Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Истоки моральных идеалов и образцов на примере идеала хозяйствующего субъекта

Работа №124216

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концептуализация понятия «идеал хозяйствующего субъекта». 11
1.1. Понятие субъекта, роль в дискурсе. 11
1.2. Хозяйство и хозяйствующий субъект. 20
1.3. Этос и контекст идеалов и образцов хозяйствующего субъекта. 23
1.4. Проблематика истоков идеалов и образцов для этического анализа и аргументации. 34
1.5. Идеал хозяйствующего субъекта современного капиталистического общества. 38
1.6. Смысловое содержание идеала хозяйствующего субъекта в разных аспектах. 45
Глава 2. Феноменология идеального и его истоки 48
2.1. Моральная философия и место идеалов в структуре морального сознания 48
2.2. Диалектика идеального 50
2.3. Общественная мораль как область существования идеального. 55
2.4. Коллективное измерение идеалов: формирование социальной мифологии и нарративов. 58
2.5. Истоки идеалов: моральное воображение и социальный дискурс 62
2.6. Истоки идеалов: этологическая природа. 65
Глава 3. Междисциплинарный анализ истоков морали на примере идеалов хозяйствующего субъекта. 69
3.1. Историко-философский анализ элементов идеалов хозяйствующего субъекта. 69
3.2. Культурное измерение рассмотрения свойств идеала хозяйствующего субъекта 72
3.3. Этологическое рассмотрение истоков свойств идеала хозяйствующего субъекта 74
Заключение 77
Список использованной литературы 82


Актуальность исследования была во многом инициирована широким перечнем работ по эволюции и исследованию социального поведения животных и человека, вышедших в последние годы (М. Ридли, Ф. де Вааль, А. Марков, С. Дробышевский, В.Р. Дольник). Обращает на себя внимание проблема, поставленная в некоторых работах Ф. де Вааля об онтической пропасти между животными и человеком, особенно в такой специфической области, как мораль. Также привлекает внимание ситуация, в которой при изучении морального дискурса неправомерно ограничиваются такие важные его элементы, как фольклорные тексты и литературные произведения. В этой связи возникает необходимость проблематизации поиска истоков нравственных регулятивов различных видов практической деятельности, в частности, хозяйственной.
Актуальность работы подтверждается тем, что в современной этике существует запрос на повышение уровня рациональной легитимации при решении прикладных задач, а анализ нормативных суждений только с позиции логической непротиворечивости не отвечает на поставленный вызов.
Обращение к вопросам интерпретации и понимания элементов морального сознания обусловлено не только современными исследованиями, но и переосмыслением классических работ в контексте новых дискуссий, характерных для отечественной и зарубежной этики.
Выбор изучения хозяйствующего субъекта в качестве проблемной области обусловлен практической значимостью этой социальной практики для нашей повседневной деятельности, а также тем, какую роль этот феномен играет в различных сферах современной жизни: в экономической, юридической, социологической, психологической, культурологической, историко-философской и мировоззренческой. Многозначность феномена позволяет наиболее полно исследовать его проявления, а также составить картину мира, в рамках которой происходит нормативная регуляция и легитимация субъекта. Таким образом целевые установки, к которым относятся моральные идеалы, требуют особого внимания и многопланового подхода при изучении.
В связи с этим целью диссертационного исследования является междисциплинарный анализ истоков моральных идеалов и образцов на примере идеала хозяйствующего субъекта. Исследовательская установка обусловлена рассмотрением проблемы не только с философской точки зрения, но и с культурологической, и биологической.
Цель определяет основные задачи исследования:
1. Концептуализировать понятие «идеал хозяйствующего субъекта» в философском, историческом, экономическом, юридическом и языковом контексте.
2. Определить проблематику хозяйствующего субъекта для этического анализа на примере идеалов капиталистического общества.
3. Охарактеризовать место и роль идеалов в структуре морального сознания на индивидуальном и надынивидуальном уровне.
4. Описать специфику применения категорий «идеальное» и «идеал» в философском дискурсе.
5. Охарактеризовать источники моральных идеалов: социальных миф, нарратив, социальный дискурс, а также их этологическую природу.
6. Провести междисциплинарный анализ истоков морали на примере идеалов хозяйствующего субъекта.
Объектом диссертационного исследования являются моральное индивидуальное и коллективное моральное сознание и его элемент – моральные идеалы и образцы.
Предметом выступают истоки идеалов и образцов хозяйствующего субъекта.
Степень изученности проблемы
Исследования по данной проблеме можно разделить на несколько блоков: первый – посвящен непосредственно изучению морали и её основных феноменов. Второй блок затрагивает философскую литературу по смежным областям, затрагивая широкий круг проблем. Третье направление – источники посвященные изучению мифологии и литературы. А четвертое, соответственно, проблемам психологии и этологии.
Хозяйственная этика это сложившееся направление, для которого характерен как особый предмет изучения, так и ряд фундаментальных и прикладных проблем. Со времен Аристотеля и Ксенофонта Афинского, которых считают основателями данного направления, оно не только не потеряло актуальность, но и переживает новое рождение. При этом необходимо отметить, что первенство в основных исследованиях и разработке методик по решению прикладных задач принадлежит зарубежным исследователям, к ним относятся И. Кант, Г.Ф. Гегель, А. Смит, К. Маркс и Ф. Энгельс, М. Вебер, В. Зомбарт, М. Оссовская. Также в ХХ веке сложилась школа бизнес-этики: Ф. У.Тейлор, Э. Мэйо, Д. Мак Грегор, У. Оучи, Р. Т. Де Джордж.
Необходимо отдельно выделить авторов, занимающихся построением образов и идеалов хозяйствующего субъекта, среди которых известные философы и мыслители: M. Фридмен, Ф. А. фон Хайек, А. Рэнд, а также популярные коучи: Н. Хилл, Р. Кийосаки, Р. Гейдж, Э.Роббинс.
В России сложилась серьезная этическая школа, изучающая моральное сознание и его феномены: О.Г.Дробницкий, А.И. Титаренко, Э. В.Ильенков, Д.И. Дубровский, А.А.Гуссейнов, Р.Г.Апресян, А.В.Разин, Б.Г. Капустин, Б.Н.Кашников, С.Ф.Анисимов.
При этом диссертационных исследований по проблематике истоков морали немного, можно назвать работы А.А. Гусейнова Д. Ж. Валеева, в которых отражена социальная природа нравственности.
Диссертационное исследование ставит целью расширить традиционные способы рассмотрения истоков морали.
Методология и основные источники исследования
Методология сформировала под влиянием традиционных способов изучения хозяйственного этоса, с другой стороны были восприняты идеи философской мысли по проблематике социальной мифологии, изучения фольклора и литературы, а также методов сравнительного анализа поведенческой биологии.
Этической базой послужили теоретические идеи, представленные в исследованиях М. Вебера, В. Зомбарта, М. Оссовской, а также работы О.Г. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, Д.И. Дубровского, А.А. Гуссейнова, Р.Г. Апресяна.
Историко-философский базис составили труды И. Канта, Г.Ф. Гегеля, А. Смита, К. Маркса и Ф. Энгельса, А.Ф. Лосева, Ж.-П. Сартра, Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, А. Макинтайра, Р. Барта, Ж. Сореля, Х. Уайта, Ф. Р. Анкерсмита.
Центральным ядром культурно-литературоведческого блока служат работыА. Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В. Я. Проппа, М. Элиаде, С. З. Агранович, А. Косарева.
Блок психолого-этологических теоретических положений основан на исследованиях Ч. Дарвина, И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, С. Дробышевского, А. Маркова,К. Лоренца, Ф. де Вааля, М. Ридли, А. Маслоу.
Достижению поставленной в исследовании цели послужило применение междисциплинарного анализа, позволившего дать целостное многогранное представление о механизмах формирования моральных идеалов в различных контекстах.
Этико-категориальный анализ позволил описать необходимый объем семантических единиц и категорий, раскрывающих содержание концептаидеала хозяйствующего субъекта и специфику его нравственного функционирования.
Благодаря применению сравнительного метода удалось сопоставить элементы содержания идеала хозяйствующего субъекта и проанализировать соотношение его истоков.
Научная новизна
В диссертационном исследовании впервые дана развернутая характеристика идеала хозяйствующего субъекта, представленная в историко-философском, культурологическом и этологическом контексте.
Научная новизна состоит в том, что произведён междисциплинарный анализ истоков идеалов хозяйствующего субъекта, с указанием возможных вариантов понимания его истоков.
Ряд источников введен в исследовательский оборот впервые в контексте поставленных в диссертации целей и задач.
Положения, выносимые на защиту
1. Хозяйствующий субъект является важной частью практической деятельности человека, позволяющий исследовать человека через практики по получению благ. Его следует рассматривать не только с позиций практического достижения и экономических показателей, но и как смысло- и ценностно-организующий концепт, который может быть рассмотрен с этических позиций.
2. Истоки идеалов хозяйствующего субъекта являются тем базисом, на котором формируются отдельные образы, описываемые авторами или фиксированные в картине мира. Поиск истоков образов становится важным элементом моральной легитимации, поскольку только в этом случае человек имеет возможность исключить поступок «по незнанию».
3. Идеал хозяйствующего субъекта в современном западном обществе представляет собой сложный образ, сочетающий элементы гуманизма и эгоизма, основанный на буржуазной идеологии потребления. Свободное общество является необходимым условием существования такого идеала, даже если свобода иллюзорна.
4. Идеалы существуют как форма сознания, способ представления феномена или объекта, целью которых, с одной стороны, является познание, а с другой перспективное моделирование, целеполагание, влияющее на характер поступка. Так же необходимо отметить и коммуникативный аспект идеалов, который проявляется как непосредственно, в форме моральных дискуссий, так и опосредовано в поступках, которые являются формой репрезентации морального сознания и картины мира.
5 Этос является частью субъективной реальности, создаваемой человеком. Мораль объективируется за счет социальных взаимодействий в конкретный исторический период. Человек также является продуктом биологической эволюции, а значит, элементы его поведения опираются на биологический базис инстинктов и мотиваций. В этой связи основания этоса располагаются на биологическом и социально-историческом уровнях, они реализуются за счет нарративов социальной мифологии, фольклора и литературы, что требует учета при анализе и интерпретации таких форм морали, как идеалы, в частности «идеал хозяйствующего субъекта».
6. Феномен идеала хозяйствующего субъекта сложился на определенном основании. В качестве базиса выступили поведенческие модели и закономерности, наблюдаемые у социальных животных, особенно у приматов. Эволюция способов коммуникации и появление речи привело к появлению систем описания мира, которые формируясь, вносят вклад в расширение форм хозяйствования. Развитие философии расширяет пространство дискурса, в рамках которого происходит понимание и концептуализация самого понятия идеал хозяйствующего субъекта, а на только абстрагирование образа, как происходило на предыдущем этапе.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и результаты диссертации поясняют механизмы функционирования морали, в частности, моральных идеалов. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке теоретических моделей формирования этоса и морали в разных контекстах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке этических документов, например, этических кодексов, участвующих в регламентации хозяйственной деятельности и формирования целевых установок корпоративной культуры.
Степень достоверности и апробация результатов исследования
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих работах автора:
1. Баженов С.С. Развитие философского понимания хозяйствующего субъекта в исторической перспективе // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2018.
2. Баженов С. С. Истоки идеалов и образцов хозяйствующего субъекта: Опыт междисциплинарного анализа. X международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2018. Этика: переосмысление». Санкт-петербургский Государственный Университет, 15-17 ноября 2018 г. Материалы конференции /Отв.ред. В.Ю. Перов – СПб.: ООО «Сборка», 2018.С. 10-11.
3. Баженов С.С. - Вторая цель этики: размышления над речью А. Гусейнова о цели этики. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2019.
Результаты исследования были представлены в докладах на российских и международных конференциях:
1. 71-я Международная студенческая научно-практическая конференция, посвященная 130-летию со дня рождения А.В. Чаянова, проходившая в РГАУ МСХА им К.А. Тимерязева (20-23 марта 2018). Доклад: «Идеал хозяйствующего субъекта в исторической перспективе».
2. Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2018», проходивший в Москве, МГУ им. М.В. Ломоносова(9-13 апреля 2018). Доклад «Развитие философского понимания хозяйствующего субъекта в исторической перспективе».
3. X международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы, проходивший в Санкт-Петербурге, СПбГУ (15–17 ноября 2018)
4. Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2019», проходивший в Москве, МГУ им. М.В. Ломоносова (8-12 апреля 2018). Доклад «Вторая цель этики: размышления над речью А. Гусейнова о цели этики».
Структура исследования
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 126 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Словосочетание «идеал хозяйствующего субъекта» в таком виде в речи не используется, поэтому раскрывается через другие, более простые понятия: хозяин, бизнесмен, работник, администратор и т.д. Важно отметить, что формулировка «свободный хозяин» наиболее близко отражает содержание идеала, с одной стороны, указывая на описанные предикаты свободы, а с другой, акцентируя внимание на субъектность. Хозяин становится ответственным за себя и свой мир, в каком бы контексте не происходило рассмотрение. Это возможно только при наличии предиката «свободный», который может раскрываться как во внешней – экономической, так и внутренней – психологической (субъективной) свободе. То есть язык и словоупотребление позволяют рассмотреть предикаты, которые «вписаны» в данный феномен.
В этой связи необходимо обратиться к философско-мировоззренческому рассмотрению нашего предмета. В этом аспекте «идеал хозяйствующего субъекта» так же представляется элементом реальности благодаря тому, что он включен в общую картину мира, а так же потому, что является императивом поведения человека в мире. Рассматривая данный концепт в указанном ключе необходимо отметить, что он вписывается в философские произведения, примеры которых были приведены ранее. Поведение человека сообразно идеалу носит, с одной стороны, инструктивный характер, а с другой – коммуникативный, то есть с его помощью выстраивается взаимодействие между картиной мира и миром реальным.
При этом социальный и исторический контекст представляют собой систему координат, в которой осуществляется деятельность человека и происходит формирование идеалов. Несмотря на то, что идеализация является формой представления образа, она не может происходить в отрыве от социально-исторического базиса, что проявляется через включение практик, принятых в обществах или через предписание желательного поведения. Фиксация идеала происходит в исторических текстах, хрониках, законах, литературных произведениях, а также фольклоре и может быть обнаружена в соответствующих источниках.
Отдельным пластом хозяйственной жизни, трудно доступной исследователю для наблюдения является психологический контекст существования идеалов хозяйствующего субъекта, поскольку практически не оставляет элементов для психологического анализа. Однако в этом случае могут помочь тексты, отражающие позицию автора, например, мемуары, послания потомкам, или тексты, имеющие широкое распространение – литература по достижению успеха.
Все указанные аспекты позволяют совместно взглянуть на идеал хозяйствующего субъекта как на продукт культуры, поскольку в животном мире ничего подобного в таком виде мы не наблюдаем. Однако важно отметить, действительно ли нет ничего подобного, или возможно существование элементов поведения, схожих с хозяйственной деятельностью, или биологических оснований для нее, из которых происходит её дальнейшее развитие? То есть, существует еще и антропологический аспект рассмотрения данной проблемы.
Таким образом, «идеал хозяйствующего субъекта» может быть рассмотрен с разных позиций. Важно, что для анализа в этическом контексте необходимо наличие свободы, проявляющейся в разных контекстах. С точки зрения направлений этики теоретическими позициями служат мораль долга, утилитаризм, этика ответственности, этика добродетели, которые в равной степени могут быть применены как в теоретическом плане – при формулировании концепций, так и практическом – для разработки этических кодексов. В этой связи концепт «идеала хозяйствующего субъекта» является актуальным элементом теоретической и прикладной деятельности, позволяющий не только описывать указанные феномены, но и формулировать целевые установки общества и человека.
Идеалы существуют как форма сознания, способ представления феномена или объекта, целью которых, с одной стороны, является познание, а с другой перспективное моделирование, целеполагание, влияющее на характер поступка. Так же необходимо отметить и коммуникативный аспект идеалов, который проявляется как непосредственно в форме моральных дискуссий, так и опосредовано в поступках, которые являются формой репрезентации морального сознания и картины мира. Надындивидуальный уровень не отрицается, а требует отдельной концептуализации и рассмотрения.
Идеалы, как элементы дискурса о морали включены в процессы внутригрупповой коммуникации, следовательно, таким способом происходит их формулирование, обсуждение и легитимация. Важно, что они на описанном уровне выполняют скорее регулятивную, нежели побудительную функцию. Это происходит за счет воспроизводства конкретной формы действий, которая, в конечном счете, является ценностно-смысловой моделью одного субъекта, «Я», то есть личности или человека, а не группы. Таким образом, нормативная и ценностная повестка формулирует моральный текст, который в дальнейшем усваивается группой через систему способов легитимации.
Человек неотрывно связан с тем культурным контекстом, который его формирует. Мифы являются частью бытия, даже в условиях, когда этот факт не осознается. Мифы не только окружают нас, создавая картину мира, они составляют наше прошлое и наше будущее, определяя реальность или иллюзию во всех вариантах. Поэтому при рассмотрении истоков морали необходимо исследовать тексты не только в исторической перспективе, как это выполнила М. Оссовская, но их смысловое значение для нравственной легитимации.
В этой связи важным элементом понимания моральной составляющей поведения является расшифровка мифологического кода, который фиксирован в нормах и идеалах. Главной особенностью морали является ее опосредованность текстами, человек имеет дело с моральными текстами и моделью мира, находящейся в его сознании или в сознании других людей. Часто доступ к сознанию иногда возможен опосредовано, через художественные произведения или фольклор. Тем не менее, литературные тексты оказывают непосредственное влияние на формирование морали. Анализ образов, приведенных в произведениях литературы или фольклора, позволит лучше понимать и интерпретировать содержание морали и ее компонентов.
Рассмотрев разные позиции биологов, этологов и психологов, можно сделать вывод о том, что форма поведения человека, которую принято считать моральной сформировалась не сама по себе, а есть результат биологической эволюции, сопряженной с длительным групповым отбором. Адекватное понимание природы нравственности невозможно без рассмотрения биологических основ в совокупности с культурно-историческими условиями.
Этос не существует в подвешенном состоянии, он является частью субъективной реальности, создаваемой человеком. Важно отметить, что мораль существует как на индивидуальном, так и надындивидуальном уровне, она объективируется за счет социальных взаимодействий в конкретный исторический период. Человек так же является продуктом биологической эволюции, а значит, элементы его поведения опираются на биологический базис инстинктов и мотиваций. В этой связи, основания этоса располагаются на биологическом и социально-историческом уровнях, они реализуются за счет нарративов: социальной мифологии, фольклора и литературы, что требует учета при анализе и интерпретации таких форм морали, как идеалы, в частности «идеал хозяйствующего субъекта».
В качестве итогового вывода по разделу отметим, что феномен идеала хозяйствующего субъекта сложился на определенном основании. В качестве базиса выступили поведенческие модели и закономерности, наблюдаемые у социальных животных, особенно у приматов. Эволюция способов коммуникации и появление речи привело к появлению систем описания мира, которые формируясь, вносят вклад в расширение форм хозяйствования. Развитие философии влияет пространство дискурса, в рамках которого происходит понимание и концептуализация самого понятия идеал хозяйствующего субъекта, а на только абстрагирование образа, как происходило на предыдущем этапе. То есть понимание указанного идеала позволяет на основании его не только формулировать нормы, но и понимать широту контекста, который его сформировал.



1. Августин Блаженный. Творения.в 4-х т. Т. 3. О граде божьем. Кн. I – XIII. Санкт-Петербург: «Алетейя», 1998.
2. Августин Блаженный. Творения.в 4-х т. Т. 4. О граде божьем. Кн. XIV – XXII. Санкт-Петербург: «Алетейя», 1998.
3. Агранович С.З., Конюшина М.В., Петрушин А.И., Рассовская Л.П., Стефановский Е.Е. У корней мирового дерева. Миф как культурный код. – Самара: ИД «Бахрах-М», 2015.
4. Альбер М. Капитализм против капитализма / Серия "Этическая экономия: исследования по этике, культуре и философии хозяйства". Вып.4. СПб., 1999.
5. Американские просветители. Избранные произведения в двух томах / Составление и примечания Н. М. Гольдберга. Под общ.ред. и со вступит, статьей Б. Э. Быховского. Пер. с англ. Т. I. M., «Мысль», 1968.
6. Анчел Е. Этос и история: Пер. с венг. М. А. Хевешн. М.: Мысль, 1988.
7. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. - М.: Издательство -Европа», 2007.
8. Анкерсмит Ф. Р. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. Перевод с англ. О. Гавришнной, А. Олейникова. Под науч. ред. Л. Б. Макеевой. М.: Идея—Пресс, 2003.
9. Апель К.-О. Трансформация философии / Пер. снем. В. Куренного, Б. Скуратова. М: «Логос», 2001.
10. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, № 5. С. 3–17.
11. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; общ.ред. Л. И. Доватура. М.: Мысль, 1983.
12. Бадью А. Этика: Очерк о сознании Зла / Пер. с франц. В. Е. Лапицкого. СПб.:Machina, 2006.
13. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008.
14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования. Москва. 2001.
15. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006.
16. Бриттан С. Капитализм с человеческим лицом / Серия "Этическая экономия: исследования по этике, культуре и философии хозяйства". Вып.5. СПб.,1998.
17. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В 3 т. М., 1986-1988.
18. Бурганова Л. А., Савкина Е. Г. Теория управления Э. Мэйо. Казань: КГТУ, 2007.
19. Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов / Пер. с англ. – 4-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2017.
20. Вааль де Ф. Политика у шимпанзе: Власть и секс у приматов / пер. с. Англ. Д Кралечкина; под ред.В. Анашвили; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2018.
21. Валеев Д.Ж. Происхождение морали как социального явления:Автореф. дис. на соиск. учён.степени д-ра филос. наук : (09.00.01) / Башкирский. гос. ун-т им. 40-я Октября.Уфа, 1984.
22. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П. М. Кудюкина. Под общей редакцией канд. полит, наук Б. Ю. Кагарлицкий. СПб.: Издатальство «Университетская книга», 2001.
23. Вебер М. Избранные произведения /Сост., общ.ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
24. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
25. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного М.: Искусство, 1991.
26. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1970.
27. Гусейнов А. А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 36–49.
28. Гусейнов А.А.. Социальная природа нравственности: Автореф. дис. на соиск. учён.степени д-ра филос. наук : (09.00.05) / Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак. М., 1977.
29. Гуссейнов А.А., «О состоянии современной отечественной этики» // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Выпуск V. Часть I: Материалы конференции «Моральная ответственность в современном мире», посвященной 75-летию академика РАН А.А. Гусейнова. Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова / Под ред. А.В. Разина, И.А. Авдеевой. М.: Издатель Воробьев А.В., 2015. С. 218-237.
30. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
31. Дарвин Ч.Р. Происхождение видов путем естественного отбора и сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / Пер. с англ. К.А. Тимерязева, М.А. Мензбира, А.П. Павлова, И.А. Петровского. М.: АСТ, 2018.
32. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. Том 1. СПб.: Экономическая школа; М.: Прогресс, 2001.
33. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. Том 2, СПб.: Экономическая школа; М.: Прогресс, 2001.
34. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат.и франц. Т. 1 / Сост. ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989.
35. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / Издание 3-е, дополненное. СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003.
36. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. №2.
37. Дробннцкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002.
38. Дробышевский С. Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
39. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002.
40. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: «Наука», 1971.
41. Зомбарт B. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем. Баньковская С. П., Камнев В. М., Мельников А. П., Филиппов А. Ф. Санкт-Петербург, 2005.
42. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
43. История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
44. Йонас Х. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004.
45. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 3. / Под общ.ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М., «Мысль», 1964.
46. Касториадис К. Воображаемое установление общества / Пер. с франц. Г. Волковой, С. Офертаса. М.: Гнозис; Логос, 2003.
47. Кийосаки Р. Т. Богатый папа, бедный папа / М.: «Попурри», 2011.
48. Кирющено В.В. Язык в прагматизме. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.
49. Коваленко Н.П. Психология успеха. СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
50. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
51. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.-Л.: Academia, 1935.
52. Кузнецов Н.В. Рациональное и мифологическое в структуре морали. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук / СПб., 2012.
53. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
54. Лоренц К. Обратная сторона зеркала. Восемь смертных грехов цивилизованного человека. М.: Издательство АСТ, 2019.
55. Лосев А. Ф. Диалектика мифа/Сост., подг. текста, общ.ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001.
56. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, 1991.
57. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016.
58. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / Пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
59. Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Обезьяны, нейроны и душа. М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018.
60. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. СПб.: Наука, 2011.
61. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 3-х т. Т. 1. Л.: Государственное издательство политической литературы, 1952.
62. Маркс К. Энгельс. Ф. Манифест коммунистической партии. Л.: Государственное издательство политической литературы, 1950.
63. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2018.
64. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали / Обш. рел. А. А. Гусейнова: Вступ. ст. А. А. Гусейнова и К. А. Шварцман. М.: Прогресс, 1987.
65. Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб.: Питер, 2017.
66. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2001.
67. Патнем Х. Разум, истина и история / Пер. с англ. Т. А. Дмитриева, М. В. Лебедева. М.: Праксис, 2002.
68. Перов В.Ю. Проблемы моральной легитимации в современной этике // Дискурсы этики, 2013. № 4. С. 90-103.
69. Перов В.Ю. Этика дискурса и коммуникативные практики // Коммуникация и образование / Сборник статей. Под ред. С.И. Дудника СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. C.404-417.
70. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч.; сост., ред. и авт. вступит.статьи А. Ф. Лосев; авт. примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1986.
71. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ.ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007.
72. Пропп В. Я. Поэтика фольклора / Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. М.: Издательство "Лабиринт", 1998.
73. Пропп В.Я. Морфология сказки / 2-е изд. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969.
74. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели / Пер. с англ. А. Чечиной. М.: Издательство «Э», 2016.
75. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с франц. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.
76. Роббинс Э. Удача и успех — ежедневно / Пер. с англ. Л. Бабук. Мн.: Попурри, 2003.
77. Рэнд А. Концепция эгоизма / Перевод М. Словина, А. Лебедева под общей редакцией Д. Костыгина. СПб: «Макет», 1995.
78. Рэнд А. Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике. М: Альпина Паблишер, 2012.
79. Рэнди Г. Семь духовных законов вашего процветания. / Пер. с англ. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2007.
80. Сартр Ж.-П. Тошнота: Роман; Стена: Новеллы: Пер. с фр. / Худож. оформ. Б.Ф. Бублика. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000.
81. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
82. Сен А. Развитие как свобода. М., 2004.
83. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962.
84. Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Фаланстер, 2013.
85. Стросон П. Φ. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики / Пер. с англ. В. Н. Брюшинкина, В. А. Чалого; под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.
86. Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.
87. Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века / Пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной и В. В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.
88. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Российская АН. Сиб. отд-ние; Тюменский научный центр, 1992.
89. Франклин Б. Моя автобиография. Совет молодому торговцу. М.: АСТ, 2015.
90. Фрейд 3. Толкование сновидений. Мн.: ООО «Попурри», 2003.
91. Фридмен М., Хайек Ф. О свободе / В серии «Философия свободы», вып. II. М.: Три квадрата; Челябинск: Социум, 2003.
92. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. СПб.: Наука, 2000.
93. Хабермас Ю. От картин мира к жизненному миру. М.: Идея-Пресс, 2011.
94. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. Республика, 1993.
95. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М: ООО «Издательство ACT», 2003.
96. Хилл Н. Думай и богатей / Пер. К. Савельева. М.: ФАИР, 2008.
97. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. 5-е изд. М.: Академический проект, 2014.
98. Элиаде М. Трактат по истории религий / Пер. с фр. А.А. Васильева. М.: Академический проект, 2015.
99. Юнг К. Г. Психология бессознательного / Пер. с англ. Издание 2-е., М.: «Когито-Центр», 2010.
100. McGregorВ.Thehumansideofenterprise. N.-Y.: McGraw-Hill, 1960.
101. OuchiW.G. TheoryZ. N.-Y.: AvonBooks, 1981.
Интернет-источники:
1. 50 миссий известных компаний [электронный ресурс]. HR-portal. HR-сообщество и публикации. – Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/50-missiy-izvestnyh-kompaniy
2. Айхенвальд Ю.И. Белинский [электронный ресурс] – Литература и жизнь. – Режим доступа:http://dugward.ru/library/belinsky/aihenv_belinskiy.html
3. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали. Послесловие к дискуссии [электронный ресурс] – Институт философии Российской Академии наук. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/f/soc_eth/OM_poslesl.html
4. Беляева Е.В. Исторические формы общественной морали [электронный ресурс] – Институт философии Российской Академии наук. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/f/soc_eth/bel.html
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. Дискуссия «Общественная мораль» [электронный ресурс] – Институт философии Российской Академии наук. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html
7. Журавлев А.Л. Понимание “коллективного субъекта”: Основные подходы в психологии [электронный ресурс]. Институт психологии РАН. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/conf/juravlev.htm
8. Запрещающие заповеди (Мицвот) [электронный ресурс]. Мицвот - 613 заповедей иудаизма. Режим доступа: https://guide-israel.ru/religions/9405-365-zapreshhayushhix-zapovedej-micvot
9. Идеал [электронный ресурс]. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. – Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH015cc06b35a444828ea5d95c
10. Капустин Б.Г. Заметки об «общественной морали» (в связи со статьей Р.Г. Апресяна «Понятие общественной морали») [электронный ресурс] – Институт философии Российской Академии наук. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/f/soc_eth/kapustin.html#_ftn12
11. Концепция ИКЕА [электронный ресурс]. ИКЕА. Все о компаниии. – Режим доступа: https://www.ikea.com/ms/ru_RU/this-is-ikea/the-ikea-concept/index.html
12. Мишаткина Т.В. Общественная мораль в контексте гуманистической и авторитарной этики [электронный ресурс] – Институт философии Российской Академии наук. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/f/soc_eth/mishatkina.html
13. Предписывающие заповеди (Мицвот) [электронный ресурс]. Мицвот - 613 заповедей иудаизма. – Режим доступа:https://guide-israel.ru/religions/9398-248-predpisyvayuschih-zapovedej-micvot
14. Разин А.В. Структура морали [электронный ресурс] – Институт философии Российской Академии наук. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/f/soc_eth/razin.html
15. Субъект [электронный ресурс]. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. – Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/34925.shtml
16. Субъект [электронный ресурс]. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. – Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH018dd6e872549db6296a3b8d
17. Субъект [электронный ресурс]. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/
18. Субъект права [электронный ресурс]. Большой юридический словарь. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/law/субъект_права"субъект_права
19. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента [электронный ресурс]. Организация времени: эффективность, успех, развитие. – Режим доступа: http://www.improvement.ru/bibliot/taylor/index.shtm
20. Успех [электронный ресурс]. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. – Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/37628.shtml
21. Феномен [электронный ресурс]. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. – Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHc26f429f6526f3c83ca4c2
22. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок [электронный ресурс]. Московский Либертариум. – Режим доступа: http://libertarium.ru/9940
23. Хозяйственная деятельность [электронный ресурс]. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/
24. Хозяйство [электронный ресурс]. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/
25. Этос [электронный ресурс]. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. – Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0194d86f33a7480853864994


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ