Работа сделана на примере Челябинского городского округа.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Структура налоговых доходов местного бюджета. Особенности распределения налоговых поступлений городских округов с внутри территориальным делением 6
1.2 Особенности формирования, планирования и исполнения налоговых доходов местных бюджетов 17
1.3 Методические подходы к анализу результативности формирования налоговых доходов местных бюджетов 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
2.1 Анализ доходов бюджета Челябинского городского округа 31
2.2 Анализ результативности исполнения налоговых доходов бюджета городского округа 45
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
3.1 Основные проблемы и ограничения налоговой базы местных бюджетов 55
3.2 Основные практико-ориентированные меры увеличения налоговых поступлений в бюджет Челябинского городского округа 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
В настоящее время развитие общества и государства напрямую зависит от уровня благосостояния его жителей, которое, в свою очередь, неразрывно свя-зано с уровнем финансового состояния данной страны. Нестабильность миро-вой экономики, цикличность развития экономической системы, систематические финансовые катаклизмы влекут за собой замедление экономического роста с вытекающими отсюда последствиями в виде финансовых кризисов, которые, так или иначе, приводят к дестабилизации финансового сектора экономики каждой страны. Стоит отметить, что подобные финансовые явления негативно сказываются не только на государственном бюджете федерального уровня, но и непременно затрагивают нижестоящие уровни, такие как региональные и му-ниципальные бюджеты.
Самое низшее звено в общей структуре бюджетной системы занимают мест-ные бюджеты. Однако, несмотря на это, их роль достаточно высока. В первую очередь это связано с тем, что от успешного функционирования бюджетов му-ниципальных образований зависит механизм работы общей системы в целом. Необходимо также подчеркнуть, что местные бюджеты участвуют в распреде-лении средств государственного бюджета, предназначенных для покрытия расходных обязательств, стоящих перед органами местного самоуправления.
Современная бюджетная система характеризуется централизацией финансо-вых потоков в бюджетах вышестоящих уровней. В связи с этим актуальным является исследование объема финансовых ресурсов, необходимого для вы-полнения полномочий муниципальных образований и выявление проблем их формирования.
Рациональное использование бюджетных средств муниципалитетов во мно-гом зависит от качественной и эффективной внутренней управленческой поли-тики. Именно она во многом определяет высокое исполнение бюджетов местно-го уровня. Причем проблема неэффективного распределения бюджетных средств затрагивает не только бюджеты третьего уровня бюджетной системы, но и, безусловно, касается федерального бюджета и бюджетов субъектов стра-ны. На современном этапе развития экономической системы очень важно уметь правильно и, самое главное, рационально управлять имеющимися финансовы-ми ресурсами.
Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования доходов бюджетов муни-ципальных образований и путей их повышения.
Объектом дипломной работы является бюджет муниципального образова-ния.
Предмет – управление налоговыми доходами Челябинского городского округа.
Цель работы – разработка рекомендаций по повышению налоговых по-ступлений в бюджет Челябинского городского округа и эффективности управ-ления этими доходами.
Задачи работы:
- рассмотреть структуру налоговых доходов местного бюджета, особенно-сти распределения налоговых поступлений городских округов с внутри терри-ториальным делением;
- раскрыть особенности формирования, планирования и исполнения нало-говых доходов местных бюджетов;
- определить методические подходы к анализу результативности формиро-вания налоговых доходов местных бюджетов;
- провести анализ доходов бюджета Челябинского городского округа;
- провести анализ результативности исполнения налоговых доходов бюдже-та городского округа;
- выделить основные проблемы и ограничения налоговой базы местных бюджетов;
- определить основные практико-ориентированные меры увеличения нало-говых поступлений в бюджет Челябинского городского округа.
Нормативно-правовую базу работы составили Бюджетный кодекс Россий-ской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные, ре-гиональные нормативно правовые акты Челябинской области и муниципальные законодательные акты Челябинского городского округа, а также нормативные и директивные документы Комитета финансов Администрации города Челя-бинска.
Теоретическую основу работы составляют положения теории стратегиче-ского и финансового менеджмента, муниципального управления, государ-ственных и муниципальных финансов, научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы муниципального управле-ния и финансов, теории бюджета, организации бюджетного процесса, методов формирования бюджетов различных уровней.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке научно обос-нованных рекомендаций и теоретических основ механизма управления дохо-дами бюджета города.
В первой главе работы рассмотрена структура налоговых доходов местно-го бюджета, особенности распределения налоговых поступлений городских округов с внутри территориальным делением; раскрыты особенности форми-рования, планирования и исполнения налоговых доходов местных бюджетов; определены методические подходы к анализу результативности формирования налоговых доходов местных бюджетов.
Бюджетный кодекс РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы субъекта РФ, это финансовые средства, которые поступают в бюд-жет субъекта за счет определенных источников, таких как налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, состоящие из дотаций суб-сидий и субвенций.
Налоговые доходы бюджета субъекта РФ представляют собой денежные средства, поступающие в региональный бюджет на основании и в силу опреде-ленных государством налогов и иных обязательных платежей.
При изучении методики анализа доходов бюджета субъекта РФ было выяв-лено, что важнейшими показателями являются показатель финансовой устой-чивости бюджета и показатель эффективности бюджетной политики. В управ-лении доходами субъекта РФ используются несколько основных этапов: пла-нирование, реализация исполнения и контроль. Так же важно отметить, что для исследования доходной части бюджета субъекта РФ используется горизон-тальный анализ и вертикальный анализ, а также расчет определенных бюджет-ных коэффициентов.
Во второй главе проведен анализ доходов бюджета Челябинского город-ского округа; а также анализ результативности исполнения налоговых доходов бюджета городского округа.
Итак, в 2021 году по сравнению с предшествующим годом в целом наблю-дается сокращение доходной части бюджета на 4,9% за счет уменьшения объе-ма безвозмездных поступлений на 11,3% при одновременном увеличении налоговых поступлений на 11,6% и неналоговых поступлений на 28,2%.
В 2022 году по сравнению с предшествующим годом в целом наблюдается увеличение доходной части бюджета на 8,4% за счет увеличения объема без-возмездных поступлений от других бюджетов на 5,4%, а также увеличения налоговых и неналоговых поступлений на 15,1% и на 15,5% соответственно.
Наибольший удельный вес в общей структуре доходов бюджета Челябин-ского городского округа занимают безвозмездные поступления. За период с 2020 года по 2022 год их удельный вес сократился с 74,02% до 67,16%. Значи-телен удельный вес налоговых поступлений. Их удельный вес увеличивается с 23,44% в 2020 году до 27,50% в 2021 году и до 29,19% в 2022 году. Удельный вес неналоговых поступлений незначителен: 2,54% в 2020 году, 3,42% в 2021 году и 3,65% в 2022 году.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов на протяжении всего анализируемого периода принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его удельный вес вырос с 51,83% в 2020 году до 54,36% в 2022 году. Значителен удельный вес налога, взимаемого в связи с применением упрощен-ной системы налогообложения. Его удельный вес также вырос с 26,35% в 2020 году о 32,86% в 2022 году. Значителен удельный вес и земельного налога, од-нако его удельный вес сокращается с 10,06% в 2020 году о 6,15% в 2022 году. Удельные веса остальных налогов в общей сумме налоговых доходов незначи-тельны.
Коэффициент бюджетной автономии имеет тенденцию к росту: если в 2020 году он составлял 25,98%, то в 2022 году он вырос до 32,84%. Несмотря на его рост, он все равно достаточно низок. Это говорит о том, что автономность бюджета Челябинского городского округа чрезвычайно низкая.
Необходимо повышать автономность бюджета города за счет различных мер для неналоговых доходов, в первую очередь, и конечно необходимы до-полнительны отчисления от налогов для городского округа в целом.
Коэффициент возобновляемых доходов аналогично коэффициенту бюджет-ной автономии имеет тенденцию к росту. За анализируемый период он вырос с 25,49% до 31,72%. Можно предположить, что в последующие периоды значе-ния коэффициента будет расти при росте налоговых и неналоговых доходов соответственно.
Уровень бюджетной зависимости доходов бюджета Челябинского городско-го круга снижается с 74,02% до 67,16%. Несмотря на это его размер достаточ-но большой, что означает стабильно высокую зависимость бюджета от безвоз-мездных поступлений.
Из данных, полученных при расчетах, видно, что бюджетная результатив-ность в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом, а в 2022 году превы-сила уровень 2021 года.
В 2021 и 2022 годах доходы полностью покрывают расходы бюджета Че-лябинского городского округа. Для покрытия дефицита бюджета, возникающе-го в ходе исполнения бюджета, используются источники финансирования де-фицита бюджета, такие как кредиты кредитных организаций, кредиты от дру-гих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, остатки средств на счетах муниципального образования и другие. По итогам 2022 года бюджет города исполнен с профицитом в размере 1 152,72 млн. рублей.
В третьей главе выделены основные проблемы и ограничения налоговой ба-зы местных бюджетов и предложены основные практико-ориентированные ме-ры увеличения налоговых поступлений в бюджет Челябинского городского округа.
Результаты анализа формирования бюджета выявили следующие пробле-мы:
1) большую часть доходов городского бюджета составляют безвозмездные поступления – 67,16%.
2) корректировка и внесение значительных изменений в бюджет. В решение «О бюджете города Челябинска на 2022 год и на плановый период 2023 − 2024 годов» изменения вносились одиннадцать раз.
3) рост доходов бюджета в основном обеспечивается за счёт роста безвоз-мездных поступлений (межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюд-жетной системы РФ), вместо рациональной политики органов местной власти в вопросах формирования доходной части бюджета за счёт эффективного управ-ления налоговыми и неналоговыми источниками, успешного использования муниципального имущества.
Так как в ходе анализа налоговых поступлений Челябинского городского округа было выявлено снижение поступлений от земельного налога то в каче-стве мер по увеличению налоговых поступлений можно предложить изменение, а именно повышение, ставки по земельному налогу. В результате предложен-ных рекомендаций увеличится доход бюджета на 188,56 млн. рублей, повысит-ся бюджетная автономность, увеличится степень бюджетной устойчивости (ис-ходя из формулы для данного показателя, чем больше итоговый показатель по значению, тем меньше устойчивость бюджета).
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993 - 25 декабря
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Справочно-правовой портал «Гарант»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru
3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовой портал «Гарант»: [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://base.garant.ru
4. Аминов, С.Н. Особенности формирования бюджета субъекта РФ / С.Н. Аминов //Экономика и социум. – 2016. - №6(25). – С.123-129.
5. Афанасьева, Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов / Е.Е. Афанасьева // Вестник Евразийской науки. – 2018. - №3. – С.96-102.
6. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Финансы, Юнити, 2018. – 384 с.
7. Багров, М. В. Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры и особенности бюджетного процесса / М.В. Багров, Н.В. Надеин // Основы ЭУП. – 2019. – №6 (12). – С.144-149.
8. Березин, М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов / М.Ю. Березин // Законодательство и эконо-мика. – 2019. – № 12. – С. 33-41.
9. Игонина, Л.Л. Формирование финансовых ресурсов местного само-управления / Л.Л. Игонина // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 2. – С. 100-105.
10. Каранина, Е.В. Бюджетная система России и регионов / Е.В. Каранина, О.А. Рязанова. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. – 223с.
11. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управле-ния: учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Экзамен, 2014. – 416 с.
12. Лобанова, М.А. Подходы к определению экономической эффективно-сти расходов муниципального бюджета / М.А. Лобанова // Вектор экономики. – 2018. – №10 (28). – С.76-82.
13. Найденова, Т. А. Анализ качества сбалансированности бюджетов субъ-екта РФ / Т.А. Найденова // Актуальные проблемы гуманитарных и естествен-ных наук. – 2019. – № 5-2. – С. 95-99.
14. Нехайчук, Д.В. Парадигма выбора оптимальной модели финансовой автономии местного самоуправления / Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехайчук // Ази-мут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 206-210.
15. Пинчукова, О.Н. Роль и значение бюджетов субъектов РФ в бюджетной системе / О.Н. Пинчукова, Т.А. Роль // Инновационная наука. – 2018. – №3. – С. 40-44.
16. Приходченко, О. С. Методические подходы к оценке сбалансированно-сти местных бюджетов / О. С. Приходченко, Е. С. Беляева // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономика. Социология. Менедж-мент. – 2018. – № 4 (25). – С. 228-234.
17. Ситнова, И.А. Некоторые аспекты финансового обеспечения деятельно-сти органов местного самоуправления / И.А. Ситнова, А.А. Барлыбаев, И.М. Рахматуллин, Г.И. Якшимбетова // Управление экономическими система-ми: электронный научный журнал. – 2019. – № 1 (107). – С. 5-14.
18. Чулков, А.С. Мониторинг эффективности расходов при использовании концепции бюджетирования, ориентированного на результат / А.С. Чулков // Актуальные вопросы экономических наук. – 2019. – № 30. – С. 213- 217.
19. Яндиев, М.И. Уровни бюджетной системы в России / М.И. Яндиев // Финансы. – 2017. – № 2. – С. 13-20.
20. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения мест-ных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2021 год. [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=136746-informatsiya_o_rezultatakh_provedeniya_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2021_god