Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы функционирования организационных структур управления 8
1.1. Роль, сущность и принципы формирования организационной структуры управления предприятием 8
1.2. Виды и формы структур управления 12
1.3 Проектирование организационных структур и пути их совершенствования 19
Глава 2. Анализ и оценка структуры управления ООО «Центр Дентальной Травматологии» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Центр Дентальной Травматологии» 29
2.2. Характеристика организационной структуры управления ООО «Центр Дентальной Травматологии» 38
2.3. Оценка эффективности функционирования организационной структуры ООО «Центр Дентальной Травматологии» 48
Глава 3. Направления совершенствования организационной структуры управления в ООО «Центр Дентальной Травматологии» 59
3.1. Предложения по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Центр Дентальной Травматологии» 59
3.2. Организационно-экономическое обоснование предлагаемых мер по совершенствованию структуры управления предприятия 63
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложения 78
Экономическая стабильность любой организации, ее способность выживать в окружающей среде и эффективность деятельности в условиях рыночной экономики и отношений связаны с ее постоянным развитием и совершенствованием. Последнее, в свою очередь, может осуществляться по принципу приспособления к внешней среде.
Принцип адаптивного управления состоит в постоянном стремлении поддерживать соответствие компании факторам внешней среды. Проявляется этот принцип в непрерывном освоении новой продукции, современной техники и технологии, совершенствовании кадрового потенциала, применении прогрессивных форм и способов организации производства, управления, труда.
Результативность деятельности организаций, компаний, холдингов, народного хозяйства в целом в значительной степени зависит от исследования создаваемых систем управления, их качества и необходимых при этом вложений.
Организационная структура управления предприятием - одно из центральных понятий менеджмента, тесно связанное с функциями, целями, процессом управления, работой управляющего персонала и распределением полномочий между ними и работниками организации.
В условиях кардинальных изменений макро- и микроокружения, необходимости оптимизации издержек, организационная структура управления любой компании претерпевает существенные изменения. Научно-обоснованное совершенствование организационной структуры управления является важнейшим условием реализации стратегических целей, кооперации, координации и контроля бизнес-процессов и ресурсов в компании. Таким образом, актуальность вопроса состоит в выборе структуры, с учетом законов теории организации, наилучшим образом позволяющей организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников, удовлетворять потребности клиентов и достигать стратегических целей.
Цель настоящего исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Центр Дентальной Травматологии» на основе проведенного теоретического и практического анализа.
Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:
• рассмотреть теоретические основы функционирования организационных структур управления;
• проанализировать и дать оценку эффективности структуры управления ООО «Центр Дентальной Травматологии»;
• разработать предложения по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Центр Дентальной Травматологии»;
• представить организационно-экономическое обоснование предлагаемых мер по совершенствованию структуры управления предприятия.
Объектом исследования является ООО «Центр Дентальной Травматологии».
Предметом исследования является механизм организационных изменений в ООО «Центр Дентальной Травматологии».
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; законодательство РФ и его структур; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической печати и научно-практических конференций; а также материалы собственных исследований.
Методологической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: метода анализа и синтеза, группировки и сравнения, экономико-статистических, экономико-математических, экспертных, нормативных и других методов. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
В соответствии с поставленной целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Структура предприятия представляет собой содержание и соотношение внутренних его звеньев, которые составляют единый объект. Учеными выделяется несколько ее видов: общая; производственная; организационная. Рассмотрим их ниже более подробно.
Общая структура предприятия представляет собой совокупность: непроизводственных; производственных; управленческих отделений. Формирование ее обычно определяется целями и политикой организации.
Производственная структура предприятия включает в себя цеха, участки, центры, лаборатории, в которых происходит процесс изготовления, контрольная проверка и испытание продукции, выпускаемой компанией. Помимо этого, в нее входят отделы, которые обслуживают основное производство и содержат комплектующие, полуфабрикаты, материалы и запчасти.
Организационная структура предприятия представляет собой систему, определяющую содержание, взаимодействие и соподчиненность всех элементов. Обычно она касается сферы управления. Элементы ее связаны между собой определенным образом, формируя типы организационных структур предприятия: линейные возникают между отделами всех уровней в управлении, когда руководитель административно подчиняется другому, занимающему более высокое положение. Функциональные связи отличает то, что управленцы взаимодействуют между собой на основании выполняемых функций на всех уровнях; между ними отсутствует административное подчинение. Межфункциональные же системы существуют между подразделениями на едином уровне управления. Для достижения успеха компании на рынке необходимо постоянное совершенствование организационной структуры предприятия. Для решения поставленной цели часто необходима ее полная реорганизация.
Система управления организации создается не одномоментно, это достаточно длительный процесс, включающий в себя следующие основные этапы:
1. На первом этапе руководящее ядро определяет, какая именно структура управления будет создана: иерархическая структура, функциональная или прямого подчинения.
2. Второй этап включает в себя создание и наделение полномочиями основных структурных компонентов, таких как непосредственно аппарат управления, программы, подразделения.
3. Наконец, на третьем этапе происходит окончательное перераспределение властных полномочий, обязанностей и ответственности. При этом все эти полномочия желательно закрепить в виде положений о тех или иных подразделениях и должностных инструкциях.
Основными выводами по организации управления в ООО «Центр Дентальной Травматологии» и ее эффективностью могут служить следующие:
1. Уровень функций управления ООО «Центр Дентальной Травматологии» представлен на недостаточном уровне, вследствие чего эффективность управленческих решений, хоть и она отмечена на высоком уровне, желает оставлять лучшего, причиной чему может служить не значительный размер ООО «Центр Дентальной Травматологии», а вследствие - низкое разделение трудовых обязанностей, а все решения лежат непосредственно на руководителе.
2. Уровень организационной структуры управления ООО «Центр Дентальной Травматологии» представлен на достаточном уровне. Сильными сторонами являются: система не перегружена техническими исполнителями, степень управляемости системы находится в норме, решаемые задачи соответствуют уровню квалификации линейного руководства.
3. Аппарат управления ООО «Центр Дентальной Травматологии» работает на уровне выше среднего. Такой уровень позволяет достаточно эффективно использовать имеющийся потенциал управленческих кадров, а также показывает высокую загрузку и занятость управленцев в организации.
4. Уровень технических средств управления на предприятии находится на очень среднем уровне и позволяет желать лучшего, объясняется это тем, что в ООО «Центр Дентальной Травматологии» существует низкая степень разделения труда, а следовательно, места руководителей одного и того же ранга могут отличаться по площади, оснащенности и т.п., так как нагрузка и вклад каждого управленческого работника несоразмерен.
5. Информация ООО «Центр Дентальной Травматологии» используется, но ее использование носит стихийный характер, никто не видит конкретного результата от наличия дополнительных данных. Хотя эти данные, возможно, приходят к ним не в полном объеме и не всегда актуальны. Возможно, что существует один источник информации, а все остальное принимается за дезинформацию.
В третьей главе даются рекомендации по повышению уровня прибыли на предприятии ООО «Центр Дентальной Травматологии» от совершенствования организационной структуры и рассчитывается эффективность их использования.
Первая рекомендация - рационализация рабочего времени стоматологов - терапевтов в целях снижения затрат связанных с выплатой заработной платы стоматологам-терапевтам, а также медсестрам обеспечивающим их деятельность, и как следствие повышением чистой пребыли. Указанное нововведение при перерасчете окладов за 18 рабочих дней позволит получить выгоду в 95.1 тыс. рублей в квартал , также произойдет снижение отчислений во внебюджетные фонды за квартал, которые составят 28,7 тыс. руб.
Вторая рекомендация - прием на работу стоматолога - ортодонта. При внедрении данной рекомендации, ООО «Центр Дентальной Травматологии» имеет возможность получить дополнительную прибыль от продаж в размере 180 тыс. руб.
Третья рекомендация - прием на работу стоматолога - ортопеда на полставки. Прирост выручки составит 272,2 тыс. руб., прирост себестоимости составит 136,1 тыс. руб., а также прибыль от продаж увеличится на 136,1 тыс. руб., что положительно повлияет на рентабельность предприятия.
Таким образом, если внедрить в деятельность клиники данные мероприятия, то она получит дополнительную чистую прибыль 439,9 тыс. руб., что положительно повлияет на рентабельность клиники и общую деятельность в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445. Консультант Плюс. Режим доступа: [http://www.consultant.ru/].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. // Консультант Плюс. Режим доступа: [http://www.consultant.ru/].
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7344.
5. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18023) // Консультант плюс.
6. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом./ • Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько. - М.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2014. • 352 с.
7. Брасс А., Глушков В., Кривцов В., Седегов Р. Управление персоналом: От фактов настоящего к возможностям будущего./ А. Брасс, В. Глушков, В. Кривцов, Р. Седегов. - М.: УП «Технопринт», 2014. - 386 с.
8. Батычко В.Т. Трудовое право в вопросах и ответах/ В.Т. Батычко. • Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2016. - 201с.
9. Болошин Г.А. Сравнительный менеджмент: методические материалы к курсу/ Г.А.Болошин. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2015. - 214с.
10. Бадаш Х.З. Экономика предприятия: Учебное пособие./ Х.З. Бадаш. - Ижевск : Изд. ИЭ и У ГОУВПО «УдГУ», 2014. - 266с.
11. Веснин В.Р. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/ В.Р. Веснин. - М.: МГИУ, 2014. - 320с.
12. Гаврилова С.С. Экономический анализ./ С.С. Гаврилова. - М.: Эксмо, 2014. - 144с.
13. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник/ А.М. Гаджинский. - М. : Дашков и К, 2015. - 419 с.
14. Горбатова М.М. Методы управления персоналом: Учебное пособие / М.М. Горбатова. - Кемерово: Юнити, 2016. - 155 с.
15. Дорофеева Л.И. Менеджмент: конспект лекций/ Л.И. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2014. - 192с.
...