Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа с детьми-жертвами насилия (Теория и методика социальной работы)

Работа №40817

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАСИЛИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 7
1.1 Насилие как социально - психологический феномен 7
1.2 Причины жестокого обращения с детьми 9
1.3 Статистика насилия над детьми 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ 18
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию 18
2.2 Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних 22
2.3 Психологическая помощь детям – жертвам насилия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Проблема насилия и жестокого обращения является междисциплинарной. Исследуемый вопрос прорабатывался в философии, социологии, социальной психологии, психологии, педагогике, юриспруденции. Каждая из этих дисциплин опирается на собственные принципы, категории, традиции и использует свойственные ей методы исследования, проводимые по данной проблеме. Несомненно, что названные составляющие являются взаимодополняющими и взаимообогащающими.
Первым в России обратился к проблемам свободного воспитания Л. Толстой. Он критиковал существующую в то время систему образования и воспитания, которая считала, что этот процесс должен строиться только по желанию взрослых. «Учить - говорил Толстой, - следует НЕ насилием, потому, что дети запоминают то, что хотят, и держат это в памяти столько, сколько хотят». Он считал, что чтобы изменить педагогические подходы к воспитанию детей на ненасильственные, гуманные, развивающие, а не подавляя личность, необходимо осуществить ненасильственный духовный переворот в человеке - это главная идея предложенной им духовной революции, которую он разработал в 90-х годах 19 века, изменив многие, из которых прежних взглядов на воспитание как в семье, так и в школе. Новые идеи он воплощал в работе Яснополянской школы, где дети были свободны от наказаний, нареканий, образ, давления со стороны педагогов, были свободны в своем волеизъявлении [15, с.5].
В начале 20-го века в силу особенностей того времени теория свободного воспитания теряла свою актуальность. Как же не вспомнить среди отечественных деятелей знаменитый опыт работы А. Макаренко с беспризорными в колонии имени А. Горького и в коммуне имени Ф. Дзержинского, где использовались физические наказания как средство воспитания, Макаренко считал главным в общении с воспитанниками - проявлять человечность и уважать их взгляды, видеть в них личность.
Во многом похожим и отличным от опыта А. Макаренко, но также пропагандируя ненасилие, есть опыт работы В. Сороки-Росинского в школе имени Достоевского для трудновоспитуемых. Там никогда не применялись наказания, даже в виде принудительного труда, а тем более телесные. Весь процесс обучения и воспитания строился на принципах добровольности.
В 20 - х годах того же 20-го века ревностно пропагандировали ненасильственное воспитание и гуманное отношение к детям как в семье (в первую очередь), так и в образовательных учреждениях Н. Крупская, С. Шацкий, Блонский. Последний считал самыми эффективными такие методы воспитания, как инструктаж, пример, похвала наперевес телесным наказанием, ограничением, унижением и т.п. Эти известные общественные деятели резко критиковали работу своего соратника и соотечественника А. Макаренко в колонии имени А. Горького и в коммуне имени Ф. Дзержинского, поскольку они выступали против применения наказаний, даже так называемых детских судов, практиковал Антон Семенович [15, с.5].
Также идеи ненасилия детей в процессе воспитания четко прослеживаются и в практике педагогов-новаторов середины 20-го века таких, как В. Зеленьковский, И. Ильин, С. Гессен, И. Волков, С. Лысенков, В. Шаталов, Т. Гончаров, Ш. Амонашвили. Они утверждали, что чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, уберечь его от внешнего давления зла, родителям и педагогам надо собственным примером, ненасильственно, научить ребенка искусству самостоятельно осмысливать свой духовный опыт. Наиболее интересны для нас взгляды на воспитание Ш. Амонашвили. Он говорил о том, что воспитание ребенка облегчается не наказанием и ограничениями, а любовью, доброжелательностью, уважением, ибо только это приносит гармонию в развитии ребенка. Педагогика основана на любви не терпит грубости, давления, игнорирования жизнью ребенка. Амонашвили сформировал принципы педагогики ненасилия: Строить процесс обучения с позиции интересов ребенка; в процессе обучения сотрудничать с ребенком, уважать его достоинство; обязательное изучение личности ребенка [11, с.7].
Активно ведутся проблему насилия детей в семье и разрабатывают технологии социальной работы, с семьями, которые столкнулись с этой проблемой такие отечественные ученые как М. Галагузова, И. Зверева, А. Капская, Г. Лактионова.
В последние годы, особенно в государствах постсоветской территории проблема насилия детей в семье становилась все более открытой, все больше отечественных и зарубежных исследователей обращались к этой проблеме с разных подходов: продолжали пропаганду педагогики ненасилия, раскрывали в различных аспектах виды семейного насилия, исследовали последствия различных видов насилия детей в семье, разрабатывали пути предупреждения и преодоления последствий насилия в семье.
А. Самойлова изучает проблему немотивированной детской агрессии и первоочередной причиной этого она считает негуманные отношения родителей и детей. Она пишет, что, будучи экспансивным по отношении к ребенку, мы боимся сначала проявленный ответной агрессии, а потом любых проявлений его самостоятельности. Ребенок высказывает НЕ согласованное с нами мнение, слушает другую музыку, дружит с темы, кто нам не симпатичен - все это рассматривается нами как неуважение со стороны ребенка. Такое поведение родителей А. Самойлова считает насилием, экспансией по отношению к детям. Посягая на личность собственного ребенка, мы отбираем у него жизнь [11, с.8].
Объект исследования: насилие над детьми.
Предмет исследования: социальная работа с детьми, подвергавшимися насилию.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности социальной работа с детьми-жертвами насилия.
Задачи:
 рассмотреть насилие как социально - психологический феномен;
 определить причины жестокого обращения с детьми;
 показать формы и методы социальной работы с лицами, подвергшимися насилию;
 рассмотреть особенности работы социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
 рассмотреть основы психологическая помощь детям - жертвам насилия.
Исследование проведено с применением совокупности методов и способов научного познания: логический, статистический, изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме, анализ существующих социальных технологий профилактики и предотвращения домашнего насилия, метод реферативного изложения.
Курсовая работа носит теоретический характер.
Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Причины жестокого обращения с детьми варьируют и не до конца понятны. Насилие и невнимание к детям часто сопровождаются физическими повреждениями, задержкой роста и развития, психическими проблемами.
Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.
Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.
У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.
Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).
При всей серьезности проблемы насилия в семье, отношение к ней весьма снисходительное. Факты насилия над детьми в семье не принято придавать огласке, считается, что это внутрисемейное дело. Узнают о насилии лишь благодаря учителям в школе, замечающим неблагополучных детей, инспекторам, проводящим диагностическую работу, и соседям. Но ведь этого очень мало. Центральным органом, занимающимся решением проблем насилия над детьми, является органы социальной защиты, и, в частности, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Помощь жертвам домашнего должна комплексный и привлечения специалистов медико-психолого-педагогических для эффективного разрешения проблемы. Оказывая детям, жестокого обращения, работник ряд задач: экстренная по их и здоровья; социального функционирования и развитие семьи. Наиболее важным направлением социального при помощи ребенку, как жертве домашнего насилия, является защита от обращения в семье. Особенность вида деятельности, заключается в установления факта насилия, так как не в объеме осознает, что происходит, запуган и не рассказать о том, что с ним случилось. Для помощи ребенку, работнику знать признаки, характеризующие жестокое с детьми. признаками насилия являются побоев, признаками насилия выступать забитость и ребенка при с окружающими. Данные должны рассматриваться работником в их совокупности.
В ряде случаев оказания экстренной помощи необходимо не только ребенку, но и матери.
Профилактика жестокого обращения с детьми должна проводиться с помощью предоставления сведений родителям или лицам, ухаживающим за ребенком, а также через обращение в соответствующие службы при выявлении семей повышенного риска жестокого обращения с детьми. Родители, подвергавшиеся насилию или пренебрежению в детстве, с большей вероятностью могут в дальнейшем жестоко обращаться со своими детьми. Такие родители часто высказывают тревогу по поводу своей склонности к насилию в семье и хорошо поддаются коррекции. Также высок риск жестокого обращения с детьми у родителей при воспитании первого ребенка, если родители - подростки, а также если в семье несколько детей младше 5 лет.



1. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 25 авг. 2014 г № 1618-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. government.ru/docs/ (дата обращения: 07.05.2018).
2. Алленова О. Жизнь без насилия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://eu.kommersant.ru/deti-i-nasilie.html
3. Бадмаева Н.Ц., Миронова Т.Л., Тудупова Т.Ц. О психологической помощи детям - жертвам сексуального насилия// Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2017.- №4. - С.99-104
4. Ветрова М. Азиатизация России привела к росту сексуальных преступлений [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prezidentpress.ru/news/5106
5. Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru
6. Винникова И. А., Кузнецова Т. И. Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению // Молодой ученый. - 2016. - №24. — С. 425-428. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/128/35292/ (дата обращения: 08.05.2018).
7. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.socialcompas.com
8. Гилинский Я. И. Девиантность и социальный контроль в мире постмодерна: краткий очерк // Человек и общество. - 2015. - № 3-4. - С. 89-99.
9. Ильяшенко А.Н., Сапрунов А.Г., Перспективы законопроекта «о профилактике семейно-бытового насилия» в контексте мер противодействия сексуальной насильственной преступности в семье [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
10. Каждый день от насильственных действий в России погибают 5 детей, – глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/509350
11. Лиманская К.А. Теоретические и методологические основы исследования социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. СПб.: СПбГУ, 2005. -23 с.
12. Лотова И. П. Деструктивные типы семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка // Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегия развития / отв. ред. И. Д. Дементьева. М.: ИИДСВ РАО, 2015. - С. 135-152.
13. Мацкевич И.В. Семейное насилие в отношении детей [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://crimescience.ru/?p=10308
14. Мирюкова М.А. Место социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в системе защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей /Мирюкова М. А., Соколова В.Ф.// Экономика, социология и право. - 2014. - №4. - С. 140-142.
15. Очирова А.В. Проблема жестокого обращения с детьми в современной семье (Социологический анализ): автореф. дисс. ... канд. социол. наук. СПб: СПбГУ, 2005. - 28 с.
16. Паршин Н.М. Семейное и внесемеиное насилие как фактор деформированного становления личности//Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 4 (16). - С. 123-125
17. Попова Р.Р. Психологическая помощь. Особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2015/02/поп_1.pdf
18. Преступления против несовершеннолетних: Где истерические вопли и протесты?! [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agonia-ru.com/archives/19819
19. Смирнов А.М. Виктимологическая характеристика посягательств несовершеннолетних на половую неприкосновенность и половую свободу личности// Lex Russica. - 2016. - №9 (118). - С.178-187
20. Смык Ю. В. Определение понятия «жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2015. - № 6 (159). - С. 38-42.
21. Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения. М., 2013. - 237 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ