Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ В ПРИПОЛЯРНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Работа №74886

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Регион Северной Европы: особенности модели государственности 16
1.1. Государство всеобщего благосостояния в странах Северной Европы 16
1.2. Стратегические интересы государств Северной Европы в Арктическом
регионе 23
Глава 2. Научный туризм как вид туристической деятельности и как образовательная программа 31
2.1. Туризм: определение понятия и классификация 31
2.2. Научный туризм как образовательная программа. Опыт Нидерландов и
Норвегии 36
Глава 3. Научный туризм в Северной Европе 41
3.1. Информационно-управленческая система взаимодействия сетевых
партнеров как механизм эффективного развития региона 41
3.2. Направления развития научного туризма при университетах стран
Северной Европы 46
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Приложения

В январе 2017 г. в норвежском городе Тромсё прошла конференция Арктические рубежи - крупнейшая в рамках арктического сообщества. Тематика конференции была определена как «Белое пространство - синее будущее». В марте 2017 г. в Архангельске прошел еще один форум - «Арктика. Территория диалога», в центре обсуждения которого выступал человеческий капитал в Арктике. Высочайший уровень представительства заинтересованных стран на обоих форумах подтверждает важность арктического региона для мирового сообщества.
Особенности социально-экономического состояния стран Северной Европы позволяют выделять в рамках макрорегиона Арктика в отдельный регион. Будучи значительной частью Арктики, эти государства являются также активными участниками подобных форумов. Страны Северной Европы играют особую роль при построении векторов политики в Арктике, как для стран региона, так и для мира в целом.
Как подчеркнул президент России, Владимир Путин, Арктика и космическое пространство - это единственное, где, действительно есть диалог России со странами Запада. Все акторы осознают ответственность за последствия необдуманных поступков в данном регионе. Поэтому развивать сотрудничество необходимо и в дальнейшем.
За последние десятилетия в мировой политике произошли изменения. Как отмечает американский профессор международных отношений Дж. Розенау, роль государства в международных отношениях снижается, а главными акторами становятся образно турист и террорист. Таким образом, одной из форм сотрудничества является туризм. Данный вид коллаборации подразумевает мобильность и временные выезды людей в места, отличные от постоянного места жительства, что вовлекает большое количество не только туристов, но и обслуживающего персонала.
В рамках двух последних международных арктических форумов особой упор делался на необходимость придерживаться курса на экологичность, сохранение культурного и исторического наследства региона. Кроме того, в центре внимания политических дебатов на обоих встречах стал вопрос изменения климата. Основными сторонниками теории глобального потепления выступали западные страны. Россия отстаивает позицию естественности и цикличности данного процесса. Являясь центральными темами в международном сообществе, данные вопросы стали центральными при разработке направлений научного туризма в магистерском исследовании.
Научный туризм объединяет в себя наиболее обсуждаемые в арктическом регионе направления. Сам по себе регион является в центре внимания не только приполярных стран, непосредственно примыкающих к водам Северного Ледовитого океана и членов-участников Арктического Совета, но и вновь присоединяющихся стран-обозревателей с различных регионов мира. Являясь значительной частью арктического макрорегиона, страны Северной Европы вносят значительный вклад в развитие сотрудничества.
Актуальность выбранной темы обусловлена стратегической значимостью Арктического региона на мировой арене, значительную роль в котором играют страны Северной Европы, и ролью научного туризма как формы международного сотрудничества в развитии доверия и сотрудничества между государствами.
Оценивая степень изученности темы, обратим внимание как на отечественную, так и зарубежную литературу. Литература зарубежных авторов собиралась во время обучения по обмену в Норвегии в Университетах Тромсё и Нурлана, а также материалы программы обучения дистанционных курсов BCS (бакалавр приполярного регионоведения).
Специфика Арктики отчасти ограничивает и круг отечественных авторов, занимающихся данной проблематикой, поэтому основная литература была взята из сборников статей авторов из университетов Баренцева региона (Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Сыктывкар).
Собранную литературу можно разделить на пять групп.
Первая группа - труды авторов, исследующих особенности стран Северной Европы. Среди них - Д. Артер, Э. Берге, Г. Эспинг-Андерсен, Д. Малтари, Д. Лэйн и С. Эрссон, Т. Скард, К. Хейдар. Так, Г. Эспинг- Андерсен рассматривает термин «режим государства благосостояния» и его отличительные особенности в этой группе государств, выделяя при этом три режима: либеральный, консервативный и социал-демократический, относя к последнему государства Северной Европы. Д. Артер разбирает понятие nordicity и его происхождение, относя к нему пять государств Северной Европы: Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию.
Т. Скард анализирует проблему гендерного равенства, делая акцент на том, что данные страны одни из наиболее успешных в рейтинге гендерного равенства. Д. Лэйн и С. Эрссон сравнивает политическое устройство стран Северной Европы и их взаимодействие с Европейским Союзом, что необходимо было изучить для определения степени самостоятельности проводимой политики указанных государств.
Вторая группа - работы по правовому положению коренных народов Севера (саами и инуиты). Среди статей, на которые опирался автор в данном вопросе, можно выделить работы следующих авторов: Х. Биач, Д. Даля, Л. Хейнинена. Так как Арктика является родиной и местом жизни более 400 000 человек, принадлежащих к коренным народам, то не вызывает сомнения, что туристические путешествия так или иначе затрагивают и их быт. Поэтому в данной работе сделана оценка степень вовлеченности коренных народов в политический процесс. Рассматриваются такие понятия, как норвегизации саамов, политика ассимиляции инуитов, Домашнее Правление (Home Rule) Гренландии, Парламент Саами.
Третья группа - работы по географическому описанию стран Северной Европы, среди которых статьи следующих авторов: М. Боучард в соавторстве с Е. Габышевой, М. Боучард в соавторстве с Л. Жуковой, Д. Чоу и Р. Орана. Климатические и природные условия определяют степень туристской привлекательности объектов. Более того, необходимо было выявить особые проблемы, связанные с окружающей средой для формирования наиболее притягательных для туристов научного туризма маршрутов. Так как в данных статьях уделяется особое внимание проблемам потепления климата, то в связи с этим было определенно новое направление научного туризма - исследование ледников, вечной мерзлоты как возможности наблюдения за изменением климата.
Четвертая группа - исследования по модели тройной спирали И.Ю. Пахомовой, И.Г. Дежиной, Г. Ицковец. В настоящее время государство утратило главенствующую роль в инновационном развитии. Само по себе знание как источник инноваций - это общественное благо. Для улучшения процесса развития необходимо углубление связей между тремя акторами - государством, бизнесом и наукой. Путем создания сетей коммуникаций, преобразовывающих функции университетов (или же научных организаций), государства и предприятий в инновационном развитии. Так как актор, которому в нашей исследовательской работе уделено значительное внимание - это университеты, то введение подобной системы видится наиболее обоснованным для интенсификации взаимодействия между университетом как научного института с государством и бизнесом.
Пятая группа - исследования по квалификации туризма, научному и арктическому туризму среди которых работы П. Веста, Ц. Хилла, Р. Кенчингтон, Ж. Лаармана, А. Косолапова и А. Бабкина, Ю.Е Холодилиной. Труды названных авторов позволили определить понятие «научный туризм», его место в классификации видов туризма.
Данная группа использовалась для оценки возможности включения российских университетов Баренцева региона в международное сотрудничество в области научного туризма. Среди статей следующие авторы: Н.М. Бызова, Е.И. Голубева, Н.И. Тульская, М.В. Цекина, Н.И. Кирашева, Л.Н. Драчкова, В.С. Кузнецов., Ю.Ф. Лукин, Д.В. Севастьянов, Е.М. Коростелев, Ю.Г. Гаврилов, Л.О. Зелюткина, А.В. Карпова, Т.В. Сидоровская. Работы этих авторов позволяют оценить потенциал российской части Баренцева региона для возможности включения в общую программу развития научного туризма. Анализ содержания исследований этой группы выявил, что сочетание «Арктика» - «Северная Европа» - «научный туризм» не приобрели популярности, однако, авторы в своих работах неоднократно упоминают термины «экологический туризм», «культурный туризм».
Объектом исследования выступает регион стран Северной Европы. Предметом - международный научный туризм как форма сотрудничества приполярных университетов стран Северной Европы.
Цель исследования - выявить возможности сотрудничества заполярных университетов Северной Европы в области научного туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1) определить феномен «nordicity» и выявить особенности политического процесса и социально-экономического состояния в странах Северной Европы;
2) выявить стратегические интересы государств Северной Европы в области арктического туризма;
3) представить понятие «туризм» и его классификацию;
4) выделить специфику «научного туризма» на примере университетов Нидерландов и Норвегии;
5) проанализировать характер взаимодействий коренных народов Севера с государственными органами власти;
6) оценить роль университета как актора в модели тройной спирали;
7) разработать информационно-управленческую систему
взаимодействия сетевых партнеров;
8) дать оценку возможности использования концепции «научного туризма» в странах Северной Европы на примере университетов Заполярья;
В решении поставленных задач автор опирался на целый комплекс источников.
Источниковую базу исследования можно разделить на шесть групп.
Первую группу источников составили международные нормативно-правовые документы, среди которых - Акт о саамском языке (2003 г.), Договор о Шпицбергене (1920 г.), Международные рекомендации по туристской статистике.
Вторую группу источников составили нормативно-правовые документы государственного уровня: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.), Норвежская правительственная стратегия по Крайнему Северу (2006 г.).
Третья группа - материалы официальных сайтов организаций, в том числе Арктического Совета , русского Географического общества, туристские порталы приполярных регионов стран Северной Европы для оценки туристских возможностей регионов: Experience Svalbard, сайты университетов, расположенных за Полярным Кругом изучаемых стран: Университета Тромсё, ЮНИС - исследовательский центр Свальбарда, Университета Умео, Северного Университета, Университета Акюрейри, Университета Лапландии. А также официальные сайты университетов с имеющейся образовательной программой «научный туризм» Среди них информация с сайта Бредский Университет прикладных наук, Университет Wageningen.
Четвертую группу составили выступления на пленарных заседаниях высших лиц государств Северной Европы и России на конференции Arctic Frontiers, проходившей в январе 2017 г. (г. Тромсё, Норвегия). Среди выступающих были Эрна Сульберг - премьер-министр Норвегии , Министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрём и премьер-министр Финляндии Сипиля Юха А также выступления на форуме Арктика. Территория диалога, проходившего 29-30 марта 2017 г. (г. Архангельск, Россия) президента России Путина В.В., президента Финляндии - Саули Ниинистё и президент Исландии - Гвюдни Йоуханнессон
Анализ данных выступлений помог автору магистерской работы определить официальные позиции перечисленных государств по вопросу изменения климата, выявить отсутствие единой позиции по данному вопросу, что объясняет разную постановку приоритетов в проводимой в Арктике политике.
В пятую группу вошли материалы СМИ, в большей степени для оценки гендерной политики в странах изучаемого региона: гендерная политика Норвегии, женщины в политике, девушки в армии, рынок труда.
Шестая ггруппа - материалы семинаров, лекций, пленарных дискуссий и практикумов, в которых автор сама принимала участие. Среди них материалы I Международного молодежного форума «Экспедиция Арктика» (февраль 2015 г., Тверская обл., Россия), (Арктические рубежи), проводимого в рамках конференции Arctic Frontiers форума Arctic Student Forum (Арктический студенческий форум) (январь 2017 г., г. Тромсё, Норвегия), материалы форума «Арктика. Территория диалога», а также проводимого в рамках него III Международного молодежного форума «Арктика. Сделано в России» (март 2017 г., Архангельская обл., Россия).
Седьмую группу составили данные исследовательских маршрутов, проведенных на архипелаге Шпицберген в 2014 г., а также материалы собственных наблюдений, полученные непосредственно в изучаемой среде . Так, к примеру, были посещены Полярный музей Тромсё (Норвегия), музей университета Тромсё, Национальный музей саами Финляндии (SIIDA), участие в праздновании Национального Дня Саами, а также были взяты интервью с представителями колтта-саами (для сравнения отношения самих народов в разных странах к проблематике защиты прав).
Теоретико-методологическая база работы. В оценке возможностей развития научного туризма автор опирался на транснациональный подход, сформулированный в начале 1970-х гг. в рамках научной школы неолиберализма американскими учеными Дж. Наем и Робертом Кохэном. В своей базовой работе - «Транснациональные отношения и мировая политика» - авторы представили мировую политику в виде разветвленной и многослойной паутины связей, соединяющих многочисленных участников международных взаимодействий (многонациональные корпорации, транснациональные общественные движения и международные организации, финансовые группы и другие частные акторы), которые вытесняют государство из центра на периферию международной системы, делают его одним из рядовых игроков развертывающейся на мировой арене игры по новым правилам. Кроме того, транснационализм стал своего рода предтечей в целенаправленном изучении такого феномена в современном мировом развитии, как глобализация.
Так как в работе автор магистерской работы делает упор на международное сотрудничество, то за основу также была взята теория коммуникации американского ученого Карла Дойча. Он подчеркивал, что в международной интеграции главное - это достижение мира и безопасности через укрепление взаимного доверия между населяющими государства народами. Взаимное доверие и наличие общей идентичности - главные факторы возникновения уверенности в мирном развитии отношений между государствами. То есть региональная интеграция может развиваться за счет укрепления солидарности людей. «Чувство общности» появляется в результате тесного взаимодействия между представителями национальных обществ, благодаря чему они лучше узнают друг друга и проникаются взаимным доверием. Таким образом, сотрудничество (в разных сферах) между прилегающими государствами укрепляет безопасность в регионе.
При написании работы автор опирался на следующие методы и подходы:
Метод моделирования был применен при разработке модели системы интеграционного взаимодействия сетевых партнёров (разработана командой участников на форуме «Арктика. Сделано в России», в число которых входила и сама автор магистерской диссертации). Построение модели базировалось на теории тройной спирали, предполагающей взаимодействие трех институтов - наука, бизнес и государство. Генерация знаний университетами происходит за счет сотрудничества с властью и ее поддержки. На следующем этапе происходит трансфер технологий при сотрудничестве университета с бизнесом. Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности получают выход на рынок.
Метод классификации использовался при определении видов туризма.
Метод критического анализа использовался при анализе литературы и источников, посвященных особенностям политического процесса и социально-экономического состояния в странах изучаемого региона. Так, автором были отмечены парадоксы, которые порождает современная политика универсализма.
Метод сравнительного анализа был необходим при исследовании стратегий государств Северной Европы на предмет упоминания возможностей международного взаимодействия в регионе. В результате были выявлены три основных направления сотрудничества арктических государств - туризм, экология и наука.
При разработке направлений научного туризма делался упор на концепцию устойчивого развития, включающей в себя развитие с учетом такого использования ресурсов, доступных в настоящий момент, чтобы будущее поколение смогло также удовлетворить свои потребности, используя доступные ресурсы. При этом объединяются усилия трех сфер - экономики, экологии и социальной.
При оценке туристского потенциала Шпицбергена использовался антропологический метод. Наблюдения происходили непосредственно на местности. При общении с местными жителями Шпицбергена удалось выявить особенности быта, не указанные в путеводителях. Опросы и наблюдения были проведены в мае 2014 г. во время участия автора в студенческой экспедиции, которая осуществлялась совместно со студентами Университета Тромсё (Норвегия).
Метод наблюдения непосредственно в изучаемой среде использовался и при написании раздела, посвященного положению коренных народов севера. При этом использовался и визуальный метод при посещении тематических музеев Норвегии и Финляндии, а также при посещении лекций в университетах Норвегии - Университете Тромсё и Университете Нурланна.
Научная новизна магистерского исследования заключается в том, что «научный туризм» - относительно новое понятие в отечественных исследованиях и не было использовано в контексте стран Северной Европы. Также в процессе написания работы была разработана модель информационно-управленческой системы взаимодействия сетевых партнеров, возможная для внедрения при развитии научного туризма.
Проектные идеи были представлены на конкурсе «Постигая Арктику. 2015» (г. Архангельск) , на Арктическом международном студенческом форуме (Норвегия, 2017 г.) и на Молодежном международном форуме «Арктика. Сделано в России», а также на различных конференциях . Материалы работы могут быть использованы для разработки образовательных программ по научному туризму не только в странах Северной Европы, но и в различных заинтересованных региона. В этом и заключается практическая значимость работы.
Результаты исследования были апробированы на межрегиональных и всероссийских конференциях и форумах, нашли отражение в ряде публикаций автора.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Арктика - это регион долгосрочных интересов не только циркумполярных, но и внерегиональных государств. В рамках региона выделяются по особенностям социально-экономического состояния и политического процесса страны Северной Европы. Как было выявлено, к ним относят Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию.
Среди особенностей государств изучаемого региона были выделены следующие аспекты: политический режим, система всеобщего благосостояния и гендерное равенство. Политический режим относится здесь к консенсусной демократии. Он характеризуется широкой правительственной коалицией, многопартийностью, двухпалатным парламентом, наличие права вето для меньшинств, пропорциональной избирательной системой. Социал-демократическая модель государства всеобщего благосостояния, в центре которой концепция всеобщего равенства и универсализма, недискриминации. Этот аспект включает в себя и вопрос гендерного равенства, появляющийся в сферах образования, вовлеченности в рабочий процесс, политическом представительстве участие в военной службе.
Международные контакты в арктическом регионе вплетаются в контекст «глобального взаимодействия», представленного в транснационализме как движение информации, денег, предметов, людей и других материальных и нематериальных объектов через государственные границы: 1) сообщения, движение информации, включая передачу верований, идей и доктрин; 2) транспорт, передвижение материальных объектов, включая военное снаряжение, частную собственность и товары; 3) финансы, передвижение денег и кредитов; 4) путешествия, передвижение людей. Туризм охватывает все четыре области глобального взаимодействия.
Опираясь на теорию Карла Дойча, в работе был сделан вывод, что развитие коммуникаций любого рода, в том числе и туризма, укрепляет взаимное доверие между народами. Путешествия, особенно с образовательными целями, повышают уровень осведомленности о других народах, то есть население перестает бояться «чужой» культуры, что повышает в целом уровень безопасности.
Анализируя арктические стратегии государств Северной Европы, автор выделила следующие центральные аспекты для потенциального сотрудничества: наука, туризм и сотрудничество в сфере безопасности, связанной с окружающей средой и экологии.
Немаловажным в стратегиях стран является и вопрос глобального изменения климата. С одной стороны, появляются новые возможности для разработки природных ресурсов и развития морских путей, но с другой возникают и новые риски экологической безопасности. А эти вопросы охватывают уже весь арктический регион, и поэтому отступление от практики принятий совместных решений может сказаться и на состоянии хрупкой арктической окружающей среды и в целом на стабильности развития Арктики.
Крайне важно, чтобы экологическая политика способствовала предотвращению техногенных катастроф и их последствий, а также принятию мер в связи с изменением климата. Так как указанные направления являются стратегически важными, то автором было выделено, что развитие научного туризма может способствовать укреплению сотрудничества в данных сферах.
Обобщая все определения «туризма», подчеркнем, что туризм - это временное перемещение людей за пределы места постоянного пребывания. Но на данный момент нет единого и четкого определения научного туризма. Он включает в себя и экспедиционный научный туризм, и самостоятельные исследования малоизученных и труднодоступных районов, а также образовательный аспект под руководством ученых.
В магистерской работе предложен механизм эффективного развития региона - путем создания информационно-управленческой системы взаимодействия сетевых партнеров. В создании и передачи знания ведущая роль государства также теряется. Среди акторов модели тройной спирали (наука, бизнес и государство), главная роль при разработке нового знания принадлежит науке и университету как его институциональному проявлению. Таким образом, в данной исследовательской работе развитие научного туризма рассматривалось через научный потенциал вузов соответствующих государств.
Для более четкого определения концепции научного туризма, автор обратилась к опыту европейских университетов. Было выявлено, что в Нидерландах существует отдельная программа подготовки бакалавриата по направлению «научный туризм». Главная цель - это устойчивое развитие туризма. В Норвегии на базе Северного университета существует образовательный курс «Adventure knowledge» (приключенческие знания). Получая теоретическую подготовку на лекциях, студенты применяют знания на практике в выездных экспедициях. Объединяя знания в области культуры, искусства, литературы и природной среды, студенты, в большей степени, иностранные, формируют представление о том регионе, где они обучаются. Тем самым, используя полученный опыт, студенты могут применить прикладные знания и для устойчивого развития своих территорий.
В работе были проанализированы ключевые темы исследования, которые являются в центре изучения того или иного региона. Сферы во всех странах были выделены разные с целью возможности применения полученного опыта и на других территориях. Автор выделила по 1 - 2 университетам, расположенных за Полярным Кругом в странах Северной Европы. Отдельно был рассмотрен архипелаг Шпицберген, имеющий особый международный статус. При разработке всех направлений принималась во внимание концепция устойчивого развития, что позволило разработать темы, принимая во внимание особенности соответствующих территорий.
Таким образом, на Шпицбергене ключевой темой была выделена проблема изменения климата, на материковой Норвегии - развитие устойчивого туризма при поддержании локальных производителей. В Исландии - устойчивый менеджмент в рыболовстве, в Швеции - этнографический туризм, в Финляндии - политический статус коренного народа Саами, а в Гренландии (Дании) - сохранение языка инуитов.
В магистерском исследовании автором было предложено включение научного туризма в образовательный процесс. Для этого был объединен опыт европейских стран, позволяющий использовать потенциал соответствующих территорий при создании сетевой образовательной программы.
Научный туризм позволит повысить международную студенческую мобильность, применить знания в изучаемой среде, практические знания позволят повысить уровень подготовки специалистов, устойчивый туризм является и фактором устойчивого развития локальных территорий, а также благодаря этому виду туризма возможно укрепление стабильного развития и других территорий. И, как результат, направления для научного туризма были разработаны и для применения на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого Автономного округа.



1. International Recommendations for Tourism Statistics2008. New York. 2010 // Материалы сайта Статистический отдел ООН. URL:
http: //unstats. un. org/unsd/publication/Serie sm/SeriesM_83rev 1 e.pdf#page=26 (Дата обращения: 20.01.2017).
1. Sami Language Act. URL:
http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2003/en20031086.pdf(Дата обращения: 05.04.2017).
2. Treaty of 9 February 1920 relating to Spitsbergen (Svalbard). Paris.
1920 // материалы сайта Университета Осло. URL:
http://www.ub.uio.no/ujur/ulovdata/lov-19250717-011-eng.pdf(Дата обращения: 20.01.2017).
Нормативно-правовые документы государственного уровня:
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N
132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [принят Государственной Думой 4 октября 1996 г., одобрен Советом
Федерации 14 ноября 1996 года]. // Российская газета. 1996. URL: http://www.rg.ru/1996/12/03/osnovy-turizma-dok.html (дата обращения:
01.03.2016).
5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [утверждена Президентом РФ 20.02.2013 N 296] // Российская газета. 2014. URL: https://rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html(дата обращения: 15.02.2015).
6. Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark
Strategy for the Arctic 2011-2020 // Официальный сайт министерства
иностранных дел Дании. URL: http://um.dk/en/~/media/UM/English-
site/Documents/Politics-and-diplomacy/Greenland-and-The-Faroe-Islands/Arctic%20strategy.pdf(дата обращения: 15.02.2016).
7. Developing a European Union Policy towards the Arctic Region: progress since 2008 and next steps // Европейская служба внешнеполитической деятельности. URL: http://eeas.europa.eu/arctic_region/docs/join_2012_19.pdf(дата обращения: 01.03.2016).
8. Finland’s Strategy for the Arctic Region 2013 // материалы сайта премьер-министра Финляндии. URL: http://vnk.fi/documents/10616/334509/Arktinen+strategia+2013+en.pdf/6b6fb723-40ec-4c17-b286-5b5910fbecf4 (дата обращения: 01.03.2016).
9. Nordic Cooperation on Foreign and Security Policy // материалы сайта
Министерства иностранных дел Исландии. URL:
http://www.mfa.is/media/Frettatilkynning/Nordic_report.pdf(дата обращения: 01.03.2016).
10. Sweden’s strategy for the Arctic region // Материала сайта
правительства Швеции. URL:
http://www.government.se/content/1/c6/18/61/74/9168f21a.pdf(дата обращения: 01.03.2016).
11. The Norwegian Government’s High North Strategy. Norwegian ministry
of foreign affairs. 2006 // Ministry of foreign affairs. URL:
https: //www.regieringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/strategien.pdf(дата обращения: 01.03.2016).
Материалы официальных сайтов:
12. Арктический Совет [официальный сайт]. URL:http://www.arctic-council.org/index.php/ru/(дата обращения: 15.03.2017).
13. Исландия Акюрейри [официальный сайт]. URL:
http://www.wonderfulnature.ru/ONLINE/Iceland AkureyiLphp (дата обращения: 20.04.2017).
14. Научный туризм, познавательный туризм, даунг шифтинг [сайт]. URL: http: //www. knt. org.ru/Nauchnuy%20T urizm. Ыт(дата обращения:02.10.2016).
15. About Umea University - Umea University, Sweden [официальный
сайт]. URL: http: //www. umu. se/english/about-umu (дата обращения:
01.05.2017).
16. Adventure Knowledge. [официальный сайт].
URL: https: //www. nord. no/no/studier/adventure-knowledge (дата обращения: 01.05.2017).
17. Arctic Frontiers [официальный сайт]. URL:
http: //www. arcticfrontiers. com/(дата обращения: 01.02.2017).
18. Cruise Norway | Visit the Norwegian Fjords [официальный сайт]. URL: http://www.hurtigruten.com/en/(датаобращения: 28.02.2015).
19. Definition | Sustainable Development of Tourism [сайт]. URL: http://sdt.unwto.org/content/about-us-5(дата обращения: 20.04.2017).
20. Experience Svalbard [сайт]. URL: http://www.svalbard.net/en/About- Svalbard/?News=40(дата обращения: 20.04.2017).
21. Home - Bachelor of Science Tourism [сайт]. URL:
http://www.bsctourism.com/(датаобращения: 01.05.2017).
22. Master's Degree Programme in Tourism, Culture and International Management (TourCIM) - University of Lapland [официальный сайт]. URL: http://www.ulapland.fi/InEnglish/Units/Faculty-of-Social-Sciences/Studies/Study- programmes/International-Master-degree-programmes/Tourism,-Culture-and- International-Management-%28TourCIM%29#What%20Will%20You%20Learn(дата обращения: 01.05.2017).
23. MS Spitsbergen Explorer Vessel - Ship Technology [официальный сайт]. URL: http://www.ship-technology.com/projects/ms-spitsbergen-explorer-vessel/ (дата обращения: 20.04.2017).
24. HTV | NHTV Breda [официальный сайт]. URL:https://www.nhtv.nl/(дата обращения: 01.05.2017).
25. Rivers and sea | Visit Umea [официальный сайт]. URL:
https://www.visitumea.se/en/rivers-and-sea_(датаобращения: 20.04.2017).
26. Svalbard Airport - Avinor [официальный сайт]. URL:
https://avinor.no/en/airport/svalbard-airport/(дата обращения: 20.04.2017).
27. UNIS - The University Centre in Svalbard [официальный сайт]. - URL: http://www.unis.no/(дата обращения: 01.05.2017).
28. University of Akureyri [официальный сайт]. URL:
http://english.unak.is/_(датаобращения: 01.05.2017).
29. Universitetet i Tromso - Norges arktiske universitet | UiT
[официальный сайт]. URL: https://uit.no/startsida(дата обращения:
01.05.2017).
30. Value Chain Analysis of Fresh Food Products for Hotels & Restaurants, Labuan Bajo, Indonesia - Bachelor of Science Tourism [сайт]. URL: http://www.bsctourism.com/portfolio-items/value-chain-fresh-food-products- hotels-restaurants-labuan-bajo/
31. Visit Svalbard AS [официальный сайт]. URL:
http://www.svalbard.net/en/About-Svalbard/?News=40 (дата обращения:
20.04.2017)
32. Wageningen University & Research [официальный сайт]. URL: http: //www. wur. nl/en. htm(дата обращения: 20.04.2017)
Материалы собственных наблюдений:
33. Kjerringoy. По следам норвежских торговцев. Часть 1. Part 1. - nadinetta_ka. [блог]. URL: http://nadinetta- ka.livejournal.com/tag/Kjerring%C3%B8y(Дата обращения: 15.05.2016).
34. Kjerringoy. По следам норвежских торговцев. Часть 2. Part 2. - nadinetta_ka. [блог]. URL: http://nadinetta-ka.livejournal.com/4880.html_(Дата обращения: 15.05.2016).
Материалы СМИ:
35. В Париже подписано Глобальное соглашение ООН по климату //
Радио Свобода. URL: http://www.svoboda.org/a/27423053.html(Дата
обращения: 20.04.2017).
36. Новые полярные суда для Hurtigruten // The Independent Barents
Observer. URL: https ://thebarentsobserver. com/ru/arctic/2016/10/novye-
polyarnye-suda-dlya-hurtigruten (Дата обращения: 20.04.2017).
37. Batchelor T. Trump 'will definitely pull out of Paris climate change deal'
// The Independent. URL:
http: //www. independent.co. uk/news/world/americas/donald-trump-paris-climate- change-deal-myron-ebell-us-president-america-pull-out-agreement-a7553676.html (Дата обращения: 21.04.2017).
38. Gender in Norway Retrieved // Gender in Norway. URL:
http://www.gender.no/Policies_tools/1084(Дата обращения: 21.04.2017).
39. Girls in the army: Norway passes bill on mandatory military service for women // RT. URL: https://www.rt.com/news/197152-norway-army-women- military-conscripts/(Дата обращения: 20.04.2017).
40. Hurtigruten launches new vessel, made for Arctic tourism // The Independent Barents Observer. URL:https://thebarentsobserver.com/en/arctic-kirkenes/2016/07/hurtigruten-launches-new-vessel-made-arctic-expedition(Дата обращения: 14.03.2017).
41. International IDEA Women in Politics: Women in Parliament: Using Quotas to Increase Women's Political Participation // International IDEA. URL: http: //archive. idea. int/women/parl/ch4c. htm_ (Дата обращения: 15.03.2017).
42. Labour market status // Nordic cooperation. URL: http: //www. norden. org/en/fakta-om-norden- 1/gender-equality-indicators/labour- market/labour-market-status (Дата обращения: 15.03.2016).
Официальные речи:
43. Международный форум «Арктика - территория диалога» // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54149(Дата обращения: 02.02.2017).
44. Speech by Prime Minister Ema Solberg at the Arctic Frontiers
conference, 23 January 2017. // The Arctic Journal. URL:
http://arcticjournal.com/press-releases/2861/speech-prime-minister-erna-solberg- arctic-frontiers-conference-23-january-2017(Дата обращения: 02.02.2017).
45. Prime Minister Sipila’s Speech at the Arctic Frontiers Seminar in
Tromso - Prime Minister // Prime Minister’s Office. URL:
http://vnk.fi/en/sipila/prime-minister/-/asset_publisher/prime-minister-sipila-s- speech-at-arctic-frontiers-seminar-in-troms-(Датаобращения: 02.02.2017).
46. Remarks by Minister for Foreign Affairs Margot Wallstrom at Arctic
Frontiers opening session in Tromso // Government.se. URL: http://www.government. se/speeches/2017/01/remarks-by-minister-for-foriegn- affairs-margot-wallstrom-at-arctic-frontiers-in-tromso/ (Дата обращения:
02.02.2017).
47. Арктика 2017. Защита проектов - YouTube URL:
https: //www. youtube. com/watch?v=MQZD_AFJhCY &feature=youtu.be
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананидзе Ф.Р. Правовое положение народа саамы в Финляндии / Ф.Р. Ананидзе // Евразийский юридический журнал № 5 (84). 2014. С. 91 - 94.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону:
Советский спорт, 2008. - 117 с.
3. Бызова Н.М. Туристская привлекательность арктических островов в Архангельской области / отв. редактор Ю.Ф. Лукин // Арктический туризм в России. Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2016. С. 6 - 16.
4. Голубева Е.И., Тульская Н.И., Цекина М.В., Кирашева Н.И. Проблемы развития экологического туризма в ООПТ Российской Арктики / отв. редактор Ю.Ф. Лукин // Арктический туризм в России. Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, C. 17 - 30.
5. Городницкий А. Конец мифа о глобальном потеплении. Что бывает, когда наукой занимаются дилетанты и политики // Новые Известия.
2017. URL: http://www.newizv.ru/world/2017-02-10/251901-konec-mifa-o-
globalnom-poteplenii.html (Дата обращения: 11.02.2017).
6. Дежина И.Г. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России / Дежина И.Г., Киселева В.В. // М.: ИЭНН, 2008. - 227 с.: ил. - (Научные труды /Ин-т экономики переходного периода; № 115Р).
7. Драчкова Л.Н. Природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Российской Арктики / отв. редактор Ю.Ф. Лукин;// Арктический туризм в России. Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2016. С. 31 - 40.
8. Ицковец Г. Тройная спираль университеты-предприятия-
государство инновации в действии (Пер. с английского под редакцией А.Ф. Уварова). URL:
http://old.tusur.ru/export/sites/ru.tusur.new/ru/innovation/triplehelix/ickovic.pdf(Дата обращения: 15.04.2017).
9. Камашева Н.В. Государство всеобщего благосостояния в нордических странах // Академическая весна. Материалы V Межрегионального молодёжного научного форума. Сыктывкар. 2016 URL: https://krags.ru/wp-content/uploads/2016/08/Akademicheskaya-vesna-2016.pdfС. 130-134 (Дата обращения: 15.04.2017).
10. Камашева Н.В. Арктика: столкновение национальных интересов и пути разрешения межгосударственных споров // Проблемы истории материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции студентов и аспирантов. Сыктывкар. 2012 г. [в печати].
11. Камашева Н.В. Арктическая зона Российской Федерации в
условиях изменяющейся геополитической обстановки // Коммуникации. Общество. Духовность - 2015: материалы XV Межрегиональной
молодёжной гуманитарной научной конференции. Ухта. 2015 г.
12. Камашева Н.В. Арктический шельф - точка соприкосновения
национальных интересов государств // Академическая весна: материалы II Межрегионального молодёжного научного форума (23-24 мая 2013 г.,
Сыктывкар). Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2013. С. 35 - 39.
13. Камашева Н.В. Арктический континентальный шельф в условиях современной геополитической обстановки // Академическая весна: материалы II Межрегионального молодёжного научного форума (18 марта - 29 апреля 2015 г., Сыктывкар). Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2015. URL: http: //www. docme. ru/doc/1062041/kamasheva
14. Камашева Н.В."Дорожная карта" развития Арктического региона
// Конференция «Ломоносов 2015» URL: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7065/uid87109_report.pdf (Дата
обращения: 15.11.2016).
15. Камашева Н.В. Научный туризм как форма сотрудничества в арктическом регионе // Проблемы истории материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции студентов и аспирантов. Сыктывкар. 2015 г. [в печати].
16. Камашева Н.В. Решение вопросов разграничения в Арктике как путь к осуществлению Арктической Стратегии России // «Российская полития в XXI веке: внутренние и внешние вызовы»: материалы Всероссийской научно-практической молодежной конференции. Сыктывкар. 2013. [в печати].
17. Камашева Н. В. Опыт путешествия на "макушку Европы" (Шпицберген) / Составители: В.И. Силин, Г.Е. Марковский, О.А. Мальцева // «Краеведческие исследования в республике Коми. История научных исследований и освоения». Материалы II республиканской научно-практической конференции: сборник докладов. Ухта, 2014. С. 35 - 37.
18. Камашева Н. В Процесса изменения климата: Арктическая перспектива вопроса URL: https://lomonosov- msu.ru/file/uploaded/4000/report/request_165655/60160/uid87109_report.pdf?149 5975768 (Дата обращения: 20.04.2017).
19. Камашева Н. В. Саами Норвегии и инуиты Гренландии как пример
взаимодействия коренных народов севера с государственными структурами // Конференция «Ломоносов 2016» URL: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8454/uid87109_report.pdf (Дата
обращения: 20.04.2017).
20. Керн Д. Синяя Экономика: культивирование новой бизнес-модели в эпоху кризиса // Экологический дайджест FacePla.net URL: http://www.facepla.net/the-news/2090-blue-economy.html(Дата обращения: 20.03.2017).
21. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма. М.: КноРус, 2005. - 240 с.
22. Коробова О. С. Киотский протокол - практический шаг на пути к устойчивому развитию / О.С. Коробова, Т.В. Михина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. 2005. № 1. С. 156 - 162.
23. Кузнецов В.С. Взгляд практика на состояние и перспективы развития туризма в западном секторе Российской Арктики Арктический туризм в России / отв. редактор Ю.Ф. Лукин. Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2016. С. 41 - 58.
24. Лукин Ю.Ф. Туризм в Арктике: концептуальные подходы, ресурсы регионов Арктический туризм в России / отв. редактор Ю.Ф. Лукин; [составитель туристского справочника по регионам Н.К. Харлампьева]. Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2016. С. 58 - 88.
25. Наша Арктика? Новая территория диалога. Беседа с Надеждой Камашевой о перспективах развития Арктики и участии в этом процессе Республики Коми // Verbum. Журнал СГУ им. Питирима Сорокина. №3 (195) Май 2017. С. 18 - 20.
26. Пахомова И. Ю. Модель «тройной спирали» как механизм инновационного развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. № 7-1 (126). 2012/ C. 50 - 55.
27. Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Гаврилов Ю.Г., Зелюткина
Л.О., Карпова А.В. Международный туризм и рациональное природопользование — современный вектор развития Российской Арктики / отв. редактор Ю.Ф. Лукин; [составитель туристского справочника по регионам Н.К. Харлампьева] // Арктический туризм в России. Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2016. С. 88-101.
28. Слипенчук М.В. Фрактальная экономика Арктики // Мировая экономика и международные отношения. 2013. N 5. С. 41 - 47.
29. Сидоровская Т.В. О разработке и реализации магистерской программы «Туризм в северном измерении» / отв. редактор Ю.Ф. Лукин; [составитель туристского справочника по регионам Н.К. Харлампьева]. Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Архангельск: САФУ, 2016. С. 101 - 110.
30. Угрюмов А.И., В. П. Коровин На льдине к Северному полюсу. История полярных дрейфующих станций. Гидрометеоиздат. 2004. - 125 с.
31. Ширихина Е.Ю. Кластерный подход в туризме // Проблемы современной экономики. №1 (41). 2012. С. 361 - 362.
32. Холодилина Ю.Е. Теоретические аспекты развития научного туризма в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. Выпуск № 13 (132). 2011 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie- aspekty-razvitiya-nauchnogo-turizma-v-regione(Дата обращения: 01.05.2017).
33. Цыганков П.А. Понятие и критерии международных отношений // Теория международных отношений. — М.: Гардарики, 2003. С. 23. — 590 aArter D. Analysing the Nordic Region: A Block of Distinctive Consensus Model Democracies? // Democracy in Scandinavia. Consensual, majoritarian or mixed?
2006. - 384 с.
34. Barry R.G., Ives J.D. Introduction // Arctic and alpine environments. Methuen and Co, Ltd. London. 1974. С. 1-13.
35. Barth R., Wolf F. Corporate Social Responsibility in Europe Rhetoric and Realities in Environmental Law and Governance Division, Oko-Institut, Germany. 2009
36. Beach H. The Saami // Endangered peoples of the Arctic: struggles to survive and thrive edited by Millton M.R. Freeman. London: Geenwood Press. 2000.
37. Berge E. On the Constitution of Order in Norway. Equality and
Leadership: Strength in a Weak State? - URL:
http://www.erlingberge.no/Berge%201999%20ConstitutionOfOrderWoWII1999.p df (Дата обращения: 04.05 2016)
38. Bouchard M., Gabyshev E. Post-Ice Age Geography and the Initial Peopling of the Arctic and Subarctic, BCS 125X module 1 text URL: https://www.yukoncollege.yk.ca/downloads/course_outlines/NOST_328- BCS_321.pdf(Дата обращения: 15.11.2016)
39. Bouchard M., Zhukova L. Peoples of the Subarctic: Hunters, Gatherers,
and Fishers, BCS 125X module 2 text
https://www.yukoncollege.yk.ca/downloads/course_outlines/NOST_328- BCS_321.pdf(Дата обращения: 15.11.2016)
40. Caulfield R.A. Resource Governance // Arctic Human Development Report. New York: United Nations Development Programme [UNDP]. 2004. C. 122-138.
41. Choy D. Global cooling: Arctic ice cap grows 60 percent in a year
(NASA photo) // International Science time. - URL:
http://www.isciencetimes.com/articles/6040/20130911/global-cooling-arctic-ice- cap-60-photo.htm(Дата обращения: 04.05 2016)
42. Dahl J. The Greenland version of self-government. URL: http://landclaim.narod.ru/indig_5.htm(Дата обращения: 01.03 2016)
43. Elvevold S., Dallmann W.,Blomeier D. Die Geologie von Svalbard.
2007. 36 с.
44. Esping-Andersen Gost Comparative Welfare Regimes Re-examined // Social Foundations of Postindustrial Economies. 1999.
45. Heidar K. Norway - Elites on Trial // Westview Press. 2001. C. 33-59.
46. Heininen L. Circumpolar International Relations and Geopolitics // Arctic Human Development Report. Akureyri: Stefansson Arctic Institute, Iceland. 2004. C. 207-225.
47. Kamasheva N. Svalbard as an archipelago of development of science tourism // Коммуникации. Общество. Духовность - 2015: материалы XV Межрегиональной молодёжной гуманитарной научной конференции (28-29 апр. 2015 г.). Ухта. 2015 [в печати].
48. Kenchington R.A. Tourism in the Galapagos Islands: the dilemma of conservation // Environmental ConservationN. 16 (3), 1989. C. 227-232.
49. Keohane R. O. And Nye J. S. (Jr) Ed. Transnational Relations and World Politics. Cambridge. MA: Harvard University Press, 1972.
50. Hill C. The paradox of tourism in Costa Rica // Cultural Survival Quarterly vol. 14, N. 1, 1990. C. 14-19.
51. Laarman J.G., Perdue, R.R. Tropical tourism as economic activity: OTS in Costa Rica // Forestry Private Enterprise Initiative. № 25 (33). 1998.
52. Lane, J-E., Ersson S. The Nordic Countries - Contention, Compromise and Corporatism // Colomer, Joseph M (ed): Political lnstitutions in Europe. Routledge. 1996. C.254-281.
53. Larsen J. N., Fondahl G., Rasmussen H. Regional Processes and Global Linkages // Arctic Human Development, Report II. Fact Sheets/SDWG. 2013. URL: http://www.svs.is/en/throunarskyrsla-nordhurslodha-en(Дата обращения: 04.12 2016)
54. Linell K.A., Tedrow J.C.F. Soil and permafrost surveys in the Arctic. Clarendon Press, Oxford. 1981. 279 p.
55. Matlary, Janne Haaland The Nordics and the EU // K. Heidar (ed.): Nordic Politics. Universitetsforlaget, Oslo. 2004. С. 247-261.
56. Oran R. Young, Niels Einarsson Arctic Human Development Report:
Introduction, BCS 125X module 1 text URl:
http://www.svs.is/static/files/images/pdf_files/ahdr/English_version/AHDR_first_1 2pages.pdf
57. Sagdahl B. Stewardship of Resources & Sustainable Development, BCS 100 module text URL: http://members.uarctic.org/media/334286/BCS-100- Mod-8-Revised-2011.pdf(Дата обращения: 04.12 2016)
58. Skard T. Haavio-Mannila E. Equality Between the Sexes - Myth or Reality in Norden? / Stephen R. Graubard // Norden - The passion for equality. 1986. С. 176-199.
59. Stonehouse B. Polar ecology. Blackie, London, 1989. 222 p.
60. West P. Tourism as Science and Science as Tourism: Environment, Society, Self, and Other in Papua New Guinea // Current Anthropology. Vol. 49, №. 4, 2008. C. 597-626.
61. Wood D. Corporate Social Responsibility / Wayne Visser, Dirk Matten, Manfred Pohl, Nick Tolhurst // The a to z of corporate social responsibility. 2010. С 106-113
62. Woo M.K., Gregor D.J. Arctic environment: Past, present and future. McMaster University, Department of Geography, Hamilton, 1992. 164 с.
63. Yamamoto R. Indigenous tourism destination development. The case of Sami peoples in Sweden //Thesis for the fulfilment of the Master of Science in Environmental Management and Policy Lund, Sweden. 2005. 75 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ