типологизация // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010. - Вып. №1. - С. 34-40.
34) Зверев Ю. М. Еврорегионы как форма приграничного сотрудничества // Космополис. - 2005. - №3(13). - C. 74-81.
35) Зонова Т. В. От Европы государств к Европе регионов // Полис. - 1999. - №5. - С. 155-164.
36) Карпенко И.В. Трансграничное сотрудничество как инструмент внешнеполитической деятельности государства // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. - № 8. - С. 181-186.
37) Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. - М.,
2003.
38) Колидовски В. Формирование и регулирование развития // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы Международной научной конференции. - Т.3. - Мн., 2000.
39) Корнеевец В.С. Международные транснациональные и трансграничные регионы: признаки, особенности, иерархия // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010. - Вып. №1. - С. 27-34.
40) Косов Ю. Россия и трансграничные связи на Балтике // Космополис. - 2008. - №2(21). - С. 130-133.
41) Кошелев В. Н. Еврорегион как фактор социально-экономического развития территории // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта, 2009. - Вып. 1. - С. 96-99.
42) Крутов О.А. К вопросу о различном понимании сущности еврорегиона // Креативная экономика. - 2012. - № 4 (64). - С. 126-132.
43) Кузнецов А. В. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции // Современная Европа. - 2008. - №2. - С. 48-59.
44) Кузнецов А.В. Российское участие в Еврорегионах // Регион сотрудничества. -
2003. - №4. - С. 5-19.
45) Кузнецов А.В. Перспективы еврорегионов с российским участием с учетом новаций региональной политики ЕС // Балтийский регион. - 2009. - Вып. №2(2). - С. 4956.
46) Курилла И.И. Международная интеграция российских регионов. - М., 2007.
47) Ланко Д. А. Становление региона «Северного измерения»как приоритета внешней политики центров силы в Балтийском регионе. // Вестник СПбГУ. - 2010. - Сер. 6. - Вып. 4. - С. 107-117.
48) Максимцев И. А. Состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Европейского союза в регионе Балтийского моря. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
49) Маркушина Н. Ю. Внешние связи Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации и концепция «Новый Север» // Балтийский регион. - 2011.- №2(8). - С. 102-111.
50) Маркушина Н. Ю. Роль России в концепции «Новый Север» на примере «Северного измерения» // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 1. Вып. 1. Современная внешняя политика России в глобальном и европейском измерении. - СПб, 2010. - С. 74-80.
51) Маркушина Н. Ю. Российские регионы и Европейский Союз: плюсы и минусы сотрудничества // Современные отношения России и Европейского Союза: десять лет после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Материалы международной научной конференции, 1 октября 2004 г. / Отв. ред. Худолей К.К. - СПб.,
2004. - С. 143-150.
52) Маркушина Н. Ю., Харлампьева Н.К. Северо-западный федеральный округ.
Внешние связи. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного
университета, 2008.
53) Межевич Н. М. Роль приграничного сотрудничества между Европейским Союзом и Российской Федерацией в двусторонних и региональных программах экономического развития. -URL:http://investa . spb . ru/i rus/act i/246/cbc publ ru.pdf
54) Межевич Н. М., Ткачев С. А. Приграничное сотрудничество: новое положение в
системе факторов регионального развития Северо-Запада России. // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2017. - № 1. - С.69-74.
55) Межевич Н. М. Региональная экономическая политика в РФ: влияние
трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы регионализации: автореф. дис. канд. полит, наук. - СПб, 2003.
56) Межевич Н. М., Спиридонова В. В. Особенности приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии. // Политика и правовое государство. - 2017. - № 3.- С. 28-36.
57) Насыров И.Р. Международная деятельность субъектов на современном этапе // Казанский федералист. - 2002. - №3. - С.10-31.
58) Насыров И.Р. Международное сотрудничество регионов. Мировая практика и опыт Татарстана. - Казань, 2007.
59) Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов // Журнал российского права. - 2006. - №2. - С.107-130.
60) Ноженко М. В., Белокурова Е. В. Северо-Запад России: регион или регионы? - СПб, 2010.
61) Огнева В.В. Актуальные аспекты проблемы трансграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2006.- №1. - С.121-126.
62) Отношения Евросоюз - Россия и Украинский кризис / Отв. ред. - Н.К. Арбатова. - М.: ИМЭМО РАН, 2014.
63) Полуденная М. В. Некоторые особенности приграничного сотрудничества в рамках
Еврорегионов. - МГТУ, 2000. - URL:
www.mstu.cdu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_17
64) Полянский Д. «Северное измерение»: роль и место России // Россия в новом веке: внешнеполитическое измерение. // Сборник материалов заседаний экспертного совета комитета Совета Федерации по международным делам / под ред. А. Коробейникова. М.,
2005. - С.300-318.
65) Прозрачные границы: Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / под ред. Вардомского Л.Б., Голунова С.В. - Москва. - Волгоград, 2002. - URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm#note2
66) Реут О.Ч. Почему модель еврорегионов неконструктивна?// Материалы международной научной конференции 19-20 октября 2001 г. // 50-летие Европейских сообществ в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научной конференции, состоявшейся на факультете международных отношений Санкт- Петербургского государственного университета 19-20 октября 2001 г. - СПб, 2002. - С. 128-137.
67) Романов С.Л. Российские регионы в трансграничном сотрудничестве // Международная жизнь. - 1998. - № 1.- С. 100-110.
68) Россия и Эстония подписали договор о границе // Российская Газета. - 18.02.2014. - URL: http://www.rg.ru/2014/02/18/dogovor-site-anons.html
69) Сергунин А.А. Регионализация России: роль международных факторов // Полис. - 1999. - №3. - С. 76-88.
70) Снежанова Л.Н. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации // Национальный институт развития современной идеологии. - М., 2009. - URL: http://www.nirsi.ru/Regions/n80/gran sot.pdf/
71) Стачко А. Еврорегионы как прообраз будущей Европы. - URL:
http ://bdg.press .by/1998/98 06 04.472/15suxon.htm
72) Татьянченко Т. П. Трансграничное сотрудничество: Европейский опыт и российская практика // Вестник молодежной науки. - Калининградский государственный технический университет. - 2011. - С. 193-197.
73) Титова Т. Еврорегионы с участием государств-членов СНГ: состояние и
перспективы развития // Информационно-аналитический бюллетень «Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье».// Институт стран СНГ. - №107. - М., 2004. - С. 166-169. - URL:
http://www.materik.ru/upload/iblock/282/282c622a5660a1b6566cdeb1ff86bb73.pdf
74) Ткаченко С.Л. Проблемы развития северо-западного региона России и его интеграции в мировую экономику // 50-летие Европейских сообществ в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научной конференции, состоявшейся на факультете международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета 19-20 октября 2001 г. - СПб, 2002. - С. 123-127.
75) Толстых В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. - М., 2004.
76) Торкунов А.В. Современные международные отношения и мировая политика. - М., 2005.
77) Улахович В.Е. Еврорегионы - перспективная форма трансграничного
сотрудничества. Белорусский опыт и перспективы. - URL: http://www.bsu.by/ru/main.aspx? guid=259943
78) Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Еврорегионы - новый формат взаимодействия // Космополис. - 2008. - № 2(21). - С. 78-85.
79) Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Трансграничная регионализация в условиях глобализациию // Балтийский регион. - 2010. - №4(6). - С. 103-114.
80) Худолей К.К., Ланко Д.А. Санкт-Петербург в Балтийском регионе // Балтийский регион. - 2009. - №1. - С. 64-76.
81) Цыганков П. А. Международные отношения. - М., 1996. - URL:
http : //window. edu.ru/resource/220/42220/files/gl11.pdf.
82) Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. - М., 2003.
83) Шейнис В. Л. Европейская интеграция вчера и сегодня. // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - №1. - С. 53-66.
84) Шлямин В. А. Россия в «Северном измерении». - Петрозаводск. - 2002.
85) Яровой Г.О., Белокурова Е.В. Европейский Союз для регионов: что можно и нужно знать российским регионам о ЕС. - СПб, 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ