Этнические стереотипы об ирландцах в британской лингвокультуре: содержание и языковая актуализация
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ 6
1.1 СТЕРЕОТИП КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 6
1.1.1 Основные подходы к определению понятия стереотип 6
1.1.2 Типология стереотипов 8
1.1.3 Функции стереотипов 14
1.1.4 Средства выражения стереотипов 17
1.2 ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК МЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 19
1.2.1 Особенности этнических стереотипов 19
1.2.2 Роль этнических стереотипов в межкультурном взаимодействии 22
1.2.3 Обзор существующих исследований об отношениях англичан и ирландцев 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 33
2.1 СОДЕРЖАНИЕ АВТО-, ГЕТЕРО- И МЕТАСТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 33
2.1.1 Содержание автостереотипов об ирландцах 35
2.1.2 Содержание гетеростереотипов об ирландцах 50
2.1.3 Содержание метастереотипов об ирландцах 62
2.2 ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 72
2.2.1 Языковая репрезентация автостереотипов об ирландцах 72
2.2.2 Языковая репрезентация гетеростереотипов об ирландцах 75
2.2.3 Языковая репрезентация метастереотипов об ирландцах 82
2.3 СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АВТО-, ГЕТЕРО- И МЕТАСТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 88
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 101
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА 101
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ 6
1.1 СТЕРЕОТИП КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 6
1.1.1 Основные подходы к определению понятия стереотип 6
1.1.2 Типология стереотипов 8
1.1.3 Функции стереотипов 14
1.1.4 Средства выражения стереотипов 17
1.2 ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК МЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 19
1.2.1 Особенности этнических стереотипов 19
1.2.2 Роль этнических стереотипов в межкультурном взаимодействии 22
1.2.3 Обзор существующих исследований об отношениях англичан и ирландцев 25
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 33
2.1 СОДЕРЖАНИЕ АВТО-, ГЕТЕРО- И МЕТАСТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 33
2.1.1 Содержание автостереотипов об ирландцах 35
2.1.2 Содержание гетеростереотипов об ирландцах 50
2.1.3 Содержание метастереотипов об ирландцах 62
2.2 ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 72
2.2.1 Языковая репрезентация автостереотипов об ирландцах 72
2.2.2 Языковая репрезентация гетеростереотипов об ирландцах 75
2.2.3 Языковая репрезентация метастереотипов об ирландцах 82
2.3 СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АВТО-, ГЕТЕРО- И МЕТАСТЕРЕОТИПОВ ОБ ИРЛАНДЦАХ 88
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 101
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА 101
Изучение этнических стереотипов является важной областью исследований в области лингвистики, социологии и психологии, поскольку язык оказывает мощное влияние на формирование и закрепление стереотипов. Данная работа посвящена исследованию этнических стереотипов об ирландцах в британской лингвокультуре, их содержанию и языковой актуализации. В ходе исследования проанализированы языковые средства, используемые в интернет-дискурсе, чтобы понять, как эти стереотипы выражаются. Результаты этого исследования внесут вклад в понимание роли языка в создании и поддержании этнических стереотипов и дадут представление о культурных представлениях об ирландцах в Великобритании.
Актуальность исследования обусловлена тем, что оно выполнено в рамках антропоцентризма, что соответствует современной научной парадигме. В работе был применен междисциплинарный подход, так как изучение стереотипов лежит на стыке таких наук, как психология, социология, антропология, лингвокультурология и др. Кроме того, этнические стереотипы могут формировать самоидентификацию и восприятие индивидов, влияя на их взаимодействие с другими людьми и возможности в жизни.
Объектом исследования являются высказывания с этническими стереотипами об ирландцах в британской культуре, в то время как предметом исследования является содержание и языковая репрезентация этих стереотипов.
Цель работы – исследовать содержание и языковую репрезентацию этнических стереотипов об ирландцах в британской культуре.
Для достижения этой цели можно сформулировать следующие задачи:
1. Изучить понятие, типологию и функции стереотипов.
2. Рассмотреть возможные способы репрезентации стереотипов в языке.
3. Провести обзор существующих работ по стереотипам об ирландцах.
4. Собрать ответы из интервью и форумов, содержащие черты образа типичного ирландца.
5. Выявить содержательные и оценочные компоненты авто-, гетеро- и метастереотипов об ирландцах и провести их лингвокультурологический анализ.
6. На основании языкового материала выявить способы языковой репрезентации стереотипов и провести их сопоставительный анализ.
Теоретической основой исследования послужили работы по теории стереотипов (У. Липпман, Х. Тэшфел, Дж. Тернери др.), средствам выражения стереотипов (Е.Л. Вилинбахова, Ю.Н. Караулов, и др.), типологии и функциям стереотипов (Н.В. Сорокина, Н.П. Капитонова, Т.Г. Стефаненко и др.),социологии и социальной психологии(В.В. Сокольская, Т.А. Овсянникова, Г.У. Солдатова, К. Левин), лингвокультурологии (В.А. Маслова), этнолингвистике (Е. Бартминьский).
Материалом исследования являются ответы респондентов на форумахQuora, Reddit за период 2016–2023гг. в количестве 86, а также 8 интервью (7 с ирландцами, 1 с британцем),проведенных автором работы и отобранных для анализа. В тексте работы было приведено 260 примеров высказываний, содержащих стереотипы.
В ходе исследования были использованы следующие методы: метод лингвистического описания, контекстуальный метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод интервьюирования, лингвокультурологический анализ.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые представлен подробный анализ содержания и языковой репрезентации стереотипов об ирландцах в интернет-дискурсе, сравнительный анализ содержательных компонентов авто-, гетеро- и метастереотипов об ирландцах, а также список наиболее частотных стереотипов, выявленных в разных материалах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследование проливает свет на роль языка в формировании этнических стереотипов и пополняет существующие знания в области социолингвистики и культурной идентичности. Оно подчеркивает культурный и исторический контекст этих стереотипов и механизмы, способствующие их формированию.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её результатов в лекционных курсах и практических семинарах по лингвострановедению, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.
Объём и структура работы. Настоящее исследование объемом101 страница включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, и заключение. К работе прилагается список литературы, включающий 39 наименований на русском и 7 наименований на иностранных языках, список использованных словарей и список источников материала.
Актуальность исследования обусловлена тем, что оно выполнено в рамках антропоцентризма, что соответствует современной научной парадигме. В работе был применен междисциплинарный подход, так как изучение стереотипов лежит на стыке таких наук, как психология, социология, антропология, лингвокультурология и др. Кроме того, этнические стереотипы могут формировать самоидентификацию и восприятие индивидов, влияя на их взаимодействие с другими людьми и возможности в жизни.
Объектом исследования являются высказывания с этническими стереотипами об ирландцах в британской культуре, в то время как предметом исследования является содержание и языковая репрезентация этих стереотипов.
Цель работы – исследовать содержание и языковую репрезентацию этнических стереотипов об ирландцах в британской культуре.
Для достижения этой цели можно сформулировать следующие задачи:
1. Изучить понятие, типологию и функции стереотипов.
2. Рассмотреть возможные способы репрезентации стереотипов в языке.
3. Провести обзор существующих работ по стереотипам об ирландцах.
4. Собрать ответы из интервью и форумов, содержащие черты образа типичного ирландца.
5. Выявить содержательные и оценочные компоненты авто-, гетеро- и метастереотипов об ирландцах и провести их лингвокультурологический анализ.
6. На основании языкового материала выявить способы языковой репрезентации стереотипов и провести их сопоставительный анализ.
Теоретической основой исследования послужили работы по теории стереотипов (У. Липпман, Х. Тэшфел, Дж. Тернери др.), средствам выражения стереотипов (Е.Л. Вилинбахова, Ю.Н. Караулов, и др.), типологии и функциям стереотипов (Н.В. Сорокина, Н.П. Капитонова, Т.Г. Стефаненко и др.),социологии и социальной психологии(В.В. Сокольская, Т.А. Овсянникова, Г.У. Солдатова, К. Левин), лингвокультурологии (В.А. Маслова), этнолингвистике (Е. Бартминьский).
Материалом исследования являются ответы респондентов на форумахQuora, Reddit за период 2016–2023гг. в количестве 86, а также 8 интервью (7 с ирландцами, 1 с британцем),проведенных автором работы и отобранных для анализа. В тексте работы было приведено 260 примеров высказываний, содержащих стереотипы.
В ходе исследования были использованы следующие методы: метод лингвистического описания, контекстуальный метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод интервьюирования, лингвокультурологический анализ.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые представлен подробный анализ содержания и языковой репрезентации стереотипов об ирландцах в интернет-дискурсе, сравнительный анализ содержательных компонентов авто-, гетеро- и метастереотипов об ирландцах, а также список наиболее частотных стереотипов, выявленных в разных материалах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследование проливает свет на роль языка в формировании этнических стереотипов и пополняет существующие знания в области социолингвистики и культурной идентичности. Оно подчеркивает культурный и исторический контекст этих стереотипов и механизмы, способствующие их формированию.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её результатов в лекционных курсах и практических семинарах по лингвострановедению, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.
Объём и структура работы. Настоящее исследование объемом101 страница включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, и заключение. К работе прилагается список литературы, включающий 39 наименований на русском и 7 наименований на иностранных языках, список использованных словарей и список источников материала.
Тема стереотипов в лингвистике представляет собой одну из актуальных тем для исследования. В теоретической главе было установлено, что стереотипы отражают представления об объекте, основанные на культурных особенностях. Были выделены такие функции стереотипов, как упрощение реалий, регуляция социальных отношений и формирование групповой идентичности. Кроме того, были выделены авто-, гетеро- и метастереотипы, которые могут быть позитивными и негативными.
Выражение стереотипов в языке может осуществляться через различные языковые средства, такие как лексические единицы, синтаксические конструкции и другие уровни языка. Cинтаксические средства могут использоваться для создания стереотипных образов и описания людей или групп, а также могут служить для поддержания и усиления стереотипов о других культурах.
Этностереотипы, формируемые в этническом самосознании и описывающие конкретные явления этнической группы, обычно являются устойчивыми представлениями. Такие стереотипы могут изменяться под воздействием социальных, политических и экономических изменений в обществе.
Исследование этнических стереотипов интересно по нескольким причинам. Такие стереотипы влияют на межкультурное взаимодействие, формируют предубеждения и социальные неравенства. Они также являются частью культурного наследия и памяти, и изучение стереотипов помогает понять различия в представлениях и поведении между этническими группами, способствуя культурному разнообразию и взаимопониманию.
В ходе анализа стереотипов, найденных в высказываниях респондентов британцев и ирландцев, было выделено несколько черт. Было выявлено, что ирландцы склонны приписывать своему народу в основном положительные характеристики, такие, как дружелюбие, общительность, хорошее чувство юмора, трудолюбие, литературный и музыкальный таланты, щедрость и пр. – все это можно назвать поддержанием позитивной групповой идентичности. Среди негативных стереотипов были выделены склонность к употреблению алкоголя, фатализм, безразличие к определенным ситуациям. Британцы, в свою очередь, часто называют те же черты: склонность к алкоголю, хорошее чувство юмора, доброта, желание помочь незнакомцам – все это ядерные характеристики. При анализе метастереотипов были выявлены негативные черты, такие, как склонность к насилию и алкоголю, лень, неблагоприятные погодные условия в Ирландии.
Ирландцы склонны «защищать» свою идентичность и отстаивать ее, приводя сравнения и примеры для отрицания навешиваемых стереотипов, поскольку английская колонизация оставила большой след в их идентичности в виде культурной травмы. Поскольку история взаимоотношений Ирландии и Британии сложна и многогранна, жители обеих стран все еще находятся в процессе ее принятия и понимания. К примеру, некоторые из респондентов отмечают, что причиной негативных стереотипов могут быть действия СМИ и британского правительства. Стоит отметить, что при анализе ответов англичан были обнаружены черты этноцентризма, свидетельствующие о том, что ирландцев все ещевоспринимают как часть британской нации или культуры, а также отказываютимв праве на собственную национальную идентичность.
В ходе анализа удалось обнаружить, что автостереотипы выражаются средствами, связывающими авторов высказываний состереотипизируемой группой. Гетеростереотипы, в основном, выражаются оценочными суждениями, сравнениями и метафорами. В то же время метастереотипы включают графические средства, сравнения и защиту собственной идентичности. Кроме того, анализ языковой репрезентации стереотипов показал сходства в использовании этнонимов, маркеров типичности, кванторных наречий и времен.
Само по себе исследование этнических стереотипов об ирландцах в британской лингвокультуре очень актуально в современном межэтническом общении. Взаимодействие ирландцев и британцев на протяжении долгой и сложной истории сформировало стереотипы и представления об ирландской культуре и народе. В британском обществе все еще существуют эти стереотипы, включая негативные и пренебрежительные представления. Исследование этнических стереотипов об ирландцах позволяет исследовать вопросы власти, колониализма и национальной идентичности. Кроме того, исследование этнических стереотипов об ирландцах имеет практическую значимость, поскольку способствует осознанию и преодолению негативных предубеждений и стереотипов. Это, в свою очередь, способствует установлению более справедливых и равноправных межэтнических отношений.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на сравнение стереотипных представлений жителей Республики Ирландия и Северной Ирландии, что позволит получить более глубокое понимание сходств и различий внутри одного этноса, а также выявить потенциальные факторы, влияющие на формирование этих стереотипов.
Выражение стереотипов в языке может осуществляться через различные языковые средства, такие как лексические единицы, синтаксические конструкции и другие уровни языка. Cинтаксические средства могут использоваться для создания стереотипных образов и описания людей или групп, а также могут служить для поддержания и усиления стереотипов о других культурах.
Этностереотипы, формируемые в этническом самосознании и описывающие конкретные явления этнической группы, обычно являются устойчивыми представлениями. Такие стереотипы могут изменяться под воздействием социальных, политических и экономических изменений в обществе.
Исследование этнических стереотипов интересно по нескольким причинам. Такие стереотипы влияют на межкультурное взаимодействие, формируют предубеждения и социальные неравенства. Они также являются частью культурного наследия и памяти, и изучение стереотипов помогает понять различия в представлениях и поведении между этническими группами, способствуя культурному разнообразию и взаимопониманию.
В ходе анализа стереотипов, найденных в высказываниях респондентов британцев и ирландцев, было выделено несколько черт. Было выявлено, что ирландцы склонны приписывать своему народу в основном положительные характеристики, такие, как дружелюбие, общительность, хорошее чувство юмора, трудолюбие, литературный и музыкальный таланты, щедрость и пр. – все это можно назвать поддержанием позитивной групповой идентичности. Среди негативных стереотипов были выделены склонность к употреблению алкоголя, фатализм, безразличие к определенным ситуациям. Британцы, в свою очередь, часто называют те же черты: склонность к алкоголю, хорошее чувство юмора, доброта, желание помочь незнакомцам – все это ядерные характеристики. При анализе метастереотипов были выявлены негативные черты, такие, как склонность к насилию и алкоголю, лень, неблагоприятные погодные условия в Ирландии.
Ирландцы склонны «защищать» свою идентичность и отстаивать ее, приводя сравнения и примеры для отрицания навешиваемых стереотипов, поскольку английская колонизация оставила большой след в их идентичности в виде культурной травмы. Поскольку история взаимоотношений Ирландии и Британии сложна и многогранна, жители обеих стран все еще находятся в процессе ее принятия и понимания. К примеру, некоторые из респондентов отмечают, что причиной негативных стереотипов могут быть действия СМИ и британского правительства. Стоит отметить, что при анализе ответов англичан были обнаружены черты этноцентризма, свидетельствующие о том, что ирландцев все ещевоспринимают как часть британской нации или культуры, а также отказываютимв праве на собственную национальную идентичность.
В ходе анализа удалось обнаружить, что автостереотипы выражаются средствами, связывающими авторов высказываний состереотипизируемой группой. Гетеростереотипы, в основном, выражаются оценочными суждениями, сравнениями и метафорами. В то же время метастереотипы включают графические средства, сравнения и защиту собственной идентичности. Кроме того, анализ языковой репрезентации стереотипов показал сходства в использовании этнонимов, маркеров типичности, кванторных наречий и времен.
Само по себе исследование этнических стереотипов об ирландцах в британской лингвокультуре очень актуально в современном межэтническом общении. Взаимодействие ирландцев и британцев на протяжении долгой и сложной истории сформировало стереотипы и представления об ирландской культуре и народе. В британском обществе все еще существуют эти стереотипы, включая негативные и пренебрежительные представления. Исследование этнических стереотипов об ирландцах позволяет исследовать вопросы власти, колониализма и национальной идентичности. Кроме того, исследование этнических стереотипов об ирландцах имеет практическую значимость, поскольку способствует осознанию и преодолению негативных предубеждений и стереотипов. Это, в свою очередь, способствует установлению более справедливых и равноправных межэтнических отношений.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на сравнение стереотипных представлений жителей Республики Ирландия и Северной Ирландии, что позволит получить более глубокое понимание сходств и различий внутри одного этноса, а также выявить потенциальные факторы, влияющие на формирование этих стереотипов.



