Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора 9
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора 9
1.2 Художественная литература и фольклор как средство формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора 26
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора 44
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений 55
Заключение 66
Список используемой литературы 67
Приложение А Характеристика выборки исследования 70
Приложение Б Диагностические методики для выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений 71
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 83
Приложение Г Конспекты непрерывной образовательной деятельности по реализации содержания области «Познавательное развитие» с применением художественной литературы и фольклора 89
Приложение Д Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 112
Приложение Ж Перспективный план по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» с применением художественной литературы и фольклора экономической тематики 118
Живя в социуме, каждый человек, следует социальным поведенческим нормам, регулирующие отношения человека к обществу, деятельности, людям и окружающему миру. Такие отношения в реальности проявляются через патриотизм, гуманизм, трудовую деятельность, экологическую и экономическую культуру. Экономическая культура включает в себя отношения в экономике, которые возникают между людьми в трудовой деятельности, на производстве, распределяя материальные благи. Именно экономические отношения являются основой социальной жизни и звеном, которое связывает трудовые, нравственные, политические, правовые и экологические компоненты воспитательного процесса. Таким образом, начиная с ранних лет, дети постепенно включаются в социально-экономическую жизнь общества. Поэтому перед родителями и дошкольными образовательными учреждениями возникает большая и основная задача - это формирование экономических представлений у дошкольников. Особенно важно с дошкольного возраста заложить фундамент основных качеств жизнедеятельности, таких как: расчетливость, бережливость, организованность, инициативность, трудолюбие, практичность, самостоятельность и деловитость.
Учитывая специфику развития детского мышления о своеобразном окружающем мире, который присущ ребенку в дошкольном возрасте, можно сказать, что именно чтение художественной литературы формирует у дошкольников первичные представления о главных взаимосвязях окружающего мира и человека. В художественной литературе экономические отношения не менее важны, чем нравственные, этические, поведенческие и социальные.
Основной задачей экономического развития детей старшего дошкольного возраста является формирование первичных и элементарных представлений в области экономики. Научить дошкольников правильно относится к денежным средствам, способам их получения и разумному их использованию, объяснить связь экономики и окружающего мира, ценить результаты трудовой деятельности, как взрослых, так и своей, быть благоразумными потребителями материальных и природных благ.
Для решения возникающих проблем в дошкольной образовательной организации в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений, мы считаем, что необходимо грамотное использование возможностей художественной литературы и фольклора. Так именно через ознакомление с художественными произведениями возможно формирование экономической грамотности детей дошкольного возраста.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений и недостаточным использованием возможностей художественной литературы и фольклора для реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности художественной литературы и фольклора в формировании у детей 6-7 лет первичных экономических представлений?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Предмет исследования: художественная литература и фольклор как средство формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора будет возможным, если:
• отобрана художественная литература и фольклор в соответствии с показателями сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений;
• обогащен познавательный центр и центр художественной литературы атрибутами и материалами на экономическую тематику;
• включены отобранные произведения художественной литературы и фольклора в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания области «Познавательное развитие».
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования, посвященные изучению возможностей художественной литературы и фольклора в личностном развитии у детей старшего дошкольного возраста (Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.А. Карбанова, А.Н. Леонтьев);
• положения об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, представленные в трудах Л.Н. Галкиной, Н.П. Гордеевой, О.И. Меньшиковой, Е.А. Сидякиной, А.Д. Шатовой.
Экспериментальной базой исследования является «МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная» города Нефтеюганска. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием художественной литературы и фольклора, которое может составить основу для более широких научных представлений о ее возможностях в формировании у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Практическая значимость: комплекс методов диагностики и отобранные произведения художественной литературы и фольклора могут быть использованы педагогами при организации работы по формированию у детей 6-7 лет первичных экономических представлений.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 наименований), 6 приложений. Для иллюстрации текста используется 17 таблиц. Основной текст работы изложен на 69 страницах.
Исследование, представленное в данной работе, было нацелено на проверку предположения (гипотезы) о том, что процесс формирования у детей 6-7 лет первичных экономических представлений посредством художественной литературы и фольклора будет возможным, если: отобрана художественная литература и фольклор в соответствии с показателями сформированности у детей 6-7 лет первичных экономических представлений; обогащен познавательный центр и центр художественной литературы атрибутами и материалами на экономическую тематику; включены отобранные произведения художественной литературы и фольклора в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания области «Познавательное развитие».
Проведенная экспериментальная работа помогла выявить возможность применения художественной литературы и фольклора во время непрерывной образовательной деятельности, показав положительную динамику в формировании первичных экономических представлений у детей 6-7 лет.
Контрольное исследование показало, что проведенная формирующая работа принесла положительные результаты: на 33% повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности первичных экономических представлений, на 36% снизился процент низкого уровня. В целом, уровень сформированности первичных экономических представлений по всем показателям у детей экспериментальной группы увеличился. Проведенную работу можно считать успешной, а содержание работы с чтением художественной литературы и фольклором рекомендуется использовать воспитателям в дальнейшей работе с детьми 6-7 лет. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что цель эксперимента достигнута, и гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии. М. : Росмэн, 2015. № 1. 131 с.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. М. : Мозика-Синтез, 2016. 83 с.
3. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2017. 256 с.
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2014. 213 с.
5. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Т. А. Марковой. М. : Просвещение, 2017. 145 с.
6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. М. : Говорящая книга, 2012. 210 с.
7. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Челябинск, 2014. 232 с.
8. Галкина Л. Н. Экономика для детей: методич. пособие. Челябинск : Цицеро, 2015. 113 с.
9. Галкина Л. Н. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в семье. Материалы 9-ой Международной научной практической конференции, 2016. Педагогические науки. София : Бял ГРАД-БГ, 2014. С. 28-31.
10. Голуб Л. А. Экономическое воспитание дошкольников. Инновационная программа предшкольного образования. М. : Просвещение, 2015. 125 с.
11. Ефремова О. В. Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку [Электронный ресурс], 2017. URL : https://nsportal.ru/detskiy- sad/upravlenie-dou/2017/12/14/pedsovet-v-dou-znakomstvo-doshkolnikov-s- osnovami-ekonomiki (дата обращения: 21.04.2021).
12. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М. : Просвещение, 2016. 162 с.
13. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. М.: Знание, 2012. 98 с.
14. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: методич. пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2016. 96 с.
15. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова О. В. Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 2017. 126 с.
...