Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты управления запасами в логистической системе 9
1.1 Понятие, сущность и виды запасов в логистической системе 9
1.2 Необходимость создания запасов с точки зрения логистики 16
1.3 Системы управления запасами их преимущества и недостатки 20
Глава 2. Анализ организации управления запасами на ООО «Москва Карго» 35
2.1 Характеристика предприятия и основные показатели его деятельности 35
2.2 Организация управления запасами на ООО «Москва Карго» 42
2.3 Анализ проблем в области управления запасами и обоснование направлений её совершенствования 50
Глава 3. Основные направления совершенствования управления запасами в логистической системе на ООО «Москва Карго» 69
3.1 Предложения по совершенствованию управления запасами в логистической системе 69
3.2 Экономический эффект от проведения предлагаемых мероприятий 83
Заключение 89
Список использованных источников 92
Приложения 95
Логистика в современных условиях является одним из действенных факторов повышения эффективности экономики. Как и другие традиционные функции управления, она ориентируется на перспективные информационные технологии, экономико-математические методы и модели, обеспечивающие соответствие управленческих решений постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям бизнеса. В большей степени это актуально для теории организации и функционирования логистических систем (процессов), занимающихся управлением материальными потоками и запасами, имеющими тенденцию постоянного роста. При этом многообразие логистических систем определяет специфику организации и совершенствования управления материальными потоками. К таким системам достаточно сложно подойти с унифицированных позиций, то есть использовать типовые проектные решения как в области информационных технологий, так и в плане моделей управления запасами и материальными потоками. Это определяет актуальность выбранного направления научных исследований.
Другая специфика, связанная с совершенствованием управления материальными потоками состоит в том, что сами логистические системы не являются заданными, то есть нормативно определенными, как это было в директивной экономике. Рыночные условия оказывают давление на существующие организации, выполняющие функции снабжения. Поэтому возникают задачи по разработке новых принципов и форм организации интегрированных логистических систем и процессов, их информационных систем и технологий управления материальными запасами, оперативного снабжения клиентов на основе систем информационной поддержки и в перспективе мультиагентных логистических систем нового поколения. В этих условиях необходимы новые формы и методы организации и функционирования посреднических логистических звеньев, в первую очередь работающих непосредственно с потребителями, что также определяет актуальность научного направления. В области организации логистических систем и их звеньев наиболее востребованным и актуальным направлением расширения и совершенствования логистической деятельности является развитие региональных логистических систем и их звеньев на принципах современных логистических структур. Это определяет актуальность комплекса вопросов выбора и адаптации экономико-математических методов и моделей по технико-экономическому обоснованию организации, размещения и функционирования региональных логистических систем (РЛС) и звеньев (РЛЗ), направленных на реализацию их логистических задач.
Вопросы теории и практики организации логистических систем и звеньев, их функциональной деятельности разработаны в трудах известных зарубежных и отечественных авторов: Бауэрсокса Д.Дж., Вагнера Т., Клосса Д. , Силвера E.A., Уайтина Т., Аникина Б.А., Гаджинского А.М., Дудорина В.И., Миротина Л.Б., Неруша Ю.М., Рыжикова Ю.И., Сергеева В.И. и др. Изучение и анализ литературы показывают, что разработка указанной проблемы осуществляется за счет совершенствования различных элементов единой логистической системы. К ним можно отнести высокую степень разработки моделей управления запасами, составляющих основу исследования операций. При этом, однако, проблема управления многопродуктовыми материальными запасами не укладывается в классическую схему с очевидным количественным критерием оптимизации. То же можно сказать о динамических моделях. Попытка решить проблему на основе использования типовых информационных систем различных классов до сих пор наталкивается на их высокую стоимость. Отсюда проблема агрегирования и увязки ее с технологией управления материальными потоками становится очевидной для данного этапа развития логистических систем. Поскольку эта задача достаточно широкая и в настоящее время отсутствует всесторонняя теоретическая база для ее разрешения, становятся оправданными работы, решающие локальные задачи по организации и функционированию конкретных логистических систем и их звеньев. Такие работы имеют не только практическую значимость, выражающуюся в показателях экономической эффективности, но и служат основой для дальнейших теоретических обобщений, что несомненно актуально.
Актуальность проблемы оптимизации запасов предприятия и эффективного управления ими также обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.
Цель работы оценить эффективность управления запасами материальных ресурсов ООО «Москва Карго» и разработать пути его совершенствования с применением логистического подхода.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
• раскрыта сущность и функциональная роль запасов материальных ресурсов; рассмотрены методы нормирования запасов предприятия;
• определены возможные варианты выбора системы контроля уровня запасов;
• рассмотрена методика управления и проектирования эффективной системы управления запасами;
• дана общая характеристика и проведен детальный анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Москва Карго»;
• проанализирован процесс управления запасами материальных ресурсов ООО «Москва Карго»;
• определены пути совершенствования управления запасами
• дано экономическое обоснование предложенных мероприятий и их влияния на финансовые результаты деятельности ООО «Москва Карго».
Объектом исследования является управление материальными запасами в ООО «Москва Карго».
Предмет исследования - особенности управления запасами материальных ресурсов предприятия.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретической и методологической основой работы послужили результаты исследований в области логистического управления запасами материальных ресурсов предприятия. Исследование строилось с применением принципов системного подхода. При этом использовались материалы, предоставленные ООО «Москва Карго», учебная и научная литература.
Методическую базу дипломного исследования составляют методы финансового анализа: методы, приемы и инструменты математической статистики: сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; методы нормирования запасов и управления ими.
Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области управления запасами, материалы периодической печати по наиболее значимым особенностям управления запасами на современном этапе, интернет-источник, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, внутрипроизводственная нормативно-техническая документация.
Логистика в современных условиях является одним из действенных факторов повышения эффективности экономики. Как и другие традиционные функции управления, она ориентируется на перспективные информационные технологии, экономико-математические методы и модели, обеспечивающие соответствие управленческих решений постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям бизнеса. В большей степени это актуально для теории организации и функционирования логистических систем (процессов), занимающихся управлением материальными потоками и запасами, имеющими тенденцию постоянного роста. При этом многообразие логистических систем определяет специфику организации и совершенствования управления материальными потоками. К таким системам достаточно сложно подойти с унифицированных позиций, то есть использовать типовые проектные решения как в области информационных технологий, так и в плане моделей управления запасами и материальными потоками. Это определяет актуальность выбранного направления научных исследований.
На основании проведённого анализа системы управления запасами в логистических системах на примере ООО «Москва Карго», можно сделать следующие выводы: ООО «Москва Карго» осуществляет закупку товарно-материальных ценностей для нужд осуществления деятельности: горюче-смазочные материалы, комплектующие, расходные материалы и прочее.
Все запасы ООО «Москва Карго» за 2016 г. сократились, за исключением смазочных материалов - их увеличение составило 16,19%. Так же увеличились остатки форменной и корпоративной одежды - на 51,63%. В общем итоге сокращение запасов произошло на 37,69%. Значительно сократились основные сырье и материалы на 73,63%, запасные части на 65,91% и инструменты, приспособления и инвентарь - на 63,35%. Факт снижения запасов свидетельствует о снижении производственных оборотов, что отрицательно сказывается на ликвидности активов. Уровень запасов по основному виду деятельности ООО «Москва Карго» сократился с 1085137,29 тыо. руб., до 676150,14 тыо. руб. на конец года, что говорит о расходовании запасов в течении анализируемого периода.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы: происходит уменьшение всех запасов по основному виду деятельности, кроме топлива дизельного, это говорит, что является первым по значимости энергетическим ресурсом на ООО «Москва Карго». ООО «Москва Карго» ведёт расчет запасов с фиксированным размером заказа. Уровень логистических издержек составил 135600 р.
Система с фиксированным размером заказа позволяет работать в условиях сравнительно низкого запаса, защищая, в то же время, предприятие от дефицита. Следовательно, условиями применения этих систем являются:
• большие потери от отсутствия запасов;
• большие затраты по содержанию запасов;
• высокая степень неопределенности спроса (т.е. спрос на товар плохо прогнозируется).
Применение данной системы позволяет экономить затраты по содержанию запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы.
К недостаткам системы относят ведение постоянного контроля наличия запасов на складе.
Система с фиксированным интервалом времени между заказами позволяет проводить учет остатков лишь периодически. Платой за это будет, как правило, более высокий, по сравнению с предшествующей системой, средний уровень запаса. Система применяется при низких удельных издержках на хранение.
Данная система хорошо работает в условиях, когда можно с достаточной степенью уверенности предугадать размер спроса. В противном случае неожиданно возросший спрос в период между заказами может увести логистическую систему в дефицитное состояние.
Основные условия применения системы с фиксированным интервалом времени между заказами:
• низкие затраты по содержанию запаса;
• хорошая предсказуемость спроса.
К преимуществам системы относят отсутствие постоянного контроля за текущим запасом на складе. К недостаткам - повышение затрат на содержание запасов на складе за счёт увеличения площадей под запасы.
Предпочтительнее использовать логистическую систему управления запасами с фиксированным размером заказа, так как данная система более устойчива к некоторым возмущающим воздействиям. Ещё одной причиной выбора данной системы является то, что система с фиксированным размером заказа требует постоянного, непрерывного учёта текущего запаса на складе.
Однако для того что бы смягчать недостатки проанализированных логистических систем управления запасами. Одной из рекомендаций является увеличение размера заказа при условии предоставления поставщиком ценовой скидки.
В результате проведённых мероприятий по оптимизации работы системы был рассчитан экономический эффект предприятия, который составил 591658 р. Это свидетельствует о том, что оптимизация деятельности системы может привести к экономической выгоде.
1. Афанасенко И. Д. , Борисова В.В. Логистика снабжения [Текст] / Афанасенко И. Д. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 336 с.
2. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок [Текст] - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 640 с.
3. Бажин И.И. Проектно-логистическое управление ресурсным обеспечением : монография [Текст] / И. И. Бажин, В. В. Сысоев. - Н.Новгород : Изд-во Гладкова И.В., 2016. - 222 с.
4. Бланк И.А., Основы складской логистики [Текст] / И.А. Бланк Т.2. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2013. - 512 с.
5. Володина М.В., Сопачева Т.А.. Организация хранения и контроль запасов и сырья. Учебник. - М.: Academia, 2014. - 192 с.
6. Волгин В.В., Логистика приемки и отгрузки товаров. - 3-е изд. Перераб. Доп. - М.: Дашков и К. - 2014. - 490 с.
7. Волгин В.В., Логистика хранения товаров. - 3-е изд. Перераб. Доп. - М.: Дашков и К.- 2013. - 370 с.
8. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект.- 2015. - 176 с.
9. Гайдаенко О.В. Логистика [Текст] - М.: КноРус, 2011. - 272 с. 19. Григорьев М.Н., Долгов А.П. Логистика. Продвинутый курс [Текст] - М.: Юрайт, 2011. - 736 с.
10. Григорьев М. Н., Уваров С.А., Ткач В. В. Коммерческая логистика. Теория и практик [Текст] - М.: Юрайт, 2014. - 490 с.
11. Герасимов Б.И., Жариков В. В., Жариков В. Д. Основы логистики [Текст] - М.: Форум, 2017. - 304 с.
12. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Ширяев С. А., Гудков Д. В. Основы логистики [Текст] - М.: Горячая Линия - Телеком, 2014. - 352 с.
13. Доенин В.В. Динамическая логистика транспортных процессов [Текст] - М.: Компания Спутник+, 2016. - 248 с.
14. Дыбска, В.В. Логистический подход в решении проблем складской обработки груза / В.В. Дыбска. Логистика и бизнес: Сборник. М.: - Бранденс. - 2015. - 610 с.
15. Имаи М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. [Текст] Пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2015.-346 с.
...