Введение
Часть 1. Теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье
1.1. Развитие представлений о насилии и жестоком обращении с детьми в семье
1.2. Жестокое обращение с детьми в семье как социальная проблема
1.3. Виды и причины жестокого обращения с детьми в семье
Глава 2. Формы и методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье
2.1. Зарубежный опыт профилактики жестокого обращения с детьми в семье
2.2. Социальная политика Российской Федерации и города Санкт-Петербург в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье
2.3. Опыт СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Василеостровского района»
Глава 3. Изучение представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики
3.1. Программа исследования
3.2. Результаты исследования
3.3. Выводы по результатам исследования и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Дети представляют собой одну из самых незащищенных категорий населения в отношении «большого мира», т.е. мира взрослых людей, мира самодостаточного и целостного, мира сильного, который, будучи целостным и сильным, способен подчинить себе многие сферы общественной жизни. Наряду с детьми принято выделять ещё несколько категорий населения, являющихся наименее защищенными: инвалиды, пожилые люди, эмигранты, не имеющие по сути дела никаких правовых защитных механизмов. Говорят, что дети – это цветы жизни, что по своей сути отражает смысл другого высказывания: Дети – это то, из чего в дальнейшем складывается благополучие всего общество, что дети – это фундамент благоденствия городов, государств и стран в целом, вкупе образующих единое целое – мировое сообщество.
Как пишет в своей работе Т.В.Шипунова, возможным является выделение несколько факторов, которые способствовали появлению феномена жестокого обращения с детьми. Отношение к феномену жестокого обращения с детьми вызвало общественный резонанс в XIX веке, с появлением таких понятия, как «индустриализации» и «индустриальная революция». На данном историческом этапе семья, как агент первичной социализации, претерпела изменения в отношении своих первичных функций. На первый план вышла необходимость в материальном обогащении, родители начали эксплуатировать ребенка, зачастую пренебрегая интересами и состоянием своего чада. Более взрослые дети были обязаны обеспечивать себя, пожилое поколение и младших братьев и сестер материальным благополучием.
Наряду с индустриализацией проходили значительные политические пертурбации, которые способствовали переносу акцента с внутрисемейных обязательств на несемейные дела, такие как политическая жизнь и экономические отношения. Вследствие происходящего семья претерпевала значительную психологическую нагрузку, что не могло не сказаться на склонении института семьи и детства в сторону деструкции. Безусловно, общественность не могла оставить процессы трансформации семьи без ответной реакции, которая нашла свое воплощение в создании различных союзов :
- 1871 г. – в Нью-Йорке учреждено Общество по предотвращению жестокого обращения с детьми;
- 1898 г. – в Германии создан «союз защиты детей от использования и жестокого обращения;
- 1899 г. – в Британии под покровительством королевы Виктории основано Национальное общество по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Согласно докладу уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина за 2009 г. говорится о том, что права детей в РФ нарушаются как родителями, так и лицами должностного характера. Это объясняется отсутствием сводного федерального законодательства по правам ребенка. Призванные заменить его законы, подзаконные акты и внутриведомственные приказы создают препятствия государству и обществу на пути контроля над соблюдением прав и интересов ребенка. Также он отметил, что зачастую права ребенка воспринимаются как «искусственные», а дети не воспринимаются как субъект права. Согласно официальной статистике Генпрокуратуры России, в 2008 г. были зарегистрированы 62 тыс. преступлений против детей и подростков, в результате которых их погибло более двух тысяч. В период 2009-2015 г.г. на территории РФ было зарегистрировано 676 844 несовершеннолетних, которые стали жертвами различных видов преступлений, что являет собой 5,7 % от общего числа учтенных жертв преступлений из числа физических лиц.
В 2009 г. учтено 108718 несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, в 2010 – 100227, в 2011 – 92912, в 2012 – 89183, в 2013 – 89053, в 2014 – 95430, в 2015 – 102698. При стабильном снижение криминальной виктимности несовершеннолетних в 2010-2013 г.г. лишь в 2014 г. наблюдается резкое повышение этого показателя на 6247 потерпевших лиц несовершеннолетнего возраста. Иными словами, на 7,2% выше по сравнению с предыдущим годом.
За период 2012-2015 г.г. признаны потерпевшими более 65 тысяч несовершеннолетних, из которых свыше 34 тысяч – малолетние. Существенную тревогу вызывает тот факт, что за 4 пошедших года вдвое возросло количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности детей и подростков. По данным криминальной статистики, в 2012 г. было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 г. - уже 10 942. Выросло число преступлений, совершенных со стороны родителей или близких родственников. Так, 2015 г. 690 детей пострадало от сексуальных домогательств со стороны ближайшего окружения (родственников и членов семей). Из них 260 детей являлись жертвами преступных действий со стороны собственных родителей.
Данная проблема долгое время находилась под грифом совершенно секретно. Статистические данные о распространенности насилия, по мнению такого эксперта, как И.С.Кон, не являются достоверными. Так же представления общества о жестоком обращении серьезно деформированы. Люди считают, что это явление затрагивает лишь неблагополучные семье, в то время как данная проблема пронизывает все слои общества, независимо от культурных, расовых, экономических и т.д. аспектов.
Дисфункции, которые возникают после насилия, пронизывают все уровни человеческой жизнедеятельности. Такие нарушения приводят к серьезным личностным изменениям. Последствия могут быть как кратковременные, так и долгосрочные, поэтому исследование данной проблемы является крайне актуальным.
Насилие над ребенком нарушает его естественные права, которые регламентированы законом. На международном и национальном уровне издано и принято множество специальных актов, которые формулируют права ребенка. Основным актом является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - документ из 54 статей. Права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в РФ является ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Чтобы несправедливости и насилия в отношении детей становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.
Проблематика насилия – обширная сфера, которая разрабатывается в мировой психологии, педагогике, философии и проч. науках. Основной вклад в понимание явления насилие внесли такие психологи как З. Фрейд и Э. Фромм.
Объект: жестокое обращение с детьми в семье.
Предмет исследования: профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Цель исследования: Рассмотрение и анализ представлений о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностей его профилактики.
Основываясь на цели исследования, для их выполнения выдвинуты следующие задачи:
- Изучить подходы к пониманию проблемы насилия.
- Раскрыть понятие жестокого обращения с детьми в семье, изучить и рассмотреть его виды, причины и последствия.
- Проанализировать опыт зарубежных стран по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
- Проанализировать социальную политику Российской Федерации в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье, а также города Санкт-Петербург.
- Выявить и изучить представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики.
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовых актов, анализ опыта работы по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, экспертное интервью.
Цель и задачи, объект и предмет прикладного исследования
Целью исследования являлось изучение представлений экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Объект исследования – специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних (далее – ОПБН) Василеостровского района г.Санкт-Петербург, предмет – представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. В экспертном интервью участвовали 5 специалистов отделения, имеющих опыт работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье. Вторая глава включает в себя три параграфа, в которых рассматриваются методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Рассмотрен опыт зарубежных стран, социальная политика РФ в решении рассматриваемой проблемы, а также деятельность г. Санкт-Петербург по превенции жестокого обращения с детьми на примере центра Василеостровского района. Третья глава посвящена изучению представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Данная глава состоит из трех параграфов: программы исследования, результатов, а также выводов и рекомендаций.
Выпускная квалификационная работа имеет объем в 76 страниц, количество литературных источников включает в себя 74 наименования
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут реализовываться в различных видах и формах, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни вплоть до летального исхода. Имеются отрицательные последствия для здоровья: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов (печени, селезенки, почек и др.). Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от жестокого обращения.
Анализ литературы по проблеме жестокого обращения с детьми в семье показывает, что своевременная диагностика детей, ставших жертвами жестокого обращения в семье, является одной из актуальных проблем. Поскольку отрицательный опыт жестокости в детстве зачастую воспроизводится, как полагает большинство ученых, в последующих поколениях, из этого следует необходимость выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи таким детям и их семьям. Практически все дети, пострадавшие от жестокого и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Задачами первого порядка являются обеспечение безопасности ребенка, поддержание или создание окружения, способствующего конструктивному развитию ребенка, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения. Изучению этих вопросов была посвящена выпускная квалификационная работа.
В соответствии с поставленными задачами в выпускной квалификационной работе были достигнуты следующие результаты:
1. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию агрессии и насилия, позволяющие расширить представление о природе феномена насилия. Анализ теоретических подходов позволяет формировать знание об этапах и механизмах развития агрессии и насилия, а также возможных причинах этих проявлений. На основании анализа выведено следующее определение насилия – это все действия, причиняющие ущерб другому человеку, животному или неодушевленному объекту. А жестокое обращение в отношении ребенка – это действия или бездействия различного характера со стороны родителей, заменяющих лиц или других взрослых, результатом которого является нарушение здоровья и благополучия ребенка или создание обстоятельств, мешающих его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемление их прав и свобод.
2. Проведен анализ научной литературы, в которой содержится теоретический материал о формах, видах и причинах жестокого обращения с детьми в семье. Жестокое обращение с детьми представляет собой переплетение факторов, обуславливающих его проявление в обществе. Виды жесткого обращения также носят комплексный характер, поскольку зачастую у ребенка, ставшего жертвой жестокого обращения, наблюдаются признаки, присущие различным видам насилия. У такого ребенка можно диагностировать как наличие синяков и ссадин, так и эмоциональную неустойчивость и проблемы взаимодействия со сверстниками. Зачастую, причины и факторы риска сводятся к следующему: семьи с низким материальным уровнем, многодетные семьи, неполные или конфликтные семьи, неготовность родителей к появлению ребенка, причины, связанные со здоровьем родителей: выраженный алкоголизм родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания родителей, причины, связанные с особенностями ребенка: повышенная активность; «нежеланность» ребенка; психические отклонения ребенка.
3. Рассмотрен опыт профилактики зарубежных стран, таких как США, Австрия и Германия. Выделены рекомендации ученых по совершенствованию превентивных мер. Зарубежных стран говорит о высокой слаженности взаимодействия всех субъектов защиты детей от жестокого обращения. Слаженный и хорошо развитый нормативно-правовой механизм, широкая сеть специализированных учреждений, компетентность специалистов, заинтересованность граждан и правительства – все эти факторы позволяют считать деятельность зарубежных стран достаточно результативной. Адаптация такого опыта к российской реальности способна сыграть положительную роль в процессе реформирования существующей системы профилактики.
4. Исследован опыт работы по профилактике семейного насилия над детьми Российской Федерации в целом и г. Санкт-Петербург. Были выявлены некоторые положительные моменты в реализации социальной политики в отношении превенции жесткого обращения с детьми. Так, на государственном уровне реализуются мероприятия по подготовке родителей к рождению ребенка, повышению их компетентности в психолого-педагогической сфере. В постоянном развитии находится нормативно-правовая база государства и его субъектов. В распоряжении субъектов находится право выработки программ и мероприятий, направленных на решение проблем в сфере семейной политики. Концепция г. Санкт- Петербург на 2018-2022 гг. является примером реализации этого права и проявлением заинтересованности города в решении проблемы. В городе проходят различные мероприятия, направленные на гармонизацию внутрисемейных отношений, повышение психологического комфорта семьи, материальное обеспечение и поддержку нуждающихся семей. Регулярные отчеты уполномоченных по правам ребенка позволяют отслеживать динамику развития проблемы и на основании актуальной информации вносить коррективы в деятельность по ее решению.
5. Рассмотрен опыт деятельность Центра помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербург, который послужил базой прикладного эмпирического исследования. По результатам исследования были выявлены мнения экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Специалистами Отделения был предложен перечень мер, которые направлены на повышение результативности системы профилактики. Данные рекомендации затрагивают как нормативно-правовую базу, регламентирующую работу с жестоким обращением, так и вопросы развития образовательного сектора Российской федерации. Важным представляется также мнение экспертов о необходимости развития правового сознания граждан, которое на данный момент находится на достаточно низком уровне. Кроме того, в качестве рекомендаций предлагается: уменьшение бюрократизма, вовлечение граждан в решение проблемы, усиление роли СМИ, повышение участия третьего сектора в решении проблемы и т.д.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
3. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ
5. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ
7. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист, 1966.
8. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. СПб. , 2001.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.
10. Даллер К. Г. Социальная защита детей. Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 3.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.
12. Ерусланова Р.И. и Милюхин К.В. Насилие в семье: учебное пособие. М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2011.
13. Зиновьева, Н. О., Михайлова, Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь. 2003.
14. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб. : Питер, 1998.
15. Краткий юридический словарь 5 200 терминов [авт. и сост.: А. Н. Азрилиян и др.]; под ред. А. Н. Азрилияна.2007. Изд. 2-е, доп.
16. Методическое пособие «Обзор зарубежного и российского опыта работы по выявлению и предотвращению случаев жестокого обращения с детьми (дайджест)». АНО ЦСППН, Пермь, 2010.
17. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008.
18. Раимбакиева Л.Х. ,Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012.
19. Сафонова, Т. Я., Цымбал, Е. И. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям. М., 2001.
20. Социология. Учебное пособие для студентов вузов, 2-е изд., переработанное и дополненное / Под ред. Ерофеева С.А. и Низамовой Л.Р. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001.
21. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011.
22. Фрейд З. Я и ОНО // Психология бессознательного: Сб. произведений. Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.
23. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004.
24. Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. Образования. М.: «Академия», 2011.
25. Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т.1: пер. с англ. М.: Центр Общечеловеческих ценностей, 1993.
26. Юнг К.Г.Архетип и символ / Перевод; В. В. Зеленский. М.: Ренессанс, 1991.
27. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. № 4. С.75-85.
28. Бабинцев В. П., Колпина Л. В. Проблема формирования категориального аппарата понятия «Социальное здоровье» // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 12 (52). С. 49-67.
29. Беседина О. А. Распространенность жестокого обращения с детьми в российских семьях. Вестник Тюменского государственного университета // Социально-экономические и правовые исследования. 2016. № 2 (3). С. 55-65.
30. Ботова М.Г. Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. №1. С. 100-102.
31. Брутман, В.И., Ениколопов, С.Н., Радионова, М.С. Нежелательная беременность у жертв сексуального насилия (психолого – психиатические аспекты проблемы // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.33-40.
32. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. 2008. № 4. С. 262-269.
33. Волкова, Е. Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. СПб. : Питер, 2006. № 6. С. 24-28.
34. Грицай А. Г. Проблема насилия над ребенком в семье и формы его проявления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С.268-273.
35. Грицай А. Г., Спирина В. И.. Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011 № (1), С. 27-32.
36. Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия // Психология и право. 2012. № 4. С. 2. С.77-87.
37. Дзускаева З.Т. Общественная опасность преступлений против семьи и несовершеннолетних // Вестник МИЭП. 2015. № 3 (20). С. 104-111.
38. Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 6. т. 60. 2011. С. 77-80.
39. Е. Д. Иванникова. Социологическая интерпретация понятия «Социальный риск» // Наука. Инновации. Технологии, 2007, № 52, С. 190-195.
40. Елизаров А.Н. Социально-психологическая помощь семье, страдающей от насилия. Психология зрелости и старения // Ежеквартальный научно-практический журнал. 2006. № 4 (36). С. 32 – 48.
41. Ениколопов С.Н. Современные проблемы психологии семейного насилия // Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. М.: МАКС-Пресс, 2003. С. 96 - 102.
42. Заброда Д.Г. , Заброда С.Н. Австрийский опыт предупреждения домашнего насилия: характеристика и предложения по использованию в России // Общество и право. 2016. № 3 (57). С.107-111.
43. Кабанов П.А. Несовершеннолетние жертвы современной российской преступности: статистико-виктимологическое измерение (2009-2015 гг.) // Виктимология. 2016. № 3 (9). С.7-23
44. Комарницкий А.В. Степень криминогенной виктимизации несовершеннолетних в сфере семейных отношений // Криминология: вчера, сегодня, завтра . 2013. № 2 (29). С.80-83.
45. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21-69.
46. Кукушкина.Л.Е. Детство без насилия // Социальная работа. 2010. № 1. С.10-14.
47. Лапа В.Г.Видение проблемы жестокого обращения с детьми за рубежом // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2011. № 1. С. 101-108.
48. Мищенко В.А., Устьянцева А.Д. Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения // Вестник Югорского государственного университета,2015 № 1 (36). С. 53-59.
49. Орлова В.Н. Жестокое обращение с детьми как социально-педагогическая проблема // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С.135-141.
50. Осадчая Н. Г. Жестокое обращение с детьми в семье: проблемы определения и перспективы исследований // Юрист-Правоведъ. – 2008. № 5. С. 37-40.
51. Прончев К. В. Последствия семейного насилия в отношении несовершеннолетних // Территория науки. 2013. № 4 С.146-150.
52. Сазонтова. А. В. Социальная технология реабилитационной работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении // Работник социальной службы. 2010. № 1. С.44-49.
53. Шаповалова В. С. Государственная политика современной России в области защиты прав детей // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, № 2, 2010, С. 398-403
54. Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований // Криминология: вчера, сегодня, завтра: 2002. № 1 (2). С. 90-100.
55. Шипунова Т.В. Тема агрессии и насилия в немецкой криминологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. III. № 2. 2000. С. 82-91.
56. Щелина Т.Т., Карюхина А.С. Социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных современных воспитательных колоний // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 553-563.
57. Ясавеев И.Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34). С. 91-102.
58. NEWS.ru. СК объявило росте числе россиян, желающих взять в семью сирот с целью заработать на их сексуальной эксплуатации. URL: http://www.newsru.com/russia/23jun2017/expl.html?utm_source=tema-main (дата обращения 04.05.2017)
59. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. URL: https://rg.ru/2010/05/28/doklad-lukin-dok.html (дата обращения 02.03.2016)
60. Домашнее насилие в России: бьют взрослые, страдают дети. РИА-новости. URL: http://ria.ru/society/20140708/1015163136.html (дата обращения 05.03.2016)
61. Ежегодный доклад за 2015 год. URL: http://www.spbdeti.org/id5872 (дата обращения 04.05.2017).
62. Информация о ходе выполнения в 2015 году плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р. Официальный сайт Минтруд РФ. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/281 (дата обращения 24.05.2018).
63. Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы. URL: http://www.spb-family.ru/doc/concept2.pdf (дата обращения 04.05.2017).
64. Лоханева Д.И., Скоробогатова Н.В. Исследование проблемы домашнего насилия над детьми. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-1-44.pdf (дата обращения 04.03.2016)
65. Луковцева З.В. Динамика жестокого обращения с ребенком в семье как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62504.shtml (дата обращения: 01.05.2018)
66. Материалы из заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве Санкт-Петербурга. Сайт уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL:http://www.spbdeti.org/id6716 (дата обращения 15.05.2018)
67. Наталья Б. Количество преступлений против детей увеличилось. URL: https://iz.ru/news/628372 (дата обращения 05.05.2016)
68. О развитии системы социального обслуживания семьи и детей, а также о предоставлении социальных услуг и услуг по социальному сопровождению детям и нуждающимся семьям с детьми от 31.07.2017 г. Официальный сайт Минтруд РФ. URL: https://rosmintrud.ru/docs/13 (дата обращения 24.05.2018)
69. О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы. от 16 августа 2012 года N 864. URL: http://docs.cntd.ru/document/822401188 (дата обращения 09.05.2017).
70. Обижают не по-детски. URL: https://rg.ru/2016/09/29/skr-vyroslo-kolichestvo-prestuplenij-protiv-nesovershennoletnih.html (дата обращения 05.05.2017)
71. Официальная статистика МВД России о насильственных преступлениях в отношении женщин и детей. URL: http://wcons.net/materialy-i-publikacii/gendernye-issledovaniya/oficialnaya-statistika-mvd-rossii (дата обращения 03.05.2017).
72. Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ. URL: http://deti.gov.ru/ (дата обращения 04.05.2016).
73. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения 04.05.2017)
74. РИА «Новости». Зарубежная практика защиты прав ребенка. URL: https://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html. (дата обращения 04.03.2016).