Введение……
Глава 1. Концептуальные основы региональной экономической интеграции………………9
1.1. Классические концепции интеграции в теории международных отношений…..9
1.2. Латиноамериканская модель интеграции
Глава 2. Роль Бразилии в региональных интеграционных объединениях
2.1 Роль Бразилии в МЕРКОСУР
2.2. Участие Бразилии в других интеграционных проектах региона (УНАСУР, ПРОСУР)
2.3. Перспективы трансформации роли Бразилии в интеграционных процессах в Латинской Америке
Заключение
Список сокращений
Список источников и литературы
Бразилия — великая страна, которая на сегодняшний день продолжает развиваться, а ее история богата традициями партнерства. По своему территориальному измерению, экономике, населению и военной мощи Бразилия выделяется в Латинской Америке. Она является главным действующим лицом интеграции в регионе. В последние десятилетия страна стремилась закрепиться в качестве регионального лидера, оправдывая это тем, что у нее самая большая территориальная площадь, самый большой ВВП и самое большое население на субконтиненте. В итоге Бразилиа проводило политику улучшения отношений с Буэнос-Айресом, что привело к созданию МЕРКОСУР и, позволило реализовать такие инициативы, как УНАСУР и IIRSA. На сегодняшний день она состоит во многих крупных международных сообществах, тем самым усиливая свою роль на мировой арене и способствуя ускорению экономического и социального развития. Все это стало возможным благодаря принципу открытого регионализма, согласно которому страна развивала отношения с другими государствами. Также Бразилия за счет этого обеспечила себе необходимую защиту интересов в современном сложном мире. Главным ее приоритетом во внешней политике является именно региональная (главным образом, латиноамериканская) интеграция. Латинская Америка за долгое время сумела выработать собственные подходы к решению фундаментальных проблем и противоречий человеческого существования. Несмотря на все различия в ресурсах и экономическом потенциале, этнического состава населения, политических и духовных традиций государства Латинской Америки все же имеют определенное сходство в своих качествах, что позволяет выделить Латинскую Америку, как независимый регион со своей собственной тенденцией к интеграции. А так как центром этой интеграции является Бразилия, исследование ее роли в интеграционной политике, представляет огромный интерес.
Актуальность темы обусловлена следующими взаимосвязанными между собой факторами. С победой Жаира Болсонару на выборах президента Бразилии 2018 года в стране начался новый политический цикл, сопровождающийся сменой приоритетов развития, как во внутренней, так и внешней политике, что, в конечном счете, может отразиться на характере отношений с другими странами. Следовательно, учитывая это, немалый интерес представляет вопрос–сохранит ли Бразилия верность системе регионального сотрудничества, или же сконцентрирует свои усилия на стремлении войти в «клуб» великих держав, «оставив в стороне» Латинскую Америку. Бразилия, как говорилось выше, является лидером латиноамериканской интеграции, и поэтому возникает проблема: как будут развиваться и куда пойдут южноамериканские страны после смены бразильских приоритетов. Бразилия не имеет четкой стратегии ни для МЕРКОСУР, ни для Латинской Америки. В результате регион не знает, как реагировать на позицию Бразилии, и в регионе существует вакуум лидерства. Это усугубляется тем, что Бразилии приходится сталкиваться со многими внутренними проблемами и с трудностями в управлении. Это означает, что ни один региональный проект не будет продвигаться вперед в ближайшие годы, и регион будет продолжать дрейфовать без надежного бразильского плана. Научная новизна представленной работы заключается в том, что в ней рассматривается ряд политических аспектов, связанных с участием Бразилии в региональных интеграционных процессах и ранее не оказывавшихся в центре внимания отечественных исследователей. В частности, автором сделана попытка прогнозировать перспективы дальнейшей трансформации политической роли Бразилии в региональной интеграции с учетом политики действующего президента Жаира Болсонару.
Объектом исследования являются интеграционные процессы в Западном полушарии. Предмет исследования – политические аспекты участия Бразилии в таких интеграционных объединениях как МЕРКОСУР и УНАСУР.
Цель: выявить ключевые политические аспекты участия Бразилии в ведущих интеграционных объединениях и процессах в Западном полушарии на современном этапе.
Задачи:
1. Обобщение основных теоретических подходов к феномену интеграции.
2. Выявление исторических предпосылок становления экономической интеграции в Латинской Америке;
3. Определение политической роли Бразилии в основных региональных объединениях;
4. Прогнозирование изменений в политической роли Бразилии в системе региональной интеграции в период до завершения президентства Ж. Болсонару.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работе были использованы различные методы, для обеспечения целостного понимание роли Бразилии в интеграционных процессах в Латинской Америке. Во-первых, автор обращался к принципу историзма для изучения роли Бразилии в интеграционных процессах в тесной взаимосвязи с конкретными историческими условиями. Во-вторых, использовался междисциплинарный подход, представляющий собой совокупность теоретико-методологических идей и инструментов современной политологической, исторической и экономической науки, применяемых для анализа международных отношений. Междисциплинарный подход, таким образом, позволяет в рамках диссертационного исследования рассмотреть проблему взаимоотношений под разными углами зрения, и в региональном и глобальном политико-экономическом контексте. В-третьих, метод прогнозирования позволил автору рассмотреть перспективы развития межгосударственных отношений в Латинской Америке в отношении процессов интеграции, учитывая политику действующего президента Жаира Болсонару. В-четвертых, использование системного метода позволило рассмотреть различные направления политики и сотрудничества бразильского государства как взаимосвязанные части внешнеполитической стратегии, соподчиненные ее общим целям и задачам. Характеристика источников и литературы. В работе использован ряд источников на русском, английском, португальском и испанском языках, которые можно поделить на следующие группы:
• договоры и соглашения о сотрудничестве между Бразилией и другими государствами полушария, декларации и протоколы, подписанные по итогам тех или иных встреч, пакты и планы действий, совместные заявления и послания лидеров латиноамериканских государств (например, договор об образовании МЕРКОСУР). Источники данного типа позволили проследить динамику формирования различных интеграционных группировок, в частности МЕРКОСУР и УНАСУР, и их эволюцию;
• законодательные акты государств, нормативно-правовые акты организаций, конституции стран Южной Америки – документы, содержащие фундаментальные нормы политического устройства государств региона, принципы и нормы, определяющие их участие в интеграционных процессах;
• статистические данные, на основе которых делались выводы касательно экономического развития, как самой Бразилии, так и интеграционных объединений.
• выступления политического руководства Бразилии, а именно интервью, речи и послания президентов и министров иностранных дел этой страны, высказывания членов правительства, посвященные внешней политике Бразилии. Данные источники позволяют проследить проводимую каждой страной политику в отношении интеграции со странами региона, а также оценку их правительствами происходящих событий.
Роли и перспективам участия Бразилии в интеграционных процессах в Западном полушарии, как представляется, уделяется все еще недостаточно внимания со стороны российских исследователей международных отношений, особенно с свете изучения политики действующего руководства страны. До последнего времени Бразилия не входила в приоритеты внешнеполитических интересов Российской Федерации. Ситуация изменилась в начале XXI века после появления на политической арене объединения БРИКС. Новую волну внимания Бразилия привлекла в 2019 году, когда в истории этого государства появился новый ультраправый президент ЖаирБолсонару, политика которого может кардинально поменять роль страны на региональном и мировом уровне. При написании диссертации привлекались труды и исследования, которые условно можно подразделить на три группы.
• работы, посвященные различным теориям интеграции, как в европейской модели, так и латиноамериканской с ее особенностями;
• работы, посвященные истории исключительно латиноамериканской интеграции, а также двусторонним отношениям Бразилии и Аргентины;
• труды, посвященные анализу нынешней обстановки при правлении президента ЖаираБолсонару и современной интеграции.
Отдельные аспекты взаимодействия латиноамериканских стран, их внутренняя и внешняя политика, а также анализ интеграционных процессов в Латинской Америке, рассматриваются в работах таких латиноамериканских авторов, как: Андрес Маламуд, Джеспер Твевад, Марио Рапопорт и Эдуард Мадрид, Пауль Келло, Хорхе Хейне. Среди российских авторов, изучающих латиноамериканскую внешнюю политику и роль латиноамериканских стран в международных отношениях и в различных международных организациях можно выделить: Г.М. Костюнину, Д.В. Разумовского, Л.И. Кравченко, Мартынова Б.Ф., Н.Н. Нуньес-Саранцеву, В.Л. Хейфец, Я.В. Лексютину. Современные тенденции интеграции в Латинской Америке, анализ организаций и прогнозы их будущего рассматривают такие авторы, как: В.М. Давыдов, Е.Б. Павлова, Л.С. Хейфец, Ю.А. Чеботарев . Практическая значимость работы. Анализ роли Бразилии в региональных интеграционных объединениях позволяет получить более полную информацию о внешней политике государства, претендующего на место глобального игрока на мировой арене. Россия и Бразилия продолжают сотрудничать в рамках БРИКС и являются торговыми партнерами. Учитывая это, отдельные положения работы могут использоваться для подготовки аналитических материалов для органов власти, международных организаций и СМИ.
Структурно работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка источников и литературы.
Федеративная республика Бразилия в настоящее время является активным участником многих значимых мировых политических процессов. Еще в конце XX и начале XXI вв. руководством Бразилии были приложены усилия для формирования нового имиджа страны: успешной в плане развития экономики, инициативной во внешнеполитическом взаимодействии, активной в противодействии внешним угрозам и вызовам, гостеприимной в проведении значимых событий международной жизни. До последнего времени именно Бразилии принадлежала роль основного двигателя региональной интеграции. Бразилия была страной, которая имела сильное влияние в региональных объединениях, которая очень хорошо знает их правила и знает, как интерпретировать их, чтобы увеличить свое влияние.
В настоящей работе были рассмотрены основные классические теории интеграции. Исследования региональной интеграции получили широкое распространение с начала 1990-х годов в основном из-за углубления интеграционного процесса в Европейском союзе (ЕС). Федералистская теория, неофункционализмБ. Хааса, теория коммуникации К. Дойча и либеральный межправительственный подход С. Хоффмана по-прежнему составляют теоретическую основу для более поздних исследований. Федералистская стратегия допускает два пути продвижения к интеграции: через межправительственные переговоры по конституции или через созыв учредительного собрания. Теория неофункционализма рассматривает интеграцию как открытый процесс, характеризующийся перетеканием интеграции из одной области взаимодействия в другую. Согласно коммуникационной теории, интеграция происходит из-за тесного общения между субъектами разных стран в различных сферах. И, наконец, либеральный межправительственный подход подразумевает, что государства содействуют международному сотрудничеству, чтобы удовлетворить потребности соответствующих национальных субъектов. Главная особенность данной теории заключается в том, что согласно ей, происходит усиление государственной власти, а не ее растворение в региональном образовании, что оставляет за ее членами возможность выхода из ассоциации. Однако ни одна из этих теорий исчерпывающе не объясняет процессы, происходящие в Латинской Америке. История феномена латиноамериканской интеграции насчитывает десятилетия, за которые в регионе сформировалось множество международных организаций и субрегиональных блоков. С момента своего зарождения в 1950–60-х гг. ХХ века и по сей день все латиноамериканские проекты создавались по иному пути, нежели европейские.
На примере МЕРКОСУР мы пришли к выводу о том, что наиболее близкой к латиноамериканской интеграции и наиболее убедительно ее объясняющей является теория межправительственного подхода. В этой организации, как и во многих других в регионе, отсутствуют наднациональные органы–основными действующими лицами были и остаются государства-члены. Но из-за отсутствия некоторых компонентов(формирование национальных интересов), нельзя говорить о полном соответствии.
Регионализм составляет одну из центральных осей международных отношений Латинской Америки. В этом контексте Бразилия стала решающим действующим лицом в качестве основного артикулятора интеграционистского проекта в Южной Америке, возглавив этот процесс. МЕРКОСУР – один из крупнейших национальных проектов Бразилии, реализуемый с 1980-х годов. С момента своего создания МЕРКОСУР добился многих успехов, таких как создание зоны мира и сотрудничества в Южном конусе, расширение внутризоновой торговли и укрепление южноамериканской концепции. Еще один проект Бразилии – УНАСУР. УНАСУР продемонстрировала свою эффективность агрегирования и внесла свой вклад в решение кризисных ситуаций, которые без консолидированной институциональной основы могли иметь пагубные последствия для континента. Эта организация не представляет собой тип экономической интеграции, но открывает путь для важного политико-стратегического союза между странами и различных взглядов на интеграцию. Правительство Бразилии, стремясь укрепить лидерство в регионе, предоставило важный политический стимул для работы УНАСУР и работало в различных областях сотрудничества, углубляя процесс регионализации на континенте. Таким образом, мы делаем выводы, что до последнего времени Бразилия играла главенствующую роль в системе региональной экономической интеграции в Латинской Америке. Именно Бразилия форсировала создание таких организаций как МЕРКОСУР и УНАСУР, благодаря Бразилии эти организации вышли на мировой уровень, представив Латинскую Америку как один из развивающихся и перспективных регионов.
Представляется, что на современном этапе можно выделить несколько ключевых политических аспектов участия Бразилии в ведущих интеграционных объединениях и процессах в Западном полушарии.
Во-первых, Бразилия изначально встала на путь развития региональной интеграции для укрепления своих геополитических позиций в мире. Она планировала выйти на мировую арену и заявить о себе, как равном крупнейшим странам партнере, а для этого сначала необходимо было занять лидерские позиции среди стран Латинской Америки. Эта же цель является одной из причин приверженности Бразилии региональной интеграции на современном этапе.
Во-вторых, в начале 90-х годов Бразилия решала политические проблемы после перехода к демократии, экономика находилась в кризисе, и только благодаря развитию всесторонних отношений со странами региона, она смогла сохранить внутреннюю стабильность и лидерство в интеграционных процессах. Учитывая нынешнюю ситуации с пандемией, следует предположить, что пережить этот кризис с минимальным ущербом для Бразилии возможно, только взаимодействуя с партнерами в рамках общих организаций.
В-третьих, на современном этапе, несмотря на некоторые изменения, происходящие в региональных организациях (выход стран из УНАСУР, приостановка членства в СЕЛАК), Бразилия осознает, что интеграция является гарантией региональной стабильности. Таким образом, несмотря на вызовы современного мира и неблагоприятные тенденции в развитии региона, Бразилия сохраняет стремление быть страной-лидером региональных интеграционных процессов, не отказывается от возможности выступать от лица всего региона на мировой арене и от перспектив вхождения в список крупнейших держав, имеющих политический вес в международных отношениях.
В настоящий момент, как представляется, главным препятствием на пути реализации этих амбициозных планов являются внутриполитические противоречия, связанные с политикой президента Ж. Болсонару.
С 2019 года политическая деятельность и заявления действующего главы Бразилии в немалой степени способствуют уменьшению международного влияния страны и снижают ее роль как лидера на латиноамериканском континенте. Учитывая текущую политическую и экономическую ситуацию, можно утверждать, что возможности Бразилии восстановить свое лидерство в Южной Америке в краткосрочной перспективе значительно сократились. За время пандемии коронавирусной инфекции пострадал международный имидж Бразилии, о которой теперь говорят как о стране, в которой президент не признает науку, нарушаются права человека, простые люди не имеют доступа к здравоохранению. Ж. Болсонару даже не был приглашен Всемирной организацией здравоохранения к участию в международном обсуждении способов борьбы с санитарным кризисом. Также имидж Бразилии сильно пострадал от агрессивных высказываний президента и его конфликтов с лидерами других государств по поводу пожаров в Амазонии, защиты окружающей среды и прав индейцев. На его восстановление потребуются долгие годы.
На данный момент все зависит от результатов на выборах в 2022 году, на которых граждане Бразилии решат, кого они хотят видеть своим президентом. Но в любом случае, как отмечает специалист по внешней политике Бразилии профессор Фонда Жетулиу Варгаса Сан-Пауло М. Спектор, «репутация стран складывается в соответствии с той же логикой, что и репутация людей: она создается годами, и достаточно одного мига для того, чтобы ее разрушить».
1. DeclaraciónPresidencialsobre la AlianzadelPacífico. Lima, 28 abril de 2011 // Alianza del Pacifico [Электронный доступ]: URL: https://alianzapacifico.net/en/download/declaracion-presidencial-de-la-alianza-del-pacifico-sobre-la-gestion-sostenible-de-los-plasticos/
2. EU and MERCOSUR reach agreement on trade // European Comission [Электронный доступ]:URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_19_3396
3. Latin American and Caribbean Unity Summit Declaration // официальный сайт Европейского парламента [электронный доступ]:URL: https://www.europarl.europa.eu/intcoop/eurolat/key_documents/cancun_declaration_2010_en.pdf
4. Montevideo Treaty 1960 URL: http://www3.nd.edu/LatinAmerica/LAFTATREAT.pdf
5. Protocolo de OuroPreto // MERCOSUL [сайт]. URL: http://www.mercosur.int/innovaportal/file/721/1/cmc_1994_protocolo_ouro_preto_es.pdf (дата обращения: 18.10.2020).
6. Southern Common Market (MERCOSUR) agreement // [Электронный доступ] URL: https://www.worldtradelaw.net/document.php?id=fta/agreements/mercosurfta.pdf
7. Tratado de Asunción // MERCOSUL [сайт]. URL: http://www.mercosur.int/innovaportal/file/719/1/CMC_1991_TRATADO_ES_Asuncion.pdf
8. Tratado de Integracion, Cooperacion y Desarrollo Entre la Republica Argentina y la RepublicaFederattva del Brasil // Ministerio de Justicia y Derechos Humanos, Presidencia de la Nación, República Argentina [сайт] URL: http://servicios.infoleg.gob.ar/infolegInternet/anexos/0-4999/97/norma.htm
9. UNASUR Joint declaration. Bariloche, 2009. Available at: https://www.securityassistance.org/blog/joint-declarationunasur-meeting
10. Конституция Бразилии 1988 года, [Электронный ресурс]://Конституции государств (стран) мира – URL: https://worldconstitutions.ru/?p=563
11. Presidential Declaration on the Renewal and Strengthening of South America Integration – Santiago, March 22, 2019, [Электронный ресурс]: Ministry of Foreign Affairs – URL: http://www.itamaraty.gov.br/en/press-releases/20220-presidential-declaration-on-the-renewal-and-strengthening-of-south-america-integration-santiago-march-22-2019-spanish
12. Joint Presidential Declaration on the occasion of the Oficial Visit of President Jair Bolsonaro to Chile – Santiago, March 23, 2019, [Электронныйресурс]:// Ministry of Foreign Affairs – URL: http://relacoesexteriores.gov.br/en/press-releases/20218-joint-presidential-declaration-on-the-occasion-of-the-oficial-visit-of-president-jair-bolsonaro-to-chile-santiago-march-23-2019-spanish
Информационные сообщения:
1. Bolsonaropedesoluções para 'impasses pontuais' entre países no MERCOSUL // Economia [Электронный доступ]:URL: https://economia.uol.com.br/noticias/reuters/2020/12/16/bolsonaro-pede-solucoes-para-impasses-pontuais-entre-paises-no-mercosul.htm?cmpid=copiaecola
2. China pedenegociação «calma» aogoverno dos EstadosUnidos; queda da popularidade de Bolsonarobala o Ibovespa [Электронный ресурс] // Trademap. 2019. 26 de agosto. URL: https://trademap.com.br/china-pede-negociacao-calma-aogoverno-dos-estados-unidos
3. Jair Bolsonaro y la desintegración de Américadel Sur: ¿un paréntesis? Alejandro Frenkel Diego Azzi // Nueva sociedad [Электронный доступ]:URL: https://nuso.org/articulo/jair-bolsonaro-y-la-desintegracion-de-america-del-sur-un-parentesis/#footnote-6
4. Lula da Silva tells Obama to look after ‘US drugs’ trade. // Mercopress, [Электронный доступ]:URL: http://en.mercopress.com/2009/11/09/lula-da-silva-tells-obama-to-look-after-us-drugs-consumers
5. Lula, a former president of Brazil, could run again in 2022 // The Economist [Электронный доступ]:URL: https://www.economist.com/the-americas/2021/03/10/lula-a-former-president-of-brazil-could-run-again-in-2022
6. MERCOSUL: Bolsonarosinalizamudançanapolítica externa emreunião de cúpula // Estado de Minas [Электронный доступ]:URL: https://www.em.com.br/app/noticia/politica/2020/07/02/interna_politica,1162022/mercosul-bolsonaro-sinaliza-mudanca-na-politica-externa.shtml
7. ParlamentoEuropeualerta contra acordo UE– MERCOSUL [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. 2020. 7 de outubro. URL: https://www.dw.com/pt-br/parlamento-europeu-alerta-contra-acordo-ue-mercosul/a-55190576
Литература
1. Andrés Serbin, Regionalization in New Scenarios: Democratic Deficit and Civil Society Participation in South American Regionalism/ Coordinadora Regional de InvestigacionesEconómicas y Sociales
2. Betim F. Eleições dos EUA empurramBolsonaro para dilema entre pragmatismo e radicalizaçãonapolítica externa // El país. 2020. 9 deoutubro. [Электронный ресурс]:URL: https://brasil.elpais.com/internacional/2020-10-09/eleicoes-dos-eua-empurram-bolsonaro-para-dilema-entre-pragmatismo-e-radicalizacao-na-politica-externa.html
3. Briceño Ruiz J. ¿Un nuevocicloregionalistaenAmérica Latina? Debates conceptuales, modelos y realidades // Cuadernos Americanos. 2017. No. 1 (161). P. 15—45.
4. Briceño Ruiz J. Hegemonía, poshegemonía, neoliberalismo y posliberalismoenlos debates sobre el regionalismoenAmérica Latina // ¿Nuevo MultilateralismoenAmérica Latina? Concepciones y ActoresenPugna / Ed. por M. Ardila. Bogotá: Universidad Externado de Colombia, 2016. P. 23—67.
5. Caichiolo, C. R. The MERCOSUR Experience and Theories of Regional Integration. Contexto int. [online]. 2017, vol.39, n.1, pp.117-134.[Электронный доступ]:URL: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0102-85292017000100117&lng=en&nrm=iso
6. Daniela, C., 2009. Neofuncionalismo e Intergovernamentalismo: PreponderânciaouCoexistêncianaUniãoEuropéia?.RevistaEletrônica de DireitoInternacional, vol. 5. [Электронный доступ]:URL: www.cedin.com.br/revistaeletronica/volume5/
7. De Almeida Paulo Roberto. Latin American development trends and Brazil’s role in the region // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2015. - №4. – С. 7-19.
8. Deutsch K. W. et al. Political Community and the North Atlantic Area: International Organization in the Light of Historical Experience. Princeton: Princeton University Press, 1957.
9. Dosenrode, S. Federalism. Theory and Neo-Functionalism: Elements for an analytical framework. Perspectives on Federalism, 2010, 2(3), 1-28.[Электронный доступ]:URL: http://www.on-federalism.eu/attachments/004_Volume%202-Issue3%202010.pdf
10. Funk K. A Political Economy of Arab-Latin American Relations: Notes and Theoretical Reflections from within the "American Social Science" of IR. FLACSO-ISA Joint International Conference. Buenos Aires, 2014. [Электронный доступ]: URL: URL: http://web.isanet.org/Web/Conferences/FLACSO-ISA%20BuenosAires%202014/Archive/7ecb7026-700a-4372-a480-f4c34c91ad35.pdf
11. Gardini G. L. The Origins of MERCOSUR Democracy and Regionalization in South America. New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2010. P. 75
12. Gratius S., Gomes Saraiva M. Continental Regionalism: Brazil’s prominent role in the Americas // University of Pittsburgh [Электронный доступ]: URL: http://aei.pitt.edu/40231/1/WD_No_374_Brazil's_Continental_Regionalism.pdf
13. Reis da Silva A. L. MERCOSUR leverages Brazil // Panorama internacional [Электронный доступ]: URL: http://panoramainternacional.fee.tche.br/en/article/o-mercosul-potencializa-o-brasil/
14. Haas E. The Uniting of Europe / E. Haas. // The European Union: Reading on the Theory and Practice of European Integration - 2003. – 25 P.
15. Heine J. Regional integration and political cooperation in Latin America/ Latin American Research Review Volume 47, No. 3 (2012), p. 209-217/ // Ассоциация латиноамериканских исследований [Электронный доступ]:URL: https://www.jstor.org/stable/23322182
16. Нoworth J. Discourse, Ideas, and Epistemic Communities in European Security and Defence Policy // West European Politics. 2004 Vol. 27.No 2 (March).
17. Kellogg P. Regional Integration in Latin America: Dawn of an Alternative to Neoliberalism?// New Political Science 29, no. 2 (2007): p. 187-209:// Research Gate. [Электронный ресурс]: URL: https://www.researchgate.net/publication/232872424_Regional_Integration_in_Latin_America_Dawn_of_an_Alternative_to_Neoliberalism1
18. Lazarou, E. Brazil and regional integration in South America: lessons from the EU's crisis. Contexto int. [online]. 2013, vol.35, n.2, pp.353-385. [Электронный доступ]:URL: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0102-85292013000200002&lng=en&nrm=iso
19. Lee T. Regional and Local governance within a Global space: An empirical case study of Inter oceanic Highway in South America. ISA-FLACSO International Conference.Buenos Aires,2014. [Электронный доступ]: URL: http://web.isanet.org/Web/Conferences/FLACSOISA%20BuenosAires%202014/Archive/b52dab78b11d4d879e1d4ce0c55530ab.pdf
20. Lo Brutti Giuseppe, Salazar C.O.V. The Strategic Integration of Latin America: a Disputed Project // Latin American Perspectives, March 2015.[Электронный доступ]: URL: http://lap.sagepub.com/content/early/2015/03/12/0094582X15574847.full.pdf
21. Lomeu Campos G.From Success to Failure: Under What Conditions Did MERCOSUR Integrate? // Journal of Economic Integration. 2016. Vol. 31. No. 4. Pp. 855–897.
22. Lucio L., Corbett R. Altiero Spinelli - European Federalist / L. Levi, R.Corbett A. Spinelli // Directorate-General Internal Policies of The Union. [Электронный доступ]: URL: http://www.europarl.europa.eu/document.pdf
23. Luis F. del Salto, Analysis of Intergovernmental and Liberal Intergovernmental approaches in Latin American sub-regional integration. SeoulNationalUniversity, 2018. [Электронный доступ]: URL: https://s-space.snu.ac.kr/handle/10371/143611 (дата обращения 23.04.2020)
24. Malamud A. Theories of regional integration and the origins of MERCOSUR // MarcilioToscano Franca Filho, Lucas Lixinski and Maria Belen Olmos Giupponi (eds), The Law of MERCOSUR, Oxford: Hart Publishing. 2010. Pp. 9–27
25. Malamud A. Conceptos, teorías y debates sobre la integración regional. Brazilian Journal of International Relations. [Электронный доступ]: URL: http://www2.marilia.unesp.br/revistas/index.php/bjir/article/view/2763
26. Malamud C. La crisis de MERCOSULes la crisis de la integracio´n regional latinoamericana // Infolatam. [Электронный доступ]: URL: http://www.infolatam.com/2016/08/07/lacrisisdemercosureslacrisisdelaintegracionregionallatinoamericana/
27. Meissner K. L. MERCOSURThe Ups and Downs of Regional Integration in South America // Regional Integration in the Global South External Influence on Economic Cooperation in ASEAN, MERCOSUR and SADC Edited by Sebastian Krapohl. eBook: Palgrave Macmillan. P 151.
28. Mitrani D. The Functional Approach to World Organization / D. Mitrani. [Электронный доступ]: URL: https://www.lsu.edu/mitrany1948.pdf
29. Moravcsik A. Preferences and power in the European Community: «A liberal intergovemmentalist approach. Journal of Common Market Studies, vol. 31, no. 4, 1993., pp. 473—523
30. Open Regionalism in Latin America and the Caribbean: Economic Integration аs a Contribution to Changing Production Patterns with Social Equity // ECLAC. URL: http://www.cepal.org/publicaciones.html
31. Passarinho N. Como políticaambiental de Bolsonaroafetouimagem do Brasilem 2019 e quais as consequências disso [Электронный ресурс] // Época. Globo. 2019. 31 de dezembro. URL: https://epoca.globo.com/brasil/como-politica-ambiental-debolsonaro-afetou-imagem-do-brasil-em-2019-quais-as-consequencias-disso-24165877
32. Rapoport M. y Madrid E. Argentina-brasil. De rivalesaaliados: politica, economia y relacionesbilaterales// Buenos Aires, Capital Intelectual, 2011. 360 p.
33. Rosamund B. Theories of Eurоpсan Integraticon. N.Y. 2000.
34. SáezLeal, J. yF. RivasMolina, «SudaméricaentierraalaUnasurdeChávez, KirchneryLula» // El País, 22 de marzo de 2019, [Электронный доступ]: URL: https://elpais.com/internacional/2019/03/22/argentina/1553281368_627367.html
35. Saraiva, M. G. Brazilian foreign policy towards South America during the Lula administration: caught between South America and MERCOSUR. Rev. bras. polít. int. [online]. 2010, vol.53,pp.151-168. [Электронный доступ]: URL:https://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0034-73292010000300009
36. Sayuri J. Qual a imageminternacional do Brasilemmeio à pandemia // Nexojournal. 2020, 15 desetembro. [Электронный доступ]: URL: https://www.nexojornal.com.br/expresso/2020/09/14/Qual-a-imagem-internacional-do-Brasil-em-meio-%C3%A0-pandemia
37. Tvevad J. The Pacific Alliance:Regional integration or fragmentation,:// Shaping the Pacific Alliance – [Электронный ресурс]: URL: http://pacificallianceblog.com/wp-content/uploads/2018/01/2014-EU-PP-The-Pacific-Alliance-Regional-Integration-or-Fragmentation.pdf
38. Vidigal C.E. Bolsonaro e a reorientação da política exterior brasileira // Meridiano 47. 2019. Vol. 20. P. 1–16. https://doi.org/10.20889/M47e20011
39. The Coronavirus in Latin America // AS/COA [Электронный доступ]:URL: https://www.as-coa.org/articles/coronavirus-latin-america
40. Аниськевич, Н. С. Внешняя политика С. Пиньеры в латиноамериканском регионе / Н. С. Аниськевич // Латинская Америка. – 2019. – № 5. – С. 20-31. – DOI 10.31857/S0044748X0004716-6.
41. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе: Некоторые вопросы теории и практики М. Нaука, 1983. С. 69— 166.
42. Безерра, М. Дипломатия ЖаираБолсонару: демонтаж традиционной бразильской внешней политики / М. Безерра // Ибероамериканские тетради. – 2020. – Т. 8. – № 3(29). – С. 35-42. – DOI 10.46272/2409-3416-2020-8-3-35-42
43. Березина, Е. К. Роль УНАСУР в конструировании системы региональной безопасности Латинской Америки / Е. К. Березина // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2017. – Т. 8. – № 2(29). – С. 112-119.
44. Борзова А.Ю., Да КостаСантос Д., Сибарани Даме М. Бразилия и Индонезия: горизонты стратегического партнерства // Латинская Амиерика. 2020. №7. С. 100
45. «Бразилия: шесть бывших глав МИД осудили внешнюю политику Болсонару» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Реалист». URL: http://realtribune.ru/news/world/4241
46. Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле / отв. ред. В.М. Давыдов. – М.: Серия аналитических изданий «Саммит», 2019. – 144 с.
47. Воронина, Т. В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной экономической интеграции / Т. В. Воронина // TerraEconomicus. – 2010. – Т. 8. – № 3-3. – С. 208-215.
48. География Бразилии // Бразилия сегодня [Электронный доступ]: URL: https://brasil-russia.ru/geografiya-brazilii/
49. Евдокимов, Л. В. Интеграционные процессы в андском регионе Латинской Америки: политический аспект: специальность 23.00.04 "Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития": диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Евдокимов Леонид Викторович. – Санкт-Петербург, 2012. – 130 с.
50. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи для России [Текст] :докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Т. В. Бордачев, К. О. Вишневский, М. К. Глазатова и др. ; отв. ред. Т. А. Мешкова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 123, [1] с. — 250 экз. — ISBN 978-5-7598-1978-3 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2002-4 (e-book).
51. Елецкий А. Н. Становление Бразилии как ядра южноамериканских региональных блоков в условиях эволюции многополярности // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №5. [Электронный доступ]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-brazilii-kak-yadra-yuzhnoamerikanskih-regionalnyh-blokov-v-usloviyah-evolyutsii-mnogopolyarnosti
52. Емельянов А. И. Современные тенденции развития интеграционных процессов в Латинской Америке // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. №12-1. [Электронный доступ]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-integratsionnyh-protsessov-v-latinskoy-amerike
53. Еремин А.А., Барсегян А.А., Простаков Д.И., Кунцев В.Д. — Изменения конфигурации регионального лидерства в Латинской Америке (2016-2020 гг.) // Международные отношения. – 2021. – № 1. – С. 1 - 10. [Электронный доступ]: URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34814
54. Идрисова, А. И. Сравнительный анализ уровня демократии в Бразилии и Мексике на современном этапе / А. И. Идрисова // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2019. – № 1(27). – С. 66-73.
55. Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы : Аналитические тетради / А. А. Лавут, Д. В. Разумовский, Л. Б. Николаева [и др.] ; Ответственные редакторы – З.В. Ивановский; А.А. Лавут. – Москва : Институт Латинской Америки РАН, 2012. – 120 с. – ISBN 9785201054779.
56. Интеграционные процессы в современном мире / А.С. Маныкин [и др.] Под ред. Маныкина А.С. – М.: Макс-Пресс, 2005. C. 35.
57. История Бразилии // Бразилия сегодня [Электронный доступ]: URL: https://brasil-russia.ru/history-of-brazil/
58. Колб, Е. Г. Адаптация Французской социалистической партии к роли правящей партии во Франции в 1980-1990-е годы / Е. Г. Колб // Известия Смоленского государственного университета. – 2017. – № 4(40). – С. 260-268.
59. Костюнина Г.М. Интеграция в Латинской Америке / Г.М. Костюнина // Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н.Н.Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006. – 430 с.
60. Кравченко Л.И. Эволюция основных концепций регионализма в Латинской Америке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Тамбов: Грамота, 2015. № 8. Ч. 2. С. 112-114
61. Кудрявцева, Е. Ю. Практика урегулирования торговых разногласий в интеграционном объединении МЕРКОСУР / Е. Ю. Кудрявцева // Российский внешнеэкономический вестник. – 2007. – № 6. – С. 28-35.
62. Кузнецов Д.А. Латиноамериканская интеграция и субрегионализация на современном этапе: политико-идеологическое измерение/ Cyberleninka //[Электронный доступ]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16359780
63. Культура Бразилии // Бразилия сегодня [Электронный доступ]: URL: https://brasil-russia.ru/culture/geral/
64. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской модели/ [Электронный ресурс]// naukarus – URL: http://naukarus.com/poiski-latinoamerikanskoy-modeli
65. Лавут, А. А. МЕРКОСУР: современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран / А. А. Лавут // Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 6. – С. 64-74.
66. Лагутина, М. Л. Глобальный регион как элемент мировой политической системы XXI века (на примере Евразийского Союза): специальность 23.00.04 "Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук / Лагутина Мария Львовна. – Санкт-Петербург, 2016. – 12 с.
67. Леонор, Н. Р. Р. Формирование нового мироустройства и Латинская Америка / Н. Р. Р. Леонор // Этносоциум и межнациональная культура. – 2020. – № 6(144). – С. 102-114.
68. Мартынов Б.Ф. История международных отношений стран Латинской Америки (XX начало XXI вв.) / Б.Ф. Мартынов; МГИМО МИД России. - М.: Навона, 2008. - 424 с.
69. Мираньков, Д. Б. Ограничительные факторы процесса международной экономической интеграции: к теории вопроса / Д. Б. Мираньков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2018. – Т. 4(70). – № 3. – С. 128-135.
70. Морозова О. С. Политико-коммуникационные процессы в политическом управлении // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2011. №3. [Электронный доступ]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-kommunikatsionnye-protsessy-v-politicheskom-upravlenii
71. Нуньес-Саранцева Н.Н. Принципы открытого регионализма и альтернативных интеграционных моделей в Латинской Америке // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 8-6.
72. От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор международных отношений в XXI веке/отв.ред. В.Л. Хейфец.- М.: Политическая энциклопедия, 2019. – 494 с.
73. Павлова Е.Б. Колониальное наследие как проблема и ресурс при сотрудничестве Юг-Юг: случай Бразилии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 1. С. 48—58
74. Посашкова, А. В. Роль Бразилии в развитии интеграционных процессов на южноамериканском континенте / А. В. Посашкова // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2018. – № 3. – С. 31-41.
75. Разумовский Д.В. Стратегии и модели внутриотраслевой специализации торговли в интеграционных объединениях Южной Америки/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Москва, 2016/ Федеральное государственное бюджетное учреждение науки // [Электронный доступ]: URL: https://inafran.ru/sites/default/files/page_file/razumovskiy-dissertaciya.pdf
76. Разумовский, Д. В. Конец «постлиберального» регионализма в Латинской Америке? / Д. В. Разумовский // Латинская Америка. – 2018. – № 1. – С. 25-44.
77. Разумовский, Д. В. Новые пути региональной интеграции: латиноамериканский и восточноазиатский опыт / Д. В. Разумовский // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2014. – № 1. – С. 122-129.
78. Хван, М. С. Внешняя политика Бразилии в период президентства ЖаираБолсонару / М. С. Хван // Общество: философия, история, культура. – 2020. – № 11(79). – С. 81-97. – DOI 10.24158/fik.2020.11.14.
79. Хейфец Л.С., Жужгин И.М., Теории региональной интеграции и опыт МЕРКОСУР Журнал: Актуальные проблемы экономики и управления удк: 327 Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (Санкт-Петербург) 2020 С. 116-121.
80. Хейфец, В. Л. Союз южноамериканских наций: туманные перспективы / В. Л. Хейфец, Л. В. Хадорич // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – Т. 63. – № 2. – С. 85-93. – DOI 10.20542/0131-2227-2019-63-2-85-93.
81. Чеботарев Ю.А. — Либеральный межправительственный подход в контексте современных региональных исследований на примере Латинской Америки // Мировая политика. – 2018. – № 2. – С. 26 - 34. [Электронный доступ]: URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26333
82. Шемятенков В.Г Европейская интеграция: учеб.пособие. М. Международные отношения, 2003. С. 317-351.
83. Экономика Бразилии. Состояние экономики Бразилии и ее роль в мировом хозяйстве // EREPORT.RUмировая экономика // [Электронный доступ]: URL:http://www.ereport.ru/articles/weconomy/brazil.htm#:~:text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8,%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%2D%206%2C1%25