Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИЙ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Работа №87576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2013
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение стр. 3
Глава I. Проблема понимания ситуаций морального
выбора стр. 6
1.1 Основные подходы к изучению понятия «моральный
выбор» стр. 6
1.2. Моральное развитие младших школьников, подростков, старших школьников и студентов стр. 15
Глава II. Динамика развития понимания ситуаций морального выбора учащихся разного возраста стр. 27
2.1 Психологические критерии и факторы морального
выбора стр. 28
2.2 Исследование понимания ситуаций морального
выбора стр. 38
Заключение стр. 72
Список использованной литературы стр. 75
Приложение

Задача морального воспитания детей является крайне актуальной в современном российском обществе. Жизнь в атмосфере размытых моральных ориентиров и норм приводит к тому, что для человека возникает проблема четкой ориентации в существующих нормах и правилах. Школьники в реальности настоящего испытывают сложности и трудности в выделении специфически морального содержания жизненной ситуации, направленного на познание сущности человеческих взаимоотношений и осознания содержания отдельных моральных норм.
Проблема морального развития и воспитания детей является одной из наиболее важных проблем психологии. Этому вопросу уделялось значительное внимание в исследованиях общетеоретического и прикладного плана как отечественных, - А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, С.Г. Якобсон, Е.В. Субботского, так и зарубежных ученых: Ж.Пиаже, Л.Кольберга, К. Гиллиган, Н.Айзенберг, Д.Л. Кребса и других. Для современной психологии характерна ориентация на человека в единстве всех линий его развития - его жизненный путь, цели существования, средства достижения этих целей. Во главу угла ставится неповторимость, уникальность и своеобразие отдельной личности, которое в значительной степени определяется моральным развитием.
Актуальность исследования, в первую очередь, задается современными тенденциями развития общества. Если еще полтора десятилетия назад мы фактически имели нравственную дихотомию: «черное - белое», то современное общество не предлагает единых нравственных ориентиров. Мораль, регулирующая деятельность общества стала размытой, разные слои общества ориентированы на разные ценности, которые порой носят противоречивый характер. В этих условиях сложнее формируется нравственная позиция личности.
С другой стороны, полученные в психологии критерии и факторы, характеризующие моральное развитие, не позволяют охватить все пространство нравственного становления личности. Запросы практики, в отношении использования психологических знаний для создания оптимальных условий присвоения моральных норм детьми, постоянно растут. В семье и в школе ощущается необходимость обозначения психологического содержания тех процессов, которые стоят за моральным развитием ребенка.
В рамках психологической науки рассматривается процесс становления морального сознания личности, однако, остается нерешенной проблема расхождения между моральными суждениями и реальным моральным поведением; проблема взаимодействия в нравственном поле со взрослым и со сверстником. Проблема специфичности моральных норм, особенностей их присвоения и соблюдения нуждается в специальном рассмотрении.
Объект исследования: младшие школьники, подростки, старшие школьники и студенты.
Предмет исследования: уровень развития понимания ситуаций морального выбора учащимися разных возрастных групп.
Цель дипломной работы исследовать понимание ситуаций морального выбора у младших школьников, подростков, старших школьников и студентов.
Гипотеза исследования: моральное развитие личности в онтогенезе имеет положительную динамику.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ специфики понятия «моральный выбор» в отечественной психологии.
2. Изучить особенности понимания ситуаций морального выбора учащихся разных возрастных групп.
3. Исследовать уровень развития понимания ситуаций морального выбора младших школьников, подростков, старших школьников и студентов.
Основными методами дипломной работы являются: анализ литературы, тестирование, наблюдение.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретическая новизна работы определяется тем, что проводится экспериментальное исследование динамики развития морального сознания детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного и позднего юношеского возраста. В исследовании выделена психологическая роль взрослого и сверстника в процессе усвоения моральных норм взаимопомощи, правдивости и справедливого распределения. Показано значение различных контекстов социальной ситуации развития в формировании морально-ценностной ориентации личности.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования являются основой для разработки развивающих, коррекционных и профилактических программ морального воспитания и оптимизации моральной и психологической атмосферы в учебных учреждениях, психологического консультирования родителей, педагогов

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы.
Ученые-исследователи такие как, Бакштановский В.И., Васильева З.Н., Дробницкий О.Г. определяют моральный выбор как «акт целеустремленной и целесообразной деятельности, как целостное качество личности, оказывающее значительное влияние на развитие личности в целом». Ситуация морального выбора предлагает человеку несколько возможностей решения и требует от него предпочесть один вариант другому во имя добра и против зла. Для того чтобы эти возможности реализовать, надо обладать способностью к моральному выбору, который предполагает знание общих моральных принципов морального выбора и умение применить их в многообразных жизненных ситуациях. Таким образом, ситуация морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.
Важнейшей психологической характеристикой младшего школьного, подросткового, старшего школьного и юношеского возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование морального сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Если в начале обучения в начальной школе моральные суждения учащихся были основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, то уже к концу обучения в начальных классах они пытаются анализировать опыт других людей, посредством этого формируется моральное поведение. Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте — усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении. Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности. Основными характеристиками подросткового и старшего школьного возраста можно назвать рефлексию, самоанализ, склонность к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.
Самосознание юношей приобретает качественно новый характер, оно связано с потребностью, осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений. Основная задача экспериментального этапа исследования, состояла в установлении сформированности морального сознания младших школьников, подростков, старших школьников и студентов как фактора успешности вхождения в жизненную среду, роста потенциала личности, а так же в установлении существования положительной динамики понимания ситуаций морального выбора при переходе от младшего школьного к юношескому возрасту.
Проведенное исследование обнаружило, что у младших школьников, подростков, так же как и у старших школьников, и студентов прослеживается тенденция сформированности морального сознания в соответствии с возрастом, что свидетельствует об адекватно сложившемся уровне развития нравственных качеств личности. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, предложенная в экспериментальной части исследования нашла свое подтверждение. Уровень морального сознания, как младших школьников (после проведения занятий «Моральный выбор»), подростков, старших школьников, так и студентов соответствует постконвенциональному, что свидетельствует о выработке собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения, правильность поведения определяется ими в соответствии со своей совестью, руководствуясь этическими принципами; они рассуждают в соответствии с нравственными принципами, которые обоснованы ими самими независимо от власти в группе, к которой они принадлежат. Их действиями в жизни руководит желание соответствовать своим нравственным принципам, которые обоснованы независимо от окружения, в котором они находятся.
В заключение хотелось бы отметить, что полученные материалы способствуют осмыслению того, что необходимо проведение дополнительных исследований в области морального выбора, а именно насколько актуальные социально - культурные изменения влияют на динамику развития морального сознания человека. Именно поэтому, повышение морального сознания общества становится важной проблемой современной психолого-педагогической практики и требует поиска новых путей ее решения и дальнейшего исследования.



1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1989.
2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. - М.: МГУ, 1999.
3. Анциферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал. - 1999. - №3. - С. 8-14.
4. Бакштановский, В.И. Принципы морального выбора / В.И. Бакштановский. - М.: Просвещение, 1974.
5. Бакштановский, В.И., Ротницкий В.Р., Сагатовский В.Н. Актуальные проблемы диалектического материализма / В.И. Бакштановский, В.Р. Ротницкий, В.Н. Сагатовский. - Тюмень, 1970.
6. Баторова, Э.А. Коллективное измерение моральной ответственности. Этика организации / Э.А. Баторова. - Новосибирск, 2008.
7. Безменова, И.К. Ценностные ориентации старших школьников / И.К. Безменова // Вестник МГУ. - 2001.
8. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь //Вопросы психологии. - 1997. - № 5.
9. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 1987.
10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Просвещение, 1984г.
11. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В.В. Воронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.
12. Гудошникова, Т.Л. Формирование нравственно - активной личности / Т.Л. Гудошникова // Школьный психолог. - 1999. - №8. - С. 13 - 17.
13. Гусейнов, А.А. Этика / А.А. Гусейнов. - М.: Владос, 2005.
14. Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1974.
15. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение,1999.
16. Дубровин, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровин. - М.: Педагогика,
1987.
17. Зеер, Э.Ф., Заводчиков, Д. В. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер, Д.В. Заводчиков //Высшее образование в России. - 2007. - №11. - С.39-46.
18. Зимняя, И.А. Социальные компетентности выпускника вузов в контексте ГОСов высшего образования и проекта TUNING / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2007. - №11. - С.22 - 27.
19. Знаков, В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии / В.В. Знаков. - Институт психологии российской академии наук, 2007.
20. Знаков, В.В. Психология понимания. Учебно - методическое пособие / В.В. Знаков. - Смоленск, 2008.
21. Казыханов, В. Уроки нравственности. Учебное пособие / В. Казыханов. - Наб. Челны: Творчество, 1997. - 104 с.
22. Карпов, И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Карпов. - М.: Просвещение, 1979.
23. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие младших школьников / С.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1986. - 116 с.
24. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник / Е.А. Красникова. - М.: Инфра, 2003. - 208с.
25. Комарова, Т.С. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1983.
26. Кондрашов, В.А. Человек в мире моральных ценностей / В.А. Кондрашов // Самиздат. - 2003. - №3.
27. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль, 1999.
28. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников /
B. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1999. - 303 с.
29. Крючкова, И.Р. Моральный выбор личности / И.Р. Крючкова // Самиздат. - 1999. - №2.
30. Курганова, Е.А. Психологические особенности ориентации подростков на моральное содержание проблемных ситуаций / Е.А. Курганова // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - с. 25-34.
31. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина //Психологический журнал. - 1980. - № 5. - с. 45-52.
32. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. - 352 с.
33. Николаева, А.Б. Понимание смысла жизни личностью в современном мире / А.Б. Николаева. - М.: Просвещение, 2004.
34. Пономаренко, Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей / Т.О. Пономаренко //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.
35. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - №6. - с. 11-18.
36. Рудская, А. Г., Абрамова Л. Н. Как относиться к жалобам детей в школе / А.Г. Рудская, Л.Н. Абрамова // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. -
C. 46—52.
37. Савченко, Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям / Е.А. Савченко // Вопросы психологии. - 1997. - №5.
38. Сатов, О.В. Введение в тему - относительность добра и зла / О.В. Сатов. - Архангельск, 2006.
39. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1971. - с. 430.
40. Смирнова, Н.Т. К вопросу о гендерных различиях моральных практик / Н.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 1999.
41. Солодская, М.С. Морально - этическая ответственность субъекта управления / М.С. Солодская // Credo. - 1998. - №5.
42. Субботский, Е. В. О генезисе морального поведения дошкольников / Е.В. Субботский // Новые исследования в психологии. - 1977. - № 1. - С. 13—19.
43. Субботский, Е. В. О генезисе морального поведения младших школьников / Е.В. Субботский // Новые исследования в психологии. 1977. № 1—2. - С. 13—19.
44. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1998.
45. Хвостов, А.А. Типология морального сознания студенческой молодежи / А.А. Хвостов // Развитие личности. - 1999. - №3. - с. 121-151.
46. Хузиахметов, А.Н. Воспитание личности школьника / А.Н. Хузиахметов. - Казань: Матбугат йорты, 1999. - 224 с.
47. Якобсон, С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение младших школьников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. -
1988.
48. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон М.: Просвещение, 1984. - 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ