Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ и оценка результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления (на примере администрации Щучанского района Курганской области)

Работа №63734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и значение оценки результативности деятельности органов
местного самоуправления 11
1.2 Показатели и критерии оценки результативности деятельности органов
местного самоуправления 16
1.3 Проблемы оценки результативности деятельности органов местного
самоуправления 21
1.4 Методика анализа и оценки результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления 26
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая характеристика учреждения 30
2.2 Оценка показателей результативности деятельности учреждения 36
2.3 Анализ практики контроля уровня результативности деятельности
Администрации Щучанского района Курганской области 49
2.4 Проблемы управления результативностью деятельности исполнительно-го органа местного самоуправления 59
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Направления повышения результативности деятельности
Администрации 64
3.2 Совершенствование процедур контроля показателей результативности
деятельности Администрации 74
3.3 Оценка эффективности мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Организационная структура Администрации Щучанского района Курганской области 93
Приложение Б - Отчет об исполнении бюджета Щучанского района за 2014 год 94
Приложение В - Отчет об исполнении бюджета Щучанского района за 2016 год 102
Приложение Г - Показатели оценки деятельности Администрации Щучанского района 112
Приложение Д - Показатели, характеризующие динамику доходов населения района 119
Приложение Е - Сведения об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Щучанского района 120
Приложение Ж - Сведения об осуществлении муниципального контроля за
проведением муниципальных лотерей на территории Щучанского района..126
Приложение К - Сведения об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Щучанского района 132
Приложение Л - Сведения об осуществлении муниципального лесного контроля на территории Щучанского района 138
Приложение М - Схема взаимосвязи процессов управления качеством в Администрации Щучанского района Курганской области 144

Актуальность темы. Местное самоуправление занимает особое место в политической и социально-экономической системах общества. Специфика деятельности органов местного самоуправления заключается в том, что оно способствует удовлетворению социальных потребностей населения в образовании, культуре, здравоохранении и т.д. Поскольку органы местного самоуправления решают жизненно важные вопросы населения, возникает вопрос о необходимости оценки результативности их деятельности. Действительно, степень удовлетворенности населения в объемах и качестве получаемых услуг позволяет оценить система показателей результативности деятельности органов местного самоуправления. Потребность в анализе и оценке результативности деятельности местных администраций требует реализации анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании; системного изучения «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее, прогнозирования будущего состояния муниципального образования; изучения общественного мнения для выявления потребности населения; своевременного и оперативного реагирования на обращения граждан с последующим контролем выполнения «социального заказа» населения. Оценка результативности работы органов местного самоуправления необходима как для органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности органов местного самоуправления. Руководителям и муниципальным служащим нужна для самоконтроля, совершенствования управленческого процесса. Учитывая вышеизложенное, следует отметить высокую актуальность изучения проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Степень и уровень разработанности проблемы. Теоретические основы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления разработаны в трудах А.Г. Аннина, А.В. Афонасова, А.А. Безугловой, С.В. Вобленко, О.А. Дежуровой, В.А. Зимина, Е.Л. Королевой, АД. Лобушевой, Т.С. Пресняковой, А.Н. Чекавинского и др. Учитывая высокий научный вклад перечисленных ученых в развитие рассматриваемой темы, следует, тем не менее, отметить недостаточную разработку направлений решения проблем в данной сфере.
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Администрации Щучанского района Курганской области. Предметом исследования выступают показатели, характеризующие результативность деятельности Администрации Щучанского района Курганской области.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке проекта мероприятий по совершенствованию результативности деятельности исполни-тельного органа местного самоуправления - Администрации Щучанского района Курганской области. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение результативности деятельности органов местного самоуправления;
- охарактеризовать показатели и критерии результативности деятельности органов местного самоуправления;
- систематизировать проблемы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления;
- осуществить оценку результативности деятельности Администрации Щучанского района Курганской области;
- обосновать направления повышения результативности деятельности Щучанского района Курганской области.
Теоретическая база исследования. В процессе исследования использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в сфере оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Методологическая база исследования. В процессе исследования использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, изучение нормативно-правовых документов. Методика исследования направлена на изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе проанализированы теоретические основы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления. Во второй главе осуществлена оценка результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Щучанского района Курганской области. Третья глава посвящена разработке направлений решения выявленных в ходе исследования проблем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель исследования, состоящая в разработке проекта мероприятий по совершенствованию управления результативностью деятельности исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Щучанского района Курганской области, достигнута. В ходе проведенного исследования решены поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы.
Под результативностью деятельности ОМС следует понимать меру реализации целей, задач и планов, показывающую, какое конкретное воздействие они оказали на развитие муниципального образования, социально-экономическую активность граждан, их знания, чувства, убеждения, практическое поведение и деятельность. В данном случае результативность является эмпирическим доказательством достижения реальных успехов в развитии местного самоуправления, территории муниципального образования, информировании населения, в решении поставленных местными сообществами экономических, социальных, культурных и иных задач. Деятельность ОМС - это, прежде всего, процесс принятия и реализации управленческого решения. Следовательно, оценка результативности ОМС должна отражать механизм непосредственного функционирования этих органов: степень выполнения управленческих функций и достижения поставленных задач в соответствии с действующим законодательством, принятыми концепциями социально-экономического развития, антикризисными программами и иными правовыми документами, а также степень реализации управленческих решений, так или иначе влияющих на процессы социально-экономического развития муниципальных образований.
Администрация Щучанского района работает в целом результативно. Об этом свидетельствуют следующие факты: наблюдается рост ассигнований по всем направлениям расходования бюджетных средств; осуществлен ремонт дороги общерайонного значения; увеличилось количество субъектов малого предпринимательства, что приводит как к росту объемов поступления налогов в казну, так и к росту занятости населения; увеличился объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя, что связано со строительством новых торговых пред-приятия; доходы населения увеличились для всех категорий работающих; реализуются районные целевые программы, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи. В результате растет охват населения профилактическими и лечебными мероприятиями; растет уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования детей; растут объемы жилищного строительства. Вместе с тем, проведенный анализ позволил выявить и слабые стороны в работе Администрации: 42,5% дорог не соответствуют нормами, т.е. бюджетных ассигнований на ремонт дорог явно недостаточно; наблюдается снижение расходов на поддержку малого предпринимательства.
Опрошенные жители Щучанского района в целом скорее удовлетворены, чем не удовлетворены качеством работы ОМС, на которые возложены функции принятия управленческих решений по важнейшим вопросам обеспечения качества муниципальных услуг. Однако по результатам опроса потребителей муниципальных услуг можно выделить преимущественные направления мероприятий по повышению результативности работы Администрации на ближайшую перспективу: качество дорожного покрытия и качество автомобильных дорог (этим аспектом не удовлетворены, соответственно, 58,6 % и 57,8 % опрошенных); состояние покрытия тротуаров (этим аспектом не удовлетворены 50,0 % опрошенных); качество разметки на автодорогах (этим аспектом не удовлетворены 40,7 % опрошенных); уровень организации теплоснабжения (этим аспектом не удовлетворены 32,1 % опрошенных). Наличие этих проблем делает актуальной разработку мероприятий по улучшению показателей работы Администрации.
Среди проблем управления результативностью деятельности исполнительных органов местного самоуправления, в том числе и Администрации Щучанского района Курганской области, можно выделить, по меньшей мере, две группы: во- первых, проблемы методического характера; во-вторых, проблемы организационного характера.
К числу проблем методического характера следует отнести, прежде всего, использование в методике абсолютных показателей. Также среди недостатков в методической сфере можно назвать использование для оценки результативности показателей, которые для этого не предназначены. С целью оценки результативности Администрации Щучанского района Курганской области используются показатели, на часть которых Администрация не способна оказать непосредственного влияния. Кроме того, при оценке результативности работы исполнительного органа местного самоуправления не следует исключать возможную погрешность полученных результатов.
Проведенный анализ организации контроля за деятельностью исполнительного органа местного самоуправления позволил выявить также и проблемы организационного характера. Существенный недостаток действенных контрольных инструментов в сфере местного самоуправления возник закономерно. Местное самоуправление по причине специфики процесса своего формирования оказалось выведено как из под гражданского, так и из под политического контроля. В связи с этим на первый план выходит как проблема относительной слабости исполнительных органов местного самоуправления, как и проблема отсутствия у этих органов достаточных ресурсов для исполнения вмененных им функций. При этом необходимо учитывать, что контроль и ответственность не являются самоцелью. Они представляют собой лишь инструмент повышения значимости исполнительных органов местного самоуправления, укрепления их престижа в глазах населения, повышения доверия населения к публичной власти в целом. В частности, в контрольной работе Администрации не находят места важные направления контроля. К числу таких направлений контрольной деятельности, в частности, следует отнести муниципальный контроль по проведению проверок в сфере работы мелкорозничной торговой сети и порядка организации уличной торговли, контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и пр.
С целью повышения результативности деятельности Администрации Щучанского района Курганской области в рамках настоящего исследования предлагается комплекс мероприятий.
Первое мероприятие направлено на совершенствование системы оценки результативности деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
В методическом аспекте целесообразно: во-первых, исключить оценочные показатели, измеряемые в абсолютных величинах, вместо них должны использоваться относительные показатели; во-вторых, проработать вопросы интерпретации показателей и провести их ревизию; в-третьих, ввести в систему оценки показатели, которые позволили бы отразить весь спектр вопросов местного значения, т.е. муниципальных образований, к которым относится и Щучанский район. В организационном аспекте целесообразно предложить расширить федеральную методическую поддержку регионов. Такая поддержка необходима, по меньшей мере, по двум направлениям. Первое - это обобщение опыта регионов по проведению оценки результативности деятельности ОМС. Второе направление методической поддержки муниципальных образований касается разработки рекомендаций по планированию показателей оценки результативности деятельности ОМС. Кроме того, целесообразной представляется проработка вопроса по созданию такой системы, которая позволяла бы сравнивать муниципальные образования по всем субъектам Федерации. Внедрение предложений по совершенствованию системы оценки результативности деятельности ОМС сделает оценку более прозрачной, а ее результаты - более информативными.
Второе мероприятие предусматривает внедрение в работу Администрации Щучанского района системы менеджмента качества. Основной целью внедрения и сертификации системы менеджмента качества в ОМС является: повышение эффективности и результативности деятельности ОМС. Суть внедрения стандарта ISO 9001:2011 для муниципального уровня управления состоит в обеспечении бесперебойного функционирования административной системы в соответствии с жестко регламентированными управленческими процессами. Внедрение системы менеджмента качества в работу Администрации позволит получить такие преимущества как: обеспечение максимальной открытости механизма предоставления муниципальных, повышение доступности этих услуг; сокращение контрольных сроков исполнения служебных документов в 2-3 раза; рассмотрения запросов граждан - с 30 дней до 7-10 дней; повышение прозрачности документооборота, унификация системы процесса делопроизводства; повышение исполнительской дисциплины и ответственности, реализация инициатив по улучшению своей работы и администрации в целом и пр.
Третье мероприятие предполагает внедрение социологических методов исследования результативности деятельности ОМС. Результаты, полученные в ходе социологического опроса, представляющие собой доли отрицательных и положительных ответов на ряд задаваемых вопросов, должны быть использованы ОМС при определении уровня оценки населением результатов деятельности ОМС и разработке программ социально-экономического развития муниципального образования. Исходя из этого, Администрации Щучанского района целесообразно провести ряд мероприятий: во-первых, начать разработку стратегических планов социально-экономического развития, муниципальные комплексные целевые программы с учетом мнения населения, потребности жителей, сложившихся социо-культурных и исторических традиций; во-вторых, внедрить методику комплексной оценки социальной эффективности деятельности местной администрации; в- третьих, внедрить практику регулярных отчетов администрации перед населением.



1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс».
4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 №607 (ред. от 04.11.2016) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СПС «Консультант Плюс».
5. Абляшев А.Р. Оценка эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления: методологический подход // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1 (41-1). - С. 372-374.
6. Александров О.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Мониторинг внедрения управления по результатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - № 3. - С. 135-146.
7. Андриянов В.Н., Трубников В.В. Эффективность местного самоуправления: критерии и показатели // Известия Байкальского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 139-142.
8. Аннин А.Г. Эффективность деятельности органов местного само-управления // Ученые записки. - 2015. - № 3 (15). - С. 6-12.
9. Астахов Ю.В., Акиньшина О.В., Баландина А.В. Влияние кадровых технологий на эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Управление человеческими ресурсами в современном мире: тенденции и вызовы XXI столетия». - 2016. - С. 25-30.
10. Афонасова А.В. Эффективность местного самоуправления в зеркале экспертных оценок // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность публичной власти и правового регулирования в современной России: проблемы и решения». - 2016. - С. 3-7.
11. Бакал С.В. Результативность коммуникативной практики органов местного самоуправления как мотивационный аспект // Сборник научных трудов «Местное самоуправление в системе публичной власти». - 2015. - С. 15-16.
12. Безуглова А.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. - 2013. - № 1. - С. 113-117.
13. Блинова А.И., Болукова И.А. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления на основе применения методов менеджмента качества // Сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции «Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование». - 2014. - С. 97-99.
14. Бутова Т.В., Овсянникова Д.К. Анализ оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». - 2014. - С. 30-31.
15. Веселова Н.Ю., Погребняк В.С. Показатели эффективности органов местного самоуправления // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в России и мире». - 2015. - С. 30-35.
16. Вобленко С.В. Местное самоуправление как деятельность населения по самостоятельному решению вопросов местного значения: признаки и критерии результативности // Муниципальное право. - 2013. - № 4 (64). - С. 2-37.
17. Генова А.А. Оценка эффективности местного самоуправления в контексте ресурсного обеспечения // Экономика строительства и городского хозяйства. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 219-226.
18. Дежурова Е.В. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях «Интеграция образования в условиях инновационной экономики». - 2014. - С. 48-53.
19. Дементьева О.А. Эффективность правового регулирования бюджетных основ местного самоуправления в России // Федерализм. - 2011. - № 1 (61). - С. 153-166.
20. Дёмина Д.С. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - № 2. - С. 268-273.
21. Зимин В.А. Эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением и общественными организациями // Современные гуманитарные исследования. - 2015. - № 5 (66). - С. 119-122.
22. Иванов А.В. Мониторинг результативности бюджетных целевых программ органов местного самоуправления // Управленческие науки. - 2012. - № 1. - С. 22-24.
23. Клундук К.А., Почекутова Е.Н. Критерии отбора показателей системы оценки эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования системы государственного и муниципального управления в России на современном этапе». - 2016. - С. 219-223.
24. Королева Е.Л. К вопросу об эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Развитие науки и образования в современном мире». - 2014. - С. 52-54.
25. Курченков В.В., Морозова Н.И., Фетисова О.В. Приоритеты эффективности и результативности местного самоуправления в современной России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 1. - С. 7-13.
26. Кюрджиев С.П., Китюкова Д.С. Прозрачность и подотчетность как объективное условие повышения эффективности местного самоуправления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 4 (59). - С. 88-91.
27. Лобушева А.Д. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы модернизации института прав человека в конституционном и международном праве». - 2015. - С. 107-110.
28. Лыкова О.А. Институциональный механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления // Journal of Economic Regulation. - 2016. - Т. 7. - № 3. - С. 89-102.
29. Оганесян Т.Л., Веселова Н.Ю. Конструкция и эффективность управления деятельностью органов местного самоуправления // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015. - № 1. - С. 64-67.
30. Панюков А.Н., Зеленина И.И. Эффективность деятельности органов местного самоуправления как фактор, влияющий на миграционные процессы в молодежной среде // Сборник научных трудов «Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества». - 2017. - С. 327-330.
31. Парасоцкая В.Г. Эффективность местного самоуправления и само-управления граждан // Горизонты экономики. - 2013. - № 3 (8). - С. 30-32.
32. Пашин Л.А., Судорогин О.А., Никитина Н.В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 95-100.
33. Попкова А.А. Территориальная активность городского населения как фактор повышения результативности местного самоуправления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию ТИИ-ТюмГНГУ «Новые технологии - нефте-газовому региону». - 2013. - С. 112-114.
34. Преснякова Т.С. Нововведения в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления населением: характеристика процедуры и анализ результатов // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3 (11). - С. 1137-1144.
35. Середоха И. Направления совершенствования работы в органах местного самоуправления: от иерархии к эффективности // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2014. - Т. 17. - № 4. - С. 818-827.
36. Симонов С.Г., Кирина И.Л., Сафанов Д.А. Экспертная оценка пороговых значений критериев эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления: методика и результаты // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2 (56-2). - С. 356-362.
37. Тоглоева Д.П. Совершенствование региональной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 81-86.
38. Хаджалова Х.М., Жемухов А.Х., Хачиров И.Э. Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления в региональном разрезе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 6 (66). - С. 38.
39. Харитонова Н.А., Левинсон Н.Л. Особенности оценки результативности деятельности органов местного самоуправления // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 15. - С. 52-59.
40. Чекавинский А.Н. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: нерешенные проблемы // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях». - 2015. - С. 85¬87.
41. Шамахов В.А. Современные инструменты мониторинга эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на региональном и местном уровнях // Экономика качества. - 2014. - № 8. - С. 61-66.
42. Шустов В.Г. Эффективность местного самоуправления - основная за-дача политической реформы в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - № 2. - С. 165-170.
43. Доклад главы Администрации Щучанского района Курганской области о достигнутых значениях показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2014 год и их планируемых значениях // Режим доступа: ИПрГАухуху.щучанский-район.рф
44. Доклад главы Администрации Щучанского района Курганской обла¬сти о достигнутых значениях показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2015 год и их планируемых значениях // Режим доступа: http://www.щучанский-район.рф
45. Доклад главы Администрации Щучанского района Курганской области о достигнутых значениях показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2016 год и их планируемых значениях // Режим доступа: http://www.щучанский-район.рф


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ