Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №121602

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у младших школьников 7
1.1. Понятие патриотизма в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира 16
Вывод по 1 главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотизма у младших школьников 26
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма у младших школьников 26
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков окружающего мира по воспитанию патриотизма у младших школьников 38
2.3. Анализ и обобщение результатов 44
Вывод по 2 главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение 60

Актуальность. На сегодняшний день Закон РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из основных принципов в области образования нашего государства. Конкретные задачи по воспитанию патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества изложены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
В настоящее время тема патриотизма считается весьма актуальной, так как она касается каждого человека, проживающего в нашей многонациональной России. От того, каким патриотом своей Родины считает себя человек зависит его отношение к людям, к родному городу, к правительству, а значит - его отношение к будущему государства в целом. Вклад каждого человека в науку искусство, безопасность и другие области социальной жизни человека, зависит от степени его преданности к Родине, и ко всей стране в целом.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, обычаям, истории и богатой культуре является началом любого воспитания. Воспитание патриотизма подрастающего поколения - это одна из важнейших задач современной школы, подразумевающая постепенное и настоятельное формирование у обучающихся любви к Родине. У учащихся начальных классов необходимо воспитывать гордость за свою страну, свой народ, следует прививать уважение к его историческому прошлому и настоящему. Поэтому роль современной школы нельзя переоценить. Важно, чтобы каждая школа стала для ребенка центром становления патриота своей страны. В конце XX столетия практически не уделялось должного внимания патриотическому воспитанию школьников. Этому способствовало усиленное внедрение СМИ, которое ошибочно создавало мнение о путях развития России, о её базовой идеологии за рубежом.
Серьезные изменения, происшедшие за последние годы в стране выявили новые проблемы воспитания патриотизма у детей, произошло переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли не только в общественной жизни, но и в личной жизни каждого человека.
Эта проблема нашла свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях Н.А. Левиной и Ипполитовой Н.В. Некоторые авторы указывают на большую значимость проблемы патриотического воспитания детей, но не излагают самой системы работы в данном направлении. По мнению К. Е. Хоменко, воспитание патриотизма усложнено неимением методической литературы, которую могли бы использовать педагоги в своей работе в качестве рекомендаций, советов, предложений по этой проблеме. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у младших школьников, является обращение к некоторым аспектам проблемы. Так, в исследованиях Т.Н. Дороновой четко видна идея патриотического воспитания, но о самом понятии «воспитание патриотизма» - не говорится. С.Н. Николаева направляет свое исследование на экологического воспитание, рассматривая патриотическое внутри него.
Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие заостряют внимание на привитии у детей любви к культурному наследию своего Отечества. Ученые: С.А. Козлова и Т.А. Куликова считают одним из важных аспектов решения этой задачи через изучение Родины-России.
Проблема исследования: каковы эффективные педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель: выявить и экспериментально проверить эффективные педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект: процесс воспитания патриотизма младших школьников.
Предмет: педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза: процесс воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира будет эффективным, если:
- включать уроки, задания, упражнения, занимательный материал патриотического содержания;
- разработать критерии, показатели, уровни воспитанности патриотизма;
- создать благоприятные условия для воспитания патриотизма на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по воспитанию патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира.
2. Раскрыть понятие и сущность патриотизма.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков окружающего мира по воспитанию патриотизма у младших школьников.
4. Выявить педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 80 имени Героя Социалистического Труда А.С. Мурысева».
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей начальных классов при подборе заданий и упражнений на уроках окружающего мира, направленных на воспитание патриотизма у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было рассмотрено определение патриотизма, ее компоненты, критерии, показатели воспитанности.
Патриотизм авторы рассматривают как, любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм предполагает совокупность следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, деятельностного. В качестве критериев воспитанности патриотизма выступают непосредственно данные три компонента. Показателем воспитанности когнитивного критерия является присутствие патриотизма, показателем эмоционального критерия - система переживаний, и все то, что относится к Родине, показателем деятельностного критерия - активность и определенные действия личности, характеризующиеся патриотической направленностью.
Младший школьный возраст является в наибольшей степени удачным для воспитания патриотизма, так как этот период жизни имеет своё начало в формировании духовно-нравственных основ, чувств, эмоций, в умении адаптироваться в обществе.
Значительными возможностями в области патриотического воспитания обладает учебный предмет «Окружающий мир». Ежедневная работа на уроках окружающего мира над разными видами устных и письменных работ отлично сочетается с выполнением задач патриотического воспитания.
Экспериментальная часть исследования реализовывалась с целью изучения эффективности педагогических условий воспитания патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира.
Исследование проводилось на базе МБУ «Школы №80». Всего в эксперименте участвовало 46 учащихся 2 классов. Из них 24 ученика 2 «А» класса составили экспериментальную группу, а 22 ученика 2 «Б» класса - контрольную группу. Возраст школьников 8-9 лет.
Констатирующий этап исследования подразумевал проведение диагностики учащихся, целью которой было раскрытие первоначального уровня воспитанности патриотизма у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах. Констатирующий эксперимент показал, что патриотизм у младших школьников сформирован недостаточно. В контрольной группе преобладал средний уровень - 46%. В экспериментальной группе также преобладал средний уровень воспитанности - 64%.
На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс уроков окружающего мира, направленный на воспитание патриотизма. Формирующий эксперимент проводился в соотношении с педагогическими условиями, описанными в гипотезе исследования. Формирующий эксперимент осуществлялся в несколько этапов. Первый этап предполагал углубление, расширение и закрепление патриотических знаний о Родине, о государственной символики страны. Второй этап был направлен на воспитание эмоционального отношения к Родине, к малой Родине, уважительной отношение к культуре своей страны. Третий этап предполагал организацию на уроках окружающего мира творческой деятельности , направленной на патриотическое воспитание.
Контрольный эксперимент показал, что уровень воспитанности патриотизма в экспериментальной группе повысился, а средний, ниже среднего и низкий уровень понизился. У учеников в контрольной группе тоже были изменения в динамике воспитанности патриотизма, но не значительные.
Таким образом, можно сказать, что разработанный нами комплекс уроков направленный на воспитание патриотизма у младших школьников, показал свою результативность.
Результаты педагогического исследования целиком доказали актуальность выбранной темы, точность выдвинутой нами гипотезы.
Разработанный комплекс уроков мы советуем применять в системе начального общего образования.


1. Агапова, И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 224с.
2. Алексеев, Л.Л., Анащенкова С.В., Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеев. По ред. С.В. Анащенкова, Г.С. Ковалевой. - М.:Просвещение,2010.-120с.
3. Антонов, Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст] / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. - М.: АРКТИ, 2013. - 129с.
4. Блонский, П.П.Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П.П. Блонский.- М.: МПСИ, МОДЭК, 2006.­632с.
5. Батурина, Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно - воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей [Текст] / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: Школьная пресса, 2013.-144с.
6. Бедник, Д.В. Патриотическое воспитание: от парадоксов поведения к стандартам воспитания [Текст] / Д.В. Бедник. - М.: Библиотечное дело, 2006.- №2-6с.
7. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А.К. Быков // Педагогика. 2007.- №2-42с.
8. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников [Текст] / А.К. Быков // Воспитание школьников.-2008.№5-17с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. СПб: Питер,2008.-398с.
10. Болдина, К.С. Как воспитать патриотизм у школьников? [Текст] / К.С. Болдина // Воспитание школьников.2007.-№3-25с.
11. Воронова, Е.Г. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. Пособие [Текст] / Е.Н. Воронова. - М.:Гардарики,2008.-288с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо,2003.-512с.
13. Водовозова, Е.Н. Царство свободного ребенка: избранные статьи о воспитании [Текст] / Е.Н. Водовозова.-М.:Карапуз,2009.-288с.
14. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. издание [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.:АСТ: КДУ,2007.- 400с.
15. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. [Текст] / Ф.Б. Горелик. - М.: Просвещение,2011.-207с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ