Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 5
1.1. Понятие «транспортный комплекс», его роль и функциональное значение. 5
1.2. Экономико-географическая характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа 10
1.3. Правовые основы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. 16
Глава 2. Современное состояние транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 22
2.1. Исторические аспекты формирования транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 22
2.2. Автомобильный транспорт 23
2.3. Железнодорожный транспорт 28
2.4. Трубопроводный транспорт 33
2.5. Водный транспорт 40
2.6. Воздушный транспорт 42
Глава 3. Перспективные проекты в транспортном комплексе Ямало-ненецкого автономного округа 47
3.1. Обоснование необходимости преобразования транспортного комплекса региона 47
3.2. Проект «Ямал-СПГ», строительство порта Сабетта. 50
3.3. Проект «Северный широтный ход» 55
3.4. Варианты развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 59
Заключение 62
Список литературы 64
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
Развитие транспорта и соответствующей инфраструктуры особенно важно в регионах, занимающих пограничное или приморское положение, потому что близость к мировым и региональным транспортным коридорам и крупным рынкам определяют социально-экономическое благосостояние региона. Также развитый транспортный комплекс помогает более эффективно развивать и максимально использовать преимущества регионов, обладающих богатой ресурсной базой.
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из самых богатых регионов страны и мира по запасам минерального сырья, сегодня он определяет энергетическую безопасность и экономическую стабильность России. Округ занимает при этом приморское положение, имеет выход к перспективному транспортному коридору, объединяющему всю Арктическую зону страны, – Северному морскому пути. Однако развивать транспортный комплекс в условиях экстремальных природно-климатических условий Крайнего севера очень сложно и затратно, поэтому округ, несмотря на столь богатую ресурсную базу, обладает слабо развитой транспортной инфраструктурой, не отвечающей современным требованиям. Исследование исторических аспектов формирования транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, его современного состояния и перспектив развития позволит помочь в изучении и прогнозировании развития столь важной для этого региона отрасли хозяйства.
Все вышесказанное предопределяет актуальность предполагаемого исследования.
Объектом исследования выступает Ямало-Ненецкий автономный округ, а также механизмы управления и развития транспортного комплекса на территории этого региона.
В качестве предмета исследования выступает транспортный комплекс округа, который обеспечивает территориальную целостность и единство экономического пространства, интеграцию региона в экономическую систему страны и мира в целом.
Целью настоящей работы является изучение особенностей формирования, современного и перспективных направлений развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить место и роль транспорта в хозяйственной жизни ЯНАО;
Выявить территориальности особенности и тенденции формирования транспортного комплекса округа;
Проанализировать современное состояние транспортного комплекса ЯНАО;
Выявить и обозначить перспективы развития транспортного комплекса округа.
Методология исследования основывается на базовые положения системного подхода к исследованию процессов развития и формирования транспортных комплексов на базе функционирования различных видов транспорта на территории ЯНАО. В работе используются следующие методы: аналитический, экономико-статистический, сравнительно-географический.
Данное исследование базируется на научных исследованиях в области формирования транспортных систем и комплексов (Троицкая Н.А., Сафронов Э.А). Также в качестве источников информации выступили нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные статистические данные из сборников последних лет, аналитические материалы и ресурсы сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, 13 параграфов, заключения. Список литературы включает 42 источников: научные работы, нормативно-правовые акты РФ, статистические данные, электронные ресурсы сети Интернет.
Транспортный комплекс играет решающую роль в ЯНАО, он стимулирует экономическое развитие территорий округа, связывает отдаленные населенные пункты, рабочие поселки и месторождения с крупными транспортными узлами региона. Можно с уверенностью говорить, что на данный момент транспортный комплекс ЯНАО находится только в начале масштабной перестройки и модернизации инфраструктуры. Хочется верить, что никакие экономические кризисы, нестабильная динамика цен на энергоносители, санкционные препятствия не помешают ключевым мегапроектам реализовать свой потенциал.
По итогам исследования исторического формирования, современного и перспективного развития транспортного комплекса, можно сделать следующие выводы:
1. Для улучшения транспортной доступности и связности различных хозяйственных объектов ЯНАО нужно повысить плотность и качество железнодорожных и автомобильных путей, связать восточную и западную часть округа. Эти пункты отражены в существующих Стратегиях развития и позволят соединить разрозненные транспортные пути в единую систему, которая снизит затраты и временные издержки при разработке крупных месторождений газа и нефти. Всё это повысит роль и значение региона в топливно-экономическом комплексе страны, увеличит грузо- и пассажиропоток с соседними регионами, создаст десятки тысяч новых рабочих мест в различных районах по всей стране, принесет колоссальные доходы в бюджет государства.
2. Для полноценного развития транспортного комплекса необходимо решать существующие проблемы всех видов транспорта, строить такую модель, которая позволит снизить риски и дублирование транспортных коридоров и узлов. Это нужно делать совместными усилиями правительства округа и ресурсодобывающими компаниями под чутким руководством государства.
3. Наблюдаются существенные различия между различными районами ЯНАО в их транспортной доступности и развитости транспортной инфраструктуры. Тем не менее, задачи по улучшению существующих проблем выполняются, строятся новые рабочие поселки (прежде всего на крупных месторождениях углеводородных ресурсов), порты и перевалочные узлы, расширяются грузо- и пассажиропотоки в тех районах ЯНАО, где еще недавно постоянного населения практически не наблюдалось. Развитие новых населенных пунктов изменит роль уже существующих крупных городов ЯНАО, объем грузо- и пассажироперевозок сместится севернее, на побережья Обской и Байдарацкой губ, побережье Карского моря, несмотря на экстремальные природно-климатические условия.
4. Сегодня силы правительства ЯНАО направлены на то, чтобы регион стал активным участником в международной торговле посредством не только трубопроводного, но также и морского транспорта. Мы видим, что для решения этих задач необходимы и, что самое главное, предпринимаются смелые шаги по созданию и развитию ледокольного флота, который поможет увеличить грузооборот и период навигации транспортных средств по Северному морскому пути. Ледокольный флот сыграет решающую роль в становлении СМП на международной арене, как безопасного и сокращающего временные издержки при транспортировке важных грузов между различными морскими портами крупных стран пути [11].
5. Ямало-Ненецкий автономный округ – ключевой регион Арктической зоны и форпост крупных инвестиционных проектов. Богатый минеральными ресурсами округ привлекает большие средства для реализаций идей по улучшению транспортного комплекса, как округа, так и всего северного пространства страны. Мы видим, что с каждым годом инвестиционная привлекательность ЯНАО не снижается, наоборот, суммы, затрачиваемые на развитие, увеличиваются в геометрической прогрессии, в том числе за счет привлечения иностранного капитала.
6. Арктика – регион стратегических интересов России. Получив транспортно-инфраструктурный инструмент освоения, наша страна повысит свое стратегическое присутствие в столь важном сейчас регионе, укрепит геополитическое и макроэкономическое положение.
Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ – энергетическое сердце России. Но к этому сердцу ведет лишь небольшие сосуды – транспортные пути, имеющие свои проблемы. Для полноценной жизни региона и всей Арктики нужна полноценная аорта – крупная транспортная артерия. Она напитает жизнью, даст мощный рывок для развития десяткам регионов, сотням предприятий, различным отраслям экономики.
Монографии, статьи в сборниках, журналах, а также авторефераты диссертаций, в том числе и иностранные
[1]. Болсуновская Ю. А., Боярко Г. Ю. Оценка перспектив развития северного морского пути как международной транзитной магистрали// European Social Science Journal: международный научный журнал , 2014. № 4-1 (43).С. 531-535.
[2]. В. Дронов. «География России». М. «Дрофа», 2016 г. 320 с.
[3]. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем, СПбГАСУ. – СПб. 2010.
[4]. Ефимова Е.Г., Гриценко Д. Перспективы формирования международного
транспортного узла в Арктике: порт Сабетта // Международная экономика, 2016. - №10.
– С.41-46.
[5]. Кандаурова, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие / Г.А. Кандаурова, В.И. Борисевич, Н.Н. Кандауров и др. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 152 с.
[6]. Круглогодичная навигация порта Сабетта». Проблемы Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2015. № 3 (19). С. 88-95.
[7]. Кобылкин Д. Н. «Ямал — Сабетта — Севморпуть: что нужно России для прорыва
в Арктику» // Слово регионам. 2016. №4. c. 96-102.
[8]. Лебедев Г.В. Особенности пространственной организации инфраструктуры морского транспортного комплекса арктической зоны Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2014
[9]. «Морские ворота» Ямала. Как идет строительство морского порта Сабетта // Транспортный комплекс. Стратегия развития. Приложение к информационно-аналитической газете «Транспорт России». 2015. №4. С. 8.
[10]. Мочалов Т.Н. Авиация Арктической зоны Российской Федерации: проблемы и
перспективы // Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного
морского пути и Арктической зоны Российской Федерации. 2015. № 6 (559). С. 37-40.
[11]. Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН. 2011. № 4.
[12]. Постников С. Л. Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации. «Аналитический Вестник». № 6 (559). (к выездному заседанию Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по экономической политике, 27-28 марта 2015 года, г. Салехард).
[13]. «Регионы России. Социально-экономические показатели 2017. Статистический сборник».
[14]. Троицкая Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троицкая, А.Б.Чубуков.- М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 240 с.
[15]. Хаггет Питер. География: синтез современных знаний /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1979.- 684 с.
[16]. Шпак А.В. Транспортная система арктических регионов: концептуальный взгляд на развитие // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. – №2 (33). – С. 45-51.
... Всего источников – 42.