Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль общественных объединений коренных народов Арктики в деятельности международных организаций в Арктике (на примере Совета саамов)

Работа №124967

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Политико-правовой статус коренных малочисленных народов Арктики 7
1.1. Особенности правового статуса коренного населения Арктики 7
1.2. Этнонациональная политика приарктических государств 14
Глава 2.Общественные объединения коренных народов Севера как акторы международных отношений 27
2.1. Объединения коренных народов Севера в деятельности международных организаций 27
2.2. Участие коренных народов Севера в работе Арктическом совете 34
Глава 3. Роль Совета Саамов в деятельности международных организаций в Арктике 41
3.1. Международная политика Совета Саамов 41
3.2. Оценка деятельности Совета Саамов 51
Заключение 62
Список источников и литературы 66


Актуальность темы исследования. В настоящий момент Арктический регион является одной из наиболее перспективных территорий развития. Технологическое развитие и глобальная проблема, связанная с изменением климата обеспечивают доступность полярного севера и увеличение активности его разработки. Природные богатства, находящиеся в недрах современной Арктики, открывают обширные возможности для сотрудничества, усиливают инвестиционную ценность для международного сообщества и создают конкурентную обстановку в условиях недостатка ресурсов, в частности, углеводородных ресурсов.
Происходящие в Арктике процессы, оказывают несомненное влияние на местное население, которое на протяжении длительного периода времени вела здесь быт и занималось традиционной хозяйственной деятельностью - рыболовством, оленеводством и охотой. Коренные народы Арктики занимают особое место в международных процесса и трансформация окружающей среды значительным образом сказывается на укладе их жизни, что вызывает опасение народов северных государств и создает потребность в наделении их особыми правами, позволяющими включаться в деятельность развивающуюся в регионе.
Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года в статье 18 закрепляет право народов на автономию и самоуправление, гарантируя право на проведение предварительных консультация с представителями власти по вопросам принятия каких-либо мер, которые могут затрагивать народы. Конвенция МОТ № 169 «О правах коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» провозглашает то же право на консультации через представительные органы (ст.6 ).
Коренные народы Арктики, в тех местах, где составляют большую часть населения обеспечиваются государством расширенными правами. Так ситуация обстоит в одной из территорий Канады, Нунавуте, которая является местом проживания инуитов, таким образом народ обладает возможностью самостоятельно решать вопросы первоочередного значения. Находясь в меньшинстве, коренные народы учреждают общественные объединения, посредством которых осуществляют взаимодействие с органами власти, отстаивают свои права и решают ключевые для народа проблемы.
Вследствие этого вовлечение в процессы изучения и устойчивого развития Арктических пространств через международные организации коренных народов в качестве непосредственных участников оказывает положительное влияние на формирование будущего Крайнего Севера. Исследование общественных объединений коренных народов Арктики даст возможность сделать выводы о роли данных объединений на международной арене в деятельности региональных северных организаций. Рассмотрение данной темы на примере Совета Саамов, позволит прийти к заключению о вкладе определенного народа в процессы развития современной Арктики.
Предметом исследования является деятельность международных организаций в Арктике. Объектом исследования является роль общественных объединений коренных малочисленных народов Арктики в деятельности международных организаций в регионе.
Цель работы состоит в том, чтобы дать оценку роли общественных объединений коренных малочисленных народов Арктики в деятельности международных организаций в Арктике на примере одной из них.
Цель настоящего исследования позволяет поставить и решить ряд задач:
- Выявить ключевые особенности правового статуса коренного населения Арктики, закрепленные в современных международно-правовых документах.
- Определить основные направления политики приарктических государств в отношении коренных народов Севера и общественных объединений.
- Исследовать роль и статус объединений коренных народов Арктики в деятельности международных и региональных организаций.
- Рассмотреть влияние коренных народов на Арктический совет
- Исследовать международную политику Совета Саамов
- Дать комплексную оценку деятельности Совета Саамов на международной арене.
Методологическую базу исследования составляет совокупность научных методов, соответствующих содержанию исследуемой проблемы.
В работе задействованы: сравнительный метод (производиться сопоставление международно-правовых актов, содержащих определение термина «коренной народ», а также сравниваются некоторые элементы этно-национальной политики приарктических государств), системный метод (коренные народы Севера рассматриваются в исследовании как отдельная система, функционирующая в рамках Арктического региона и продвигающая права и интересы своего народа), институциональный метод (одна из глав настоящей работы посвящена оценке и установлению деятельности организации коренных народов Арктики).
Базу для настоящей выпускной квалификационной работы составили несколько видов источников, включая документы и различные материалы. В первую очередь это документы, регулирующие правовые и институциональные основы деятельности в Арктике: нормативно-правовые документы, стратегии и законодательные акты арктических государств.
Ко второй группе источников необходимо отнести документы международных организаций, включая конвенции и декларации, они послужили основой для анализа терминологии, критически важной для понимания проблемы коренных народов Севера. Конвенции и резолюции межправительственных организаций, таких как ООН, позволили глубже рассмотреть причины создания определенных проектов, принятия программ и дорожных карт.
Еще одной группой, составляющей источниковую базу, является информация, представленная на официальных сайтах внутриполитических ведомств, занимающихся вопросами коренного населения в государствах. Сюда же можно отнести внутренние документы Совета Саамов, как организации, подробно рассматриваемой в третьей главе, и данные из интернет-источников, представляемые саамским сообществом.
Степень разработанности темы. В российском научном сообществе вопрос политико-правового статуса коренных малочисленных народов Арктики, особенностей терминологии, используемой по отношению к ним, различия международного и российского восприятия терминов «коренные малочисленные народы» и «коренные народы» рассматриваются представителями многих отраслей наук (работы Р.Ш. Гарипова, Г.П. Ледкова, А.В. Пермякова, В.С. Истомина и других авторов), специфика этно-национальной политики арктических государств проанализирована в трудах А.Е. Шапарова, М.Ю. Задорина, О.В. Минчук, Н. К. Харлампьевой, И. Ф. Верещагина, Ф.Р. Ананидзе и других.
С другой стороны, вопросы, касающиеся саамов и Совета Саамов как организации коренных народов Севера комплексно не изучались в России, а рассматривалась в отдельном контексте, они нашли отражение в работах А. А. Киселева, Т. А. Киселевой, Е.А. Ореховой, В. С. Корневец и С.Р. Алиевой. В зарубежной науке значительное число исследований посвящено саамам как одному из уникальных примеров объединений коренных народов севера (У. Моркенстам, Б. Бродин, Х. Пиккарайнен, Е. Йосевен, Э. Равна, Д. Гауэр-Льюис, И. Руоконен и Л. Элдридж, А. Лэнг, А. Степейн, А. Распотник).
Структура выпускной квалификационной работы учитывает логику исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается теоретическая основа понимания термина «коренной народ» и аспекты государственной этно-национальной политики в отношении коренных народов Севера, проживающих на территории страны. Во второй главе основной упор делается на исследование вовлеченности организаций коренных народов в международные организации и методах продвижения своих интересов. Третья глава включает в себя элементы обзора исторического прошлого саамов и Совета Саамов, а также выполнен анализ итогов деятельности Совета за последние два года на основе ежегодных отчетов организации и специализированного отчета по культуре.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет утверждать, что коренные народы формируют особый элемент международных отношений, складывающихся в Арктическом регионе. Активизация деятельности, происходящая в настоящий момент на Крайнем Севере, связанная с разработкой природных богатств, находящихся в недрах территории, создает определенные условия для становления новых связей между ключевыми региональными акторами и постепенного включения новых. Трансформация окружающей среды значительным образом отражается на традиционном укладе жизни населения, что создает необходимость в наделении дополнительными правами коренных народов, позволяющим им включаться в деятельность региональных игроков. Благодаря созданию собственных общественных объединений народы получают возможность продвижения своих прав и разрешения сложных проблем, требующих внимания арктических государств.
Вовлечение коренных народов Арктики в политические процессы сопряжено с рядом трудностей в определении их правового статуса в международных документах, так и относительно их положения в государствах Арктического региона, чья этнонациональная политика в некоторых случая имеет значительные различия в трактовке их государственного статуса и наделении определенными правами.
Посредством изучения ключевых нормативно-правовых актов по теме необходимо заключить, что в международном праве отсутствует единое понимание термина «коренные народы». Основополагающими принято считать понятие, предложенное специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Х.М. Кобо. По нему «коренной народ состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на нее прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое и колониальное положение путем завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурными традициями, чем с институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается главным образом на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоев населения».
Другим признаваемым на международной арене понятием является представленное в Конвенции № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. Конвенция распространяется «a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; b) народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты».
При этом обе трактовки содержат в себе ключевые характеристики, используемые для понимания термина – это самоидентификация с коренными народами, не доминирующее положение в обществе, народы являются потомками людей, жившими до титульной нации, обладание этнической идентичностью.
Все же, несмотря на отсутствие единого понимания термина, арктические государства продолжают формировать политику в отношении народностей Севера. К основным направлениям можно отнести рассмотрение коренных народов как неотъемлемой части всего населения в некоторых государствах, проведение таких действий, которые способствуют сглаживанию последствий тяжелой ассимиляции и расширению общему социально-экономическому благосостоянию коренных народов. Страны Северной Европы также проводят свою политику в данном русле, но в Швеции и Финляндии вопрос признания саамов по-прежнему остается спорным, как и ратификация Конвенции № 169, а также вопрос внутригосударственных прав народов на территории исконного проживания.
Объединения коренных народов в данных вопросах становятся важным рычагом, способным изменить обстоятельства в пользу их участников, соединенных общими интересами. Различные универсальные и региональные организации принимают к себе представителей коренных народов в качестве экспертов и наблюдателей, способных дать обратную связь по проектам, которые инициированы другими участниками организаций. В большинстве случаев объединения народов дают консультации по сохранению условий для сохранения первозданного вида арктических территорий. Однако, единственной организацией, расширяющей полномочия коренных народов в регионе является Арктический совет, который наделяет представителей статусом «постоянных участников», что дает право высказывать свою позицию относительно вопроса, выдвинутого на обсуждение, другими словами, заявлять свое мнение в поддержку или против определенной позиции на равных с государствами-членами. Фактически, при отсутствии формальной процедуры голосования, государства не выносят решения вразрез с мнением организаций коренных народов.
Переходя к Совету Саамов как одной из наиболее заметных организаций коренных народов в Арктическом регионе, стоит отметить её транснациональный характер, преследующей цель по защите интересов саамов как единого народа и укреплению чувства солидарности через границы нескольких стран. Отстаивание интересов в соответствии с программными документами происходит постепенно с ежегодным расширением повестки и увеличением заинтересованности представителей саамов в международной деятельности, расширением сотрудничества с акторами международных отношений таких, как Европейский Союз или Совет Баренцева/Евроарктического региона.
Комплексный анализ деятельности Совета Саамов позволяет сделать заключение о том, что данная организация признается в мире уважаемым представительным институтом Арктического региона, способным поддерживать продуктивное сотрудничество по разнообразным вопросам, организуя свою работу таким образом, чтобы она отвечала актуальным вызовам повестки. Впоследствии, Совету удается успешно реализовывать действия по достижению поставленных в программных документах действий и способствовать процветанию саамского образа жизни и традиционных культурных ценностей.
Вследствие этого можно заключить, что непосредственное вовлечение в международные процессы общественных объединений коренных народов Крайнего Севера положительно сказывается на общей обстановке внутри региона и оказывает благоприятное воздействие на формирование будущего Арктики. Рассмотрение Совета Саамов в качестве примера позволяет говорить о том, что некрупные объединения народов могут оказывать существенное значение на развитие региона их исконного проживания.



1. Глобальный план действий IDIL2022-2032 | UNESCO [Электронный ресурс] // URL : https://www.unesco.org/ru/decades/indigenous-languages/action-plan
2. Декларация ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г. // Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс] // URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
3. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда 1919 - 1956. Т. 1 - Женева: Международное Бюро Труда, 1991. - 1172 c.
4. Конвенция МОТ N 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах
5. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии [Электронный ресурс] // URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml
6. НУУКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИИ В АРКТИКЕ (Нуук, 16 сентября 1993 года) [Электронный ресурс] // URL : https://narfu.ru/upload/medialibrary/564/nuukskaya-deklaratsiya-_1993_.pdf
7. Организация Объединенных Наций, документ E/CN.4/ Sub.2/1986/7 add.4, пункт 379
8. Организация Объединенных Наций, документ E/CN.4/ Sub.2/L/566 от 29 июня 1972 года.
9. Arctic Council Rules of Procedure, adopted by Arctic Council at the First Arctic Council Ministerial Meeting in Iqaluit, Canada on September 17-18, 1998, Revised by the Arctic Council at the Eighth Arctic Council Ministerial Meeting in Kiruna, Sweden on May 15, 2013
10. Arctic Council SAO plenary meeting, 5-6 October 2016, Portland, Maine, U.S.A. Progress report on the establishment of a Permanent Participants fund.
11. Arctic Environmental Protection Strategy, 1991 [Электронный ресурс] // URL : http://library.arcticportal.org/1542/1/artic_environment.pdf
12. Joint Communication to the European Parliament and the Council — An integrated European Union policy for the Arctic. Brussels, 27.04.2016. JOIN (2016) 21 final [Электронный ресурс] // URL : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/txt/?uri=celex:52016jc0021
13. Ottawa Declaration (1996) // Arctic Council. [Электронный ресурс] // URL : https://oaarchive.arcticcouncil.org/handle/11374/85
14. Plan for suicide prevention among the Sámi people in Norway, Sweden and Finland [Электронный ресурс] // URL : https://finnmarkssykehuset.no/
15. Resolutions of the 47th Session - UN General Assembly // Resolution No.A/RES/47/75 [Электронный ресурс] // URL :https://www.un.org/ru/ga/47/docs/47res.shtml
16. Resolutions of the 48th Session - UN General Assembly // Resolution No.A/RES/48/163 [Электронный ресурс] // URL : https://www.un.org/ru/ga/48/docs/48res.shtml
17. Resolutions of the 74th Session - UN General Assembly // Resolution No.A/RES/74/135 [Электронный ресурс] // URL :https://www.un.org/en/ga/74/resolutions.shtml
18. Resolutions of the 76th Session - UN General Assembly // Resolution No.A/RES/76/300 [Электронный ресурс] // URL : https://www.un.org/en/ga/76/resolutions.shtml
19. The EU’s updated Arctic policy, published on October 13, 2021 [Электронный ресурс] // URL : https://www.eeas.europa.eu/eeas/eu-arctic_en
20. United Nations Charter (full text) | United Nations [Электронный ресурс] // URL : https://www.un.org/en/about-us/un-charter/full-text
Национальные доктрины и законодательство Арктических государств
21. Конституция Финляндии от 11 июня 1999 года // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом президента № 909 от 15.06.1996 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.russia.edu.ru/ information/legal/law/up/909/2051/
23. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (№ 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г.).
24. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (№ 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г.).[Электронный ресурс] // URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/13778
25. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года от 05.03.2020 г. №164 [Электронный ресурс] // URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255
26. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года от 26.10.2020 г. №645 [Электронный ресурс] // URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972
27. 25 CFR 83.11 - What are the criteria for acknowledgment as a federally recognized Indian tribe? . [Электронный ресурс] // URL : https://www.govregs.com/regulations/title25_chapterI_part83_subpartB_section83.11
28. Act on the Sámi Parliament No. 974/95, Section 3
29. Finland's Strategy for Arctic Policy [Электронный ресурс] // URL : https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/163247/VN_2021_55.pdf?sequence=1&isAllowed=y
30. Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011–2020 [Электронный ресурс] // URL : https://um.dk/en/foreign-policy/the-arctic
31. National strategy for the Arctic region. [Электронный ресурс] // URL : https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf
32. Norway’s Arctic Strategy – between geopolitics and social development [Электронный ресурс] // URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1000/arctic-strategy.pdf
33. Nunavut Land Claims Agreement [Электронный ресурс] // URL : https://www.gov.nu.ca/sites/default/files/Nunavut_Land_Claims_Agreement.pdf
34. Sametingslag [Sami Parliament Law] of 1992 (SES 1992:1433)
35. Sametingslagen [Sami Parliament Law] of 17 June 1995 (974/95)
Документы Совета Саамов
36. Саамская Арктическая Стратегия — Sámiráđđi / SEPTEMBER 15, 2019 [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/documentarchive/--1
37. Annual Report 2022 — Sámiráđđi [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/documentarchive/annual-report-2022
38. Sámi Climate Report — Sámiráđđi [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/documentarchive/sami-climate-report
39. The Sámi Arctic Strategy, September 15, 2019 [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/documentarchive/the-smi-arctic-strategy-samisk-strategi-for-arktiske-saker-smi-rktala-igumuat
Литература
Книги, монографии
40. Арктика: сетевая дипломатия 2.0 в дискурсе глобальной безопасности / А.И. Смирнов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 157 с
41. Арктический совет: статус и деятельность. Доклад №67/2021 / А.Н. Вылегжанин; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2021 – 94 с.
42. Горбунов С.Н., Задорин М.Ю. Коренные народы и устойчивое развитие: моногр. Архангельск: САФУ, 2014. 357 с.
43. Защита коренных народов в международном праве / Р.Ш. Гарипов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 256 с.
44. Зонова Т.В. Дипломатия: модели, формы, методы / Т.В. Зонова. – М.: Аспект Пресс, 2013
45. Казнина И.А. Этнокультурная идентичность коренного народы саамы в политико-правовом контексте России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №10.
46. Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск. 1979.
47. Куропятник Александр Иванович, Куропятник Марина Степановна Саамы: современные тенденции этносоциального и правового развития // ЖССА. 1999. №4.
48. Ледков Г.П., Пермяков А.В., Истомин В.С. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих отношения с участием коренных малочисленных народов. М., 2017. 237 с.
49. Право в контексте устойчивого развития Арктики: вызовы времени и новые возможности : сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию доктора юридических наук, профессора Михаила Михайловича Федорова (г. Якутск, 17–21 ноября 2020 г.) / Северо-Восточный федер. ун-т им. М.К. Аммосова, Гос. Собрание (Ил Тумэн) Респ. Саха (Якутия), Конституционный Суд Респ. Саха (Якутия). — Казань : Бук, 2021. — 360 с. — Текст : непосредственный.
50. Этнонациональные процессы в Арктике: тенденции, проблемы и перспективы: монография / И.Ф. Верещагин, К.С. Зайков, А.М. Тамицкий, Т.И. Трошина, Ф.Х. Соколова, Н.К. Харлампьева и др.; под общ. ред. Н.К. Харлампьевой; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2017 – 325 с.
Статьи
51. Алиева, С. Р. Защита прав коренных малочисленных народов Севера: деятельность Союза саамов / С. Р. Алиева // The Newman in Foreign Policy. – 2021. – Т. 5, № 62(106). – С. 17-21. – EDN OQUYRA.
52. Ананидзе, Ф. Р. Правовой статус этнических меньшинств в странах Скандинавии (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания) / Ф. Р. Ананидзе, О. Ю. Куцуров // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 1(104). – С. 70-74. – EDN XXRJMF.
53. Гарипов Ш. Понятие «коренной народ» и их статус в международном и внутригосударственном праве // Международное право и международные организации. 2013. № 3. C. 408–420. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.3.5362
54. Голованов, М. О. К вопросу о правовом положении саамов в Королевстве Швеция / М. О. Голованов, У. В. Прокина // . – 2017. – № 5(8). – С. 120-130. – EDN ZCQQVT.
55. Задорин М.Ю., Минчук О.В. Этнополитика России в Арктической зоне: интеграция, региональная мультикультуральность, традиция // Арктика и Север. 2017. № 29. С. 4–27. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2017.29.4
56. Корнеевец, В. С. Роль Союза саамов в институционализации пансаамизма / В. С. Корнеевец, А. С. Максименко // Власть. – 2021. – Т. 29, № 3. – С. 138-141. – DOI 10.31171/vlast.v29i3.8168. – EDN WMAJRQ.
57. Котлова, Е. С. В поисках баланса: шведская модель этнической политики на современном этапе / Е. С. Котлова // Арктика и Север. – 2016. – № 25. – С. 87-107. – DOI 10.17238/issn2221-2698.2016.25.87. – EDN WZKUWF.
58. Левит Л.В. Приполярный совет инуитов как институт гражданского общества в арктических государствах и орган по защите прав и интересов аборигенного населения // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 11. С. 58-62
59. Левит, Л. В. Приполярный совет инуитов как институт гражданского общества в арктических государствах и орган по защите прав и интересов аборигенного населения / Л. В. Левит // . – 2014. – № 11. – С. 58-62. – EDN RYECJX.
60. Новикова Н.И. Права человека и права коренных народов Севера России // Человек и право. - М., 1999. - С. 55.
61. Орехова Е.А. Саамское население и колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX – начале ХХ вв.//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. Выпуск 1. 2008. – С. 250-257.
62. Подберёзкин Алексей Иванович, Жуков Артем Владимирович Публичная дипломатия в силовом противостоянии цивилизаций // Вестник МГИМО. 2015. №6 (45).
63. Попков Ю.В. Коренные малочисленные народы Севера в глобальном и региональном контексте // Всероссийский экономический журнал. №9. 2011. С.71-88.
64. Потравный И. М., Гассий В. В., Афанасьев С. М. Территории традиционного природопользования: ограничения развития или факторы экономического роста? // Арктика: экология и экономика. — 2017. — № 2 (26). — С. 4—16.
65. Тишков В.А., Новикова Н.И., Пивнева Е.А. Коренные народы российской Арктики // Вестник РАН. 2015. Т. 85. № 5-6. C. 491–500. DOI: 10.7868/S0869587315060328
66. Шапаров А.Е. Этнонациональная политика России в Арктике: основные подходы и принципы // Арктика и Север. 2015. № 21. С. 98–117. DOI 10.17238/issn2221-2698.2015.21
67. Щепеткина, Д. А. Политика Норвегии в области этнокультурного развития саамов / Д. А. Щепеткина // Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения в гуманитарной сфере : материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск, 16–30 апреля 2018 года. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2018. – С. 69-74. – EDN YAQLIL.
68. Adam Stępień and Andreas Raspotnik, The EU’s new Arctic Communication: not-so-integrated, not-so-disappointing? 3 May 2016 [Электронный ресурс] // URL : https://www.thearcticinstitute.org/eu-new-arctic-communication-integrated-disappointing/
69. Axworthy TS, Dean R. Changing the Arctic paradigm from cold war to cooperation: how Canada’s indigenous leaders shaped the Arctic Council. Yearb Polar Law. 2013; 5(1):7–43.
70. Bekendtgørelse af ILO-konvention nr. 169 af 28. juni 1989 vedrørende oprindelige folk og stammefolk i selvstændige stater [Электронный ресурс] // URL : https://www.retsinformation.dk/eli/ltc/1997/97
71. Brodin B and Pikkarainen H (2008) Discrimination of the Sami: the rights of the Sami from a discrimination perspective. DO, 2008(1): 5/43
72. Eremina N. V. European Union Arctic policy: tasks and problems // Ojkumena. Regional researches. 2019. № 4. P. 30–39. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-4/30-39
73. Josevsen Eva. The Saami and the national parliaments: Channels for political influence - 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipu.org/splz-e/chiapas10/saami.pdf
74. Koslin, D. (2010). The way of Sami duodji: From nomadic necessity to trademarked lifestyle. Textile Society of America Symposium Proceedings. i [Электронный ресурс] // URL : http://digitalcommons.unl.edu/tsaconf/30.
75. Lang, Arabella Norway’s relationship with the EU - House Of Commons Library. [Электронный ресурс] // URL : https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/sn06522/#fullreport
76. Pikkarainen, H., & Brodin, B. (2008). Discrimination of National Minorities in the Education System. DO’s Report No. 2008:2, Stockholm: Ombudsmannen mot etnisk diskriminering. [Электронный ресурс] // URL : https://www.do.se/choose-language/english/reports/discrimination-of-national-minorities-in-the-education-system
77. Prue-Owens, Kathy. (2020). Indigenous American Indians and Alaska Natives. In: Textbook for transcultural health care: a population approach, Cultural Competence Concepts in Nursing Care (pp.151-185)
78. Ravna, Ø. The Legal Protection of the Rights and Culture of Indigenous Sámi People in Norway / Ø. Ravna // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2013. – Vol. 6, No. 11. – P. 1575-1591. – EDN RLEEFN.
79. Rothwell, D. R. (2013). The Polar Regions and the Development of International Law: Contemporary Reflections and Twenty-First Century Challenges. The Yearbook of Polar Law Online, 5(1), 233–251. doi:10.1163/22116427-91000124
80. Steinlien, Øystein. The Sami Law: A Change of Norwegian Government Policy Toward the Sami Minority? // The Canadian Journal of Native Studies : журнал. — 1989. — Vol. 9, no. 1. — P. 1—14.
81. Ulf Morkenstam Indigenous Peoples and the Right to Self-Determination: The Case of the Swedish Sami People // The Canadian Journal of Native Studies – 2005. – Vol. 25. – No.2 – P. 433-461.
82. What Defines an Indigenous People? [Электронный ресурс] // URL : https://www.regjeringen.no/en/topics/indigenous-peoples-and-minorities/Sami-people/midtspalte/What-Defines-an-Indigenous-People/id451320/
Справочно-статистические материалы, СМИ
83. В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов - ТАСС [Электронный ресурс] // URL : https://tass.ru/obschestvo/12779839
84. Итоги экспертного семинара «Подготовка к Международному десятилетию языков коренных народов: обмен опытом по сохранению и развитию языков» г. Мурманск 07 декабря 2021 года [Электронный ресурс] // URL : https://www.un.org/development/desa/indigenouspeoples/wp-content/uploads/sites/19/2022/04/Language-seminar-outcome-doc-RUS.pdf
85. КМНСОЮЗ на полях ООН: Языковые активисты всех стран, объединяйтесь! - МОО «КМНСОЮЗ» [Электронный ресурс] // URL : https://kmnsoyuz.ru/6807
86. Об организации - МОО «КМНСОЮЗ» [Электронный ресурс] // URL :https://kmnsoyuz.ru/about
87. Официальный сайт Фонда Ласагамми [Электронный ресурс] // URL : https://www.lassagammi.no/
88. Секретариат Арктического совета, 2022 г. Арктический совет: Краткое руководство, 3-е издание, 36 стр
89. Act of 12 June 1987 No. 56 concerning the Sameting (the Sami parliament) and other Sami legal matters (the Sami Act) [Электронный ресурс] // URL : https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/the-sami-act-/id449701/
90. Arctic and Environmental Unit — Sámiráđđi [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/en/arctic-and-environmental-unit
91. Declarations of the Saami Conferences [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/en/declarations
92. EU-Sámi week 2022 — Sámiráđđi [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/en/eusami-week-2022
93. Indigenous Peoples at the United Nations - DOCIP [Электронный ресурс] // URL : https://www.docip.org/en/indigenous-peoples-at-the-un/
94. Indigenous Peoples at the United Nations | United Nations For Indigenous Peoples [Электронный ресурс] // URL : https://www.un.org/development/desa/indigenouspeoples/about-us.html
95. Kalaallit Nunaat (Greenland) - IWGIA - International Work Group for Indigenous Affairs [Электронный ресурс] // URL : https://www.iwgia.org/en/kalaallit-nunaat-greenland.html
96. Master thesis By David Alexander Gower Lewis. The Saami and Sápmiland as an example of the application of Indigenous Rights within the European Union, spring 2003
97. Organisms // Archives - Barents Euro-Arctic Council [Электронный ресурс] // URL : https://www.beac.st/organisms/
98. Sami Parliament of Kola Peninsula: fight for right to self-determination | Barentsobserver [Электронный ресурс] // URL : https://barentsobserver.com/en/opinion/2014/11/sami-parliament-kola-peninsula-fight-right-self-determination-20-11
99. Stig Brøndbo, «Interview with Mary Simon», Shared Voices, 2016 [Электронный ресурс] // URL : https://old.uarctic.org/shared-voices/shared-voices-magazine-2016-special-issue/interview-with-mary-simon/
100. The Arctic Council (официальный сайт) - [Электронный ресурс] // URL : https://arctic-council.org/
101. The European Free Trade Association | European Free Trade Association [Электронный ресурс] // URL : https://www.efta.int/about-efta/european-free-trade-association
102. The Largest Sami Population Are in Norway and Sweden, Here's Why [Электронный ресурс] // URL : https://theculturetrip.com/europe/norway/articles/sami-people-why-the-largest-population-are-in-norway-and-sweden/
103. The Saami Council — Sámiráđđ [Электронный ресурс] // URL : https://www.saamicouncil.net/en/the-saami-council
104. The Sami Parliament. Ethnic Discrimination. [Электронный ресурс] // URL : https://www.sametinget.se/10173


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ