Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка результативности формирования и исполнения налоговых доходов муниципального образования (Южно-Уральский государственный университет)

Работа №124089

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

налогообложение

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Челябинского городского округа.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Структура налоговых доходов местного бюджета. Особенности распределения налоговых поступлений городских округов с внутри территориальным делением 6
1.2 Особенности формирования, планирования и исполнения налоговых доходов местных бюджетов 17
1.3 Методические подходы к анализу результативности формирования налоговых доходов местных бюджетов 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
2.1 Анализ доходов бюджета Челябинского городского округа 31
2.2 Анализ результативности исполнения налоговых доходов бюджета городского округа 45
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
3.1 Основные проблемы и ограничения налоговой базы местных бюджетов 55
3.2 Основные практико-ориентированные меры увеличения налоговых поступлений в бюджет Челябинского городского округа 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69

В настоящее время развитие общества и государства напрямую зависит от уровня благосостояния его жителей, которое, в свою очередь, неразрывно свя-зано с уровнем финансового состояния данной страны. Нестабильность миро-вой экономики, цикличность развития экономической системы, систематические финансовые катаклизмы влекут за собой замедление экономического роста с вытекающими отсюда последствиями в виде финансовых кризисов, которые, так или иначе, приводят к дестабилизации финансового сектора экономики каждой страны. Стоит отметить, что подобные финансовые явления негативно сказываются не только на государственном бюджете федерального уровня, но и непременно затрагивают нижестоящие уровни, такие как региональные и му-ниципальные бюджеты.
Самое низшее звено в общей структуре бюджетной системы занимают мест-ные бюджеты. Однако, несмотря на это, их роль достаточно высока. В первую очередь это связано с тем, что от успешного функционирования бюджетов му-ниципальных образований зависит механизм работы общей системы в целом. Необходимо также подчеркнуть, что местные бюджеты участвуют в распреде-лении средств государственного бюджета, предназначенных для покрытия расходных обязательств, стоящих перед органами местного самоуправления.
Современная бюджетная система характеризуется централизацией финансо-вых потоков в бюджетах вышестоящих уровней. В связи с этим актуальным является исследование объема финансовых ресурсов, необходимого для вы-полнения полномочий муниципальных образований и выявление проблем их формирования.
Рациональное использование бюджетных средств муниципалитетов во мно-гом зависит от качественной и эффективной внутренней управленческой поли-тики. Именно она во многом определяет высокое исполнение бюджетов местно-го уровня. Причем проблема неэффективного распределения бюджетных средств затрагивает не только бюджеты третьего уровня бюджетной системы, но и, безусловно, касается федерального бюджета и бюджетов субъектов стра-ны. На современном этапе развития экономической системы очень важно уметь правильно и, самое главное, рационально управлять имеющимися финансовы-ми ресурсами.
Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования доходов бюджетов муни-ципальных образований и путей их повышения.
Объектом дипломной работы является бюджет муниципального образова-ния.
Предмет – управление налоговыми доходами Челябинского городского округа.
Цель работы – разработка рекомендаций по повышению налоговых по-ступлений в бюджет Челябинского городского округа и эффективности управ-ления этими доходами.
Задачи работы:
- рассмотреть структуру налоговых доходов местного бюджета, особенно-сти распределения налоговых поступлений городских округов с внутри терри-ториальным делением;
- раскрыть особенности формирования, планирования и исполнения нало-говых доходов местных бюджетов;
- определить методические подходы к анализу результативности формиро-вания налоговых доходов местных бюджетов;
- провести анализ доходов бюджета Челябинского городского округа;
- провести анализ результативности исполнения налоговых доходов бюдже-та городского округа;
- выделить основные проблемы и ограничения налоговой базы местных бюджетов;
- определить основные практико-ориентированные меры увеличения нало-говых поступлений в бюджет Челябинского городского округа.
Нормативно-правовую базу работы составили Бюджетный кодекс Россий-ской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные, ре-гиональные нормативно правовые акты Челябинской области и муниципальные законодательные акты Челябинского городского округа, а также нормативные и директивные документы Комитета финансов Администрации города Челя-бинска.
Теоретическую основу работы составляют положения теории стратегиче-ского и финансового менеджмента, муниципального управления, государ-ственных и муниципальных финансов, научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы муниципального управле-ния и финансов, теории бюджета, организации бюджетного процесса, методов формирования бюджетов различных уровней.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическая значимость работы заключается в разработке научно обос-нованных рекомендаций и теоретических основ механизма управления дохо-дами бюджета города.
В первой главе работы рассмотрена структура налоговых доходов местно-го бюджета, особенности распределения налоговых поступлений городских округов с внутри территориальным делением; раскрыты особенности форми-рования, планирования и исполнения налоговых доходов местных бюджетов; определены методические подходы к анализу результативности формирования налоговых доходов местных бюджетов.
Бюджетный кодекс РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы субъекта РФ, это финансовые средства, которые поступают в бюд-жет субъекта за счет определенных источников, таких как налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, состоящие из дотаций суб-сидий и субвенций.
Налоговые доходы бюджета субъекта РФ представляют собой денежные средства, поступающие в региональный бюджет на основании и в силу опреде-ленных государством налогов и иных обязательных платежей.
При изучении методики анализа доходов бюджета субъекта РФ было выяв-лено, что важнейшими показателями являются показатель финансовой устой-чивости бюджета и показатель эффективности бюджетной политики. В управ-лении доходами субъекта РФ используются несколько основных этапов: пла-нирование, реализация исполнения и контроль. Так же важно отметить, что для исследования доходной части бюджета субъекта РФ используется горизон-тальный анализ и вертикальный анализ, а также расчет определенных бюджет-ных коэффициентов.

Во второй главе проведен анализ доходов бюджета Челябинского город-ского округа; а также анализ результативности исполнения налоговых доходов бюджета городского округа.
Итак, в 2021 году по сравнению с предшествующим годом в целом наблю-дается сокращение доходной части бюджета на 4,9% за счет уменьшения объе-ма безвозмездных поступлений на 11,3% при одновременном увеличении налоговых поступлений на 11,6% и неналоговых поступлений на 28,2%.
В 2022 году по сравнению с предшествующим годом в целом наблюдается увеличение доходной части бюджета на 8,4% за счет увеличения объема без-возмездных поступлений от других бюджетов на 5,4%, а также увеличения налоговых и неналоговых поступлений на 15,1% и на 15,5% соответственно.
Наибольший удельный вес в общей структуре доходов бюджета Челябин-ского городского округа занимают безвозмездные поступления. За период с 2020 года по 2022 год их удельный вес сократился с 74,02% до 67,16%. Значи-телен удельный вес налоговых поступлений. Их удельный вес увеличивается с 23,44% в 2020 году до 27,50% в 2021 году и до 29,19% в 2022 году. Удельный вес неналоговых поступлений незначителен: 2,54% в 2020 году, 3,42% в 2021 году и 3,65% в 2022 году.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов на протяжении всего анализируемого периода принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его удельный вес вырос с 51,83% в 2020 году до 54,36% в 2022 году. Значителен удельный вес налога, взимаемого в связи с применением упрощен-ной системы налогообложения. Его удельный вес также вырос с 26,35% в 2020 году о 32,86% в 2022 году. Значителен удельный вес и земельного налога, од-нако его удельный вес сокращается с 10,06% в 2020 году о 6,15% в 2022 году. Удельные веса остальных налогов в общей сумме налоговых доходов незначи-тельны.
Коэффициент бюджетной автономии имеет тенденцию к росту: если в 2020 году он составлял 25,98%, то в 2022 году он вырос до 32,84%. Несмотря на его рост, он все равно достаточно низок. Это говорит о том, что автономность бюджета Челябинского городского округа чрезвычайно низкая.
Необходимо повышать автономность бюджета города за счет различных мер для неналоговых доходов, в первую очередь, и конечно необходимы до-полнительны отчисления от налогов для городского округа в целом.
Коэффициент возобновляемых доходов аналогично коэффициенту бюджет-ной автономии имеет тенденцию к росту. За анализируемый период он вырос с 25,49% до 31,72%. Можно предположить, что в последующие периоды значе-ния коэффициента будет расти при росте налоговых и неналоговых доходов соответственно.
Уровень бюджетной зависимости доходов бюджета Челябинского городско-го круга снижается с 74,02% до 67,16%. Несмотря на это его размер достаточ-но большой, что означает стабильно высокую зависимость бюджета от безвоз-мездных поступлений.
Из данных, полученных при расчетах, видно, что бюджетная результатив-ность в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом, а в 2022 году превы-сила уровень 2021 года.
В 2021 и 2022 годах доходы полностью покрывают расходы бюджета Че-лябинского городского округа. Для покрытия дефицита бюджета, возникающе-го в ходе исполнения бюджета, используются источники финансирования де-фицита бюджета, такие как кредиты кредитных организаций, кредиты от дру-гих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, остатки средств на счетах муниципального образования и другие. По итогам 2022 года бюджет города исполнен с профицитом в размере 1 152,72 млн. рублей.
В третьей главе выделены основные проблемы и ограничения налоговой ба-зы местных бюджетов и предложены основные практико-ориентированные ме-ры увеличения налоговых поступлений в бюджет Челябинского городского округа.
Результаты анализа формирования бюджета выявили следующие пробле-мы:
1) большую часть доходов городского бюджета составляют безвозмездные поступления – 67,16%.
2) корректировка и внесение значительных изменений в бюджет. В решение «О бюджете города Челябинска на 2022 год и на плановый период 2023 − 2024 годов» изменения вносились одиннадцать раз.
3) рост доходов бюджета в основном обеспечивается за счёт роста безвоз-мездных поступлений (межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюд-жетной системы РФ), вместо рациональной политики органов местной власти в вопросах формирования доходной части бюджета за счёт эффективного управ-ления налоговыми и неналоговыми источниками, успешного использования муниципального имущества.
Так как в ходе анализа налоговых поступлений Челябинского городского округа было выявлено снижение поступлений от земельного налога то в каче-стве мер по увеличению налоговых поступлений можно предложить изменение, а именно повышение, ставки по земельному налогу. В результате предложен-ных рекомендаций увеличится доход бюджета на 188,56 млн. рублей, повысит-ся бюджетная автономность, увеличится степень бюджетной устойчивости (ис-ходя из формулы для данного показателя, чем больше итоговый показатель по значению, тем меньше устойчивость бюджета).



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993 - 25 декабря
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Справочно-правовой портал «Гарант»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru
3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовой портал «Гарант»: [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://base.garant.ru
4. Аминов, С.Н. Особенности формирования бюджета субъекта РФ / С.Н. Аминов //Экономика и социум. – 2016. - №6(25). – С.123-129.
5. Афанасьева, Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов / Е.Е. Афанасьева // Вестник Евразийской науки. – 2018. - №3. – С.96-102.
6. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Финансы, Юнити, 2018. – 384 с.
7. Багров, М. В. Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры и особенности бюджетного процесса / М.В. Багров, Н.В. Надеин // Основы ЭУП. – 2019. – №6 (12). – С.144-149.
8. Березин, М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов / М.Ю. Березин // Законодательство и эконо-мика. – 2019. – № 12. – С. 33-41.
9. Игонина, Л.Л. Формирование финансовых ресурсов местного само-управления / Л.Л. Игонина // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 2. – С. 100-105.
10. Каранина, Е.В. Бюджетная система России и регионов / Е.В. Каранина, О.А. Рязанова. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. – 223с.
11. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управле-ния: учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Экзамен, 2014. – 416 с.
12. Лобанова, М.А. Подходы к определению экономической эффективно-сти расходов муниципального бюджета / М.А. Лобанова // Вектор экономики. – 2018. – №10 (28). – С.76-82.
13. Найденова, Т. А. Анализ качества сбалансированности бюджетов субъ-екта РФ / Т.А. Найденова // Актуальные проблемы гуманитарных и естествен-ных наук. – 2019. – № 5-2. – С. 95-99.
14. Нехайчук, Д.В. Парадигма выбора оптимальной модели финансовой автономии местного самоуправления / Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехайчук // Ази-мут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 206-210.
15. Пинчукова, О.Н. Роль и значение бюджетов субъектов РФ в бюджетной системе / О.Н. Пинчукова, Т.А. Роль // Инновационная наука. – 2018. – №3. – С. 40-44.
16. Приходченко, О. С. Методические подходы к оценке сбалансированно-сти местных бюджетов / О. С. Приходченко, Е. С. Беляева // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономика. Социология. Менедж-мент. – 2018. – № 4 (25). – С. 228-234.
17. Ситнова, И.А. Некоторые аспекты финансового обеспечения деятельно-сти органов местного самоуправления / И.А. Ситнова, А.А. Барлыбаев, И.М. Рахматуллин, Г.И. Якшимбетова // Управление экономическими система-ми: электронный научный журнал. – 2019. – № 1 (107). – С. 5-14.
18. Чулков, А.С. Мониторинг эффективности расходов при использовании концепции бюджетирования, ориентированного на результат / А.С. Чулков // Актуальные вопросы экономических наук. – 2019. – № 30. – С. 213- 217.
19. Яндиев, М.И. Уровни бюджетной системы в России / М.И. Яндиев // Финансы. – 2017. – № 2. – С. 13-20.
20. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения мест-ных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2021 год. [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=136746-informatsiya_o_rezultatakh_provedeniya_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2021_god

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ