СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
|
Введение
Часть 1. Теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье
1.1. Развитие представлений о насилии и жестоком обращении с детьми в семье
1.2. Жестокое обращение с детьми в семье как социальная проблема
1.3. Виды и причины жестокого обращения с детьми в семье
Глава 2. Формы и методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье
2.1. Зарубежный опыт профилактики жестокого обращения с детьми в семье
2.2. Социальная политика Российской Федерации и города Санкт-Петербург в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье
2.3. Опыт СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Василеостровского района»
Глава 3. Изучение представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики
3.1. Программа исследования
3.2. Результаты исследования
3.3. Выводы по результатам исследования и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Часть 1. Теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье
1.1. Развитие представлений о насилии и жестоком обращении с детьми в семье
1.2. Жестокое обращение с детьми в семье как социальная проблема
1.3. Виды и причины жестокого обращения с детьми в семье
Глава 2. Формы и методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье
2.1. Зарубежный опыт профилактики жестокого обращения с детьми в семье
2.2. Социальная политика Российской Федерации и города Санкт-Петербург в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье
2.3. Опыт СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Василеостровского района»
Глава 3. Изучение представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики
3.1. Программа исследования
3.2. Результаты исследования
3.3. Выводы по результатам исследования и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Дети представляют собой одну из самых незащищенных категорий населения в отношении «большого мира», т.е. мира взрослых людей, мира самодостаточного и целостного, мира сильного, который, будучи целостным и сильным, способен подчинить себе многие сферы общественной жизни. Наряду с детьми принято выделять ещё несколько категорий населения, являющихся наименее защищенными: инвалиды, пожилые люди, эмигранты, не имеющие по сути дела никаких правовых защитных механизмов. Говорят, что дети – это цветы жизни, что по своей сути отражает смысл другого высказывания: Дети – это то, из чего в дальнейшем складывается благополучие всего общество, что дети – это фундамент благоденствия городов, государств и стран в целом, вкупе образующих единое целое – мировое сообщество.
Как пишет в своей работе Т.В.Шипунова, возможным является выделение несколько факторов, которые способствовали появлению феномена жестокого обращения с детьми. Отношение к феномену жестокого обращения с детьми вызвало общественный резонанс в XIX веке, с появлением таких понятия, как «индустриализации» и «индустриальная революция». На данном историческом этапе семья, как агент первичной социализации, претерпела изменения в отношении своих первичных функций. На первый план вышла необходимость в материальном обогащении, родители начали эксплуатировать ребенка, зачастую пренебрегая интересами и состоянием своего чада. Более взрослые дети были обязаны обеспечивать себя, пожилое поколение и младших братьев и сестер материальным благополучием.
Наряду с индустриализацией проходили значительные политические пертурбации, которые способствовали переносу акцента с внутрисемейных обязательств на несемейные дела, такие как политическая жизнь и экономические отношения. Вследствие происходящего семья претерпевала значительную психологическую нагрузку, что не могло не сказаться на склонении института семьи и детства в сторону деструкции. Безусловно, общественность не могла оставить процессы трансформации семьи без ответной реакции, которая нашла свое воплощение в создании различных союзов :
- 1871 г. – в Нью-Йорке учреждено Общество по предотвращению жестокого обращения с детьми;
- 1898 г. – в Германии создан «союз защиты детей от использования и жестокого обращения;
- 1899 г. – в Британии под покровительством королевы Виктории основано Национальное общество по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Согласно докладу уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина за 2009 г. говорится о том, что права детей в РФ нарушаются как родителями, так и лицами должностного характера. Это объясняется отсутствием сводного федерального законодательства по правам ребенка. Призванные заменить его законы, подзаконные акты и внутриведомственные приказы создают препятствия государству и обществу на пути контроля над соблюдением прав и интересов ребенка. Также он отметил, что зачастую права ребенка воспринимаются как «искусственные», а дети не воспринимаются как субъект права. Согласно официальной статистике Генпрокуратуры России, в 2008 г. были зарегистрированы 62 тыс. преступлений против детей и подростков, в результате которых их погибло более двух тысяч. В период 2009-2015 г.г. на территории РФ было зарегистрировано 676 844 несовершеннолетних, которые стали жертвами различных видов преступлений, что являет собой 5,7 % от общего числа учтенных жертв преступлений из числа физических лиц.
В 2009 г. учтено 108718 несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, в 2010 – 100227, в 2011 – 92912, в 2012 – 89183, в 2013 – 89053, в 2014 – 95430, в 2015 – 102698. При стабильном снижение криминальной виктимности несовершеннолетних в 2010-2013 г.г. лишь в 2014 г. наблюдается резкое повышение этого показателя на 6247 потерпевших лиц несовершеннолетнего возраста. Иными словами, на 7,2% выше по сравнению с предыдущим годом.
За период 2012-2015 г.г. признаны потерпевшими более 65 тысяч несовершеннолетних, из которых свыше 34 тысяч – малолетние. Существенную тревогу вызывает тот факт, что за 4 пошедших года вдвое возросло количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности детей и подростков. По данным криминальной статистики, в 2012 г. было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 г. - уже 10 942. Выросло число преступлений, совершенных со стороны родителей или близких родственников. Так, 2015 г. 690 детей пострадало от сексуальных домогательств со стороны ближайшего окружения (родственников и членов семей). Из них 260 детей являлись жертвами преступных действий со стороны собственных родителей.
Данная проблема долгое время находилась под грифом совершенно секретно. Статистические данные о распространенности насилия, по мнению такого эксперта, как И.С.Кон, не являются достоверными. Так же представления общества о жестоком обращении серьезно деформированы. Люди считают, что это явление затрагивает лишь неблагополучные семье, в то время как данная проблема пронизывает все слои общества, независимо от культурных, расовых, экономических и т.д. аспектов.
Дисфункции, которые возникают после насилия, пронизывают все уровни человеческой жизнедеятельности. Такие нарушения приводят к серьезным личностным изменениям. Последствия могут быть как кратковременные, так и долгосрочные, поэтому исследование данной проблемы является крайне актуальным.
Насилие над ребенком нарушает его естественные права, которые регламентированы законом. На международном и национальном уровне издано и принято множество специальных актов, которые формулируют права ребенка. Основным актом является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - документ из 54 статей. Права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в РФ является ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Чтобы несправедливости и насилия в отношении детей становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.
Проблематика насилия – обширная сфера, которая разрабатывается в мировой психологии, педагогике, философии и проч. науках. Основной вклад в понимание явления насилие внесли такие психологи как З. Фрейд и Э. Фромм.
Объект: жестокое обращение с детьми в семье.
Предмет исследования: профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Цель исследования: Рассмотрение и анализ представлений о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностей его профилактики.
Основываясь на цели исследования, для их выполнения выдвинуты следующие задачи:
- Изучить подходы к пониманию проблемы насилия.
- Раскрыть понятие жестокого обращения с детьми в семье, изучить и рассмотреть его виды, причины и последствия.
- Проанализировать опыт зарубежных стран по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
- Проанализировать социальную политику Российской Федерации в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье, а также города Санкт-Петербург.
- Выявить и изучить представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики.
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовых актов, анализ опыта работы по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, экспертное интервью.
Цель и задачи, объект и предмет прикладного исследования
Целью исследования являлось изучение представлений экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Объект исследования – специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних (далее – ОПБН) Василеостровского района г.Санкт-Петербург, предмет – представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. В экспертном интервью участвовали 5 специалистов отделения, имеющих опыт работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье. Вторая глава включает в себя три параграфа, в которых рассматриваются методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Рассмотрен опыт зарубежных стран, социальная политика РФ в решении рассматриваемой проблемы, а также деятельность г. Санкт-Петербург по превенции жестокого обращения с детьми на примере центра Василеостровского района. Третья глава посвящена изучению представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Данная глава состоит из трех параграфов: программы исследования, результатов, а также выводов и рекомендаций.
Выпускная квалификационная работа имеет объем в 76 страниц, количество литературных источников включает в себя 74 наименования
Как пишет в своей работе Т.В.Шипунова, возможным является выделение несколько факторов, которые способствовали появлению феномена жестокого обращения с детьми. Отношение к феномену жестокого обращения с детьми вызвало общественный резонанс в XIX веке, с появлением таких понятия, как «индустриализации» и «индустриальная революция». На данном историческом этапе семья, как агент первичной социализации, претерпела изменения в отношении своих первичных функций. На первый план вышла необходимость в материальном обогащении, родители начали эксплуатировать ребенка, зачастую пренебрегая интересами и состоянием своего чада. Более взрослые дети были обязаны обеспечивать себя, пожилое поколение и младших братьев и сестер материальным благополучием.
Наряду с индустриализацией проходили значительные политические пертурбации, которые способствовали переносу акцента с внутрисемейных обязательств на несемейные дела, такие как политическая жизнь и экономические отношения. Вследствие происходящего семья претерпевала значительную психологическую нагрузку, что не могло не сказаться на склонении института семьи и детства в сторону деструкции. Безусловно, общественность не могла оставить процессы трансформации семьи без ответной реакции, которая нашла свое воплощение в создании различных союзов :
- 1871 г. – в Нью-Йорке учреждено Общество по предотвращению жестокого обращения с детьми;
- 1898 г. – в Германии создан «союз защиты детей от использования и жестокого обращения;
- 1899 г. – в Британии под покровительством королевы Виктории основано Национальное общество по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Согласно докладу уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина за 2009 г. говорится о том, что права детей в РФ нарушаются как родителями, так и лицами должностного характера. Это объясняется отсутствием сводного федерального законодательства по правам ребенка. Призванные заменить его законы, подзаконные акты и внутриведомственные приказы создают препятствия государству и обществу на пути контроля над соблюдением прав и интересов ребенка. Также он отметил, что зачастую права ребенка воспринимаются как «искусственные», а дети не воспринимаются как субъект права. Согласно официальной статистике Генпрокуратуры России, в 2008 г. были зарегистрированы 62 тыс. преступлений против детей и подростков, в результате которых их погибло более двух тысяч. В период 2009-2015 г.г. на территории РФ было зарегистрировано 676 844 несовершеннолетних, которые стали жертвами различных видов преступлений, что являет собой 5,7 % от общего числа учтенных жертв преступлений из числа физических лиц.
В 2009 г. учтено 108718 несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, в 2010 – 100227, в 2011 – 92912, в 2012 – 89183, в 2013 – 89053, в 2014 – 95430, в 2015 – 102698. При стабильном снижение криминальной виктимности несовершеннолетних в 2010-2013 г.г. лишь в 2014 г. наблюдается резкое повышение этого показателя на 6247 потерпевших лиц несовершеннолетнего возраста. Иными словами, на 7,2% выше по сравнению с предыдущим годом.
За период 2012-2015 г.г. признаны потерпевшими более 65 тысяч несовершеннолетних, из которых свыше 34 тысяч – малолетние. Существенную тревогу вызывает тот факт, что за 4 пошедших года вдвое возросло количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности детей и подростков. По данным криминальной статистики, в 2012 г. было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 г. - уже 10 942. Выросло число преступлений, совершенных со стороны родителей или близких родственников. Так, 2015 г. 690 детей пострадало от сексуальных домогательств со стороны ближайшего окружения (родственников и членов семей). Из них 260 детей являлись жертвами преступных действий со стороны собственных родителей.
Данная проблема долгое время находилась под грифом совершенно секретно. Статистические данные о распространенности насилия, по мнению такого эксперта, как И.С.Кон, не являются достоверными. Так же представления общества о жестоком обращении серьезно деформированы. Люди считают, что это явление затрагивает лишь неблагополучные семье, в то время как данная проблема пронизывает все слои общества, независимо от культурных, расовых, экономических и т.д. аспектов.
Дисфункции, которые возникают после насилия, пронизывают все уровни человеческой жизнедеятельности. Такие нарушения приводят к серьезным личностным изменениям. Последствия могут быть как кратковременные, так и долгосрочные, поэтому исследование данной проблемы является крайне актуальным.
Насилие над ребенком нарушает его естественные права, которые регламентированы законом. На международном и национальном уровне издано и принято множество специальных актов, которые формулируют права ребенка. Основным актом является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - документ из 54 статей. Права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в РФ является ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Чтобы несправедливости и насилия в отношении детей становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.
Проблематика насилия – обширная сфера, которая разрабатывается в мировой психологии, педагогике, философии и проч. науках. Основной вклад в понимание явления насилие внесли такие психологи как З. Фрейд и Э. Фромм.
Объект: жестокое обращение с детьми в семье.
Предмет исследования: профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Цель исследования: Рассмотрение и анализ представлений о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностей его профилактики.
Основываясь на цели исследования, для их выполнения выдвинуты следующие задачи:
- Изучить подходы к пониманию проблемы насилия.
- Раскрыть понятие жестокого обращения с детьми в семье, изучить и рассмотреть его виды, причины и последствия.
- Проанализировать опыт зарубежных стран по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
- Проанализировать социальную политику Российской Федерации в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье, а также города Санкт-Петербург.
- Выявить и изучить представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики.
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовых актов, анализ опыта работы по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, экспертное интервью.
Цель и задачи, объект и предмет прикладного исследования
Целью исследования являлось изучение представлений экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Объект исследования – специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних (далее – ОПБН) Василеостровского района г.Санкт-Петербург, предмет – представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. В экспертном интервью участвовали 5 специалистов отделения, имеющих опыт работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье. Вторая глава включает в себя три параграфа, в которых рассматриваются методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Рассмотрен опыт зарубежных стран, социальная политика РФ в решении рассматриваемой проблемы, а также деятельность г. Санкт-Петербург по превенции жестокого обращения с детьми на примере центра Василеостровского района. Третья глава посвящена изучению представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Данная глава состоит из трех параграфов: программы исследования, результатов, а также выводов и рекомендаций.
Выпускная квалификационная работа имеет объем в 76 страниц, количество литературных источников включает в себя 74 наименования
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут реализовываться в различных видах и формах, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни вплоть до летального исхода. Имеются отрицательные последствия для здоровья: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов (печени, селезенки, почек и др.). Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от жестокого обращения.
Анализ литературы по проблеме жестокого обращения с детьми в семье показывает, что своевременная диагностика детей, ставших жертвами жестокого обращения в семье, является одной из актуальных проблем. Поскольку отрицательный опыт жестокости в детстве зачастую воспроизводится, как полагает большинство ученых, в последующих поколениях, из этого следует необходимость выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи таким детям и их семьям. Практически все дети, пострадавшие от жестокого и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Задачами первого порядка являются обеспечение безопасности ребенка, поддержание или создание окружения, способствующего конструктивному развитию ребенка, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения. Изучению этих вопросов была посвящена выпускная квалификационная работа.
В соответствии с поставленными задачами в выпускной квалификационной работе были достигнуты следующие результаты:
1. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию агрессии и насилия, позволяющие расширить представление о природе феномена насилия. Анализ теоретических подходов позволяет формировать знание об этапах и механизмах развития агрессии и насилия, а также возможных причинах этих проявлений. На основании анализа выведено следующее определение насилия – это все действия, причиняющие ущерб другому человеку, животному или неодушевленному объекту. А жестокое обращение в отношении ребенка – это действия или бездействия различного характера со стороны родителей, заменяющих лиц или других взрослых, результатом которого является нарушение здоровья и благополучия ребенка или создание обстоятельств, мешающих его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемление их прав и свобод.
2. Проведен анализ научной литературы, в которой содержится теоретический материал о формах, видах и причинах жестокого обращения с детьми в семье. Жестокое обращение с детьми представляет собой переплетение факторов, обуславливающих его проявление в обществе. Виды жесткого обращения также носят комплексный характер, поскольку зачастую у ребенка, ставшего жертвой жестокого обращения, наблюдаются признаки, присущие различным видам насилия. У такого ребенка можно диагностировать как наличие синяков и ссадин, так и эмоциональную неустойчивость и проблемы взаимодействия со сверстниками. Зачастую, причины и факторы риска сводятся к следующему: семьи с низким материальным уровнем, многодетные семьи, неполные или конфликтные семьи, неготовность родителей к появлению ребенка, причины, связанные со здоровьем родителей: выраженный алкоголизм родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания родителей, причины, связанные с особенностями ребенка: повышенная активность; «нежеланность» ребенка; психические отклонения ребенка.
3. Рассмотрен опыт профилактики зарубежных стран, таких как США, Австрия и Германия. Выделены рекомендации ученых по совершенствованию превентивных мер. Зарубежных стран говорит о высокой слаженности взаимодействия всех субъектов защиты детей от жестокого обращения. Слаженный и хорошо развитый нормативно-правовой механизм, широкая сеть специализированных учреждений, компетентность специалистов, заинтересованность граждан и правительства – все эти факторы позволяют считать деятельность зарубежных стран достаточно результативной. Адаптация такого опыта к российской реальности способна сыграть положительную роль в процессе реформирования существующей системы профилактики.
4. Исследован опыт работы по профилактике семейного насилия над детьми Российской Федерации в целом и г. Санкт-Петербург. Были выявлены некоторые положительные моменты в реализации социальной политики в отношении превенции жесткого обращения с детьми. Так, на государственном уровне реализуются мероприятия по подготовке родителей к рождению ребенка, повышению их компетентности в психолого-педагогической сфере. В постоянном развитии находится нормативно-правовая база государства и его субъектов. В распоряжении субъектов находится право выработки программ и мероприятий, направленных на решение проблем в сфере семейной политики. Концепция г. Санкт- Петербург на 2018-2022 гг. является примером реализации этого права и проявлением заинтересованности города в решении проблемы. В городе проходят различные мероприятия, направленные на гармонизацию внутрисемейных отношений, повышение психологического комфорта семьи, материальное обеспечение и поддержку нуждающихся семей. Регулярные отчеты уполномоченных по правам ребенка позволяют отслеживать динамику развития проблемы и на основании актуальной информации вносить коррективы в деятельность по ее решению.
5. Рассмотрен опыт деятельность Центра помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербург, который послужил базой прикладного эмпирического исследования. По результатам исследования были выявлены мнения экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Специалистами Отделения был предложен перечень мер, которые направлены на повышение результативности системы профилактики. Данные рекомендации затрагивают как нормативно-правовую базу, регламентирующую работу с жестоким обращением, так и вопросы развития образовательного сектора Российской федерации. Важным представляется также мнение экспертов о необходимости развития правового сознания граждан, которое на данный момент находится на достаточно низком уровне. Кроме того, в качестве рекомендаций предлагается: уменьшение бюрократизма, вовлечение граждан в решение проблемы, усиление роли СМИ, повышение участия третьего сектора в решении проблемы и т.д.
Анализ литературы по проблеме жестокого обращения с детьми в семье показывает, что своевременная диагностика детей, ставших жертвами жестокого обращения в семье, является одной из актуальных проблем. Поскольку отрицательный опыт жестокости в детстве зачастую воспроизводится, как полагает большинство ученых, в последующих поколениях, из этого следует необходимость выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи таким детям и их семьям. Практически все дети, пострадавшие от жестокого и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Задачами первого порядка являются обеспечение безопасности ребенка, поддержание или создание окружения, способствующего конструктивному развитию ребенка, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения. Изучению этих вопросов была посвящена выпускная квалификационная работа.
В соответствии с поставленными задачами в выпускной квалификационной работе были достигнуты следующие результаты:
1. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию агрессии и насилия, позволяющие расширить представление о природе феномена насилия. Анализ теоретических подходов позволяет формировать знание об этапах и механизмах развития агрессии и насилия, а также возможных причинах этих проявлений. На основании анализа выведено следующее определение насилия – это все действия, причиняющие ущерб другому человеку, животному или неодушевленному объекту. А жестокое обращение в отношении ребенка – это действия или бездействия различного характера со стороны родителей, заменяющих лиц или других взрослых, результатом которого является нарушение здоровья и благополучия ребенка или создание обстоятельств, мешающих его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемление их прав и свобод.
2. Проведен анализ научной литературы, в которой содержится теоретический материал о формах, видах и причинах жестокого обращения с детьми в семье. Жестокое обращение с детьми представляет собой переплетение факторов, обуславливающих его проявление в обществе. Виды жесткого обращения также носят комплексный характер, поскольку зачастую у ребенка, ставшего жертвой жестокого обращения, наблюдаются признаки, присущие различным видам насилия. У такого ребенка можно диагностировать как наличие синяков и ссадин, так и эмоциональную неустойчивость и проблемы взаимодействия со сверстниками. Зачастую, причины и факторы риска сводятся к следующему: семьи с низким материальным уровнем, многодетные семьи, неполные или конфликтные семьи, неготовность родителей к появлению ребенка, причины, связанные со здоровьем родителей: выраженный алкоголизм родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания родителей, причины, связанные с особенностями ребенка: повышенная активность; «нежеланность» ребенка; психические отклонения ребенка.
3. Рассмотрен опыт профилактики зарубежных стран, таких как США, Австрия и Германия. Выделены рекомендации ученых по совершенствованию превентивных мер. Зарубежных стран говорит о высокой слаженности взаимодействия всех субъектов защиты детей от жестокого обращения. Слаженный и хорошо развитый нормативно-правовой механизм, широкая сеть специализированных учреждений, компетентность специалистов, заинтересованность граждан и правительства – все эти факторы позволяют считать деятельность зарубежных стран достаточно результативной. Адаптация такого опыта к российской реальности способна сыграть положительную роль в процессе реформирования существующей системы профилактики.
4. Исследован опыт работы по профилактике семейного насилия над детьми Российской Федерации в целом и г. Санкт-Петербург. Были выявлены некоторые положительные моменты в реализации социальной политики в отношении превенции жесткого обращения с детьми. Так, на государственном уровне реализуются мероприятия по подготовке родителей к рождению ребенка, повышению их компетентности в психолого-педагогической сфере. В постоянном развитии находится нормативно-правовая база государства и его субъектов. В распоряжении субъектов находится право выработки программ и мероприятий, направленных на решение проблем в сфере семейной политики. Концепция г. Санкт- Петербург на 2018-2022 гг. является примером реализации этого права и проявлением заинтересованности города в решении проблемы. В городе проходят различные мероприятия, направленные на гармонизацию внутрисемейных отношений, повышение психологического комфорта семьи, материальное обеспечение и поддержку нуждающихся семей. Регулярные отчеты уполномоченных по правам ребенка позволяют отслеживать динамику развития проблемы и на основании актуальной информации вносить коррективы в деятельность по ее решению.
5. Рассмотрен опыт деятельность Центра помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербург, который послужил базой прикладного эмпирического исследования. По результатам исследования были выявлены мнения экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Специалистами Отделения был предложен перечень мер, которые направлены на повышение результативности системы профилактики. Данные рекомендации затрагивают как нормативно-правовую базу, регламентирующую работу с жестоким обращением, так и вопросы развития образовательного сектора Российской федерации. Важным представляется также мнение экспертов о необходимости развития правового сознания граждан, которое на данный момент находится на достаточно низком уровне. Кроме того, в качестве рекомендаций предлагается: уменьшение бюрократизма, вовлечение граждан в решение проблемы, усиление роли СМИ, повышение участия третьего сектора в решении проблемы и т.д.
Подобные работы
- Организационные основы профилактики жестокого обращения с детьми в семье (на примере г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в семье
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающих семьях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа с детьми-жертвами насилия (Теория и методика социальной работы)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



